Кроме скудных упоминаний в сочинениях каролингских авторов, основными источниками сведений по истории еп-ства в этот период являются картулярии капитула в Бриуде и монастыря Сосийанж, а также ранние грамоты аббатства Клюни . Овернь вошла в состав номинального королевства Аквитания, к-рое в 781 г. кор. Карл Великий передал сыну Людовику (впосл. имп. Людовик Благочестивый (814-840)); здесь находилась королевская резиденция Эбрёй. Между 843 и 852 гг. власть над Аквитанией оспаривали кор. Пипин II и кор. зап. франков Карл Лысый , к-рому удалось одержать верх при помощи знати, в т. ч. графа Оверни Бернарда. Ослабление династии Каролингов привело к укреплению позиций местной аристократии; в годы правления кор. Карла Простоватого (893-923) за контроль над Аквитанией боролись графы Оверни и Пуатье. Во 2-й пол. IX в. Овернь подвергалась нападениям норманнов; в 864 г. норманны разграбили К. Возможно, в 60-х гг. IX в. в сел. Марса укрывались от норманнов каноники базилики св. Мартина в Туре. В 871 г. кор. Карл Лысый передал мон-рь Сен-Пурсен (ныне Сен-Пурсен-сюр-Сьюль) бежавшим от норманнов монахам аббатства Нуармутье, которые везли с собой мощи св. Филиберта. В 898 г. монахи из аббатства Сен-Мексан (ныне Сен-Мексан-л " Эколь) поселились в бывш. королевской усадьбе Эбрёй и основали мон-рь (в нем хранились мощи св. Леодегария). По преданию, мон-рь св. Петра и св. Австремония в Иссуаре был основан монахами, прибывшими из аббатства Шарру. В 818 г. Людовик Благочестивый даровал привилегии мон-рю Манглиё; вероятно, тогда же в обитель были доставлены реликвии св. Себастиана. Крупнейшим в Оверни монастырем было аббатство Моза; в 848 г. по указанию кор. Пипина II сюда из Вольвика были доставлены мощи св. Австремония. После этого Моза стал местом паломничества к мощам просветителя Оверни. Здесь было дополнено Житие Австремония, написанное св. Прейектом (BHL, N 844), составлены сказания о перенесении мощей и о чудесах святого. В 1-й пол. IX в. был основан капитул каноников в Бриуде (грамота имп.

http://pravenc.ru/text/1841313.html

Найденные листы оказались фрагментами «Краковского миссала» – католического служебника. Известно, что всего 5 его экземляров хранится в польских библиотеках, по одному – в книжных собраниях Чехословакии, США и ФРГ. В нашей стране до 1965 года был известен всего один неполный экземпляр, хранящийся в Российской Национальной Библиотеке (РНБ). Последний из дошедших до наших дней 10-й экземпляр «Краковского миссала» занял почетное место в собрании инкунабулов библиотеки университета. 936 Новые открытия Находка, сделанная в 1964 г. при раскрытии «Лексикона», явилась действенным стимулом для внимательного изучения переплетов других старинных изданий. Так, из форзаца фолианта «Реституций» Юстиниана был извлечен фрагмент пергамена XI в. Этот уникальный фрагмент оказался листом (116-м) миссала с формулярами праздников франкского происхождения: архангела Михаила, святых Регимия, Германа, Ведаста и Леодегардия. 937 При исследовании старинных переплетов были сделаны и другие находки. В переплете конволюта, содержавшего 2 книги парижского издания начала ХШ в. (1512 и 1514 гг.), были найдены фрагменты 11 книг того же времени. Здесь, среди прочих листов, оказались отрывки из свода канонического права – «Декреталии» папы Григория IX, богословские комментарии к «Сентенциям» средневекового богослова Петра Ломбардского. Дальнейшие поиски также дали существенные результаты. Так, из тисненых переплетов 3-х томного издания юридических комментариев Паоло де Кастро (изданных в Лионе в 1543 г.), были извлечены 96 листов первопечатных изданий. Один из фрагментов оказался частью сборника проповедей известного богослова Иоганна Нидера (сконч. в 1438 г.), напечатанного в Шпейере Петером Драхом в 1479 г., другой – вышедшим из типографии страсбургского печатника Мартина Флаха изданием проповедей Петра де Палуде (сконч. в 1342 г.). Таким образом удалось пополнить университетское собрание инкунабулов еще двумя значительными памятниками средневековой христианской культуры. Среди других находок такого рода выделяется латинская грамматика Элия Доната. Это был самый популярный учебник на протяжении всего средневековья; началам латинской грамоты «по Донату» обучались все грамотные люди средневековой Европы. «Донаты» начал печатать еще Гутенберг, а всего в первые десятилетия книгопечатания, до 1500 г. вышло в свет около 370 изданий этого учебника. Однако все они дошли до нас только в отрывках. Учебник Доната, обнаруженный в одном из старинных переплетов, – фрагмент лейпцигского издания 1516 г., очень редкого; это издание отсутствует не только в таких крупных собраниях как РНБ или Библиотека Британского музея в Лондоне; его нет и в библиотеке Лейпцигского университета. Лейпцигский «Донат” отпечатан крупным красивым шрифтом, на первой странице в красной рамке помещен герб города Лейпцига. 938

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

составление и перевод А.А. Бурова Святой Лежер, Епископ Отона (память 2 октября) Святой Лежер (или Леодегарий) происходил из влиятельной дворянской семьи из Бургундии 98 . Еще в детстве он был придан королевскому дворцу Хлотаря II (584–629) и воспитывался священниками из школы Палатинов, которые готовили дворянских сыновей к наиболее высоким функциям королевства. Во время пребывания у своего дяди, Дидо, Епископа Пуатье, он обратился к Богу и стал его Архидиаконом. Под руководством Святого Прелата, внушавшего ему принципы мужеств и любви к целомудрию, в молодом священнике воссиял образ Господа нашего Иисуса Христа, и он стал живым храмом Святому Духу. Помимо материальной заботы епископства, помощи бедным и руководства епископской школой, Лежер часто заменял своего дядю в проповеди. Когда его голос звучал под сводами собора, людям верилось, что они слышат великого Святого Илария (память 14 января), и народ воздавал хвалу Господу, за то, что он послал такого апостола. После своего рукоположения в священники Лежер ушел в маленький Монастырь Святого Максента, бедный и мало известный, с надеждой посвятить там остаток своих дней молитве и созерцанию. Его вскоре назначили игуменом, и он руководил монастырем с премудростью в течение шести лет. В 663 Святая королева Батильда (память 30 января), ответственная за регентство Объединенных Королевств 2 Собственно Галлия была поделена в ту пору между Нейстрией на севере, Австразией на северовостоке, и Бургундией в центре и на востоке Нейстрии и Бургундии, желая его привлечь к своим делам по восстановлению королевства, попросила его отказаться от монастырского покоя ради того, чтобы стать Епископом Отона в Бургундии. По своем посвящении новый Епископ собирает церковный собор, дабы восстановить порядок в своей разделенной епархии и исправить злоупотребления, которые появились, покуда место епископа оставалось вакантным. Им там также были осуждены ереси, манихейство и монофелитство, и установлено наблюдение за совершением в монастырях правила Святого Бенедикта.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несколько статей 40-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Левкий. В их числе и русский преподобный Левкий, основатель Левкиева в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, статья о котором содержится также в 40-м томе, а также Левкий (Аишев), игумен Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Также том содержит статью о выдающемся немецком ученом-энциклопедисте Готфриде Вильгельме Лейбнице (1647-1716). Присутствует подробная информация о первых сочинениях великого рационалиста Нового времени, отчет о его пребывании при дворе курфюрста Майнцского, деятельности в Париже и Лондоне, а также в Ганновере. Приводятся данные о его философско-теологическом учении, метафизике и теологии, теодицее, этике и телеологии. Рассказывается о рецепции идей Лейбница в России. Другим выдающимся немецким ученым, о котором содержится статья в данном томе, стал Готхольд Эфраим Лессинг — один из ведущих представителей немецкого Просвещения. Автор статьи констатирует огромное влияние Лессинга на европейскую культуру и, в частности, на формирование идеологии «Бури и натиска». В данном томе «Энциклопедии» присутствует статья об известном церковном историке Анри Леклерке, авторе «Словаря христианской археологии и литургики», выходившем на французском языке с 1903 г. Среди других французских богословов, о которых содержатся сведения в 40-м томе энциклопедии, — Мишель Лекьен — автор трехтомного издания «Христианский Восток», Поль Эмиль Лемерль — известный византолог, и Марсель Лефевр, критик реформ в Римско-Католической Церкви после II Ватиканского Собора. В 40-м томе содержится статья об основателе отечественной коптологии Оскаре Лемме. Статья о деятельности В.И. Ленина, вероятно, будет одной из наиболее читаемых в данном томе. Статью можно рекомендовать к прочтению не только студентам-историкам, теологам и миссионерам, но и самым широким кругам читателей. Также том содержит материалы, посвященные мученику Леодегарию (616-679), пострадавшему во Франкском королевстве, Леону, бывшему по церковной традиции митрополитом Киевским в конце X века. Большая статья посвящена великому Леонардо да Винчи и его творчеству. Следующий блок материалов относится к церковным деятелям с именем Леонид. Среди них следует особо выделить прп. Леонида Устьнедумского, прп. Леонида Пошехонского, сщмч. Леонида Афинского, сщмч. Леонида (Антощенко), казненного в Йошкар-Оле, сщмч. Леонида (Бирюковича), расстрелянного в Минске, сщмч. Леонида (Виноградова), умершего в заключении в Пермской области, сщмч. Леонида (Лебедева), зарубленного шашками красноармейцами, и многих других. Можно отметить также биографии Леонида (Окроперидзе), Католикоса-Патриарха всей Грузии, архиепископа Новгородского Леонида, церковного деятеля времен Ивана Грозного, архимандрита Леонида (Кавелина), историка, почетного члена Императорского православного палестинского общества , архимандрита Леонида (Сенцова), начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

http://pravoslavie.ru/91559.html

Палачи спрятали тело Л. в лесу, но некая благочестивая женщина похоронила его и построила над могилой небольшой ораторий (согласно Урсину, могила Л. находилась в мест. Сарцинг, вероятно, близ совр. сел. Сен-Леже в деп. Па-де-Кале). В версии А кончина святого датирована 3 окт., но в версии В говорится, что его погребение состоялось 2 окт. Урсин сообщает, что Л. был казнен примерно через 2 года после возвращения к власти Эброина, а через 3 года после смерти епископа Эброин погиб. Т. о., казнь Л. следует датировать 677, 678 или 679 г. (см.: Fouracre, Gerberding. 1996. P. 250). Почитание На месте погребения Л. совершались чудеса. Эброин и его сторонники препятствовали почитанию святого, но после убийства майордома (680 или 681) епископа стали открыто почитать как мученика. По свидетельству Урсина, епископы Ансоальд Пиктавийский, Герменарий Августодунский и Виндициан Атребатский оспаривали право на хранение мощей Л. Спор был решен в пользу Ансоальда при помощи жребия. Мощи святого доставили в Пиктавий (в версии В подробно описывается перенесение мощей, которое сопровождалось чудесами), а затем - в мон-рь св. Максенция, где еп. Ансоальд и аббат Аудульф построили базилику в честь Л. Вероятно, память освящения этого храма праздновалась 30 окт., как сообщается в концовке древнейшего Мученичества (версия А). В VIII-IX вв. центром почитания Л. был мон-рь св. Максенция, где покоились мощи Л. Об этой святыне упоминается в нескольких королевских и имп. грамотах IX в., изданных в пользу монастыря (Chartes et documents pour servir à l " histoire de l " abbaye de Saint-Maixent/Éd. A. Richard. Poitiers, 1886. T. 1. P. 5-7, 9, 14). В Сен-Мексан-л " Эколь сохранились саркофаги, в к-рых покоились мощи святых Л. и Максенция (в крипте бывш. монастырской церкви), а также руины приходской ц. во имя Л. В годы правления кор. Карла Простоватого (893-923) из-за нападений норманнов, разорявших обл. Пуату, насельники покинули мон-рь и укрылись в Оверни, где король предоставил им усадьбу Эбрёй. Впоследствии одни монахи вернулись в Пуату, забрав мощи св.

http://pravenc.ru/text/2463387.html

В королевстве франков во 2-й пол. VI в. среди многих в жанре Ж. л. работали свт. Григорий Турский и свт. Венанций Фортунат. Первому из них принадлежит сб. кратких жизнеописаний галльских подвижников IV-VI вв. «Житие отцов» (Vita patrum), а также «Восемь книг о чудесах», в т. ч. «О славе мучеников» (De gloria martyrum), «О славе исповедников» (De gloria confessorum - краткие заметки о жизни и чудесах многих святых, в т. ч. восточных), сборники Чудес свт. Мартина Милостивого и мч. Иулиана Бриватского . Венанцию Фортунату принадлежит ряд разнородных прозаических агиографических сочинений (Мученичество сщмч. Дионисия, Житие свт. Илария Пиктавийского, Жития свт. Германа Паризийского и св. кор.-инокини Радегунды и др.) и стихотворное Житие в 4 книгах свт. Мартина Милостивого. Слава Венанция Фортуната как агиографа была столь велика, что впосл. ему стали приписывать авторство и ряда др. житий (напр., Житие свт. Медарда и проч.). Ионе из Боббио (сер. VII в.) принадлежит цикл житий, посвященных прп. Колумбану и его ученикам Евстасию и Аттале , Бертульфу и Бургундофаре. В кон. VII в. анонимный составитель Мученичества св. Прейекта Арвернского назвал Иону последним из великих агиографов. Наряду с этими значительными фигурами известен ряд второстепенных авторов, составивших жизнеописания святых V в.: Стефан Африканец по заказу еп. Авнахария Автиссиодурского написал Житие св. Аматора, а патрикий Динамий - Житие свт. Максима Рейского. К этим памятникам близко анонимное Житие прп. Капрасия Леринского. Др. группа агиографов описывала жизнь своих современников и наставников: мон. Баудонивия составила 2-е Житие св. кор. Радегунды, Баудемунду, ученику свт. Аманда, приписывается Житие его наставника, просветителя Бельгии. Внутренние распри во Франкском королевстве во 2-й пол. VII - 1-й пол. VIII в. привели к появлению нового типа мучеников, представителей духовенства, пострадавших от светских правителей. Наиболее известной жертвой гос. смуты стал Августодунский еп. Леодегарий , умерщвленный по приказу майордома Нейстрии Эброина. Первое, анонимное Мученичество св. Леодегария было написано в мон-ре св. Симфориана в Августодуне (ныне Отён), автором 2-го стал мон. Урсин из Локотигиака (ныне Лигюже, близ г. Пуатье). После мученической кончины Дезидерия , архиеп. Вьеннского, вестгот. кор. Сисебут составил 1-е Житие св. Дезидерия, к-рое использовал для изложения полемики с франками (франк. переработка Жития датируется VIII в.). К истории древних мучеников обращался Варнахарий из г. Лингоны (ныне Лангр). По просьбе Керавния, еп. Паризийского, он составил 2 сочинения о древних местных мучениках - Мученичество святых Спевсиппа, Елесиппа и Мелевсиппа (II в.) и Мученичество св. Дезидерия, 3-го епископа г. Лингоны, пострадавшего во время нашествия варваров (сер. IV в.).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГРИППАН [лат. Agrippanus, франц. Agrève] (VII в.), мч. (пам. зап. 1 февр.), еп. Пюи. Род. в Испании в знатной семье. В юности, когда родители собирались его женить, бежал в Рим, где папа Мартин I (649-655), отметив его способности и добродетельную жизнь, посвятил А. во епископский сан и отправил в Галлию, на кафедру Веле в пров. Пюи (Франция). А. нашел свою епархию погрязшей в язычестве и арианстве. После многих трудов по обращению народа в правую веру он отправился в Рим, где отчитался в своих успехах. На обратном пути А. остановился в Шиньяке (совр. Сент-Агрев), чтобы обратить в христианство идолопоклонников, но был схвачен и по прошествии 3 дней обезглавлен вместе с Урсицином, его спутником. Их мощи покоились в Нотр-Дам-дю-Пюи вплоть до революции 1789 г., когда они были осквернены и уничтожены. Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 204-205. Лит.: Surrel de Saint-Julien H. de. Les évêques du Puy et la collation des bénéfices de ce diocèse. R., 1897. P. 10; DHGE. T. 1. Col. 1016-1017. П. Б. М. Рубрики: Ключевые слова: ДОНАТИАН (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников, пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.) ИНДАЛЕЦИЙ (I в.?), св. мч. (?) (пам. зап. 15 мая, 30 апр.), первый еп. г. Урци (Урцитана, в окрестностях совр. г. Альмерия, Испания) КОРЕНТИН [Коурентин] (VI в.?), св. (пам. зап. 12 дек.), по преданию, 1-й еп. Кемпера (ныне еп-ство Кемпер и Леон, Бретань, Франция) ЛЕОДЕГАРИЙ (ок. 616 - 2. 10. 677/9, еп. г. Августодун (ныне Отён, Франция) (ок. 663 - не ранее 675), мч. (пам. зап. 2 окт.) АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/63400.html

составление и перевод А.А. Бурова Святой Урван, епископ Лангрский († 390, память 2 апреля, 2 и 23 января) С ранних лет, в согласии с волей своих родителей, Сенатора и Гислиарды (Gisliardis) Урван (Urban, Urbain) посвятил себя служению Господу. Место его рождения Унтер-Колмье (Unter-Colmiers) расположено неподалёку от Лангра, вблизи Гранси-ле-Шато (Grancy-le-Chateau иначе castrum Graniacense). Клиром и паствой епархии в 374 году был единодушно избран епископом Лангрским, что в Бургундии. Он воздвиг и обновил много храмов. Был похоронен в Дижоне, где он воздвиг свою первую церковь . В 1524 году его мощи были перенесены в церковь св. Бенигна (Benignus). Римский мартиролог указывает на 23 января, как на вероятную дату его кончины. Этой же точки зрения придерживаются болландисты. Сестра св. Урбана, Леодегария, игумения Свято-Иоанновского монастыря в Дижоне, также поминается в этот день. Читать далее Источник: Избранные жития святых, в Европейских и иных землях просиявших : А-Э/Сост. и перевод А.А. Бурова. – Москва : 2005–2015. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иларий был одним из первых латинских писателей, отдавших свои силы составлению комментариев на Св. Писание. Ранее Илария экзегетические опыты на латинском языке принадлежат только трем авторам: Викторину, еп. Петавианскому, Ретицию, еп. Августодунскому, и Фортунициану Аквилейскому. а) In evangelium Matthaei commentarius (Mign. P. L. IX. 917–1078). Об этом сочинении свидетельствует Иероним (De vir. illustr. 100. Comm. in Matth. pract.). Хотя сочинение не содержит в себе определенной даты, но из его общего содержания ясно, что оно должно быть отнесено к самым ранним его произведениям. Со времени изгнания в 356 г. весь литературный интерес Илария сосредоточился на борьбе с арианством. Этот интерес просвечивает даже в сочинениях, не ставящих для себя специальной задачи опровержения арианства, каковы его комментарии на Псалмы. Напротив, комментарии на Евангелие Матфея не только чужды этого полемического элемента, но не носят в себе даже следов знакомства Илария с арианством. На основании этого признают, что комментарии на Евангелие Матфея написаны им ранее 356 г. Самые комментарии исходят из той мысли, что все Св. Писание имеет наряду с историческим пророческое или прообразовательное значение (XII, 12; XVIII, 8; XIX, 1; XX, 2). Так как Евангелие по своему историческому смыслу доступно всякому, то Иларий останавливается главным образом на выяснении смысла аллегорического (XII, 9). Применение аллегорического метода к истолкованию Нового Завета невольно возбуждает вопрос о зависимости комментариев Илария на Евангелие Матфея от Оригена . Об этой зависимости, по-видимому, свидетельствует и Иероним в словах: «Commentarii in Matthaeum et tractatus in Job, quos de graeco Origenis ad sensum transtextit» (De vir. illustr. 100). Но в этих словах не ясно, к чему относится определительное предложение: к комментариям на Матфея и трактатам на Иова или только к трактатам на Иова. Естественнее предположить, что он говорит здесь только о переводе из Оригена лишь трактатов на Иова, потому что в других местах своих сочинений, говоря о зависимости Илария от Оригена , Иероним не упоминает о его комментариях на Матфея, а называет только его истолкования Псалмов и Беседы на Иова (Epistola LXXV adv. Vigilantium).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Он указывает между его произведениями книгу «Пастырского Правила», изъяснение на книгу Иова и несколько писем к Леандру Испалийскому. Как видно, только эти книги из творений св. Григория знал и читал он. О прочих он замечает: «говорят, что этот превосходнейший муж писал и другие нравственные сочинения, и весь текст четырех евангелий в беседах изъяснил народу, – творение, мне неизвестное». И после этого он называет счастливым, чрезвычайно счастливым того человека, который может читать все его произведения 18 . Отзыв Исидора Испалийского повторяет и дополняет Ильдефонс Толедский, живший в последней половине VII столетия. Согласный с Исидором в уважении к памяти св. Григория, он распространяет его отзыв, указывая и перечисляя те другие сочинения, о каких Исидор упомянул в неопределенных выражениях, и в этом случае он руководится живым преданием, распространявшимся в читающем мире. Указывая между сочинениями Григория, не упомянутыми у Исидора, беседы на Иезекииля, изъяснение на Песнь песней, диалоги о жизни отцов и несколько книг писем, Ильдефонс вовсе не упоминает о беседах его на Евангелие, и отзыв свой заключает словами, что Григорий издал и другие превосходные книги, но они не дошли до нас 19 . За тем отзывы Исидора и Ильдефонса, с немногими изменениями и исправлениями (собственно в перечислении творений св. Григория) встречаются у позднейших историко-литературных писателей, Гонория Августодунского 20 , Зигеберта Гемблаценского 21 , живших в XII веке, анонимного писателя XI или XII века, считаемого меллиценским монахом 22 , Тритемия, аббата спангеймского, жившего в конце XV и начале XVI века 23 , который приписывает св. Григорию более творений, чем сколько указывают предшествовавшие ему писатели, Беллярмина 24  и других. Историко-литературные отзывы упомянутых нами писателей о св. Григории довольно кратки, какие обыкновенны в хронологических обзорах церковных писателей, ведущих свое начало от блаж. Иеронима, и кроме того в общем согласны между собою. Более подробные сведения о письменных трудах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

   001    002   003     004    005