На начало 1930-х гг. пришелся самый трагичный период в истории Лавры. Были арестованы наиболее активные прихожане и все монахи-иосифляне - сторонники открыто выступившего против Советской власти митрополита Ленинг радского Иосифа (Петровых); прекратились богослужения, были закрыты еще четыре храма обители. В 1932 г. ОГПУ арестовало почти всех оставшихся насельников Лавры, отправив их в лагеря и в ссылку. 23 октября 1933 г. Синод принял постановление о закрытии Лавры, в которой фактически не оставалось монахов, и о преобразовании ее в приход. Но уже 20 декабря 1933 г. был закрыт и Троицкий собор, а 23 января 1936 г. - последний действующий храм Лавры - церковь во имя Сошествия Святого Духа. Во время «большого террора» 1937-1938 гг. погибло подавляющее большинство насельников Лавры, множество архиереев. Были расстреляны: священномученики митрополит Серафим (Чичагов), архиепископ Прокопий (Титов), епископ Григорий (Лебедев), архимандрит Лев (Егоров), архидиакон Серафим (Вавилов), а также митрополит Феофан (Туляков), архиепископы Иннокентий (Тихонов), Артемий (Ильинский), епископы Илларион (Бельский), Авраамий (Чурилин), Нектарий (Трезвинский), Сергий (Дружинин), Амвросий (Либин), архимандриты Алексий (Терешихин), Варлаам (Сацердотский), Сергий (Бирюков), Нил (Гончаров) и многие другие. К 1936 г. все 13 монастырских церквей были ликвидированы, на территории Лавры находилось 17 учреждений. Живопись Троицкого собора передали в музейный фонд, а помещения сдали в аренду под склад универмага «Пассаж». У раки с мощами Александра Невского в Троицком соборе в 1910 год Закрытие Лаврских храмов привело к уничтожению интерьеров большинства из них. От Тихвинской церкви, переданной отделу связи, после перестройки остались одни стены; почти полностью были уничтожены интерьеры занятой рабочим общежитием Феодоровской церкви; погибли интерьеры, а также почти все захоронения в Исидоровской церкви, приспособленной под гараж. Ликвидация храмов обители сопровождалась закрытием для захоронений Лаврских кладбищ, их частичным разграблением, уничтожением и постепенной музеефикацией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/d...

Алексия, где говорилось, что тот «является попом, нигде не работает, живет на нетрудовые доходы от религиозного культа, за что был лишен избирательных прав до 1936 года, до принятия сталинской конституции». Отец Алексий был арестован в ночь с 25 на 26 января 1938 года и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 8 февраля следственные материалы переданы начальником отделения НКВД Бронницкого района Ратнером на рассмотрение Тройки. 11 февраля Тройка НКВД приговорила о. Алексия к расстрелу. Священник Алексий Лебедев был расстрелян 17 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в неизвестной молгиле. 6 октября 2001 года на заседании Священного синода Русской Православной Церкви он был причислен к лику Святых как священномученик. В 1926 году в Успенской церкви проходило изъятие церковных ценностей. Были изъяты: 4 угла от Евангелия серебряные (84 пробы, вес 5 золотников); центральная иконка от Евангелия серебряная (84 пробы, вес 22 золотника), вторая центральная иконка от Евангелия серебряная (84 пробы, вес 4 золотника), две лампады серебряные (84 пробы, общим весом 1 фунт 24 золотника), цепь от наперсного креста серебряная (84 пробы, 25 золотников), принадлежность для елеопомазания серебряная из двух частей (84 пробы, 37 золотников). По свидетельству старожилов, последняя служба в Успенском храме состоялась на престольный праздник Успения 28 августа 1937 года. Храм был закрыт, а в декабре 1938 года разграблен. В храме сперва было зернохранилище, а потом—склад химикатов, из-за чего погибла вся штукатурка. В 1962 году была взорвана колокольня, каменная ограда тоже была растащена. Также пропали почти все могильные памятники с кладбища, окружавшего церковь. Окна были выломаны и растесаны, пол весь вытащен. По рассказу старожилов, в 1962 году хотели взорвать весь храм и начали откапывать землю около алтаря (вероятно, чтобы подложить туда динамит). Но вдруг наткнулись на захоронение священника, останки которого были почти нетронуты тлением. Ломающие испугались, и поэтому была взорвана только колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=14246

Отец Сергий свидетельствовал перед своими духовными детьми о тех страданиях, которые выпали на долю митрополита Сергия. Надо было продолжать служение, отстаивать храмы, чтобы совершалась литургия, и в то же время не было никакой возможности защитить ни иерархов, ни священников, которых власти беспрестанно арестовывали и ссылали в самые отдаленные места. Не всегда можно было даже и проследить, кто и куда был сослан. 21 января 1938 года протоиерей Сергий был арестован. Прощаясь с матерью, он поклонился ей в ноги и сказал: «Матушка, в этой жизни мы уже не встретимся». На допросе следователь спросил отца Сергия: -Следствием установлено, что вы получали задания от благочинного – протоиерея Воздвиженского вести контрреволюционную деятельность против советской власти и проводили это среди населения. Почему вы это отрицаете? -Я это отрицаю потому, что никаких контрреволюционных заданий от благочинного Владимира Федоровича Воздвиженского я не получал. Была устроена очная ставка со священником Знаменской церкви в селе Перово Сергием Сахаровым, согласившимся давать нужные следствию показания, который сказал: – Сергей Павлович Лебедев является активным членом контрреволюционной группы духовенства, руководителем которой являлся благочинный Владимир Федорович Воздвиженский, который давал нам задания, чтобы мы среди надежного узкого круга вели активную борьбу против советской власти и готовились к ее свержению с помощью капиталистических стран. – Подтверждаете ли вы показания Сахарова? – спросил следователь протоиерея Сергия. – Нет, я показания Сахарова отрицаю, так как никакой контрреволюционной деятельности я не вел. Священномученик Димитрий родился 1 января 1879 года в городе Таганроге в семье служащего государственного банка Павла Гливенко. Окончил Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника. Во второй половине тридцатых годов он был настоятелем храма в селе Карачарово Ухтомского района Московской области. В январе 1938 года отец Димитрий был арестован и допрошен. -Следствием установлено, что вы являетесь членом контрреволюционной группировки, возглавляемой благочинным Воздвиженским. Признаете ли это?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святые Преподобномученик Игнатий (Лебедев; 1884–1938) . Родился в семье почетных граждан города Чухломы (Костромская область). Во время учебы в Казани познакомился со старцем Казанской Седмиезерной пустыни архимандритом Гавриилом (Зыряновым). Под влиянием старца в студенте зародилось стремление к монашеству. Весной 1908 года он поступил послушником в Смоленскую Зосимову пустынь, где стал духовным чадом схиигумена Германа (Гомзина). После закрытия пустыни в 1923 году отец Агафон (Лебедев) переселился в Москву, где служил в Высоко-Петровском монастыре, а в мае 1924 года был назначен его наместником. В январе 1930 года пострижен в великую схиму с именем Игнатий. Арестован 11 апреля 1935 года, приговорен к пяти годам лагерей. Скончался в 1938 году в Чувашии. Канонизирован в 2000 году. Преподобномученик Феодор (Богоявленский; 1905–1943) принадлежал к «молодой» плеяде прихожан Высоко-Петровского монастыря. Родился в семье русского консула в Персии, прошел через философские и религиозные искания, учился на медицинском факультете Московского университета. Членом общины стал в 1927 году. Его духовным отцом был архимандрит Никита (Курочкин). В 1929 году принял монашеский постриг. Учился в тайной духовной академии, за что в 1933 году был арестован. По освобождении встал на путь открытого служения Церкви, принял священный сан, служил в сельских храмах Московской и Калининской (Тверской) областей. В 1939 году после смерти архимандрита Зосимы (Нилова) принял под свое руководство часть духовных чад отца Никиты (Курочкина). Вторично арестован в начале июня 1941 года, погиб в заключении. Канонизирован в 2000 году. Преподобномученик Герман (Полянский; 1901–1937) . Родился в Тирасполе в семье священника-миссионера. Ученик архиепископа Варфоломея (Ремова). До закрытия Зосимовой пустыни несколько раз приходил в обитель, однако увлекся обновленчеством и лишь в 1924 году под влиянием своего наставника принес покаяние. В том же году пришел в Высоко-Петровский монастырь и начал обу­чение в существовавшей при нем тайной духовной академии. 17 марта 1926 года принял монашеский постриг. Арестован в феврале 1933 года. Расстрелян в Мариинском лагере (Кемеровская область). Канонизирован в 2000 году.

http://e-vestnik.ru/history/podpolnye_mo...

Но главной цели безбожникам достичь так и не удалось, Церковь не только не погибла, но и обогатилась огромным числом новомучеников и исповедников. Вот в такой исторический момент рассматривалось дело священника А.М. Лебедева. Следственные дела содержат ценную информацию не только о самих обвиняемых, но и событиях, фактах церковной жизни в 1930-е годы. Они создавались представителями органов власти, отношение которых к тем, кто осуждался, было заранее негативное, враждебное. Целью этой власти было добиться признания в антигосударственной, контрреволюционной деятельности обвиняемых любым путем . Дела рассматривались внесудебным органом - тройкой НКВД (с 1938 года официальный орган, курирующий деятельность Церкви). «Суд» тройки состоял из председателя сельсовета, помощника оперуполномоченного района и начальника районного отделения УНКВД. По сути, здесь всё решал представитель НКВД, а остальные члены просто подписывали его постановления. Дело, по которому проходил иерей Алексей Лебедев, было заведено сразу на трех священников, проживавших в одном районе . Священники были обвинены в создании контрреволюционной группы. Расследование по делу священников было начато 26 августа 1937 года, а закончено 5 сентября того же года . Приговор в отношении отца Алексея Лебедева приведен в исполнение 14 сентября. Обращают на себя внимание короткие сроки ведения дела, особенно в сравнении с современными, при которых даже самые мелкие процессы идут по несколько месяцев.Духовенство и верующие обвинялись по политической статье - статья 58 часть 10 УК РСФСР (обвинение в контрреволюционной деятельности). В обвинительном заключении следственного дела присутствует весь набор типовых ложных обвинений против священников: обвиняемые были настроены враждебно к власти, собирались на квартирах и вели беседы контрреволюционного характера, распространяли провокационные слухи о голоде в СССР и плохой жизни крестьян в колхозах, организовывали мирян требовать открытия церквей, направляли от них «ходоков» в Москву и другие города, проводили антисоветскую агитацию. И именно священник Лебедев высказывался: «советская власть мучает население непосильными налогами» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

1931.19.2 Митрополит Сергий обращается с посланием к Советскому правительству, выражая протест против массового закрытия церквей, арестов и ссылок священнослужителей и ходатайствуя о возобновлении церковно-издательской деятельности и восстановлении духовных школ. 1931.5.12 Взорван храм Христа Спасителя. 1932 " Союз воинствующих безбожников " , организованный в 1925, объявил о начале " безбожной пятилетки " . 1934 Массовые преследования священнослужителей: арестованы архиеп. Дамиан (Воскресенский), архиеп. Феофил (Богоявленский), свт. Афанасий (Сахаров), прот. Р. Медведь и др. 1937 Перепись населения, по итогам которой выяснилось, что 2/3 сельского и 1/2 городского населения считают себя верующими. Новая волна репрессий: расстреляны архиеп. Феодор (Поздеевский), митр. Серафим (Чичагов), митр. Кирилл (Смирнов), митр. Иосиф (Петровых), еп. Григорий (Лебедев), прот. А. Хотовицкий, прот. Д. Баянов, свящ. М. Шик, свящ. П. Флоренский, патриарший местоблюститель митр. Петр (Полянский). и многие другие. 1938.10 Открытие Свято-Владимирской православной богословской академии в Нью-Йорке (ректорами академии были: прот. Г. Флоровский, прот. А. Шмеман, прот. И. Мейендорф). 1939 На всей территории СССР насчитывалось около 100 действующих храмов. На свободе оставались 4 архиерея: митр. Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), митр. Ленинградский Алексий (Симанский), архиеп. Петергофский Николай (Ярушевич) и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). 1941 Возвращение в юрисдикцию Московской Патриархии епархий, находящихся на территории Эстонии, Латвии и Литвы. Экзархом в Прибалтике назначается митрополит Виленский и Литовский Сергий (Воскресенский, убит 30 апреля 1944 г.), организовавший православную миссию на оккупированных северо-западных территориях, с центром в Пскове (открыто более 200 храмов в 1941-1944 гг.). 1941.22.6 Послание к пастве митр. Сергия с призывом встать на защиту Отечества. 1942 Изменение религиозной политики Советского государства. Открываются закрытые в 30-х гг. приходы. Многие оставшиеся в живых священники возвращаются из лагерей. Возобновляются архиерейские хиротонии. Прекращает существование " Союз воинствующих безбожников " .

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

А. Псарев упоминает, что в 70-х годах тогдашнему епископу Ларву пришлось противостоять чуждому Русской Зарубежной Церкви влиянию ради сохранения наследия митрополитов Антония и Анастасия. Теперь становится очевидным, что те, кто пытался отвести нашу Церковь с ее истинного пути, потерпели неудачу и их взгляды сейчас считаются историческими заблуждениями. После избрания Высокопреосвященнейшего Лавра в Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, отношение к Поместным Церквам начинает приближаться к нормам первого периода существования Русской Православной Церкви заграницей. Далее, докладчик рассуждает о Русской Зарубежной Церкви и экуменизме. Он нам напоминает православное учение Блаженнейшего митрополита Антония о том, что внешне правильно совершенное инославное таинство наполняется благодатью при самом приеме в Православную Церковь. Митрополит Антоний принимал активное участие в диалоге с Англиканской церковью, а в 1929 году возглавил хиротонию первого после XI века православного епископа носящего имя английской кафедры – Николая Лондонского. В 1938 году, на II Всезарубежном Соборе было принято решение о запрете чадам Русской Зарубежной Церкви участвовать в экуменическом движении, однако ради целей миссионерских, по уполномочению церковной власти, представители РПЦЗ могут присутствовать на конференциях, безкомпромиссно разъясняя учение Православной Церкви, ни в коем случае не допуская отклонения от православной точки зрения. Русская Зарубежная Церковь посылала наблюдателей как на экуменические встречи 50-х годов, так и на II Ватиканский Собор. В 60-х годах архиепископ Аверкий выступил против такой деятельности, а архиепископ Канадский Виталий и епископ Эдмонтонский Савва ее поддержали. В 1969 и 1978 годах Сербская Православная Церковь выразила поддержку нашему анти-экуменическому стоянию. В 1983 экуменическая теория ветвей была анафематствована. Церковь в России также отвергла эту теорию. В 3 час. 30 мин. протоиерей Александр Лебедев зачитывает проект " Акта о каноническом общении " .

http://pravoslavie.ru/630.html

В Успенскую церковь была назначена указом Московской Духовной Консистории в 1881 году. Имела сына Николая, в 1894 году уволенного из Московского Духовного училища. К причту храма в 1899 году относились : две дочери бывшего священника Василия Сретенского, проживавшие в Бронницах; вдова служившего в Абакшино псаломщика Дмитрия Федоровича Дмитриевского Мария Васильевна, 35 лет. Ее сын обучался в Перервинском Духовном училище, а дочь—в Московском Аксаковском приюте при Филаретовском Епархиальном училище; падчерица Клавдия преподавала в церковно-приходской школе. В конце XIX века в приходе Успенской церкви с. Абакшино (Михеево) были деревни: Абакшино, Михеево, Колоколово и Бельково. Деревня Бельково находилось в 2-х верстах от церкви, в ней было 45 дворов и 383 жителя. К церкви принадлежало здание женской церковно-приходской школы (открыта в 1897 году) и два деревянных сарая. В 1883 году в храме была произведена опись церковного имущества по форме, утвержденной Императором. В церкви хранились в целости копии метрических книг с 1804 года, а исповедные росписи с 1826 года. Далее история Успенского храма с. Михеева очень приблизительна из-за недостатка документов. О. Михаил Суворовский скончался в начале ХХ века. Последним настоятелем Успенского храма перед его закрытием был священник Алексий Лебедев. Он родился 2 октября 1876 года в с. Астафьево Подольского уезда Московской губернии в семье священника Николая Лебедева. Окончил Московскую Духовную семинарию и в 1902 году был рукоположен во священника к церкви с. Косяково недалеко от г. Воскресенска. Оттуда он был переведен в Абакшино (Михеево). Советские власти арестовывали о. Алексия трижды. Первый раз его арестовали, когда он служил в Косяково. Он обвинялся в сборе денег на ремонт церкви и по решению суда был оштрафован на 250 рублей. Вторично о. Алексия арестовали за то, что он отпел покойника в храме без документа о регистрации смерти, и снова оштрафовали на 250 рублей. Когда наступили гонения 1937-1938 гг. Бронницкий горсовет составил справку для НКВД на о.

http://sobory.ru/article/?object=14246

Владыку спрашивают, почему такая спешка с процессом единства. Архиепископ Марк отвечает, что коммунизм пал 15 лет тому назад! По его мнению, процесс церковного единства не форсируется, а наоборот, искусственно затягивается. Нынешняя тактика крайних сил в нашей Церкви – как можно дольше отложить этот процесс. После архиепископа Марка с краткими сообщениями выступают члены комиссии по переговорам с Русской Православной Церковью Московского Патриархата: епископ Амвросий Вевейский, архимандрит Лука, протоиереи Александр Лебедев и Николай Артемов и иерей Николай Савченко. В дискуссии высказывается мысли, что США является канонической территорией Русской Церкви. До 1917 все православные в Северной Америке были под ее омофором. Я думаю, что и Западная Европа является территорией Русской Церкви. После ужина в соборе совершается торжественный молебен Божьей Матери и святым Новомученикам Российским и Акафист Пресвятой Богородице перед чудотворным Курско-Коренным образом. В соборе многолюдно. Чудотворная икона благоухает. Мне приходит в голову, что некоторые из Новомучеников прославленных Русской Зарубежной Церковью – фактически были членами Московского Патриархата. Мало кто об этом задумывается. Мне также кажется, что многие люди, сомневающиеся в необходимости евхаристического общения с Церковью в России уподобляются апостолу Фоме. А ведь на открытии Всезарубежного Собора сами Жены-мироносицы возвестили нам, что Церковь в России воскресла, она жива – но некоторые продолжают сомневаться. Может быть слова Христа, обращенные апостолу Фоме, утвердят нас в доверии: " Блаженны не увидившие и уверовавшие " . Среда 10 мая Сегодня Курская икона особенно сильно благоухает. На литургии меня охватывают благолепие и красота кафедрального собора. Благочестивые прихожане заботятся о своем храме. Как обычно, я стою у раки святителя Иоанна. Передо мною чудо, святой. Он как будто спит, в ожидании Второго пришествия Христова. Утром читает доклад преподаватель Свято-Троицкой семинарии, Андрей Вадимович Псарев. Его доклад – подробная научно-исследовательская работа на тему развития мировоззрения Русской Зарубежной Церкви в отношении Поместных церквей и инославия. Из его доклада становится ясно, что в 60-70-х годах в нашу Русскую Зарубежную Церковь проникло чуждое ей влияние. Андрей Вадимович цитирует слова святителя Иоанна, произнесенные в 1938 году, что мы с одной стороны не должны порывать общение с Поместными Церквами, а с другой – не должны молчать. Сербская Православная Церковь всегда нас поддерживала.

http://pravoslavie.ru/630.html

не смог выполнить норму. В янв. 1938 г. состояние здоровья владыки ухудшилось настолько, что он был помещен в кылтовскую лагерную больницу, где вскоре скончался. Перед смертью от А. потребовали, чтобы он отдал Евангелие и нательный крест, к-рые были с ним в тюрьме и в концлагере,- священномученик отказался. Евангелие вырвали из его рук силой, но крест он не отдал и умер, защищая слабеющими руками грудь. 13 декабря 1997 г. Определением Синода УПЦ А. причислен к лику местночтимых святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 2000 г . внесен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. л. 75. 118; Архив СБ Украины по Одесской обл. Арх. 17501-П; Архив ИЦ МВД Архангельской обл. Арх. 269-П-38; Архив УФСБ Республики Татарстан. Д. 2-10837. Соч.: Письма с Востока//ТКДА. 1906. Февр. С. 317; Проф. А. С. Лебедев//Там же. 1910. Март. С. 441; Памяти проф. В. В. Болотова//Там же. 1910. Апр. С. 557; Проф. К. Д. Попов: (Некролог)//Там же. 1911. Июль-авг. С. 541; Исторический очерк сирийского монашества до половины VI века. К., 1911; Св. Флавиан, архиеп. Константинопольский, исповедник. К., 1912; Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла//ТКДА. 1913. Янв. С. 49-58; Знаменитый документ//ПС. 1913. Сент. С. 1-7. Лит.: Польский. Ч. 1. С. 153-156; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 222-226; Сосуд избранный: История российских духовных школ. СПб., 1994. С. 259-260, 330-332; Житие сщмч. Анатолия Одесского. Од., 1997; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999; Дамаскин. Кн. 4. С. 5-27; Доненко Н. , прот. Наследники царства. Симферополь, 2000. Т. 1. С. 6-72. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ВЛАДИМИР (Богоявленский Василий Никифорович, 1848-1918), митр., сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп.

http://pravenc.ru/text/114964.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010