Иеромонах Евтихий управлял Глинской пустынью почти четыре с половиной года. Однако архимандрит Анатолий (Ключарев) писал, что «иеромонах Евтихий известен более как строгий эконом Белоградского архиерейского дома, чем как настоятель. Он номинально числился строителем Глинской пустыни...» . Указом Святейшего Синода от 27 марта 1809 г. он был переведен в Екатеринославскую епархию на должность настоятеля Балаклавского Георгиевского монастыря. Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 17—18.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 89.    Историко-статистическое описание Молченской ... пустыни ... С. 51.    Анатолий (Ключарев), архимандрит Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря//Курские епархиальные ведомости. 1882. С. 561.    Материалы для истории Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1883. С. 698. Архивные документы    Ведомости о монастырях по епархиям за 1807 г.//ЦГИА, ф. 796, оп. 89, д. 956, л. 160.    О смерти архимандрита Балаклавского Георгиевского монастыря Дионисия и определении туда строителем Глинской пустыни иеромонаха Евтихия//ЦГИА, ф. 796, оп. 89, д. 576. ИЕРОМОНАХ ПАРФЕНИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1809—1817)     В 1809 г. иноки Глинской пустыни просили архиепископа Феоктиста определить настоятелем их обители духовника Коренной пустыни Курской епархии иеромонаха Парфения, отличавшегося строгостью жизни.    Иеромонах Парфений, русский, из мещан, начало иноческой жизни полагал в Саровской пустыни, в которой и был пострижен. В Сарове он проходил различные послушания с 1786 по 1792 г. Затем вместе с Саровским иеромонахом Иларием был переведен в Коренной монастырь для учреждения там общежития подобного саровскому.    В 1793 г. о. Парфений был рукоположен во иеродиакона и в том же году — во иеромонаха. С 1798 г. в течение 10 лет он проходил в этом монастыре должность казначея и духовника «со всяким усердием» и много помог настоятелю в заведении и поддержании общежития в Коренной обители.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

15. Деяния Пятого Всероссийского Миссионерского Съезда/Под ред. И. Г. Айвазова. — М., 1917. 16. Диаконисы: между монастырем и миром//Нескучный сад. — 2004. — 2(9). — С. 78—81. 17.  Евлогий (Георгиевский), митр.  Путь моей жизни: Воспоминания митр. Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т. Манухиной. — М.: Моск. рабочий, 1994. 18.  Иоанн (Маслов), схиархим.  Глинская пустынь: История обители и ее духовно-просветительская деятельность в XVI-XX веках. — М.: Издат. отд. Моск. Патриархата, 1994. 19. К открытию в Москве Богословско-Педагогического Миссионерского Института. Проект представления Св. Синоду//Православный благовестник. — 1915. — 2. — С. 106—110. 20.  Карпычева Л. А.  Исторический и богословский опыт. Сестры милосердия. История в свете современности//Информационный бюллетень. — 2006. — Май. 21.  Козлов В. Ф.  Монастыри в России в первые годы после революции//ЖМП. — 1993. — 4. — С. 26—33. 22.  Козлов В. Ф.  Москва миссионерская//Московский журнал. — 1997. — 8/9. — С. 37—45. 23. Курские епархиальные ведомости. — 1914. — 36. 24.  Кузнецов Н. Д.  Общественное значение монастырей. — СПб., 1908. 25. Материалы к Житию преподобномученицы Великой княгини Елизаветы: Письма, дневники, воспоминания, документы. — М.: Отчий дом, 1995. 26.  Мелъгунов С. П.  Наши монастыри: К вопросу о секуляризации земель. — Пг., 1917. 27. Миссионерский спутник/Под ред. В. М. Скворцова. — СПб., 1902. 28.  Никольский А., прот.  Забайкальская духовная миссия (1681—1903): Очерк из истории православной миссии в Восточной Сибири. — М., 1904. 29.  Никон (Рклицкий), архиеп.  Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время, 1863—1936. — Нижний Новгород: Изд-во братства св. Александра Невского, 2004. — Кн. 2. 30. Объявление об издании Глинских Богородицких книжек//Курские епархиальные ведомости. — 1893. — 23. 31. Определение Священного Синода от 24 марта — 8 апреля 1910 г. за 2313. 32. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о монастырях и монашествующих. 31 августа (13 сентября) 1918 г.//Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. Вып. 1—4. — М., 1994. — Вып. 4. — С. 31—43.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Литература    Краткий очерк жизни архимандрита Иннокентия, настоятеля Глинской пустыни. Киев, 1906. 16 с., илл.; портр.    Архимандрит Иннокентий, настоятель Глинской пустыни. (Память 17 сентября)//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 207—217, портр. С. 206.    Некролог: [...настоятель о. архимандрит Иннокентий...]//Курские епархиальные ведомости. 1888. 40 (часть неофиц.). С. 654—655.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь. М., 1891. С. 91. Из гл. XV «О настоятелях».    Архимандрит Иннокентий//Глинская пустынь. Очерк современного состояния обители. В 2-х ч. Одесса, 1901. С. 33—34; С. 35 портр.; То же. Одесса, 1904. С. 29, 33—34; То же. Курск. 1912. С. 24, 27, 28, 58, 67.    Марк (Лозинский), игумен, проф. МДА. Отечник проповедника. (Практическое пособие для студентов: 122.1 пример из Пролога и Патериков). Загорск (ныне Сергиев Посад. — Примеч. издат.). Троице-Сергиева Лавра, 1971. С. 611. 877. «Незадолго до смерти настоятеля Глинской пустыни одна из посетительниц видела на голове его золотой венец, а лицо его было, как у ангела».    Четвериков Сергий, прот. Молдавский старец Паисий Величковский. Его жизнь, учение и влияние на православное монашество. 2-е изд. Париж, 1988. С. 279.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-е изд. Одесса, 1905. С. 149—150.    Игумен Филарет, настоятель и возобновитель Глинской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 401.    Спасо-Илиодоровский скит... С. 8, 22.    Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни старца иеросхимонаха Макария//Курские епархиальные ведомости. 1893. 16. С. 42, 55.    Краткое описание жизни и подвигов Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Одесса, 1901. С. 4, 40, 55.    Глинские иноки: схимонах Марк, иеромонах Порфирий и монах Димитрий//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 334.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Март. М., 1907. С. 363—364.    Леонид (Кавелин), иеромонах//Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. 3-е изд. Курск, 1885.    Лебедев Лев, прот. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь//ЖМП. 1989. С. 66—67.    Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649—650.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь " Библиографическая заметка] А.Т.//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 104.    Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 15.    Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 54. Архивные документы    По просьбе дворян и других обывателей г. Путивля о введении в Глинской Богородицкой пустыни устава Афонской горы//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7889, л. 3.    Глинская опись церковного и ризничного имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 10об.    По копии с именного высочайшего указа о прибавке в Глинской Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии 13 монашеских вакансий с тем, чтобы поступающие получали содержание от самой пустыни. Устав означенной пустыни, составленный настоятелем//ЦГИА, ф. 786, оп. 102, д. 936, л. 6.    Именные списки настоятелей и настоятельниц монастырей за 1810 год//ЦГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016. ИЕРОМОНАХ ЛЕОНТИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1817)     В 1817 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен строитель Знаменского Обоянского монастыря и эконом архиерейского дома бывший духовник Белоградского Николаевского монастыря иеромонах Леонтий. Но он мало имел опыта в руководстве жизнью иноческого общежития и поэтому пробыл в должности только шесть недель. Литература    Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 28.    Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

М., 1891. С. 90.    Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. 3-е изд. С. 20.    Софрониева и Глинская пустыни. С. 18—20.    Анатолий (Ключарев), архим. Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря//Курские епархиальные ведомости. 1882. С. 563.    Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 15. ИГУМЕН ФИЛАРЕТ, НАСТОЯТЕЛЬ (1817—1841) (Память 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст.)    «Как убогие, видя царские сокровища, еще более познают нищету свою, так и душа, читая повествования о великих добродетелях святых отцов, делается более смиренной в мыслях своих».     Преподобного отца нашего Иоанна игумена Синайской горы, Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. 6-е изд. Сл. 26, гл. 211.     Выдающийся Глинский подвижник XIX в. настоятель игумен Филарет был своеобразным живым звеном, связывающим Глинскую пустынь с Софрониевой и с Киево-Печерской Лаврой, а через них с Афонским иночеством и заветами известного старца Паисия (Величковского) , канонизированного Поместным Собором Русской Православной Церкви в год празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 г..    Игумен Филарет был лично известен императорам Александру Благословенному и Hukoлaю I, в 1821—1825 гг. в Петербурге прославился как поборник православия, выступая против еретических лжеучений и защищая устои монашеской жизни. Перенесемся мыслью и сердцем в отдаленную от нас по времени историю Глинской пустыни, встретимся с ее настоятелем — мудрым старцем Филаретом — возобновителем, духовным возродителем этой обители, широко известной в нашей стране и за ее пределами в XVII—XX bb. Насладимся хотя отчасти созерцанием боголепного старца Филарета, воспитавшего не одно поколение духовных чад личным примером своей высокой-подвижнической жизни, мудрым, кротким словом наставления. Подышим благоуханием его горячих молитв, поста, глубокого смирения, которые вознесли этого дивного светильника на высоту добродетелей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Глинский старец о. Феодот//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Июль. М., 1908. С. 204. Глинский старец Николай скорбящий//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Январь–июнь. Том доп. Часть I. Кн. 1. М., 1912. С. 587–588. Схимонах Лаврентий Глинский//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Август. М., 1909. С. 498–500. Краткое описание жизни и подвигов старца Глинской пустыни иеросхимонаха Макария. Одесса, 1901. С. 37, 40–42. Схимонах Лука, подвижник Глинской пустыни//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. М., 1908. С. 3, 9, 10. Очерк жизни схимонаха Луки, подвижника Глинской пустыни. Одесса, 1907. С. 1, 2, 23. Жизнеописание Глинского подвижника схимонаха Архиппа. Одесса, 1902. С. 20, 71. Глинский подвижник схимонах Архипп//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. М., 1909. С. 336. Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Одесса, 1909. С. 14–18, 25–26. Спасо-Илиодоровский скит... С. 8–24, 29, 31, 34, 38. Архимандрит Петр, настоятель первоклассного Тихвинского Большого монастыря//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и Июль. М., 1908. С. 554. Старец Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор//Курские епархиальные ведомости. 1895. 23. С. 480. 26. С. 502. Глинская пустынь. Библиографическая заметка//Курские епархиальные ведомости. 1912. 26. С. 646. Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск. 1910. С. 32. Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. Одесса, 1905. С. 150, 152. Глинский монах Артемий//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и Январь–июнь. Том. доп. Ч. I. Кн. I. М., 1912. С. 154. Глинский подвижник монах Петр//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 185, 191. Глинский иеросхимонах Анатолий благоговейный//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и Ноябрь. М., 1910. С. 742.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Март. М., 1907. С. 363–364. Леонид (Кавелин) , иеромонах//Историческое описание Коренной Рождество-Богородицкой пустыни. 3-е изд. Курск, 1885. Лебедев Лев, прот. Курская Коренная Рождество-Богородицкая пустынь//ЖМП. 1989. С. 66–67. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649–650. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь " Библиографическая заметка] А.Т.//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 104. Жизнеописание старца игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии//Курские епархиальные ведомости. 1892. С. 15. Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. С. 54. Архивные документы По просьбе дворян и других обывателей г. Путивля о введении в Глинской Богородицкой пустыни устава Афонской горы//ЦГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7889, л. 3. Глинская опись церковного и ризничного имущества Курской епархии Глинской Рождество-Богородицкой мужской общежительной пустыни, составленная в 1854 г.//ЦГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 10об. По копии с именного высочайшего указа о прибавке в Глинской Богородицкой общежительной пустыни Курской епархии 13 монашеских вакансий с тем, чтобы поступающие получали содержание от самой пустыни. Устав означенной пустыни, составленный настоятелем//ЦГИА, ф. 786, оп. 102, д. 936, л. 6. Именные списки настоятелей и настоятельниц монастырей за 1810 год//ЦГИА, ф. 796, оп. 91, д. 1016. ИЕРОМОНАХ ЛЕОНТИЙ, НАСТОЯТЕЛЬ (1817) В 1817 г. настоятелем Глинской пустыни был назначен строитель Знаменского Обоянского монастыря 88 и эконом архиерейского дома 89 бывший духовник Белоградского Николаевского монастыря 90 иеромонах Леонтий. Но он мало имел опыта в руководстве жизнью иноческого общежития и поэтому пробыл в должности только шесть недель 91 . Литература Историческое описание Глинской ... пустыни ... Ч. 1. С. 28. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 90.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Жизнь и подвиги старца Феодота Составил иеромонах Иассон. Курск, 1894. С. 4–5. Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. С. 4–5. ИЕРОМОНАХ ПОЛИКАРП, НАСТОЯТЕЛЬ (1789) Преемником иеромонаха Вениамина был иеромонах Поликарп. О нем известно лишь то, что он управлял Глинской пустынью четыре месяца, а затем был уволен от должности настоятеля. Литература Историческое описание Глинской ... пустыни... Ч. 1. С. 12. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 88. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649–650. ИГУМЕН ГАВРИИЛ, НАСТОЯТЕЛЬ (1790–1792) В 1790 г. преосвященный Феоктист (Мочульский) повелел обратиться к живущим в Старо-Харьковском Преображенском монастыре двум безместным игуменам Исаии и Гавриилу с предложением управлять кому-либо из них Глинской пустынью. Игумен Гавриил, находившийся на покое, изъявил на это желание и 11 февраля 1790 г. был утвержден в должности настоятеля Глинской обители. Но через два с половиной года в ночь с 12 на 13 октября 1792 г. в келлию его ворвались разбойники, «опустошили ее», а сам о. Гавриил едва «успел бегством спастись от их лютости» 56 , после чего он отказался от управления пустынью и уволился в Рыльский Николаевский монастырь, а в 1793 г. в Путивльский Молченский монастырь. Литература Историческое описание Глинской ... пустыни... Ч. 1. С. 15–16. Глинская Рождество-Богородицкая общежительная пустынь (Курской губернии Путивльского уезда). М., 1891. С. 88. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви Сост. П.М. Строев. СПб., 1877. С. 649–650. Софрониева и Глинская пустыни. С. 19. Анатолий (Ключарев), архимандрит. Историко-статистическое описание Обоянского Богородицкого Знаменского монастыря//Курские епархиальные ведомости. 1882. С. 558. ИЕРОМОНАХ АЛЕКСАНДР, НАСТОЯТЕЛЬ (1793–1794; 1796–1798; 1800–1804) Иеромонах Александр (Проворов) в течение 11 лет (с 1793 по 1804 г.) неоднократно был определяем настоятелем Глинской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

920 Самая большая серебряная дарохранительница (весом 7 фунтов 12 золотников) с двумя киотцами и 3 финифтями была пожертвована елецким гражданином Феодором Даниловым, поступившим в число братства Глинской пустыни в 1853 году (РГИА, ф. 834, оп. 3, д. 2727, л. 72). 927 После вступления о. Евстратия в должность настоятеля Глинской пустыни некоторые из братии были им не совсем довольны. Они считали, что новый игумен слишком большое внимание уделяет внешнему благоустройству обители. (Очерк жизни… архимандрита Германа. С. 32). Но неустанные труды о. Евстратия на благо обители, забота об устройстве как материальной, так и духовной жизни ее насельников, привлечение в монастырь старцев-подвижников ярко свидетельствуют о его искренней, горячей любви к обители и неусыпной заботе о ее внутреннем и внешнем процветании. 929 Старец Глинской пустыни иеросхимонах Илиодор//Курские епархиальные ведомости. 1895. 23. С. 478. 930 Краткое сказание о жизни монаха Досифея/Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. 7. С. 49. 935 РГБ, ф. 213, к. 109, ед. хр. 30, л. 3. Из воспоминаний настоятеля Угрешского монастыря архимандрита Пимена известно, что незадолго до своей кончины игумен Евстратий ездил на родину и по дороге дважды заезжал в Угрешский монастырь (Воспоминания архимандрита Пимена//ЧОИДР. М., 1876. Кн. 3. Отд. 2. С. 62). 936 РГИА, ф. 834, оп. 3, л. 2727 (Главная опись церковного и ризничего имущества Глинской пустыни, подписанная по листам казначеем иеромонахом Авксентием). РГБ, ф. 203, к. 109, ед. хр. 30, л. 3. Возможно, о. Авксентий подвизался в Глинской пустыни еще при игумене Филарете. В документах обители подпись иеродиакона Авксентия, подобную подписи казначея иеромонаха Авксентия, находим на прошении братии Глинской пустыни о возвращении во владение пустыни лесной дачи за 1824 г. (РГИА, ф. 797, оп. 2, д. 7829, л. 83). 943 Там же. В Ближнем скиту при о. Авксентии была лишь часовня, освящена же она была после устроения в ней престола в 1860 году, однако в епархиальном отчете за 1856 год часовня названа церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

ВОИДР – Временник Московского общества истории и древностей российских (М.) ВЧ – Воскресное чтение (Киев, КДА) ДБ – Домашняя беседа ДС – Душеполезный собеседник (Изд. Афонского Русского Паителеимонова монастыря) ДухБ – Духовная беседа (С.-П, ДА) ДЧ – Душеполезное чтение (М.) ЖМНП – Журнал Министерства народного просвещения (СПб.) ЖМП – Журнал Московской Патриархии ЗВОРАО – Записки Восточного отделения Русского археологического) общества (СПб.) ЗИАН – Записки Императорской Академии наук (СПб.) ЗООИД – Записки Одесского общества истории и древностей ЗИФФ – Записки Историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета ЗКОРАО – Записки классического отделения Русского археологического общества ЗРНИБ – Записки Русского научного института в Белграде ИАН – Императорская Академия паук ИВ – Исторический вестник (СПб.) ИИАН – Известия Императорской Академии наук ИОАИЭ – Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете ИОРЯС – Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук (СПб.) ИРАИК – Известия Русского археологическое института в Константинополе ИРАО – Известия Русского Археологического общества (СПб.) ИРЯ – Исследования по русскому языку (Изд. Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук, СПб.) КДА – Киевская духовная академия КЕВ – Киевские епархиальные ведомости КПЛ – Киево-Печерская Лавра КурЕВ – Курские епархиальные ведомости ЛРОПТ – Листок Русского Общества пароходства и торговли (Одесса) МВед – Московские ведомости МГА МИД – Московский Главный архив при Министерстве Иностранных Дел МДА – Московская духовная академия МЕВ – Московские епархиальные ведомости МОб – Миссионерское обозрение (Киев) МЦВед – Московские церковные ведомости НАСКМ – Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь ОдВЛ – Одесский воскресный листок ОИДР – Общество истории и древностей Российских ОЛДП – Общество любителей древней письменности ОРЯС – Отделение русского языка и словесности Императорской Академии наук

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010