76. О послах московских в Литву. Послал в Литву царь Борис послов своих для заключения мирного договора, боярина Михаила Глебовича Салтыкова да Василия Осипова сына Плещеева; с ними же послал дворян десять человек — Михаила Самсонова сына Дмитриева с товарищами. А сам пошел в Можайск молиться, и в Боровск, и был в своем селе Борисове на Вяземе, и тут пировал много дней. Послы же заключили перемирие и пришли к Москве. 77. О меженине, и море, и голоде. Наводит Бог, грехов ради наших, приводя нас к покаянию, мы же его наказания ни во что не ставим, за то навел на нас Бог голод великий: были дожди великие все лето, хлеб же рос; и когда уже [пора пришла] хлебу наливаться, он незрелый стоял, зелен как трава; на праздник же Успения Пречистой Богородицы был мороз великий и побил весь хлеб, рожь и овес. И в том же году люди еще питались, терпя нужду, старым и новым хлебом, а рожь сеяли, чаяли, что взойдет; а весной сеяли овес, тоже чаяли, что взойдет. Тот же хлеб, рожь и овес, ничего не взошло, все погибло в земле. Был же на земле голод великий, так, что не купить и не добыть [хлеба]. Такая была беда, что отцы детей своих бросали, а мужья жен своих бросали же, и умирали люди, яко и в прогневание Божие, в моровое поветрие так не умирали. Был же тот голод три года. Царь же Борис, видя такое прогневание Божие, повелел мертвых людей погребать в убогих домах, и учредил к тому людей, кому трупы собирать. 78. О каменном деле в меженину для пропитания. Видя же царь Борис такое Божие прогневание, повелел вести большое каменное строительство, чтобы людям питаться [от этого]; и сделали каменные большие палаты на взрубе, где были хоромы царя Ивана. 79. О послах к Москве из разных земель. Пришли же к Москве послы кизылбашские и принесли от шаха многие дорогие изукрашенные дары, прежде же таких даров не присылали. Царь же Борис воздал им великую честь и отпустил их, а с ними послал послов своих со многими дарами. Приходили же англинские послы со многими же дарами, и послы папы римского, просились [пройти] через государеву землю в Кизылбаши. Царь же сделал по воле их и повелел пустить их через свою государеву землю водным путем.

http://sedmitza.ru/lib/text/439321/

Быть дарителями – прекрасный опыт. Пусть это будут пустяки – небольшие сувениры, сделанные своими руками, открыточки, подаренные соседским детям, участие в каком-то социальном проекте. Но это станет важным опытом в православной семье и надолго запомнится детям. Вопреки предпраздничному маркетингу – Есть семьи, где детям не дарят подарки на святого Николая по разным причинам. В других же игрушками и сладостями ограничивается праздник. Как же порадовать детвору в этот день? – Если не дарить детям подарки в этот праздник, у них возникает чувство ущербности. Но что хотят современные наши детки, чтобы им подарили? Среднестатистический ребенок хочет получить то, что есть у многих, что вызовет удовольствие и восторг. Подростки – какой-нибудь новый девайс: телефон, планшет и т.п. А те, что помладше, тоже хотят получить куклу или другую игрушку, «как у других». В магазинах игрушек представлено множество вариантов, и за определенную сумму, как правило, немалую, можно купить то, что ребенка удивит. Но часто родители, выбирая подарок, думают, что вот и этим дитя не ублажишь, и тем не удивишь – посмотрит на него кислым разочарованным взглядом. Потратишься – а останется один негатив. Надо что-то более дорогое покупать. Предпраздничный маркетинг заточен таким образом, чтобы заставить родителей приобретать игрушки всем детям. И часть этой маркетинговой политики заключается в том, чтобы игрушки были одинаково популярны. Мы же, как христиане, не можем отвлекаться от такого важного фактора, как польза подарка. И есть прекрасная традиция дарить детям разных возрастов всевозможные энциклопедии – прекрасно иллюстрированные, красочные. Это качественная литература, с хорошей графикой и текстом. Например, книги для детей издательства «А-ба-ба-га-ла-ма-га» – высокого художественного и полиграфического уровня. Такие книги могут приучить детей к чтению, развить в них любознательность, стать помощниками в познании мира. Хорошо в этот день повести детей на концерт, спектакль или в цирк, а если есть возможность, поехать на экскурсию в другой город. Можно пригласить в гости друзей детей, одноклассников. Только не тех, кого хотят родители, а тех, кому дети обрадуются. Или таких детей, которые не часто ходят в гости, чтобы им тоже сделать праздник.

http://pravmir.ru/shurupovertyi-knigi-i-...

Гермоген немедленно учел опыт Феоктиста при обороне Москвы, на которую уже надвигались армии повстанцев. Царь трепетал, знать готовилась бежать, войско было деморализовано, когда Гермоген 14 октября 1606 г. призвал москвичей в Успенский собор и напугал «видением», как разгневанный Бог предает их поголовно «кровоядцам и немилостивым разбойникам». Так уж повелось, что в Успенский собор собирались те, кому было что терять при разграблении столицы и кто мог сделать многое для ее обороны. Для закрепления впечатления от обрисованной им перспективы Гермоген объявил всенародный шестидневный пост с непрестанной молитвой о законном царе и прекращении «межусобной брани». Познакомившись с листовками, засылавшимися восставшими в осажденную Москву, патриарх счел своим долгом доказать пастве, что речь идет не о восстановлении на троне «царя Димитрия», а о низвержении устоев. Сатанинское отродье Лжедмитрий, утверждал Гермоген, убит, а выступающие от его имени «отступили от Бога и от православной веры и повинулись Сатане», неся стране «конечную беду, и срам, и погибель». Чего хотят восставшие? Они призывают холопов убивать своих господ и отбирать их жен, поместья и вотчины, предлагают голытьбе убивать и грабить купцов, обещают победителям боярские, воеводские, дьяческие и иные чины. Речь идет об уничтожении господствующих сословий, захвате их имущества и власти между самыми низкими социальными элементами. Столь ясная постановка вопроса в немалой степени прекратила колебания верхов посада Москвы и иных городов, куда Гермоген рассылал свои грамоты, повелевая духовенству размножать их и читать прихожанам «не по один день». Царские войска, местные воеводы и служилые люди уяснили, что война идет не на шутку, что под удар поставлено то общество, в котором они занимали хорошее или плохое, но далеко не последнее место.Социальное размежевание затронуло и армию повстанцев; сначала рязанцы Ляпунова и Сумбулова со стрельцами, затем дворяне Истомы Пашкова предали Болотникова и перешли пусть к ненавидимому, но предсказуемому феодалу Шуйскому. Хитроумный царь Василий хотел купить на знатный чин и самого предводителя крестьян, холопов, городской бедноты и казаков, но получил от Болотникова гордый ответ: «Я дал душу свою Димитрию и сдержу клятву, буду на Москве не изменником, а победителем!»

http://sedmitza.ru/lib/text/439406/

— Изволь, — ответствовал инок, приглашая богомольца на деревянные лавки под аркой крепостной стены, — расскажу все по ряду. — Купец сел и приготовился слушать историю, которую можно будет многие годы рассказывать друзьям и знакомым в городах, куда забросят его торговые дела. — Как осудили нас в шестьдесят седьмом году судьи неправедные, — начал монах, по привычке отождествляя себя с опальным патриархом, — с великою скоростью посадили в сани и повлекли зимним путем из царствующего великого града Москвы в Ферапонтов монастырь. Зима была лютая, теплых же одежд святейший Никон патриарх и мы, сущие с ним воскресенские монахи , не имели никаких. Только по нескольких днях архимандрит Новоспасский Иосиф, видя многострадального Никона от зимы согнетаема, умилился и отдал ему из своех вещей шубу и треух. Прочие же, бывшие с блаженным Никоном, сильно оскорбляемы были от зимней стужи и морозов. Святейший, жалея нас, перед каждым городом или селом хотел послать кого-нибудь купить теплые одеяния. Но суровый пристав наш Аггей Алексеевич Шепелев возбранял это с великим прещением и приказывал солдатам всех встречных людей немилостиво разгонять. Через города и веси проезжали мы с великой борзостью, а когда останавливались на ночь или коней кормили — все дворы заранее от людей солдаты очищали. В одну из ночей, — продолжал свой рассказ монах, — на таком пустом дворе встретилась нам старушка, что спряталась от солдат в погреб, а когда услышала, что воины ушли и остались в доме только Никон с учениками, вышла. Было ей видение, что едет Никон в заточение в великом утеснении и скудости. Сия же благочестивая, плакав много, вручила святейшему патриарху денег серебряных 20 рублей и довольно одеяний теплых для нас, а наутро вновь в месте тайном скрылась от лютого пристава. Гнал Аггей Шепелев сильных царских коней немилосердно. В одну ночь быстрые те кони перевернули возок святейшего Никона, и стукнуло его головой о дерево так сильно, что чуть голову на сорвало. К этой великой ране — не ведаю, случайно или нарочно, — и другую наши провожатые прибавили. Не доезжая реки Шексны, гоня ночью с великой скоростью, наехали повозкой на острое дерево торчащее, да так, что сани, в которых

http://sedmitza.ru/lib/text/439688/

Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом Истины высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие. Наказание, которое последует в отношении грешников после Страшного Суда, будет длиться не какой-то ограниченный период, а протянется в вечность, так что сколько бы грешник ни мучился, впереди его будет ждать всё та же нескончаемая вечность. Осознание этого факта также будет сопряжено с сильным страхом (см. подробнее:  Вечны ли адские муки? ). Цитаты о страшном суде «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.». Евр.4:12-13 «Рабы, нам подобные и успевшие в противоположном, осудят всех согрешающих, жестокого – милостивый, злого – добрый, дерзкого – кроткий, завистливого – дружелюбный, тщеславного – любомудрый, нерадивого – усердный, развратного – целомудренный. Так совершит Бог суд над нами, разделив нас на две части, и одних удостоит похвалы, а других наказания». свт. Иоанн Златоуст «В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?

http://azbyka.ru/strashnyj-sud

Некоторые могут возразить, говоря,  что якобы Христос выгнал меновщиков денег и торговцев скотов и голубей, а мы сейчас этим не торгуем. Но нужно знать историю: меновщики обменивали римские деньги, на которых с одной стороны был изображен лик императора, по приказу которого эти деньги были отчеканены, а с другой стороны — один из языческих богов, на иудейские шекели, на которых не было изображения. Это делалось ради того, чтобы изображения идолов не вносились в храм и не бросались в ящик для пожертвования. Торгующие продавали все нужное для жертвоприношения, ведь храм был один во всем мире и многие из-за дальности пути не могли привести жертву с собой, им легче было купить ее на месте в Иерусалиме. Итак, мы видим, что и меновщики и торгующие в храме делали, на первый взгляд, доброе дело: и языческие деньги не приносятся в жертву на храм, и люди не утруждаются тяжестью пути с жертвенным животным, и все как будто бы благочестиво и даже с любовью. Но Богу все это не угодно, потому что на самом деле торговля и обмен были устроены ради наживы, а иудейские первосвященники имели от этого материальную выгоду. Еще раз подчеркнем — главное, что в храме продавалось все нужное для богослужения, а не что попало, но в очах Христа это было мерзостью. И сейчас многие говорят, что в храме все продается нужное для богослужения, но это не является оправданием в очах Божиих. Теперь посмотрим, что в Библии говорится о ценах за требы (крещение, венчание и т.д.). Трудно себе представить, что если бы ко Христу подошли больные и испросили исцеления, Он ответил бы им: «С вас 200 динариев». Просто не мысленно, не так ли? Еще один пример: Иоанн Креститель не брал деньги с людей за свой труд, когда крестил, и апостолы не брали плату за проповедь или исцеление. Что же требовал Господь, Иоанн Креститель, апостолы от приходящих к ним? Они требовали веры и покаяния, а не денег. Какой сейчас батюшка спрашивает о вере, обратившихся к нему с вопросом: “Сколько стоит машину посвятить?” Вера стала второстепенной для многих священников, потому что деньги заняли первое место в их жизни.

http://azbyka.ru/torgovlya-v-hrame-pitni...

- При этом не всегда гости были воцерковлены? - Нет, но, конечно, мы выбирали людей верующих или хотя бы ищущих веру. Нам было важно, чтобы именно профессионал (музыкант, литератор, философ, актер, врач, юрист и т.д.) донес до телезрителей позицию верующего человека. Мы хотели показать, что Православие включает в себя высокий уровень профессионализма, и большей частью ищут Христа и находят его люди, которые всегда были последовательны и честны в своей работе. - Но в новом году передача выходить не будет? - В этом нет злого умысла. Большинство программ на телевидении больше года не идет. Но студия " Неофит " имеет другие проекты. В 2002 году будут выходить передачи " Православная энциклопедия " и " Тесные врата " . Во второй я тоже принимаю участие. Она будет выходить по вторникам на канале " Культура " . Эта пятнадцатиминутная программа, посвященная жизни праведников, также задумана как миссионерская. Ее задача - доступно рассказать о праведности людям, совершенно отдаленным от законов праведности и от правила веры, показать, что праведность и святость является главной целью жизни любого человека, даже если он об этом не догадывается. Важно через эту программу направить зрителей внутрь себя, вглубь, чтобы они услышали тот самый призыв к спасению, который призвал и Сергия Радонежского, и Серафима Саровского, и Марию Египетскую, и всех святых. - Известный театровед Борис Николаевич Любимов, в течение двух лет ведший на канале " Культура " программу " Читая Библию " , в интервью журналу " Искусство кино " 2000) сказал: " Важно рассказать о религии и об истории Церкви так, чтобы люди слушали это с не меньшим интересом, нежели рассказы Лотмана и Лихачева об истории культуры. Но пока таких людей нет " . Неужели действительно нет? - Такие люди есть, но времени на телевидении для них не находится. Это время распределено между рекламами, сериалами, ток-шоу. Все банально упирается в деньги. Можно купить эфирное время и запустить любую миссионерскую программу, но у Церкви нет таких денег, а государство не выделяет денег на религиозные программы. Если руководство канала " Культура " заинтересовано в какой-то культурно-исторической программе, оно не будет возражать, если мы вложим в нее религиозный смысл. Но оформление программы должно быть именно культурно-историческое, а не миссионерское. Мы не можем диктовать свои условия. Надо работать в рамках правил, которые нам дают, и радоваться, что можем хоть что-то сделать.

http://zavet.ru/publ/tele01.htm

С нательным крестиком связано множество суеверий: потерял крестик – случится беда; потерянный кем-то крестик нельзя поднимать; крестик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подобное. Все они не имеют под собой никаких оснований: можно купить новый крестик, носить подаренный или найденный, освятив его в храме. Те крестики, что продаются в храме, освящаются специальным чином. Обязательно ли освящать нательный крестик в храме или достаточно окропить его святой водой дома? Иконы и крестные изображения подлежат освящению священником. В требнике есть особое небольшое последование, в его составе священническая молитва об освящении «сего крестного знамения». (Требник – богослужебная книга, касающаяся частных богослужений, совершающихся по ТРЕБОВАНИЮ (в отличие от общественных – вечерни, утрени и Литургии). Расскажу случай, бывший с прихожанкой нашего Храма. Перед этим они недавно повенчались с мужем. Муж только пришел к вере. Купили нательный Крест. Муж подумал: «И чего я пойду в Храм. Есть крещенская вода и молитва на освящения всякой вещи». Прочитал, покропил трижды. Надел и носит. Поехали в Пафнутьево-Боровский монастырь (впервые). Входят в келью к о. Власию. Он называет его по имени (видя его впервые) и говорит: «У тебя Крест не освящен, иди на молебен освящай». (А.Г. Захарин) Что означает потеря нательного креста? Отвечает священник Михаил Воробьев: Ничего, кроме некоторой невнимательности и небрежности потерявшего. Что делать с найденным нательным крестом? Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Суеверия же относительно того, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения, безосновательны, так как Господь – личность, Отец наш Небесный, а не бездушный механизм. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно освятить. Можно ли дарить нательный крест? Безусловно, можно. Как выбрать нательный крест? Нательный крест – это не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.

http://azbyka.ru/krest-natelnyj

Уже ранние отцы, например, священномученик Ипполит Римский (ок. 170 – ок. 235) дает комментарий некоторым местам из Апокалипсиса в своей работе «Слово о Христе и Антихристе»: «Он [то есть Антихрист], коварный и надменный в отношении к рабам Божиим, желая истребить и изгнать их из мира, за то, что они не воздают ему славы, велит всем везде класть курильницы с фимиамом, дабы никто из святых не мог ни купить, ни продать, если предварительно не принесет жертвы. Это и есть та печать антихристова, которая дается на правой руке. А печать на челе значит то, что все будут увенчаны, нося на себе огненный венец, но венец не жизни, а смерти» 2 . С точки зрения свт. Ипполита печати Антихриста противоположна печать Господа, печать Христа: «Господь дал печать верующим в Него, и он также даст; в образе человеческом явился Спаситель, и он придет в образе человека» 3 . Именно со св. Ипполита появляется литературная традиция противопоставления «печатей» — Антихриста (которая, как мы покажем ниже, понималась в разные времена по-разному) и Христа (под которой понималось миропомазание, получаемое в Таинстве Миропомазания – печать Духа Святого). В более позднее время в святоотеческой литературе под «начертанием» понимался довольно широкий спектр вещей: клеймо (bestiae sigillo), знак или метка (notam), знамение (signaculum). Начертание может иметь как число зверя (упоминание об содержаться у свт. Викторина Петавского (230–303/4) 4 , так и зашифрованное имя зверя (упоминание об этом содержаться в толкованиях свт. Андрея Кесарийского (VI–VII вв.) 5 . Прп. Ефрем Сирин   (ок. 306–373) пишет, что наложение начертания на правую руку связано с тем, что в таком состоянии человек будет не способен совершить крестное знамение 6 . Аналогичное утверждение мы встречаем и у Псевдо-Ипполита (VII–VIII вв.) 7 в труде «Слово о кончине мира, и об Антихристе, и о Втором Пришествии Господа нашего Иисуса Христа» 8 . Уже в более позднее время в святоотеческой литературе трактовка правой руки и чела, на которые будет нанесено начертание, становится не только буквальной (как у свт.

http://azbyka.ru/pechat-antixrista

Помещичья усадьба. XVIII — 1-я пол. XIX в. Латвия В Эстляндии, как и в Лифляндии, крестьяне истолковывали введение подушной подати как стремление государства взять в свое непосредственное ведение всех частновладельческих крестьян. Многовековые чаяния прибалтийских народов об избавлении от ига немецких баронов, казалось, начинали осуществляться. В разгар крестьянских волнений Екатерина II назначила сенатскую ревизию. Доклад сенаторов, расследовавших причины крестьянских волнений 1784 г. и ознакомивших императрицу с деятельностью лифляндских властей по ликвидации аграрных беспорядков в крепостной деревне, дал ей основание требовать проведения дальнейших реформ, в их числе был и указ о преподавании в прибалтийских школах русского языка, «яко необходимо нужного и без которого знания и употребления в должности весьма неудобно» . Екатерининское законодательство имело в истории эстонского народа, по мнению Зутиса, прогрессивное значение. Несмотря на недостатки, царская бюрократия, пришедшая на место «выбираемых дворянами должностных лиц, проявляла больше гуманности и беспристрастности по отношению к крепостным, нежели их помещики» . Пасторы и помещики продолжали смотреть на крепостных как на своих рабов, которых можно продать, лишить семьи и т. д. Так, в 1800 г. в ревельской немецкой газете печатались такие объявления: «Желают купить двух здоровых девушек в возрасте от 14 до 17 лет. Более подробные сведения можно получить в конторе господ Юргенса и К°» ; «Желающие продать опытного садовника, а также обученного повара и умелого кучера могут обращаться в контору господ Томаса фон Верена, Баумана и К°» . Лифляндские и эстляндские помещики продавали крестьян в рекруты, и это было довольно широко распространенным явлением. Безрадостную картину рабской доли эстонского крестьянина-бедняка рисует А. Хупель: «Бобылей и их детей иногда продают или обменивают на скот и разное другое, например, на лошадей, собак, трубки и т. п. Люди здесь ценятся дешевле, чем негры в американских колониях. Холостого мужчину можно купить за 30–50 руб. Если он обучен какому-нибудь ремеслу или является поваром, ткачом или кем-нибудь в этом роде, то его продают за 100 руб. Столько же платят за целую семью; за девушку редко дают больше 10 руб., за ребенка примерно 4 руб.» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430202/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010