Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНИД (Лобачёв Илья Христофорович; 28.07.1896, дер. Чёрная Грязь Московского у. и губ.- 28.07. 1967, Москва), архиеп. Харьковский и Богодуховский. Из крестьянской семьи. Окончил церковноприходскую школу. В 1909 г. переехал в Москву. Был учеником скорняка в Сокольниках, затем учился в Московском Алексеевском коммерческом уч-ще. В 1916 г., по окончании уч-ща, поступил послушником в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь в Московском Кремле. В том же году был призван на военную службу. В 1918 г. демобилизовался. Поступил послушником в Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , где исполнял обязанности канонарха. В 1921 г. был келейником архим. Евгения (Кобранова ; впосл. епископ). В 1925 г. Рыбинским еп. Серафимом (Силичевым) пострижен в монашество с именем Леонид, рукоположен во диакона. 14 июля того же года рукоположен патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) во иерея. Служил священником в г. Рыбинске и в др. городах и селах Ярославской епархии. Был возведен в сан архимандрита. В нач. 1930 г. арестован в с. Резанине Ярославского р-на Ивановской промышленной области. 16 марта 1930 г. приговорен за «антисоветскую агитацию» к 5 годам лагерей. Освобожден в 1934 г. Работал в Центральном морском управлении Наркомата водного транспорта. В 1936 г. осужден за «злоупотребление служебным положением», освобожден в 1937 г., работал в пароходстве. Во время Великой Отечественной войны служил рядовым, потом сержантом в артиллерии, в 1943 г. был ранен. Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». С 1946 г. был священником в неск. московских церквах. С июля 1948 г. служил в храме подворья Антиохийского Патриархата в Москве. 17 сент. того же года назначен 1-м после Октябрьской революции 1917 г. начальником Русской духовной миссии в Палестине. Руководил деятельностью миссии в тяжелых условиях арабо-израильской войны, занимался вопросами возвращения церковного имущества, ремонтом храмов и помещений миссии, установлением контактов с гос. властями Израиля, со священноначалием Иерусалимского Патриархата, с инославными конфессиями на Св. земле. 30 дек. 1949 г. освобожден от должности начальника миссии, до апр. 1950 г. был заместителем нового руководителя миссии Порховского еп. Владимира (Кобца) . 25 мая 1950 г. назначен настоятелем храма во имя святых Адриана и Наталии в г. Бабушкине (ныне в черте Москвы). 4 янв. 1951 г. переведен в московский храм во имя прп. Пимена Великого.

http://pravenc.ru/text/2463439.html

В 1938 г. Л. вернулся в Суздаль. Жил то в Суздале, то в селах и небольших городках у своих духовных чад, совершая в их домах богослужения. В июне 1947 г. был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы в с. Воронцове Пучежского р-на Ивановской обл. Спустя нек-рое время стал благочинным храмов Пучежского р-на. Несмотря на давление властей, в Воронцове был отремонтирован храм, вокруг которого сложился приход, собравший многих ревнителей благочестия, т. к. это был единственный в области храм, где ежедневно совершались богослужения. Л. исполнял в Троицком храме службы по монастырскому уставу. 2 мая 1950 г., после литургии, он вновь был арестован. Заключен во внутреннюю тюрьму МГБ в Иванове. Виновным в антисоветской агитации себя не признал. 25 окт. 1950 г. приговорен особым совещанием при МГБ к 10 годам заключения. Отбывал срок в Ангарском ИТЛ близ Братска Иркутской обл. (по др. данным, в Озёрном ИТЛ близ г. Тайшет Иркутской обл.). 28 марта 1955 г. комиссия по пересмотру дел осужденных по политическим статьям снизила Л. меру наказания до 5 лет и освободила его как уже отбывшего этот срок. 20 июля 1955 г. Ивановский и Кинешемский архиеп. Венедикт (Поляков) назначил Л. настоятелем храма во имя арх. Михаила в с. Михайловском. В Михайловском Л. стойко нес все трудности пастырского служения; приход был большой: в него входило 24 села и г. Фурманов. Населенные пункты располагались на расстоянии до 10 км друг от друга, и настоятель должен был их обходить пешком. В храме он служил ежедневно, а в промежутках между службами посещал с требами многочисленных прихожан. В 1960 г. Л. был награжден правом служения Божественной литургии с открытыми царскими вратами до Херувимской песни. Летом 1962 г. 2 священника, служившие с Л., в корыстных целях оклеветали его, обвинив в небрежном отношении к святыне. Ивановский и Кинешемский архиеп. Иларион (Прохоров) запретил Л. на месяц в священнослужении. По истечении месяца Л. был назначен в Свято-Введенский храм в с. Елховке Тейковского р-на Ивановской обл. Однако прихожане из с. Михайловского написали прошение архиеп. Илариону о возвращении Л. на прежнее место служения. Архиеп. Иларион не внял просьбам верующих, но в 1963 г. сам был переведен на др. кафедру. На его место был назначен еп. Леонид (Лобачёв) . Ознакомившись с существом дела, он вернул Л. в с. Михайловское. Несмотря на физическую немощь, Л. принимал приходивших к нему верующих, исповедовал, беседовал, молился за них. На Пасху 1969 г. патриарх Алексий I наградил его 2-м наперсным крестом с украшениями. Прихожане обратились к Ивановскому и Кинешемскому архиеп. Феодосию (Погорскому) с просьбой оставить Л. до его смерти в Михайловском. Архиеп. Феодосий оставил его при храме, но благословил, чтобы службу он совершал со 2-м священником.

http://pravenc.ru/text/2463501.html

1008 Рогожкина 2002, 54–55. Л.Н. Савина считает, что икона могла быть написана до июля 1658 г., когда возросло почитание митр. Филиппа в Москве, и саккосы являлись принадлежностью главы русской церкви – Савина 1989, 238. 1015 На портрете: архимандрит Герасим (скончался 5 декабря 1665 г.), иеромонах, духовник патриарха Никона Леонид, иеромонах Иов, архидьякон Евфимий, дьякон Иосия и три иподьякона – Герман (ученик и постриженик патриарха Никона , впоследствии архимандрит Воскресенского монастыря), Илиодор и Серафим (пострижен в монахи в отроческом возрасте самим патриархом Никоном; в 1681 г. он, тогда иеродьякон, послан из Нового Иерусалима навстречу тяжело больному патриарху Никону, возвращавшемуся из ссылки; Серафим успел принять от патриарха последнее благословение и сопровождал гроб с его телом от Ярославля до Воскресенского монастыря. 1016 В настоящее время парсуна находится в музее «Новый Иерусалим». КП 9805, Ж-98 Зеленская 2002б, 96. 1017 В середине XIX в. в печати было высказано мнение, что картина написана художником фламандской школы и может быть датирована периодом 1660–1666 гг. – ИС 1854, 10. По другому мнению, парсуна создана в период архимандрии Герасима не придворным, а домашним художником из числа многих талантливых людей (малороссов, немцев, поляков), которые проживали тогда в монастыре Новый Иерусалим. Так, архимандрит Леонид (Кавелин) считал парсуну произведением польского живописца Станислава Лопуцкого – Леонид 1876, 22, 328, 329. Гипотезу об авторстве С. Лопуцкого поддерживал Д.А. Ровинский – Ровинский 2, 1168. И.Э. Грабарь полагал, что парсуна могла быть написана голландским художником Даниелем Вухтерсом – Грабарь 1913, 414. Н.И. Романов считал парсуну работой Д. Вухтерса-сына – Романов 1948, 206. По мнению Н.М. Михайловой, портрет написан в период с 15 сентября по начало декабря 1662 г. Гипотеза исследовательницы основана на отождествлении патриаршего архидьякона Евфимия с духовным писателем Евфимием Чудовским – Михайлова 1994, 151. Е.С. Овчинникова считала, что парсуна написана не при жизни патриарха Никона , а в 1685 г. по случаю освещения Воскресенского собора и участие в написании картины принимали русские мастера под руководством И.А. Безмина – Овчинникова 1955, 97; исходя из того что на парсуне патриарх изображён в полном архиерейском облачении, С.В. Лобачёв полагает, что портрет мог появиться либо в период могущества Никона, либо после его смерти, когда по инициативе Фёдора Алексеевича ему было возвращено патриаршее достоинство – Лобачёв 2003, 232;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В 1651 г. Никон получил от царя широкие властные полномочия: 6 февраля Алексей Михайлович подписал грамоту о предоставлении митрополиту Никону права церковного суда, исключая воровских, разбойных и убийственных дел, как в Новгороде, так и в его пригородах РГБ, ф. 256, 46, л. 97–97об.; РНБ, ф. 728, 1441, л. 171об.–173; ДАИ 4, 70 50). По заключению современных историков, никогда прежде высшее духовенство, кроме патриарха, не обладало полномочиями судебной власти по отношению к монастырям, расположенным в пределах их епархий – Лобачёв 2003, 95. 75 Косвенным подтверждением этому может служить и такая деталь: в одной из соловецких «отписок» очень лаконично, буквально одной фразой Никон сообщает царю о гибели во время шторма вологодских посадских людей и потоплении трёх барок с хлебом, ведь гибель людей – обычное явление на море: «В нынешнем, государь, во 160 (1652) году били челомъ великому государю царю и великому князю Алексю Михайловичу всеа России, а мн, богомолцу твоему, на Двин подали челобитную вологжан, посадские люди Васька Кодовин да Гаврилке Мартиновъ, что у нихъ с твоимъ, государевымь, хлебом три барки, не доплывъ до города Архангельскаго за врсту, втромъ и с людьми потопило, и совсмъ розбило» 6, л. 10). 84 Архимандрит Аполлос (Алексеевский) при издании текста этого письма поставил дату «Без обозначения года генваря 27» – Аполлос 1859, 150. 85 По датам на сохранившихся грамотах Никона в Иверский монастырь, патриарх возвратился в Москву 4 марта – Леонид 1878, 10, 66, 67; АИ 4, 71/II. Известно, однако, что уже 1–2 марта Никон останавливался в Твери, где были открыты мощи святителя Арсения и заменены бывшие на нём потемневшие одежды новыми – Жизневский 1889, 17. В эти же дни Никон купил у Ивана Урусова для Иверского монастыря в Выдропуске слободку Шумковскую – Леонид 1878, 71 38). По дороге в Москву Никон отправил архимандриту Иверского монастыря Дионисию I две грамоты: первая, уставная, получена в обители 1 марта, вторая датирована 3 марта – Леонид 1878, 62–64 34), 64–66 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

В марте 1960 г. 79-летний еп. Онисифор ушел на покой, на его место 22 марта был определен Леонид (Лобачёв) , возведенный в сан архиепископа. Ко времени его приезда в епархии при действующих 37 храмах осталось лишь 18 священников и 6 диаконов. Архиеп. Леонид не смог принять активное участие в жизни епархии, выезды в районы для поддержания приходов практически не осуществлялись, с кон. 1961 г. Калужский архиерей жил в Москве, в результате чего К. и Б. е. фактически осталась без руководства. 26 марта 1960 г. решением Калужского облисполкома был закрыт храм в с. Красном Боровского р-на, 27 июля закрыты храмы в селах Никитском Медынского р-на и Юрьевском Малоярославецкого р-на, 31 окт.- в с. Лукьянове Малоярославецкого р-на. В оставшихся храмах любые хозяйственные работы должны были проводиться только с разрешения властей. Храмы ветшали и постепенно разрушались. Одновременно власти оказывали давление на священнослужителей, которых за малейшие нарушения уполномоченный снимал с регистрации. Так, вина снятого с учета клирика калужского Николо-Козинского храма иером. Варнавы (Улитина) заключалась в том, что перед началом учебного года он отслужил молебен для родителей и детей. Не все священнослужители могли выдержать постоянное давление и угрозы. В 1960 г. священник из с. Фёдоровского Угодско-Заводского (ныне Жуковского) р-на А. М. Овчаренко снял с себя сан. В сент. 1962 г. снял сан свящ. И. П. Болабушевич. К кон. 1960 г. нехватка священнослужителей в епархии привела к тому, что в 8 из 33 оставшихся храмов богослужение не совершалось. В 1961 г. упразднили еще 4 прихода. В февр. закрыли храмы в селах Рождествено Дзержинского р-на и Кудрявец Хвастовичского р-на, в марте - храм в с. Фёдоровском Угодско-Заводского р-на. По сравнению с 40-ми гг. XX в. резко сократилось число недействующих церковных зданий. В 1961 г. на учете осталось только 138 зданий, 15 из них было занято под цеха промышленных предприятий, 8 - под колхозно-совхозные мастерские, 59 храмов использовались под складские помещения, еще 18 были заняты различными учреждениями, 21 храм был определен под снос.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Каткова Н.С. Кочетков И.А. Кошелева О.Е. Краевский А.А. Красных В.В. Кривозубов Ивашка, сл. Ф. мон. Кротов М.Г. Крутова М.С. Крушельницкая Е.В. Крюкова М А. Крючкова М.А. Кудрявцев И.М. Кузьмин Иван, плотник Кузьмин Ондрюшка, сл. Кукушкина М.В. Куракин Фёдор Семёнович, кн., бр. Курбатов Г.Л. Курц Б.Г. Кучкин В.А. Л абутин Тихон, сот. стр. Лаврентий (Далматов), архим. Лаврентий, архим. В.Н.-И. мон. Лаврентий, кел. Лаврентий, конюшенный Лаврентий, митр. Казанский Лаврентьев А.В. Лаврецкий Семён, перев. Посольского приказа Лавровский Л. Лазарев В.Н. Лазарь Баранович, еп. Черниговский Лазарь Четверодневный, библ. Лазарь, нищий, библ. Ламанский В.И. Лантратова О.Б. Лаптева Т.А. Ларка, пов. Ф. мон. Ласкарис, перев. Ласкирев Дмитрий, грек Лафорт Франц Яковлевич, генерал, адмирал Лебедев Лев. протоиерей Лебедева И.Н. Лев Алляций, католический свщ. Левинтон Г.А. Левицкий Демьян Иванович, крещёный еврей Леонид (Кавелин), архим. Леонид, м., наместник В.Н.-И. мон. Леонтий, афонский митр. Леонтьев Гаврил, д. Леонтьев Пётр, сын д. Г. Леонтьева Лидов А. М. Литвин Фомка, посетитель патр. Никона в Ф. мон. Лихачёв Д.С. Лихачёва Л.Д. Лихачёва О.П. Лихуды, братья Лия, старшая дочь Лавана, жена Иакова, библ. Лобакова И.А. Лобачёв С.В. Логгин, пртп. из Мурома Лонгин, сотник Лонгинов М.Н. Лопухин Кузьма Абрамович, стряп. Лопухин Ларион Абрамович, дум. д., ст. Лопуцкий Станислав, художник Лот, племянник Авраама, библ. Лука, архиеп. Новгородский Лука, ев. и ап., библ. Лукиан (Кириллов), пртп., духовник ц. Алексея Михайловича Лукин В.А. Лукьянов Родька, дес. стр. Лукьянова Е.В. Лундин А.Г. Луппов С.П. Лурье Я.С. Лускин Александр, свидетель Лутохин Юрий Петрович, гол. стр. Луцевич Л.Ф. Лыков Богдан, перев. Львов Алексей Михайлович, кн., ок., бр. Люстров М.Ю. Лягин Василий Иванович Ляпунов Григорий Васильевич, ст. М авра, св., мц. Мадиам, библ. Мадлевская Е.Л. Мазунин А.И. Мазурин Ф.Ф. Майерберг Августин, посол Майорова О.Ю. Макарий (Булгаков) , митр. Макарий Грек, архим. Макарий Злобин, кел. Ф. мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Кирилл в том же году ввел вторые иерейские штаты в наиболее доходные сельские одноштатные приходы. Ставшие фактически разъездными, вторые священники по храмовым праздникам закрытых сельских церквей посещали села для совершения молебнов. Поскольку это противоречило запрету на проведение богослужений вне церковной ограды, местные власти пресекали такие действия. Вслед. этого резко сократились церковные доходы, и еп. Кирилл был вынужден упразднять вторые штаты. Из 11 существовавших в 1949 г. 2-штатных сельских приходов на 1 янв. 1950 г. действовали лишь 5. К сер. 1950 г. в Пензенской епархии (на территории Пензенской обл. и Мордовской АССР) были зарегистрированы 96 священников и 30 диаконов. В 1950 г. из 27 ходатайств об открытии храмов в Пензенской обл. ни одно не было удовлетворено. 25 февр. 1951 г. еп. Кирилл был возведен в сан архиепископа. 18 дек. 1953 г. он скончался, после чего временное управление Пензенской епархией было вверено Куйбышевскому еп. Иерониму (Захарову ; впосл. архиепископ). 9 февр. 1954 г. на Пензенскую кафедру был назначен еп. Леонид (Лобачёв ; впосл. архиепископ), он прибыл в Пензу 23 февр. В 1954-1955 гг. удалось капитально отремонтировать Успенский собор (в подвале обустроили крестильню) и Митрофановскую ц.; к 1957 г. ремонт провели во всех молитвенных зданиях Пензенской обл. В 1957 г. профессиональные хоры имелись в 15 храмах области (ГА Пензенской обл. Ф. 2391. Оп. 1. Д. 5. Л. 128-129). В период ужесточения антицерковной гос. политики в 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) уполномоченный Совета по делам РПЦ по Пензенской обл. С. С. Попов добился увольнения и перевода из Пензы секретаря ЕУ и настоятеля Успенского собора прот. Михаила Лебедева (уполномоченный именовал его «религиозным фанатиком»). Вопрос о ремонте церквей, к-рый прежде решал архиерей, был поставлен под контроль уполномоченного: архиерей мог давать согласие на ремонт только после разрешения уполномоченного. Под давлением властей еп. Леонид был вынужден существенно сократить количество рукоположений во священники и диаконы, обращаться к настоятелям с требованием пресекать требоисполнение заштатными клириками, призывать священников воздерживаться от совершения крещений в частных домах и церковных сторожках.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Еп. Дамиан (Говоров; ок. 1919), еп. Нифонт (Фомин; до 1922), еп. Трофим (Якобчук; 1923-1924), еп. Тихон (Русинов; 4 июля 1924 - 22 дек. 1925, в. у.), еп. Нифонт (Фомин; 1925-1927, вторично), еп. Арсений (Смоленец ; 14 нояб. 1927 - 8 июля 1930), еп. Димитрий (Добросердов; 8 июля 1930, назначение отменено), еп. Феодосий (Вощанский ; 26 авг. 1930 - 5 сент. 1930, назначение отменено), архиеп. Петр (Соколов ; 5 сент. 1930 - 23 апр. 1935), еп. Антоний (Романовский ; 8 дек. 1935 - 15 янв. 1937), архиеп. Филипп (Перов ; с 15 янв. 1937). После 1937 г. кафедра не замещалась. С окт. 1942 г. Сталинградской епархией управляли архиереи Астраханской и Саратовской епархий: еп. Григорий (Чуков; 1942-1944), архиеп. Филипп (Ставицкий; 26 июня 1944 - 30 окт. 1947), еп. Николай (Чуфаровский ; 30 окт. 1947 - 12 дек. 1947), архиеп. Филипп (Ставицкий; 12 дек. 1947 - 12 дек. 1952, вторично), архиеп. Гурий (Егоров ; дек. 1952 - июнь 1953), еп. Леонид (Лобачёв ; 7 июня 1953 - 9 февр. 1954), еп. Сергий (Ларин ; 9 февр. 1954 - 31 июля 1959). В 1959 г. Сталинградская епархия была упразднена. Восстановлена 31 янв. 1991 г., с этого времени ею управляет Герман (Тимофеев; с 25 февр. 2000 митрополит). Арх.: ГА Волгоградской обл. Ф. 72, 93, 100, 110, 122, 316, 317, 325, 342, 6284. Ист.: Всероссийское Св.-Владимирское правосл. братство: Ко дню 15-летия братства и 80-летия Председателя его Высокопреосвященнейшего Дамиана, архиеп. Царицынского. Асеновград, 1936. Лит.: Дорина М. М. Религ. политика Сов. власти в Нижневолжском крае в 30-е гг.//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1997. Вып. 1. С. 85-93; Редькина О. Ю. РПЦ в 1944-1949 гг. на Н. Волге: По мат-лам Фонда уполномоченного Совета по делам РПЦ при СНК СССР в Сталинградской обл.//Там же. 1998. Вып. 2. С. 64-75; она же. Религ. организации и голод в Царицынской губ. 1921-1922 гг.: По мат-лам местной период. печати//Там же. 2000. Вып. 3. С. 194-225; Тюменцев И. О. Первое известие о церкви в Царицыне//Там же. 1998. Вып. 2. С. 28-34; Материкин А. В. Храм Иоанна Предтечи. Волгоград, 1999; Кузнецова Н. В. Гос.-церк. отношения в первые послевоен. годы, 1945-1948 гг.: (На мат-ле Сталинградской обл.)//Мир Православия: Сб. науч. ст. Волгоград, 2000. Вып. 3. С. 226-236; Биогр. справ. царицынских священнослужителей/Авт. и сост.: А. В. Материкин, Л. А. Материкина. Волгоград, 2001; Тюменцев И. О. и др. Очерки по истории Волгоградской епархии РПЦ. Волгоград, 2003.

http://pravenc.ru/text/155146.html

В 1959 г. была снижена плата певчим, сокращены затраты на ремонт храмов, безвозмездно сданы гос-ву имевшиеся в приходах 5 легковых автомобилей. В том же году в Пензенской обл. власти выявили 17 родников, 2 камня и могилу, к к-рым совершались паломничества. Под давлением властей еп. Леонид призвал верующих прекратить паломничества к св. местам. Власти оказывали адм. давление на паломников, уничтожали постройки у св. мест, затрудняли к ним доступ. Были снесены многие ранее закрытые храмы. К кон. 50-х гг. в с. Русская Норка Шемышейского р-на свящ. Д. М. Калмыков без разрешения уполномоченного на церковные средства возвел дом для духовенства и крестильню, а также купил еще дом. За это, а также по причине нежелательной для уполномоченного активности священника последний был переведен в др. село, а церковные дома изъяты в пользу сельсовета. В отчете за 1959 г. уполномоченный Попов отмечал, что из имевшихся в Пензенской обл. 29 церквей и 4 молитвенных домов к концу года 5 церквей фактически не действовали. В янв. 1960 г. Пензенский обком постановил закрыть 3 храма «ввиду малочисленности приходов, не имеющих возможность содержать священников» ( Дворжанский. 1999. С. 427-428). Несмотря на антицерковную кампанию, паломничества к святым местам продолжались; в 1959 г. в Пензенской обл. было крещено 26,1% от числа родившихся, венчаны 6,8% пар новобрачных, отпето 39% от числа умерших, на исповеди были более 106 тыс. чел. В 1960 г. крещено 29% от числа родившихся, венчаны 7% пар новобрачных, отпето 44% от числа умерших, на исповеди были более 122 тыс. чел. (Там же. С. 411). 22 марта 1960 г. еп. Леонид (Лобачёв) был переведен на Калужскую кафедру, на его место назначен еп. Феодосий (Погорский ; с 25 февр. 1964 в сане архиепископа). Новый Пензенский архиерей распустил епархиальный совет, неоднократно, но малоуспешно ходатайствовал перед властями о приглашении молодых священнослужителей из др. епархий либо о разрешении на их рукоположение в Пензенской епархии. Еп. Феодосий обязал духовенство епархии произносить проповеди при каждом богослужении, однако в связи с давлением властей это распоряжение архиерея исполнялось не всеми священниками. Уже в нач. 1961 г. уполномоченный Попов предложил Пензенскому облисполкому упразднить Пензенское ЕУ и должность архиерея, «который своей деятельностью укрепляет церкви в области» (цит. по: Дворжанский. 1999. С. 435). В 1961 г. в Пензенской обл. было крещено 29,3% родившихся, венчаны 4,6% пар новобрачных, отпето 45% умерших (Там же. С. 439). К 1 янв. 1962 г. в Пензенской обл., по данным властей, было 30 зарегистрированных и 52 незарегистрированные правосл. общины; служили 38 священников и 6 диаконов (из них лишь 3 моложе 40 лет, а 32 - старше 55 лет) (Там же. С. 439; ГА Пензенской обл. Ф. 2392. Оп. 1. Д. 21. Л. 18).

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Лобакова 1997 – Лобакова И.А. «Житие митрополита Филиппа». I. Соотношение Краткой и Пространной редакций Жития//ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50. С. 270–280. Лобакова 2001 – Лобакова И.А. «Житие митрополита Филиппа» в составе летописно-хронографических сводов XVII века//ТОДРЛ. СПб., 2001. Т. 52. С. 657–666. Лобакова 2006 – Лобакова И.А. Житие митрополита Филиппа: Исследование и тексты. СПб., 2006. Лобачёв 1994 – Лобачёв С.В. Лобное место в Москве: история и миф//Наука и жизнь. 1994. 3. С. 146–151. Лобачёв 1995 – Лобачёв С.В. К вопросу о ранней биографии патриарха Никона //Средневековая Русь. Сб. науч. ст. к 65-летию со дня рождения проф. Р.Г Скрынникова. СПб., 1995. С. 52–69. Лобачёв 2003 – Лобачёв С.В. Патриарх Никон . СПб., 2003. Лукин 1999 – Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. М., 1999. Лундин 1990 – Лундин А.Г. Астар II Мифологический словарь. М., 1990. С. 69. Луппов 1970 – Луппов С.П. Книга в России в XVII веке. Л., 1970. Луппов 1983 – Читатели изданий московской типографии в середине XVII века/Публикация документов и исследование С.П. Луппова. Л., 1983. Лурье 1959 – Лурье Я.С. Иосиф Волоцкий как публицист и общественный деятель//Послания Иосифа Волоцкого /Подг. текста А.Л. Зимина и Я.С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 19–97. Лурье 1960 – Лурье Я.С. Идеологическая борьба в публицистике кон. XV – нач. XVI в. М., Л., 1960. Лурье 1988 – Лурье Я.С. Геронтий//Словарь книжников 2/1. С. 163–165. Лурье 1988а – Лурье Я.С. Иона//Словарь книжников 2/1. С. 420–426. Лурье 1988б – Лурье Я.С. Исидор//Словарь книжников 2/1. С. 449–450. Луцевич 2002 – Луцевич Л.Ф. Псалтырь в русской поэзии. СПб., 2002. Любопытная статья – Любопытная статья из Gazettes de France, 1648 года//Сын отечества. СПб., 1838. Т. 2. Отд. 3. С. 30–35. Люстров 2000 – Люстров М.Ю. Уход патриарха Никона как подражание образцам (к вопросу о самосознании московского патриарха)//Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Сб. 10. С. 447–459. Люстров 2000а – Люстров М.Ю. Уход патриарха Никона как подражание образцам (к вопросу о самосознании московского патриарха)//Герменевтика древнерусской литературы. М., 2000. Сб. 10. С. 447–459. [? корр.]

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010