Архиепископ Леонид Краснопевков      Святитель определял синодальное управление Церкви как состояние, «которое в течение двух столетий не рассматривалось и не поверялось Собором», отмечал, что «жизнь гражданская отделилась от жизни церковной», и предрекал: «общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах». В то же время святитель с надеждой смотрел в будущее России: «России предназначено огромное значение. Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I. Он пожаловал в Париж гостем в 1714 г., а в 1814-м пожаловала туда русская армия. Какова быстрота событий! Ныне, навстречу грозящим нам врагам, можно сказать словами 2-го псалма: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?» Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение». Святитель Феофан Затворник Вышенский предостерегал от искушений, исходящих от Запада, видя в этом действие Промысла Божиего: «Нас увлекает просвещенная Европа. Вдохнув этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее. А теперь, кажется, начала забывать тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлет на нас Господь таких же учителей наших, чтоб привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему. Как бы и над нами не исполнилось: придет господин виноградника и погубит виноградарей тех и отдаст виноградник другим (ср.: Лк. 20:16). Но как бы сами не ворвались эти иные и не погубили не только делателей, но и самый виноград, – пророчески замечает святитель Феофан. «Дух мира с превратными учениями есть дух неприязненный Христу: он есть дух антихристов», – предупреждает святитель, и познается он «по враждебному отношению к христианскому исповеданию и христианским правилам жизни. Кажется, вокруг нас делается что-то подобное. Пока ходит повсюду только глухое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: «возложат на вас руки и будут гнать вас, преданы также будете… и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21:12, 16–17). Дух антихристов всегда один: что было вначале, то будет и теперь, в другой может быть форме, но в том же значении. Как же быть? «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Терпи – с твердым словом исповедания на устах и в сердце».

http://pravoslavie.ru/100824.html

Аще и скорбь нам приидет, всяку радость имейте, братия моя, или егда во искушения впадаете различна, ведяще, яко искушение вашея веры соделывает терпение, терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершени и всецели. Блажен мужъ, иже претерпит напасть, зане, искушен быв, приимет венец жизни, его же обеща Бог любящим его. Изрече бо: претерпевый до конца, той спасется. He льстите себе, братие, неции от вас глаголюще: аще дел не творю, но верую в Бога, и спасуся. Но и беси веруют и трепещутъ; вера бо чиста и нескверна пред Богом и Отцем сия есть, да разумеете, яко вера без дел мертва есть. Авраам, отец наш, не от дел ли оправдася, вознес Исаака, сына своего, на жертвенник; видиши ли, яко вера споспешествова делом его, и от дел совершися вера; и совершися писание, глаголющее: верова же Авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся. Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, a не от веры единыя. Сия бо, яже слышах, поведах вам, да и вы общение имате; общение же наше с Отцем и с Сыном его, Иисусом Христом; и сие пишу вам, да радость ваша исполнена будет. И сие есть обетование, еже слышахом от него, и поведаем вам, яко Бог свят есть, и тмы в нем несть ни единыя. Аще речем, яко общение имамы с ним и во тме ходим, лжем, и не творим истины; аще же во свет ходим, яко же и сам той есть во свете, общение имамы друг к другу, и кровь Иисуса Христа, сына его, очищает нас от всякого греха. О сем познахом любовь, яко он по нас душу свою положи, и мы должны есмы по братии души полагати. Сия есть заповедь его, да веруем во имя сына его, Иисуса Христа, и любим друг друга. Соблюдай заповеди его, в нем пребывает, и той в нем. Страха несть в любви, но совершенна любовь вон изгоняет страх. Бояйся же не совершися в любви. Мы любим его, яко той первые возлюбил есть нас. аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть; ибо не любяй брата своего, его же видя, Бога, его же не видя, како может любити? И сию заповедь имамы от него, да любяй Бога, любитъ и брата своего, и всяк веруяй, яко Иисус есгь Христос, от Бога рожден есть, и всяк любляй рождшаго, любит и рожденного от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– Батюшка! Душа человеческая перед вами открыта, как лицо в зеркале: не выслушав духовных нужд и скорбей бывшего сейчас богомольца, вы ему все высказали. Отец Серафим молчал. Иеромонах Антоний продолжал: – Теперь я вижу: ум ваш так чист, что от него ничего не сокрыто в сердце ближнего. Преподобный Серафим положил правую руку на уста своему собеседнику и сказал: – Не так ты говоришь, радость моя. Сердце человеческое открыто одному Господу, и один Бог – сердцеведец, а приступит человек, и сердце глубоко ( Пс.63:7 ). Затем преподобный рассказал, как некоторые укоряли святителя Григория Богослова за то, что он приблизил к себе Максима-циника. Но святитель сказал: «Един Бог ведает тайны сердца человеческого; а я видел в нем обратившегося от язычества в христианство , что для меня велико». Отец Антоний не отступал: – Да как же, батюшка, вы не спросили купца ни единого слова, и все сказали, что ему потребно? Преподобный Серафим начал объяснять: – Он шел ко мне, как и другие, как и ты шел, яко к рабу Божию. Я, грешный Серафим, – так и думаю, что я грешный раб Божий, – что мне повелевает Господь, то я и передаю требующему полезного. Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив его воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решив умом: в таких случаях всегда делаются ошибки» (9, с. 148–149). Епископ Леонид 10 , викарий Московской епархии, в 1849 году записал замечательный рассказ, слышанный им от некоего отца Феодора. Иеромонах Антоний рассказывал отцу Феодору, что когда он постригся в монахи, было у него пламенное желание того жития, образец которого встречал он в книгах отеческих, им прочитанных: ему хотелось, по примеру древних, начать с того, чтобы волю свою бросить в горн послушания, совершенно отречься от себя и предать волю свою в волю избранного старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Будучи еще 16-летним отроком, Ориген уже укреплял своего отца Леонида-исповедника и сам стал бы добровольно мучеником, если бы не был насильственно удержан от этого матерью, которая, не надеясь на свои уговоры, прятала его одежду. Не имея поэтому возможности выходить из дома, он писал в тюрьму своему отцу и просил не тревожиться за будущность его большой и материально бедной семьи. Когда Леонид был обезглавлен за исповедание Христа, 16-летний Ориген начал преподавать и стал опорой матери и шести младших братьев. Для таких, каким был юноша Ориген, не могла быть опасной языческая школа. И у нас духовное воспитание детей должно стать основным средством для сбережения их от влияния атеизма из лженауки и литературы. Укрепляя веру наших детей всеми доступными нам способами (Таинства, молитва, духовная среда и духовное чтение), мы можем рассчитывать на обетование Спасителя для уверовавших в Него: «И если что смертоносное выпьют, не повредит им»  (Мк. 16, 18). Глава 14 Сохранение от пристрастий мира Не сотвори себе кумира. Втор. 5, 8 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24). Так предупреждает нас Господь. Маммона — золотой телец — один из кумиров падшего человечества. Пристрастием к земным благам могут заразиться наши дети и заразиться от нас, их родителей, если мы не свободны вполне от этого порока. Собирание материальных ценностей под каким-либо предлогом — это недоверие Богу, это нарушение заповедей Господних. Копление — это ограбление тех бедных и нуждающихся, которые могли бы изжить свою нужду при помощи скопленных ценностей. Это прямое нарушение повеления Спасителя «продавайте имения ваши» (Лк. 12, 33). Поэтому страшно богатство для души христианина, по словам Господа  (Мф. 19, 23). Но не только маммона — богатство, пристрастие к роскоши и комфорту — является кумиром современного человечества. Для многих таким кумиром, заменяющим Бога, стали достижения науки и прогресс техники. Вот то, что, по мнению многих современников, может сделать человечество счастливым, чему следует отдавать все свои силы и все свое внимание, во что можно верить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

(в) 60-е годы – по инициативе римских христиан евангелист Мк осуществляет окончательную греч. редакцию второго Евангелия. Свидетельства церковных авторов расходятся относительно времени написания Мк: «Пролог против Маркиона» и Ириней Лионский указывают, что Мк составил своё Евангелие после смерти Петра, (т. е. после 64/65 г.); Климент Александрийский , напротив, утверждает, что оно было написано при жизни Петра. Однако учитывая, что апостол Пётр скорее всего прибыл в Рим незадолго до своей мученической кончины, мы принимаем 60 гг. в качестве наиболее вероятного времени составления окончательной греч. редакции Мк. В эти же годы складывается полная редакция Предваряя окончательное исследование, можно предположить, что рост объёма первого Евангелия мог осуществляться как за счёт включения самостоятельных сборников или устойчивых устных преданий [напр., Нагорная Проповедь, ( Мф.5–7 )], первоначальная форма которых могла сложиться вне круга богослужебных чтений (и, возможно, связана с дидактической или огласительной деятельностью Иерусалимской Церкви), так и вследствие интерполяции отдельных сюжетов, продолжающих развивать тему богослужебных чтений и сохраняющих непосредственную коннотацию с текстом Писания (т. е. опознаваемых в качестве «исполнения» ветхозаветных пророчеств). Примером такой интерполяции может служить фрагмент ( Мф.27:2–10 ): # 176 ( Мф.27:1–12 ) Когда же настало утро, все И тотчас же утром первосвященники и старейшины народа первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти. составили совещание И, связав Его, отвели и предали Понтию Пилату, правителю. Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осуждён, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел; пошёл и удавился. Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную; потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников. Посему и называется земля та «землёю крови» до сего дня. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: «и взяли тридцать сребреников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь». Иисус же стал перед правителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

(в) Греч. глагол δναμαι мочь (арам. /) появляется в ряде случаев у Мк там, где заметно уточнение (экспликация) притчеобразных выражений Мф. # 168 ( Мф.15:11 ) не входящее в уста оскверняет человека ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его ... так что птицы небесные прилетают вьют гнёзда в ветвях его. ... так что могут под сенью его птицы и небесные вить гнёзда. В следующем примере ( # 170) экспрессивная динамика полемической притчи – утверждение, отрицание, заключительный вопрос-обращение – заменяется дидактически-монотонным трёхкратным если ..., не может... # 170 ( Мф.12:25–26 ) Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет; Если царство само в себе разделится, не может устоять царство то. и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если дом сам в себе разделится, не может устоять дом тот. И если сатана сатану изгоняет, то он самом себе разделился: устоит ли царство его? И если сатана восстал на самого себя и разделился, не может устоять, но пришёл конец его. Мы уже отметили целый ряд катехетических редакций ( ## 118–120) и экспликаций ( ## 91–93), принадлежащих Апостолу. Кажется, здесь нам удаётся расслышать интонацию поучений Петра. Во втором Евангелии мы найдём немало примеров, раскрывающих перед нами образ Апостола-свидетеля и ученика Господа, но также и образ Апостола-учителя. [Ср.: «Пётр ... к нуждам приспосабливал поучения (τς διδασκαλας)» (Папий)]. Рассматриваемый фрагмент у Мк предваряется вставкой-пояснением «И призвав их, в притчах говорил им» ( Мк.3:23 ) – в Евангелии от Мф притча говорит сама за себя: πσα βασιλεα μερισθεσα καθ’ αυτς ρημοται (Всякое царство, разделившееся само в себе, пустеет ...) на ивр. …() kol malt mulleet ‘lh rebet (lelet) ... – замечательный пример очень характерной для еврейской притчи (ивр. машаль) аллитерации. (д) В ряде случаев у Мк можно отметить черты, характерные для разговорной речи 33 , а именно: употребление междометий ( # 171), апеллятива ( # 172), повтора ( # 173), вопросо-ответного единства ( # 174), антиципации, т. е. предшествования местоимённого обозначения замещаемому им слову ( # 175).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

В первый же день Своего воскресения Христос прежде всего явился Своей Матери, как гласит древнее предание, потом некоторым женам-мироносицам и наконец всем ученикам, кроме Фомы. Когда же Фома услыхал об этом, то весть о воскресении Христа показалась ему столь невероятной и неожиданной, что он с решительностью заявил: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. Таким образом, для Фомы достоверным тогда казалось только то, что было доступно его внешним чувствам. На восьмой день после того, когда опять все ученики собрались вместе, по преданию, в Сионской горнице, предусмотрительно заперев за собою двери, страха ради иудейска, к ним вдруг явился Иисус, приветствуя их словами: Мир вам!. Потом, обращаясь к Фоме, сказал: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; и не будь неверующим, но верующим. Такое всеведение Христа поразило Фому, и уж одного этого было достаточно, чтобы воскликнуть: Господь мой и Бог мой! Ты поверил потому, что увидел Меня, – с упреком заметил Христос, (т. е. твоя вера не больше как простое признание, вынужденное необходимостью), и потому на этот раз Христос не ублажил своего ученика и, только устремляя вдаль Свой взор, добавил: блаженны невидевшие и уверовавшие. Кто же эти блаженные? Ах, братие мои, с радостью могу сказать вам, что к числу их относимся и мы, христиане. В самом деле, несмотря на все наши недостатки, мы все же веруем во Единого Господа нашего Иисуса Христа, хотя и не видели Его нашими телесными очами. А посему не будем возлагать больших надежд на человеческия значения, которыя подчас только надмевают нас ( 1Кор. 8, 1 ). Пусть наш пытливый ум всегда помнит, что он ограничен. Между тем есть область, так сказать, надмирная, необходимая для нашего спасения, познать которую мы можем только верой. Се же есть живот вечный, да знают Тебе единаго истиннаго Бога, и егоже послал еси Иисус Христа ( Ин. 17, 3 ). А познать Бога можно только верой. Веруйте в Бога, – говорит Христос, – и в Мя веруйте ( Ин. 14, 1 ). Поэтому, не мудрствуя лукаво, последуем за учением Христовым, так оно ныне предлагается нам в Церкви Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

«В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ).   В 1 главе Книги Бытия связь человека с прочими земными творениями передана мыслью о последовательном творении в течение шести дней, причем человек изображается созданным в последний, шестой, день, точнее же – в конце шестого дня ( Быт. 1, 24–31 ). Внутреннее же неустранимое различие между человеком и прочими земными творениями выражено в Священном Писании свидетельством о богообразности человека, о призвании его к богоуподоблению ( Быт. 1, 26–27 ) и о том, что человек может и призван быть владыкой и рачительным хозяином земли. Священное Писание придает большое значение высокому достоинству человека, заботе Божией о человеке, призванию человека, состоящему в обращении к Богу и общении с Ним, факту непослушания человека и великому состраданию Бога к впадающему в непослушание человеку. Бог сотворил человека не так, как прочие твари Тогда как прежде все являлось просто по творческому слову: «Да будет!», созданию человека предшествовал особый предвечный совет Божий – совет между Лицами Святой Троицы, – совет, можно полагать, не о сотворении только человека, но и о будущем воссоздании его после грехопадения, которое Господь предвидел. Ибо апостол Петр говорит о Христе как о непорочном и чистом Агнце, предназначенном еще прежде создания мира ( 1Пет 1, 19–20 ).   Мысль о таком двояком предвечном совете (о сотворении и о воссоздании человека) ярко выражена и в церковном иконописном искусстве. «Наиболее полное соответствие учению Церкви, – писал известный знаток иконографии профессор Леонид Александрович Успенский , – образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем «Троицы» Рублева…» 15 Здесь изображены три Ангела (в соответствии с повествованием Книги Бытия о явлении трех странников Аврааму у дуба Мамврийского ( Быт. 18, 1–16 ). «Не упраздняя исторического аспекта события, преподобный Андрей свел его к минимуму, благодаря чему главное значение приобрело не библейское событие как таковое, а его догматический смысл».

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В своем коротком заявлении Леонид Григорьевич дал справедливый и исчерпывающий анализ текущей ситуации в РФ: «Страна действительно движется опасным курсом, не изменив который, Россия не только деградирует в своем историческом развитии, но может исчезнуть как государство и как самобытная цивилизация… Нынешняя Россия превращена в объект иных геополитических проектов, обслуживает чужие интересы, что случилось впервые после ордынского нашествия… На обломках СССР выстроен криминально-воровской общак. Создана страшная своей безысходностью ситуация для наших детей и внуков, для российской молодежи… Страна динамично деградирует, народ находится в состоянии депрессии, переходящей в отчаяние… Властный, кланово-племенной класс, осуществляющий управление людьми и политическими процессами в России, в силу своей некомпетентности, подверженности внешнему воздействию, безнравственности и бесконтрольности, не способен предложить обществу системного проекта по возрождению страны, формированию достойного геополитического статуса в системе мировых цивилизаций». Сегодня появилась реальная возможность мирного изменения вектора внутренней и внешней политики, эволюционной смены власти, не оправдавшей надежд и доверия народа, для выхода из катастрофического состояния, в котором Россия пребывает уже порядка 25 лет. «Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение, и путь стезей твоих испортили» (Ис. 3: 12). Всем своим истомившемся русским сердцем верю, что Господь Вседержитель дает нам оптимальный и единственный исторический шанс. Теперь дело за нами. Но, способны ли мы, граждане Великой Державы, наконец-то сделать правильный выбор? Или для вразумления нам нужны более страшные потрясения? Послушай, русский человек, что говорит тебе Бог и убойся: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, – повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места; язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1: 4-7).

http://ruskline.ru/analitika/2020/02/06/...

Весть о воскресении Христовом так поразила всех своею неожиданностью, что многие просто не хотели верить этому. Даже ближайшие ученики Христа, к которым Он неоднократно являлся, требовали особых доказательств. В последний раз Иисус Христос явился своим ученикам в сороковой день после воскресения и, беседуя с ними о Царствии Божием, направился к горе Елеонской. Многое им теперь стало понятным, и умственный горизонт их значительно расширился. По слову Божию в них забил источник света, но они еще не были согреты огнем благодати Духа Святого, в них еще не сгорели остатки иудейских предрассудков. Господи, – спрашивали они, – не в сие ли время восставляешь Ты царство Израилю? Потому Христос с решительностью ответил: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1, 7 ). При этом добавил, чтобы они никуда из Иерусалима не отлучались, так как скоро должны были получить благодать Святого Духа. Закончив Свою беседу с учениками, среди которых, по преданию, была и Пресвятая Дева Мария, Иисус Христос благословил сопровождавших Его и на глазах у всех, отделившись от земли, стал возноситься на небо, пока не скрылся в облаках. Долго они еще стояли, взирающе бяху на небо, и вот явились два светоносных ангела, которые сказали: мужи галилейские, Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим ( Деян. 1, 11 ). Тогда они, поклонившись до земли, возвратились в Иерусалим с радостью великой. Такова история нынешнего праздника. Итак, закончилась земная деятельность Иисуса Христа ( Ин. 17, 4 ), и Он возвратился туда, откуда приходил в образе истинного человека ( 1Тим. 2, 5 ). В день, Богом определенный, Христос снова придет, чтобы стязатися о словеси ( Мф. 25, 19 ), т. е. потребовать отчет, как люди воспользовались Его средствами для своего спасения. Воскресением Своим Иисус Христос разрушил заклепы адовы, «снишел в преисподняя земли» и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников, а вознесением Он, так сказать, прорвал небеса, «отверзл райския двери» и открыл доступ всем верным рабам Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010