Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ († 678), св. (пам. зап. в ср. века - 1 нояб., в Лионе и аббатстве Сен-Вандрий в кон. XVIII в.- 3 нояб., в аббатстве Шель - 4 нояб., в диоцезе Мо - 5 нояб.), еп. г. Лугдун (совр. Лион, Франция). Житие Г. не сохранилось; вероятная аллюзия на него имеется в Житии св. Вандрегизиля , основателя мон-ря Фонтинелла (совр. Сент-Вандрий) (Vita Wandregisili. 23). Сведения о жизни Г. сохранились в древних житиях его современников, восходящих к меровингской эпохе. К ним относятся Житие св. Батхильды (Vita Balthildis), Житие св. Бертилы (Vita Bertilae), настоятельницы мон-ря Кала (совр. Шель, Франция), Мученичество св. Леодегара (Passio Leodegarii), еп. Августодунского. Кроме того, имя Г. упоминается в указах франк. королей Нейстрии Хлотаря III и Теодориха III. О происхождении Г. доподлинно ничего не известно. Он был аббатом (в то время этот титул носили не только настоятели мон-рей, но и представители высшего придворного духовенства) при франк. кор. Хлодвиге II, помогал его жене св. Батхильде в делах благотворительности и в попечении о мон-рях (Vita Balthildis. 4). Когда в 658 г., во время беспорядков, последовавших за смертью Хлодвига II, в Лугдуне, являвшемся одной из главных епископских кафедр Франкского королевства, был убит еп. Аннемунд, кор. Батхильда, фактическая правительница Нейстрии и Бургундии при малолетнем сыне Хлотаре III, назначила на овдовевшую кафедру Г. Став епископом, он продолжал содействовать королеве в обустройстве основанных ею мон-рей. В 659 г. он перевел в восстановленный королевой мон-рь Кала неск. монахинь из Йотренского (Йовис Ара) мон-ря (совр. Жуар, Франция) во главе со св. Бертилой (Vita Bertilae. 4). Подпись Г. стоит в 2 дипломах 662 г., изданных от имени кор. Хлотаря III в пользу мон-ря Ст. Корбей (совр. Корби), основанного св. Батхильдой, и в дипломе в пользу того же мон-ря еп. Бертефрида Амбианского (Амьенского), а также в привилегии в пользу мон-ря Девы Марии в Свессионе (совр. Суасон), изданном еп. этого города св. Драусием в 666 г. (исследователи подлинность нек-рых из этих дипломов подвергают сомнению).

http://pravenc.ru/text/162027.html

В Мученичестве упоминается о любви Л. к бедным, к-рых по указанию святого стали кормить при кафедральном соборе; есть сведения об активной строительной деятельности Л., в т. ч. о реконструкции городских ворот и восстановлении мн. зданий Августодуна. Забота о кафедральном городе рассматривалась как обязанность епископа и осуществлялась в согласии с центральной властью ( Prinz F. Die bischöfliche Stadtherrschaft im Frankenreich vom 5. bis zum 7. Jh.//Hist. Zschr. 1974. Bd. 217. S. 1-35). По указанию Л. состоялось открытие и перенесение мощей мч. Симфориана , почитавшегося как покровитель Августодуна. Возможно, Л. созвал Собор, постановления к-рого частично сохранились в неск. рукописях канонического сб. «Старое галльское собрание» (Collectio Vetus Gallica; изд.: Concilia Galliae, A. 511 - A. 695/Ed. C. de Clercq. Turnhout, 1963. P. 319-320. (CCSL; 148A)). Статус Собора и имена его участников неизвестны. Основная тема постановлений - поддержание монашеской дисциплины. Насельники мон-рей должны были соблюдать бенедиктинский устав (canonum ordo vel regula sancti Benedicti), подчиняться указаниям аббата и препозита; им запрещалось владеть собственностью, а также покидать мон-ри и посещать города без письменного разрешения настоятеля, адресованного архидиакону. Усилия Л., направленные на распространение бенедиктинского устава, следует рассматривать в контексте политики кор. Бальтхильды, которая покровительствовала монашеству. В VII в. на территории Франкского гос-ва бенедиктинский устав сосуществовал с др. монашескими правилами. Также на Августодунском Соборе в качестве обязательного был принят Афанасиев Символ веры (см.: Mordek, Reynolds. 1992; Vog üé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l " Antiquité. P., 2008. Pt. 1. Vol. 12. P. 23-26). В 659 г. при поддержке кор. Бальтхильды майордомом Нейстрии стал Эброин, позднее участвовавший в заговоре против королевы, в результате к-рого она была удалена на покой в мон-рь Кала (ныне Шель близ Парижа) (ок. 665). Хотя формальным поводом для этого стало достижение Хлотарем совершеннолетия, причиной отстранения Бальтхильды от власти было недовольство ее политикой, в т. ч. церковной. В некоторых источниках говорится об ответственности королевы за гибель 9 епископов (см.: Wood. 1994. P. 224-225). После смерти кор. Хлотаря III (673) Эброин, ставший одной из важнейших политических фигур Франкского гос-ва, возвел на престол Теодориха III, однако Л., его брат комит Гаэрин и др. представители знатных родов Нейстрии и Бургундии свергли Теодориха и провозгласили королем Хильдерика II, правившего в Австразии. Эброин был сослан в монастырь Луксовий (см. Люксёй ), а Теодорих III - в аббатство св. Дионисия (см. Сен-Дени ). По-видимому, Л. и майордом Вульфоальд возглавили группировку знати, управлявшую впосл. королевством.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Пространное Мученичество Л. (версия С), составленное неизвестным монахом из аббатства св. Симфориана в Августодуне, представляет собой компиляцию обеих ранних версий (из соч. Урсина заимствованы прежде всего сведения о посмертных чудесах святого). Самые ранние рукописи версии С относятся к IX в. (BHL, N 4853; изд.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 463-481; см.: MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 267-270). Краткие сведения о гибели Л., вписанные в контекст политической борьбы в гос-ве Меровингов, приведены в «Книге об истории франков» (1-й пол. VIII в.) (Liber Historiae Francorum. 45//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 317-319). Вероятно, в IX в. на основе сочинения Урсина было составлено метрическое Житие Л. (BHL, N 4854; изд.: Vita beati Leudegarii martyris//MGH. Poet. T. 3. P. 5-37). Др. стихотворное Житие Л., к-рое датируется кон. X в., является самым ранним примером 8-сложного силлабического стиха на старофр. языке (Saint Léger. 1937). В сер. XI в. мон. Фруланд из бенедиктинского аббатства Мурбах (ныне Мюрбак, Эльзас) составил прозаическое Житие Л., к которому приложены описания чудес святого (BHL, N 4855; изд.: Pitra. 1846. P. 525-568). Житие Согласно Мученичеству (версия А), Л. род. в знатной франк. семье. Он был воспитан дядей, Пиктавийским еп. Дидоном (до 629 - после 669). В Мученичестве упоминаются также комит Гаэрин, брат Л., и его родственник Ансоальд, впосл. ставший епископом Пиктавия. Дополнительные сведения о родственниках святого приведены в др. источниках, достоверность к-рых не доказана. Известно письмо Л., адресованное его матери Сиграде, жившей в мон-ре Пресв. Девы Марии в Новиомаге (ныне Нуайон) (MGH. Epp. T. 3. P. 464-467). В завещании Л., составленном в пользу Августодунской кафедры, говорится о земельных владениях, к-рые он унаследовал от Бодилона и «посвященной Богу» Сиграды (Testamentum Leodegarii//Diplomata, chartae, epistolae, leges, aliaque instrumenta ad res Gallo-Francicas spectantia/Ed. J. Pardessus. Р., 1849. T. 2. P. 173-174. N 382). В Житии св. Одилии , составленном в IX в., упоминается Берсвинда, мать св. Одилии, к-рая была теткой Л. по материнской линии (Vita Odiliae abbatissae Hohenburgensis. 2/Ed. W. Levison//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 38). На основании сведений о родственниках Л. высказывалось мнение, что святой по происхождению был связан с бургундской знатью, но эти данные вряд ли достоверны (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 197, 216).

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Созданный им Мартиролог был дополнен на континенте, а в сер. IX в. полностью переработан диак. Флором Лионским (первоначальный вариант текста Беды не сохр.). Сочинению Беды подражал Рабан Мавр (сер. IX в.). Свт. Адон Вьеннский , перу к-рого принадлежит ряд др. агиографических трудов (напр., 3-е Житие св. Дезидерия Вьеннского), напротив, ориентировался на совр. ему рим. традицию и составил Мартиролог с наиболее подробными сказаниями. Узуард и Ноткер Заика пытались совместить эти традиции. Они увеличили количество годовых памятей, однако если Узуард шел по пути сокращения сказаний, то Ноткер старался сохранять все подробности в жизнеописаниях святых. В последующую эпоху работа над мартирологами была связана с дополнением и распространением текста Узуарда. Вандальбертом Прюмским был составлен поэтический Мартиролог на все дни года. Поэтические парафразы житий были характерной чертой Каролингского возрождения. В X в. каноник Реймсской Церкви Флодоард составил цикл поэм «О триумфах Христа», где краткие агиографические очерки распределены по регионам (Палестина, Антиохия, Италия). Со 2-й пол. IX в. началось составление сказаний о перенесении мощей святых и сопутствующих чудесах, что отчасти было связано с массовым перенесением святынь во время нападений норманнов, сарацин и позднее венгров. Примерно с этого времени получили распространение епископские и аббатские деяния (gesta). Одним из ранних памятников этого типа стали Деяния Мецских епископов Павла Диакона ( Paulus Diaconus. Gesta episcoporum Mettensium); впосл. появились деяния епископов др. кафедр (напр., Осерской - Gesta pontificum Autissioderensium), однако расцвет жанра приходится на X в. (Деяния епископов Камбре; Деяния епископов Тунгров, Моза-Траекта и Леодия), особенно во Фландрии и в Лотарингии. Одним из примечательных житийных памятников X в. стало жизнеописание св. Житие св. Леодегария Августодунского. Лист из Пассионала. Кентербери. XII в. (Lond. Brit. Lib. Arundel. 91. Fol. 47v) Житие св. Леодегария Августодунского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Согласно Житию св. Айхарда († 687?), ученика св. Филиберта и впосл. аббата мон-ря Гемметик (см. ст. Жюмьеж ), святой род. ок. 624 г. в Пиктавии и был передан для обучения ученому мон. Ансфриду из обители св. Илария (ActaSS. Sept. T. 5. P. 86). Житие было составлено в X-XI вв., однако, возможно, основывалось на более ранних источниках. В Житии св. Леодегария, еп. Августодунского († 678), сообщается о том, что его тело временно находилось в пиктавийской базилике св. Илария. В нек-рых рукописях слово «базилика» заменено словом «монастырь», однако это является следствием исправлений поздних редакторов (ActaSS. Oct. T. 1. P. 426, 481). В 3-й четв. VII в. аббат Хроскельм, вероятно, настоятель базилики св. Илария, основал мон-рь Богоматери в Нобилиаке (Нуайе, ныне Нуайе-Мопертюи) ( Levillain. 1910. P. 245-250). Основание монашеской обители при базилике можно связывать с деятельностью кор. Бальтхильды (см. Батхильда , † 680), к-рая в 657-665 гг. как регентша при малолетнем кор. Хлотаре III принимала активное участие в жизни франк. Церкви. В частности, Бальтхильда преобразовала ряд крупных пригородных базилик в мон-ри, даровала им привилегии и вывела их из епископской юрисдикции ( Wood. 1994. P. 199-200). По мнению нек-рых исследователей, с деятельностью Бальтхильды было связано также основание мон-ря св. Илария ( Nelson J. Queens as Jezebels: Brunhild and Balthild in Merovingian History// Idem. Politics and Ritual in Early Medieval Europe. L.; Ronceverte, 1986. P. 40). В 732 г. базилика была разграблена арабами. Согласно «продолжению» Хроники Псевдо-Фредегария, «они дошли до Пиктавия и после сожжения базилики св. Илария - великая это скорбь - решили разорить и дом блаженнейшего Мартина» ( Fredegarius Scholasticus. Chronicae: Continuationes. 13//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 175). В 768 г. майордом Пипин Короткий издал грамоту на имя Бертина, «аббата мон-ря св. Илария, покровителя нашего города Пиктавий, где сам он, драгоценный, почивает своим телом», в к-рой подтвердил привилегии мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Сведения о литургическом поминовении Л. в Галлии противоречивы. С одной стороны, наличие храмов и реликвий мученика означает, что в ряде церквей и мон-рей отмечали этот праздник. Флоренций из Трикастины в Житии св. Рустикулы, аббатисы жен. мон-ря в Арелате (ныне Арль), упоминал, что святая скончалась вскоре после дня памяти Л. (MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 349). По-видимому, в Галлии было известно об исполнении стиха Пс 111. 9 в день памяти Л. (цитата в Мученичестве Леодегария, еп. Августодунского (Отёнского),- Ibid. T. 5. P. 303). Поминовение мученика указано в латеркуле (аннотированном календаре) Полемия Сильвия, составленном в 448 или 449 г. (CIL. T. 1. Vol. 1. Pars 1. P. 271). Однако в литургических книгах галликанского обряда сведения о поминовении Л. отсутствуют. Память мученика появляется лишь в Готском миссале (ок. 700), составленном под влиянием рим. традиции: бóльшая часть молитв мессы в день памяти Л. заимствована из Веронского Сакраментария (Missal. Goth. P. 282-285, 501-503). В VIII-IX вв. распространение локальных версий рим. литургических книг (франко-геласианских и дополненных григорианских сакраментариев) способствовало тому, что поминовение Л. приобрело статус обязательного праздника в гос-ве Каролингов. В капитулярии Ахенского Собора от 10 июля 817 г. память мученика названа среди важнейших праздников, ее следовало отмечать во всех мон-рях империи (CCM. T. 1. P. 475, 527). О необходимости праздновать память великих святых, в т. ч. Л., писал также мон. Хильдемар в комментарии на Устав Бенедикта (ок. 845 - Expositio Regulae ab Hildemaro tradita/Ed. R. Mittermüller. Ratisbonae etc., 1880. P. 300). День памяти мученика указан во всех календарях и мартирологах эпохи Каролингов, во мн. календарях упомянуты также вигилия и октава праздника (Die karolingische Reichskalender/Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 1180-1181, 1183-1184, 1202; о литургическом поминовении Л. в IX-X вв. см.: Weinrich. 1972. S. 49-60). Литургисты XII-XIII вв. подчеркивали важность праздника Л.

http://pravenc.ru/text/2462435.html

Несмотря на потерю органа речи, епископ однако же был способен говорить, как и раньше. Его страдания и заслуги возбудили общее сочувствие к нему, и встревоженный Еброин решил отделаться от него при посредстве смерти. Созван был большой собор епископов, и Леодегар обвинен был перед ним в причастности к смерти Хильдерика II, государя, который обязан был ему своим престолом, но впоследствии заключил его в монастырь Люксейльский, и он предан был смерти партией, в связи с которой находился заключенный епископ. Леодегар твердо отрицал это обвинение, и призывал Бога себе в свидетели. Но его вина считалась несомненной, одежда на нем в знак лишения его сана была разорвана и, не смотря на то, что вокруг его головы, в доказательство его невинности и святости, явился яркий свет, он по приказанию Еброина, был обезглавлен (678 г.). Леодегар был почитаем в качестве мученика, и после его смерти около него совершались многочисленные чудеса. Среди его противников было несколько и таких, которые также включены были в число святых, – как напр. Дадон или Аудоен (Уен), епископ Руанский, друг и жизнеописатель св. Елигия, Преект Клермонский и Агильберт Парижский. Участие Уена в этой борьбе ознаменовалось замечательным ответом, который он дал, когда с ним советовался Еброин: «Помни о Фредегунде», – слова, которыми, быть может, имелось в виду только внушить ему подражать решительности этой знаменитой королевы, но которые едва ли можно читать без мысли и о том беззастенчивом коварстве, с которым она добивалась своих целей. В древней Ирландской церкви признавалось, что власть рукоположения принадлежит только епископам, но епископство было только личным отличием, не дававшим никакого права на местную юрисдикцию. Число лиц, которым оно могло быть дано, было безгранично, и, подобно хорепископам других стран, они были посвящаемы одним епископом. Положение Ирландских епископов поэтому было весьма отличным, как в духовном, так и в гражданском отношениях, от положения епископов в других местах. Что касается сана, то, по-видимому не только аббаты, но даже и анахореты и чтецы церкви занимали место выше их.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При воссоединении монархии при отце Дагоберта, Клотаре II, епископы созваны были на собрание левдов (leudes) (614 г.), и 79 из них явились на собор. Законы, постановленные с совместного согласия духовной и гражданской аристократии, обнаруживают следы церковного влияния не только в возвышении привилегий духовенства, но и в проникающем их гуманном духе. С того времени епископы, по-видимому, принимали серьезное участие в политических делах. Благочестивые подвижники сделались предметом общего благоговения. Суровость их жизни приобретала им уважение и власть, хотя этой властью злоупотребляли в грубых распрях того века. В виде примера можно упомянуть об одном из наиболее знаменитых из этих подвижников Леодегаре (или Лежере), епископе Аутунском 2495 . Леодегар произошел или, по крайней мере, находился в связи с самыми могущественными домами франкской знати. Он пользовался большим доверием Батильды, благочестивой англосаксонки, которая из положения пленницы возвысилась до положения королевы Кловиса и правительницы Невстрии, и благодаря ее содействию, он был возведен с аббатства св. Максента на кафедру Аутунскую. Он славился суровостью своей жизни, своими частыми молитвами, своим проповедническим красноречием, своей щедростью бедным и церкви, и деятельным отправлением епископской должности. Но вместе с тем, он был политическим главой могущественной партии знати, поставлял и ниспровергал королей, и если в действительности не носил титул майордома, то, во всяком случае, в течение некоторого времени имел власть майордомства в Невстробургундском королевстве 2496 . После различных превратностей судьбы Леодегар впал в руки своего соперника Еброина, который приказал выколоть ему глаза, каковую операцию он вынес с полным спокойствием, распевая псалмы во время ее совершения. Два года спустя, по приказанию Еброина, он был подвергнут мукам, у него отрезаны были губы, вырезан язык, и он влачим был по острым камням с такой жестокостью, что в течение некоторого времени не способен был даже стоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаилу, апостолам Петру и Павлу и Л. (Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. S. 468-471. N 188). Впосл. в мон-ре хранилась голова Л.; чудеса, которые совершались по молитвам перед святыней, описаны мон. Фруландом в Житии Л. (BHL, N 4855). 25 авг. в обители совершали память ослепления Л. ( Pellechet. 1883. P. 295-296; см. также: ActaSS. Oct. T. 1. P. 434-440; Pitra. 1846. P. 506-524). Под влиянием традиции мон-ря почитание святого получило распространение в Эльзасе и в соседних регионах. Так, между 1182 и 1230 гг. по инициативе насельников Мурбаха была возведена романская ц. во имя Л. в Гебвиллере. В 1759 г. монахи переселились из Мурбаха в Гебвиллер, забрав с собой святыни и ценности. В наст. время частицы мощей Л. хранятся в приходских храмах в Гебвиллере (напр., в ц. Нотр-Дам - реликварий с нижней челюстью святого). С XIII в. Л. почитается как покровитель Люцерна (до 1178 город принадлежал аббатству Мурбах). В честь святого освящен главный католический храм города (коллегиальная ц. Санкт-Леодегар-им-Хоф; существующее здание возведено в 1633-1639). После закрытия в 1798 г. жен. аббатства Масмюнстер (ныне Мазво, Эльзас) в Люцерн была доставлена хранившаяся в обители голова Л.; в наст. время серебряный бюст-реликварий со святыней находится в ризнице церкви. Частицы мощей Л. хранились во многих церквах и мон-рях Франции и соседних стран (см.: ActaSS. Oct. T. 1. P. 457-463; Pitra. 1846. P. 409-411, 435-443; Camerlinck. 1910. P. 170-171). Большая часть реликвий была утрачена во время религиозных войн во Франции и Французской революции. В аббатстве святых Андрея и Л. в Мемаке (совр. деп. Коррез) хранился серебряный реликварий с мощами святого; в наст. время в бывшей монастырской церкви находится деревянный бюст-реликварий с фрагментом его черепа. Неск. фрагментов черепа Л. хранятся в кафедральном соборе в Аррасе, в раке св. Виндициана (см.: Van Drival E. Le trésor sacré de la cathédrale d " Arras. Arras, 1860. P. 136-139). В средние века почитание Л.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

Лучшим, конечно, авторитетом, в решении этого вопроса могут служить знаменитости в древне-кельтской филологии Цейсс и Диффенбах, которые производят это слово от кельтского Cele – служитель и De – Бог 104 ; таким образом, слово кельдеи или кульдеи будет означать слуги или люди Божьи. Это имя на языке Бриттов усвоено было проповедникам евангелия, и преимущественно с VI века ирландо-шотландским апостолам; как-то Патрикию, Колумбе и Колумбану, а потом и всей древнебританской церкви в отличие ее от церкви римской или англо-саксонской. В своей древней или кельтской форме имя это существовало гораздо прежде IX века, прежде основания Сент-Андрюского монастыря, но в это время оно только явилось в своей новой форме (Kuldei). Лучшим доказательством этого служат исторические документы древнебританской церкви. Проповедникам евангелия и духовным британским постоянно прилагается в летописях и жизнеописаниях титул vir Dei, очевидно, что это буквальный перевод кельтского Cele-De. Так, Иона Бобиенский, в жизнеописании Колумбы младшего называет его vir Dei, предполагая, что читателю уже известно, что под этим названием разумеется Колумба. Равным образом в жизни Леодегара 105 этот Леодегар, ученик кульдея Адо, называется vir Dei. Во всех монастырях древнебританских настоятели назывались братией viri Dei или Cele De. Даже у Беды есть замечание, что в его время Колумба некоторыми назывался Колунцелли, что значит муж Божий и совершенно тожественно с Cele De. Этим именем будем и мы называть древнебританскую церковь , так как учеными оно принято за выражение всех особенностей, свойственных этой церкви, и всех разностей, отделивших ее от римской. Вторжение Англо-Саксов в Британию сопровождалось страшными результатами для государственной и церковной жизни коренных Бриттов. Гильда в своем сочинении De excidio Britanniae представил живую картину разгрома Британии, произведенного Англо- Саксами. Храмы были разрушены и обращены в развалины, Бритты бросали места своего жилища и спасались бегством в Арморику и Галлию (например, Сампсон Йоркский), так что в последней образовалась целая область из этих выселенцев, давших ей свое имя, или же отступничеством от христианства спасали себе жизнь, если не свободу, или, наконец, большая часть бросилась в Валлис, где спасли, свою политическую и церковную свободу и независимость. Те города, которые в прежний период были кафедрами епископов древнебританской церкви, как то: Лондон, Кольчестер, Верулам, Йорк, где были христианские церкви и мощи первомучеников британских, теперь, при завоевании их Англо-Саксами, лишились своих иерархов; они вместе со своей паствой бежали из этих городов в Валлис. Из остатков Британцев, бежавших от меча Англо-Саксов, образовалась в Валлисе церковь , которая получила название валлисской. Епископские кафедры валлисской церкви были: 1) в Меневии, 2) в Ляндаве, 3) Бангоре, 4) Асафе, 5) Горефорде и Вигоре 106 . Но в последние годы этого периода существовали только первые четыре из поименованных кафедры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002