В августе 1928 года епископ Дамиан докладывал о финансировании Пастырско-богословского училища. Архиерейский Синод предписал Преосвященному епископу Серафиму выплачивать установленные Архиерейским Собором по 1 000 лев. в месяц на содержание училища из сумм Епархиального Совета и Ямбольского монастыря без задержки и за месяц вперед. И поскольку, «по разъяснению Комитета по делам русских беженцев в Болгарии, от 8 сентября 1928 г., ежемесячное пособие в сумме 1 000 лев., отпускаемое епископу Дамиану из средств, ассигнуемых Болгарским Правительством по Епархиальному Совету, не является пособием Пастырско-богословскому училищу, а выдается лично Епископу Дамиану, как пособие русскому беженцу, и притом непосредственно высылаемое Комитетом, то Архиерейский Синод по докладу Преосвященного Епископа Дамиана, признает, что до сих пор определенное Архиерейским Собором пособие на содержание сего училища Преосвященным Епископом Серафимом не выплачивалось, почему накопилась недоимка в сумме 40.000 лев. Посему предложить Преосвященному Епископу Серафиму выплатить этот долг немедленно. Если не сможет сделать сего немедленно, то должен указать ближайшие сроки, в которые обязуется погасить эту недоимку» . В июле 1930 года епископ Дамиан направил в Архиерейский Синод жалобу на то, что Епархиальный Совет при Управляющем русскими православными общинами в Болгарии «не выплачивает ассигнованных из Епархиального Совета на содержание названного училища за счет Синодальных сумм 2400 лев. в год и по 300 лев. в месяц на лечение больных из сумм Епархиального Совета». В свою очередь Архиерейский Синод предложил Епархиальному Совету при Управляющем русскими православными общинами в Болгарии выплачивать на содержание Пастырско-Богословского училища из Совета за счет сумм Архиерейского Синода по 2400 лев. в год, а также за счет сумм Епархиального Совета по 300 лев. в месяц. Накопившийся долг, при невозможности выплатить единовременно, «выплачивать частями в два-три приема, а впредь уплачивать регулярно ежемесячно или по полугодиям» .

http://bogoslov.ru/article/4830405

Смеем считать, что это касается и наших четвероногих друзей — собак, и прочих животных. Святая Церковь за всю свою двухтысячелетнюю историю не посчитала нужным внести прямым образом такой запрет. А что не запрещено, то, как известно, разрешено. Английскому писателю и философу Клайву Льюису однажды после завершения его лекции задали каверзный вопрос: может ли собака (даже не важно, собака ли, кошка или другое домашнее животное) попасть в рай? Ведь если нет, то получается, что высшее милосердие распространяется только на людей? А если может, то какой смысл в вере, ведь вряд ли у собак существуют религиозные чувства? Льюис ответил: «Сама по себе не может. Но вместе с хозяином — безусловно». «Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». ( 1Кор.2:9 ) Приложение Животные в житиях святых На основе житий святых, составленных Юстином Поповичем (Архимандрит Юстин Попович: Жития святых (12 томов), Белград, 1973 г. Издательство монастыря Келие). Георгий Хозевит (8 января) : «Один раз он увидел перед дверьми своей кельи лежащего льва. Он не испугался и толкнул льва ногой, говоря, чтобы тот отошел в сторону. Лев не хотел, а только по-дружески зарычал. Святой сказал: «Хорошо. Поскольку ты не слушаешься, то сейчас проверим то, что сказано: «Зубы львиные сокрушил Господь». — Открывай рот, и увидим». Лев раскрыл рот, и святой своей рукой пощупал зубы. На что лев встал и удалился». Феодосий Великий (11 января) : «Он был скорым помощником не только людям, но и бессловесному скоту. Однажды путешественник вел с собою осла. Навстречу им вышел лев. Лев набросился на осла, даже не обращая внимания на присутствие хозяина. Путешественник в ужасе громко крикнул: «Помоги, человек Божий Феодосий!» Когда лев услышал имя святого, он остановился и ушел в пустыню». Мученица Татьяна (12 января): «На следующий день мучители в театре напустили на Татьяну ужасного льва. Но лев, вместо того чтобы растерзать ее, ласкался около Татьяны, облизывая ей ноги.

http://sueverie.net/ob-otnoshenii-k-zhiv...

В «Синаксаре» же под 5 числом того же месяца сказано, что львица принесла слепого львенка к одному подвижнику по имени Марк, давая знак с мольбой, чтобы он его исцелил. Преподобный, поплевав на глаза львенка, вылечил его. Львица принесла святому руно барана в плату за благодеяние. Подобное письменно явлено и под 18 января, а также много других сходных повествований находится в «Лавсаике». Но чтобы никто не подумал, что так произошло от добродетели святых преподобных мужей, а не от благодарности животных, послушайте и другое удивительнейшее повествование о том, что произошло среди неверных людей, грешников и идолопоклонников, не имевших благодати Божией. Тогда постыдитесь и оплачьте свою неблагодарность к нашему благодетельному Богу и Спасителю. В Риме некоего человека па имени Андрод бросили ко львам, пожиравшим осужденных на смерть. Там оказался один большой лев, который помог Андроду, сохранив его от других львов, так что они к нему не смели приближаться. Царь, удивленный этим чудом, повелел вывести человека. В ответ на вопрос царя Андрод ответил: «Я помню, что однажды шел в полдень по лесу и вошел в пещеру, чтобы отдохнуть. Там был лев, который поднял ногу, потому что не мог ступить. Он кивал мне, чтобы я его исцелил. Я смело приблизился к нему и вынул занозу, и сколь мог, лечил его. Позднее лев приносил мне с охоты мясо, и так я ел четыре дня, которые провел в пещере. И, как я понял, тот самый лев, узнав благодетеля, показал ко мне сегодня дивную признательность». Когда царь это услышал, он освободил человека, даровав ему льва. Лев шел за Андродом по всему Риму как кроткий ягненок и никого не пугал. Все с трепетом восприняли такое чудо, назвав льва гостеприимцем Андрода, а Андрода – врачом льва. А вот и другая подобная история. Граф Гофред после того, как освободил Иерусалим от арабов, однажды охотился. Во время охоты он наткнулся на льва, который сражался с большой и страшной змеей. Змея обвилась вокруг шеи льва и так его давила, что он уже задыхался. Тогда Гофред убил змею и освободил льва. Лев, помня об этом благодеянии, следовал за королем Иерусалима, служа ему вместо охотничьей собаки, приносил с охоты различных животных. Однажды Гофред сел на корабль, а льва оставил на суше. Лев ревел и не желал оставаться, но когда увидел, что корабль удаляется, а его не взяли, то упал в море, чтобы догнать, и захлебнулся.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Так как здесь было упомянуто об Ардавурии и об отце его Аспаре, то не лишним будет поведать и об их кончине, о коей было открыто преподобному. Аспар, происходивший из готского 8883 племени, был первым после царя по знатности и по могуществу, и начальствовал надо всем греческим воинством. У него было два сына: старший Ардавурий и младший Патрикий. Он во многом старался противодействовать царю и со всем своим домом тайно враждовал против царского рода; Аспар причинял много зла Церкви Христовой тем, что помогал арианам. Благочестивый же и Христолюбивый царь Лев 8884 , названный Великим, был кроток и богобоязнен и терпел это до времени, отчасти по незлобию, отчасти же потому, что вся сила греческого воинства, среди которого было тогда множество ариан, было привержено к дому Аспара и повиновалось ему: этому злочестивому дому суждено было вскоре погибнуть. Преподобный Маркелл имел о нем во сне следующее видение: лев боролся со змием, который, будучи безмерной величины, бил его хвостом и одолевал. Побеждаемый лев скорбел и тщетно обходил вокруг змия, не будучи в состоянии причинить ему какой-либо вред. Затем оба, – лев и змий, легли отдохнуть, утомленные борьбой. Спустя немного времени, лев отдохнул и, собравшись с силами, внезапно, как бы пробудившись от сна, устремился на змия с великою яростью и победил его, ударив о землю. Узрев это в видении, авва Маркелл предрек, что Аспар погибнет от царя со всем своим домом, ибо виденный лев прообразовал царя Льва, великий же змий – Аспара, который был воистину змием, уязвляющим православие и наносящим ему вред своим арианским злочестием. В скором времени видение и предсказание святого сбылись. Благочестивый царь Лев пожелал своею милостью и благостью примирить с собою Аспара и сыновей его, и из врагов сделать их себе друзьями, а также старался привести их к благочестью. Поэтому он обручил дочь свою Ариадну младшему сыну Аспара Патрикию, которого и хотел оставить по себе царем, ибо не имел сына и намеревался возвести на престол своего зятя. Но тогда в благочестивом народе поднялся ропот: все устрашились, что Церковь Христова будет до конца унижена наветами и злобою ариан, ибо зять царя был арианином. Все православные, собравшись вместе с епископами и священниками и взяв с собою святого старца Маркелла, пошли к царю на ипподром 8885 и сказали ему, чтобы он не возводил на царский престол еретика, но чтобы зять царя или отрекся от арианской ереси или же, если хочет непременно пребывать в ней, не принимал царского достоинства.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Однажды проходил чрез это место простой воин Лев Макелл и увидел слепого человека, блуждавшего по непроходимым местам. Чувство сострадания заставило его подать руку слепому и вывести его на тропинку, но слепец, от великого утомления и чрезмерного дневного зноя, изнемогал от сильнейшей жажды так, что не имел более сил стоять на ногах, а потому Лев посадил его под тень для отдыха, а сам стал обходить это болотистое место, отыскивая воду для прохлаждения и освежения слепца. Но когда после бесполезных поисков он, усталый, возвращался к слепцу, то услышал голос, говоривший ему: «Не трудись, Лев, искать воды далеко: она подле тебя». Лев, устрашённый чудесным голосом, начал осматривать место, чтобы отыскать указанную воду; но, не находя её, с печалью остановился. Тогда снова он услышал голос: «Лев-царь, войди в эту густую, тенистую рощу, возьми воды, которую найдёшь там, утоли жажду страждущего, а тиною от источника помажь ему глаза. Кто Я, обитательница этого места, – ты скоро узнаешь. При Моей помощи не замедли соорудить на этом месте во имя Моё храм: в нем Я буду внимать молитвам приходящих сюда и с верою призывающих имя Моё и подавать исполнение всех прошений и совершенное исцеление от болезней». Устрашённый Лев поспешил на указанное место и взял воды и тины от родника. Поспешно отыскал он слепца и, дав ему испить воды, помазал ему глаза тиною: вдруг слепорождённый прозрел и, не требуя уже проводника, один вошёл в город, проповедуя великие чудеса Богоматери. Это случилось в 450 году спасения нашего, в царствование Маркиана. Возведённый после Маркиана в царское достоинство, Лев Макелл повелел очистить чудотворный источник и воздвиг над ним великолепный храм во имя Божией Матери, назвав его храмом Живоносного Источника, который воистину сделался неисчерпаемым источником чудес благодати Божией, по молитвам усердной Заступницы, для всех с верою прибегающих к Ней. Чудотворения, совершавшиеся здесь, были так многочисленны, что Православная Церковь в древнее ещё время установила в пятницу Светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери, в воспоминание великих и чудесных исцелений у Её источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Преподобный Антоний Великий (†356; пам. 17 янв.) говорит: «Разные роды животных произвел Бог словом Своим для нашей пользы: одних для употребления в пищу, других для служения» 655 , а в другом месте он называет льва царём «диких верей» 656 . Преподобный Макарий Великий († ок. 390; пам. 19 янв.) шире охватывает мир живых существ, выстраивая иерархический ряд: «Как орел царствует над птицами, лев над дикими зверями, вол над кроткими животными, а человек над всеми тварями» 657 . Известен памятник древнехристианской литературы, который называется «Физиолог». В нём описаны свойства животных и дано их осмысление для назидания христианина. «Физиолог» начинается с повествовании о льве, который называется «царём зверей» 658 . Этот образ используется в Богослужебных текстах в приложении к Царю царей. На утрени Великой субботы, когда вспоминается и оплакиваются крестные страдания Христа Спасителя, в одном из стихов, сопровождающих чтение 17 кафизмы говорится: «Якоже лев Спасе уснув плотию, яко некий скимен 659 мертв востаеши, отложив старость плотскую» 660 . Лев является символом Евангелиста Марка 661 . Царственный характер льва нашёл отражение в геральдике: он изображается на гербах, как «символ силы, мужества, великодушия» 662 . Изображение льва было распространено в экстерьерной каменной резьбе древнерусских храмов, на печатях и монетах 663 . Образ льва встречается и в православной гимнографии. Святитель Лев, Папа Римский (†461; пам. 18 февр.), жил во времена, когда Православная Церковь была обуреваема ересью монофизитов, которой он активно противостоял. Глава Западной Церкви в силу своего имени уподобляется в службе царственному животному: «Лев ты яко истинно, преблаженне, явился еси, смущающия лисы отгоняя, царским рыканием ужасая нечестивых умышления» 664 . Чтобы показать высоту монашеского подвига, одна подвижница говорит: «Блаженная Феодора сказала: как лев страшен для диких ослов, так монах, пребывающий в безмолвии и молчании для помыслов сладострастия» 665 . Преподобный Ефрем Сирин (†373–379; пам. 28 янв.) наставляет: «Лев страшен диким ослам; таков да будет и монах для похотных помыслов» 666 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Лев.9:20 .  и положили тук на грудь, и он сжег тук на жертвеннике; Лев.9:21 .  грудь же и правое плечо принес Аарон, потрясая пред лицем Господним, как повелел Моисей. Жертва мирная приносится по уставу о ней в Лев.3:2–5, 7:30–34 . Лев.9:22 .  И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. Заключительным актом жертвы является благословение Аарона, преподанное им народу со ступеней жертвенника. Акт благословения, когда относился к отдельному лицу, сопровождался положением руки на его голову ( Быт 48.14 ), по отношению же к массе народа выражался простиранием рук по направлению к ней. Позже, Чис 6.22–27 , дана была определенная формула благословения священнического. В каких словах высказано было благословение Аарона и затем, Лев.9:23 , Моисея и Аарона, не говорится. Традиция иуд. относила сюда Пс.89:17 : «да будет благоволение Господа, Бога нашего, с нами», или такое благожелание (по Таргуму Иерусалимск.): «да будут приняты жертвы ваши, и да обитает Господь посреди вас, и да простит Он вам согрешения ваши». Лев.9:23 .  И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу: Лев.9:24 .  и вышел огонь от Господа и сжег на жертвеннике всесожжение и тук; и видел весь народ, и воскликнул от радости, и пал на лице свое. Торжественное введение Моисеем Аарона во святилище, явление славы Господней народу (ср. Исх 40.34 ; 3Цар 8.10–12 ; 2Пар 7.1 ) в виде наполнявшего святилище облака и появление небесного (из облака) огня на жертве, знака божественного принятия ее (ср. Суд.6:20–21 ; 3Цар 18.38 ), и благоговейный восторг народа закончили собою знаменательные священнодействия. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 1: Пятикнижие; Исторические книги. - 1055 с./Книга Левит. 556-670 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Спустя несколько времени, погонщик верблюдов, уведший осла, опять провозил хлеб для продажи во Святый град, и взял с собою и лаврского осла. Переправляясь чрез Иордан, он нечаянно встретился со львом; лев узнал осла, обратился к нему, и кусая его (чем обыкновенно он побуждал его прежде на работу), повлек его с тремя верблюдами. И таким образом, прыгая и рыкая от радости, что нашел пропавшего осла, пригнал его к старцу. Герасим, который прежде думал, что лев съел осла, теперь узнал, что лев напрасно нес наказание, и наименовал его Иорданом. После сего лев находился более пяти лет в лавре, и не отлучался от старца. Когда преставился ко Господу преподобный Герасим и был погребён, тогда по Божию смотрению, льва не было дома. Спустя несколько времени, лев пришел и искал старца. Отец Савватий, ученик преподобного Герасима и другие старцы, увидев его, говорили ему: «Иордан! наш старец оставил нас сиротами, переселился ко Господу». Они предлагали ему пищу, но лев не ел ее; беспрестанно озирался то в ту, то в другую сторону, дабы увидеть старца и не находя его, страшно рыкал; не мог перенести его отсутствия. Отцы, гладя его по гриве, говорили ему: «отошел старец наш ко Господу, оставил нас». Но тем не могли унять его рева и стенания. Напротив, чем более его уговаривали, тем сильнее он рыкал, и испускал крики так, что голос, вид, глаза показывали, что он, не видя старца, весьма скорбит о нем. Тогда отец Савватий сказал льву: «иди же за мною, я покажу тебе, где лежит наш старец». Он привел его на место, где погребен был преподобный. (Это место отстояло на 500 шагов от церкви). Савватий, став над могилой Герасима, сказал льву: «вот здесь похоронен наш старец», и преклонил колена свои. Лев, смотря на это, повергся на землю, зарыкал, и роя землю головою, тотчас сам издох на могиле старца. В этом сказании мы видим не только послушание зверя, но нечто еще более, видим смысл в нем и признательность за благодеяние. Подобный случай был с преподобным Макарием Александрийским . В один день, когда блаженный и великий Макарий сидел в сенях своей келии и беседовал с Богом в молитве, гиена принесла к нему своего детёныша слепого. Толкнув головою в дверь сеней, она вошла к Макарию, который в это время еще сидел тут, и бросила детёныша к ногам его. Св. Макарий взял его, и плюнув ему в глаза, сотворил молитву, и он тотчас стал видеть; а мать покормила детёныша, и ушла с ним. На следующий день гиена принесла святому и блаженному Макарию кожу большой овцы. Увидев эту кожу, святой сказал гиене: «ты растерзала у кого-нибудь овцу, иначе откуда взять тебе кожу? Я не возьму у тебя того, что добыто неправдою». Гиена, опустив глаза к земле, стала на колена у ног святого, и подавала ему кожу. Но он говорил ей: «Я сказал, что не возьму, если не престанешь есть овец». При этом она опять опустила голову, как будто соглашаясь на слова святого. (Кожу эту раб Христов отказал святому и блаженному Афанасию великому , под именем дара гиены).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

В настоящее время значительная часть этого пояса находится в Ватопедском монастыре на Афоне, другая в Трирском монастыре у Рейна, третья — в Грузии, в Зугдидском монастыре. Император Лев Македонянин украсил столицу новыми храмами в честь Богоматери. Первый из них был сооружен для положения ризы Пречистой Девы, принесенной двумя братьями патрициями. Эти два мужа, странствуя по святым местам Палестины, увидали у одной старой благочестивой девицы еврейки в Галилее ковчег с ризой Богоматери. Святыня эта привлекала к себе многих христиан, которые в болезнях получали от нее исцеления. Хитростью братья овладели этим сокровищем, именно, они сделали точное подобие этого ковчега и тайно, взяв настоящий ковчег, поставили на его место новый. Привезя ризу Богоматери в Константинополь, они сперва хранили ее у себя дома, а затем для нее был воздвигнут во Влахерне храм. Части ризы Богоматери хранятся в Московском Успенском соборе, в Петропавловском приделе (эта часть принесена в Россию князем Василием Васильевичем Голицыным), в Благовещенском кремлевском соборе (дар архиепископа Суздальского Дионисия, XIV в.), в Никитском монастыре, московском женском монастыре и в Риме, в кафедральном папском соборе, у Латеранского дворца. Трогательное предание связано с построением императором Львом другого храма в честь Богоматери. В окрестностях столицы было прекрасное место, где стояла роща платанов и кипарисов и бил из земли источник прохладной, чистой воды. Впоследствии этот источник засорился и иссяк. Когда Лев был еще частным человеком, он однажды, прогуливаясь в этом месте, встретил слепорожденного. Будучи добрым, сердобольным человеком, Лев подал слепцу руку и повел его. Солнце палило томительным жаром, и слепцу сильно хотелось пить. Лев посадил слепца в тени и, обойдя всю рощу, отыскивал воды, но тщетно. Когда он вернулся, наконец, к слепцу, раздался с неба дивный голос: «Не грусти, Лев, вода подле тебя!» Но тут сам Лев стал вроде слепого: осматриваясь кругом, он не мог найти воды. Снова раздался тот же голос, теперь называвший его уже «императором»: «Император Лев! Войди в ту густую, тенистую рощу, почерпни воды, напои слепого и илом помажь ему глаза. Скоро ты узнаешь, Кто Я, здесь живущая.

http://sedmitza.ru/lib/text/440272/

Фрагмент 12:1–8 (об очищении нечистот рождения) используется в качестве паримии в день Сретения Господня (15 февраля). Фрагменты 26:3–12, 14–17, 19–23 (об обетованиях за исполнение и угрозах за нарушение законов Божиих) – в качестве паримии 14 сентября – в день церковного новолетия. 6. Постановления о жертвоприношениях (Лев. 1–7) О происхождении жертвоприношений Священное Писание не дает ясных указаний. Несомненно, однако, что с самого начала истории падшего человечества жертвы являлись даром, который человек по естественному религиозному чувству приносил Богу ( Быт. 4:3–4 ), Господь же принимал этот дар, освящал его и сообщал ему известное символическое и таинственное значение. На основании первых семи глав книги Левит постановление закона Моисеева о жертвах можно представить в следующем виде. Местом для принесения всех жертв была скиния, где животное, закалаемое с северной стороны жертвенника, потом возносилось на него для сожжения ( Лев. 1, 3 ). В жертву могли быть принесены пять видов чистых и непорочных животных, из крупного скота – тельцы, из мелкого – овцы и козы, из птиц – горлицы и голуби. В некоторые жертвы приносились животные исключительно мужского пола ( Лев. 1:3, 10; 4:3, 14, 23; 5:15, 16, 18; 6:6 ), в другие – женского пола ( Лев. 4:24, 32; 5:6 ), в третьи – мужского и женского пола безразлично ( Лев. 3:2, 6 ), при этом требовалось, чтобы животное было без физических недостатков. Кровавые жертвы обыкновенно соединялись с хлебными приношениями, елеем и ладаном ( Лев. 2 ), причем на жертвенник мог возлагаться только пресный хлеб. Кроме того, жертвы осолялись ( Лев. 2:13 ) и соединялись с возлиянием вина ( Числ. 15:5 ). Обряды, с которыми совершались жертвоприношения представляются в следующем виде. Приносящий жертву возлагал свои руки на голову жертвенного животного, представленного перед скинией; после заклания кровию животного кропился жертвенник всесожжения. При жертве всесожжения на жертвеннике сжигалось все мясо животного, а при прочих жертвах – только тучные части и почки. При некоторых жертвах кровь животного вносилась во святилище, причем мясо животного сжигалось вне стана; в обычных случаях оно поступало в пользу священников, а в жертве мирной часть мяса поступало в пользу приносившего жертву, который устраивал из него жертвенный пир.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010