монахиня Мария (Лелянова). Гатчина, 1920-е гг. ЖМП 7 июль 2011 /  6 июля 2011 г. Преподобномученица Мария Гатчинская. Благодатная страдалица и утешительница в скорбях Пять лет назад, в 2006 году, Русской Православной Церковью прославлена в лике новомучеников и исповедников Российских преподобномученица Мария Гатчинская. Произошло это событие в день памяти святых Царственных страстотерпцев. В истории русской святости имя преподобномученицы Марии Гатчинской стоит в одном ряду с именами таких святых, как святые блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Пораженная в юности тяжелым неизлечимым недугом, святая страдалица стяжала благодатные дары утешения, прозорливости и молитвенной помощи скорбящим и страждущим. Почитание матери Марии еще при жизни было настолько велико, что место ее молитвенного подвига привлекало паломников со всех концов России. Уже тогда, в годы безбожного лихолетья, ее именовали не иначе, как «святая мать Мария», настолько очевидными были ее духовные дарования и чудеса, являемые по ее молитвам. В 1874 году в Санкт-Петербурге, неподалеку от Новодевичьего монастыря, в доме 101 по Забалканскому проспекту в семье владельца сургучного завода Александра Ивановича Лелянова родилась девочка, получившая в крещении имя Лидия. В шестнадцать лет Лидию поразил тяжелый недуг — болезнь Паркинсона, которая стала следствием заболевания энцефалитом. На выпускные экзамены в женской гимназии девушку привезли уже в инвалидной коляске. Не помогли долгие курсы лечения, болезнь продолжала неумолимо отнимать телесное здоровье. Лидия перестала владеть ногами и вынуждена была лежать, так как сидеть ей не давала постоянная боль во всем теле. Постепенно и руки ей отказали, а всё тело ссохлось. Только голова и лицо оставались не тронуты болезнью. Лицо было, по воспоминаниям современников, благообразным и светлым. Болезнь будущей матери Марии протекала необычно, в чем видится особое действие Промысла Божьего, поскольку этот тяжелый недуг не приобрел тех форм, которые обычно бывают неизбежными и, кроме поражения телесного, приводят также к разрушению личности.

http://e-vestnik.ru/church/prepodobnomuc...

– На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году были прославлены благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев и Максим Грек, митрополит Московский и всея Руси Макарий, схиархимандрит Паисий (Величковский), блаженная Ксения Петербургская, епископ Игнатий (Брянчанинов), иеросхимонах Амвросий Оптинский и епископ Феофан Затворник. В 1989 году постановлением Священного Синода была создана Комиссия по канонизации святых. В 1989 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил святителей Иова и Тихона; Поместный Собор 1990 года прославил праведного Иоанна Кронштадтского; в 1992 году Архиерейский Собор прославил уже некоторое число новомучеников и исповедников – митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и вместе с ним пострадавших, великую княгиню Елисавету и инокиню Варвару; Архиерейский Собор 1994 года прославил митрополита Московского Филарета (Дроздова), новомучеников протоиерея Иоанна (Кочурова) и протопресвитера Александра (Хотовицкого); Архиерейский Собор 1997 года прославил новомучеников и исповедников Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра (Полянского), митрополита Серафима (Чичагова) и архиепископа Тверского Фаддея (Успенского). Из всего этого списка имен новопрославленных святых становится ясно, что Русская Православная Церковь перед переходом к существованию в новых государственных условиях в 1988 году прославила избранно – благоверного князя, преподобных древности, праведного святителя, сделавшего очень много для нее, и в частности в деле прославления святых, великого деятеля на поприще духовного просвещения и продолжателя традиции старчества и также двух самых известных святителей XIX столетия. Только когда уже начались новые взаимоотношения между Церковью и государством, Русская Православная Церковь смогла приступить к прославлению новомучеников. Сначала самых известных. Наконец, на Архиерейском Соборе 2000 года был прославлен Собор новомучеников и исповедников Российских как поименованных, так и безымянных, имена которых по мере изучения их исповеднического подвига включаются в Собор и в православный календарь. Подход Комиссии по канонизации – это, прежде всего, полнота материалов и детальное их изучение вне зависимости от того, идет ли речь о подвижнике благочестия, или о мученике. Но если в случае с подвижником благочестия изучается его жизнь, а также прижизненные и посмертные чудеса, то в случае с мучеником предпочтение отдается изучению исповеднического подвига, верности Христу в условиях гонений, заключения и мученических страданий. Это, конечно, не означает пренебрежения к изучению вопроса о том, насколько христианской была жизнь человека до того, как он пострадал. В связи с увеличением числа канонизаций растет и количество изучаемых материалов. Соответственно многократно увеличился объем материалов, которые требуется изучить прежде, чем принимается какое-либо решение.

http://fond.ru/index.php?menu_id=375&men...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Акафист святой блаженной Ксении Петербургской Блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Ко святой Ксении Петербургской верующие обращаются с молитвой в самых разных обстоятельствах: просят благословения в предстоящих трудах, родители молятся о помощи в воспитании детей и об их успешной учебе, о счастливом браке, в житейских и семейных нуждах, в болезнях и скорбях. 6 февраля Русская Православная Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства www.blagovest-moskva.ru   АКАФИСТ СВЯТОЙ БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ Кондак 1 Избра€нная уго€днице и Христа€ ра€ди юро€дивая, свята€я блаже€нная ма€ти Ксе€ние, избра€вшая по€двиг терпе€ния и злострада€ния, хвале€бное пе€ние прино€сим ти, чту€ще святу€ю па€мять твою€. Ты же заступи€ нас от враг ви€димых и неви€димых, да зове€м ти: Ра€дуйся, Ксе€ние блаже€нная, моли€твеннице о душа€х на€ших. Икос 1 Равноа€нгельскаго жития€ взыска€ла еси€, блаже€нная ма€ти, по успе€нии му€жа твоего€ отве€ргла еси€ ми€ра сего€ красоту€ и вся, я€же в нем: по€хоть оче€с, по€хоть пло€ти и го€рдость жите€йскую; юро€дством ра€зум Христо€в стяжа€ла еси€. Того€ ра€ди услы€ши от нас похвалы€, тебе€ возноси€мыя: Ра€дуйся, житие€м твои€м Андре€ю, Христа€ ра€ди юро€дивому, ра€вная; ра€дуйся, и€мени своего€ отре€кшаяся, себя€ же уме€ршей именова€вшая. Ра€дуйся, в юро€дстве и€мя му€жа твоего€ Андре€я приня€вшая; ра€дуйся, и€менем му€жеским назва€вшись, не€мощи же€нской отреши€вшаяся. Ра€дуйся, все име€ние твое€ до€брым лю€дям и ни€щим разда€вшая; ра€дуйся, нищету€ доброво€льную Христа€ ра€ди прия€вшая. Ра€дуйся, ве€ка сего€ суему€дрия юро€дством твои€м отверга€тися нас научи€вшая; ра€дуйся, блага€я уте€шительнице всех в моли€тве к тебе€ прибега€ющих.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Разделы портала «Азбука веры» Евгения Ахременко " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Евгения Ахременко: Как мне казалось, что я пришла к этому довольно давно еще, будучи в Штатах, много-много лет назад. Я жила в Лос-Анжелесе, там чудесный совершенно православный храм, куда я ходила каждое воскресенье, мне очень там нравилось. Он был небольшой, но что-то было там волшебное. Мне очень нравились люди, очень нравились батюшки, которые там служили. В.: Ее поиски Бога начались в самый тяжелый момент ее жизни, когда актриса Евгения Ахременко осталась одна с двумя детьми. Муж, известный актер Константин Соловьев, после четырех лет семейной жизни ушел к другой женщине, и вот уже шесть лет не видится с сыновьями. Сразу вслед за уходом мужа умерла мама. В этот тяжелейший период уныния Женю спасал только храм . Она много лет ходит с детьми именно сюда – в храм Всех Святых на Соколе. Тут две мои любимые вместе: Ксения – я не знала про Ксению, пока не появился в нашей жизни Питер, съемки в Питере Костины, и как раз я поехала, и мне подруга говорит: «Обязательно сходи к Ксении Петербургской , обязательно!» Я начала читать. А к Матроне – здесь мы изначально с Костей ходили к Матроне, он очень ее любил, и детей водили, потом я сама. Я до сих пор, и мои даже подруги актрисы, – мы очень-очень ее любим. Вот прямо стоим, акафист читаем, и идет вот какая-то помощь, вот, прям, поддержка чувствуется, сила. А когда-то именно бывший муж открыл ей блаженную Матрону и святителя Николая Чудотворца , привел к Богу и разбудил в ее сердце любовь. Познакомились Женя и Константин в 2009 на съемочной площадке фильма «Кружева»: срочно нужна была англоязычная актриса, а Женя много лет прожила в Америке и прекрасно владела английским. Но на руках был билет в Лос-Анджелес и спонтанно возникшая съемка совсем не входила в ее планы. Мне сказали: «Вы будете сниматься женой главного героя, вы будете беременная». Мне прикрепили такой большой живот. Где-то уже, наверное, утерянная фотографии, где как раз стоим с главным героем, Константином Соловьёвым, я играю его сестру, при этом у меня большой живот, он держит руку у меня на животе. Эта фотография, конечно, оказалась судьбоносной. Нас посадили напротив, у нас была очень маленькая сцена с Костей, то есть мы должны были буквально сыграть – и все, но в этот момент в ресторане, в котором мы снимались, гаснет электричество, оно отключается полностью. Получилось так, что два часа мы проговорили. У меня было полное ощущение, что это человек, которого я знала миллион лет.

http://azbyka.ru/way/svoi-i-chuzhie-evge...

Святейший Патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 30 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 22, 1999 На исходе XX века, когда выявляются все новые и новые подробности страдания нашей Церкви в советскую эпоху, когда к лику святых причислены не только святой праведный Иоанн Кронштадский и блаженная Ксения Петербургская, но и неполный еще сонм новомучеников Российских, мало кто задумывается над тем, кем были для русского Православия те несколько лет между интронизацией Святейшего Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года и новым наступлением на Церковь, которое начало ощущаться уже с конца 40-х годов 1 . Этот короткий отрезок времени историки назовут “конкордатом”, “пере­мирием”, мы же без иронии можем назвать торжеством веры, торжеством исповедников. Поздно вечером 4 сентября 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча 2 И. В. Сталина, В. М. Молотова и Г. Г. Кар­пова с делегацией Русской Православной Церкви, которую представляли Патриарший Местоблюститель Митрополит Сергий (Страгородский), Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский) и Митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины Николай (Ярушевич). Правительство, в течение двух с половиной десятилетий топившее в крови свой народ, опиравшееся на гигантский репрессивный аппарат и панически боявшееся каждой незаурядной личности, теперь ощутило необходимость союза с Церковью. С тех пор началась активная международная деятельность Церкви, и эта деятельность соответствовала интересам государства; одновременно совершалось служение Церкви внутри страны, которое этим интересам отвечало значительно меньше или не отвечало вовсе, что и привело в конечном итоге к новой волне гонений. Святая Соборная Апостольская Церковь есть Церковь святых: она состоит из святых, воспитывает святых и живет в общении со святыми, уже переселившимися в горний мир. Тот, кто святости в себе не имеет и к ней не стремится, чужд Церкви. Эпоха репрессий, обрушившихся на Русскую Православную Церковь после 1917 года, поставила ее вровень с Церковью первохристианской, Церковью мучеников и исповедников, и подобно тому, как героизм древних мучеников, их презрение к смерти и верность Христу служили наглядной проповедью христианства и привлекали в Церковь новых адептов, в России 20-х и 30-х годов клир Православной Церкви пополнялся людьми, сознательно избиравшими жребий страданий.

http://pravmir.ru/svyateyshiy-patriarh-a...

В этом городе жили люди разные сословий, как тогда говорили: и простые бедные горожане, и царская семья; и купцы, которые торговали на ранках, и придворная знать; жили моряки и кавалеристы, простые солдаты и высокие воинские чины, дворяне. Отца блаженной Ксении звали Григорием, семья их жила в Петербурге и была благородного, скорее всего, дворянского происхождения. Ксения Григорьевна вышла замуж за Андрея Федоровича Петрова. Она очень любила своего мужа. Он имел звание полковника и служил при царском дворе певчим. С упруги оба были добрыми и благочестивыми людьми. Жили они в собственном доме на улице, которая по обычаю того времени так и называлась: улица Андрея Петрова. Сейчас это улица Лахтинская. По утрам Ксения провожала мужа на службу, занималась домашними делами и рукоделием. А вечером ждала его домой. Ксения Григорьевна и Андрей Федорович жили счастливо, душа в душу. Но однажды случилось непоправимая беда. Однажды Андрей Феодорович не вернулся со службы. Ксения ждала его, когда прибежал посыльный и сообщил, что ее муж Андрей Федорович Петров внезапно умер. Это известие как громом поразило бедную молодую женщину. С той поры она по виду словно стала безумной. Когда все пришли с похорон, то Ксения объявила, что отдает свой дом подруге Параскеве Антоновой, чтобы она принимала в нем странников и бездомных, а также раздает все деньги и имущество мужа. Затем она переоделась в полковничий камзол Андрея Федоровича и велела всем к ней обращаться по его имени. — Ксеньюшку я похоронил, — говорила она, словно от имени супруга. — А сам я жив. Оставьте Ксению, что вам от нее. И Ксения в одежде мужа отправилась бродить по улицам Петербурга. Никто не мог понять, что же такое случилось с бедной Ксенией. Родственники Андрея Федоровича и его знакомые даже попросили созвать особую комиссию, чтобы признать Ксению сумасшедшей. Ведь, по их мнению, только потерявший ум человек может вот так раздавать все свои деньги и имущество другим. Комиссия действительно собралась, доктора и священники поговорили с Ксенией Григорьевной и признали ее совершенно нормальной, пребывающей в здравом уме и доброй памяти.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

Разделы портала «Азбука веры» Тропарь, глас 4 Церковнославянский Русский Нищету Христову возлюбивши,/безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися,/безумием мнимым безумие мира обличивши,/смирением крестным силу Божию восприяла еси,/сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая,/Ксение блаженная,/моли Христа Бога/избавитися нам от всякого зла покаянием. Нищету Христову возлюбив,/ты небесною трапезой ныне наслаждаешься;/безумием мнимым безумие мipa обличив,/смирением крестным силу Божию ты приняла./Потому дар чудодейственной помощи стяжавшая,/Ксения блаженная, моли Христа Бога/да избавит нас от всякого зла покаянием. КАНОН, ГЛАС 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/и египетскаго зла избежав,/израильтянин вопияше:/Избавителю и Богу нашему поим. Ирмос: По воде пройдя, как по суше,/и египетского развращения избежав,/израильтянин взывал:/“Избавителю и Богу нашему воспоем!” Припев: Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас. Припев: Святая блаженная матерь Ксения, моли Бога о нас. Водою Крещения омывшися,/первороднаго греха избавилася еси, мати Ксение,/и наша сердца слезами покаяния очисти,/просвещение подающи почитающим святую память твою. Водою крещения омывшись,/от первородного греха избавилась ты, матерь Ксения;/и наши сердца слезами покаяния очисти,/просвещение подавая почитающим святую память твою. В воде Крещения змия лукава потопившая,/житием твоим страдальческим вражию силу умертвила еси, блаженная,/от неяже и нам избавитися Спаса умоли. В воде крещения змия лукавого потопившая,/житием твоим страдальческим вражью силу умертвила ты, блаженная;/от нее и нам избавиться/Спасителя умоли. Слава: Воду живую неистощимых даров/подаде тебе Христос, блаженная мати,/Егоже нищету вольно возлюбила еси. Слава: Воду живую неистощимых даров/подал тебе Христос, блаженная матерь,/– Тот, Чью нищету/ты добровольно возлюбила. И ныне: Воды покаяния подаждь ми, Пречистая,/и, очистивши мя от нечистоты греховныя,/чиста представи, Богородительнице, Сыну Твоему и Богу. И ныне: Воды покаяния подай мне, Пречистая,/и, очистив меня от греховной нечистоты,/чистым представь, Божия Родительница,/Сыну Твоему и Богу.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/kanon-bla...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Сегодня мы выбрали темой нашей встречи юродство как явление церковной жизни, как некую неизбежность проявления святости в определенных условиях, как вызов для каждого человека. Потому что иногда и нам приходится быть безумными в веке сем, чтобы быть мудрыми. Ну, об этом всем дерзнем поговорить в нашей аудитории. Здравствуйте, друзья! Юродство — славянское слово, означающее безумие. То есть юродивый — безумец, сумасшедший, но с добавкой — ради Христа. Сумасшедший ради Христа, безумный ради Христа. Но безумный — он и есть безумный, он ведет себя так, как не принято, он пугает окружающих нарушением общественных норм, его сторонятся, над ним смеются. И вот кто-то впервые избрал для себя это как святость, как некую одежду святости, как модель поведения. Юродство возникло на востоке, там, где человеку легче быть бездомным. Юродствовать же легче в Сочи, например, чем в Архангельске. В Сочи можно поспать под забором, и если у соседа через забор свисает с дерева какой-нибудь инжир, то его можно, не украв, сорвать и съесть, а дальше ходи и юродствуй. Другое дело — юродствовать в Магадане, да в той же Москве или в Петербурге, как блаженная Ксения. Походи-ка ты без ночлега по сырым промозглым улицам Петербурга в октябре или марте, не говоря уже о феврале. То есть каким-то образом с этих теплых югов, где был юродивый Симеон, и Андрей Цареградский, и другие, оно перебралось на север, в Московское царство, на Русь, и каждый город разбогател своими блаженными. В Ростове их было очень много, в Москве, в Новгороде, в Устюге Великом и в других местах. Ближайшие к нам — это блаженная Ксения Петербургская, Московский Христа ради юродивый Василий Блаженный. Эти блаженные люди, которые смеялись над миром и плевали на все, на что обычно человек не плюет, и не только на грех, но и на все приличия — на опрятность и аккуратность, на социальную значимость, на сытость и довольство, на создание семьи и воспитание детей достойными членами общества — на такие хорошие вещи, которые грех осуждать и нужно хвалить и воспитывать, они на это плевали.

http://pravoslavie.ru/121789.html

     Знакомый батюшка рассказал такую историю. Заприметил он, что третий день подряд, как только заканчивается служба, к иконе святой блаженной Ксении Петербургской подходят две довольно странные женщины. Одна, которая постарше, достает из сумки мелко исписанный лист бумаги, надевает очки и, обращаясь к образу Блаженной, читает ей с листа, иногда останавливается, опускает руку с бумагой, что-то добавляет от себя, как бы растолковывая прочитанное, чтобы святая блаженная Ксения правильно уяснила суть того, что от нее требуется. Потом вступает в недолгую перебранку с подругой, раздраженно машет на нее рукой, давая понять, что подруга неправа и советами своими очень ей мешает. Снова обращается к первоисточнику, отстраняет листок от себя, водит по нему пальцем, отыскивая и вспоминая строчку, на которой остановилась. Обнаружив искомый абзац, быстро входит в одухотворенный образ и продолжает читать. Обиженная подруга, поджав губы, молча стоит рядом. Батюшка заинтересовался этим действом, терпеливо дождался окончания и подошел к странной парочке с желанием узнать, что все сие означает. Подруги немножко стушевались, но быстро успокоились и даже обрадовались возможности поговорить со священником. Старшая была одета в добротную норковую шубу и в такую же норковую шапку в цвет шубы. Представилась Жанной Никитичной. Оглядела батюшку с головы до ног острым оценивающим взглядом и удовлетворенно выдала: – А вы, батюшка, еще ничего! Крепенький! Сколько же вам лет? Лет батюшке было шестьдесят девять, в чем он чистосердечно и признался. Ответом Жанна Никитична осталась довольна, но на всякий случай с надеждой в голосе и на лице уточнила: – И семья у вас, наверное, имеется? – Имеется, уважаемая Жанна Никитична. Матушке шестьдесят шесть лет. Сыну старшему сорок два года, дочке – тридцать восемь, младшим сыновьям-близнецам по тридцать пять, – на всякий случай сообщил батюшка. Уловив, как взбодрилась уважаемая, когда услышала про возраст близнецов, не давая ей раскрыть рта, скороговоркой прибавил:

http://pravoslavie.ru/77055.html

Из спектакля о Ксении Петербургской убрали сцену, обличающую пороки священника 28 апреля, 2015. Новостная служба Несмотря на отсутствие цензуры Управление культуры позволяет себе грубейшее вмешательство в замысле авторов пьесы и спектакля. 28 апреля. ПРАВМИР. Председатель совета Гильдии театральных режиссеров России Валерий Фокин направил открытое письмо губернатору Калининградской области Нколаю Цуканову. Письмо касалось сцены из спектакля «Святая блаженная Ксения Петербургская в житии» Тильзит-театра в городе Советске Калиниградской области, — сообщается на сайте Союза театральных деятелей «Чрезвычайно странно было Совету Гильдии театральных режиссеров России узнать о крайне неприятном эпизоде, который произошел в Тильзит-театре в городе Советске. Уже в выпущенный режиссером Павлом Зобниным спектакль «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии» по недавней пьесе ныне покойного драматурга Вадима Леванова, после обращения Начальника управления по культуре и молодежной политике были внесены изменения. Сейчас спектакль идет без одной из сцен, в которой в комической форме был изображен образ священника. Именно его главная героиня Ксения Петербуржская публично обвиняет в поборах и неправедном образе жизни», — говорится в письме. Валерий Фокин отмечает, что святая неоднократно обличала пороки, в том числе, священнослужителей. «Мы очень удивлены, что несмотря на отсутствие цензуры Управление культуры позволяет себе грубейшее вмешательство в замысле авторов пьесы и спектакля, а кроме того еще и вносит купюры в житие святой Ксении Петербуржской. Очень надеемся, что благодаря Вашему содействию этот неприятный, абсурдный и абсолютно нехарактерный для Вашего региона инцидент будет исчерпан и справедливость в отношении всех, имеющих отношение к спектаклю «Святая блаженная Ксения Петербуржская в житии» в Тильзит-театре будет восстановлена», — заявляет Совет Гильдии театральных режиссеров России. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/iz-spektaklya-o-ksenii...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010