Я спросил: – Кто ты, владыко, и как мне сказать о тебе? Он ответил мне: – Я – Лев, папа Римский . Войдя к патриарху Евлогию , я сказал ему: – Святейший и блаженнейший папа Лев, первосвятитель римский, хочет войти к тебе. Услышав это, патриарх Евлогий , быстро поднявшись, вышел ему навстречу; совершив молитву, они поцеловались и сели. Тогда блаженный Лев сказал святому патриарху Евлогию : – Знаешь ли ты, зачем я пришел к тебе? Тот отвечал: – Нет. Лев сказал ему: – Я пришел благодарить вас за то, что вы хорошо и сильно защищали мою грамоту, изъяснили мое разумение, заградили ею уста еретиков и объяснили, таким образом, мою грамоту, которую я писал брату моему Флавиану, патриарху Константинополя , на обличение злочестивой ереси Нестория и Евтихия: знай же, брат, что не только я работал и трудился над сей грамотой, но также и святой первоверховный Апостол Петр прочитал и исправил ее, а более всех ее освятил Сам Христос Бог наш – проповедуемая нами Истина. Такое видение (рассказывает епископ Феодор) видел я не один раз, но дважды и трижды: блаженные отцы – Лев и Евлогий пред моими духовными очами трижды сходились и беседовали друг с другом; об этом, повторенном троекратно, видении я возвестил святому Евлогию . Услышав сие, святой Евлогий прослезился и, простерев руки к небу, воздал благодарение Богу, говоря: – Благодарю великую и неизреченную благость Твою, Владыка Христе Боже наш, за то, что Ты сподобил меня недостойного быть проповедником Твоей истины и, по молитвам рабов Твоих, Петра и Льва, благоволил принять малое дерзновение мое, подобное двум медницам вдовы 1447 . Таково известие Софрония . Изложенное здесь видение произошло много лет после преставления святого Льва, ибо святый Евлогий жил гораздо позднее, а именно: в царствование императоров Маврикия и Фоки 1448 , между тем как святой Лев, папа римский , скончался прежде того, в царствование соименного себе царя Льва Великого 1449 . Вот что известно о последних днях жизни св. папы Льва: Достигнув глубокой старости, и приблизившись к скончанию дней своей земной жизни, святой Лев был извещен от Бога о прощении своих немощей человеческих. Это произошло при таких обстоятельствах: папа Лев пробыл сорок дней у гроба святого Апостола Петра в молитве и посте, умоляя святого Апостола, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагой Бог его прегрешения; по прошествии сорока дней ему явился святой Апостол Петр и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Но вот у ограды столпа поселился огромный, страшный змей, и люди стали бояться ходить к преподобному. А змей преспокойно жил возле святого — зачем ему было уползать? Однажды в глаз змея попала большая соринка. Змей извивался, крутился от боли, а потом подполз к самому столпу и всем своим видом стал показывать святому, что ему очень больно и он нуждается в помощи. Святому Симеону стало жалко этого несчастного змея. Во взгляде преподобного было столько доброты и сострадания, что заноза чудесным образом выпала из глаза змея. Благодарный змей лёг у ограды столпа и три дня лежал смиренно, как овца. А когда глаз совсем зажил, змей уполз в свою прежнюю нору, и люди без страха стали приходить к преподобному Симеону, удивляясь этому чуду. Преподобный Герасим и лев Иордан Другой святой V века, преподобный Герасим, жил в монастыре в пустыне Иорданской. Однажды преподобный молился в пустыне. Вдруг он услышал страшный рёв и увидел льва. Лев, хромая, шел к преподобному Герасиму и, подойдя, протянул ему больную, гноящуюся лапу. Святой увидел, что в лапу вонзилась большая колючка. Лев смотрел на старца страдающими глазами. — Что, друг, очень больно? — спросил старец. — Потерпи, сейчас я тебе помогу. Он вынул из лапы занозу, очистил рану и перевязал куском ткани. Ласково погладив зверя по косматой гриве, старец отпустил его. Но лев не ушёл. С тех пор он стал всюду ходить за преподобным, как ученик за учителем, и во всем его слушался. В монастырь, где жил преподобный Герасим, воду привозили из реки Иордан на осле. Старец поручил льву охранять осла, когда тот пасётся на берегу. Лев усердно выполнял это послушание. Но однажды он заснул в тени под пальмой. А в это время мимо проходил караван верблюдов. Хозяин каравана увидел, что осла никто не сторожит, и, подумав, что осел заблудился, увёл его. Когда лев возвратился в обитель без осла, Герасим сказал ему: — Ты съел осла? Если так, тебе придется делать всю его работу! Лев виновато опустил голову. С того времени лев стал усердно исполнять свое новое послушание — носить в монастырь воду.

http://azbyka.ru/fiction/chudesnaya-druz...

А.М. Величко Внединастический Император XXXVII. Император Лев V Армянин (813–820) Глава 1. «Рачитель общего блага» О детстве и юности нового Римского царя Льва V, получившего прозвище Армянин, известно немного. Детство он провел в Армении и происходил по одной линии из армянского рода, по другой – из сирийцев. Вскоре юноша перебрался в город Пидру, что находился в феме Анатолии, и там записался в армию. Лев был высок ростом, храбр до отчаяния, его физические возможности казались безграничными, и при этом воин отличался учтивостью и красноречием. Кроме того, Лев был очень набожен и ревностен в делах веры. Больше всего на свете он любил петь в храме с певчими, так что его считали самым искусным в пении псалмов среди всех современников. Нередко он регентовал хором и прекрасно знал церковный устав. Еще совсем молодым человеком он попался на глаза одному монаху-пустыннику, и тот пророчествовал Льву царский престол: не невероятное событие для тех времен, когда сила, отвага и решимость могли проложить дорогу на самый верх политической пирамиды. Неясно, насколько сам Лев придал значение этому пророчеству, но по складу характера он был честолюбив и жаждал славы 390 . Вскоре на юношу обратили внимание командиры, по чьей рекомендации Лев был причислен к самым отважным смельчакам Анатолийской армии. Стратигом Анатолии и пяти других восточных областей, за исключением Армениака, в то время был назначен уже знакомый нам Варданион Турок, включивший в число своих телохранителей двух близких друзей – Льва Армянина и Михаила Травла. Как люди скромного происхождения, они связали свои надежды на карьеру с Варданионом, и, действительно, вскоре получили довольно высокие посты в армии. После этого Лев удачно женился на девушке по имени Феодосия, приходившейся дочерью знатному столичному сановнику Арсавиру. Когда у Льва родился первенец, Михаил Травл стал крестным отцом младенца, то есть друзья породнились духовно. Правда, Льву предстояло поволноваться, когда его тесть организовал заговор против императора Никифора Геника. Но даже крушение планов Арсавира и пострижение его в монахи не сказалось на судьбе Льва – он по-прежнему служил в армии и стремительно продвигался по карьерной лестнице. Когда восточное войско объявило Варданиона императором, Лев и Михаил перебежали на сторону законного царя и были щедро вознаграждены им. Лев получил должность магистра федератов, царский дворец Зенона и Дагисфей. Михаилу достались должность комискорта и дворец Кариан 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 8. Иеромонах Леонид на пути в Оптину Первым старцем в Оптиной пустыни стал иеросхимонах Леонид (Наголкин), в схиме Лев, прибывший сюда в апреле 1829 года с пятью своими учениками из Площанской Богородицкой пустыни. Он был учеником учеников преподобного Паисия и, конечно, принес сюда учение этого великого старца. Это его появление не было внезапным, – он стремился именно сюда, в Оптину, в которой настоятельствовал архимандрит Моисей , слух о котором давно уже достиг до него. Преосвященный Филарет (Амфитеатров) , хорошо знавший старца Льва, еще в 1823 году сообщил устроителям Оптинского скита, что этот старец непременно будет жить здесь. Так что не только старец Лев стремился в Оптину, но и Оптина как бы устремлялась к нему, ожидая его. Однако не гладок был тот путь, которым шел преподобный Лев (тогда Леонид). Иеромонах Леонид (в схиме Лев) родился в 1768 году в Орловском городе Карачеве в мещанской семье и в святом крещении наречен Львом. О родителях его, мещанах Наголкиных, ничего не известно, кроме имени отца, которого звали Даниилом. Они были бедны, иначе не отдали бы сына в работники к купцу Сокольникову в город Болхов. Лев оказался весьма сметливым работником и скоро стал ближайшим помощником хозяина, закупая и продавая товар самостоятельно. Ему часто приходилось бывать в Сухиничах, где он сбывал пеньку и конопляное масло петербургским купцам. Дорога туда шла густым вековым лесом. Однажды зимой, когда он ехал в санях, на него напал волк. Не растерявшись, Лев оглушил его палкой, но тот быстро оправился, догнал сани и, вскочив в них, успел вырвать из ножной икры Льва кусок плоти. Лошади неслись стремительно... В следующий миг юноша сунул руку в волчью пасть, в самое горло. Волк задохнулся и, уже вблизи одной из деревень, замертво свалился с саней. Лев потом всю жизнь прихрамывал на раненую ногу. Будучи весьма общительным, Лев Наголкин беседовал с многими людьми, встречавшимися на пути и на торгах, расспрашивая о их жизни и делах. Впоследствии многих поражало то, что старец прекрасно знает быт людей всякого сословия – дворянского, купеческого, крестьянского, деревенского и городского образа жизни. По рассказам людей, он запомнил массу деталей из военного и морского быта. Казалось, он изъездил всю Российскую Империю, а он, будучи работником у купца, недалеко выезжал за пределы Калужской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Но еретическая партия была сильна. Она имела значительное число последователей в самом Константинополе, из которых многие пользовались влиянием при дворе. Св. Лев боялся, как бы эта партия не склонила императора на свою сторону. Чтобы, при случае, дать отпор еретической партии св. Лев заботится о возможно более тесном общении и единении между собою православных. Он пишет с этою целью послания к Василию Антиохийскому, 48 к Евксифею Фессалоникийскому, св. Ювеналию Иерусалимскому, Петру Коринфскому и Луке Дирахийскому. (Ер. CXLIX и сл. от 1 сент. 457). Всех их св. Лев убеждал стоять за определения Халкидонского собора. Это необходимо в виду того, что ему, Льву, известно, что всемилостивейший император и великолепный муж Патрикий со всем синклитом славных властей ничего не допустят сделать еретикам для возмущения церкви, если они увидят, что пастырские души ни в чем не сомневаются. Вместе с тем св. Лев старается ободрить и утешить несчастных, египетских епископов, которые «предпочли претерпеть все лишения переселения, чем оскверниться заразой нечестия». Св. Лев написал им утешительное послание (Ер. CLIV от 11 окт. 457 г.), в котором выражает надежду на лучшее будущее – на изгнание из Александрии еретиков. Эта надежда имеет основанием то, что сам император твердо держится определений Халкидонского собора. Правда им пришлось много перенести, много перестрадать; но они должны спать, что они ничего не потеряли из своего, но заслужили очень многое. Их короткое страдание приближает их к венцу исповедников. Что бы убедить императора в бесполезности собрания вселенского собора, св. Лев отправил к нему свое послание с подписями итальянских и галльских епископов (Ер. CLIII к Аэцию, 1 сент. 457). Император Лев не имел серьезного намерения созвать вселенский собор. Ему ясно представлялись все трудности, сопряженные с таким сложным и хлопотливым делом. Убедившись в чрезвычайной трудности созыва вселенского собора, Лев решился на следующую остроумную меру. Он разослал ко всем провинциальным епископам описание Александрийских событий (scripsit singularum civitatum de utroque negotio) и просил их мнения относительно правильности поставления Тимофея Елура, а также относительно определения Халкидонского собора. Вместе с тем и св. Анатолий послал извещение о тех же событиях ко всем епископам, бывшим на Халкидонском соборе (Liberat, brev. XV. Migne LVIII, 1018).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Св. Лев есть первый римский епископ, от которого до нас дошли проповеди. Проповеди его просты, безыскусственны, он не старался блестеть пред своими слушателями ни красноречием, ни глубиною своего богословия. Он преследовал чисто практические цели: научение и назидание своих слушателей, из которых большинство не обладало достаточным умственным развитием для понимания красноречивой и слишком содержательной проповеди. Не старался св. Лев быть и оригинальным мыслителем – богословом. Его целью было сохранение в целости того, что содержится церковью и это только одно он ставил себе в заслугу. Свое учение о соединении двух естеств в Иисусе Христе он никогда не выдавал за свое собственное, оригинальное учение; это, по его словам, было учение всей римской церкви, с которой согласны и все другие. И он, без сомнения, сильно бы стал протестовать, если бы кто вздумал считать это учение самостоятельным его учением. И св. Лев действительно не был самостоятельным богословом, тем более в догмате о соединении двух естеств. Его учение об этом догмате носит на себе следы влияния западных отцов, главным образом Августина, у которого он заимствовал и самую терминологию, хотя ему были известны и восточные отцы: Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Василий Великий , Григорий Богослов и другие. Заслуга св. Льва состояла главным образом в том, что своею деятельностью он доказал вселенский характер этого учения. Как мы видели, IV Вселенский собор был подготовлен главным образом его деятельностью, направление в решении вопросов о соединении естеств в Иисусе Христе – было дано им же в его «догматическом послании» (Ер. XXVIII). В глазах католиков и их противников протестантов св. Лев принес громадные услуги папству. Он первый, по их мнению, вполне ясно сознал идеи папства, первый старался обосновать их теоретически. Действительно, учение св. Льва о приматстве римской кафедры может быть выводимо из некоторых его писем. Св. Лев был настолько высокого мнения о кафедре св. апостола Петра, что считал себя призванным руководить всею церковью (Ер. XII, I). Но это, конечно, не было тем папством, о котором мечтают современные римские первосвященники. Строй Восточной церкви, где было много самостоятельных «апостольских» кафедр, на столько не благоприятствовал идеям современного папства, что св. Лев и думать о них не мог. Так, св. Лев признавал, например, права других церквей и настаивал на их охранении от притязаний, считал своею обязанностью подчиняться вселенскому собору и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Кроме того, есть сомнение, что Кедрин изменил слово «Асийский» на слово «Карийский», когда узнал, что бывший дьякон Лев стал митрополитом Карий. Введение Кедрина точно передает текст Скилицы. Почему же в таком случае Кедрин, во всем рабски следующий Скилице, вдруг решился его исправить? Кедрин использовал не дошедшую до нас раннюю рукопись Скилицы. Но введение Скилицы сохранилось только в более поздней рукописи – Куаленовой 136. Эта рукопись начала XII в. во многих местах позволяет стилистически выправить и дополнить ту, которая служила прототипом для Кедрина. В последующих рукописях (например, в Венской) этих поправок и дополнений нет. Особенно важно, что в рукопись 136 включены две дословных больших вставки из «Истории» Льва Диакона – описание внешности Никифора (III, 8) и внешности Цимисхия (VI, 3). Отсюда напрашивается вывод: Куаленовую рукопись нельзя считать первоначальной. Основная рукопись – та, которую использовал Кедрин. В Куаленовой же рукописи переписчик смело делает поправки и вставки. Но это означает, что слова «Лев Асийский» есть правка писца рукописи 136, внесшего их вместо слов «Лев Карийский». Почему же сделана такая правка? Причина была совершенно определенной: у Скилицы не использован Лев Диакон, и Лев Карийский ничего общего со Львом Диаконом не имеет. В Куаленовой же рукописи уже имеются вставки из Льва Диакона, и поэтому вместо незнакомого для переписчика Льва Карийца внесено имя Льва Асийца, которое, безусловно, означало Льва Диакона. При таком понимании Лев Диакон и митрополит Карии не идентичны. Но, конечно, только дальнейшие успехи эпистолографии смогут дать достоверные факты из поздней биографии Льва Диакона. Считалось, что Лев Диакон является автором особого энкомия в честь архистратига Михаила на день его празднования 8 ноября. Но, согласно Панайотакису, имя «Леон» написано в заголовке энкомия ошибочно вместо Панталеон, так как подобный энкомий в честь архистратига Михаила известен как сочинение Панталеона (вторая половина XI в.). Возможно, дальнейшие публикации в области эпистолографии церковных деятелен Византии вскроют новые факты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Одухотворенный, умный, талантливый, человечный» От коронавируса скончался руководитель Духовно-просветительского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Лев Семенов 31.05.2021 1806 Сегодня на семьдесят шестом году жизни отошел ко Господу руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма, кандидат исторических наук, доцент, протоиерей Лев Семенов, сообщает сайт ПСТГУ . Причина смерти – коронавирус, отмечает сайт Фома . Отец Лев окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета по специальности «История», начал свою преподавательскую деятельность в 1972 году в КГУ, а затем 21 год преподавал в Тверском государственном университете. В 1982 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук. В 2000 году был рукоположен в сан диакона, а в 2002 году — в сан иерея архиепископом Тверским и Кашинским Виктором (Олейником). С 2005 года отец Лев работал в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, а с 2011 года был штатным клириком храма святителя Николая в Кузнецах. «С 2009 в течение 5 лет протоиерей Лев Семенов был деканом факультета дополнительного образования. Он был неизменно внимателен к коллегам и учащимся. Его лекции по истории Церкви всегда были интересными и содержательными. Отец Лев был эрудирован во всех областях: прекрасно вел и студенческие конференции, и научные собрания. Работать рядом с отцом Львом было легко и радостно!» — вспоминает декан факультета дополнительного образования Неля Леонидовна Иванова. С 2012 года отец Лев был руководителем Духовно-просветительского центра ПСТГУ. Он также являлся членом Кандидатского диссертационного совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, членом Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями, председателем Комитета Ассамблеи народов России по взаимодействию с религиозными объединениями, членом Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы (РАРС), председателем Совета РОО «Лицом к лицу: содействие диалогу религий и культур», председателем Православной ассоциации культурных инициатив, членом Правления Общества дружбы и культурных связей с Грецией и Кипром «Филия», председателем клуба дружбы с Грецией и Кипром «ПСТГУ-Греция-Кипр», действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества, членом Экспертной комиссии Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый орел».

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/31/od...

Илария можно считать образцом в борьбе с ересями. Он никогда не занимал чрезмерно жесткой позиции, всегда шел на диалог. Ему хватало мудрости на то, чтобы признать, что причина споров не всегда в вере, а часто в терминах, в подробностях их понимания. Так он убеждал приверженцев подобосущия, что они на самом деле верят в единосущие. Как уже говорилось, Иларий — выдающийся богослов, но надо еще добавить, что не менее талантлив он был и как писатель. Его знакомство с восточным богословием сыграло очень важную роль: так Запад познакомился с тонкостями восточных споров, тринитарного богословия, «духовной» экзегезы. О. Клеман писал о богословии Илария: « Своим насыщенным, усложненным языком Иларий первый на Западе ясно выразил утверждение об извечном рождении Слова. Отец есть Бесконечность в ее источнике; Сын — образ Бесконечности, то есть Красота, Дух — ее благодать, то есть Радость. Неохватная Бесконечность вписывается нашей радостью в образ Красоты. В глубине мышления Иларий открывает таинство воплощенного Слова, из образа раба ставшего образом Красоты. Иларий настаивает на славе преображенного Христа, но в то же время — в противовес Оригену — и на плотности, свойственной твари. Эсхатологическая полнота, которой мы достигаем во Христе, преображает саму материю, и таким образом “вечный свет” проникает через “око сердца” в тело ».   Лев Великий Одна из главных фигур в истории Церкви. Лев Великий получил прекрасное образование, но выбрал другой путь. Был учеником св. Целистина, папы Римского. После Лев Великий становится архидиаконом при святом Папе Сиксте III, а после его смерти был избран новым Папой. Лев Великий нес свое служение в крайне трудные времена нашествия варваров, полного хаоса на Западе. Святой Папа Лев взял на себя роль защитника народа в этих трудных условиях. В 452 году Лев Великий встречается с Аттилой и уговорил его не разрушать Рим (кстати, именно он дал ему прозвище Бич Божий). С другим варваром Льву Великому договориться не удалось — вандал Гейзерих захватил Рим. Однако, когда Гейзерих вторгся в Рим, Лев Великий сумел убедить его не предавать город разрушению, не жечь зданий и не проливать невинной крови.

http://blog.predanie.ru/article/c2-abpri...

А.М. Величко XLII. Император Лев VI Мудрый (886–912) Глава 1. Нелюбимый сын. Философ на троне Родившийся в 866 г. Лев VI, прозванный впоследствии Мудрым, имел все основания считать свое детство малосчастливым. Вследствие упорных сплетен и слухов, бродивших по дворцу, Василий Македонянин до конца своих дней полагал, что Лев является отпрыском покойного императора Михаила III и откровенно недолюбливал сына. Правда, в 870 г. Лев вместе со старшим братом Константином был удостоен императорского титула, но в принципе это еще ничего не значило. Нет, конечно, Лев получил блестящее образование – его учителем был сам св. Фотий, но Василий I наглядно демонстрировал перед всеми, что его сердце отдано старшему сыну Константину, которого он желал видеть наследником престола. Когда вследствие роковой болезни Константин умер в декабре 879 г., Лев неожиданно для себя стал первым претендентом на императорство, что, впрочем, не улучшило их отношений с отцом. Нередко излишне прагматичный и властный, Василий Македонянин по-своему устраивал судьбу сына, мало заботясь о его интересах и желаниях. Отдавая себе отчет в том, что сыну необходимо получить поддержку со стороны высшей аристократии Римской империи, он женил его в 882 г. на дочери патрикия Константина из знатного рода Мартинакиев св. Феофании, 16-летней скромной и богобоязненной девушке, к которой Лев не испытывал ровным счетом никакого влечения. По преданию, выбор невесты произошел следующим образом. Как обычно, созвали девушек из богатых семей со всех уголков Римской империи, и когда выдалось свободное время, девушки коротали время, возбужденные предстоящими смотринами. Одна из кандидаток, афинянка, предложила погадать необычным образом: все должны были разуться, и первая, кто встанет, наденет свои туфли и сделает красивый поклон, станет избранницей судьбы. Так и поступили, и св. Феофания выиграла состязание. Девушки живо обсуждали происшедшее событие, когда в дверь вошли император и императрица. Они сразу обратили внимание на св. Феофанию, стоящую в центре залы в окружении остальных девиц. Девушка понравилась им своей красотой и набожностью, и они тут же остановили свой выбор на ней.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010