Диоскор очевидно был опасен не только на соборе в Ефесе. Сообщение Илария о происшествии на соборе, без сомнения, глубоко опечалило св. Льва. Он тотчас написал письмо (XLIX от 13 октября) к св. Флавиану, о смерти которого он еще не знал. В этом письме св. Лев выражает глубокое сочувствие страданиям св. Флавиана за истину и сожалеет «о падении тех, через кого истина подвергается нападению и потрясается самое основание целой церкви». Вместе с тем св. Лев извещает св. Флавиана, что «он для общего дела ничего не опустил такого, что надлежит сделать, дабы прежде всего достигнуть того, что полезно обществу верующих». Св. Лев не сообщает в письме, что он именно предпринял, в чем состоят его стремления. Это он поручил передать словесно самому подателю письма. Судя по дальнейшей деятельности св. Льва, не трудно догадаться о каких мерах, о каких стремлениях говорит св. Лев. Он решился во чтобы то ни стало дать торжество истине и справедливости. Он ясно видел непрочность и мимолетность монофизитств; он чувствовал на своей стороне столько силы, что победа ему казалась несомненной. От Илария он, конечно, узнал, что далеко не весь восток сочувствует монофизитству. Сирия, Понт, Азия были явно враждебны ереси; Запад, независимый от Востока в политическом отношении, весь был на стороне православия. На стороне же монофизитства было меньшинство: Египет, Фракия, Палестина (Hefele II, 371). Чувствуя свою силу, св. Лев тотчас же принялся за дело, с полною уверенностью в успехе. В скором времени в Риме собрался собор. Это был, вероятно, один из тех соборов, которые собирались с 448 года каждое III Cal. Oct. (=29 сентября) (Ер. XVI, 7 LXI, 1). На этом соборе было отвергнуто монофизитство и все, что сделано на Ефесском соборе. От себя и от лица этого собора св. Лев отправил «с особым посольством» (XLV, 3) к императору Феодосию послание (Ер. XLIII и XLIV, от 13 октября 449 года). 39 Св. Лев жалуется в нем на злоупотребления, имевшие место на Ефесском соборе, именно: a) не было прочитано его послание к св. Флавиану, содержащее в себе ясное и точное изложение догмата о воплощении;

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

XVII. В конце дружественного письма 26 Туррибия, был предложен вопрос, многим показавшийся недоуменным: «было ли тело Иисуса Христа во гробе, когда он сходил в ад?» Св. Лев отвечает на это утвердительно: «тело Иисуса Христа действительно было мертво, погребено и в третий день действительно воскресло.... Не верить этому довольно нечестиво. Это, без сомнения, имеет отношение к ереси манихея и Присциллиана». Далее св. Лев предлагает средства для борьбы с ересью: «Пусть соберется епископский собор (episcopale concilium) и при том в таком месте, в котором было бы удобно собраться священникам (sacerdotes) окрестных провинций». На этом соборе сообразно тому, как отвечал св. Лев Туррибию, должно быть произведено самое тщательное исследование, нет ли кого из епископов, оскверненных сообщением с этой ересью. Те, которые не пожелают осудить эту нечестивейшую секту (sectam), без сомнения, должны быть удалены от общения». Далее св. Лев сообщает Туррибию, что он писал относительно собора к братьям и епископам Тарраконийским, Карфагенским, Лузитанским и Гальским (Gallices. Kaheль-Гaлuцuйckuм-Galicios – в Испании) 27 Св. Лев просит также Туррибия, чтобы он позаботился о сообщении его письма (nostrae ordinationis) всем епископам. Если будут какие-либо препятствия к собранию общего собора (generale concilium), то по крайней мере должны собраться галицийские священники (Galiciae sacerdotes). Действительно в скором времени был собран собор в Испании, так называемый concilium Hispanicum, собранный вероятно в Толедо, в 447 году. Собор этот не был «общим», как того желал св. Лев. Причина этому была та, что Испания в это время находилась под властью разных народов: Галиция и часть Лузитании была под властью свевов; остальной частью Испании владели готы и римляне. Собрались только из Испании Тарраконской, Карфагенской, из Лузитании и Бетики. Составлены были 18 анафематизмов и символ (Hefele, Concilieng. II, 288–89). В анафематизмах осуждаются все те заблуждения присциллианистов, о которых мы знаем из письма св. Льва к Туррибию, с самыми незначительными добавлениями. Так как на этом соборе не могли присутствовать галицийские епископы, то св. Лев распорядился, чтобы акты этого собора были посланы к Бракорскому епископу, как митрополиту Галиции (Migne LIV, 1221–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Приносивший возлагал свои руки на голову жертвы, а священник ее кровью кропил жертвенник со всех сторон ( Лев.3:12 ). Если в жертву возносились животные из крупного скота или козлов ( Лев.3:6, 16 ), на жертвеннике сжигались только лучшие части животного: жир, покрывающий внутренности, обе почки с жиром, который на них, жир на бедрах и сальник печени ( Лев.3:3–5 ). Если же жертва приносилась из овец, то к этим частям присоединялся еще курдюк, который отрезывался по самую хребтовую часть закланного животного ( Лев.3:6–11 ). Жир, возносимый на жертвенник, и кровь, проливаемую при алтаре, нельзя было употреблять в пищу ( Лев.3:17 ). Приношение внутренностей (жира, печени и почек), по мнению свт.  Кирилла Александрийского , указывает на то, что во Христе всё свято, священно и благоуханно. Здесь святитель обращается к современной ему антропологии, которая утверждала, что в печени находится центр желаний и стремлений, а почка – это орган, обладающий способностью различать бесполезное от полезного. Жир указывает, что Христос исполнен совершенства, так как он бывает у животных, наилучшим образом откормленных. Святитель добавляет, что совершенством обладает тот ум, который питается небесной пищей (Γλαφυρ, или искусные объяснения избранных мест из книг Левит, I) 18 . Особенность этого жертвоприношения заключается в том, что «ритуал мирной жертвы завершался общим принятием пищи. За исключением тех частей жертвы, которые клались на жертвенник и давались священнику, все остальное возвращалось человеку, принесшему животное. Он должен был приготовить пир для себя, своей семьи и своего священника» 19 . Мирную жертву полагалось приносить по двум причинам: во-первых, из благодарности Богу за Его благословения, во-вторых, по какому-либо обету ( Лев.7:12–16 ). Приношение мирной жертвы было радостным событием. Это было большое пиршество, ее ели все члены семьи и на нее приглашали гостей. В ритуале мирной жертвы человек мог принимать участие только в том случае, если он получил очищение ( Лев.7:20 ). Именно поэтому вместе с мирной жертвой можно было есть квасной хлеб. Это уникальный случай, так как ничего квасного не употребляли в системе жертвоприношений. Известно, что закваска символизировала грех . Свободный же от греха человек мог есть квасной хлеб вместе с мирной жертвой вне Скинии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

В «Физиологе» Петра Студита сказано: «Когда львица рождает львенка, рождает его мертвым и стережет три дня, до тех пор, пока не придет его отец, дунет в лицо ему, и тот оживет». Оживление на третий день напоминает нам о трехдневной смерти и воскресении Христа. По толкованию Петра, лев-отец – это Бог-Отец, «…львица – это Пресвятая Богородица, а лев – Христос, умер плотью во гробе на три дня и три ночи, и не воздремал Божеством, сошел в преисподнюю часть земли, и сокрушил вереи вечные, и воскрес на третий день и стал царствовать над всеми святыми» (Дамаскин Студит «Физиолог» по рукописи XVII в. (ОР РНБ ОСРК Q.V.1). В Ветхом Завете лев был символом мессии: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лёг, как лев и как львица: кто поднимет его?» (Быт. 49:9) И в христианской традиции лев – символ Христа: «вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её» (Откр. 5:5). Илл. Ветхий денми. Миниатюра. Апокалипсис, 1297. Библиотека университета Кембриджа «Бог Отец» часто изображался в эпоху прп. Андрея Рублева и на Святой горе Афон, и на средневековом Западе (Джотто, Ван Эйк и др.). Изображается «Бог-Отец», как правило, в образе седовласого старца. На его коленях или на груди (если фигура поясная) «Бог-Сын» — младенец Христос. В руках младенца или над его головой «Дух Святой» в виде белого голубя в круглом ореоле. Около подножия «престолы» в виде красных кругов с глазами и крыльями – один из девяти ангельских чинов. Изображаются всегда около подножия Бога-Отца или Христа в виде огненных колес с глазами и крыльями. Наиболее полно классификация ангелов изложена Дионисием Ареопагитом в его трактате «Небесная Иерархия». Возможна связь изображений с росписью Феофана Грека в Троицком приделе церкви Спаса Преображения: столпники по сторонам «Троицы». В русской живописи композиция известна с XII в. (икона Благовещения Антоньева монастыря в Новгороде, Новгородский художественный музей). С XVI в. у «Бога-Отца» пишется восьмиконечный нимб и надпись «Саваоф», вместо древней «Отец» или «Ветхий Днеми» (Покровский Н. Сийский иконописный подлинник, вып. 1, Спб., ОЛДП, 1895, стр. 106, 107; Кондаков Н.П. Русская икона, т. III. Текст, ч. 1, Прага, 1931, стр. 106, 107; т. IV. Текст, ч. 2, Прага, 1933, стр. 278, 279). Отечество с избранными святыми. Новгород. Конец XIV в. 113 х 88. Государственная Третьяковская галерея. Инв. 22211.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/03/...

В.В. Болотов вообще считает, что главные причины иконоборчества были политическими, вызванными антиклерикальной политикой воинов-императоров. Не отрекаясь от христианства и Церкви, они хотели довести обрядность, внешние формы благочестия до минимума: они чествовали св. Крест и отметали св. иконы. 2. После свержения Юстиниана II за 6 лет сменилось три императора. Лишь в 717 г. на трон взошел самый успешный узурпатор Лев III Исавриец (т.е. родом из малоазийской провинции Исаврия) (717-741). Крестьянин по рождению, в молодости он оказал важную услугу опальному Юстиниану II. Тот щедро наградил его и поставил на государственную службу. Лев проявил выдающиеся способности и сделал блестящую карьеру. В 717 г. положение Империи вновь было критическим. Лев совершил великий исторический подвиг спасения Империи и христианской цивилизации вместе с ней. С Севера и Запада Империю теснили болгары. С Востока подошли арабы. По существу, в Империи оставался один Константинополь, и тот осажденный со всех сторон. Осада длилась год (с августа 717 г. по август 718 г.), после чего арабы отступили, потеряв до 150 тыс., и вернулись в Сирию лишь с жалкими пятью судами. Следующая их кампания была сухопутной. Война продолжалась почти все правление Льва, и лишь в 740 г. он окончательно разбил их наголову. В течение своего правления Лев реорганизовал всю Империю, построил новую армию, создал новую экономику. Так что победа его не была случайной. Лев проводил много времени в Малой Азии, а среди тамошних епископов создался целый иконоборческий кружок. Они добились доступа к императору, и тот нашел их идеи вполне созвучными своим. А когда в 726 г. случилось извержение вулкана на дне морском возле Крита, Лев счел это знаком Божественного гнева за идолопоклонство Империи. Император созвал тайный совет и сделал на нем сообщение о своих новых антииконных идеях. Однако патриарх Герман отказался предпринимать какие-то действия без решения собора, поэтому Лев решил действовать постепенно. Вначале, в виде опыта, он приказал поднять иконы в церквах повыше, чтобы народ их не лобызал и не кланялся. За этим последовали другие осторожные полумеры.

http://sedmitza.ru/lib/text/434784/

В Деяниях Собора в Халкидоне, сохранивших ход и последовательность его заседаний, имеется важное свидетельство того, что свт. Лев разделял учение свт. Кирилла. 41 После прочтения двух важных посланий святителя Александрийского епископы собора единодушно заявили: «Все так веруем! Папа Лев так верует! Анафема тому, кто разделяет, и тому, кто сливает! Эта вера архиепископа Льва; Лев так верует; Лев и Анатолий так веруют; все так веруем; как Кирилл, так веруем. Вечная память Кириллу ». 42 И после прочтения Томоса свт. Льва епископы, как об этом свидетельствуют церковные историки и Mansi восклицали, что «устами Льва вещает сам апостол Петр», «анафема тому, кто не так верует; это через Льва изрек Петр; этому учили Апостолы...Лев и Кирилл учат согласно; это вера истинная; православные так думают; это вера отеческая». 43 То, что свт. Лев мыслил о Боговоплощении, как и свт. Кирилл Александрийский , доказывается им же самим в письме к епископу Юлиану Косскому. Но не только это. Как доказывает профессор И. Романидис, на соборе все епископы были сторонниками учения свт. Кирилла и поэтому в течение пяти дней тщательно сверяли текст Томоса свт. Льва Великого с Третьим посланием свт. Кирилла к Несторию и 12-ю анафематизмами. 44 И именно это и дало право всем епископам утверждать о верности, православности и точности Томоса свт. Льва Великого . Церковная память также хранит повествование о написании свт. Львом этого послания к свт. Флавиану против ереси Евтихия. Свт. Софроний патриарх Иерусалимский в своем знаменитом «Луге духовном» помещает достойный самого пристального внимания рассказ о том, как свт. Лев после написания текста послания положил его на гроб апостола Петра. В течение сорока дней Римский святитель постился и молитвенно просил Апостола исправить все вкравшиеся в текст неточности. После чего ему явился сам апостол Петр и возвестил о том, что им исправлены все ошибки его собственной рукой. 45 Церковный историк Евагрий Схоластик Томос свт. Льва характеризует такими словами: «Ибо это послание согласно с исповеданием великого Петра, и есть как бы столп против людей зломыслящих». 46

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

«Это постановление вечное» ( Лев.24:9 ). Поистине «вечным» является всякое таинственное «постановление». Ведь видимое и временное скоро пройдет, «ибо проходит образ мира сего» ( 1Кор.7:31 ). Но если «проходит» этот мир, то, без сомнения, проходит и образ буквы, и остаются образы вечные, те, которые содержат духовное понимание. Поэтому если узнали мы, во-первых, что Бог сказал Моисею, а Моисей – «сынам Израилевым» (ср. Лев.24:1 ), во-вторых, в чем заключается образ «подсвечника чистого» и «светильника», а также его елея (ср. Лев.24:4 ), в-третьих, что такое хлебы предложения, сделанные каждый «из двух десятых» «тонкой пшеничной муки» (ср. Лев.24:5 ), если уразумели все это в духовном понимании, то давайте и мы постараемся быть достойными этого знания, столь великого и столь возвышенного, и сначала соделаем нашу душу святым местом, а затем примем в нем святые тайны благодатью Святого Духа, Которым освящается все святое. «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ; Откр.1:6 ). Гомилия XIV О сыне израильтянки и египтянина, который «упоминал 80 имя Господне и злословил» (ср. Лев.24:11 ), и об осуждении, вынесенном ему Богом 1 . Нам прочитали историю, которая на первый взгляд кажется ясной. Однако если мы тщательно не исследуем ее содержание согласно буквальному пониманию, то едва ли нам легко откроется ее внутренний смысл. Вот слова Писания, которые нам предстоит исследовать: «И вышел сын одной Израильтянки, родившейся от Египтянина, к сынам Израилевым, и поссорился в стане сын Израильтянки с человеком Израильским; упоминал сын Израильтянки имя Господне и злословил. И привели его к Моисею; имя же матери его Саломиф, дочь Давриина, из племени Данова; и посадили его под стражу, доколе не будет объявлена им воля Господня. И сказал Господь Моисею, говоря: выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями» ( Лев.24:10–14 ). Рассмотрим прежде буквальное значение изложенного нам; и хотя оно видится понятным, мы попытаемся яснее представить его вашему взору.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Тогда, изменив сразу поведение, он согласился на все. Это случилось в 905 году. Зоя Карбонопсина должна была стать матерью, и император упивался надеждой сделаться отцом. Тогда высокомерный патриарх стал каждый день являться во дворец. Он обедал с царем и его любовницей, уверяя Льва, что ожидаемый ребенок будет мальчик, и приказал по этому случаю в продолжение семи дней совершать торжественные молебствия в св. Софии; затем не менее торжественно он благословлял чрево фаворитки и объявлял, что имеющий родиться царь составит славу и величие церкви. Судьба оправдала обещания патриарха и исполнила желания императора. В конце 905 года ребенок родился: и это был мальчик. Узаконить этого, столь желанного, наследника стало отныне главной заботой царя. Николай охотно на это соглашался; но другие епископы противились, объявляя, что «рожденье ребенка не могло сделать законным запрещенный брак», и вследствие этого они отказывались совершить крещение, особенно с царскими почестями, как того хотел Лев. В конце концов, придумали следующую уловку. Так как в сущности, как объяснял это впоследствии патриарх, «любить своего ребенка чувство вполне человеческое», духовенство обещало окрестить сына, если Лев даст слово расстаться с матерью. Этой ценою б января 906 года и было совершено крещение в храме св. Софии самим патриархом; Александр, брат царя, и Евфимий были восприемниками юного Константина Багрянородного. Желание императора исполнилось. Но Лев дорожил Зоей. Через три дня после крестин, несмотря на обещания, несмотря на клятвы, он опять водворил во дворце свою любовницу; больше того, он решил жениться на ней. Николай не счел возможным довести свое снисхождение до того, чтобы благословить этот скандальный союз; но для этого нашелся услужливый священник, которого потом лишили сана, и Лев собственноручно возложил корону на голову новой императрицы. Понятно, что волнение в столице было большое; церковь , после сделанного ей вызова, ответила на этот брак императора-четвероженца формальным запрещением ему доступа к святыне. Тогда, чтобы добиться необходимого разрешения для узаконения своего брака, Лев прибег к очень остроумной выдумке, делающей большую честь его искусной и твердой дипломами. Видя непреклонность византийского духовенства, он надумал обратиться к церкви вселенской и решил спросить, как думают о четвертом браке первосвященник римский и патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский; и честолюбивый Николай, хотя крайне недовольный таким посторонним вмешательством, ронявшим обаяние его всемогущества, должен был с этим примириться и покориться. Впрочем, он твердо рассчитывал, что совещание обманет надежды императора. Но во всяком случае, до выяснения результатов своего посольства Лев оставил Зою во дворце, отказываясь расстаться с ней хотя бы на один день; он приказывал оказывать ей все почести, какие оказывали царице, и единственная уступка, сделанная им церкви, было то, что он покорно подчинился изданному против него запрещению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однажды разбойники похитили осленка. Лев тотчас вернулся к авве Герасиму. Святой подумал было, что лев съел осленка и пожурил его. Лев как будто понял, что его несправедливо обвинили. Но в то же время и как бы осознал свою вину. В сумерки лев снова отправился к Иордану и нашел там разбойников, у которых находился несчастный осленок. Увидев льва, разбойники разбежались, а осленок, наоборот, узнал своего вожатого. Ничего не говорится о том, что ел лев в монашеском поселении. Но по опыту некоторых паломничеств можно сказать, что многочисленные кошки и коты, живущие при обителях, разделяют с их жителями немудреные трапезы. После смерти аввы Герасима лев плакал три дня, затем скончался на могиле своего старца. Такое поведение древнего благородного льва может послужить примером для многих лицемерных духовных детей современности. 17. Святитель Николай из Мир Ликийских Родился святой Николай в городе Патаре, в III веке, в стране, которая в древности называлась Ликия. Патара упоминаются и в «Книге Деяний» апостола Луки. Апостолы проезжали Патару во время одного из многочисленных морских путешествий. Ликия находилась в Малой Азии. Теперь эта область называется Анатолией. Родителей будущего святого звали Феофан и Нонна. Происходили они из довольно знатного рода и обладали значительным состоянием. Оба исповедовали христианскую веру, были щедрыми к бедным и совершали много других добрых дел. Однако долгое время у них не было детей. Как узнаваема эта печаль святых о бесплодии! В Ветхом Завете есть два фрагмента о разрешении долгого бесплодия родами, в которых является на свет будущий святой. В Пятикнижии это Сарра, родившая Исаака. А в Книгах Царств это Анна, родившая пророка Самуила. В Новом Завете упоминаются другие две семьи, долгое время испытуемые бесплодием. Это праведные Захария и Елисавета, родители Иоанна Крестителя, с которыми можно сравнить святых Феофана и Нонну. И еще — святые Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, которых Церковь называет Богоотцами. Здесь может возникнуть вопрос: а может быть, что составитель жития святителя Николая просто списал этот момент из Нового Завета, что ему просто понравилась легенда о том, как пожилая уже мать разрешается от бремени ребенком, который становится великим святым? Но вряд ли.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

Если Василий Македонянин мог быть подобен Богдану Хмельницкому тем, что из низкого состояния достиг совершенно неожиданно высоты величия, то еще более он уподоблялся Хмельницкому своей воинственностью 319 . Уподоблялся отчасти и своими отношениями к евреям 320 ; впрочем, в отношениях к евреям есть и разница: Василий Македонянин более старался крестить евреев, а Богдан Хмельницкий – истреблять их. Лев VI Мудрый 988–912 Лев Мудрый или философ был сын Василия Македонянина, и – как сообщает продолжатель Амартола, – вследствие клеветы врагов – находился в опале у своего отца и даже несколько времени был в темничном заключении 321 . Это было конечно самое сильное вразумление, какое мог дать царь Василий своему сыну; – но сохранилось в переводной русской литературе и письменное наставление царя Василия Македонянина сыну своему Льву философу 322 . Лев философ, благодаря конечно своему прозванию, пользовался у наших предков славой весьма умного человека, точно также Как – скажем к слову – русский современник его вещий Олег. О Льве Мудром сложилось предание, якобы он нашел письмена во гробе царя Константина и протолковал их философски, кому быть царем в Цареграде до его падения 323 ; по другой позднейшей редакции Лев оставил предсказание о порабощении Византии мусульманами и об освобождении ее русскими. Мудрость Льва не препятствовала ему обнаруживать слабости в семейной жизни. Из продолжателя Амартолова наши предки могли знать, что Лев Мудрый был четвероженец и подвергался церковному отлучению от патриарха Николая 324 , который за то был лишен царем патриаршего престола. Этот пример припомнили отцы стоглавого собора, в доказательство абсолютной незаконности 4-го брака, «Премудрый царь Лев и к четвертому браку совокупился бяше, и во отлучение впаде от Николы патриарха; емуже много моляшеся царь, даже разрешити его от таковаго связаниа; якоже не умолен бысть, от церкви его изгна, и в него место паки Евфимиа мужа освященна постави на патриаршество. И сему много моляшеся, еже разрешити его от такового связаниа, и не токмо разреши его, но отвержена и непрощена сотвори ради четвертого браку, со множайшими святительми возбранив ему» 325 . Но прошло немного лет и в тоже царствование Ивана Грозного русские архиереи должны были стать на другую точку зрения относительно 4-го царского брака, – и на соборе 1572 г. отнеслись к 4-му браку Ивана Грозного более снисходительно 326 , быть может потому, что характер Ивана Грозного менее допускал противоречие, чем характер Льва Мудрого .

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010