Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Свт. Герман. Фрагмент витража ц. Сен-Жермен в Марсанжи. Ок. 1250 г. († 31.07.448, Равенна), свт. (пам. зап. 31 июля, 22 сент. (перенесение мощей из Равенны), 1 окт. (погребение), 1 сент. (перенесение мощей 841), 6 янв. (перенесение 859); Осерский Мартиролог XI в. указывает также 1 июня (день поставления) и 17 марта (перенесение мощей, неизвестное по др. источникам)), еп. г. Автиссиодура (совр. Осер, Франция). Источники Первостепенное значение имеют сведения, к-рые содержатся в текстах V в., в первую очередь в Житии Г., составленном ок. 480 г. пресв. из Лугдуна (совр. Лион) Констанцием, другом Сидония Аполлинария. Сообщения Констанция уточняют и частично дополняют краткие заметки из Жития св. Илария Арелатского, написанного ок. 480 г. еп. Гоноратом Массилийским, из хроники Проспера Аквитанского, «Галльского хроникона» (т. н. хроники Проспера Тирона) и нек-рых др. памятников. Ряд позднейших сочинений агиографического (Житие св. Геновефы, Житие св. Аматора и др.), исторического («Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного) и псевдоисторического («История бритов» Нения) жанров также содержит сведения о Г., не имеющие аналогий в более ранних текстах и потому, хотя и не всегда вполне оправданно, подвергающиеся сомнению. Большинство сообщений из этих памятников было уже в нач. IX в. добавлено анонимным автором в первоначальный текст Констанция в виде многочисленных и пространных вставок. Получившаяся компиляция в 2 книгах, «Второе Житие св. Германа» (Vita secunda), включает кроме текста Констанция и редакторских ремарок интерполяции из Жития св. Аматора Автиссиодурского (Vita Amatoris=Vita Germani. II 2-8), из «Книги о видении Коркодема об обращении св. Мамертина» (Vita Germani. II 18-27), из Жития св. Геновефы (Vita Germani. II 42-44, 60), из «Церковной истории народа англов» Беды (Vita Germani. II 49, 60= Beda. Hist. eccl. 1, 18), из соч. «О чудесах св. Юлиана» Григория Турского (Vita Germani. II 58), из Жития св. Кассиана Августодунского (Vita Germani. II 64).

http://pravenc.ru/text/164693.html

Согласно Житию, через год после прибытия в Леринский мон-рь Л. отправился в Матискон (ныне Макон), чтобы сделать распоряжения относительно своих земельных владений. Там ему предложили занять епископскую кафедру в Трикассах. В Житии говорится, что Л. был насильно возведен в сан епископа (ad... pontificium raptus). Это произошло за 2 года до его путешествия в Британию, т. е. ок. 427 г. Возможно, избрание Л. на кафедру было связано с тем, что его родственники Гонорат и Иларий также покинули Леринский мон-рь (между 426 и 428 Гонорат стал епископом Арелата); монашескую общину возглавил св. Максим. В соответствии с требованиями агиографического жанра в Житии описаны добродетели Л.: он был усердным пастырем, часто проповедовал, наставлял паству, поддерживал дисциплину среди духовенства, на собственные средства выкупал пленников, помогал бедным, заботился о больных и заключенных. Как и мн. др. выходцы из Леринского мон-ря, епископ вел аскетический образ жизни, строго постился, проводил ночи в молитвенных бдениях, поэтому Бог даровал ему способность творить чудеса. Сохранилось послание Л. и Евфрония, еп. Августодунского (Отёнского), адресованное Талассию, еп. г. Андекавы (ныне Анже). В нем содержатся рекомендации о порядке совершения вигилий (всенощных бдений) в праздники Рождества Христова и Богоявления и о браке клириков (люди, вступившие в повторный брак, могли стать остиариями, но доступ к более высоким чинам для них запрещался; женатые клирики «по возможности» должны были уклоняться от сожительства с супругами; во избежание неприятных прецедентов Л. и Евфроний советовали не принимать женатых людей в состав клира) (CPL, N 988; Concilia Galliae A. 314-A. 506/Ed. C. Munier. Turnhout, 1963. P. 140-141. (CCSL; 148)). В 429 г. Л. и Герман Автиссиодурский отправились в Британию, чтобы противодействовать распространению пелагианства. Описание этих событий в Житии Л. основано на более раннем Житии Германа, составленном Констанцием Лугдунским. Согласно этому источнику, прибывшие из Британии послы известили галльских епископов о распространении ереси и попросили у них помощи. В Галлии был созван синод, участники к-рого поручили Герману и Л. укрепить британцев в правосл. вере и дать отпор еретикам ( Const. Lugd. Vit. Germ. 12). Однако, по мнению Проспера Аквитанского, Герман (о Л. он не сообщает) отправился в Британию по указанию Келестина I , еп. (папы) Римского (см.: Mathisen. 1989. P. 101-102; Cr é t é -Protin. 2002. P. 156-164). В Британии галльские епископы проповедовали против ереси и устроили диспут, во время к-рого их правота была засвидетельствована чудесными знамениями. Повествуя о посещении Германом Веруламия (ныне Сент-Олбанс), где находилась могила мч. Альбана, и о чудесной победе бриттов над варварами, Констанций не упоминал об участии Л. в этих событиях. В 40-х гг. V в. Герман Автиссиодурский снова посетил Британию; его сопровождал некий еп. Север, вероятно ученик Л. (см.: Cr é t é -Protin. 2002. P. 163-164).

http://pravenc.ru/text/2110896.html

Эти патрологи обычно начинают с Апостолов, переписывают последовательно Иеронима, Геннадия и кончают своим временем. Таковы труды Зигеберта – († 1112), бенедиктинского монаха, состоящие из 171 главы (преимущественно западные писатели), Гонория [Августодунского] (XIII в.) и другие. Все они необычайно кратки, сжаты и поверхностны. Более богато по содержанию сочинение аббата Иоанна Тритейнгейма Liber de viris scriptoribus ecclesiasticis [(«Книга ο церковных писателях»)] (1494 r.), включающее и светских писателей (всего 270); оно начинается с св. Климента Римского и оканчивается на самом авторе. Параллельно этому труду можно поставить труд Антония Поссевина († 1611) Apparatus sacer 113 и здесь сообщается о 800 писателях, а также о месте хранения рукописей их сочинений; но большой объём сочинения неблагоприятно отразился на его самостоятельности: во многом Поссевин перепечатывает труды своих предшественников. C XVI в. начинается более самостоятельное и более оживлённое изучение древне-церковной литературы. Это была эпоха Возрождения, время широкого развития гуманизма, время воодушевлённого стремления к собиранию и изучению памятников классической древности. На классицизм тогда образовалась мода. Знать греческий язык стало признаком хорошего тона, иметь библиотеку рукописей стремился каждый состоятельный человек, в особенности владетельные князья; рукописи поэтому усиленно скупались у греков, бежавших в это время от турок. Учёные стали составлять словари, грамматики. Знание греческого языка на Западе возобновилось. Это всеобщее оживление по изучению древнего классицизма не могло не коснуться и памятников древнехристианской письменности. Развитию интереса к изучению её способствовали ещё две причины: 1) изобретение книгопечатания, давшее возможность широкого распространения святоотеческих сочинений и 2) появление Реформации, с защитниками которой католики стали полемизировать на почве памятников церковной древности. Под влиянием этих причин в области изучения святоотеческой письменности начинается оживление, которое выражается в появлении печатных изданий (латинских отцов и греческих, сперва в латинском переводе, а потом и в оригинале) и в самостоятельном изучении их по этим изданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

— В Достоевском видят одного из самых ярких проводников идеи о русском народе как народе-богоносце. Однако известен прогноз Леонтьева: «из народа богоносца... станет народом богоборцем и даже быстрее всякого другого народа, может быть». На чем здесь основан леонтьевский пессимизм? — Идея о народе-богоносце не вполне принадлежит Достоевскому. Она восходит к сочинениям проповедника и богослова Средневековья Гонория Августодунского. Он ввел это понятие, представляя крестьян как богоносцев, которые первыми будут спасены и заслужат Царствие Небесное. Популярная в свое время книга «Люцедариум», которую он написал, была переведена на европейские языки, в том числе и на русский. А прогноз Леонтьева основан на знании им характера русского человека, в котором сильно анархическое начало. Отсутствие твердой дисциплины в социальном, моральном, религиозном поведении всегда возмущало Леонтьева, он даже признавался, что в практическом случае предпочел бы иметь дело с кем угодно, хоть бы и с турком, но не с соотечественником. Русский человек может пуститься во все тяжкие, вплоть до разрушения государственных и религиозных основ, что мы и увидели после революции 1917 года.  Какой уж тут богоносец. И таковы не только низы. Это вся совокупность народа — и средний слой, и дворянство, и чиновники, которые тоже пренебрегают служебной дисциплиной и нарушают государственный порядок. «Леонтьев то взлетает на вершину, то бросает тебя вниз в отчаяние» — Леонтьев поселился у стен монастыря в Оптиной пустыни. Жил он, как описал литератор и издатель Анатолий Александров, «полумонашеской, полупомещечьей жизнью». С чем связано его особое положение в монастыре? — В Оптину Леонтьев попадает не сразу. После своего чудесного выздоровления он отправляется на Афон. Есть ряд его текстов, связанных со Святой Горой: «Пасха на Афонской горе» и «Четыре письма с Афона». В монастыре он очень глубоко погружается в аскетическое христианство, весь его религиозный горизонт замкнулся тогда на монашеской аскезе, только в ней он увидел истинную дорогу к Христу. С этой поездки начался его непростой путь к монашеству.

http://foma.ru/leontev-hristianin-kotory...

3. Какие же и сколько перстов было отсечено у Формоза? Латинские писатели отвечают на этот вопрос неодинаково. Так, например, Авкзилий (10–11 в.) говорит об отсечении двух перстов, Сигеберт (11–12 в.) также об отсечении двух перстов. Разногласие видим у летописцев последующего времени: Платина (15 в.) говорит о двух перстах, а Бароний (16 в.) о трех. При этом Платина добавляет, что были отсечены те два перста, «которые в особенности употребляются священниками при освящении», а Бароний выражается, что это были те три перста, «которыми бывает благословение». Итак, сколько же: два, или три? Степень вероятности почти одинакова для обоих предположений. В данном случае историческая справка должна, прежде всего, отметить, что латинская церковь рано начала употреблять безразлично одно и то же перстосложение и для крестного знамения, и для благословения. Так, папа Лев 4 -й (847– 855 г.) предписывает совершать благословение тремя первыми перстами. По свидетельству августодунского пресвитера Гонория (12 в.) и парижского доктора Гиберта Торнаценского (13 в.), латинские пастыри, действительно, благословляли тремя перстами. А между тем папа Иннокентий 3-й (1198–1216 г.) говорит о троеперстии как о таком перстосложении, которое употребляется в церкви латинской и для крестного знамения. А епископ туденский Лука (13 в.) и прямо говорит: «мы знаменуем себя и других тремя простертыми перстами». Затем, историческая справка должна отметить также и то, что с ранних пор некоторые из латинян стали допускать у себя и еще особенность: при осенении крестом себя и других начали небрежно складывать персты. Вместо того чтобы соединять эти персты концами вместе, латиняне нередко ставили большой палец отдельно от указательного и великосреднего. Такую небрежную постановку пальца наблюдал у своего духовенства еще папа Лев 4 , почему и требовал, чтобы большой палец соединялся и даже заключался внутрь соединенных указательного и великосреднего. Вывод из этих исторических данных тот, что и папа Формоз крестился, а как архиерей – и благословлял, значит, тремя первыми перстами, – может быть сложенными, а может быть протянутыми и разделенными. И в таком случае ему были отрублены: или два перста, указательный и великосредний, как выделяющиеся над остальными тремя при простертом троеперстии, или же, что вероятнее, три перста: большой, указательный и великосредний 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Вот, насколько великие богатства мира собирает бедность избравшим ее: создавший все из ничего Искупитель не только подает им все, чего ни пожелают, но и самой природе повелевает служить им. Я припоминаю историю, услышанную мной несколько лет назад. В одной пустынной местности жил некий отшельник. Очень желая найти его, пришел туда из соседних мест один брат, и был принят со всем радушием. Войдя в крохотную хижину и сотворя молитву, они присели. После того, как они немало побеседовали о слове Божием, старец встал со стульчика и, пойдя в маленький огородик, набрал овощей для трапезы. Разведя очаг, он поставил на открытый огонь… деревянный котелок, полный овощей и воды. Он прибывил огонь, и котелок нагрелся так, что казалось, будто он медный. Увидев это, тот человек пришел в изумление и спросил, как это происходит. Старец отвечал: «Я много лет живу в этом пустынном месте и всегда Божиим изволением готовил пищу для поддержания сил моего бренного тела в этом горшке». Когда все было приготовлено, оба они, вознеся обычную при этом молитву, насытились пищей, сваренной в этом горшке. Об этом чуде я услышал давно. Но вот недавно видел аббата, который называл того старца Ингением и утверждал, что жил он в упомянутой области Августодунской, прибавляя, что сам часто разделял с ним овощи или зелень 285 – пищу, приготовленную в том горшке. Он клятвенно уверял, что сам видел, как этот горшок, поставленный на огонь, весьма нагревался, и при этом дно его всегда оставалось сырым, так что казалось, что его кто-то увлажняет. Глава 97. Об Авите, исповеднике Аврелианском Авит 286 , аббат деревни Карнотен, которую называют Пертенс 287 , по откровению Святого Духа часто говорил о времени своей кончины. Когда же он отошел от тела, то был со славою погребен в городе Аврелиане 288 ; над его гробницей благочестивые христиане воздвигли церковь 289 . После его кончины, когда тот день стал ежегодным праздником и торжественно отмечался всеми, один из горожан, в то время, когда другие пошли на праздничную службу, взял мотыгу и отправился вскапывать свой виноградник. Многие укоряли его за то, что не идет на службу, он же не хотел идти, говоря так: «И тот, кого вы почитаете, был тружеником».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Но так как мы обещались сказать кое-что и о таинственном значении рассматриваемого события, то приведем слова мученика Ипполита (от которого весьма немногим разнится и наш Викторин), не потому, чтобы он все вполне рассмотрел, но потому, что он самого читателя может возбудить к более широким соображениям. Исаак носит образ Бога Отца, Ревекка – святого Духа; Исав – древнего человечества и дьявола; Иаков – церкви, или Христа. Исаак состарился, – этим указывается на обветшание мира; притупляются очи Исаака, – это означает, что вера погибла в мире, что в нем затмился свет религии. Призывается старший сын, это означает принятие закона иудеями. Отец возлюбил яства и ловы, это значит спасаются от греха люди, которых посредством учения уловляет всякий праведник. Слово божественного благословения есть обетование и надежда будущего царства, в котором воцарятся со Христом святые и будут праздновать истинную субботу. Ревекка, исполненная Духа Святого, и знавшая, – так как слышала прежде еще, чем родила, – что больший поработает меньшему ( Быт. 25:23 ), а еще более подобно Духу Святому знавшая будущее о Христе, заботится прежде всего об Иакове; она говорит младшему сыну: шед во овцы, поими мне оттуду два козлища ( Быт. 27:9 ), предызображая плотское пришествие Спасителя, посредством которого Он спасет тех или по преимуществу тех, которые содержатся во узах греха; а во всех писаниях козлы принимаются именно в смысле грешников. Ревекка повелевает взять двух (козлов), это означает принятие двух народов, – взять мягких и добрых – значит кроткие и невинные души. Покров, или одежда Исавова, это вера и писания Иудеев, которыми был облечен (впоследствии) народ языческий. Кожа, которою обложены были руки Иакова, – это грехи обоих народов, которые Христос с протяжением рук пригвоздил с поскольку когда исполнение языков внидет, тогда весь Израиль спасется ( Рим. 11:25, 26 ). 35. Письмо к Марцелле Недавно читал я на книгу Песнь Песней, называемую у евреев sik assirim, толкования Ретиция, епископа Августодунского, которого когда-то Император Константин 74 при епископе Сильвестре 75 присылал в Рим по случаю ереси Монтенцев; – Я крайне удивлялся, что этот красноречивый муж, не говоря уже о странности других его мнений, считает Фарсис городом Тарсом, в котором родился апостол Павел, а золото Офаз – Петром, потому что Петр назван в евангелии Кифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   001    002    003    004   005