Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649—650.    Жизнь и подвиги старца Феодота Составил иеромонах Иассон. Курск, 1894. С. 4—5.    Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. С. 4—5. ИЕРОМОНАХ ПОЛИКАРП, НАСТОЯТЕЛЬ (1789)     Преемником иеромонаха Вениамина был иеромонах Поликарп. О нем известно лишь то, что он управлял Глинской пустынью четыре месяца, а затем был уволен от должности настоятеля. Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни... Ч. 1. С. 12.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 88.    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649—650. ИГУМЕН ГАВРИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1790—1792)     В 1790 г. преосвященный Феоктист (Мочульский) повелел обратиться к живущим в Старо-Харьковском Преображенском монастыре двум безместным игуменам Исаии и Гавриилу с предложением управлять кому-либо из них Глинской пустынью. Игумен Гавриил, находившийся на покое, изъявил на это желание и 11 февраля 1790 г. был утвержден в должности настоятеля Глинской обители. Но через два с половиной года в ночь с 12 на 13 октября 1792 г. в келлию его ворвались разбойники, «опустошили ее», а сам о. Гавриил едва «успел бегством спастись от их лютости» , после чего он отказался от управления пустынью и уволился в Рыльский Николаевский монастырь, а в 1793 г. в Путивльский Молченский монастырь. Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни... Ч. 1. С. 15—16.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 88.    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649—650.    Софрониева и Глинская пустыни. С. 19.    Анатолий (Ключарев), архимандрит. Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря//Курские епархиальные ведомости. 1882. С. 558.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Краткий очерк жизни архимандрита Иннокентия, настоятеля Глинской пустыни. Киев, 1906. 16 с., илл.; портр. Архимандрит Иннокентий, настоятель Глинской пустыни. (Память 17 сентября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 207–217, портр. С. 206. Некролог: [...настоятель о. архимандрит Иннокентий...]//Курские епархиальные ведомости. 1888. 40 (часть неофиц.). С. 654–655. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 91. Из гл. XV «О настоятелях». Архимандрит Иннокентий//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса, 1901. С. 33–34; С. 35 портр.; То же. Одесса, 1904. С. 29, 33–34; То же. Курск. 1912. С. 24, 27, 28, 58, 67. Марк (Лозинский) , игумен, проф. МДА. Отечник проповедника. (Практическое пособие для студентов: 122.1 пример из Пролога и Патериков). Загорск (ныне Сергиев Посад. – Примеч. издат.). Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 611. 877. «Незадолго до смерти настоятеля Глинской пустыни одна из посетительниц видела на голове его золотой венец, а лицо его было, как у ангела». Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский . Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. С. 279. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 149–150. Игумен Филарет, настоятель и возобновитель Глинской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 401. Спасо-Илиодоровский скит... С. 8, 22. Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни старца иеросхимонаха Макария//Курские епархиальные ведомости. 1893. 16. С. 42, 55. Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Одесса, 1901. С. 4, 40, 55. Глинские иноки: схимонах Марк, иеромонах Порфирий и монах Димитрий//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 334. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 13, 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В 1871 году стали выходить в свет «Курские епархиальные ведомости», редактируемые и издаваемые при Курской духовной семинарии в Белгороде. В числе деятельных сотрудников этого печатного органа Курской епархии был И.А. Новицкий. Статьи его по философским и педагогическим вопросам, отличавшиеся глубоким интересом мысли и простым увлекательным стилем, читались с неослабевающим вниманием. Эти статьи заинтересовывали и учеников семинарии и служили прекрасным добавлением к его классным лекциям. После праздников святой Пасхи занятия в семинарии продолжились почти по половины июля, считая, конечно, в том числе и экзамены, так как по уставу, действовавшему тогда, каникулы считались от 15 июля до 1 сентября. Но мой старший брат Владимир захворал, и вследствие этого, согласно разрешению правления семинарии, основанному на прошении моего родителя и медицинском свидетельстве курского врачебного инспектора Ивана Федоровича Тихомирова, мой брат и я были подвергнуты испытаниям по некоторым предметам семинарского курса ранее обычного времени. Выдержав все экзамены в конце июня, мы возвратились в Курск. В ноябре же 1872 года я по экзамену поступил в курскую гимназию. Публикуется по: Курские епархиальные ведомости. 1914. 5. С. 110–116; 12. С. 255–260; 21. С. 450–454; 42. С. 854–855. 10 февраля 2010 г. Рейтинг: 7.4 Голосов: 6 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Курская семинария была образована в 1787 г. на базе духовной школы при белгородском архиерейском доме епископом Белоградским и Курским Феоктистом (Мочульским; 1732–1818). Располагалась в Белгороде. Курский период в деятельности семинарии начался с 1879 года, в Курск она окончательно переехала в 1883 г. Курскую и Белогородскую кафедру в это время занимал епископ Сергий (Ляпидевский; 1820–1898), известный духовный писатель. Сын протоиерея, получил высшее образование в Московской духовной академии, в которой был позднее инспектором, а затем и ректором. В 1861 г. возведен в сан епископа Курского; позже был архиепископом в Казани, Кишиневе и Херсоне, а с 1893 г.– митрополитом Московским и Коломенским.

http://pravoslavie.ru/33989.html

Игуменья Филарета Уфимская//Там же. Август. 1909. С. 549, 552–553, 562. Игуменья Севского Троицкого девичьего монастыря Паисия//Там же. Июль. 1908. С. 582. Архимандрит Макарий, первый Алтайский миссионер. Изд. 2-е. М., 1892. До и после пострига. Поучение монахам Глинского игумена Филарета. 3-е изд. Курск, 1911. C. III–IV. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П. Строев. СПб., 1877. С. 649–650. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Изд. 2-е Брянской Белобережской пустыни. Одесса, 1904. С. 5, 25, 55, 56, 66. Строитель отец Василий, настоятель Белобрежской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 267, 268, 269. Памятная книжка Курской губернии на 1892 г. Курск, 1892. С. 35–36. Златоверховников Н.И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губернии. Курск, 1902. С. 77. Глинская пустынь [Библиографическая заметка]//Курские епархиальные ведомости. 1912. 26. С. 616. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь [Библиографическая заметка] А.Т.//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 104–108. Архивные документы и рукописи ОР ГБЛ Послужные списки игумена Филарета Отчет о состоянии Курской епархии с ведомостями о настоятелях, настоятельницах и монашествующих за 1823 г. Послужной список настоятелей//ЦГИА, ф. 796, оп. 105, д. 1339. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1831 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 113, д. 1923. Список настоятелей монастырей и ведомость о монастырях в 1832 г. Ч. 15. Рапорт епископа Курского и Белоградского Илиодора в Святейший Синод февраля 1 дня 1833 г. с ведомостями о монашествующих и настоятелях//ЦГИА, ф. 796, оп. 114, д. 1231. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1834 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 116, д. 1084/37. Ведомость о настоятелях и настоятельницах монастырей за 1839 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 445, д. 501, л. 46. < О производстве во игумена По рапорту епископа Курского Илиодора о производстве иеромонаха Глинской Рождество-Богородицкой пустыни Филарета во игумена. 1839 г.//ЦГИА, ф. 7796, оп. 120, д. 333. О сочинениях игумена Филарета

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

6 Ювачев Ив. Глинская пустынь//Русский паломник. 1906. 10. С. 154. Четвериков Сергий, прот. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания. Париж, 1926. С. 24–25. 9 Четвериков Сергий, прот. Оптина пустынь. Исторический очерк и личные воспоминания. Париж, 1926. С. 24–25. 10 В кн.: «Глинская пустынь: Очерк современного состояния обители» (Одесса, 1904) сказано, что из Глинской пустыни вышло более 25 настоятелей (с. 48). Однако уже после издания этой книги Глинские иеромонахи были назначены настоятелями в Пустынский Успенский монастырь Могилевской епархии (1905 г.); Иссык-Кульский монастырь Туркестанской епархии (1905 г.); Обоянский Знаменский (1906 г.) и Путивльский Молченский (1909 г.), монастыри Курской епархии; Омский Покровский монастырь (1913 г.) (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 15; ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 5; РГИА, ф. 796, оп. 202, от. 1, ст. 5, д. 5/1889, л. 7–7 об.). 11 Из множества Глинских воспитанников назовем лишь наместника Почаевской лавры (в начале ХХ века) архимандрита Амвросия; главного духовника архиерейского дома митрополита Московского и Коломенского и казначея Московского Чудова монастыря в конце XIX века архимандрита Паисия (Рухленко); наместника Виленского Свято-Духова монастыря архимандрита Антония (1845–1862) и эконома Святогорской пустыни иеросхимонаха Иоанна, исцелявшего бесноватых. 16 Глинская Рождество-Богородицкая пустынь/Архим. Анатолий//Курские епархиальные ведомости. 1886. 15. С. 79. 27 Архимандрит Анатолий (Ключаров) окончил Киевскую духовную академию; преподавал в Курской Духовной Семинарии Священное Писание, догматическое и нравственное богословие, исполнял должность инспектора и ректора, был первым цензором «Курских епархиальных ведомостей». В 1879 году о. Анатолий был назначен настоятелем Рыльского Николаевского монастыря. В течение почти 20 последних лет своей жизни он «неустанно и с любовью трудился над изысканием и изучением памятников местной церковной жизни, и плодом его трудов было несколько обширных и содержательных исторических описаний церквей и монастырей Курской епархии» (Архимандрит Анатолий: (Некролог)//Курские епархиальные ведомости. 1886. 15. С. 729). Архимандрит Анатолий скончался в 1886 г. После его кончины осталось много неопубликованных статей и необработанных материалов (Там же. С. 730). Фамилия архимандрита Анатолия указана в работе священника И. Харланова «Примечание к статье о. архимандрита Анатолия», опубликованной в «Курских епархиальных ведомостях» за 1889 г., в 19. С. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

5 . В частности, по земельному вопросу Курское духовенство признает, что все земли государственные, удельные, кабинетские, помещичьи, частновладельческие, монастырские и церковные должны быть изъяты из частного владения и перейти безвозмездно в пользование трудящегося населения. Условия перехода земель из частного владения в руки трудового населения должны быть разработаны и определены Учредительным Собранием так, чтобы земель ный переворот совершился возможно безболезненно, без общественных потрясений. 6 . Духовенство Чрезвычайного Епарх[иального] Съезда признает необходимым об ратиться с соответствующим печатным воззванием к духовенству всей епархии, призвав го к самому энергичному служению новому строю. Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. 2021. Часть неофиц. С. 199200; ВЦОВ. 1917. 39. С. 3. ... взаимоотношении Церкви и Государства: В свободном государстве должна быть свободная Церковь . Поэтому признать желательным отделение Церкви от государства на началах свободы и самоопределения Церкви с тем, чтобы государство, признавая культурную ценность религии, не становилось во вражду с Церковью, а оказывало ей поддержку. Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. 2021. Часть неофиц. С. 201. Выразить резкое порицание всем лицам, принимавшим активное участие в делах Союза русского народа, 392 и в особенности членам [курской] консистории [состоящим в этом Союзе], которые по своему служебному положению оказывали давление на подведомственное духовенство, и без того обезличенное и обесправленное. ВЦОВ. 1917. 25. С. 4. 192. Из постановлений Нижегородского епархиального съезда духовенства и мирян 1518 мая 1917 г. ...Мы не сторонники отжившего и тяжкого для Церкви старого строя. Мы приветствуем Временное правительство и Св. Синод в их стремлении провести глубокие церковные реформы в целях оживления омертвелой поверхности Русской Православной Церкви. [Съезд высказал одобрение] возвышенных лозунгов обновленного государственного строя. РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. II отдел. III стол. Д. 43. Л. 32об.33. Машинопись. Копия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 авг. 2004 г. назначен архиепископом Курским и Рыльским, ректором Курской ДС. 30 авг. вступил в управление епархией. За время служения на новой кафедре Г. совершил освящение 5 молитвенных комнат в городских и обл. больницах; в 2005 г. в Курском медколледже совместно с епархией по благословению Г. открыто новое отд-ние по подготовке сестер милосердия. Под рук. архиерея совместно с администрацией Курской обл. разработана программа духовно-нравственного воспитания детей и юношества, проведен Первый Всероссийский фестиваль детских церковных хоров. С 2005 г. в школах Курской обл. введено преподавание основ правосл. культуры; по ходатайству Г. депутаты Курского городского собрания приняли решение о присвоении имени прп. Серафима Саровского одной из центральных улиц Курска. При деятельном попечении архиепископа восстанавливается древний курский женский монастырь Святой Троицы . Г. является председателем попечительского совета по комплексному возрождению Коренной в честь Рождества Богородицы мужской пустыни главным редактором ежемесячной газ. «Курские епархиальные ведомости». В мае 2005 г. возглавлял делегацию РПЦ на торжествах по случаю открытия памятника ап. Павлу близ Дамаска. Награжден орденом свт. Иннокентия 2-й степени (2002), а также гос. орденом Почета (2000) и орденом Республики Саха (Якутия) «Полярная Звезда» (2001). Решением Свящ. Синода от 5-6 окт. 2011 г. утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Знаменского мужского монастыря г. Курска и Курской Коренной Рождества Богородицы мужской пустыни пос. Свобода Золотухинского р-на Курской обл. Решением Свящ. Синода от 26 июля 2012 г. назначен главой новообразованной Курской митрополии и временным управляющим Щигровской епархией. 1 августа 2012 г. возведен в сан митрополита. Соч.: Созидать и преумножать благое//Курские ЕВ. 2004. 11. С. 3; Светлые души веру берегут//Там же. 13-14. С. 2; Врач, исцелися сам//Там же. 15-16. С. 7; Милость его да пребывает с нами//Там же. 17-18. С. 3; Нет служения выше//Там же. С. 6; Господь создал нас для вечной жизни//Там же. 2005. 1-2. С. 7; Арабы чтут правосл. святыни//Там же. 11-12. С. 7; Милость его да пребывает с нами//«Всюду Серафим!»: О Всерос. праздновании в 2004 г. 250-летия со дня рождения в г. Курске прп. Серафима, Саровского чудотворца. М., 2005. С. 10-13.

http://pravenc.ru/text/164771.html

33. Открытие Высших Женских Богословских педагогических курсов при Скорбященском монастыре в Москве//Московские церковные ведомости. — 1916. — 47/48, 16 ноября. 34. Положение о Миссионерском совете при Святейшем Синоде (Высочайше утверждено 21 марта 1913 г.)//Церковные ведомости. — 1913. — 17. 35. Предсоборное присутствие. Журнал заседаний VI отдела 4 за 16 марта 1906 г.//Прибавления к Церковным ведомостям. — 1906. — 17. — С. 999. 36. Проповедническая, просветительная и благотворительная деятельность обителей Курской епархии в 1913 году//Курские епархиальные ведомости. — 1914. — 20. 37. Просветительная деятельность монастырей//Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. — Пг., 1916. 38. Состояние отечественной Церкви за 1908—1909 гг.//Миссионерское обозрение. — 1912. — 3. 39. Церковные ведомости. — 1906. — 20. — С. 1154. 40.  Шавельский Г., прот.  Русская Церковь перед революцией. — М.: Артос-Медиа, 2005. Глава 21. Социальное служение преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны и ее обители В России к концу XIX — началу XX в. благотворительность развилась в мощное общественное движение. Появились разнообразные типы богоугодных заведений, которые обеспечивали не только приют бездомным, но и давали им возможность получить образование и профессиональную подготовку, а в дальнейшем работу. К концу XIX в. в Российской империи действовало 14 854 благотворительных учреждений, из них благотворительных обществ было 7349 и благотворительных заведений — 7505 С. 30]. Немалый вклад в их создание внесла вел. кнг. Елизавета Феодоровна. Вся жизнь этой удивительной женщины прошла в заботе о бедных и больных. Одно ее присутствие исцеляло несчастных и обращало окаменевшие сердца к Богу. Исследователи продолжают находить все новые данные о ее деятельности: количество созданных ею учреждений и тех, где она состояла почетной попечительницей, известных на сегодняшний день, около 80, не только по всей территории бывшей империи, но и за границей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   Ведомость мужским и женским монастырям за 1901 г. СПб., 1902. С.49    Волынские епархиальные ведомости. 1898. 11—12. С. 203.    Церковный вестник. 1904. 17.    Литовские епархиальные ведомости. 1898. 12. 1904. 15—18.    Беседа, произнесенная преосвященным Ювеналием, епископом Курским и Белоградским 22 августа 1897 г. по освящении храма, устроенного в Глине, при братской больнице//Курские епархиальные ведомости. 1897. 52. С. 1025—1026.    Прибавления к «Церковным ведомостям», издаваемым при Святейшем Синоде. 1897. 47. С. 1691; То же. 1901. 39. С. 1405; То же. 1904. 18—19. С. 651 — 657.    Историко-статистическое описание Молченской... пустыни... С. 58.    Памятная книжка Курской губернии на 1894 г. [Б. м., б. г.]. Отд. IV. С. 62.    Игумен Агапит, старец Киево-Печерской Лавры//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков.Февраль. М., 1906. С. 226—227.    Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон. СПб., 1904. Т. ХЫ. С. 276.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илио-дора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собр. игуменом Иассоном. С. 188—189. Архивные документы    По представлению Сергия, епископа Курского, об увольнении на покой настоятеля Глинской пустыни игумена Иоасафа и о назначении на его место иеромонаха Ювеналия. 16 окт. 1861 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 142, д. 1804.    Письма епископу Сергию (Ляпидевскому) Ювеналия, архимандрита по делам Курского епархиального управления. 1862 г.//Там же, оп. 205, д. 639.    По донесению Сергия, епископа Курского, о возведении в сан архимандрита настоятеля Коренной Рождество-Богородицкой пустыни игумена Ювеналия. 1866 г.//Там же, оп. 143, д. 1145.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1862 г.//Там же, оп. 442, д. 100, л. 10.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1863 г.//Там же, д. 143, л. 4 об.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1864 г.//Там же, д. 143, л. 5.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1893 г.//Там же, д. 1453.    Отчет о состоянии Курской епархии за 1894 г.//Там же, д. 1510.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

сост. М.А. Бабкин II. Резолюции по политическим вопросам съездов православного духовенства и мирян (март-июль 1917г.) Долг Церкви – познать волю Божию, а она раскрывается в соборном согласии епископата, клира и народа Божия, то есть всей Полноты Церковной Алексий II (Ридигер), патриарх Московский и всея Руси (Из телеобращения патриарха Московского и всея Руси Алексия II 14 июля 1998 г. ЖМП. М., 1998. 9. С. 5). 2.1. Постановления епархиальных съездов духовенства и мирян 162. Из резолюций Чрезвычайного съезда духовенства Ставропольской губернии 330 17 марта 1917 г. П. 12. Обсуждение мер к общем у воодушевлению, объединению народа в борьбе с врагом и в деле продовольствия 331 : Помимо распространения в самых широких размерах соответствующих воззваний правительства и самого духовенства, считать нравственным долгом, непременной и святой обязанностью каждого члена причта при всяком удобном случае путем личных бесед внушать прихожанам необходимость борьбы со врагом до победного конца, в простых и ясных примерах показывая ужасные последствия поражения вплоть до лишения завоеванных народом свобод; поддерживать в народе словом и примером бодрость духа – вернейший залог победы; опровергать всякие ложные и неправдоподобные слухи о ходе военных действий; призывать отцов, матерей и жен воинов к тому, чтобы они и в письмах своих в армию умоляли своих дорогих заступников постоять против врага до полной победы над ним... Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 408409. П. 14. Об отношении духовенства к текущим событиям: По телеграфу поставить в известность г[осподи]на председателя [Совета] министров о том, что духовенство епархии, признавая новый государственный строй и всецело подчиняясь Временному Правительству, приложит все силы к водворению в народе новых начал государственной жизни и надеется, что при единстве твердой правительственной власти отношение последней к церкви и духовенству будет благожелательным. 332 Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917. 1314. Отдел неофиц. С. 409; Курские епарх. ведомости. Курск, 1917. 1415. Часть неофиц. С. 148149.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010