ВАЛААМОВА ОСЛИЦА Выражение «Валаамова ослица (заговорила)» применимо к человеку неприметному, молчаливому, слывущему недалеким, не имеющему обыкновения высказывать свое мнение и вдруг произносящему суждение о каком-либо важном предмете. То обстоятельство, что осел олицетворяет собой глупость, развело современный смысл фразеологизма с тем, какой содержится в тексте Б. Смысловой оттенок, сближающий этот оборот с выражением «устами младенца глаголет истина» (истина открывается неразумному, неискушенному существу), практически утрачен. Нередко этот оборот служит эвфемизмом для обозначения глупого человека (женщины). События, в которых участвуют Валаам и его ослица (см. Чис.22:21–23 ), относятся ко времени перехода израильтян из Египта в Землю Обетованную. Правители земель, по которым продвигались израильтяне, стремились воспрепятствовать им, опасаясь ущерба для своих владений. Один из них — царь моавитский Валак — посылает старейшин «с подарками в руках» за прорицателем Валаамом. Валак рассчитывает, что Валаам проклянет израильтян и тем самым поможет одолеть их. Господь, оберегающий израильтян, повелевает Валааму: «Если люди сии пришли звать тебя, встань, пойди с ними; но только делай то, что Я буду говорить тебе» ( Чис.22:20 ). Внешне послушный голосу Господа, Валаам, видимо, не исключает возможности послужить Валаку и получить щедрое вознаграждение (ср. Иуд.11 , где Валаам упомянут как предающийся «обольщению мзды»). Потому, когда Валаам, сев на свою ослицу, отправился к царю моавитскому, «воспылал гнев Божий» на Валаама и Ангел Господень встал у него на пути. «И увидела ослица Ангела Господня, стоящего на дороге с обнаженным мечом в руке, и своротила ослица с дороги, и пошла на поле; а Валаам стал бить ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу» ( Чис.22:22–23 ). Трижды преграждал дорогу Ангел, трижды останавливалась ослица и бил ее Валаам. И тогда «отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я тебе сделала, что бьешь ты меня уже третий раз? …Не я ли твоя ослица, на которой ты ездил с начала до сего дня? имела ли я привычку так поступать с тобою? Он сказал: нет. И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня… И сказал ему Ангел Господень: за что ты бил ослицу свою вот уже три раза? Я вышел, чтобы воспрепятствовать тебе, потому что путь твой не прав предо Мною; и ослица, увидев Меня, своротила от Меня вот уже три раза; если бы она не своротила от Меня, то Я убил бы тебя, а ее оставил бы живою» ( Чис.22:28, 30-33 ). Валтасаров пир

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Глава 23 1–32. Исчисление левитов и разделение их по родам служения. 1Пар.23:1 .  Давид, состарившись и насытившись жизнью, воцарил над Израилем сына своего Соломона. Свободный от части дел правления, благодаря воцарению Соломона, которое не нашло еще, однако, публичного характера ( 1Пар.29:22 ), и не тревожимый врагами ( 1Пар.22:18 ), Давид посвящает последние дни своей жизни внутреннему благоустроению государства. Первым его делом в данном отношении является упорядочение богослужения путем разделения на чреды священников и левитов, с указанием им соответствующих обязанностей. 1Пар.23:3 .  и исчислены были левиты, от тридцати лет и выше, и было число их, считая поголовно, тридцать восемь тысяч человек. Разделению левитов на так называемые чреды предшествовало исчисление тех из них, которые имели по тридцати лет, т.е. предельный возраст для поступления на службу по закону Моисееву ( Чис.4:3,23,30,39 ). Но так как к исполнению обязанностей привлекались лица и 25 лет ( Чис.8:23–26 ), то Давид впоследствии принял во внимание и это постановление ( 1Пар.23:24 и д). 1Пар.23:4 .  Из них назначены для дела в доме Господнем двадцать четыре тысячи, писцов же и судей шесть тысяч, К кругу «дел в доме Господнем» не относились дела специально священнические ( 1Пар.24:1–19 ), судебные ( 1Пар.26:29–32 ), обязанности привратников (стих 5; 1Пар.26:1–19 ) и певцов и музыкантов ( 1Пар.25:5 ). 1Пар.23:6 .  И разделил их Давид на череды по сынам Левия – Гирсону, Каафу и Мерари. Судя по тому, что нижеперечисленные имена не встречаются среди имен 24 классов певцов ( 1Пар.25:1 ), привратников ( 1Пар.26:1–19 ), судей ( 1Пар.26:29–32 ), можно думать, что в настоящем и дальнейших стихах идет речь о разделении на чреды только 24 000 левитов, предназначенных на «дела дома Господня». В основу их разделения было положено деление самого колена Левиина на три главные линии – Гирсона, Каафа, и Мерары (ср. 1Пар.6:16 ). 1Пар.23:7 .  Из Гирсонян – Лаедан и Шимей. 1Пар.23:8 .  Сыновья Лаедана: первый Иехиил, Зефам и Иоиль, трое.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1.6. Из того, что мы прочитали, явствует, что каждый праведник видится в глазах Бога отчетливей в сравнении с прочими. Так, о Ное сказано, что он «был человек праведный и непорочный в роде своем» ( Быт.6:9 ). Этим показано, что он был непорочным не совершенно, но «в роде своем», и назван праведным в сравнении с другими. Думаю, что и сказанное о Лоте должно понимать сходным образом. По мере того, как жители Содома с каждым днем становились все хуже, Лот виделся все более праведным (ср. Быт.13:13 ). Вот и в этой книге, которую мы держим в руках, повествуется о том, что когда осматривавшие землю вернулись и десять их них своими страшными рассказами повергли народ в отчаяние (ср. Чис.13:31–33 ), а двое остальных, а именно Халев и Иисус (ср. Чис.14:6–9 ), сообщили хорошие известия и призвали народ быть твердым в своем намерении, Господь даровал им вечное воздаяние не столько за их собственное исповедание, сколько вследствие того страха, который испытывали их соплеменники. Ибо добродетельность души не светилась бы в них так ярко, если бы в остальных десяти не обнаружились постыдный страх и малодушие. 1.7. Итак, мы сказали о кадильницах осужденных, которые повелевается прикрепить к жертвеннику, поскольку на фоне тех, кто ниже, праведные выделяются отчетливей, и в то же время был дан пример потомкам, дабы не принимали они дух высокомерия и не присваивали себе достоинство священника, которое даруется Богом, но подчинялись тому, кто обрел это звание не человеческим честолюбием, не порочной благосклонностью, не предосудительным подношением, но осознанием заслуг и Божьей волей. 2.1. Далее сказано: «Все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень. И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. И пришли Моисей и Аарон к скинии собрания» ( Чис.16:41–43 (17:6–8)). 2.2. Прежде мы не читали, чтобы облако покрывало скинию собрания и являлась слава Господня и принимала в это облако Моисея и Аарона, – только теперь, когда народ восстал против них и захотел побить их камнями (ср. Чис.14:10 ). Научимся из этого, какое благо получают христиане во времена гонений, какая благодать нисходит на них, каким защитником становится для них Бог, как обильно изливается на них Дух. Ибо именно в такие времена, когда ярится жестокость человеческая, является благодать Божия; когда мы претерпеваем от людей войны ради правды, тогда мы примиряемся с Богом. «Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать» ( Рим.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Господь требовал, чтобы женщина, раскаивающаяся в невольном грехе перед Ним или своими ближними, принося жертву за этот грех или преступление, соединяла с этим исповедь и исправление своего заблуждения (Чис 5:5–9; 15:22–29). Господь принимал начатки теста, которое замешивала хозяйка дома (Чис 15:18–21); Ему приятно было жертвоприношение, которое вследствие обещания приносили Ему девицы, супруги или матери. В минуту невольного ужаса или пламенной надежды женщина нередко клялась отдать Иегове или все свое богатство, или свою личность, или даже своего сына, если удалится от нее несчастье и посетит ее счастье. Если отец или супруг узнавали об этой клятве и не высказывали своего неодобрения, клятва женщины имела силу; в противном случае она не имела значения (Чис 30:4–17). Господь услышал молитву Своей рабы, и она, не желая отказаться от своего обета, приносила Иегове все свое богатство или, после соблюдения воздержания назорейства, приносила на алтарь всесожжения даже свои волосы (Чис 6:13–20) 60 , считающиеся во все времена лучшим украшением женщины, или, еще более ревностная, подобно матери Самуила, она посвящала Господу своего сына, который был ее гордостью и счастьем ее материнства. Провозглашение Закона, устройство скинии, установление праздников и жертвоприношений предполагало особый класс людей, на которых лежала бы обязанность хранить святые предания, помогать народу понимать их, отправлять общественное богослужение в скинии и приносить на алтаре жертвы: всесожжения, о грехе и преступлении, и жертвы мира, — все те жертвы, которые должны были продолжиться до времени принесения великой Жертвы Крестной. Дети одного из сыновей Иакова, Левия, были посвящены на служение скинии, и в этом колене семья брата Моисеева, Аарона, получила высшее право священства. Дочери Левия не участвовали в религиозной миссии своих отцов и супругов. Женщины, впрочем, служили при дверях скинии (Исх 38:8) 61 и могли оставаться при ней, как впоследствии и при храме, посвящая время молитвам и посту; так, мы встречаем в храме Анну Пророчицу и знаем по преданию о Пресвятой Богоматери.

http://pravmir.ru/zhenshhina-v-vethom-za...

Господь требовал, чтобы женщина, раскаивающаяся в невольном грехе перед Ним или своими ближними, принося жертву за этот грех или преступление, соединяла с этим исповедь и исправление своего заблуждения ( Чис.5:5–9; 15:22–29 ). Господь принимал начатки теста, которое замешивала хозяйка дома ( Чис.15:18–21 ); Ему приятно было жертвоприношение, которое вследствие обещания приносили Ему девицы, супруги или матери. В минуту невольного ужаса или пламенной надежды женщина нередко клялась отдать Иегове или все свое богатство, или свою личность, или даже своего сына, если удалится от нее несчастье и посетит ее счастье. Если отец или супруг узнавали об этой клятве и не высказывали своего неодобрения, клятва женщины имела силу; в противном случае она не имела значения ( Чис.30:4–17 ). Господь услышал молитву Своей рабы, и она, не желая отказаться от своего обета, приносила Иегове все свое богатство или, после соблюдения воздержания назорейства, приносила на алтарь всесожжения даже свои волосы ( Чис.6:13–20 ) 60 , считающиеся во все времена лучшим украшением женщины, или, еще более ревностная, подобно матери Самуила, она посвящала Господу своего сына, который был ее гордостью и счастьем ее материнства. Провозглашение Закона, устройство скинии, установление праздников и жертвоприношений предполагало особый класс людей, на которых лежала бы обязанность хранить святые предания, помогать народу понимать их, отправлять общественное богослужение в скинии и приносить на алтаре жертвы: всесожжения, о грехе и преступлении, и жертвы мира, — все те жертвы, которые должны были продолжиться до времени принесения великой Жертвы Крестной. Дети одного из сыновей Иакова, Левия, были посвящены на служение скинии, и в этом колене семья брата Моисеева, Аарона, получила высшее право священства. Дочери Левия не участвовали в религиозной миссии своих отцов и супругов. Женщины, впрочем, служили при дверях скинии ( Исх.38:8 ) 61 и могли оставаться при ней, как впоследствии и при храме, посвящая время молитвам и посту; так, мы встречаем в храме Анну Пророчицу и знаем по преданию о Пресвятой Богоматери.

http://azbyka.ru/zhenshhina-v-vethom-zav...

5.1. Сказано: «После сего народ двинулся из Асирофа, и остановился в пустыне Фаран» (ср. Чис.13:1 ). «Асироф» переводится как «совершенные дома». Поэтому после того, как Мариам очистилась, народ отправляется из своих совершенных домов и приходит в Фаран, что переводится как «видимый рот». Мне кажется, что видимый рот, возможно, относится к тому, что «Слово стало плотью» ( Ин.1:14 ) и «невидимое стало видимым» и что после того, как наступает конец и совершается все то, что должно было сделать для этого народа, он переходит (ср. Евр.11:29 ) и приходит к Тому, в Кого они прежде не верили, к Слову, ставшему плотью. 5.2. «И сказал Господь Моисею, говоря: пошли от себя людей, чтобы они высмотрели землю Ханаанскую, которую Я даю сынам Израилевым» ( Чис.13:2–3 ), и все остальное, где повествуется о том, как соглядатаи, посланные высмотреть землю, вернулись и возвестили, что земля та «хороша» и «тучна», но живут там «люди великорослые, от исполинского рода», и «в глазах их» народ Божий видится «как саранча» (ср. Чис.14:7; 13:28–33–34 ). И большинство отчаялись спастись от сынов исполинов, но Иисус не отчаялся, но укрепил веру народа с «Халевом из колена Иудина», и сказали они: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ). 5.3. Так о какой земле здесь идет речь согласно духовному пониманию? Что это за хорошая и святая земля, населенная безбожниками? Кто эти неприятели, обитающие в земле святых? И как их изгнать, чтобы их место заняли святые? Вернемся к Евангелиям, вернемся к апостолам. Евангелия обещают святым Царство Небесное. Апостол говорит: «Наше жительство – на небесах» ( Фил.3:20 ). Таким образом, «на небесах» место наследия, обещанного святым. Почему же мы думаем, что в обещанных тебе местах сейчас нет никаких обитателей, которых ты должен изгнать оттуда войной? И почему тогда Господь говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 )? Ведь если бы не было тех, к кому должно было применить силу, кого должно было изгнать и вытеснить, Он никогда бы не сказал: «Царство Небесное силою берется» (ср. Мф.11:12 ). И если бы не было тех, с кем мы сражаемся и ведем битву, апостол никогда бы не сказал: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). И, по всей видимости, следует понимать, что об этом же и фраза, сказанная Богом через пророка, где Он говорит: «Упился меч Мой на небесах» ( Ис.34:5 ). Итак, необходимо, чтобы одолел ты, как сказано, «духов злобы поднебесных», истинных хананеев, и изгнал их с неба, чтобы пребывать тебе там вместо них.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

3)  на грудь первосвященника, прикрепляясь к ефоду золотыми цепочками и кольцами, возлагался наперсник, или «слово судное», – квадратная ткань, украшенная четырьмя рядами (по три в каждом) драгоценных камней с именами двенадцати колен Израиля; 4)  на наперсник возлагались урим и туммим, составлявшие самую важную принадлежность первосвященнического одеяния – при его наличии первосвященник вопрошал, и Господь открывал ему Свою волю; 5)  ефод на чреслах стягивался поясом из трехцветной шерсти и виссона с золотыми нитями; 6)  на голову надевался кидар с прикрепленной спереди полированной дощечкой из чистого золота с надписью на ней: «Святыня Господня». Посвящение священника сопровождалось обрядами омовения, облачения и помазания миром, трех жертвоприношений (о грехе, всесожжения и посвящения) и священного пира из жертвенного мяса. Обряды посвящения повторялись в течение семи суток при постоянном пребывании посвящаемых во дворе скинии. Служение священников требовало должного приготовления и точного исполнения данных через Моисея предписаний, в противном случае – наказание, которое, как видно из поражения Господом Надава и Авиуда, не заставляло себя долго ждать. Грех этих новопоставленных сыновей Аарона заключался в том, что они принесли в скинию чуждый, то есть употреблявшийся для обычных нужд, огонь (см.: Лев. 10:1 ), были пьяны (см.: Лев. 10:9 ) и вошли во Святое Святых, что разрешалось делать только первосвященникам однажды в год (см.: Лев. 16:2 ). Законы о телесной чистоте (Лев. 11:1 – 16:34) Постановления этого раздела говорят о нечистых животных (см.: Лев. 11:1 – 47 ), рождении детей (см.: Лев. 12:1 – 8 ), кожных болезнях (см.: Лев. 13:1 – 14, 56 ) и истечениях (см.: Лев. 15:1 – 33 ). Постановления об очищении нечистот святитель Кирилл Александрийский истолковывает в преобразовательном смысле. Так, принесение для очищения прокаженного двух птиц говорило, по его мнению, о двух естествах во Христе: человеческое было прообразовано птицей закалаемой, а Божественное – отпускаемой (см.: Лев. 14:5 – 7 ) 270 . Точно так же святитель Кирилл истолковывает и повеление об очищении дома (см.: Лев. 14:49 – 53 ) 271 . Важно то, что в ветхозаветной общине спасения обряды восстановления человека, очистившегося от проказы, напоминают посвящение священников, подтверждая обетование Божие, что избранный Им народ будет царством священников и народом святым (см.: Исх. 19:6 ). Подобный параллелизм свойственен и христианским Таинствам Крещения, Миропомазания и Священства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

С другой стороны, из данного отдела ясно, что один и тот же автор мог употреблять оба названия Божества, и там, где речь идет о Боге открывающемся, употребляется имя Иегова, а где упоминается о Боге вообще независимо от Его явлений, именно как о Разумной Владычественной Силе, там употребляется имя Елогим 371 . Но этого мало. Для доказательства фрагментарности Пятикнижия и сомнительности фактической основы Чис.22–24 принято указывать на сообщения, будто бы несогласный или, как любят выражаться рационалисты, противоречивый. В данном случай выставляется противоречие между содержанием Чис.22–24 и Чис.31:8 . «Если Валаам, по свидетельству этих известий, дал врагам Израиля такой пагубный для последних совет, то это вовсе несогласно с тем, что Валаам был столь благосклонен (к Евреям) в своих пророчествах» 372 . Следствие отсюда то, что указание Чис.31:16 намекает на одно, а Чис.22–24 совсем на разное и нельзя понять, каким образом сказание Чис.22–24 могло принять такую форму, если его автор хотел сказать то же самое, что передается в Чис.31:16 и Втор.23:5–6 , а в Чис.25 вовсе не находится указания на тот особенный способ, каким это событие произошло согласно Чис.31:16 373 . Это возражение, однако, основано на невнимании к тому, что сквозит между строками Чис.22–24 и нежелании дать отчет в существенных чертах личности Валаама. Ясно как день, что связующий пункт для последней заметки ( Чис.31:8:16 ) существует в повествовании о приглашении Валаама, что упомянутое в Чис.31:8,16 поведение и положение Валаама для знакомого с его душевными наклонностями, по сказанию Чис.22–24 , вовсе не должно представляться чем-то неожиданным и психологически невозможным. В самом деле, если Валаам обещаниями царя моавитского был до того ослеплен, что вопрошает Бога о позволении проклясть Израиля, с надеждой на удовлетворение своей просьбы ( Чис.22:19 ), не смотря на то, что в предыдущем откровении ему Бог прямо сказал, что сей народ благословен ( Чис.22:9:12 ); если, далее, он не счел запрещением условное позволение ( Чис.22:20 ) идти к царю моавитскому; если нужно было грозное явление Ангела Иеговы, чтобы удержать его от произнесения проклятия на Израиля; если, наконец, его душа омраченная страстью корыстолюбия и честолюбия, долго не замечает этого явления, несмотря на его сильное воздействие, – то совершенно естественно, что, когда в душе Валаама от времени ослабело впечатлите Божественного предостережения, и он пришел в свое прежнее духовное настроение, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Чис.35:15 .  для сынов Израилевых и для при­шельца и для по­селенца между вами будут сии шесть городов убежищем, чтобы убегать туда всякому, убив­шему человека неумышлен­но. Чис.35:16 .  Если кто ударит кого железным орудием так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно пред­ать смерти; Чис.35:17 .  и если кто ударит кого из руки камнем, от которого можно умереть, так что тот умрет, то он убийца: убийцу должно пред­ать смерти; Чис.35:18 .  или если деревян­ным орудием, от которого можно умереть, ударит из руки так, что тот умрет, то он убийца: убийцу должно пред­ать смерти; Чис.35:19 .  мститель за кровь сам может умертвить убийцу: лишь только встретит его, сам может умертвить его; Чис.35:20 .  если кто толкнет кого по ненависти, или с умыслом бросит на него что-нибудь так, что тот умрет, Чис.35:21 .  или по вражде ударит его рукою так, что тот умрет, то ударив­шего должно пред­ать смерти: он убийца; мститель за кровь может умертвить убийцу, лишь только встретит его. Чис.35:22 .  Если же он толкнет его нечаян­но, без вражды, или бросит на него что-нибудь без умысла, Чис.35:23 .  или какой-нибудь камень, от которого можно умереть, не видя уронит на него так, что тот умрет, но он не был врагом его и не желал ему зла, Чис.35:24 .  то обще­с­т­во должно рас­судить между убийцею и мстителем за кровь по сим по­становле­ниям; Чис.35:25 .  и должно обще­с­т­во спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно воз­вратить его обще­с­т­во в город убежища его, куда он убежал, чтоб он жил там до смерти великого священ­ника, который по­мазан священ­ным елеем; Чис.35:26 .  если же убийца выйдет за пред­ел города убежища, в который он убежал, Чис.35:27 .  и найдет его мститель за кровь вне пред­елов города убежища его, и убьет убийцу сего мститель за кровь, то не будет на нем вины кровопролития, Чис.35:28 .  ибо тот должен был жить в городе убежища своего до смерти великого священ­ника, а по смерти великого священ­ника должен был воз­вратиться убийца в землю владе­ния своего. Чис.35:29 .  Да будет это у вас по­становле­нием закон­ным в роды ваши, во всех жилищах ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 Походное расположение израильского стана . Чис.2:1 .  И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: Чис.2:2 .  сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой. Чис.2:3 .  С передней стороны к востоку ставят стан: знамя стана Иудина по ополчениям их, и начальник сынов Иуды Наассон, сын Аминадава, Чис.2:4 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, семьдесят четыре тысячи шестьсот; Чис.2:5 .  после него ставит стан колено Иссахарово, и начальник сынов Иссахара Нафанаил, сын Цуара, Чис.2:6 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят четыре тысячи четыреста; Чис.2:7 .  [далее ставит стан] колено Завулона, и начальник сынов Завулона Елиав, сын Хелона, Чис.2:8 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят семь тысяч четыреста; Чис.2:9 .  всех вошедших в исчисление к стану Иуды сто восемьдесят шесть тысяч четыреста, по ополчениям их; первыми они должны отправляться. Чис.2:10 .  Знамя стана Рувимова к югу, по ополчениям их, и начальник сынов Рувимовых Елицур, сын Шедеура, Чис.2:11 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок шесть тысяч пятьсот; Чис.2:12 .  подле него ставит стан колено Симеоново, и начальник сынов Симеона Шелумиил, сын Цуришаддая, Чис.2:13 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят девять тысяч триста; Чис.2:14 .  потом колено Гада, и начальник сынов Гада Елиасаф, сын Регуила, Чис.2:15 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок пять тысяч шестьсот пятьдесят; Чис.2:16 .  всех вошедших в исчисление к стану Рувима сто пятьдесят одна тысяча четыреста пятьдесят, по ополчениям их; вторыми они должны отправляться. Чис.2:17 .  Когда пойдет скиния собрания, стан левитов будет в середине станов. Как стоят, так и должны идти, каждый на своем месте при знаменах своих. Чис.2:18 .  Знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу, и начальник сынов Ефрема Елишама, сын Аммиуда, Чис.2:19 .  и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок тысяч пятьсот;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010