Мы сами ничего не делаем, чтобы как-то «рекламировать» схимонахиню Сепфору. Все происходит само собой. Ее знают, и она реально помогает людям. Мне рассказывали, что она, например, во время операции стояла рядом с одной женщиной… Спаса Нерукотворного пустынь. Село Клыково. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru      — А нет ли некоторой духовной опасности в том, что люди едут в монастырь, к мощам, помолиться у могилки старца не потому, что ищут Бога, а ради разрешения каких-то своих житейских проблем? — Да, часто люди плохо понимают Бога, но столкновение с явным проявлением чуда отдельно взятого святого укрепляет веру человека. Дальше Бог ждет от человека дел. Но чтобы разжечь в нем огонек, нужно иногда какое-то чудо — и вот человеку хватает ума обратиться к какому-то святому, помолиться, и оно происходит. Появляется толчок, от которого человек начинает духовные шаги. Второй и третий раз можно и не получить такого «аванса» — Бога не обманешь. — А у Вас такой точки отсчета не было? — Я не искал чуда, и цели что-то вымолить не стояло. Просто жил с мыслью о том, чтобы Господь сформировал то, что мне надо. Единственное желание было — пообщаться с людьми святой жизни. И в этом Господь мне помог: я знал многих старцев. Почему старцы — не волшебники — Мирские люди, увы, видят в старцах волшебников, потому что всегда хотят быстрого разрешения своих проблем и, когда приходят к ним, часто вообще не знают, чего хотят. Просто идут и идут — на общей волне шума. «А ты был у старца? А он тебе что-нибудь сказал?» Понимаете? Господь дает старцам дар — как правило, это дар прозорливости, откровения. И важно понимать, что это откровение старец не от себя говорит: он говорит то, что Господь ему открывает для каждого конкретного человека. Схимонахиня Сепфора      Когда я стал общаться со схимонахиней Сепфорой, она мне сразу напрямик открыла свой дар, чтобы я уже не сомневался и не думал, что она просто бабулька в апостольнике. Сказала: «Я тебе не кукла говорящая. Если ты от меня что-то хочешь услышать, ты накануне помолись Господу, Божьей Матери, попроси, чтоб Господь открыл. И когда приедешь, то я тебе скажу, что надо». После этих слов я никогда не задавал ей вопросов. То есть накануне приезда молился, просил откровения, приезжал, садился перед ней — и она мне говорила то, что я хотел услышать, ничего не спрашивая. Это есть тот дар, которым Господь через старцев дает нам откровения, вразумления.

http://pravoslavie.ru/65551.html

Вышел в свет восьмой номер «Журнала Московской Патриархии» за 2023 год 29 августа 2023 г. 19:35 Вышел в свет восьмой номер  «Журнала Московской Патриархии»  за 2023 год. В обращении редакции журнала к читателям говорится: «Великим испытаниям сопутствуют преизобильные духовные радости, свидетельствует святой апостол Павел (см. 2 Кор. 8:2), чему находим подтверждение в действительности жизни церковной. Неустанные труды нашего Предстоятеля в стремлении укрепить веру в народе, поддержать и направить служение епископата и рядовых священнослужителей на необъятных просторах канонического пространства дают вдохновляющий пример всем верным во обстоянии сохранять мужество и верность правде. В проникновенных Первосвятительских словах, исполненных глубинного видения сути исторических событий, нам дается ключ к пониманию того, что ныне во времени совершается. Рассмотрению очередных задач, стоящих перед Русской Православной Церковью, было посвящено Архиерейское Совещание, состоявшееся в Троице-Сергиевой лавре . Мы публикуем доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, представляющий анализ процессов, происходящих в мировом Православии, и актуальные задачи внутрицерковной жизни, а также выработанный в ходе дискуссии итоговый документ Совещания. К утешению народному подписан договор о передаче Церкви иконы Святой Троицы преподобного Андрея Рублева. Статья историка православного искусства Н.В. Квливидзе повествует об этой святыне и ее значении. Рассказ о творчестве выдающегося живописца В. М. Васнецова не только обращает нас к периоду формирования уникального русского православного стиля, но показывает живую связь древности и современности в отечественной культуре. Укорененная в Предании, богатая традициями и в то же время вечно юная Церковь непрестанно являет своим прошлым и настоящим пример дивного единства и преемственности. Об этом рассказывают материалы, посвященные истории Успенского Псково-Печерского монастыря , старцы которого в годы гонений на веру окормляли ищущих спасения, а нынешняя братия стремится продолжать их дело. Представленная порталом «Пастырь» подборка высказываний духовенства со всех концов России раскрывает тему укрепления и совершенствования приходской жизни в современных условиях». Содержание номера Официальная хроника Дата Пастырь Церковь и общество Чтение Патриархия.ru Календарь ← 2 мая 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6054653.ht...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Старчество в церковной традиции. Часть 4. Кто может быть старцем? Портал «Богослов.Ru» продолжает публикацию доклада А.Л.Беглова, посвященного месту старческого руководства в духовной традиции Русской Церкви. Статья Исходя из понимания духовного руководства как естественного и закономерного компонента христианского аскетизма, мы можем яснее понять, кто в конкретной исторической обстановке может быть назван старцем. Ранняя апологетическая литература о старчестве специально не ставила этого вопроса, опираясь на конкретные примеры старцев, как правило, представителей черного духовенства. Все оптинские наставники были и священниками, и духовниками братии (или ее части) и паломников. Такое же положение занимал и выдающийся вдохновитель русского старчества того времени преподобный Паисий Величковский. Некоторые из исследователей также проводили идею о тесной связи старческого руководства и сакраментального духовничества. Так, профессор С.И. Смирнов в своем фундаментальном труде во многом увязывал возникновение исповедальной практики Православной Церкви с феноменом древнего старчества . Такая трактовка оказывала заметное влияние на авторов, которые в последующем обращались к теме старчества . Вместе с тем она, поставив старчество в тень общей истории духовничества, осложнила поиск его специфики. Между тем, практика церковной жизни, а вслед за ней и жизнеописания подвижников благочестия, выступавших в качестве духовных руководителей, уже в начале XIX века знали довольно большое разнообразие тех статусов и положений, которые занимали подлинные старцы. Поэтому, думается, не случайно следующий этап в осмыслении старчества начался именно с размежевания старческого руководства и сакраментальной исповеди, что будет сделано в упоминавшейся выше работе В.И. Экземплярского. Киевский богослов последовательно различает старческое окормление и делание священника-духовника, старчество и т а инственную исповедь, показывая, что большинство древних старцев не были священниками. Это не означает, что в конкретных людях благодать старчества не может соединяться с благодатью священства, но дары эти принципиально разные, суть их различна. Это особенно подчеркивает автор .

http://bogoslov.ru/article/442197

Рубрики Коллекции Патриарх Кирилл призвал верующих просить себе у святого Амвросия Оптинского частицу его добродетелей 1 мин., 23.10.2013 Поделиться В канун дня памяти преподобного Амвросия Оптинского, которая отмечается сегодня, патриарх Кирилл призвал верующих просить себе в молитвах к этому святому частицу его добродетелей – любви, веры, терпения, мудрости, сообщает сайт «Патриархия.ru». - В день памяти святого Амвросия, старца Оптинского, молясь перед его мощами, испрашивайте для себя частицу его мудрости, его любви, его веры, частицу его терпения, его послушания…, - сказал Первосвятитель, обращаясь к братии обители и ко всем верующим, после совершения всенощного бдения в Введенском ставропигиальном мужском монастыре Оптиной пустыни. - Хотел бы всем нам пожелать духовной силы, которую источали Оптинские старцы. Не каждый человек способен иметь такую силу, но каждый человек, имеющий веру в Бога, способен этой силой питаться от великих угодников Божиих, от чудотворных икон, от их цельбоносных мощей, потому что сила, которая принадлежала и принадлежит им, никуда не исчезла с их смертью, но, напротив, она многократно укрепилась благодатью Божией через присутствие святых Божиих людей в Царствии Небесном пред Престолом Божиим. Именно поэтому мы и обращаемся с молитвой к почившим святым угодникам. Мы через них просим Господа даровать и нам частицу того, что они имели. И как это важно, особенно для монашествующих, - добавил Святейший. В заключение патриарх Кирилл выразил надежду, что по молитвам святых Оптиной пустыни «да сохранит Господь сию святую обитель и да укрепит всех монашествующих в верном следовании тем путем, которым они шли». Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/patriarx-kirill-prizval-v...

Рубрики Коллекции Русское старчество вышло из обители Святой Горы Афон, считает патриарх Кирилл 2 мин., 06.06.2013 Поделиться Традиционное русское старчество берет свое начало в афонском монастыре Пантократор, где подвизался святой Паисий Величковский, об этом сказал патриарх Кирилл в ходе своего посещения известной святогорской обители, сообщает сайт ОВЦС. - Рад возможности посетить вашу прославленную обитель. Она носит величественное имя Вседержителя и посвящена Преображению Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Этому празднику посвящены многие монашеские обители, в том числе и в России — например, Валаамский монастырь, называемый у нас Северным Афоном, - сказал Первосвятитель после молебна, совершенного в храме обители. - Символично, что в монастыре Пантократор подвизался богослов и певец Фаворского света богомудрый святитель Григорий Палама, - добавил Предстоятель Русской Православной Церкви. Отмечая, что в этом месте пребывает множество святынь православного мира, в том числе частица Честного Животворящего Креста, Святейший заметил: - На этом связи с Русской Православной Церковью не оканчиваются. Монастырю Пантократор традиционно благотворили молдавские господари, а в XVIII веке здесь подвизался великий старец преподобный Паисий Величковский. По возвращении со Святой Горы Афон он стал основателем известной монашеской традиции и духовным отцом многих иноков, среди которых - прославленные русские святые. Таким образом, традиция русского старчества, к которой принадлежат, к примеру, знаменитые старцы Оптиной пустыни, берет начало из Вашей обители. - Преподобный Паисий основал при монастыре Пантократор скит пророка Божия Илии, который вплоть до 90-х годов ΧΧ века населяли русские монахи. Надеемся, что традиция русского присутствия в этой обители восстановится, и в ее братию будут принимать монахов из стран исторической Руси, - высказал свое пожелание патриарх Кирилл.   Справка Монастырь Пантократор (греч. Вседержитель) — седьмой в списке афонских монастырей. Обитель находится на северо-востоке полуострова Афон, она расположена на холме высотой 50 метров. Монастырь основан преподобными братьями Алексием и Иоанном, бывшими в родстве с византийским императором Иоанном V Палеологом, что способствовало быстрому возвышению обители. Впервые упоминается в 1358 году. В 1362 году он был перестроен при участии константинопольского Патриарха Каллиста I. К Пантократору приписан Ильинский скит, учрежденный преподобным Паисием Величковским и стоящий на возвышенности напротив монастыря. Фото с сайта  mospat.ru Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/russkoe-starchestvo-vyish...

Agionoros.ru публикует отрывки из поучений афонских подвижников, посвящённых посту, молитве и воздержанию. Святитель Григорий Палама Кто воздержанием очистит свое тело, силои Божиеи любви сделает свою волю и свое желание опорои добродетелеи, а ум в просветленнои молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем. Тогда он сможет сказать вместе с апостолом Павлом: “Бог, велевшии из тьмы воссиять свету, воссиял в наших сердцах, чтобы просветить нас познанием славы Божиеи в лице Иисуса Христа”. “Это сокровище”, говорит апостол, “мы носим в скудельных сосудах” (2 Кор. 4, 6–7). Равноапостольный Косма Этолийский Да будет препрославлен Бог, даровавший нам три способа борьбы с диаволом: исповедь, пост и молитву. Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, – ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними. если яблоня даёт кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши “яблоки” становились сладкими. Преподобный Никодим Святогорец Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста. Согласно святому Григорию Синаиту, существует три степени удовлетворения голода: воздержание - когда после еды остается еще чувство голода, доволь - когда не испытываешь голода и не отягощаешься, и сытость - когда отягощаешься немного. Так что если ты не в состоянии соблюдать первые две степени, то хоть не объедайся, помня слова Господа: Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25) и того богатого, который каждый день пировал. Бойся его участи, ведь ради довольства, воспринятого им в сей временной жизни, он лишился лона Авраамова и молил, чтобы ему прохладили гортань смоченным в воде пальцем. Святитель Василий Великий советует юным не только не насыщаться вдоволь, но и не есть досыта.

http://pravoslavie.ru/60163.html

Русский Дом 2001. Не забывайте нас ПРАВОСЛАВИЕ.RU       РУССКИЙ ДОМ 8,  2001 НЕ ЗАБЫВАЙТЕ НАС Существует предание, что на месте Спасо-Преображенской пустыньки, принадлежащей Рижскому Свято-Троице-Сергиеву монастырю, жил когда-то старик-лесник, латыш. Ему было трижды видение православного креста. " Что-то здесь должно быть, - говорил он своим собратьям, - наверное, русская церковь " . Началом основания Рижского Свято-Троице-Сергиева женского монастыря послужило открытие в Риге в мае 1891 года сестрами Мансуровыми - Екатериной Борисовной (1861-1926) и Наталией Борисовной (1868-1935) - подвижницами, принадлежавшими древнему русскому дворянскому роду, детского приюта и богадельни. Год спустя они организовали женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято-Троицкий женский монастырь - оплот Православия в Прибалтийской окраине. Одним из благотворителей стал отец Иоанн Кронштадтский, посетивший общину и предсказавший ее процветание. Первой игуменьей Свято-Троице-Сергиева монастыря стала Екатерина Мансурова, постриженная в рясофор с именем Сергия, а ее главной помощницей - сестра Наталия - монахиня Иоанна. Их постригу предшествовали недовольство отца и холодное презрение света. Но светская суета, в особенности балы, уже давно тяготили души подвижниц, и они стали достойными наставницами, старицами для сестер. Духовно опекали сестер и старцы из разных обителей: наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Павел (Глебов +1904), настоятель Псково-Печерского монастыря архимандрит Мефодий (+1906). В Первую мировую войну жизнь пустыньки замерла, сестры эвакуировались в Ригу, а затем - в Россию, в Новгородскую губернию, взяв с собой сосуды и иконы, а престолы храмов при пении " Святый Боже " сожгли, пепел захоронили у Преображенского храма. Примерно с 1922 года жизнь в пустыньке стала постепенно возобновляться. Вернулись из России сестры во главе с игуменьей Евгенией (Постовской), которая до эвакуации была игуменьей Илукстского монастыря. В конце 50-х годов на служение в Спасо-Преображенскую пустынь приезжает о.Кирилл (Смирнов) (схиархимандрит Косьма). Свой монашеский подвиг он начал послушником Валаамского монастыря. Начав служение духовника в пустыньке, о.Кирилл возрождает ее прежний дух - простоты, бедности, уединения и созерцания, который был присущ валаамским скитам.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200108/11.h...

Изданы первые брошюры серии «Новомученики и исповедники Высоко-Петровского монастыря» 05.12.2023 15:04:41 МОСКВА По благословению наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы епископа Луховицкого Евфимия в октябре 2023 года научно-издательским центром «Индрик» подготовлены к изданию и изданы пять брошюр из серии «Новомученики и исповедники Высоко-Петровского монастыря». Новые издания посвящены жизни, деятельности и подвигу насельников Высоко-Петровской обители в период гонений на Церковь от богоборческой власти. Изданы следующие брошюры: Беглов Алексей. Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря. Очерк истории (78 с.); Беглов Алексей. Преподобномученик Игнатий (Лебедев) (50 с.); Беглов Алексей. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) (40 с.); Балашова Елена. Старцы Высоко-Петровского монастыря на эскизах П.Д. Корина (48 с.); Беглов Алексей. Свидетели и летописцы. Монахиня Игнатия (Пузик). Монахиня Серафима (Кавелина) (40 с.). Автором четырех брошюр является доктор исторических наук А.Л. Беглов. Изучение истории Высоко-Петровского монастыря в ХХ веке он начал в 1990-е годы по благословению протоиерея Глеба Каледы, в то время служившего в Высоко-Петровской обители. Автор одной из брошюр — научный консультант паломнической службы монастыря Е.Г. Балашова. Книги в популярной форме рассказывают о жизни тайной монашеской общины монастыря, о ее духовных руководителях, старцах и их учениках, о пострадавших в годы гонений клириках и прихожанах обители, некоторые из которых уже прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. В основу текстов легли воспоминания членов тайной монашеской петровской общины о своих духовных отцах, братьях и сестрах, а также сохранившиеся после обысков и арестов документы. В подготовке изданий приняли участие духовник братии монастыря игумен Петр (Пиголь), действительный член Императорского православного палестинского общества, генеральный директор издательства «Индрик» К.А. Вах и Е.Г. Балашова. Брошюры адресованы всем интересующимся Православием и историей Церкви в ХХ веке. Высоко-Петровский монастырь / Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2023/12/05/izdany-per...

В рамках конференции «Россия — Афон: 1000-летие духовного единства» прошла секция «Русские святогорцы» 5 октября 2006 г. 13:10 Тема отношений России и Афона является заглавной темой международной конференции «Россия — Афон: 1000-летие духовного единства» . Афон необыкновенно много дал всему православному миру, в том числе России. Но необходимо сказать также о том, что дала Россия Афону. И на первом месте среди этих даров стоят русские подвижники на Святой горе. Этому была посвящена прошедшая 4 октября секция «Русские святогорцы». Несколько докладов было посвящено самым известным из русских иноков-святогорцев — прпп. Силуану Афонскому и Софронию Сахарову, а также прославленному в 2001 г. прп. Аристоклию . Долгая история отношений русских и греков на Афоне включает в себя и острые, напряженные моменты. Об Ильинском ските на Афоне рассказал Феннелли Н. в своем докладе «Русский Ильинский скит». ХХ век был одним из самых сложных периодов существования русских насельников на Афоне. До сих пор этот период мало исследован. Доклад монаха Моисея Святогорца «Русские старцы-праведники на Афоне в XX веке» представил новые факты по истории Афона этого времени. Одним из документов, позволяющим лучше узнать о тех годах, являются переписи. О положении русского населения на Афоне накануне Первой Мировой войны по данным переписей рассказал итальянский историк Талалай М. в докладе «Перепись русского населения Афона в 1913-1914 гг.». В ХХ веке афонские монахи, наряду с иноками Валаамского монастыря и Почаевской лавры, старались поддерживать русских эмигрантов в Европе: присылали иконы (эти бумажные иконы до сих пор сохраняются во многих семьях эмигрантов), книги, ноты. Епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил в докладе «Афон: пример влияния в жизни и деле русской эмиграции» рассказал также о монастыре, основанном во Франции афонским монахом, архимандритом Алексием (Киреевским). Также с докладами выступили Кеселопулос А., игумен Петр (Пиголь), игумен Никон (Смирнов), священник Георгий Павлович, священник Александр Коблов, Леонтьев В.Г., Парменов А.Г., Дятлов С.А., протоиерей Игорь Филин. ПСТГУ /Патриархия.ru Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/149320.htm...

Отец Игнатий несколько лет окормлялся у  знаменитого духовника, архимандрита Кирилла (Павлова) , он до сих пор бережно хранит подарок архимандрита Кирилла Библию ,  как благословение известного всероссийского старца. Рассказывает игумен Игнатий: «В моей жизни был еще один духовный руководитель. Это матушка Татьяна Воробьева. Она менее известна, но для меня очень дорогая и близкая. Она родилась в Москве в благочестивой православной семье. В тридцать лет отроду Господь посетил ее тяжелой болезнью – у нее отнялись обе ноги. Но она не стала роптать, с радостью приняла это испытание и за все благодарила Бога. За ее любовь Господь наградил Татьяну Воробьеву великими дарованиями. Она получила дар прозорливости, чудотворения и исцеления. Она жила при Никольской церкви села Николо-Архангельского Балашихинского района. Каждый день причащалась. К ней приходили тысячи людей, просили помощи, и она всем помогала. Матушка Татьяна никого не отчитывала, не заговаривала – она просто молилась. 25 лет я около неё окормлялся. Духовно она очень много мне помогала. В семидесятых годах в семинарию попасть было очень трудно – у нас было всего три семинарии. Тем более, я уже имел высшее образование, а таким было поступить еще сложнее. Тогда, перед отъездом в Питер, мы служили молебен в храме. Никого не было. Все было закрыто. И когда священник произнес: «Благословен Бог», врата Царские открылись, завеса поднялась, и матушка Татьяна сказала: «Видишь, Господь благословляет тебя – иди». Вот так, с ее благословения, я потихонечку и иду... Возобновление жизни монастыря –происходит по молитвам матушки Татияны... Последним ее желанием было посетить этот монастырь. Но по дороге она скончалась. Ее похоронили в Ивановской области, в монастыре, где незадолго до своей кончины она приняла схиму с именем Антонина. А сейчас у нас здесь стоит колясочка, в которой матушка Антонина провела последние 50 лет своей жизни.  (Полностью рассказ игумена Игнатия можно прочесть на на сайте монастыря, там же можно увидеть фотогалерею  http://bobrenev.narod.ru/home.html)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010