Нужно отметить, что удаление Фотия вторичное не имело никакой связи с константинопольско-римскими отношениями, не сказалось на этих отношениях. После удаления патриарха Фотия Лев VI возвел на патриаршество своего младшего брата Стефана, которому в тот момент не исполнилось еще и шестнадцати лет. Это показывает истинное соотношение двух властей в Константинополе. Конечно, Стефан был лично очень благочестивым человеком, он с раннего детства был предназначен своим отцом Василием I к духовной карьере, соответственно воспитывался, Церковь в последствии причислила этого патриарха, который умер совсем молодым, не дожив и до тридцати лет, к лику святых. Однако, в церковной политике этот юный патриарх, конечно, мог быть только послушным исполнителем воли своего старшего брата-императора. И фактически все церковные дела Лев VI взял в свои руки. Как ученик патриарха Фотия, к которому он проявил такую большую неблагодарность, Лев VI был человеком прекрасно образованным, можно сказать, энциклопедически образованным. Он был хорошим писателем и выступал даже как оратор. Лев VI много занимался и богословием. Сохранились в наших богослужебных книгах песнопения, составленные этим императором. Его имя надписывается как Лев Деспот. Например, утренняя стихира Октоиха. В дни церковных праздников Лев VI часто проповедовал. Он проявлял себя, впрочем, и в области светской литературы и поэзии. За свою разнообразную писательскую и законодательную деятельность еще при жизни Лев VI получил прозвание Мудрого (Софос), или Любомудрого (Философос). Впоследствии его имя обросло всякими легендами, его начали изображать как великого предсказателя будущего, но это уже относится к области сказочной. Лев V. после Юстиниана I — самый активный законодатель, причем его законы, так же как и законы, изданные при его отце, никоим образом не обходят церковных вопросов. Таковы в частности, Новеллы, новые законы императора Льва. Общее число Новелл 113, из них по меньшей мере 17 относятся к церковное жизни. Новеллы чисто церковного содержания составлены на имя патриарха Стефана, то есть брата императора. Они имеют многообразное содержание, я не буду перечислять всего, скажу, что в некоторых случаях Лев смягчает законодательство Юстиниана. Если Юстиниан запретил принимать епископский сан лицам, хотя и вдовым, но имеющим детей, поскольку считал заботу о детях несовместимой с епископским званием, то Лев VI дозволил вдовцам, имеющим детей, принимать сан епископа. В других случаях Лев в своих законах проявляет большую строгость. Например, по этим законам, если раб, без ведома господина, принимает монашество или священный сан, вплоть до сана епископа включительно, он подлежит лишению сана, должен быть возвращен господину.

http://sedmitza.ru/lib/text/434202/

Лев.27:27 .  Если же скот нечистый, то должно выкупить по оценке твоей и приложить к тому пятую часть; если не выкупят, то должно продать по оценке твоей. Посвящать Иегове от усердия можно было только то, что уже само по себе, без посвящения, по закону, не принадлежало Ему. Поэтому нельзя было посвящать Иегове первенцев, принадлежавших Иегове по закону, – Исх.13:2, 22:30 . Лев.27:28 .  Только все заклятое, что под заклятием отдает человек Господу из своей собственности, – человека ли, скотину ли, поле ли своего владения, – не продается и не выкупается: все заклятое есть великая святыня Господня; Лев.27:29 .  все заклятое, что заклято от людей, не выкупается: оно должно быть предано смерти. Не допускает никакого выкупа «все заклятое, cherem (слав. «обет»), что под заклятием отдает человек Иегове из своей собственности, человека ли, скотину ли, поле ли…» Заклятое – херем, во-первых, есть «qodesch qodaschim lajhovah, « великая святыня Господня» и, как такое, никоим образом, не может быть предметом владения или пользования человека ( Лев.27:28 ); во-вторых, заклятое – человек или скотина – не может остаться в живых, а должно быть предано смерти ( Лев.27:29 ). Чтобы обречение на смерть человека имело моральное основание и религиозное освящение, оно у народа Божия могло простираться на лица и народы, враждующие против Царства Божия (ср. Чис 21.2 ; Втор 12.16 ; Нав.6:17, 7.12 ; 1Цар 15.18–19 ; 3Цар 20.42 ). Лев.27:30 .  И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня; Лев.27:31 .  если же кто захочет выкупить десятину свою, то пусть приложит к цене ее пятую долю. Лев.27:32 .  И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; Лев.27:33 .  не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено. Десятина не была заклятием; вместе с первородным и начатками плодов десятина была обязательным теократическим приношением святилищу: «что проходит под жезлом – десятое» ( Лев.27:32 ), – бытовая черта.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Значение священной иерархии в Церкви Божией весьма велико и чрезвычайно как с человеческой стороны, так особенно со стороны Божественного полномочия, Божественного права и Божественного дара, присущих священно-иерархическому лицу: священнодействующие, получившие свое посвящение преемственно от Апостолов по чину и уставу Церкви, суть лица, получившие Божественное право не только вязать и решить ( Ин.20:22–2 3; срав. Чис.3:10; 16:5; 18:7 ), но и представлять собою, в смысле веры заступающей, других, сущих братий по вере, пред Богом: «и понесет на себе, говорил Господь о первосвященнике Аароне, недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых и всех даров, ими приносимых» ( Исх.28:38 ); «чтобы снимать грехи с общества и очищать их пред Господом» ( Лев.10:17 ). Сам «Господь покажет, говорит прор. Моисей об Аароне и его сыновьях – священниках, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе, и кого он изберет, того и приблизит к Себе» ( Чис.16:5 ). «Я даю вам в дар службу священства, говорит Господь Аарону и сыновьям его. Так отправляйте службу во святилище, и при жертвеннике, дабы не было впредь гнева на сынов Израильских» ( Чис.18:7, 5 ), и дабы вы были «на страже за все общество при скинии собрания» ( Чис.3:7 ). Апостол Павел, говоря в своих посланиях о значении ветхозаветного священства, всецело переносит принципиальное, так сказать, значение оного пред Богом и для людей и в Новый Завет Бога с человеками: «всякий первосвященник, из человеков избираемый, говорит Апостол, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. Посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о грехах. И никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Евр.5:1, 3, 4 ). Иисус Христос, избрав двенадцать Апостолов, называет их «солью земли, светом мира» ( Мф.5:13, 14 ): «и за них Я посвящаю Себя, молился Спаситель в Своей первосвященнической молитве об Апостолах к Отцу Небесному, чтобы и они были освящены истиною», и прибавил: «не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их», потому что «Я прославился в них, и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:19–20, 17:10, 22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Суббота – день, когда восстанавливаются истинные отношения с Богом, когда человек может всем своим существом исполнить первую заповедь. В этот день принято изучать Тору и совершать особую трапезу – седер, – на которой преломляется хлеб и выпивается благословленное вино. Суббота освящает само время, и ее несоблюдение означало выпадение человека из времени, в котором живет народ Божий, а значит, и из жизни. В субботу прекращалось всякое обычное дело, не было места даже покаянию. В некоторых раввинистических текстах сказано, что Мессия придет в субботу и Царство Его – Царство вечной субботы. Не стоит отождествлять иудейскую субботу с христианским воскресением, которое празднуется в первый день седмицы и является развитием и раскрытием субботнего празднования (так называемое богословие восьмого дня). Кощунство Чис 1:51. Когда надобно переносить скинию, пусть поднимают ее левиты, и когда надобно остановиться скинии, пусть ставят ее левиты; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:10. Аарону же и сынам его поручи [скинию откровения], чтобы они наблюдали священническую должность свою [и все, что при жертвеннике и за завесою]; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 3:38. А с передней стороны скинии, к востоку пред скиниею собрания, должны ставить стан Моисей и Аарон и сыны его, которым вверено хранение святилища за сынов Израилевых; а если приступит кто посторонний, предан будет смерти. Чис 18:7. Ты [Аарон. – Ред.] и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар службу священства, а посторонний, приступивший, предан будет смерти. Комментарий Кощунство, как нечувствие и осквернение святыни (через шутку, поругание или небрежение), связано с нарушением первой заповеди и является не просто пассивным состоянием. Оно понималось как активное действие сознательного разрушения сообщества. Богохульство Лев 24:15–16. Сынам Израилевым скажи: кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой; и хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришлец ли, туземец ли станет хулить имя [Господне], предан будет смерти.

http://azbyka.ru/katehizacija/o-smertnyk...

1:1–9 Главное, о чем напоминает Господь Иисусу Навину «по смерти Моисея», это об обетовании, данном Аврааму ( Быт. 12,7; 13,14–17 ). Обетование подтверждается в ст. 2–5. 1 раба Господня. Это почетное именование ( Быт. 26,24 ), которого будет удостоен после смерти и Иисус Навин (24,29), указывает на особое место, отведенное Моисею в промысле Божием (ср. Ис. 42,1 ). Иисусу. Моисей изменил первоначальное имя Иисуса Навина Осия («спасение») на новое Иисус («Господь есть спасение», Чис. 13,17 ). Впервые Осия Иисус упоминается как помощник Моисея в Исх., гл. 17. Он был одним из мужей, посланных из Кадеса на разведку земли ( Чис. 13,9 ); вместе с Халевом он призывал израильтян полагаться во всем на Господа и не противиться Ему ( Чис. 14,6–9 ). Посему его, как и Халева ( Втор. 1,36 ), не коснулся гнев Божий, которого не избежало целое поколение израильтян, вышедших из Египта. Несмотря на то, что Иисус Навин предстает как преемник Моисея ( Чис. 27,12–23 ; Втор. 3,28; 31,1–8 ), он и после смерти пророка продолжает играть подчиненную по отношению к нему роль, будучи обязанным следовать книге закона (1,8 и ком.) и призванный исполнять повеления Моисея (1,7; 8,31; 11,12.15; 14,2.5; 20,2). То, что Иисус Навин стал вождем Израиля после смерти Моисея, знаменует, с одной стороны, непрерывность исторического процесса (в том, что касается неизменности Божественного промысла в отношении Израиля), а с другой некий рубеж, отделяющий последующую историю от эпохи Моисея, которая была и остается эталоном для более поздних поколений. 1 перейди через Иордан сей. Израильтянам, находящимся к востоку от Иордана ( Втор. 1,1 ), предстоит спуститься в долину реки и преодолеть водную преграду, дабы овладеть землей, обетованной им Богом (3,15). даю. Земля обетованная это дар Господа, Который остался верен Своему обещанию, данному Им Аврааму (ст. 3,6). Земля обетованная служит здесь воплощением того, что в Новом Завете именуется «благодатью» ( Еф. 2,8 ; см. ком. к 21,43). 1 стопы ног ваших. Слово «ваших», как и в ст. 4, свидетельствует, что обетование адресовано всему народу Израиля.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В этом причина Божественного установления и вместе цель так называемых левитских очищений (сн. Лев. 11–15; 17:12–16; 18:6–20,23–25; 20:10–26 и др. Числ. 19 и др.). Что в них преследовался именно греховный элемент, это доказывается тем, что при очищении многих видов нечистоты, кроме главного очистительного средства – окропления пеплом рыжей телицы, смешанным с водой ( Чис. 19 . Евр. 9:13 ) или просто омовения водой (сн. Евр. 9:10 ) требовалось еще принесение жертвы за грех, жертвы повинности и всесожжения (сн. Лев. 12:8; 14:12  и дал. 22 и дал. 15; 15:30; ср. Чис. 19:9 ). После плена вавилонского, когда получило преимущественное развитие и значение в жизни иудейского народа номистическое направление раввинского предания (галаха), слепая ревность по букве произвела многие и сверхзаконные правила о чистоте, что очевидно из Евангелия (сн. Мф. 15:2  и пар. 23:25, особенно Мар. 7:3–4 ). Господь и здесь не оставил блюстителей и ревнителей этого предания без обличения в том, что они, наблюдая внешнюю чистоту, не обращают внимания на чистоту души т. е. на внутреннюю чистоту (Мф. 27:25–26 ср. далее) 595 . Но этим же самым Господь очевидно давал и настоящее значение этим очищениям в их собственном, духовном смысле, а с тем вместе давал также и основоположение для апостольской типологии в толковании того же предмета. Отсюда пища и питие ( Кол. 2:16 ; Ев. 9:10 ср. Рим. 14:1  и дал.) различные омовения и обряды, относящиеся до плоти, по толкованию Апостольскому, суть лишь тень грядущего ( Кол. 2:17  сн. 16 срав. также Евр. 9 , и в контексте) и установлены были только до времени исправления (Ев. 9:10) и если даже служили в Ветхом Завете очистительным средством, то лишь для плотской чистоты (ст. 13), а не для духовной. А между тем кровь Христова, предызображенная в пепле рыжей телицы 596 , очищает не плоть только, а главным образом совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ). Эта основная истина влечет за собой все частные истины, предызображаемые в обстоятельстве левитского очищения и, так как рыжая телица была жертвой за грех ( Чис. 19:9 , почему она и поставляется у Апостола рядом с другими очистительными жертвами в Евр. 9:13 ), то очевидно кропление кровью жертвенных животных, как и кропление водой, смешанной с пеплом рыжей телицы, предызображало собой кропление крови Иисуса Христа ( 1Петр. 1:2  срав.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

е. вышел из под особенного воздействия силы Божией – тогда он опять подчинился своей пагубной страсти и, где возможно, искал ее удовлетворения. Далее, что Валаам не проклял (как думает Де-Ветте), а благословил Израиля, это подтверждается, помимо нашего рассказа, свидетельством Втор.23:5–6 , согласно которому Валаам просил у Бога позволения проклясть Израиля, но Господь не послушал его и обратил проклятье его в благословенье, и свидетельством пророка Михея Мих.6:5 , где благословение, произнесенное Валаамом, считается единственно делом Промысла Божия. Злая наклонность Валаама вредить Израилю, существующая уже во время происшествий, описанных в нашем отделе, но удержанная от обнаружения Божественной силой, определила его позднейшее поведение и душевное состояние, так как теперь наступило время представить свободу этой наклонности, чтобы Валаама постигло праведное возмездие. Впрочем об этом противоречии между Чис.22–24 и Чис.31:8,16 тем менее может быть речь, что последние места очевидно предполагают рассказ о Валааме (22–24), говорят о нем, как уже известном читателю, так кратко и отрывочно, что делаются понятными только при сопоставлении с предыдущим 374 . Потому-то, если кто отсюда захотел бы вывести догадку, что авторы того и другого места различны, тот поступил бы так же нелепо, как если бы различный события, встречающиеся в известной главе у Ливия или Тацита, в последовательном порядке приписал различным авторам или преданиям. А что в Чис.25 нет такого указания, из которого было бы ясно, что Израильтяне увлеклись идолослужением Ваал-Фегору под косвенным влиянием Валаама, как в действительности было по сказанию Чис.31:16 , это ни у какого искреннего читателя не может ни коим образом возбуждать основательного сомнения касательно различных будто бы писателей того и другого места. Моисей в первом сообщает о том, что случилось на том празднестве, к которому Израильтяне были приглашены своими врагами Мадианитянами, но умалчивает о виновнике дела; но это очевидно должно объяснить тем, что Моисей, когда описывал этот праздник, еще не знал, что Валаам был его виновником и советником.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

12 . Святость крови, пола и времени. 13 . Суббота. Субботний и юбилейный годы. 14 . Пасха, Пятидесятница и праздник Кущей. Вопросы к зачету по Книгам Числа и Второзаконие 1 . Послание соглядатаев. Сорокалетнее странствование ( Чис.13–14 ). 2 . Ропот в Кадесе. Наказание Моисея ( Чис.20:1–13 ). 3 . Ропот народа, наказание Божие и спасение через медного змея ( Чис.21:4–9 ). 4 . Прорицания Валаама ( Чис.22–24 ). 5 . Книга Второзаконие, ее уникальность и происхождение. 6 . Заповедь о едином месте для поклонения Богу ( Втор.12 ). 7 . Пророчество о грядущем Пророке-Мессии ( Втор.18:15–22 ). 8 . Постановления о разводе (24:1–4) и левиратном браке (25:5–10). 9 . Благословение исполнителям Закона и проклятие нарушителям Завета ( Втор. 28 ). 10 . Мнение Авраама ибн Эзры об авторе Пятикнижия и его объяснение Спинозой. 11 . Теория Графа – Велльгаузена. Современные теории о происхождении Пятикнижия. Список основных пособий, использованных при составлении данной книги Святоотеческие толкования 1-а. Августин, блж. О граде Божием: В 22 кн.//Творения. Т. 3. Кн. 14–17. М., 1994. (Репр. с изд. 1907 г.). (Памятники церковной письменности). 1-б. Августин, блж. О согласии евангелистов: В 4 кн.//Творения. Т. 2: Теологические трактаты. СПб.: Алетейя, 2000. 2. Василий Великий , свт. Беседы на Шестоднев. М., 2001. 3. Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. М., 1999. 4. Дионисий Ареопагит . Послание 5. Дорофею литургу// Дионисий Ареопагит . Сочинения. Толкования Максима Исповедника . СПб., 2002. (Византийская б-ка. Источники). 5. Ефрем Сирин, св. Толкование на Первую книгу, то есть на Книгу Бытия//Творения. Т. 6. М., 1995. (Репр. с изд. 1901 г.). 6. Иероним Стридонский . Еврейские вопросы на Книгу Бытия. М.: Кафедра библеистики МДА, 2009. 7. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия//Полное собр. творений: В 12 т. Т. IV. Кн. 1 и 2. М., 1994. (Репр. с изд. 1898 г.). 8. Ириней Лионский , св. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания//Творения. М, 1996. (Репр. с изд. 1900 г.). (Б-ка отцов и учителей Церкви).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Но в Ветхом Завете раскрывалась не только живительная сила Духа Божия в отношении к материальному творению, она является и в творческой силе, создающей высшее нравственное состояние человека. Не говоря уже о том, что в самом речении «сотворим человека» 253 указуется Триипостасный Бог, как Бог Творец, как Бог Слово, и как Бог Дух Святой, созидающий существо не только материальное, но и духовное, – мы найдем и в других местах священных книг ветхозаветного канона прямые указания на действование Духа Божия. Так в главе XI Чисел указано ( Чис. 11:25 ), что Дух почил на семидесяти старцах 254 , собранных по повелению Божию во скинии ( Чис. 11:16–17 ). Из сей же главы ясно, что Дух Божий постоянно почивал на Моисее ( Чис. 11:17, 25 ), и от сего Духа Господь уделил и старцам 255 . И Моисей восклицает ( Чис. 11:29 ): «о если бы все в народе были пророками! когда бы Господь послал Духа своего на них!» Из сего мы видим, что и все пророки ветхого завета не иначе могли соделаться таковыми, как наитием Духа Святого. «Почивал Дух Господень на Давиде», сказано в 1Цар. 16:13–14 ; «а от Саула отступил Дух Господень». И во время покаяния своего Давид взывал в Господу: «Духа Твоего Святого не отними от меня» ( Пс. 50:13 ). И Исайя пророк глаголал о Духе Господнем, духе премудрости и разума, духе совета и крепости, духе ведения и благочестия ( Ис. 11:2 ), имеющем почить на ветви от корня Иессеева 256 ; и Иезекииль пророк именем Господним говорил о перерождении человека, пророчествуя: «Вложу внутрь вас Дух Мой» 257 . И Осия в прикровенных выражениях, но довольно ясно говорит о Духе, имеющем низойти на верующих, когда приидет Господь, который, по выражению Осии, дождем прольет на народ правду 258 . На пророчество Иоиля 259 указывал Петр Апостол народу в великий день Пятидесятницы, когда Дух Святой в видимом образе огненных языков сошел на верующих. Это пророчество столь ясно и исполнение его было столь очевидно, что можно только удивляться, что учители Израилевы, как Никодим, не вдумывались в него прежде и что все добросовестные Иудеи по исполнении пророчества не примкнули немедленно к церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Глава 1 1. Божественное повеление Иисусу Навину перейти через Иордан. 3. Границы будущей израильской земли. 5. Обетование Иисусу Навину божественной помощи. 8. Условия к выполнению этого обетования. 10. Приготовление народа к переходу через Иордан. 12. Напоминание двум с половиною коленам об их обещании. 16. Ответ на это напоминание. Нав.1:1–9 . Книга Иисуса Навина начинается непосредственным откровением ему Господа как назначенному уже Моисеем его преемнику ( Чис.27:15–23 ). Перед самым выступлением на поприще деятельности он удостаивается особого откровения для того, чтобы побудить его к выполнению возложенного на него великого дела и обетованием божественной помощи укрепить его мужество. Это откровение особенно нужно было в начале трудного дела, вызывающем обыкновенно колебания и нерешительность. Такого откровения не могло заменить откровение через первосвященнический Урим, на который указал Моисей Иисусу Навину ( Чис.27:21 ), так как через последний получался только краткий ответ на предлагавшийся вопрос при трудных обстоятельствах ( 1Цар.23:11,30:8 ). С таким вопросом Иисус Навин не обращался к Господу, как знавший Его волю о своем назначении и предстоявшем деле. Непосредственное откровение ему Господа свидетельствовало также о том, что он, заступивши место Моисея по предводительству народом, имеет непосредственную близость к Богу. Нав.1:1 .  По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: «По смерти Моисея», т.е. по прошествии тридцатидневного оплакивания его народом ( Втор. 34:8 ). «Раба Господня» – это почетный титул (или прозвище) Моисея, указывающий на полную преданность и верность его Господу, а вместе с этим и на особую близость Господа к нему (он употреблен в Чис.12:7 , Втор.34:5 , 3Цар.8:56 , Пс.104:26 и др.). «Иисус сын Навина» – один из главных, или князей, Ефремова колена ( Чис.13:3–4,9 ) – назван служителем Моисея для указания на особую его близость к нему и преданность. Еврейский глагол «служить» («шарат»), от которого происходит слово «служитель» («мешарет»), употребляется для обозначения не подневольного, а добровольного служения и в частности – служения Господу ( 1Цар.2:11 и др. м.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010