См. также о воскурении благовоний: Исх.25:6, 30:7, 37, 37:29, 39:38, 40:5, 27 ; Лев.10:1 ; Чис.7:14, 16:17, 46–47 ; 3Цар. 3:3, 22:43 ; 4Цар. 16:4 ; 2Пар. 2:6, 28:3–4, 32:12 ; Ис.6:4, 43:23 ; Иез.8:11, 16:18, 23:41 ; Мал.1:11 . Л Левая рука не знает, что делает правая ЛЕВАЯ РУКА НЕ ЗНАЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ ПРАВАЯ см. также ВНОСИТЬ свою ЛЕПТУ Оборот этот используют, говоря о несогласованности действий в какой-либо группе, коллективе, о неразберихе в руководстве каким-либо процессом; также о противоречивом, нелогичном поведении человека. В Нагорной Проповеди Господь говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф.6:1–4 , ср. 25:31–46). Как видим, смысл евангельской фразы и современное ее содержание далеко разошлись. Левиафан ЛЕВИАФАН Образное наименование существа, превосходящего по размерам всех прочих, неодолимого в своем могуществе или устрашающего своим видом. Левиафан — наделенное непомерной силой морское чудовище, которому «нет на земле подобного» ( Иов.41:25 , см. также Иов.3:8 ). Он подробно описан в книге Иова — Иов.40:20–27, 41 (в тексте слав. Б. это «дракон», «змей»). Левиафан, как и упомянутый вместе с ним бегемот ( Иов.40:10–18 ), предстает не только как уникальное создание Господа, но и как символ Его могущества и творческой мощи. Псалмопевец, вознося хвалу Богу Творцу, среди всего созданного Им называет и левиафана: «Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих. Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» ( Пс.103:24–26 ). Левиафан олицетворяет и враждебные израильтянам силы (Египет, фараона): «Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде; Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни…» ( Пс.73:13–14 ). Ср. Иез.29:1–5, 32:1–6 , где Египет (царь Египетский) сравнивается с большим крокодилом и морским чудовищем.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Это святилище называется поэтому ohel mo’ed, скиния встречи или свидания Бога со своим народом, 131 как сам Бог об этом свидетельствует: «так Я приду к вам и буду говорить там с вами», и в другом месте: «туда Я приду вместе с сынами Израиля и оно (святилище) освятится Моим владычеством». – «И Я буду жить среди сынов Израилевых, буду им Богом, а они убедятся, что Я Иегова – Бог их, Я – Который вывел их из земли египетской, чтобы жить Мне среди них; Я – Иегова Бог их» ( Исх.29:42,43,45,46 ). Соответственно этому многообещавшему назначению, не только слава Иеговы (kebod Iehovah) наполняет устроенную скинию завета, а во время путешествия Израиля днем покрывает ее облаком, а ночью – огненным сиянием, чем Иегова свидетельствовал народу о своем присутствии ( Исх.40:34–38 ; Чис.9:15–23 ); но из скинии завета с каппорет говорит непосредственно с Моисеем, открывая чрез него волю Свою своему народу ( Лев.1:1 ; Чис.1:1; 7:89 , слич. с Исх.25:22 ). Это пребывание Бога среди израильского народа было осуществлением союза, который Он заключил с Израилем, исполнением его обещания: «Я приму вас в свой народ и буду вашим Богом» ( Исх.6:7; 19:5,6 ), – земным субстратом жизненного общения, в которое Он вошел в благодатном снисхождении с семенем Авраама, – видимым изображением царства Божия в его дохристианском образовании, как σκι μελλντων, как тень духовного жизненного единения, того времени, когда Бог сделает жилище Себе в сердцах верующих, и Отец в Сыне чрез Святого Духа прославит их славою чад Божиих, так что они в Сыне и Святом Духе будут одно с Отцем, созерцая Его славу ( Ин.17:14; 20–24 ), – в чем состоит завершение царства Божия и цель человечества. В состоянии греха, под законом, строго отделявшим несвятых людей от всесвятого Бога, Израиль не мог обитать в самом доме Божием, но, как раб, был только вблизи дома Иеговы, во дворе его. Но по силе своего избрания в сынов Божиих, он был однакож назначен к тому, чтобы быть некогда принятым в селения Иеговы и жить в доме Отца. Эта цель его призвания, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Такой характер в изложении законов возможен лишь у писателя-современника и очевидца дарования их, а у позднейшего писателя непременно явилась бы систематизация и избегнуты были, допущенные в Пятокнижии, повторения и видоизменения. Тот же очевидец и современник событий виден в священном историке и в повествовании об исторических событиях, в его хронологической точности и даже дробности. Только очевидец событий мог считать интересным упоминание даже о днях событий. Например, через три дня евреи дошли от пустыни Сур до Мерры ( Исх.15:22 ); на 15 день второго месяца, по исходе из Египта, евреи пришли в пустыню Син ( Исх.16:1 ); на следующий день получили манну ( Исх.16:13 ); в третий месяц, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую ( Исх.19:1 ) и т.п. (ср. Исх.24:16 ; Чис.1:18 ). Такую же точность и интерес проявляет священный историк в сохранении имен лиц, по-видимому малозначительных для его истории, например: повивальных бабок, щадивших еврейских детей ( Исх.1:15 ); сыновей Аарона-Надава и Авиуда и лиц, хоронивших их ( Лев.10:1–5 ); строителей скинии (Исх.32гл.); лиц, исчислявших евреев ( Числ.13:5 ); перечисляются жертвы, принесенные евреями по освящении скинии, и даже подводы, потребные для перевозки скинии и ее утвари ( Числ.4:7 и др. гл.). Как первые четыре книги Пятокнижия, можно сказать, наполнены очевидными указаниями на эпоху Моисея и его дела, так Второзаконие наполнено ясными же указаниями на время его происхождения пребывание Моисея и евреев на моавитских полях в ожидании занятия обетованной земли. Начинаясь личными воспоминаниями Моисея о событиях 40-летнего странствования (1–3гл.). Второзаконие наполнено заповедями, увещеваниями и пророчествами Моисея, касающимися предстоящего обладания обетованной земли и организовавшими оседлую в ней жизнь еврейского народа. При этом, как и в начальных своих речах, законодатель постоянно вспоминает прошлое: исход из Египта, синайское законодательство, 40-летнее странствование (4:10–15,35–36,45–49; 5:1–5,27–28; 6:21–24; 8:2–4,15–16. 9:8–29; 10:1–11,19,22; 11:2–7; 24:9; 26:5–10; 29:2–8), указывает на настоящее (8:1.5–10; 9:1–3; 11:1–2,8–11; 12:1; 25:17–29; 26:16–19; 29:1–2,9–15; 30:11–18; 31:1–2,7–10,30; 34:1–4) и предвозвещает скорое занятие обетованной земли, нравственные опасности, ожидающие при этом Израиля, и предохранительные постановления (6:10–12,19; 7:1–3,16,18–26; 9:41; 11:13–17,22; 12:2–32; 13:1–8; 14:23–29; 16:1–22; 17:2–7,14–20; 18:9–22; 19:1–9; 21:1–10; 26:1–4; 27:1–26; 28гл.; 31:3–5; 32–33 гл.). стоит прочитать хоть наугад два-три места из процитированных, чтобы убедится, что Второзаконие произнесено и записано перед смертью Моисея, на Моавитских полях. Равно и от беспристрастного и доверчивого чтения всего Второзакония не может быть иного впечатления. Весь текст и контекст книги в этом неоспоримо убеждают.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Мы уже в толковании 2:12 (§ 93) встречались со взглядом, что в 3:5 значит собственно «обличитель» или «обвинитель», и там же мы видели, что с практикой древнееврейского суда такое понимание согласно. 1813 В Библии – кроме множества мест, устанавливающих за значение «свидетель» в смысле человека, знающего ход или положение изв. дела, или удостоверяющего истинность изв. изречения, или невинность изв. лица, а также и достоверность изв. договора (напр., Лев.5:1 ; Иер.29:23 : 1Цар.12:5 ; Нав.24:22 ; Ис.8:2; 43:9; 44:8 ; Иов.16:19 ; Иер.32:10. 25 ; Руф.4:9 ; ψ.88:38; Быт.31:50 ), – есть не мало мест, показывающих, что значит также «обвинитель», т. е. свидетель какого-н. греха или преступления (ср. Втор.17:6 сл.; 19:15 сл.; Чис.35:30 ; Иов.16:8 ); для обозначения лица, против которого свидетельствуется, употребляется предл. ( Чис.5:13 ; Исх.20:16 ; Втор.5:17 ; Притч.25:18 ); о Боге, как Свидетеле-Обвинителе говорит, напр., Мих.1:2 . В настоящем случае Иегова выступает сразу и судьей Своего народа и свидетелем против него, т. е. удостоверителем его преступлений. Так как судьей является сам свидетель, то Он, разумеется, не нуждается в выслушивании свидетельских показаний. А так как этим свидетелем и судьей является Сам всеведущий Бог, то Он не нуждается также и в выслушивании оправданий подсудимых. Таким образом, сокращается до полного упразднение вся внешняя процедура суда (приговор о виновности грешника у Бога уже произнесен в самый момент совершения преступления). Остается только наказать виновного. Из этих то наказаний обвиняемые и узнают, что они осуждены Богом. 1814 Отсюда понятно, почему Иегова называет Себя скорым свидетелем: «обвиняемый, говорит Велльгаузен, узнает об обвинении только тогда, когда его уже постигает наказание». 1815 Справедливо указывают на то, что эта скорость суда совершенно соответствует внезапности и самого пришествие в храм (). 1816 Орелли и Генгстенберг полагают, что «скорым» свидетелем Иегова называется в ответ на убеждение иудеев, что пришествие Его замедлилось надолго и ничем им не угрожает. 1817 Близок к этому взгляду и Гитциг, который думает, что медливший в постановке приговора (2:17) Иегова будет скор в его исполнении. 1818 Мы говорили, что речь Малахии 3:1–5 естественно вызывает представление о скором наступлении возвещаемых в ней событий 1819 . Но, во всяком случае, не дает для этого основание: это » указывает лишь на скорость самого процесса суда и наказания, а не на скорое наступление времени, когда произойдет этот скорый суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Гл.22: Валак, царь Моавитский, подкупает Валаама, чтобы тот проклял народ Израильский; ангел с мечом на дороге и ослица Валаама; Валак принимает Валаама. Гл.23: Пророчество Валаама о народе Израильском в первый и во второй раз. Гл.24: Третье и четвертое пророчество Валаама. Гл.25: Идолопоклонство и блудодейство Израильтян. Истребление 24 000 из них. Гл.26: Новое счисление народа. Разделение земли между поколениями по жребию; исчисление поколений Левииных. Гл.27: Закон о наследстве. Моисею возвещается Господом кончина его, а в преемники ему назначается Господом Иисус, сын Навина. Гл.28: Установление различных жертвоприношений: ежедневных, субботних, новомесячных, праздник Пасхи и день первых плодов. Гл.29: Жертвоприношения: в день трубного звука, в десятый день седьмого месяца ( Лев.16 ), в пятнадцатый и следующие семь дней седьмого месяца. Гл.30: Повеление Господне относительно даваемых обетов. Гл.31: Отмщение Мадианитянам; дележ добычи. Гл.32: Предложение сынов Гадовых и сынов Рувимовых не переводить их чрез Иордан; вместе с половиною колена Манассиина они остаются на земле за Иорданом. Гл.33: Станы сынов Израилевых. Повеление Господа прогнать всех жителей обетованной земли и разделить ее по жребию между племенами Израильскими. Гл.34: Границы земли Ханаанской и разделение её по жребию на уделы между племенами Израильскими. Гл.35: Города, отданные Левитам для жительства ( Чис.35:4:8 ) с полями при них. Города для убежища неумышленным убийцам ( Чис.35:6 ). Гл.36: Запрещение дочерям-наследницам выходить замуж вне колена отцов их. Пятая книга Моисеева: Второзаконие 127 Гл.1: Напоминание об обетовании Божием относительно земли, назначенной Израильтянам, об избрании судей и начальников; о пути в пустыне, о прегрешении отцов их при возвращении соглядатаев с земли обетованной и наказании Божием. Гл.2: Путь в землю Ханаанскую мимо пределов Едомитян, Моавитян и Аммонитян; война с царем Сигоном. Гл.3: Победа над царем Васанским Огом; разделение заиорданской земли между двумя с половиною коленами; отказ господа Моисею увидеть ему «добрую землю».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Напротив – 3) Божественная святость, – правда и благость открылись при сем в многоразличных действиях. Бог, как святой и праведный, за тяжкое преступление подверг виновных тяжким наказаниям ( Быт.3:14–19 ); а как святой и благой, не отверг навсегда кающегося грешника, но вместе с гневом явил ему и милосердие – как в самых наказаниях, которыми хотел отвратить человека от зла, так и в великом обетовании, которым привлекал его к Себе и к соблюдению Своих заповедей (3:15). 4) После падения Бог таким же образом показывал правду и милость над согрешившим человеком, в продолжение всего Ветхозаветного состояния. а) Праведный Бог являл строгость правосудия к грешникам непокорным и нераскаянным. Так Он поразил первый мир потопом ( Быт.7:7 . и слд.); истребил беззаконные города ( Быт.19:24–29 ); погрузил в Чермном море воинство Египетское ( Исх.14:23–28 ); осудил на истребление вероломных Амаликитян ( Исх.17:8. 14 ); страшно карал не один раз упорство и жестоковыйность Евреев во время их странствования в землю обетованную ( Исх.32:28 . Лев.10:1 . Чис.11:33 . (слч. Пс.77:30–31 ) 14:23–24. 16:31–33. 20:4 и слд. слч. 1Кор.10:9 ); за преступление Закона многократно поражал их и в последующее время различными казнями: – то несчастными войнами, угнетением от врагов, рабством, и под. (Суд. гл. 20. 1Цар. гл. 4. гл. 13:13–14. глл. 15. 21. 24. Слч. 1Пар. гл. 21. 4Цар.20:13 . слч. Ис. гл. 32), то разделением царства (3Цар. гл. 12.), то разграблением ( 3Цар.14:25 ) и истреблениями ( 3Цар.19:15 . и слд. 4Цар.14:11 . и слд.), то отведением в плен и рассеянием по разным странам ( 4Цар.15:29. 17:6 . и слд. гл. 25.), то наконец страшным разорением Иерусалима, гибелью множества Иудеев и рассеянием оставшихся по всему миру ( Лк.21:23–24 .). б) С другой стороны, святой и благой Бог всегда и многоразлично показывал Свою величайшую благость и милость к роду человеческому. Так в первом мире допотопном Он благословляет достойное служение благочестивых, как Авеля ( Быт.4:4 ); чудесно возносит на небо праведного Еноха ( Быт.5:24 ); долготерпит нераскаянных, отлагая до времени исполнение праведных угроз Своих ( Быт.6:3 ); спасает от всеобщей погибели праведного Ноя с семейством ( Быт.7:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Эти праздники также общи были у евреев со многими из древних народов, праздновавших возврат луны. Предполагают, что и у евреев они были от древности. Из Библии не видно, были ли до Моисея празднуемы новолунья, как вообще не видно и того, были ли до него и другие праздники. Но если и были, то они имели значение освящения новых периодов времени, и без сомнения соединялись с молитвами о ниспослании благословения на предстоящее новое будущее, но не могли иметь и, конечно не имели значения, какое приписывалось фазисам луны в планетном культе. На этом основании они оставлены в культе или вновь введены в него Моисеем. Но у евреев празднование новолуний получало еще особый смысл от того, что было поставлено в связь с основным праздником субботы. Новолунье седьмого месяца должно было праздноваться особенно торжественным образом. Как и в субботу, в первый день седьмого месяца запрещалась всякая работа, усугублялись жертвы, устроялось священное собрание ( Лев.23:23–25 ; Чис.29:1–6 ). Значит и празднование новомесячий в законе Моисея подчинено той же идее, какая лежит в основании празднования субботы. Первый день седьмого месяца потому же священ, почему и седьмой день недели: это – месячная суббота или субботний месяц 295 . Но не к месяцам только, а и к годам приложена Моисеем идея субботы. Седьмой год также был год священный; земля праздновала в этот год свой покой перед лицем Иеговы, поля не обрабатывались, плоды не собирались. Все, что вырастало на незасеянных полях, было общим достоянием людей не только свободных, но и рабов и пришельцев. В этот священный год в земле израильской не взыскивались и долги, и делалась отсрочка в их уплате. В этот же священный год весь народ, в праздник кущей, с женами, детьми и пришельцами собирался пред святилище и поучался в законе Божием ( Лев. 25:1–7 ; Исх. 23:10,11 ; Втор. 15:1,2; 31:10–13 ). Особенный отдел празднеств составляли праздники Пасхи и Пятидесятницы, имевшие основанием исторические воспоминания о благодеяниях Божьих. Первый совершался в четырнадцатый день первого (весеннего) месяца Авива или Нисана, последний – в пятидесятый день от начала первого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

775 Слово kaitz в 2Цар.16:1 и Ам.8:1 , соответствующее греческому οπρα, нельзя объяснить с точностью. Большая часть древних переводов объясняют это слово, как массу из винных ягод (παλϑα),–LXX: χατν, φονιχες кимхи: сухие, высушенные плоды; срав. Гезен, thés. стр. 1209. Однакож так как винные ягоды в библии называются debelim ( 1Цар.25:18 ) и спелые финики и до сего времени замешиваются в плотную лепешко-образную массу и употребляются во время путешествий чрез пустыни, как сытная и подкреплающая пища (слич. Зоннини и Буркхардта у Винера, R. V. I. стр. 253), то можно понимать под словом kaitz скорее финики вместе с LXX-ю, чем винные ягоды вместе с Фабером в его zu Harmar’s Beob. I, стр. 388 и др. 776 Голуби издавна разводились в особенных ( Ис.60:8 ) местах; кроме того в Палестине было и есть много лесных голубей. Слич. Schubert, Reize, III, стр. 250. Робинс. Pal. II, стр. 433. 484 и 1, стр. 319. 778 Это обыкновение существует еще и теперь у многих Арабских племен и других народов востока, так что саранча в Аравии продается на базаре, а высушенная не только сохраняется в мешках, как зимовая пища, но и мелется в муку, из которой пекут лепешки. Слич. Кнобель на Лев.11:21 . 779 И теперь еще это обыкновенный на востоке напиток,– слич. Розенмиллера А. и II. Morgenl–III, стр. 68,–как у Римлян acetum (уксус), смешанный с водою, который солдаты и бедные люди пили, как posca (квас), слич. Винера R. V. 1. стр. 349. По свидетельству Чис.6:3 , Израильтяне имели уксус из вина и из сикера schecar, σχερα. ’ξος μετ χολς μεμγμνον (уксус смешанный с желчью) Мф.27:34,48 ; Ин.19:29 , вместо чего у Мк.15:23 стоит ονος σμυρνισμνος (вино, смешанное со смирною), есть кислое, приготовленное из осадков вино, смешанное с миррою или другим горьким веществом, быстро доводящее человека до бесчувствия. 780 Древние Греки и Римляне пили вино, смешанное с водою, причем была обыкновенная пропорция: 3 части воды и 1 часть вина, или 5 частей воды и 2 части вина и смешение обоих в равных частях почиталось самым последним делом, какое мог дозволить себе пьяница (слич. Германна loco citato стр. 125, В. А. Беккера Charikles. Bd. II. стр. 277, второе исправленное Герм, издание и Gallus. Bd. 1. Стр. 190, второе издание). О соблюдении этого обычая у Израильтян видно из Мишн. Pesach (VII, В. II, стр. 163 ed. Sur. издан. Сур.). Пьяницы, конечно, считали смешение вина с водою за подделку Ис.1:22 . Но чаще вместо ослабления вино подкреплялось примесью пряных кореньев ( Пс.74:9 ; Притч.9:2,5 ; Песн.7:3 ) и становилось острым ароматическим вином jain harekach Песн.8:2 . Также заботились о том, чтобы процеживать старое, огустевшее вино чрез полотно (zekker διολζειν), чтобы очистить его от дрожжей и нападавших мелких насекомых ( Ис.25:6 и Гезениус на место Мф.23:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

32:30–35. Книга. Представление о небесных книгах, где записаны человеческие судьбы и зафиксированы добрые дела и грехи каждого человека, было широко распространено в Месопотамии. Дополнительную информацию см. в коммент. к Пс. 68:29 . 33:1–6 Приготовление к уходу с Синая 33:2,3. Народы земли, где течет молоко и мед. О народах этой земли см. коммент. к 3:8; о характеристике Ханаана как земли, «где течет молоко и мед», см. коммент. к 3:7–10. 33:7–23 Общение Моисея с Господом 33:7–10. Скиния собрания. Система, предусмотренная законом (гл. 25–30), относилась к святилищу, которое должно быть построено, чтобы Господь мог пребывать среди израильтян. В сложившихся обстоятельствах Господь не собирался пребывать среди Своего народа, а скинию собрания, в которой Моисей получал повеления Бога, пришлось поставить вне стана. О том, что происходило в скинии, ничего не сказано, но Господь говорил с Моисеем, когда облачный столп спускался и становился у входа в скинию. Здесь не совершались жертвоприношения, и даже не было жертвенника. Это было место пророческого, а не священнического служения. После того как скиния была сооружена и заняла свое место в центре стана, она служила и скинией собрания. 33:11. Лицом к лицу. Использованное здесь фразеологическое выражение подразумевает искренность отношений. Это не противоречит 33:20–23. В Чис. 12использовано другое выражение с тем же значением, «устами к устам». 33:18–23. Божья слава, лицо Бога. Выраженное Моисеем желание увидеть Божью славу не означает, что Бог должен был сделать то, чего никогда не делал прежде. В 16израильтянам было сказано, что они увидят Божью славу (см. также: Лев. 9:23 ). Моисей вел переговоры о том, чтобы Бог сопровождал народ (точнее – вел его). Моисей просит о том, чтобы Божья слава заняла свое место во главе народа, и он, Моисей, мог видеть ее. Бог соглашается, но предупреждает, что Его лицо будет невидимо. Представление о внушающем страх неприступном облике божества было присуще не только еврейской теологии, ибо в Месопотамии боги являли свое могущество с помощью melammu, небесного сияния. 34:1–35 Новые скрижали и дополнительные законы

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Исх.20:4–5 ; Лев.26:1 ; Втор.5:8 ; Пс.96:7 ). Так как по существу Бог абсолютно духовен, Он и может быть, и должен быть, и есть вездесущ, безграничен, необъятен, невместим (см. 3Цар.8:27 ; 2Пар.6:18 ; Ис.66:1 ; Иер.23:24 ; Пс.138:7–9 ; Иов.34:21 ; Ам.9:2 ), вечен (см. Втор.32:40 ; Иер.10:10 ; Ис.40:28 ), неизменен (см. Пс.101:26–28 ). Сверх того, Богу усвояются свойства совершенной святости, совершенного всемогущества, совершенной праведности, совершенной благости; все это свидетельствует о совершенной духовности природы Того, Кто – «Бог духов и всякия плоти» (ср. Чис.16:22 ; Евр.12:9 ; Иов.12:10 ; Зах.12:1 ). В ветхозаветном Откровении находятся и некоторые, на первый взгляд, антропоморфические представления о Боге. В нем часто упоминается Божие лицо, руки, очи, уста, ноги и другие телесные органы, которым усвояются и соответствующие психофизические функции (см. Быт.4:16 ; Исх.1:15 ; Ис.25:11 ; Иер.3:15 ; Пс.32:6, 98:5, 43:3–4, 16:6 ). Но это происходит как оттого, что ветхозаветное Откровение приноравливается к ветхозаветному человеку, недостаточно готовому для постижения Бога как чистой духовности, так и оттого, что люди судят о Боге по аналогии со своим психофизическим строением. При всем том это не реальный, а мнимый антропоморфизм, антропоморфизм слова и выражения, а не идеи и содержания, ибо Бог в Ветхом Завете вообще представляется как Существо, безмерно высшее любого тела и вещества (см. Иов.10:4–5 ; 1Цар.16:7 ; Пс.120:4 ; Ис.40:28 ), поэтому самым строжайшим образом запрещается изготовление кумиров и видимых Божиих изображений (см. Исх.20:4–5 ; Втор.5:8 ). В Новом Завете царствует истина об абсолютной духовности Божия существа. Сам Спаситель ясно и понятно учит: «Бог есть дух» (Πνεμα Θες, Ин.4:24 ). Опровергая языческие, грубые, чувственные представления о Боге, апостол Павел говорит: «Не должны есмы непщевати подобно быти Божество злату, или сребру, или каменю художне начертану, и смышлению человечу» 15 ( Деян.17:29 ; ср. Ис.40:18–20 ). А христиан он учит, что Бог есть абсолютная духовность: «Господь же дух есть; а идеже дух Господень, ту свобода» 16 ( 2Кор.3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010