Сапожникова, исходила от патриарха 515 . Житие митрополита Филиппа в его Хронографической редакции было включено как исторический источник в составленный при патриаршей кафедре Летописный свод 1652 г. 516 . Тот факт, что именно Никон переносит мощи митрополита Филиппа в Москву, как считает Е.К. Ромодановская, в значительной мере случаен, поскольку это входит в обязанности новгородского митрополита, пост которого занимал Никон 517 . С.В. Лобачёв считает, что канонизацию митрополита Филиппа следует рассматривать в контексте процесса translatio relidionis, который заметно оживился в начале царствования Алексея Михайловича: собирание православных святынь и перенесение в столицу мощей церковных святителей свидетельствовало о стремлении властей превратить Москву в центр православного христианского мира 518 . Между тем перенесение мощей митрополита Филиппа приняло такой масштабный характер, что это событие не обошли вниманием находящиеся в России иностранные агенты: 23 марта 1652 г. в донесении королеве Христине из Москвы шведский агент Иоганн де Родес сообщил о посольстве на Соловки за мощами Филиппа 519 . Рассказ о случившемся в Соловецком монастыре видении митрополита Филиппа, как и о других «знаковых» видениях, Никон включил в своё послание к царю, чем определился тип повествования о чудесном явлении: видение описано кратко и документировано. В соответствии с требованиями жанра автор указывает обстоятельства видения: «Мало ми воздремавшу», Никон увидел святого митрополита Филиппа, лежащего в раке. Детально описаны действия святого, за которыми наблюдает Никон: святой Филипп приоткрыл покров, лежащий на нём. пошевелился, как бы желая сесть; немного привстав, святой, обратившись к Никону, стоявшему в стороне и не смевшему двинуться, приветствовал его словами: «Миръ ти, братие»; затем снова лёг, и снова «восклонься», сел прямо и сказал: «Миръ ти, брате, и не отходи отъ мне». Никон, боясь приблизиться, робко произнёс: «Прости мя, владыко святый, яко за многая своя согрешения къ твоей святыни приближи ти ся не смю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1) Пропуск слов: «И оне (нет: нын), будучи в таком воровств...» 31, с. 77 – 2, л. 126); «И он (нет: мн), богомольцу, то же сказали» 62, с. 162 – 3, л. 288); «и велми плачются о мимошедшем (нет: своем) к теб согрешении» 110, с. 260 – 4, л. 504); 2) пропуск фраз: «И я, богомолец твой, не убояся гроз их, призывал попов и им запрещал, и памяти по них розсылал,//и к воровской (нет: их) записи (нет: не велел рук прикладывать. И Ивашко да Игнашко многих и бил, и в желза, и в тюрму сажали, чтоб руки к их воровской записи) приложили» 110, с. 258 – 4, л. 502–503); «...чего оны достойны в своей вин наказанья, или бы им (нет быть на крпких поруках до твоего государева указу, чтоб им) голодною смертию не помереть» 139, с. 339 – 6, л. 677); 3) неверно передан текст источника; «дома» – «дому», «палатах» – «полатах» 31, с. 76 – 2, л. 126); «указа» – «указу», «с товарыщи» – «с стоварыщи», «И апреля (в изд. далее лишнее слово: государь) в 3 день» 62, с. 163 – 3, л. 289, 290); «людям» – «людем»; «и на мнея грозился» «и на меня грозилися»; «на поводе» «на подводе» 110, с. 258, 259 – 4, л. 502, 504); 4) опечатки: «кеязь» (вм.: князь), «богомолей» (вм.: богомолец) 62, 162), (пристивали) (вм. приставали) 110, с. 258) и др. Текст одной отписки митрополита Никона (после 18 марта 1650 г.), изданный М.Н. Тихомировым (Тихомиров 1940, 290–291; 5), тоже не всегда соответствует оригиналу; «как (вм.: км) тот внец движится», «обоими руками» (вм. «обоима рукама»), «И в том же часу (нет: вдом) учинился», «и (нет: я) хотл». В тексте отписки митрополита Никона (после 4 апреля), изданной С.В. Лобачёвым (Лобачёв 2003, 347–348), перепутаны глагольные формы; «сыскали» (вм.: «сыскав»), «шумем» (вм.: «шумели»), «честь» (вм.: «вычесть»), «слушав» (вм.: «выслушав»), «выпустил и отпустил» (вм.: «выпустили и отпустили»), («смутил» (вм.: «смутить»), неверно прочитаны отдельные слова: «в хоромех» (вм.: «хоронех»), «Мы, де, государь, не виновны и вины, де, нам государю приносить не в чем» (вм.: Мы, де, государю не виноваты, и вины, де, нам государю приносить н о чем»), «ко всяким чинов людем» (вм.: «ко всяким чином людем»), «сутки» (вм.: «судки»), есть пропуски союза: «(нет: и) велено им».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Л. 290 ...князь Семена Урусова... – Урусов Семён Андреевич († ок. 1656 г.) – в московских боярских книгах упоминается как стольник с 1636 г., как кравчий с 1641 г., с 1658 г. как боярин – Указатель 1853, 427. В 1646–1647 гг. новгородский воевода. Во время пребывания в Новгороде был обвинён местными дворянами в плохом обращении и превышении власти – Лобачёв 2003, 349. князь Федора Федоровича Волхонского... – Волконский Фёдор Фёдорович († в 1665 г.) – в московских боярских книгах упоминается как стольник с 1627 г. как окольничий с 1636 г., с 1658 г. как боярин – Указатель 1853, 77. По указу царя Алексея Михайловича в 1650 г. был послан в Псков для проведения розыска, но был схвачен восставшими псковичами и содержался под стражей – Тихомиров 1935, 59–66. 4 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царю о принятых им мерах для усмирения восставших и с просьбой помиловать их (1 мая) РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 2, л. 502–504. Три сстава, писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 1997, 130 (1652). Текст изд.: Коваленко и др. 2001, 257–260 110); документ датирован 1 мая «условно по другой отписке», привезённой тем же гонцом, а также по тому, что к отъезду другого гонца, К. Солецкого, выехавшего 1 мая, «отписки» не были готовы – РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, л. 489; Коваленко и др. 2001, 401. (л. 502) 1438 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа 1439 Русии! Богомолецъ твой, новгородцкой Никонь митрополить. Бога молю и челом бью. В нынешнем, государь, во 158 (1650)-м году марта в 15–й день въ твоей, государеве, отчине в Великом Новгороде от худых людей стало нестроение, и ко мн, богомольцу твоему, многажды приходили, чтоб я с ними был 1440 заодно. И я имъ ни в чем не потакал и розговаривал всяко, чтоб и они от такова дурна престали. И добрые люди, которые слушали и к дурну ни х какому не приставали 1441 , т у меня, богомольца твоего, во двор были, и поил, и кормил их домовым. И худые люди выняли ис тюрьмы Игнашку И тот Игнашко, пристав к худым людем 1442 , пришел ко мн в келью, и я ему розговаривал, чтоб онъ к такому худому длу не приставал. И Игнашко меня не ослушал и про тобя, государя, говорилъ непристойные слова перед окольничим и воеводою князь Федором Андревичем 1443 Хилковым, и просил у меня бывшаго дворецкаго Ивашка Жеглова. И я ему ево не велл из-за пристава имать. И онъ, Игнашко, собрався со многими людми 1444 , Ивашка Жеглова из-за пристава выбил. А сделъ онъ, Ивашко, в твоем государеве дле. И то я Игнашку сказывал. И Ивашко 1445 , сложася с Ыгнашкою, к ворамъ пристали и стали воровать заодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Поляне. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Не действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы , Илии Пророка Год постройки:не ранее 1767. Адрес: Россия, Псковская область, Пушкиногорский район, деревня Поляне Координаты: 56.874433, 28.900531 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построена в 1767 году «тщанием помещиков Ивана Кирилловича Горянинова и Григория Ивановича Коновницына». Двухстолпная. Имела два престола: главный - во имя Покрова Божией Матери и придельный - во имя Святого Пророка Ильи. Причт до Октябрьской революции 1917 года в России состоял из священника, дьячка и псаломщика. Церковной земли было 126 десятин. С 1899 года при храме действовала церковноприходская школа. Возле церкви на кладбище сохранились старинные захоронения. Храм находился в имении помещиков Коновницыных. Источник: Псковская энциклопедия. Главный редактор - А. И. Лобачёв. Псков, Псковское региональное общественное учреждение - издательство " Псковская энциклопедия " , 2007 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=13003

Самая наружность о. Леонида (в схиме Льва) показывала в нем необыкновенного человека. Он был высокий, стройный, с легкой, но мужественной походкой; смуглое лице его обрамляли густые, волнистые, как грива, длинные волосы (под старость желтовато-белые) и придавали ему большое сходство со львом. В годы мужества он обладал такою физической силой, что мог поднимать тяжести до 12 пудов. Голос имел резкий и иногда при ответе изменял его. Взгляд имел открытый и привлекательный, вызывающей всякого приходящего на откровенность. В его присутствии многие ощущали внутренний мир, успокоение и сердечную радость. В ответах был краток, а иногда иносказателен, как бы намеренно юродствуя. Слова Св. Писания добавлял народными выражениями. Старчество о. Леонида Обладая многими духовными дарами, о. Леонид по смиренномудрию всячески старался бегать людской славы, но слава шла в след его. «Каждому дается проявление Духа на пользу», говорит Ап. Павел ( 1Кор.12:7 ). «И иных Бог поставил в Церкви – во-первых – Апостолами, во вторых – пророками, в третьих – учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки» (12:8). Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (14:1). «А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание, утешение» (3). О. Леонид, по милости Божией, достиг любви, ибо из любви к ближним оставил уединение и отдал себя на служение ближним, уча всех приходивших к нему деятельной любви, смирению, терпению, покаянию во грехах. Как сам он поступал, так и других учил, по завещанию Апостола Павла: «ничего не делайте по любопрению, или по тщеславию, но по смиренномудрию считайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других ( Флп.2:3–4 ). С глубочайшим благоговением встретили его Оптинские монахи. С прибытием его в Пустынь изменился и духовный строй монастырской жизни. Он объяснил братии всю пользу откровения помыслов, которые в течение дня увлекали монаха, и для всех братий двери кельи его во всякое время были открыты. И не только в Оптиной Пустыни, но и во многих обителях о. Леонид располагал монашествующих к откровению помыслов своим старцам и старицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 -А сейчас я слушаю вопрос.  -Добрый вечер, отец Леонид.  -Добрый вечер.  -Вот я хотела спросить: раньше древние люди, например Моисей, он не одну сотню лет жил?  -Да.  -Вот. А как же молитва Моисея в псалме 89 читается: Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.  -Матушка, Моисей жил не 900 лет. Моисей не был праотцом, он был пророком. Он жил после Потопа. Это большая разница. Если мы говорим о Ное, то Ной является пограничным человеком. Вот он прожил 635 лет. А Моисей жил уже после Потопа. Он уже не являлся праотцем, он являлся пророком. Да, он принес с Синая скрижали, да, он был боговидцем, да, он был величайшим пророком, благодаря которому еврейский народ мог сбежать от фараона через Красное море, когда расступилась вода, произошло величайшее чудо. Манна выпала в пустыне. Потрясающие источники там открылись по его молитве. Конечно, это один из величайших людей, когда -либо живших на земле. Но это ваша первая ошибка. А вторая- вы говорите о псалме Давида, а не Моисея. Моисей не имел никакого отношения к псалмам. «Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим». Так пишет псалмопевец Давид. О чем он говорит? О реальном уже положении вещей послепотопного человечества, которое не жило так долго.  Хотя врачи говорят: в 90 и более лет начинают вновь расти коренные зубы. Это действительно так, я знаю точно. Потому что у моего одного родственника в 90 лет действительно начали расти коренные зубы. Это не шутка. То есть в программе какой-то, конечно я в кавычках говорю, «программе» было заложено вот это долгоденствие, когда народа ыло очень мало. До потопа было мало. После потопа как начали плодиться, всю землю населили. Сейчас вот Билл Гейтс и всякие масонские лидеры думают, как бы им удалось истребить 2-3 миллиарда, все силы брошены на это. Вот жена Билла Гейтса сказала, когда ее спросили, чем же она занимается, она ответила: больше всего проблемы с сокращением населения земли. Но очень успешна эта борьба, смотрите, началась активная борьба с табакокурением -так всем этим фирмам дали другой кусок. Им дали ГМО. И сейчас практически все фирмы, которые занимались табачным производством и высевали табак, культивировали его, превращали в ту или иную форму табачной продукции, сейчас они на этих же полях занимаются культивированием генно-модифицированных растений.

http://radonezh.ru/text/kak-vy-otnosites...

А потому проблема с судьбой Петрова поста существовала бы точно так же, как и сейчас. Точнее, она бы даже не возникла, если бы не появилась ныне действующая версия расчёта Пасхи: только после Песаха. «Равнение на иудеев», которое присутствует в принятой трактовке Апостольских правил, если вдуматься, противоречит Благой вести: «предоставь мёртвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лк. 9:60). Есть и другое, не менее жёсткое управленческое правило Иисуса Христа на ту же тему: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Служить Богу – значит исполнять Его волю, причём не избирательно – эту волю исполняю, а эту нет, а целиком, начиная с самой первой, имеющейся в Шестодневе: «и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:28). Поручение владычествовать обращено ко всему роду человеческому, а не к отдельным людям, группам, народам. Неужели ближе всего к исполнению этой заповеди Бога подошли китайские коммунисты, недавно предложившие всему миру формулу « сообщество единой судьбы человечества »? Леонид Сергеевич Гребнев , доктор экономических наук, профессор Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Саранске за дорогую аферу арестован директор «Спецсервис» УЖАС: Молодая жена Петросяна рассказала в СМИ о тяжелой болезни В России водителей на любой заправке могут оштрафовать за это Актриса Уколова ужаснулась от Сызрани и написала мэру: читать Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/o_...

- Батюшка, мне приходилось слышать от некоторых православных (конечно, не от священнослужителей, а от мирян), что вот, дескать, сходили в постный день на мюзикл... - А я слышал такое и от священнослужителей. Правда, от меньшинства. Чистой воды фарисейство. Мне жаль этих людей. Они плохо читали Евангелие. Вспомните, что говорит Господь про Силоамскую башню: " Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но если не покаетесь, все так же погибнете " . В один подмосковный храм родители привезли своего погибшего сына, кстати, прихожанина этого храма. Священник не отказался отпевать его, но при этом прочел родителям нотацию, в которой не было ни грамма любви, а только ветхозаветное законничество. Люди были травмированы и повезли сына в другой храм. В данном случае батюшка поступил не как христианин, а как законник-фарисей. Поймите, нет православного закона. Конечно, каноны нужны, они имеют глубокий смысл, но в первую очередь христиане должны руководствоваться любовью. - Вам в эти трагические дни было не до телевизора. Поэтому, возможно, вы не слышали следующего пассажа: в дни захвата родственники заложников были объединены, а теперь горе разделило их. То есть потерявшие близких черной завистью завидуют тем, чьи родственники остались живы. Как можно пробуждать в людях такие низменные чувства? - Это очередная фантазия журналистов. Убежден, что люди, которые там были, так не думают. Я очень рад, что жена Георгия выжила. Она приходила к нам на 9 дней. Не могу говорить за других, но думаю, что подобные чувства испытали многие люди. - Спасибо, отец Александр. Примите еще раз мои соболезнования. Упокой, Господи, душу усопшего раба Божиего Антония. Крепости вам и вашей семье, помощи Божией. Беседовал Леонид Виноградов Леонид Виноградов 15 января 2003 г. Рейтинг: 7.8 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/4539.html

«Выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь». (3 Цар.19,12) Выдался на редкость славный декабрьский денёк: стоял лёгкий морозец, снег искрился на солнце, белоснежные сугробы мелькали вдоль дороги. Отец Савватий ехал на станцию Комарихинскую к умирающему старичку. Только сам не знал, зачем едет: старичок был совершенный безбожник.      Его жена Мария ходила в храм всю жизнь. Ездила из Комарихинской в Казанскую Трифонову пустынь, когда там ещё не было монастыря, а был просто приходской храм Всех святых. В храме служил известный на Урале, да и по всей стране, старец протоиерей Николай Рагозин, и Мария была его верным чадом. С мужем Леонидом они жили хорошо, растили двух дочерей. Леонид — работящий, добрый, любил копаться вместе с женой на огороде, сидеть вечерами вместе на завалинке, любоваться закатом над Чусовой, гонять чаи у тёплого бока печки. Одна незадача: в отличие от верующей жены, он всей душой воспринял атеистическое воспитание, которым в его времена щедро потчевали пионеров и комсомольцев. Искренне считал религию опиумом для народа, и горячо возмущался заблуждениями жены, которая этот самый опиум потребляла, причём в слишком больших, по его мнению, дозах. Леонид пытался убедить Марию, что ходить в церковь и кормить бездельников-попов — полнейшая глупость, что гораздо лучше вместе поработать в огороде или сходить в лес за грибами. Он не любил оставаться дома один, ревновал жену к её непонятным отлучкам, злился, гневался и даже потчевал Марию оплеухами, пытаясь «выбить дурь из её упрямой головы». Но тут, как говорится, нашла коса на камень. Кроткая, смиренная Мария, простая деревенская женщина ещё старой закалки, которая никогда слова поперёк мужу не говорила, хождение в храм бросать отказывалась наотрез. По её просьбе старец, отец Николай, приехал к ним в дом, пытался поговорить с Леонидом, убедить его смягчиться. Но тот был так озлоблен, что даже всеми почитаемого старца выгнал, и так разгневался его приходом, что ещё и жене досталось.

http://pravoslavie.ru/75785.html

Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу (весь город и) все место сие. Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел: может быть, до пятидесяти праведников не достанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять. Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, там найдется сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока. И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, там найдется тридцать. Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать. Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати. Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, там найдется десять? Он сказал: не истреблю ради десяти”. —Такова, Лёня, цена праведников, — вздохнула мать. —Ну, а дальше? —Дальше нехорошо, сынок. И читать страшно. Ведь это и нас ожидает, если всюду начнут содомские обычаи принимать. —Что ожидает? —Содом и Гоморра под землю ушли, а на месте том Мертвое море возникло. В нем никакой жизни нет. Ты лучше сам прочти. Серафим вот-вот придет. Мать вышла, оставив сына одного. Когда постучался Серафим, Леонид, возвращая Библию, сказал: —Да, интересно. А не легенды все это? —Нет, Лёня, археологи подтверждают. —Ты мне объясни, кто такие праведники? —Они — самые нормальные люди, те, кто по заповедям Божиим живет. Жить по законам любви — естественное состояние человека. Их молитвами мир держится. Ради них изменяется течение исторических и даже космических событий. Вот что значит жить по Божиим заповедям. —Я по своим заповедям живу. —Не по своим, Лёня, не по своим. Это сатана нашептывает: делай, что хочешь — все можно. Что будет, если всем все можно? Повальный грех, а каждый грех, даже самый малый, влияет на судьбы мира. Так старцы учат. —Какие старцы? Пенсионеры, что ли? —Нет, праведники. Те, которые покаянием сердце очистили. Господь и дал им мудрость. Они все видят. Почему бы тебе не стать праведником? —Мне?! Ну, ты даешь, Чудик. —А почему бы нет? Ради такой цели стоит жить. Иначе — зачем? Не в поддавки же с бесами играть, колдовством занимаясь. —Слушай, парень, не надо! — Леонид уже не смеялся. В глазах его вспыхнули злые огоньки. —Не хочешь — не надо. Человек волен сам выбирать, с кем ему быть.

http://azbyka.ru/deti/boris-ganago-chudi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010