2005. Vol. 21. N 39. P. 33-85; Ni ñ o S á nchez-Guisande J. Leandro de Sevilla//Compostellanum. Santiago de Compostela, 2000. Vol. 45. P. 63-79; Stocking R. L. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589-633. Ann Arbor, 2000. P. 26-35, 51-61, 85-88, 109-110, 130-131, 156-160; Collins R. Visigothic Spain, 409-711. Oxf.; Malden (Mass.), 2004; Martyn J. R. C. Letters from Spain to Pope Gregory the Great//J. of the Australian Early Medieval Assoc. Melbourne, 2006. Vol. 2. P. 157-167; Mart í n J. C. La «Vita SS. Leandri, Isidori, Fulgentii et Braulionis» (BHL 4810): Estructura, contenido y fuentes//Munus quaesitum meritis: Homenaje a Carmen Codoñer. Salamanca, 2007. P. 561-569; idem. El «Epitaphium Leandri, Isidori et Florentinae» (ICERV 272) o la compleja transmisión manuscrita de un texto epigráfico//Euphrosyne: Rev. de filologia clássica. N. S. Lisboa, 2010. Vol. 38. P. 139-163; idem. En torno a las composiciones litúrgicas latinas de la Hispania medieval en honor de Leandro de Sevilla († 602)//Ibid. 2014. Vol. 42. P. 205-215; Smyth M. Note sur le baptême par immersion unique en Hispanie//Miscellània litúrgica catalana. Barcelona, 2007. Vol. 15. P. 37-46; Vog üé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l " antiquité. P., 2007. Pt. 1. T. 11. P. 87-103; Andr é s Sanz M. A. Leandro de Sevilla//La Hispania visigótica y mozárabe: Dos épocas en su literatura/Ed. C. Codoñer. Salamanca, 2010. P. 63-68. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия) КОРЕНТИН [Коурентин] (VI в.?), св. (пам. зап. 12 дек.), по преданию, 1-й еп. Кемпера (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция) ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.)

http://pravenc.ru/text/2463203.html

Последнее название более известно в истории, писанной в то время невстрийскими или полу-римскими летописцами. Таким образом, при других началах повторялся факт (известный по калифату, Японии и даже древнему Египту) разделения власти на действительную, военную и религиозную. Но на Востоке власть военная была в то же время государственная; а во Франции военноначальство было только начальство над властвующей дружиной, а власть государственная, бессильная против дружины, имела характер религиозный. Такова вся история последних Меровингов. Как скоро дружиноначальство сделалось избирательным, местные условия и различие областей должны были потребовать деятельного выражения. Так и случилось. Германская область (Австразия) стала в соперничество с полу-романской Невстрией. Действительно, невстрийская дружина, особенно в южной Франции, уже приняла почти вполне характер, обычаи и отчасти язык древней римской провинции. В ней начинали изглаживаться следы германства, и поэтому наступившая борьба, хотя происходила в дружине, получила значение борьбы между двумя народностями, германской и романской. Духовенство оставалось не чуждым борьбе; оно, принадлежа, как уже сказано, побеждённому народу, вошло уже отчасти в дружину (ибо епископы были королевскими ленниками) и во многих местах имели значительную силу как по родовым связям и по действию на совесть народа и вождей, так и по огромным богатствам, приобретённым от щедрости развратно-набожных королей. Но время великой силы ещё не наступило для него. Не от него зависело решение борьбы, и пример маиор-домуса (мера) из духовенства в лице Леодегария (которого римское предание причислило к лику святых, а история едва ли может положить в числе своих благородных деятелей) не имел последствий. Победа осталась и должна была остаться за Австразией, более воинственной, более цельной в своём внутреннем составе и очевидно более благородной по своему характеру. Мер австразийский достиг звания общего мера всей франкской державы, т. е. её дружинного короля.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

3. «Vita Sancti Blaitmaici» (Житие св. Блайтмаика; ок. 825 - PL. 114. Col. 1043-1046) - житие совр. В. С. настоятеля ирл. мон-ря Иона и мученика, убитого викингами. 4. «Vita S. Mammae» (Житие св. Маммы; 827-829 - PL. 114. Col. 1047-1062) - житие каппадокийского монаха и мученика, пострадавшего при имп. Аврелиане . Последние 2 жития написаны гекзаметром. В. С. отредактировал, составил предисловие и оглавление соч. «Vita Ludovici» (Житие Людовика Благочестивого; после 840), написанного хорепископом трирской епархии Деганом (Теганом) (PL. 106. Col. 405-430). В это же время В. С. сделал новую редакцию соч. «Vita Caroli Magni» (Житие Карла Великого), написанного Эйнгардом (PL. 97. Col. 27-62), и снабдил его примечанием о самом Эйнгарде (Bibliotheca rerum Germanicarum/Ed. Ph. Jaffé. B., 1867. T. 4: Monum. Carolina). «Vita metrica S. Leodegarii» (Житие св. Леодегария - PL. 114. Col. 1131-1152) не принадлежит В. С. (DTC. T. 15. Col. 3505; Pitra J. Histoire de St. Léger. P., 1846. P. 464). В одной из рукописей мон-ря Санкт-Галлен 878) сохранилось соч. «Vademecum» (букв.- иди со мной; Путеводитель) - конспект-справочник с заметками исторической, естественнонаучной и медицинской тематики, составленный В. С. во время его обучения, с к-рым он не расставался всю жизнь. В. С. принадлежат «Glossae Latino-Barbaricae de partibus humani corporis» (Глоссы на латыни и древненемецком о частях человеческого тела - PL. 112. Col. 1575-1579) - конспект беседы Рабана Мавра по 11-й кн. сочинения Исидора Севильского «Этимологии». Поэтические В. С. писал стихи с раннего юношества. Мн. его религ. поэмы, гимны и молитвы связаны с мон-рем Райхенау и его насельниками. Поэма «De visionibus Wettini» (О видениях Веттина; 825-826 - PL. 114. Col. 1063-1084), посвященная Гримальду, была написана 18-летним В. С. В ее основе лежит прозаическое сочинение настоятеля мон-ря Райхенау Хаттона (PL. 105. Col. 771-780) - лит. обработка рассказа самого Веттина, монаха этого мон-ря. В первых главах поэмы рассказывается о настоятелях Райхенау Хаттоне и Эрлебальде; повествуется о том, как Веттин в ночь перед своей смертью (2/3 нояб. 824) был восхищен в иной мир и в сопровождении ангела проведен по аду, чистилищу и раю, где видел наказания и исправления грешников (в т. ч. священников, монахов, епископов) и блаженство святых. Среди проч. Веттин видел имп. Карла Великого , испытывавшего муки в чистилище за свое невоздержание. Имена исторических лиц в видении обозначены акростихами. Оканчивается поэма описанием смерти Веттина. По форме поэма является ярким примером особого жанра средневек. лит-ры - видений.

http://pravenc.ru/text/153899.html

В XII в. почитание 1-й настоятельницы Гогенбурга получило распространение за пределами Эльзаса, Швейцарии и Юго-Зап. Германии: в 30-х гг. XII в. культ О. прослеживается в Англии ( Legros. 1988. Р. 93-99), в 70-х гг. зафиксированы свидетельства почитания О. в Тироле ( Grossmann. 1999. S. 40-63). После разорения аббатства Гогенбург в нач. XII в., в ходе конфликта военных коалиций во главе с архиеп. Майнца Адальбертом I и герц. Фридрихом II Швабским ( B ü ttner. 1991. S. 224; Mikulla. 1997. S. 9), мон-рь оправился только к середине столетия. В 1153 г. обитель посетил Фридрих I Барбаросса . Он решил отремонтировать и перестроить Гогенбург и объединить его с неск. соседними монастырями. И. Гусс полагал, что это также было связано с борьбой за инвеституру ( Guss. 1874. S. 47-60). В XI-XII вв. изображение святой появляется на печати Гогенбурга и на миниатюрах в ряде хроник мон-рей, расположенных на юго-западе Германии ( Grossmann. 1999. S. 30). К этому же времени относятся скульптурные изображения О. вместе с герц. Этихоном и со св. Леодегарием в церкви аббатства Гогенбург (скульптуры были зарисованы и опубл. И. А. Зильберманном в 1781, сильно повреждены во время Французской революции) ( Barth. 1938. Bd. 1. S. 135-142; Legros. 1988. Р. 109-114; Spaar. 2013. S. 88-89). Поскольку на протяжении XII-XIII вв. между Гогенбургом и Нидермюнстером велась тяжба за земли (в спорах представители обеих сторон опирались на устные сообщения о покровительнице обоих мон-рей), то в нач. XIII в. были составлены 2 поддельных «Завещания св. Одилии» ( B ü ttner. 1991. S. 209-214). Одно из них сочинила аббатиса мон-ря Гогенбург, датировав его 708 г. Фальсификацию выдавали печать имп. Запада Лотаря I (817-855), цитаты из трудов исторических деятелей, живших в нач. XI в., и др. анахронизмы. Однако в сер. XIV в. этот документ был признан подлинным: светские и религ. власти подтвердили привилегии Гогенбурга в торговле и сборе церковных податей. Немногим ранее др. «завещание» О. скомпилировала аббатиса Нидермюнстера (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2578203.html

Сословный строй Галлии при империи: рабы, вольноотпущенники, колоны, средние классы, аристократия. Германцы в I–V вв. Сведения о Германцах у Цезаря и Тацита. Разница между этими сведениями и причина её. – Германцы по Тациту: хозяйство, классы общества, строй государственный. Principes, вече, reges и duces. – Положение Германцев в 3–5 вв. – Поселение Германцев в Галлии, как подданных, колонов и солдат. – Бургунды, Вестготы и Франки. Основание королевства Франков. Франки – сплав многих народов Тацитова времени. – Франки Салические на службе империи. Положение Хлодвига в первые годы его правления. Хлодвиг и Сиагрий. Хлодвиг – консул. – Отношение потомков Хлодвига к византийским императорам. – Отношение Германцев к Галльскому населению до конца V в. – Значение Германского нашествия для Галлии. —48— Учреждения Франкского королевства при Меровингах. Королевская власть, вече, совет королей. Palatium. Majordomus. – Провинциальное управление. Финансовая и военная система. Происхождение феодализма. Прекарно-бенефициальная система, патронат, антрустионат, иммунитет. – Падение Меровингов. Государственные воззрения Меровингов и результаты их применения: исчезновение налогов, суда и административной системы. – Усиление аристократии. Договор 587 г. и эдикт 614 г. Conventus generales. Борьба аристократии центральной и провинциальной: Леодегарий и Эброин. – Выступление на сцену династии Каролингов. Причины и ход её возвышения. Франкское королевство при Каролингах. Особенность политических и сословных учреждений при Каролингах. Королевская власть: акты помазания и индивидуальной клятвы. Conventus generales и их влияние на ослабление королевской власти. – Законодательство Каролингов: законы, капитулярии и их виды. – Провинциальное управление. Missi dominici. – Налоги. – Военная система и её влияние на уменьшение класса свободных собственников. – Отношение Каролингов к бенефициальной системе. Победа феодализма над монархизмом при преемниках Карла В. Переделы при детях и внуках Карла. – Капитулярий Карла Лысого 844 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Мученичестве Л., составленном Урсином (версия В), сообщается, что святой воспитывался при дворе короля Нейстрии Хлотаря II (584-629), а затем получил образование в Пиктавии под рук. еп. Дидона. Примерно в 20-летнем возрасте он был поставлен во диакона и вскоре назначен архидиаконом Пиктавийской кафедры. Впоследствие по указанию Дидона он возглавил мон-рь св. Максенция близ Пиктавия и управлял обителью ок. 6 лет (в версии А упом. только о том, что Л. был архидиаконом). После смерти короля Австразии Сигиберта III († 656) новым правителем стал его сын Дагоберт II. Он оставался на престоле до авг. 659 г., когда власть в Австразии захватил майордом Гримоальд, сын Пипина Старшего. В 660/1 г. Дагоберт II был вынужден принять монашество; его передали под надзор еп. Дидону, который увез Дагоберта в Ирландию, где тот получил религ. образование и стал клириком (Liber Historiae Francorum. 43//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 315-316; см.: Picard. 1991. P. 38-41). Королем был провозглашен Хильдеберт, сын Гримоальда, незадолго до рождения Дагоберта усыновленный кор. Сигибертом, но не связанный кровным родством с династией Меровингов. Воцарение Хильдеберта вызвало недовольство в Нейстрии, т. к. местная знать рассчитывала на подчинение Австразии. В это время королем Нейстрии и Бургундии являлся Хлотарь III (657-673), обязанности регента при к-ром выполняла его мать св. Бальтхильда (см. Батхильда ; † 680), вдова кор. Хлодвига II (638-657); после убийства Гримоальда и Хильдеберта она также правила в Австразии от имени своего сына Хильдерика II (662-675, с 673 возглавлял объединенное Франкское гос-во). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. VII в. Л. был вызван ко двору кор. Бальтхильды. Стремясь усилить влияние на церковные дела, королева способствовала назначению своих сторонников на ряд важнейших кафедр ( Nelson. 1978); в этих городах после смерти кор. Хлодвига II начались беспорядки. Так, после гибели св. Аунемунда, еп. Лугдуна (ныне Лион), его преемником стал св. Генесий (658-678), помогавший Бальтхильде в ее попечении о мон-рях. Назначению Л. епископом Августодуна (ок. 663) предшествовал спор между претендентами на епископскую кафедру, завершившийся гибелью одного из них и изгнанием другого. Часть августодунских клириков отрицательно отнеслась к назначению Л., который был ставленником Бальтхильды и не пользовался поддержкой местной знати.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Palatins et eunuques dans quelques documents hagiographiques//Ibid. 1957. T. 75. P. 17-47; Kenney L. The Saints of the Canon of the Mass. Vat., 19632. P. 139-145; De Sanctis G. Giovanni e Paolo//BiblSS. Vol. 6. Col. 1046-1049; Halkin F. La Passion grecque des SS. Gallican, Jean et Paul//AnBoll. 1974. Vol. 92. P. 265-286; Jounel P. Le Culte des saints dans les basiliques du Latran et du Vatican au douzième siècle. R., 1977. P. 249; Trinci Cecchelli M. Osservazioni sul complesso della «Domus» Celimontana dei SS. Giovanni e Paolo//Atti del IX Congresso intern. di archeologia cristiana. Vat., 1978. P. 551-562; Champlin E. Saint Gallicanus (Consul 317)//Phoenix. 1982. Vol. 36. N 1. P. 71-76; Bundy D. D. The Acts of St. Gallicanus: A Study of the Structural Relations//Byz. 1987. Vol. 57. P. 12-31; Aubert R. Jean et Paul//DHGE. T. 26. Col. 1152-1154; Brenk B. Microstoria sotto la chiesa dei SS. Giovanni e Paolo: La cristianizzazione di una casa privata//Riv. dell " Istituto Nazionale di Archeologia e Storia dell " Arte, 1995. Ser. 3. 1996. Vol. 18. P. 169-205; Cecchelli M. Il complesso dei SS. Giovanni e Paolo. R., 1997; Crook J. The Architectural Setting of the Cult of Saints in the Early Christian West, c. 300-1200. Oxf., 2000. P. 44-47; Lampe P. From Paul to Valentinus: Christians at Rome in the First Two Centuries/Transl. M. Steinhauser. Minneapolis, 2003. P. 366-367; Snyder G. F. Ante pacem: Archaeological Evidence of Church Life before Constantine. Macon (GA), 20032. P. 144-150; Walter Ch. The Warrior Saints in Byzantine Art and Tradition. Aldershot, 2003. P. 224-225, 252-253; Leyser C. «A Church in the House of the Saints»: Property and Power in the «Passion of John and Paul»//Religion, Dynasty, and Patronage in Early Christian Rome, 300-900/Ed. K. Cooper, J. Hillner. Camb.; N. Y., 2007. P. 140-162. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) ЛУГДУНСКИЕ МУЧЕНИКИ (Лионские) († 177) (пам. зап. 2 июня), галльские христиане, пострадавшие в г. Лугдун (ныне Лион, Франция) во время правления рим. имп. Марка Аврелия

http://pravenc.ru/text/471229.html

Turonensem) соблюдался один чин священнодействий и один обычай псалмопений» 1199 . Этим вполне объясняется то обстоятельство, что в литургических памятниках того времени, служащих источником для определения чинопоследования галликанской литургии, находится множество частных формул ее с чрезвычайным разнообразием молитв, изменявшихся по различию праздников в годичном круге богослужения и местных условий. К таким памятникам, сверх чаяния сохранившимся от истребления при введения римско-католической формы, принадлежат: 1) Missale Gothico-gallicanum – кодекс, найденный в библиотеке шведской королевы Христины и хранящийся ныне в Ватиканской библиотеке, изданный кардиналом Томазием и названный так Мабильоном потому, что, по его мнению, он употреблялся в южной Галлии во времена господства готов. Самый кодекс относится к 678–700 гг., так как в нем находится мисса в память западного святого Леодегара, умерщвленного в 678 г., и не встречается никаких следов влияния римско-католической литургии. Напротив, многие формулы и молитвы сильно напоминают греческие образцы, в особенности молитва пресуществления Святых Даров после слов установления Таинства, хотя в то же время показывают, что восточные образцы начали в Галлии уже забываться, как видно, например, из той же молитвы призывания Святого Духа на Дары, которая только в некоторых формулах является истинной молитвой о пресуществлении, а в других становится только прошением о спасительности Евхаристии для принимающих ее; 2) Missale Gallicanum – кодекс, найденный в библиотеке Палатино-Ватиканской 493), изданный сначала Томазием, а потом Мабильоном под именем древнего галликанского (vetus), потому что он имеет все признаки глубокой древности, именно той эпохи, когда в Галлии еще не утратилось понятие о Римской империи как властительнице некоторых галликанских провинций, что указывает на время не позже VI в. И хотя сам кодекс начинается миссой на праздник западного святого Германа, епископа Парижского, который жил в VII в., но, как полагают, эта мисса присоединена к нему более поздним переписчиком литургий, жившим вскоре после смерти этого епископа, и во всяком случае прежде введения в Галлии римской литургии Пипином и Карлом Великим, потому что в разнообразных молитвах его никаких следов этой литургии не встречается; 3) Missale Francorum – кодекс, найденный также в библиотеке шведской королевы Христины и находящийся ныне в Ватикане, изданный Томазием и принятый Мабильоном в его собрание галликанских литургий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

получило широкое распространение на территории Франции, Бельгии, Германии и Швейцарии. Так, во Франции ему были посвящены 7 бенедиктинских аббатств (Мемак, Мазво, Мурбах, Сен-Леже в Суасоне, Сен-Леже-де-Прео, Сен-Лигюэр в Ньоре, Эбрёй), более 30 приоратов, ок. 220 церквей. В честь святого названо не менее 70 населенных пунктов. Ист.: BHL, N 4850-4856; ActaSS. Oct. T. 1. P. 355-491; Passiones Leudegarii episcopi et martyris Augustodunensis/Ed. B. Krusch//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 249-362; Vita Leudegarii/Hrsg. B. Krusch//NA. 1891. Bd. 16. S. 593-596; Vita beati Leudegarii martyris//MGH. Poet. T. 3. P. 5-37; Saint Léger/Éd. J. Linskill. P., 1937; Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservantur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1890. T. 2. P. 350-352. Лит.: Pitra J.-B. Histoire de Saint Léger, évêque d " Autun et martyr, et de l " Église des Francs au VIIe siècle. P., 1846; Pellechet M. Notes sur les livres liturgiques des diocèses d " Autun, Chalon et Mâcon. P.; Autun, 1883. P. 282-313; Krusch B. Die älteste Vita Leudegarii//NA. 1891. Bd. 16. S. 563-593; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 180; Camerlinck J. Saint Léger, évêque d " Autun. P., 1910; Leclercq H. Léger d " Autun (saint)//DACL. T. 8. Pt. 2. Col. 2459-2493; Combell J. Leodegar//LTK. 1961. Bd. 6. Sp. 958-959; idem. Leodegar of Autun//NCE. 20022. Vol. 8. P. 496-497; Boillon C. Leodegario//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1190-1193; Bianchi G. La fonte latina del «Sant Lethgier»//Studi Medievali. Ser. 3. 1972. Vol. 13. P. 701-790; Poulin J.-C. Saint Léger d " Autun et ses premiers biographes (fin VIIe - milieu IXe siècle)//Bull. de la Soc. des antiquaires de l " Ouest. Sér. 4. 1977. T. 14. P. 167-200; Nelson J. Queens as Jezebels: The Careers of Brunhild and Balthild in Merovingian History//Medieval Women: Dedicated and Presented to R. Hill/Ed. D. Baker. Oxf., 1978. P. 31-77; Leodegar//LexMA. 1991. Bd. 5. Sp. 1883; Picard J.-M. Church and Politics in the 7th Cent.: The Irish Exile of King Dagobert II//Ireland and Northern France, A.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Вскоре Л. вступил в конфликт с австразийскими советниками Хильдерика II, к-рые пытались лишить автономии Нейстрию и Бургундию. Поводом для столкновения, которое произошло на Пасху 675 г. в Августодуне, был спор между Гектором, патрицием Массилии (ныне Марсель), и св. Прейектом, еп. Арверна (ныне Клермон-Ферран) (об этом сообщается также в Мученичестве Прейекта - MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 212-248). Л. выступил на стороне Гектора, а король (и, вероятно, Вульфоальд) поддержал Прейекта. Во время празднования Пасхи противники Л. и Гектора убедили короля в существовании заговора. Осознав опасное положение, в к-ром они оказались, епископ и патриций перед рассветом бежали из города. Настигнувшие их воины убили Гектора на месте, а Л. привели к королю, к-рый по совету прелатов и знати сослал его в Луксовий. На Августодунскую кафедру был возведен Герменарий, аббат монастыря св. Симфориана (в древнейшем Мученичестве (версия А) говорится, что Герменарий убедил короля пощадить Л., хотя его ложно причисляли к врагам святого). В том же году Хильдерик был убит, а майордом Вульфоальд бежал в Австразию. По-видимому, тогда же в Луксовии Л. и Эброин заключили соглашение, благодаря которому епископу удалось вернуться в Августодун, а Эброину - собрать отряд сторонников. Согласно Мученичеству, Эброин намеревался расправиться с Л., но ему помешал еп. Генесий Лугдунский со своими воинами. Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452) Мученичество св. Леодегария. Миниатюра из Библии. Ок. 1200–1230 г. (Brit. Lib. Add 15452) Теодорих III, вновь ставший королем Нейстрии и Бургундии (675), назначил майордомом Леудезия, которого поддержали Л. и Гаэрин. Однако вернувшийся из ссылки Эброин провозгласил королем малолетнего Хлодвига III. Захватив Теодориха в плен, Эброин убил Леудезия и занял должность майордома при поддержке св. Авдуина, еп. Ротомагского (Руанского). Чтобы укрепить свое положение, он объявил законным правителем Теодориха III, а не Хлодвига. Эброин стал преследовать политических противников, многие из них бежали в Юж.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010