36:30). Исторические книги Писания умалчивают о том, как и при каких обстоятельствах умер Иоаким. Но когда в 597 году Навуходоносор овладел Иерусалимом, то, сначала там находился Иоаким, сдает Иерусалим уже его сын Иехония. Потому нет оснований думать, что это пророчество не исполнилось. После того, как книга была таким образом уничтожена, Иеремия повелевает Варуху писать новую книгу, в которую включает и прежние и новые пророчества. Очевидно, что этот свиток и явился основой книги пророка Иеремии. Пользуясь тем, что в Вавилон отправляется от Седекии посольство (Иер. 29:1-10), в котором находятся двое друзей Иеремии, он отправляет туда послание, говоря о том, что пленники, которых Господь выслал из Иерусалима, не должны слушать пророков, говорящих, что скоро сокрушит Господь иго вавилонское и что скоро все вернутся по своим домам. Они должны строить дома, обзаводиться своим хозяйством, жить там, брать жен, рождать сыновей и заботиться о благосостоянии того города, в который они выселены, потому что их собственные жизнь и благосостояние от этого зависят. За это тоже следует гонение на Иеремию, его обвиняют в том, что он подрывает веру и надежду всех израильтян. Уже перед падением Иерусалима происходит следующее. Господь дает Иеремии повеление купить себе участок поля в своем родном селении. Сделка тщательно оформляется при свидетелях и должна удостоверить людей, что еще будут обрабатывать землю в этой стране. В тот момент, когда уже перед самым падением Иерусалима, вавилоняне были вынуждены на некоторое время снять осаду, Иеремия пытается уйти из города. Его хватают и говорят, что он предатель, который собирается бежать и сажают его во двор темничной стражи и затем, поскольку он не переставал пророчествовать, опускают его в яму, чтобы он там умер. Падение Иерусалима он встречает в заточении. И уже вавилоняне, которые захватили Иерусалим, выпускают его и оказывают ему почести, как пророку, человеку Божию. Странное и удивительное дело, когда захватчики, враги обходятся с ним лучше, чем соплеменники, причем лучше именно на том основании, что известно, что он пророк, что он человек Божий.

http://sedmitza.ru/lib/text/431486/

Вариант 2. В Православном церковном календаре. Обычно этот календарь выпускается в виде книги в мягкой обложке. В нем приведена краткая богослужебная информация о богослужениях на каждый день года (тропари, кондаки…). Чаще всего используют его певчие. Купить его можно в специализированных церковных магазинах, иногда он продается и в обычных церковных лавках. Вариант 3. В Интернете. Электронный октоих мы можем найти на сайте http://azbyka.ru/bogosluzhenie/oktoih/okt.shtml . Зайдя по ссылке, следует выбрать нужный глас, и далее найти нужные нам тропарь и кондак – см. Пункт V, вариант 1. Или на специальной странице: Тропари и кондаки воскресные восьми гласов . Для поиска тропаря и кондака минеи можно воспользоваться календарем сайта «Азбука веры»: http://azbyka.ru/days/ . Допустим, нам нужно найти тропарь и кондак мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, читаемый на службе 15 ноября (старый стиль)/28 ноября (новый стиль). Открываем Православный календарь на искомую дату. Находим тропарь: Чудеса святых Твоих мученик стену необориму нам даровавый, Христе Боже, тех молитвами советы языков разори, Церковь святую укрепи, яко един Благ и Человеколюбец. Он нам и нужен. Дальше находим нужный кондак: С высоты, мудрии, благодать приемше, сущим во искушениих предстоите, всехвальнии. Темже отроковицу, святии, от смерти горькия избависте, вы бо воистинну есте Едесу слава и миру радость. Таким же образом ищем любую другую дату, при этом, конечно, меняем число. Если вы не нашли тропарь или кондак на нужной вам странице, не отчаивайтесь – на той же странице календаря, ниже, есть раздел БОГОСЛУЖЕНИЯ. Открывайте выложенный там PDF-фaйл (с пометкой ГР, если не знаете церковнославянский язык, и с пометкой ЦС, если знаете его) – это файл с нужной вам службой, в нем находятся тропарь и кондак. Как искать тропари и кондаки минеи, мы говорили в пункте V, варианте 1. Полностью все тома Минеи размещены по ссылке . С Богом! Час первый Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

http://azbyka.ru/kak-chitat-chasy

Годы спустя Храму-памятнику удалось купить у частных лиц в России несколько фотографии первой встречи летом 1945 г. русских офицеров-освободителей Германии с о. Феодором у входа храм. Согласно данным архива Храма-памятника ,последний совершал в храме все таинства и службы до ноября 1945 г. Как следует из медицинской справки, о. Феодор тяжело болел туберкулезом – сказывался недавний тяжкий труд без медицинской помощи в немецком лагере. В октябре 1945 г. священник уехал в советский госпиталь в Берлине на лечение .23 ноября 1945 г. он ненадолго приехал в храми отслужил свою последнюю литургию, после чего вынужден был вернуться в госпиталь. Там же 8 июля 1946 г. в возрасте 58 лет о. Феодор скончался. Спустя два дня протоиерей Г. Романович и К. Илич привезли тело о. Феодора в лейпцигский храм, где облачили, «надев на него его серебряный с позолотой крест» и совершили вечерню. 11 июля в храме были совершены утреня, заупокойная литургия и отпевание, «строго по уставу Русской Православной Церкви, отдав усопшему все положенные его сану почести. На гроб священника положили три прекрасных венка из живых цветов» . После короткой литии о. Феодора похоронили на Восточном кладбище Лейпцига, в его русском уголке . В архиве Храма-памятника сохранились личные документы священника и несколько фотографий. Хотя данные о месте его захоронения одно время считались утерянными, в 2023 г., к 110-летию Храма-памятника, в русском уголке Восточного кладбища была установлена памятная плита, на которой указано имя и место погребения священника.   © Томюк А., прот., 2024   Томюк А., прот. Русский Храм-памятник в Лейпциге в 1913 – начале 1930-х гг.//Вестник церковной истории. 2016. 1/2(41/42). С. 220–230; Томюк А., прот. Русский Храм-памятник в Лейпциге в 1930–1940-х гг.//Вестник церковной истории. 2016. 3/4(43/44). С. 237–254; Томюк А., прот. Русский Храм-памятник в Лейпциге в 1949–1994 гг.//Вестник церковной истории. 2018. 1/2(45/50). С. 198–228; Томюк А., прот. Русский Храм-памятник в Лейпциге в 1994–2013 гг.// Вестник церковной истории. 2018. 3/4(51/52). С. 147–182.

http://sedmitza.ru/lib/text/10379915/

Еще раз вспомним слова из «Учения…»: хлеб стал хлебом, потому что его собрали, перемололи. Христианская жизнь предполагает, что ты перемалываешься, со своей гордостью, богатством, со своей ущербностью, и становишься частью целого, к чему человек был призван еще в раю. Где, согласно христианскому богословию, нет места абсолютно никакой атомизации? В Святой Троице — Отец, Сын и Святой Дух — существуют в общении любви. Когда человек творится по образу Бога, он не творится по образу только Отца или только Сына. Он творится по образу Троицы. Значит, и человеческое общество должно быть устроено по образу Троицы. Тогда мы, возрастая в образе Божьем, возрастаем не столько потому, что стали очень развиты и интеллектуальны. Мы возрастаем, когда учимся общаться с другими, учимся жить совместно по образу Пресвятой Троицы. В этом смысле очень важно нормальное оглашение, на котором людям сразу надо показывать, что качество христианской жизни зависит не от того, ешь ты с маслом или без, а от того, насколько по-христиански ты относишься к другому человеку. — Можно ли говорить, что современная жизнь как-то особенно препятствует общинной жизни? — Конечно, но никак не меньше, чем жизнь пять веков назад или десять. Дело в другом: если мы делаем правильный акцент на совместной молитве, совместной жизни и совместной евхаристии, все трудности можно преодолеть. Городская община — открытое пространство. Это живой организм, в котором границы строятся на чувстве ответственности за собрание, за братьев, сестер, за храм — то место, в котором ты живешь. В этом храме есть «твое место». Если я прихожу в магазин, то там нет «моего места». Я знаю, что лежит на полках, знаю, как купить, но я не могу сказать, что я за этот магазин ответственен. В храм же я прихожу не как в место, где открыт портал на небеса, я прихожу в собрание братьев и сестер, которых объединил Своим присутствием Христос. В древности люди могли собраться где угодно, потому что собрание освящало место, а не место освящало собрание, а у нас сегодня место освящает собрание. Ведь Христос говорил: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Он не говорил: если двое или трое придут в такое-то здание с такими-то росписями, вот тогда Я их там встречу. Поэтому христиане в советские годы могли собраться в квартире, в лесу и там молиться. Община не закрыта, ее граница находится в сознании людей, в их правильном, ответственном отношении друг к другу.

http://azbyka.ru/my-padaem-poodinochke-a...

И вот я сижу рядом с водителем Сергеем, молодым еще парнишкой. Несмотря на молодость, он уже несколько лет в монастыре работает, сейчас прораб на одной из многочисленных монастырских строек. И оказывается, что он чадо отца Илия. – Брат, расскажи мне хоть немножко про старца! – прошу я. Он соглашается. И рассказывает мне о своих встречах со старцем. Сначала Сережа не всегда к старцу за благословением обращался. Вот сдал на права, начал машину водить – без благословения. «Что, – думает он, – старца по мелочам беспокоить, мало ли у него забот! Не будешь обо всем сообщать – вот, дескать, водителем заделался!» А отец Илий приехал из Греции и всем иконочки дарит. И всем – разные. Посмотрит на человека – переберет иконочки и достанет какую-то одну. Сергею благословил иконочку святого Николая Чудотворца. Отошел Сережа в сторону, а сам ропщет: «Есть у меня дома Николай Угодник! Лучше бы батюшка какую-то другую икону подарил!» Переворачивает иконочку, а на обратной стороне – молитва водителя! А рядом стоит мужчина в годах, видно, что в Оптиной впервые. Держит в руках иконочку целителя Пантелеимона и спрашивает у Сергея: «Я недавно только в храм ходить начал. Вы не знаете, что это за иконочка?» А Сережа спрашивает: «А у вас, простите, здоровье хорошее?» «Да что вы! Я серьезно болен. Болезнь меня и в церковь привела, если честно». Объяснил Сергей ему, что к святому целителю Пантелеимону обращаются в болезнях. И вот что интересно: пока Сергей подаренную батюшкой иконочку в машине хранил, ни разу его ГАИ не останавливала. А потом решил унести икону домой, чтобы на солнышке не выцветала. Только унес – на четыре месяца права отобрали за нарушение. Как так нарушил – и сам не понял. Теперь только с иконочкой – батюшкиным благословением – и ездит. После этого случая стал он все серьезные решения принимать только с благословения старца – своего духовного отца. Хотел купить старый «КамАЗ». Деньги долго копил, в долги влез. Нашел и «КамАЗ» подходящий. Проверил – хорошая еще машина! Пошел к старцу благословиться. А старец не благословляет – без объяснений. Ну, что делать, послушался Сергей, не стал покупать. Хоть и расстроился. А выходит, что расстроился-то он зря. Были, оказывается, какие-то незаметные, но серьезные неполадки в машине. И через неделю сломался «КамАЗ», по выражению Сережи, «в хлам».

http://azbyka.ru/svyatye-providcy-dar-pr...

Как восстановить разрушенное, где достать лес, необходимый для починки полов, дверей, окон, оград и проч., ведь нуждаться в нем будут тысячи пострадавших граждан? Я и староста пригорюнились, не зная с чего начать. Но Господь Бог сразу послал нам неожиданную помощь. В субботу старосте сообщили, что недалеко от церкви живет человек, который купил в учреждении и разобрал овощехранилище. Он собирался строить дом, но раздумал, предлагает купить у него весь лес, а кирпич и камень он оставляет у себя на случай стройки, просит за лес уплатить столько, сколько он уплатил за все овощехранилище. Мы тотчас же пошли, осмотрели лес, немедленно купили, и на следующий день на церковном дворе было сложено 46 кубометров круглого и пиленого леса, вполне годного для ремонтных работ. Владыка очень сочувственно отнесся к нашему бедствию и на 3 месяца освободил от взносов в епархию. Конечно, первоочередным и главным объектом восстановления был наш храм. Как только просохли деревянные части здания, заботливые руки прихожанок отштукатурили и побелили стены; внутри храма маляры покрасили масляной краской окна, потолки, полы и панели стен, а также крышу, купола и отбронзировали кресты. Используя данное еще о[тцу] Михаилу разрешение, произвели пристройку хорошей остекленной террасы площадью в 40 квадратных метров, сделали ее на каркасе, чтобы можно было в любое время передвинуть террасу на новое место. К концу ремонта был выполнен наш заказ на иконы как художниками епархиального управления, так и Иконы писались большего размера на полотне, чтобы можно было их использовать в будущем храме. Когда иконы повесили, то алтарь преобразился. Над св[ятым] престолом на потолке был помещен образ Святой Троицы, на горнем месте — Царь Славы со стоящими по бокам Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей, между ними образ Спасителя, благословляющего хлеб и чашу, с написанными словами св[ятой] Евхаристии. В линию с ним, вправо — образ Покрова Божией Матери и св[ятых] архангелов Михаила и Гавриила, а влево — образ святителя Николая Чудотворца и первоверховных апостолов Петра и Павла. Каждый образ был писан с лучших образцов под строгим контролем, был продуман до мелочей. Например, ап[остолы] Петр и Павел были написаны на фоне города Коринфа, фотографию которого случайно увидели в «Огоньке». Хорошие образа Покрова Божией Матери украсили вход в храм, а ап[остолов] Петра и Павла — на террасу.

http://sedmitza.ru/lib/text/4099700/

Когда Собор кончился, искали только случая, чтобы привлечь Никифора к суду, и случай скоро представился. Князь К. Острожский, у которого проживал Никифор, отправил одного волошанина по имени Яна в Валахию купить турецких коней. Чрез этого же Яна какой-то греческий монах Пафнутий послал четыре письма к родным и знакомым. В одном из писем, между прочим, было сказано: «Хищные волки, т. е. псы ляхи, принуждают наших христиан на свою папежскую веру и бьются между собою, уже их до двадцати тысяч полегло», а в другом: «Дай Бог здоровья нашему цесарю; если бы он хотел на Польшу, то теперь бы время». Проезжая через Шаргород, имение гетмана Замойского, волошанин в пьяном состоянии обронил на рынке свою торбу, в которой находились и деньги и письма. Торба немедленно была доставлена шаргородскому старосте, а староста препроводил ее к самому гетману Замойскому, который находился тогда во вражде с князем Острожским. Гетман принял письма Пафнутиевы за письма Никифора и донес на него королю как на шпиона. Король обязал князя Острожского представить Никифора на сейм, когда сейм соберется, и вот теперь напомнил князю об его обязательстве. Острожский исполнил волю короля, представил Никифора (10 марта), но требовал, чтобы Никифора судили не тайно и приватно на суде маршальском, а публично пред королем и всем сенатом, в чем поддержали Острожского и другие сенаторы и послы. Суд над Никифором начался 11 марта в сенате пред лицом короля и в присутствии почти всех послов. обвинял Никифора как турецкого шпиона и в доказательство упоминал о некоторых действиях его в Валахии и прочел все четыре письма, писанные монахом Пафнутием. Допрошен был Ян волошанин, обронивший эти письма, и показал, что отец Никифор не посылал его и никаких писем ему не давал, а прочитанные письма дал ему греческий монах Пафнутий, подписавшийся под ними, который поехал теперь в Москву с мещанином пана гетмана Замойского Моратом. Никифора опровергал одно за другим все обвинения, взводимые на него инстигатором. Наконец, дано было слово самому Никифору.

http://sedmitza.ru/lib/text/436113/

Матушка попросила ее помочь в приготовлении поминального обеда к субботе 8 декабря. Мина также пыталась помочь, но ей слегка нездоровилось, и ничего у нее не клеилось. В этот же день после обеда я взглянул на лицо Мины, сидевшей против меня, и поразился: на нем был ясный отпечаток ухода «в страну далече», но никому не сказал об увиденном. Но оказалось, что смерть, в лице Мины увидел не я один. Вместе с нами обедали Миша и Иван Николаевич, устанавливающие иконостас в новом храме. Впоследствии Иван Николаевич сказал, что он по лицу Мины прочел о ее близкой кончине. Мина попросила о[тца] Павла поисповедовать и причастить ее в субботу. Она самостоятельно пришла к литургии и причастилась. К вечеру стала слабеть, но пыталась двигаться, чтобы пойти ко всенощной. С утра она еще сказала Наташе, спрашивающей ее, что с ней: «Наташа! Я скоро умру. Обманывать меня не надо. Я уже приготовилась. Ты задержись здесь, поможешь матушке. Не забудь кормить Тарзана: в одну мисочку наливай жидкое, а в другую клади корочки. В чулане лежат очистки от лука, отдай Дусе: она ими кур кормит». Наташа рассказала об этих словах Мины, но большинство не поверило в возможность близкой конины. Ко всенощной Мина сама дойти не могла, попросила помочь ей. Поддерживая под руки, ее привели и посадили на лавку. Всенощную она прослужила сидя. Наступило 9 декабря, воскресение. Двигаться она уже не могла, но со слезами упросила людей на руках отнести ее в храм к обедне. Принесли, посадили на лавку, но она скатилась на пол и уже лежа слушала службу и молилась. Пришла женщина и передала ей 10 рублей полученного пособия. Мина попросила купить 3 свечки и поставить, а затем еще 3. Оставшиеся 8 рублей 20 коп[еек] положила ей в карман. После обедни, также на руках, отнесли ее и положили уже на кровать в просфорне. Было ясно для всех, что приходят ее последние часы. 10 декабря празднуется чудотворная икона «Знамения Божией Матери». Мы решили всенощную служить соборне. Как младший, службу начинал я. Перед полиелеем о[тец] Павел ушел крестить и не вернулся.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

преподобный Антоний Великий «Если вы употребите время вашей жизни на молитву и аскезу, то радость придет к вам независимо от внешних ситуаций». архимандрит Рафаил (Карелин) «Что такое радость? Античный философ Хрисипп говорил о том, что радость вообще не имеет никакого отношения к добродетелям. И он же, как и другие античные философы, говорил, что радость — это временная добродетель, такая же, например, как прогулка, состояние почти что добродетельное, но несовершенное и непостоянное. А святые отцы относились к радости по-другому. Святые отцы отождествили радость и добродетель. Они говорили также, что радость — это награда за добродетель. Святые отцы стали говорить о том, что радость — это то духовное состояние, которое сменяет одну из самых страшнейших страстей, которые с точки зрения античной культуры охватывали человечество, а именно состояние печали, уныния и безысходности. Радость это Пасхальное, светлое, преображённое состояние того человека, который стремится к Воскресению». игумен Дионисий (Шленов) «Радость – ключевое слово Евангелия. Высшие тайны жизни – заповеди блаженства, радости неописуемой. Господь не говорит, что её можно получить легко, сразу, только пожелай. Он говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в неё. Он говорит: “ Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех ”. Воздаяние – в будущем веке, когда наступит конец всякой печали. Но надо узнать эту радость уже здесь, чтобы вдохновиться на истинную жизнь… Христиане должны быть узнаваемы по этой радости. Если они действительно нашли это сокровище. Оно стоит всего остального, в нём – дело всей нашей жизни. Сподобиться однажды узнать его, чтобы как в евангельской притче о сокровище на поле, не колеблясь, продать всё, чтобы купить его. Это – Царство Небесное, это – Сам Христос. Обрести Его – значит радоваться всегда. Но при условии, что я на самом деле всё отдаю, чтобы получить его. Я не могу получить этот дар, как внезапный невероятный счастливый выигрыш, но – только продав всё остальное. Приобретение не сравнимо ни с чем, но оно требует всего. Желать иметь то и другое невозможно».

http://azbyka.ru/radost

Что же остается христианину? Отвергнуть культуру из христианских побуждений? Принять такое толкование и понимание христианства, в силу которого ему нет дела до земных дел человека, до его земной жизни и земной судьбы? Решить, что Христос пришел не спасти человека, не призвать грешников к покаянию, чтобы обратиться им и стать живыми, но – предоставить им гибнуть в слепоте, пошлости и разложении? Признать это невозможно: это значило бы вложить в христианство некое чуждое ему толкование, по сравнению с которым самый последовательный буддизм оказался бы более оптимистичным и человеколюбивым; это значило бы отвергнуть или исказить великий смысл Христова пришествия и перестать быть христианином. Ибо христианин призван не бежать от мира и человека, отвергая и проклиная их, но вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святого Духа в ее ткани . А это и значит создавать христианскую культуру на земле. Но в таком случае христианину, по-видимому, ничего не остается, как обратиться к священному писанию, почерпнуть из него прямые указания на то, какова должна быть христианская культура, и приступить к ее созиданию, которое необходимо уразуметь и одолеть. Дело в том, что в священном писании Нового Завета никаких или почти никаких прямых указаний на то, какова должна быть христианская культура, не содержится; и, в частности, для тех сил, за которыми идет современное человечество, – для науки, искусства, собственнического хозяйства, государственности и национализма, – мы не найдем здесь ни определенных требований и правил, ни какого-либо идеального начертания 1 . В самом деле, что говорится в книгах Нового Завета, например, об изучении мира и о возможности христианской науки? Мы знаем, что были мудрые волхвы, пришедшие поклониться Христу ( Мф. 2:1-12 ) и был немудрый волхв, Симон, пытавшийся купить благодать за деньги ( Деян. 8:9-24 ), и еще другой волхв, Елима, наказанный от Ап. Павла слепотою ( Деян. 13:8-1 1). Мы знаем, что официальные ученые еврейской церкви (книжники) заслужили гнев Христа и грозное осуждение ( Мф. 23 , Лк. 11:40-45 и др.); что апостол Павел был человек начитанный и многознающий ( 2Кор. 11:6 , Деян. 26:24 ) и что он советовал отвращаться лжеименного знания ( 1Тим. 6:20 ). Что же мы можем извлечь из этого применительно к исследовательской науке наших дней? Может ли она быть христианскою?

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010