Северин (640) Иоанн IV (640–642) Феодор I (642–649) Свт. Мартин I Исповедник (649–653) Евгений I (654–657) Виталиан (657–672) Адеодат II (672–676) Домн (676–678) Прп. Агафон (678–681) Лев II (682–683) Бенедикт II (684–685) Иоанн V (685–686) Конон (686–687) Феодор, антипапа (687) Пасхалий, антипапа (687–692) Сергий I (687–701) Иоанн VI (701–705) Иоанн VII (705–707) Сисинний (708–708) Константин (708–715) Григорий II (715–731) Григорий III (731–741) Захарий (741–752) Стефан II (752) Стефан II (III) (752–757) Павел I (757–767) Стефан III (IV) (768–772) Константин II, антипапа (767–769) Филипп, антипапа (768) Адриан I (772–795) Лев III (795–816) Стефан IV (V) (816–817) Пасхалий I (817–824) Евгений II (824–827) Валентин (827) Григорий IV (827–844) Иоанн, антипапа (844) Сергий II (844–847) Лев IV (847–855) Бенедикт III (855–858) Анастасий, антипапа (855) Николай I (858–867) Адриан II (867–872) Иоанн VIII (872–882) Марин I (882–884) Адриан III (884–885) Стефан V (VI) (885–891) Формоз (891–896) Бонифатий VI (896) Стефан VI (VII) (896–897) Роман (897) Феодор II (897) Иоанн IX (898–900) Бенедикт IV (900–903) Лев V (903) Христофор, антипапа (903–904) Сергий III (904–911) Анастасий III (911–913) Ландон (913–914) Иоанн X (914–928) Лев VI (928) Стефан VII (VIII) (928–931) Иоанн XI (931–935) Лев VII (936–939) Стефан VIII (IX) (939–942) Марин II (942–946) Агапит II (946–955) Иоанн XII (955–963) Лев VIII (963–965) Бенедикт V, антипапа (964) Иоанн XIII (965–972) Венедикт VI (973–974) Бонифаций VII, антипапа (в первый раз) (974) Бенедикт VII (974–983) Иоанн XIV (983–984) Бонифаций VII, антипапа (во второй раз) (984–985) Иоанн XV (985–996) Григорий V (996–999) Иоанн XVI, антипапа (997–998) Сильвестр II (999–1003) Иоанн XVII (1003) Иоанн XVIII (1004–1009) Сергий IV (1009–1012) Бенедикт VIII (1012–1024) Григорий VI, антипапа (1012) Иоанн XIX (1024–1032) Бенедикт IX (в первый раз) (1032–1044) Сильвестр III (1045) Бенедикт IX (во второй раз) (1045) Григорий VI (1045–1046) Климент II (1046–1047)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скажем несколько слов о замечательных святынях Константинопольских. Таковы: Балуклия – живоносный источник, находящийся близ Константинополя, там замечательная древняя икона Богоматери, скопированная с иконы, писанной св. Евангелистом Лукою. В летописях церковных повествуется, что воевода греческий Лев (в половине V века), бывший впоследствии императором, прогуливаясь в роще Балуклийской в жаркий день, встретил там слепца. От природы сострадательный, будущий император подал руку слепцу и повел его; но солнце палило и слепец жаловался на сильную жажду. Лев, посадив его в тени, прошел всю рощу, ища воды, но тщетно. Когда он усталый возвратился к слепцу, вдруг услышал чудный голос из чащи: «не печалься, Лев: вода подле тебя». Но Лев и сам стал как бы слепым, осматривался вокруг, испытывал землю, а воды не находил. И вот опять раздается кроткий и приятный голос, не только называющий его по имени, но и предсказывающий ему императорское достоинство: «император Лев! войди в эту густую и тенистую рощу и, почерпнув воды, утоли жажду немощного, а илом помажь ему глаза; кто Я, здесь живущая, ты скоро узнаешь; устрой Мне в этом месте храм; в нем Я буду внимать молитвам и подавать желаемое всем, с усердием и верою сюда притекающим; ничто не сильно будет противиться Моей власти: болезнь ли неисцельная, демонское ли наваждение, или что другое, – только бы просили Меня благоговейно». Лев отыскал виду, утолил ею жажду слепого, а илом помазал ему глаза они открылись, и слепорожденный стал ясно видеть. Сделавшись императором, Лев воздвиг над этим чудотворным источником великолепный храм, который получил название «Живоносного источника», и поистине сделался таким. Православная Церковь еще в древнее время установила в пятницу светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери, в воспоминание чудодейственных исцелений у живоносного Ея источника. К сожалению, величественный храм императора Льва, возобновляемый и украшаемый великолепно его преемниками, был разрушен при взятии Константинополя турками, а источник завален грудою камней, но продолжавшиеся по временам благодатные исцеления от источника знаменовали целебную его силу даже на турках. И вот, наконец, в 1830 году, патриарх константинопольский, испросив у султана дозволение восстановить из развалин древнюю церковь , соорудил ее в небольшом виде, но с благолепием, приличным святости и славе места. Устроена она над самым живоносным источником, из которого по-прежнему всем, с верою притекающим, струятся исцеления. К сему святому месту благоговеют не только христиане, но даже и магометане.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

О сила кротости, терпения и незлобия праведника! Кротость с терпением и незлобием без ярости устрашает, без оружия побеждает, без ополчения прогоняет своих супостатов, что прекрасно изъясняется в Апокалипсисе, где говорится о виденном святым Иоанном Богословом Агнце. Восхищенный в духе на небо, святой Иоанн Богослов видел престол Божий и сидящего на нем Бога в славе неизреченной, держащего в деснице Своей книгу неведомых Божественных тайн, запечатанную семью печатями. И «ангел крепок проповедаше гласом велиим глаголя: кто есть достоин разгнути книгу и разрешити печати ея? И никтоже можаше ни на небе, ни на земли». И начал плакать святой Иоанн: «Аз, – говорит он, – плаках много». Почему? Потому что «никтоже обретеся достоин разгнути и пронести книгу, ниже зрети ю». Тогда один из старцев, сидящих окрест престола Божия, утешает плачущего Иоанна, говоря: «Не плачися; се победил есть Лев от колена Иудова, корень Давидов; Той достоин есть разгнути книгу ту и разрешити печати я» ( Апок. 5,1–5 ). Услышав слова сии: «Се Лев», обратим к Нему мысленные очи наши и посмотрим, каков Сей Лев? И вот видим мы вместе со святым Иоанном, хотя и не столь быстрым и ясным умственным оком, что «посреде престола и четырех животных и посреде старец Агнец стоящ, яко заколен, прииде и прият книгу от десницы Седящаго на престоле. И абие четыри животна и двадесять четыри старца падоша пред Агнцем и поклонишася Ему и воспеша песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу и отверсти печати ея, яко заколен еси и искупил еси нас кровию Своею» ( Апок. 5, 6–9 ). Оставив изыскание о книге и печатях, мы будем говорить только об Агнце. Не удивительно ли то, что сказано было: «Се Лев», а узрели мы не льва, а Агнца: название «лев», а образ агнца? И затем: образ агнца, а сила льва: «Се победил есть Лев». Не дивно, когда побеждает кого-либо лев, ибо он царь зверей, сильный и грозный, «восхищаяй и рыкаяй» ( Пс.21 14), страшный не только для зверей, но и для людей. Но какая сила у агнца? Какая гроза? Что он «восхищает»? Какова его борьба и кто его боится? Как и кого он может победить? Но чтобы яснее уразуметь силу, крепость и храбрость виденного Агнца, пойдем за святым Иоанном Богословом на песок морской и посмотрим, каково Его ратование, как и с какими супостатами Он борется? «И стах на песце морстем, – говорит Богослов, – и видех зверя, исходящаго из моря, имущаго глав седмь и рогов десять» ( Апок. 13,1 ); и далее: «И видех иного зверя, восходящаго от земли, имущаго рога два» ( Апок. 13,11 ); и затем: «Ин зверь страшен от бездны» ( Апок. 11, 7 ). Все они собрались на брань. Против кого же они хотят воздвигнуть сию брань?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В-третьих, наконец, предписания, касающиеся единства избранного Самим Богом колена для посредничества в этом отношении между Богом и Его людьми: «И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтобы он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых» ( Исх.28:1, 29:44 ; Лев.17:6 ; Втор.18 ). А в связи с этими последними требованиями закона стоят запрещения иных, неизбранных Богом, мест служения Ему и иных, не избранных Им, посредников этого служения ( Втор.12:2–4 ; Исх.22:18 ; Лев. 20:6, 27 ). Принципом всецелой и совершенной любви к Богу объединяются все частные и разнообразные требования закона касательно культа и вообще – благоугождения Богу: касательно трех ежегодных великих праздников ( Исх.23:14, 17 ) и праздника очищения в особенности ( Лев.16 ), субботы, субботнего и юбилейного годов ( Исх.23:10–13, 31:12–18 ) с указанием образа их совершения и провождения ( Лев.23 ), – касательно разного рода приношений Господу и жертв с указанием способа их приношения и родов приносимых в жертву животных ( Лев.1–8, 22:18–33 ; Числ.28, 29 ) и под. А из принципа любви к ближнему – равной и подобной любви каждого к самому себе – развивается та сложная система предписаний закона, которая обнимает собой жизнь родителей и детей, старших и младших, господ и слуг или рабов, отдельного члена каждого семейства и целых семейств и родов, не исключаются из этой братской любви даже и инокровные члены этого народа 43 . Ненарушимость закона ограждается с внутренней, моральной стороны святостью Законодателя: «святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» ( Лев.19:2 ); а с внешней стороны – карой Его правосудия, причем всякое оскорбление величества небесного Царя наказуется смертью : «кто будет злословить Бога своего, тот понесет грех свой. И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество. Пришлец ли, туземец ли станет хулить имя (Господне), предан будет смерти» ( Лев.24:15–16 ) Постоянным напоминанием всех требований закона служит лежащая одесную ковчега завета «книга закона» ( Втор.31:26 ) и чтение ее пред всем народом в определенные времена ( Втор.31:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) Епископ Рима, как наследник и преемник Петра, представляет это первенство видимым в сообществе всех верных. Также как Христос передал апостолам миссию через Петра, так и вера и церковный порядок обеспечивается престолом Петра». 34 1. Рассуждая о власти ключей ( Мф. 16.19 ), Свт. Лев говорил, что «право этой власти (Ius potestatis istius), бесспорно, перешло и другим апостолам, и постановление этого закона перешло всем начальствующим в Церкви (ecclesiae principes), но не напрасно вверено одному то, что было сообщено другим. Именно поэтому Петру одному было доверено, потому что все предстоятели Церкви облечены образом Петра (quia cunctis Ecclesiae rectoribus Petri forma praeponetur) " 35 . Правителями Церкви (Rectores Ecclesiae) свт. Лев называл патриархов и предстоятелей (примасов) поместных Церквей. Следовательно, то, что говорил свт. Лев в своих проповедях собравшимся италийским епископам и клирикам, следует расценивать как богословское обоснование его служения и полномочий, как митрополита Italia Suburbicaria и патриарха Запада, и их долга пребывать в единстве с ним и послушании. В XIV послании к Афанасию, митрополиту Фессалоникийскому и легату в Иллирии, св. Лев писал: «Епископы имеет равное достоинство (dignitas), но не одинаковый чин (ordo), также как среди блаженных апостолов апостолов, несмотря на тождество чести (similitudo honoris) было некоторое различие во власти. (discretio potestatis), и если избрание их всех было равным, все же одному из них было дано превосходить других. По этому образу возникло также различие между епископами, и великим установлением было предусмотрено, чтобы каждый не присваивал всего себе, но должен в провинции один, чье мнение имеет первенство среди братьев, и, опять же, те, кто поставлены в больших городах, имеют больше заботы (sollicitudo amplior), и через них попечение о всей Церкви сходится к престолу Петра, и ничто нигде не должно быть отделено от его Главы». 36 Само послание было обусловлено конкретным обстоятельством, а именно ненадлежащим исполнением своих обязанностей митрополитом Афанасием и обидой, нанесенной им епископу Аттику Никопольскому. Как патриарх Запада, свт. Лев вел решительную политику, направленную на противодействие центробежным тенденциям и укрепление авторитета и власти Римского епископа в территориальных границах своего патриархата. Добиваясь поставленной цели, свт. Лев мог проявлять жесткость, как это произошло в отношении Илария, митр. Арльского. Однако в отношении восточных патриархатов свт. Лев придерживался иной линии поведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/pr...

Герасим Иорданский (4 марта): «Однажды к святому Герасиму пришел хромающий лев и показал лапу с занозой. Святой вынул занозу, и лев остался жить у него. Его послушанием было охранять ослика, который приносил воду. Однажды лев заснул, и ослика украли. Святой Герасим думал, что ослика съел сам лев. Он наказал льва тем, что приказал ему носить воду вместо ослика. Лев долго исполнял приказанное, но однажды шел мимо караван, и лев узнал своего ослика. Обрадовавшись, он привел его к святому Герасиму. Когда святой умер, то печальный лев не хотел удаляться от его могилы и сам скончался на этой могиле». Священномученики Херсонские, Василий и еже с ним (7 марта) : «Много дней тела мученика Василия и его друзей лежали непохороненными, но невредимыми: волк их охранял от собак, а орел от небесных птиц». Мученик Никон (23 марта) : «Привязали Никона к хвостам разъяренных лошадей, чтобы те разорвали его. Но он перекрестил лошадей, и их гнев сменился на кротость. Мучитель в гневе приказал перерезать лошадям жилы на ногах. Лошади заговорили и сказали, что их убивают Никона ради и во славу Божью. Когда же мучитель поехал в город Панторму, в пути его растерзали собственные лошади». Василий Новый (26 марта) : «Мучители хотели его утопить в море. Но появились два дельфина и вынесли его невредимым на берег». Великомученица Ирина (5 мая) : «Святая Ирина сидела в своих покоях. Вдруг сквозь окно влетел голубь и бросил на стол оливковую ветвь. Немного спустя появился орел с венком из разных цветов. И наконец, ворон с маленькой змеей, которую он тоже опустил на стол. Домашний учитель Ирины, тайный христианин, так растолковал знамения: голубь означает кротость твою и доброту, масличная ветвь Божью благодать, которую ты получишь в святом крещении, орел означает царя — ты будешь царствовать над страстями своими. А венец — это венец вечной славы, который получишь от Христа-Царя. Ворон означает дьявола и предвещает тебе лютое, как змий, гонение. Когда Ирину отдали на пытки, ее отец, император, приказал бросить святую под ноги разъяренным лошадям. Но одна из лошадей набросилась на императора, оторвав зубами его правую руку и затоптав его копытами. Потом тихо вернулась на свое место, и лошади стали кроткими, как ягнята, Лошадь еще сказала человеческим голосом: «Блаженна ты, Ирина, голубка Христова, поправшая змея» ».

http://sueverie.net/ob-otnoshenii-k-zhiv...

Св. Лев был папой, или патриархом, в Риме. Он называется Великим за благочестие, ревность против ересей и за красноречие и мужество свое. Святительствовал 21 год, в V столетии. Дважды он спасал Рим от разорения; от Аттилы, предводителя гуннов, в 425 г., и от Гепзериха, короля вандалов, в 428 г. Сам император Велетиниан, страшась Аттилы, хотел бежать из Рима, но просил Льва, чтобы он пошел к Аттиле и умилостивил его. Лев, в сопровождении двух сенаторов, безбоязненно явился в лагерь к Аттиле и при помощи Божией пленил его своим красноречием. «Ты победил почти всю вселенную, – говорил Лев Аттиле, – теперь просим тебя, победи самого себя милостью к другим. Ты достиг высшей степени человеческого величия; теперь не остается тебе ничего, как уподобиться Богу, Который милует смиренных и покорных». То же милосердие Лев внушил и жестокому завоевателю Гензериху. «Когда Лев говорил со мной, я видел, два светлые мужа держали предо мной обнаженные мечи, грозя мне смертью, если я не послушаю архиерея Божия», – говорил Аттила, когда удивлялись тому, что он пощадил Рим. Лев боролся с еретиками манихеями и евтихианами. Евтихиане учили, что в И. Христе не было человеческого естества, а было одно Божеское; последнее поглотило в себе первое. Скончался св. Лев в 461 г., оставив весьма много прекрасных сочинений. Мощи его почивают в Риме, в Ватиканском соборе, в приделе его имени. Св. Агапит был епископом Синадским во Фригии, в IV в. Он исповедовал веру Христову пред Ликинием, у которого служил в военной службе, и за это перенес много истязаний. Константин Великий возвел его в сан епископа. Скончался св. Агапит в глубокой старости. Св. Флавиан был патриархом в Царьграде и современником папы Римского Льва Великого (см. выше). Он боролся, подобно Льву, с еретиками евтихианами. По настоянию Флавиана, был собран 4 Вселенский Собор против Евтихия и его последователей в 448 г. Скончался св. Флавиан в 449 г. от побоев, нанесенных ему еретиками на Соборе, который по проискам евтихиан был собран для того, чтобы оправдать Евтихия и осудить Флавиана. Мощи св. Флавиана в 451 г. перенесены в Константинополь, в церковь свв. Апостолов. 19-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

В двух последних случаях принесенный дар разламывался на куски и в таком виде возлагался на жертвенник ( Лев.2:6 ). Четвертым видом бескровной жертвы является мука с елеем, вареное в горшке. Во всех этих случаях на алтаре сжигалась только часть приношения, а остатки, как великая святыня, отдавались священникам ( Лев.2:7–10 ). Все виды хлебных приношений должно были быть пресными. Запрещалось возлагать на алтарь что-то с содержанием меда или закваски, так как они считаются «возбудителями брожения и порчи» 15 , и такая жертва уже не будет угодна Богу ( Лев.2:11–12 ). Хлебные приношения, как и все жертвы, при возложении на алтарь должно были посыпаться солью ( Лев.2:13 ). Последним пятым видом бескровной жертвы является приношение хлебных зерен с елеем и ладаном. На жертвеннике сжигался весь ладан и часть елея и зерен ( Лев.2:14–16 ). «Первые плоды из колосьев» (χδρα [хидра]), как прообраз, по мнению свт.  Кирилла Александрийского , указывают на Христа, который есть жертва за нас, перворождение духовное, т. е. начаток человечества, первенец из мёртвых, первый в нетление, как бы начаток усопших, подобно тому, как пшеничное зерно, упавшее на землю и умершее, возрождается со многим плодом в виде колоса». То, что на жертву возливался елей, по его же объяснению, делается в знак того, что смерть Иисуса Христа была «не в слёзы и плач, но служила к уничтожению слёз и плача и к возбуждению радостной надежды, потому что елей символически означает изобилие и веселие». То, что смерть Христова не была следствием каких-нибудь грехов с Его стороны, но совершенно беспорочной жертвою за нас, это можно увидеть в ладане, возлагаемом на жертву, потому что он означает священное и благоуханное (Γλαφυρ, или искусные объяснения избранных мест из книг Левит, I) 16 . Мирная жертва ( Лев.3 ). В жертву мирную приносились животные без физических недостатков, мужского или женского пола ( Лев.3:1 ). Женский пол жертвы, по толкованию свт.  Кирилла Александрийского прообразуется, что Иисус Христос был под законом, так как женский пол находится в подчинении 17 после грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

День Очищения . В 10–й день того же месяца тисри, через 10 дней после праздника Труб, праздновался день Очищения (Лев. 16; 23: 27–32). Исторически этот день был установлен после того, как два старших сына Аарона, Надав и Авиуд, внесли чуждый огонь во святилище (Лев. 10: 1–7) и были попалены. После этого было установлено ежегодно совершать день Очищения, когда приносилась жертва за весь народ и кровь этой жертвы священник вносил единственный раз в год во Святая Святых, где семикратно кропил ею на крышку ковчега (Лев. 16: 14–19). Кроме того, в этот день полагалось приносить в жертву двух козлов, один из которых закалался, а другой был изгоняем в пустыню (Лев. 16: 7–10; 21–22), и преподобный Ефрем Сирин говорит о том, что «один козел, то есть господень, служил знаком крепости Божией, а другой – отсылаем был к правде Божией, которая в пустыне предала смерти многие тысячи. Поскольку обоих козлов приводил Аарон и одного закалал, а другого отпускал к Азазелу, то козел закалаемый означал Христа, за нас закланного, а другой козел изображал того же Христа по Его распятии и смерти, когда Он, взяв на Себя грехи многих, исшел живым и бессмертным» т. 6, c. 395]. Этот день был днем строгого поста и покаяния, по–другому он назывался «день Судный» и образом символизировал Страшный Суд [см. 38, ч. 1, с. 718]. Праздник Кущей . В 15–й день седьмого месяца начинался праздник Кущей. Куща – это палатка, шалаш или шатер. Во время этого праздника, на протяжении восьми дней, евреи должны были жить в кущах, украшенных цветами и ветвями деревьев. В первый и в восьмой день праздника предписывался полный покой и особые торжественные собрания, сугубые жертвоприношения (Лев. 23: 39–43). Этот праздник должен был напоминать евреям жизнь в шатрах, когда их отцы странствовали в пустыне (Лев. 23: 43), а прообразовательно установка кущ символизирует восстановление тел человеческих, их всеобщее воскресение при Втором пришествии Сына Божия [см. 38, ч. 1, с. 722]. Первый день покоя символизировал радость пребывания первозданного Адама в раю. Восьмой день покоя символизировал покой и радость праведников в Царствии Небесном – тех самых праведников, которые собрали себе добрые сокровища на небесах и которые были оправданы в День Судный. В законе сказано, что в этот праздник нужно было веселиться пред Господом семь дней (Лев. 23: 40), что является указанием грядущей радости и веселья в Царствии Небесном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Св. Кирилл Иерусалимский (IV в.) размышляет о наименовании Иаковом грядущего Мессии львом. Св. Кирилл говорит о многоименитости единого Господа Иисуса Христа. Каждое имя Христа отражает какое-то Его действование. Св. Кирилл: «Именуется (Христос) также львом ( Быт. 49:9 ); но это – лев, не пожирающий людей, а именованием сим как бы указующий на то, что царственно, твердо и надежно в Его ипостаси 50 ; именуется же львом в противоположность льву сопернику, который рыкает и поглощает обольщенных ( 1Пет. 5:8 ). Ибо Спаситель пришел... как сильный лев от колена Иудина ( Откр. 5:5 ), спасая верующих и попирая сопротивника» Слова огласительные, 10, п. 3]. Из апокалиптического видения св. Иоанна Богослова мы видим, что Израиль ожидал льва от колена Иудина со времен праотца Иакова и некий корень от дома Давидова ( Откр. 5:5 ). Этого льва от колена Иуды св. тайнозритель парадоксально видит в образе Агнца. Об этом размышляет и св. Кирилл Иерусалимский : «Спаситель пришел, не пременив кротости естества Своего [т.е. как Агнец. – Г.Ф.], но, как сильный лев» [там же]. Кроткий агнец, как сильный лев! Таков наш Спаситель! А мы добавим – люди, бывающие свирепыми, как львы, при испытании проявляют порой свою слабость, как ягнята. Праотец Иаков возвещает дальше об этом Льве из колена Иуды: Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? ( Быт. 49:9 ). “В этих словах св. Кирилл Иерусалимский находит указание на погребение Христа, т.е. на истинную смерть Его. «Итак, что Спаситель был погребен, ясно слышали вы... И есть в Писаниях пророчество Иакова: возлег, яко лев, и яко скимен; кто возбудит его ( Быт. 49:9 )? А подобно сему место в книге Числ: возлег почи, яко лев, и яко скимен ( Числ. 24:9 )» Слова огласительные, 14, п. 3]. В книге Чисел это слова пророка Валаама о израильском народе. Это не единственный случай, когда слова о Израиле, как народе, в их пророческом осмыслении получают мессианское звучание. Так, слова у пророка Осии из Египта вызвал сына Моего ( Ос. 11:1 ) сказаны Ягве Богом о Израиле, а евангелист Матфей относит их к Младенцу Иисусу, нашедшему спасение от Ирода в Египте, а потом вернувшемуся в землю Израилеву ( Мф. 2, 15. 19–20 ). К подобному приему многократно прибегают иудейские и христианские толкователи ветхозаветных пророчеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010