Храм был построен на средства козловского купца Ивана Ивановича Воронова. 30 мая (11 июня) 1806 года в городе Козлове при кладбищенской Скорбящия Божия Матери церкви был освящён придел во имя иконы Святого Пророка и Предтечи Иоанна. В мае 1809 года в церкви был освящён и третий престол в честь иконы Пресвятые Богородицы " Всех Скорбящих радость " . 22 ноября (4 декабря) 1858 года при церкви был открыт свой причт. До этого исправлять Богослужение и выполнять христианские требы было дозволено священникам двух городских церквей: Ильинской и Сторожевской Николаевской. К 1902 году престол во имя Казанской иконы Божией Матери был упразднён, а к 1911 году церковь стала однопрестольной. 21 апреля (3 мая) 1898 года Епископом Александром был определён и 7 (20) июня был рукоположен в священника к Скорбященской церкви Нового кладбища города Козлова Михаил Трофимович Богородицкий, канонизированный Архирейским Собором Русской Православной Церкви в 2004 году. 31 декабря 1938 года на заседании Оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Тамбовской области было утверждено Постановление Президиума Мичуринского Горсовета от 7 декабря 1938 года о закрытии Новокладбищенской церкви в городе Мичуринске на снос. 28 января 1940 года на заседании Президиума Мичуринского Горсовета было решено: " для обеспечения потребности строительства горпромкомбината кирпичом, железом и другими материалами, передать стройтресту церковь на новом кладбище под разборку " . К счастью, это постановление не было выполнено в полном объёме. Церковь осталась невредимой, разобрали лишь колокольню. 15 октября 1943 года на заседании Исполкома Мичуринского горсовета депутатов трудящихся по ходатайству верующих граждан города Мичуринска было решено: " Передать в арендное пользование здание кладбищенской церкви с отнесением производства ремонта за счёт общины. Просить Облисполком утвердить настоящее решение " . Настоятелем храма общиной был избран священник Александр Михайлович Лебедев (будущий Архиепископ Рижский и Латвийский Филарет).

http://sobory.ru/article/?object=11320

Реклама : С.43. Марина Журинская. Нагорная проповедь. Часть 4: Сквозь тесные врата. Читаем Евангелие с Мариной Журинской //Фома. - – сентябрь 2015. – С.44-45. – (раздел « Вера »). На врезке к материалу: Евангелие от Матфея, глава 7: 1-29. (С.44, 45). публикации (см. Фома колонок М.А. Журинской (1941-2013) о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Преподобномученик Игнатий (Лебедев) . 1884-11.08.1938. «С Ним хорошо и на Фаворе, и на Голгофе» . Ил . : Схиархимандрит Игнатий (Лебедев). Портрет//Фома. - – сентябрь 2015. – С.46-48. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Родился в 1884 году в городе Чухломе Костромской губернии, при крещении                  наречен Александром. Получил образование в Солигалическом духовном училище и Костромской духовной семинарии. В 1903 году поступил в         Казанский ветеринарный институт. Живя в Казани, познакомился со     схиархимандритом Гавриилом      (Зыряновым), которому поведал о своем            желании стать иноком и получил его благословение. Получив благословение   на монашество и от родителей, летом        1905 года пришел к настоятелю     Смоленской Зосимовой пустыни игумену Герману (Гомзину) и просил принять его в число братии. Но тот благословил сначала окончить учебу в институте, а затем приходить в обитель. В 1908 году, окончив институт,   поступил послушником в Зосимову пустынь. Ему поручили конный двор, уход     за скотом и лечение монастырских животных. Прошел все             монастырские послушания: пел на клиросе, работал в аптеке, продавал книги         и иконы в монастырской лавке, исполнял полевые работы, трудился на          просфорне. В 1910 году пострижен в рясофор. По благословению игумена             Германа, ставшего его духовным наставником, изучал труды святых отцов и,         в частности Симеона Нового Богослова и Исаака Сирина.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-149-...

Узнать о судьбе бабушки монахине Сергии помогла совершенно удивительная история. Монастырь в Бюсси издавал православный журнал " Вечное " . Однажды о нем узнал вологжанин Сергей Телицын. Он-то и написал в обитель с просьбой выслать ему несколько экземпляров. Монахини обратили внимание на обратный адрес и сказали об этом Наталье Дмитриевне - они знали, как много значит в ее жизни слово " Вологда " . Завязалась переписка... Именно Сергей Телицын, ставший вскоре священником, написал запрос в вологодское управление ФСБ. Так удалось выяснить, что в районе деревни Чашниково в 1937-1938 годах проводились расстрелы людей, обвиненных в антисоветской деятельности и пропаганде. " Местные старожилы подтвердили, что на окраине деревни находится братская могила расстрелянных в 30-е годы. Конечно, место это было никак не обозначено, но кости там находят до сих пор " , - говорит протоиерей Александр Лебедев. Узнав, что удалось разыскать место, где, возможно, похоронена ее бабушка, Наталья Хвостова приехала в Вологду. Было это в 1997 году. Тогда на том месте, которое указали старожилы, воздвигли поклонный крест. А спустя 10 лег стараниями монахини здесь появилась часовня. " Она построена на средства Натальи Дмитриевны, - рассказывает отец Александр, который руководил работами по строительству часовни. - К сожалению, сама мать Сергия, столько сделавшая для того, чтобы в память о ее бабушке и других жертвах репрессий была поставлена эта часовня, приехать не смогла. Хотя очень хотела, готовилась. Она тяжело заболела, рак развивался стремительно, и в тот самый день, когда была освящена часовня. мать Сергия скончалась.. " Наталья Хвостова выполнила свой долг, увековечив память бабушки на родной земле. А у вологжан, чьи родственники стали жертвами репрессий, благодаря монахине из Франции теперь есть ещё одно место, где можно за них помолиться. Татьяна Лентина Часовня построена в 2007 году на месте расстрела и захоронения жертв политических репрессий 30-х годов прошлого столетия. Часовня небольшая, но изящная, гармоничная. Руководил работами по её строительству священник Александр Лебедев, а устроена часовня на средства монахини Сергии (в миру Наталии Дмитриевны Хвостовой).

http://sobory.ru/article/?object=08601

Беляев Афанасий Иванович (1845–1921), протоиерей Бенешевич Владимир Николаевич (1874 – расстрелян 1938), профессор Бобров Виктор Никанорович (1864 – не ранее 1929), архитектор Бобровский Василий Владимирович (1874-?), протоиерей Богданов Николай Ефимович, протоиерей Богданов Памфил Миныч (1909–1993) Боголюбский Николай Иванович (1856–1926), протоиерей; уклонился в обновленчество Боголюбский Сергей Николаевич Богоявленский Иоанн Яковлевич (1879–1949; в монашестве с 1947 – Исидор), протоиерей; впоследствии – епископ Богоявленский Леонид Константинович (1871– расстрелян 1937), протоиерей Болотов Василий Васильевич (1854–1900), член-корреспондент Академии наук Бонч-Бруевич Владимир Дмитриевич (1873–1955) Борис (Плотников Владимир Владимирович; 1855–1901), епископ Боярский Александр Иванович (до 1916 – Сегенюк; 1885 – расстрелян 1937), протоиерей; уклонился в обновленчество Братолюбов Андрей Стефанович (1849–1916), протоиерей Братолюбов Василий (расстрелян 1921), священник Будкевич Константин Юлианович (1867– расстрелян 1923), почетный каноник Буфетов Василий Афанасьевич, благотворитель Бычков Сергий Иванович (1882–1952; в монашестве с 1947 – Симеон), протоиерей, впоследствии – епископ В Валамский Иван – пономарь, прапрадед св. митрополита Вениамина Ванчаков Афанасий Михайлович (1858-?) Варлаам (Сацердотский Василий Михайлович; 1896–1941), архимандрит Варнава (Муравьев), иеромонах – см.: Серафим (Муравьев), схииеромонах Варнава (Накропин Василий; 1859–1924), архиепископ Варнава (Росич Петр; 1880–1937), епископ Дебаро-Велесский в 1910–1920; с 1920 – митрополит Скоплянский; с 1930 – Патриарх Сербский Варсонофий (Вихвелин Василий Васильевич; 1863–1934), епископ Варсонофий, св. (Лебедев Василий Павлович; 1871– расстрелян 1918), епископ-священномученик Васильев Александр Петрович (1867 – расстрелян 1918), протоиерей Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук Введенский Александр Иванович (1889–1946), протоиерей; уклонился в обновленчество Венедикт (Плотников Виктор Васильевич; 1872 – расстрелян 1937), архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Русского государства (штурм города русскими войсками начался 29 июля - на следующий день после празднования Смоленской иконе); в 1524 году в память об этом событии великий князь Василий III основал на том самом месте, где в 1456 году москвичи провожали чудотворную, Новодевичий монастырь. В 1609 году Смоленск обложило польское войско, и после двадцати месяцев осады, в 1611 году, город пал перед превосходивших неприятелем. Чудотворная Смоленская икона была вновь отправлена в Москву, а когда поляки захватили и белокаменную, то в Ярославль, где она находилась до изгнания поляков и возвращения Смоленска русскому государству в 1654 году, в царствование Алексея Михайловича. 26 сентября 1655 года чудотворная икона Одигитрии вернулась в Смоленск. Предстательство Пречистой за Ее излюбленный удел было вновь явлено через полтора века, во время Отечественной войны 1812 года. Вновь Ее чудотворный образ был вывезен, сперва в Москву - 26 августа, в день Бородинского сражения, Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы крестным ходом обносили вокруг Москвы, а 31 августа Иверская и Смоленская навестили раненых в сражении, лежавших в Лефортовском госпитале. А когда русские войска оставили первопрестольную, Смоленскую икону перевезли в Ярославль. Однако заступничеством Пречистой это пребывание Ее чудотворного образа на волжских берегах оказывалось непродолжительным: уже 24 декабря 1812 года Одигитрия вернулась в Успенский собор Смоленска. Много пришлось пережить и московскому Новодевичьему монастырю. Ссылали сюда неугодных цариц и царевен – Евдокию Лопухину, Софью; грабили и разоряли его наполеоновские «двунадесять языков» и даже попытались было, перед бегством своим из Москвы, взорвать обитель (спасли ее смелые инокини, затушившие уже зажженные фитили). В 1922 году Новодевичий и вовсе закрыли, разогнав его насельниц. За противление грабительскому «изъятию церковных ценностей» была отправлена в лагерь игуменья Вера; а в 1938 году последний духовник обители протоиерей Сергий Лебедев принял мученическую кончину на Бутовском полигоне, где покоится прах десятков тысяч расстрелянных. Еще в 1925 году на кладбище внутри монастырских стен было 2811 надгробных памятников, сейчас их осталось не более ста (в том числе могилы историка Сергея Соловьева и его сына Владимира, великого русского философа). В оскверненной обители устроили «Музей раскрепощения женщины», а в 1934 году ее здания передали Государственному историческому музею.

http://pravoslavie.ru/1909.html

В РГИА (Ф. 1101. Оп. 1. Д. 507) хранится архив В., состоящий из тетрадей и отдельных записок, частично выполненных тайнописью. Между текстами записок, на оборотах листов и на отдельных листках помещено множество искусно исполненных монограмм из различных буквенных сочетаний. (В нач. XX в. архив В. в Сырковом мон-ре исследовал свящ. Николай Грузинский, дешифровавший нек-рые монограммы как «А», «П» и «Е» - инициалы императора и императрицы.) Тексты написаны каллиграфическим полууставом. Рукописное наследие В. включает в себя выписки из Свящ. Писания, трудов отцов Церкви, а также описание собственного молитвенного опыта. К наст. времени целиком расшифрована одна тетрадь, написанная тайнописью, где содержится составленное В. практическое руководство в аскетическом делании и Иисусовой молитве. Подвижница писала: «Всякую добродетель, но особливо молитву, должны исполнять мы с великим усердием. Молится же с таким усердием душа наша тогда, когда она гнев побеждает. Всякий, молитве прилежащий, да будет милосерд. Чрез сию добродетель иноки сторицею себе приимут. А другие приимут другое - молитву, в сердце человеческое входящую, воспаляет огонь небесный. Коль же скоро она воспламенится и на небо вознесется, то сей же огонь оттуда паки с нею в горницу души нашей снисходит» (Л. 3 об.). Арх.: РГИА. Ф. 1101. Оп. 1. Д. 507; Д. 1222. Л.1, 2, 9 об., 11об., 15, 19. Ист.: Лебедев И. Девица Вера Александровна: Молчальница//Странник. 1868. Июнь. С. 95; Маевский Н. С. Семейные воспоминания//ИВ. 1881. 11-12. С. 565; Толстой М. В. Мои воспоминания//РА. 1881. Кн. 3. С. 134. Лит.: Грузинский Н. , свящ. Вера Молчальница. Новгород, 1911; Молчальница Вера Александровна//Русское правосл. жен. монашество, XVIII-XX вв. [Серг. П.], 1992p. С. 173; Цеханская К. В. Мнимая смерть императрицы? Или история монастырской молчальницы Веры Александровны//НиР. 1999. 12. С. 20-23; 2000. 1. С. 18-22. К. В. Цеханская Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/150365.html

Закладка церкви святых апостолов Петра и Павла совершилась 14 июля (по старому стилю) 1902 года в 11 часов утра. Закладку совершил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) в присутствии местного духовенства и мирян. Строительство же основной части храма было начато в 1903 году предположительно по проекту известного архитектора Алексея Викторовича Щусева. Храм возводился из соснового дерева, так как в окрестностях располагался сосновый бор. К концу 1903 года строительство было практически завершено: уже были готовы основная часть здания, звонница, алтарь, купола. Даже был приглашён священник, настоятель Павел Константинович Хавский. Однако, результат строительства вновь не понравился братьям Соколовым. После этого храм перестраивали и расписывали в течение нескольких лет, пока в 1909 году не был сооружён окончательный вариант. В 1910 году храм во имя Апостолов Петра и Павла принял первых посетителей. С каждым годом население Малаховки стремительно увеличивалось. В 1910 году в посёлке проживало 3 тысячи человек, а к концу 1911 года - около 10 тысяч, поэтому храм стало посещать всё больше и больше прихожан. К 1911 году, на Петропавловской улице (ныне Советская) была проложена конка, что увеличило доступ богомольцев в храм, особенно тех, кто приезжал по железной дороге и не хотел идти пешком. На протяжении четырёх лет (с 1910 по 1914 гг.) Петропавловская церковь была главным духовным и религиозным центром окрестностей, т. к. другие храмы располагались на значительном удалении от Малаховки. С 1914 года (с началом Первой мировой войны) церковь постепенно начала приходить в упадок. В 1914 году конка была разобрана, рельсы пошли на стратегические объекты. Братья Соколовы, до сих пор спонсировавшие храм, ушли на фронт. С приходом во власть большевиков над храмом Петра и Павла начали сгущаться чёрные тучи. В 1922 году церковь лишилась ценных вещей и драгоценных окладов с икон. В годы " безбожных пятилеток " нашлись в посёлке Малаховка те, кому якобы " мешал звон колоколов Петропавловского храма " . В связи с чем, колокола со звонницы были сняты и увезены на переплавку в 1934 году. К 1938 году храм Петра и Павла был закрыт. Предшествовало этому варварское разграбление церковного имущества, в том числе икон, богослужебной утвари и арест священников церкви. В том же году на полигоне в Бутово были расстреляны служившие в 1930-х годах в малаховском храме протоиерей Пётр Марков и Сергей Лебедев (почитаются как священномученики).

http://sobory.ru/article/?object=10503

Иоанн (Снычев), митрополит. Стояние в вере. Очерки церковной смуты. СПб., 1997. Иоанн Шанхайский (Максимович) , епископ. Духовное состояние русской эмиграции. Белград, 1938. История Русской Православной Церкви от Восстановления Патриаршества до наших дней. СПб., 1997. Т. I. 1917–1970 гг. Казакевич А. Н. Символы Русской Православной Церкви. М., 2008. Кандидов Б. П. Вредительство, интервенция и Церковь . М., 1931. Кандидов Б. П. Церковно-белогвардейский собор в Ставрополе в мае 1919 г. М., 1930. Кандидов Б. П. Церковь и Гражданская война на юге. М., 1931. Кашеваров А. Н. Государство и Церковь . Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. СПб., 1995. Кашеваров А. Н. Православная Российская Церковь и Советское государство (1917–1922 гг.). М., 2005. Киприан (Керн) , архимандрит. Воспоминания о митрополите Антонии (Храповицком) и епископе Гаврииле (Чепуре). М., 2002. Комолова Н. П. Русское зарубежье в Италии (1917–1945 гг.)//Русская эмиграция в Европе (20–30-е годы XX в.). М., 1996. Константинов П. Религиозное движение сопротивления в СССР. Лондон, 1967. Корсаков Ф. Русские судьбы//Из-под глыб. Париж, 1974. Косик В. И. Русская Церковь в Югославии (20–40-е гг. XX в.). М., 2000. Крапивин М. Ю. Непридуманная церковная история. Волгоград, 1997. Крапивин М. Ю. Противостояние: большевики и Церковь (1917–1941 гг.). Волгоград, 1993. Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы. Париж, 1977. Краснов-Левитин А. Э., Шавров В. М. История русской церковной смуты. М., 1963. Т. 1; 1964. Т. 2. Курс Церковного права Заслуженного профессора императорского Московского университета А. С. Павлова , читанный в 1900–1902 гг. СПб., 2002. Лазарева Н. Ю. Переписка святителя Тихона, Патриарха Всероссийского и митрополита Евлогия (Георгиевского). 1921–1922 гг.//Учен. зап./Российский Православный Университет ап. Иоанна Богослова. 2000. Вып. 6. Лебедев А. , протоиерей. «Я написал это для властей, а ты сиди и работай»//Возвращение. 1994. 2 (6). Маевский В. Русские в Югославии. Взаимоотношения России и Сербии. Нью-Йорк, 1966. Т. 1–2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Письмо в редакцию [«Зачем Бог создал людей?..»]/ Никита . – С.10-11; Александр Ткаченко . Когда удобен «жестокий Бог» . Фото. Последствия землетрясения в Японии в 2011 году. Иллюстрация Pulo, www.loscuatroelementos.wordpress.com . – С.12-15; Иеромонах Константин ( Симон ), профессор богословия. Страшный суд как время надежды . Фото Владимира Ештокина. – С.16- 18. См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Сергей Проскурин , главный          дирижер и художественный руководитель Русского камерного оркестра//     Фома. - – январь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Реклама : С.19.     ВЕРА (раздел). – С.20-38. Протоиерей Павел Великанов , Владимир Легойда . Мир в яслях переворачивается Фото СП6ДА, PhotoXPress, Tatyana Tomsickova, Usra ElMadhoun//Фома. - – январь 2016. – С.20-29. – (раздел « Вера »). Полный текст напечатан в книге «Несколько слов к Рождеству Христову», которую можно приобрести в интернет-магазине lavka . foma . ru и в Лавке при редакции журнала «Фома». Школа «Фомы». Книга:   Исповедь. Блаженный Августин . [Информация о книге: Автор; Время написания; Содержание; Читательская история книги. 7 фактов о блаженном Августине]. Ил.: Августин воскрешает упавшего с балкона ребенка. Симоне Мартини. Около 1328//Фома. - – январь 2016. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »). Новомученики: Игумен Дамаскин ( Орловский ), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru . Священномученик Сергий (Лебедев) . 1895 -31.01.1938. Свидетели лжи. Документальные фото, предоставленные автором//Фома. - – январь   2016. – С.32-35. – (Раздел « Вера », рубрика « Новомученики »). Родился 16 сентября 1895 года в семье священника Петра Михайловича Лебедева, служившего в Благовещенской церкви в селе Салькове Подольского узда Московской губернии.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-1-153-...

Священник Никольского собора Владимир Дубровицкий жил в Свечном переулке, и каждый день ходил в храм, не пропуская ни одной службы. Шел в любую погоду, седой как лунь, худой и страшный. Своих дочерей он растил один, жена умерла рано. Лариса была на фронте, Милица - солистка балета Кировского театра выступала на кораблях, в передовых частях. " Всю войну не было дня, чтобы отец не пошел на работу, - вспоминала дочь М.В. Дубровская о своем отце. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляю его остаться дома, боюсь - упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: " Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить " . Священнослужители испытывали на себе все тяготы блокады и понимали, как люди нуждались в поддержке и утешении. Старейший протоиерей Иоанн Горемыкин на восьмом десятке лет каждый день добирался на службу с Петроградской стороны в Коломяги. Бывало, что свой паек он отдавал голодающим. Отец Иоанн благословлял земляков идти на фронт, но и к своему сыну, работавшему главным инженером на заводе, относился требовательно. В одной из бесед он настоял, что бы сын наравне со всеми шел защищать Родину. Василий Горемыкин пошел в армию. Командующий фронтом Л.А. Говоров, узнав об этом, специально приезжал в Коломяжскую церковь благодарить отца-протоиерея. Деятельность Ленинградской церкви во время блокады нашла свое признание со стороны Советского государства 11 октября 1943 года - особая дата в истории Ленинградской епархии. В этот день, по поручению Президиума Верховного Совета СССР были вручены медали " За оборону Ленинграда " Высокопреосвященному митрополиту Алексию и одиннадцати священнослужителям церквей. После начала эвакуации в феврале 1942 года Ленинград заметно опустел, сократилось число прихожан. Были эвакуированы и священнослужители в основном заштатные. Николай Константинович Лебедев в дороге заболел воспалением легких и был оставлен на станции, не доезжая Вологды. После выздоровления определен в дом инвалидов, где и скончался 6 февраля 1942 года. Советов Александр Евгеньевич эвакуирован больным в г. Кострому, где скончался 14 августа 1942 года. Попов Илья Васильевич эвакуирован 24 июня 1942 года в Ульяновск в распоряжение Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия, вернулся в Ленинград в сентябре 1945 года. Садофьев Владимир Григорьевич с 1938 года находился за штатом, неофициально служил в Коломягах, эвакуирован в 1942 году. Епископ Симеон (Бычков Сергей Иванович) с сентября 1941 года назначен к Спасо-Парголовской церкви, эвакуирован в 1942 году.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010