Но «кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее?» Иными словами, кто достоин не только узнать замысел Божий о мире, но и осуществить его? Так громко вопрошает некий «сильный Ангел». На этот вопрос не отзывается никто из ангелов, окружающих престол. Не нашлось никого способного сделать это «ни на небе, ни на земле, ни под землею». Никого достойного нет! Это молчание вызывает горький плач Иоанна. Он плачет о том, что Царство Небесное не осуществится на земле, а, следовательно, царящее на ней зло будет вечным. Вечными будут и страдания свидетелей Христовых, то есть мучеников церкви эпохи страшных гонений. Но один из 24 старцев прерывает его плач и сообщает утешительную весть: оказывается, есть достойный снять печати со свитка и раскрыть его. Вся эта сцена построена в согласии с древневосточной литературной схемой, которая отразилась и в Ветхом Завете. «И услышал я голос Господа, говорящего: “Кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?” И я сказал: “Вот я, пошли меня”» ( Ис.6:8 ; ср. 3Цар.22:19–22 ). Но иначе чем в ветхозаветных сценах, в Апокалипсисе Иоанна о достойном вопрошает не Господь Бог, но Ангел. Так подчеркивается недосягаемая возвышенность Бога, ибо всеведущий Бог не имеет нужды о чем-либо спрашивать. Старец говорит, что есть достойный раскрыть книгу и снять семь ее печатей. Иоанн слышит: «Вот, лев от колена Иудина, корень Давидов…» ( Откр.5:5 ). Эти необычные наименования «достойного» традиционно относились к Мессии. Образ «льва от колена Иудина» – из книги Бытия: «Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт.49:9–10 ). Образ «корня Давидова» – из пророков Исаии и Иеремии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева 24 , и ветвь произрастет от корня его; И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники» ( Ис.11:1–10 ; ср. Иер.23:5 ; Иер.33:15 ). Речь идет об ожидаемом ветхозаветным народом Царе-Спасителе, посланном от Бога. Он – победитель Лев, Он – сильный царственный потомок Давида. С Ним было связано национально-земное упование. Так Иоанн слышит. Но что же он видит? Здесь снова следует формула «и я увидел, и вот» – сигнал нового большого видения ( Откр.5:6 ). Иоанн видит не страшного сильного Льва, но Агнца, ягненка, «как бы закланного». Слышит Иоанн о ветхозаветных пророчествах, а видит новозаветное исполнение этих пророчеств. Достойным Победителем оказался не сильный воинственный Лев, а слабый жертвенный Агнец. Но и Лев, и Агнец – две ступени единого откровения. Лев и есть Агнец, и наоборот, Агнец и есть Лев. Достойным оказался тот, кто своим крестом победил смерть, кто «смертию смерть попрал». Он стал образцом для христиан, как это показали обетования побеждающим во второй и третьей главах. Христианин призван разделить с Агнцем Его страдания вплоть до смерти, чтобы быть причастным к Его победе над смертью.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

С проповедью в пользу евтихианства выступил некий пресвитер, Аттик. Узнав об этом, св. Лев написал к Анатолию письмо (CLI от 1 сент. 457 г.) с просьбою: если Аттик окажется с сердцем, содержащим еретический яд, то или исправить его или изгнать из церкви с надлежащей строгостью. В октябре (11 числа) этого же года св. Лев опять написал св. Анатолию (Ер. CLV), прося его пребывать в святой бодрости, пока десница Господня творит силу ( Пс.17:16 ). При этом св. Лев выражал, что ему «чрезвычайно не нравится» (illud sane plurimum mihi displicere significo) то, что в Константинополе некоторые клирики сочувствуют развращению противников веры. Таковых должно наставлять и поощрять к вере с надлежащей строгостью. Для церкви лучше лишиться некоторых святых членов, чем подпасть под вечное наказание. Св. Лев обращается с просьбами не только к самому Анатолию, но и к императору. Он просит его лишать еретиков не только степеней клира, но даже прогонять из города (Ер. CLVI, 6). Но св. Анатолий по каким-то причинам медлил исполнением желания св. Льва. Св. Лев обратился к нему с вторичною просьбою отлучить от общения этого человека, зараженного язвой (евтихианства). Если он пожелает остаться в общении с православием, то пусть он отречется от евтихианского учения с того самого места, с которого он проповедовал против православия Св. Лев убеждает также прекратить общение с Аттиком даже Константинопольский клир (Ер. CLXI от 21 марта 458). Между тем св. Анатолий известил св. Льва, что Аттик, отвергнул свои заблуждения и представил православное исповедание веры. Это исповедание было приложено к письму св. Анатолия (не дошло до нас). Св. Лев отнесся очень недоверчиво к обращению Аттика к православию и к его исповеданию. Ему казалось это исповедание недостаточным, так как тут говорилось только о том, что «ему ненавистен Евтихий», и ничего относительно того, что он осуждает его заблуждение Св. Лев требовал, чтобы Аттик подписал вероисповедание Халкидонского собора и эту подпись прочитал пред всем народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Особенно занимали св. Льва ереси, сильно волновавшие тогда церковь . На Востоке были во всей силе несторианские споры, на Западе – пелагианские. Можно думать, что еще до II Вселенского собора (вероятно около 430–431 г.) св. Лев побудил Иоанна Кассиана писать в защиту православного учения против Нестория. Об этом говорит сам Кассиан в посвящении св. Льву своего труда: De incaranatione Christi contra Nestorium в следующих словах: «это твое дело, твое поручение, плод твоей скромности» (Migne, LV, 115). То обстоятельство, что св. Лев не сам выступил с опровержением ереси, а поручил это Кассиану, объясняется тем, что Кассиан, как ученик Златоуста, знавший хорошо положение дел на Востоке и пользовавшийся здесь известностью ученого и благочестивого человека, был бы более полезен, чем сам св. Лев. 4 При Сиксте (432–440) св. Лев пользовался не меньшим влиянием и значением, чем при его предшественнике. 5 Св. Лев продолжал неутомимо бороться с господствовавшими тогда ересями, что видно из следущего факта, рассказанного Проспером в его «хронике». В это время (439 г.), говорит Проспер, пытался прийти в общение с церковью Юлиан Екланский, тщеславнейший приверженец пелагианской ереси, которого мучило нетерпеливое желание получить утерянное некогда епископство. С этою целью он, показывая вид, что исправился, употреблял многие средства к обману. Но Сикст папа, убежденный диаконом Львом, деятельно предупреждал эти козни и не дал возможности осуществиться гибельным попыткам. Он таким образом заставил ликовать всех христиан по поводу отлучения обманчивого зверя (fallacis bestiae), как будто только тогда апостольский меч отсек эту надменнейшую ересь (Migne, LI, pars secunda 598). То всеобщее уважение, каким пользовался св. Лев при Сиксте всего яснее показывает поручение данное ему императором Валентинианом III примирить между собою полководцев Аэция и Альбина. Вражда Аэция и Альбина, готовая перейти в междоусобную войну, при тогдашнем положении Западной Римской империи, угрожаемой отовсюду со стороны варваров, могла иметь очень опасные последствия. С этим важным поручением св. Лев должен был отправиться «в далекое путешествие» – в Галлию, где в это время находились Аэций и Альбин. Св. Лев вполне оправдал возложенное на него поручение. «Это было его последним делом в сане диакона». Во время путешествия св. Льва в Галлию умер папа Сикст III. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VII Вселенский собор 787 г.//Оглавление Лев был родом исавриец. По семье собственно сириец-семит (συρογενης). Родина его — Германикия (Мараш) на границе Киликии и Сирии. По должности он был «восточным главнокомандующим,» т.е. военным губернатором двух провинций Фригии. Он вырос и привык там к понятиям иконоборческим, общепринятым, как среди возникшего в Армении павликианства, так и y наполнявших Фригию монтанистов и новатиан. Лев узурпаторски отнял власть y слабого Феодосия III и сразу оправдал себя спасением Константинополя от грозной осады арабов. Спасительное для империи дело Льва Исавра было выдающимся историческим подвигом. Византия находилась в положении аналогичном последующему грозному моменту перед 1453 г. Если бы Лев не победил сарацин, то уже с 717 г. Константинополь был бы под арабской мусульманской властью, на 700 лет раньше власти турок. С Запада славяне теснили греков. Болгары были уже в Эносе, a арабы обложили Константинополь кругом. Таким образом Византийская империя свелась к одной столице. Лев одолел арабов. После года осады (с августа 717 по август 718 г.) арабы отступили, потеряв до 150 тысяч, и только с жалкими пятью судами вернулись в Сирию. Однако вскоре оправились и опять отобрали y греков Армению, Каппадокию и Вифинию. Но Лев окончательно разбил их во Фригии под Акроиносом. Это произошло уже в 740 г. Эта победа была не случайной. Ее добился Лев путем полной реорганизации старой армии, соединенной с экономическими реформами. Военные нужды побудили Льва быть и религиозным реформатором. В этом аналогия с реформами Петра Великого. Лев поднял дисциплину в армии. Он издал Кодекс законов (так называемый Эклога, Εκλογη) и специальный «Земледельческий закон — Νομος Γεωργικος.» Последний — в защиту свободы земледельцев против кабалы. Вопреки 78-му правилу Трулльского собора Лев издал либеральный закон ο смешанных браках, лишь бы обе стороны были христианами.

http://sedmitza.ru/lib/text/435374/

5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ ( Лев. 5:14Лев. 6:7 ; Лев. 7:1–10 ) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба ( Лев. 5:16 ; Лев. 6:5 ). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех ( Лев. 7:7 ), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны; 6) ср. также ⇒ Обет ⇒ Корван ⇒ Жертва курения, курение ⇒ Жертва возлияния . III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ Один раз в год, в ⇒ день очищения , полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм ( Лев. 16 ): 1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов. Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь «пред лицем Господним». Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил ⇒ крышку ковчега завета . Этим он свидетельствовал перед Господом (см. Исх. 25:22 ; Числ. 7:89 ), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена; 2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла ( Лев. 16:5.15.20–28 ). Одного из них приносили в жертву за грехи всего народа. Его кровь священник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидетельствать пред Богом смерть замещающего народ жертв. животного. Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян. Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (⇒ Азазель );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Великий святитель и пастырь Божией Церкви - Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца - Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом при папе Сиксте III За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу. В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: " Приветствую тебя, бич Божий " . Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен. Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/111/...

Из истории Церкви известно множество случаев, когда дикие животные повиновались христианам, приведем следующие примеры. Авва Павел, родом из Нижнего Египта, живший в Фиваиде, смело брал в руки керастов (африканское пресмыкающееся), скорпионов и змей. Однажды его спросили: «Скажи нам, авва, что сделал ты, что получил такую благодать?» Авва ответил: «Простите меня, отцы. Кто приобретает чистоту, тому все будет повиноваться так же, как все повиновалось Адаму в Раю, когда он еще не преступил заповеди». Некий старец по имени Бен отличался удивительной кротостью. Однажды гиппопотам стал опустошать близкие по соседству местности. Земледельцы просили старца о помощи. Бен, придя к огромному зверю, сказал: «Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю!» Гиппопотам бросился бежать и более не возвращался. В другой раз старец так же прогнал крокодила. Как ни удивительно, но более всего чудес было со львами. Не случайно это животное называется царем зверей. На Синае отшельник авва Сергий был назначен присматривать за лошаками. Когда он шел с ними, то на пути вдруг залег лев. Лошаки, а равно их погонщики, в ужасе разбежались. Тогда авва Сергий, взяв хлеб, подошел ко льву и сказал: «Прими благословение отцов и уйди с дороги, чтобы пройти нам». Лев взял хлеб и удалился. В местности аввы Юлиана Столпника некий лев пожирал туземцев и странников. Старец повелел ученику: «Отправляйся за две мили отсюда к югу. Ты найдешь там лежащего льва. Скажи ему: «Смиренный Юлиан именем Иисуса Христа, Сына Божия, повелевает тебе удалиться из этой местности». Ученик выполнил сказанное, и лев ушел. Один старец на Иордане в знойное время вошел в пещеру, а там оказался лев, который стал рычать. Старец сказал ему: «Что оскорбляешься? Места достаточно и мне и тебе. Если же не хочешь, встань и выйди». Лев, не стерпя, вышел. Среди львов бывали и достаточно культурные. Авва Иоанн шел по тесной дороге между двух изгородей, покрытых колючими растениями. Навстречу ему показался лев. Они приблизились друг ко другу. Видя, что святой не собирается уступать или возвращаться, лев встал на задние лапы и прижался к изгороди. Старец смог пройти слегка задев спину льва. Зверь тоже пошел своей дорогой.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

Вариант Е – дымчатый леопард и снежный барс оказываются более близки друг к другу, одновременно максимально удаляясь от всех других представителей рода Panthera. В то время как разные представители рода пантера оказываются равноудаленными друг от друга (включая тигра ). Вариант F – наиболее близкими здесь оказываются уже тигр и ягуар (совсем близки)! К этой парочке вплотную примыкает лев . А леопард становится наиболее отодвинутым от озвученной троицы. Вариант G – полностью повторяет вариант (А) морфологической классификации. Вариант H – здесь уже добавляются новые действующие персонажи. Однако лев и леопард опять оказываются наиболее близки друг другу. И к ним (опять) довольно тесно примыкает ягуар . В то же время, тигр снова оказывается максимально удален от них (от льва, леопарда и ягуара), и опять в качестве ближайшей родни выбирает себе снежного барса . Более того, к ним теперь еще и приближается пума . В то время как гепард выглядит довольно удаленным (и уединенным). Но все же он оказывается ближе к тигру , чем лев, леопард и ягуар. Вариант I – лев и леопард наиболее близки, к ним примыкает ягуар. Тигр и снежный барс равноудалены от этой троицы, но при этом не слишком близки и друг к другу. Самый удаленный – дымчатый леопард. Вариант J – наиболее удален от всех других видов дымчатый леопард. За ним следует (по степени отрыва) тигр. А снежный барс оказывается ближе к «троице»: ягуар, лев, леопард. Которые, в свою очередь, оказываются равноудаленными друг от друга (но при этом более близки друг другу, чем снежный барс). Вариант K – вот так сюрприз! Наиболее близкими друг другу оказываются снежный барс и леопард (до этого такое сочетание еще не встречалось). К ним вплотную примыкает лев, затем ягуар. Ну а потом идет тигр и уже дымчатый леопард. Вариант L – снова новое сочетание! Ближайшими генетическими родственниками оказываются снежный барс и лев ! Затем с небольшим отрывом следует леопард. За ним ягуар. За ним тигр. И наконец, дымчатый леопард. И наконец, вариант M – ближайшими генетическими родственниками снова оказываются тигр и снежный барс . При этом данная парочка видов сравнительно удалена от троицы, состоящей из леопарда, ягуара и льва. Причем в рамках этой троицы тоже возникает новое сочетание – лев и ягуар оказываются наиболее близки друг к другу, в то время как леопард оказывается удаленным от этих видов в несколько большей степени (а наиболее удаленным оказывается опять дымчатый леопард).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

В Антиохии оставались сыновья Варды Фоки, Никифор и Лев. Их мать выпустила из заключения Варду Склира, и он опять объявил себя императором. К нему присоединился и Никифор Фока. Михаил Пселл утверждает, что восстание Склира продолжалось несколько лет, но, согласно Яхъе, он сдался Василию 1 октября 989 г. По византийскому летоисчислению это был уже новый 6498 г. Лев Фока сдал Антиохию только 3 ноября 989 г., после того как сторонники законных императоров подняли в городе восстание. 631 Никаких суровых наказаний не последовало. Склиру и Никифору Фоке император не только вернул их владения, но даже и прибавил. Особо упорный в борьбе Лев Фока отделался ссылкой. Василий всегда отличался скорее жестокостью, чем мягкосердечностью, и такая снисходительность к заклятым врагам кажется странной. Лев Диакон вообще не пишет о продолжении восстания после гибели Варды Фоки. Он единственный из византийских хронистов даже не упоминает о русском отряде в войске императора Василия, зато он сообщает о захвате тавроскифами (Русью) Херсона. В.Р. Розен предположил, что именно это событие заставило Василия проявить несвойственное ему милосердие и быстро закончить дело с мятежниками миром. 632 Из всех византийских памятников, рассказывающих о событиях 987–989 гг., сочинение Льва Диакона представляет наибольший интерес, так как он был их современником. Михаил Пселл родился в 1018 г., а над «Хронографией» работал в 1057–1075 гг. Иоанн Скилица писал в середине XI в., хотя и использовал аутентичные источники. Яхъя переселился в Антиохию только в 1014–1015 гг., когда и смог познакомиться с местными историческими записками, сделанными по горячим следам. 633 Последнее событие, которое описал Лев Диакон, – страшное землетрясение 26 октября 989 г. М. Я. Сюзюмов указал, что пессимистический тон и полное неверие в полководческие и политические способности Василия II были возможны только до 991 г., когда император впервые разгромил болгар. Следовательно, Лев закончил работу в 990–991 гг. Однако в тексте есть и упоминание о восстановлении разрушенного землетрясением Софийского собора, а его освятили 11 (или 13) мая 994 г. М. Я. Сюзюмов полагал, что известие внесено в текст задним числом, когда Лев просматривал свою «Историю». После упрочения власти Василия исчезла всякая надежда на обнародование произведения, где всячески возносились его соправители-узурпаторы, императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий. Лев Диакон не стал перерабатывать свой труд и оставил его незаконченным. 634

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но исцеленное животное не оставило старца, а последовало за ним. Старец питал его хлебом и сочивом. Был в монастыре для доставки воды осел, и повелел старец давать осла льву, чтобы он ходил за ним и пас его по берегу Иордана. Однажды лев уснул на жарком солнце, а в это время проезжал около один купец с верблюдами из Аравии и, видя осла без присмотра, угнал его с собою. Не найдя осла, лев возвратился в монастырь дряхлым и унылым. В наказание старец наложил на него ту службу, которую нес прежде потерянный осел; и вот лев принужден был носить на себе тот тяжелый сосуд (ксанфилион), которым прежде осел доставлял воду в монастырь (вместимостью в 4 меха). Так было, пока один богомолец не дал денег для приобретения другого осла. Спустя немного времени после этого, опять шел мимо того места купец из Аравии, укравший осла, чтобы продать пшеницу в Иерусалиме, и среди верблюдов его был осел, украденный им. Случайно встретил его монастырский лев. Завидев знакомого осла, он внезапно, с ужасным ревом, ринулся к нему. Купец и его спутники разбежались, а лев, схватив обретенного осла зубами за узду, привел в обитель и с ним трех связанных вместе верблюдов, обремененных пшеницей, радостным ревом извещая о своей находке. Тогда открылась невинность льва, и нарек ему старец имя «Иордан». С тех пор часто приходил лев к старцу, принимая от него пищу, и не отлучался от обители 5 лет. Наконец, авва Герасим отошел ко Господу и был погребен отцами. Льва тогда не было. Но вот и он скоро пришел и искал св. старца. Авва же Савватий, ученик преп. Герасима, стал говорить к нему: «Иордане, старец наш оставил нас осиротелых и отошел ко Господу». Лев не касался пищи и рычал горестно. Братия ласкала его и гладила по хребту, но не могла его утешить. Тогда авва Савватий повел его на гроб пр. Герасима и сказал: «вот здесь старец наш погребен...» и, преклонив колена над гробом, горько плакал. Слыша это и видя слезы Савватия, лев начал ударять своею головою о землю, стеня и рыкая. Наконец, испустив сильный вопль, «издше абие верху гроба старча».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010