Мелхиседек, как священник Бога Вышнего, Ему единому служил и поклонялся. Подобно ему и ты, душа христианская, служи Богу твоему со всецелой преданностью, не колеблясь между служением Ему и пристрастием к земному, – будь готова верность Ему запечатлеть отречением от всего земного. Мелхиседек в качестве священника приносил Богу Вышнему в жертву земные плоды и кровь бессловесных животных. Своего рода жертвы Богу требуются и от каждого христианина: Жертва Богу дух сокрушен ( Пс.50:19 ). Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь Вышнему молитвы (обеты) твоя ( Пс.49:14 ). Благотворения и общения не забывайте, таковыми бо жертвами благоугождается Бог ( Евр.13:16 ). Самые телеса наши должны быть представляемы Богу в жертву живую, святую, благоугодную Богу ( Рим.12:1 ), ибо мы обязаны прославлять Господа не душами только, но и телесами (Кор.6:20), соблюдая их в чистоте, свойственной целомудренным, упражняя их в воздержании и богоугодных трудах, – и должны быть готовы даже на мученичество, которое есть высшая жертва Богу – на каковую жертву обрек себя апостол Павел, когда писал: аз уже жрен бываю, и время моего отшествия наста (Тим.4:6). Мелхиседек был царем. И христианин должен быть царем в своей душевной области. Управлять собою, подчинять низшие свои стремления высшим, говорят, труднее, чем управлять царствами и народами: управляющие царствами и народами тем легче могут сделаться рабами страстей, чем меньше встречают внешних препятствий к их удовлетворению. Благо тому, кто успел достигнуть самообладания, власти над собой: он поистине царь, даже если бы по внешнему положению был рабом. Мелхиседек по значению своего имени есть царь правды ( Евр. 7:2 ), а по значению названия столицы своего царства – Салима 5 – есть царь мира (там же). Без сомнения, он был на деле таким, каким должен быть соответственно тому и другому значению, то есть был царем правосудным и миролюбивым. Подобно ему и каждый из нас в отношении к ближним должен следовать правилам справедливости и миролюбия. По закону справедливости мы должны поступать с людьми так, как хотели бы, чтобы они с нами поступали ( Лк.6:31 ). По духу миролюбия мы должны сохранять незлобие к обижающим, снисхождение к согрешающим и быть готовыми на все жертвы, непротивные христианской совести, чтобы только остаться в добрых отношениях к ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Четвертое и последнее. В этой жизни мы видим, что плохие и беззаконные люди благополучны. А добродетельные и праведные находятся в разных скорбях и мучениях. Отсюда Господь должен показать причину всем, почему Он дал грешникам здесь благополучие, а праведникам – такое наказание. Это произойдет в общем воскресении, когда праведные просияют как светила, получая плоды своих добрых дел, а грешники за свой лживый и порочный образ жизни получат вечный срам. Потому и наступит воскресение. И еще – чтобы душа вместе с телом вкушала отмщение за дела. Ведь если один человек творит благо, а другой – порок, то несправедливо, чтобы они оба одинаково были прославлены или одинаково мучились. А когда двое творят благо, то они и должны по справедливости вместе прославиться. Многое достойно размышления в этом Судище. Прежде всего постигни, с какой невероятной точностью будет происходить проверка. Судия спросит и о самых малых прегрешениях, не только делом, но и словом, и помышлением. Кто не удивится и не устрашится, услышав писанные в Евангелии от Матфея Господни слова: Говорю вам, что за всякое праздное слово, которое произнесут люди, они дадут ответ в день Суда... Если мы будем проверяемы и за безполезные, и не ко времени сказанные слова, не совершившие никакого зла, то что мы испытаем за неподобающие и постыдные дела? За позорные и грязные помыслы? За блудные и развратные взгляды? За окровавленные руки? И, говоря просто, за всякое время нашей жизни, которое мы истратили на лукавые и неподобающие дела? О, какой позор примут грешники в тот час! Когда все позорные дела и беззакония, пусть они и были скрыты по углам их домов, и все безстыдства, совершенные за всю жизнь, будут оглашены и явлены! О них услышит весь мир. Их стыд будет перед всеми Ангелами и людьми. Тогда против нас, грешников, будут восклицать три обвинителя. Первый – бес, который покажет записанными все совершенные нами грехи, сколько раз и каким путем. Бес воззовет к Господу со словами: «Праведнейший Судия, этот грешник не соблюдал Твоих заповедей, он все время вершил волю плоти. Вынеси решение в обвинение его дел».

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Первые цивилизации Европы – критская (минойская) и микенская, типологически ничем не отличались от древневосточных – те же монархии, те же отношения господства–подчинения, рабочие отряды тружеников, огромная армия чиновников. Даже первая письменность в Европе возникла как результат потребности чиновничьей бюрократии в учете и контроле. Конец развитию этих первых цивилизаций Европы положило нашествие отсталых народов с севера, среди которых были и греки-дорийцы. Следующие три века истории Греции (так называемая «Гомеровская Греция») ученые без особых симпатий называют то «темными веками», то упадком, то застоем. Да, первые цивилизации исчезли, и Греция была отброшена назад в своем развитии. Но вместе с тем, кто рискнет предположить, что без накопления энергии в эти «темные века» появился ли бы в Европе полис – общество, принципиально отличное от того, что уже сложилось ранее на Востоке (где и просуществовало в течение тысячелетий) и пыталось прижиться в крито-микенской Европе? А ведь именно полис еще в глубокой древности явил человечеству образец иной жизни людей в обществе, которая возможна без отношений господства–подчинения. Полис являлся первым опытом общества граждан в истории человечества. Разумеется, первый опыт был весьма несовершенным. Граждане полиса составляли небольшую часть жителей городов-государств. Женщины, переселенцы, рабы оставались за пределами коллектива граждан. Женщины – матери, сестры и дочери граждан, обладали крайне низкой правоспособностью. Не имевшие гражданских прав метеки, периэки 37 и им подобные категории населения были принуждены платить налоги. В отношении же рабов в полной мере действовали отношения господства – подчинения. Впрочем, как ни удивительно, советские историки, увлеченно занимавшиеся изучением рабовладения, так и не осуществили обоснованных подсчетов доли рабов в общей массе населения античных полисов (даже в Афинах во времена Перикла) 38 . Ныне же в историографии пре обладает мнение, что доля рабского труда не превышала доли труда свободных тружеников 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

„Стыд можно назвать обонянием души, которое дает ей возможность издали чувствовать смрад греха и отвращаться от него». (Амвросий, архиеп. Харьковский). „Живи так, чтобы ни от Бога – греха, ни от людей – стыда». (Пословица). „Змейка Клеопатры принесена в корзине с цветами; и наши грехи часто прячутся в цветах наслаждений». (Сперджон). „Драгоценно пред Богом тело стыдливое паче чистой жертвы». (Исаак Сирианин). „Как жизнь временная есть едва приметное мгновение пред вечною, так жизнь телесная или чувственная едва заслуживает название жизни в сравнении с духовною». (Филарет митр. Моск.). „Телу простор – душе теснота. Что телу – любо, то душе грубо». (Пословицы). „Лучше девственная жизнь; подлинно – лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества», (св. Григорий Богослов ). „Чистый человек – наиболее сильный». (Зола). „Молись, чтобы не отступил от тебя ангел целомудрия твоего, чтобы грех не воздвиг на тебя пламенеющей брани и не разлучил тебя с ангелом целомудрия. А искушения телесные приуготовляйся принимать от всей души и преплывай их всеми своими членами; и очи наполняй слезами, чтобы не отступил от тебя хранитель твой. Зловония блудных помыслов и нелепых грез не терпят св. ангелы Божии». (Исаак Сирианин). Многие подвижники высказывают мысль о связи девственности с смирением и о блудных помыслах, как последствии гордыни и эгоистического самоут-верждения. Человек, по выражению из канона преп. Андрея Критского , становится „самоистуканом». „Гений и порок не уживаются долго: одно уничтожается другим; истинный гений должен быть целомудренным». (Клемансо). „Целомудрие в юности – безкровное мученичество». (Бернард Клервосский). Брат спросил авву Пимена: что мне делать с суетными пожеланиями, которые овладели мною? Старец отвечал: иной засыпает уже смертным сном, и все еще думает о сладостях мира сего. Не приближайся к ним и не касайся их, и они сами собой удалятся от тебя. Еще авва Пимен говорил: как дым выгоняет из улья пчел, и они перестают работать мед, так и плотские наслаждения изгоняют из души страх Божий и разрушают все доброе делание ея.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Глава 8 О воздаянии, то есть о посте, милостыне и молитве Третья и самая последняя часть покаяния называется воздаянием. Оно достигается трудом и правилом против греха. У воздаяния есть три добродетели, три сотрудника и помощника – пост, милостыня, молитва . Исполнение их, даже если они тяжки и трудны для плоти, много способствует покаянию, воздаянию и совершению правила против нашего греха, дает самой плоти радость и наслаждение. Ведь три самых больших греха – превозношение, сребролюбие и блуд. На них растет и чревоугодие. Эти три больших гиганта сражаются с нами постоянно; радость победы над ними и достигается названными тремя средствами: пост действует против плоти, милостыня – против сребролюбия, молитва – против превозношения. Молящийся стоит как осужденный пред лицем Господа, с великим смирением. Держа пост, творя милостыню и молитву человек приносит совершенную жертву – самого себя и свои дела. Благодаря милостыне, он жертвует свое имущество, благодаря посту – смиряется плотью, а молитвой возносит душу Господу. Необходимость и польза воздаяния узнается по различию Таинств крещения и покаяния. Божественное крещение есть дверь всех Таинств и именуется рождением души, внове входящей в христианское жительство, раньше чуждое ей. Она, словно младенец, полностью оставляет все, что было прежде, и получает другое и новое силой и благодатью святого крещения. А душа, возрождающаяся в духовную жизнь крещением покаянных слез, оставляет прежний грех, который влек ее к обвинению и мучению, и получает новое духовное жительство и благодать, где не остается ничего прежнего. Поистине, Таинство покаяния – как очищение и врачевание души. Каждый раз оно излечивает совершенно и делает здоровым ослабшего. От прежней болезни в сокрушенном сердце не остается ничего. Когда оно полно покаяния, как полагается, то человек освобождается от греха и мучения. Но так как именно такое сокрушение случается не часто, то мы очень нуждаемся в этих трех добродетелях, чтобы совершенно вылечиться от греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Греки и ромеи называли К. по аналогии с баранами, во время драки сталкивающихся лбами. Крипта (лат. crypta, греч. происх.) – подземное помещение, обычно под алатарной частью церкви, предназначенное для особо почитаемых захоронений или мощей святых, мучеников; иногда имело алтарь, но чаще служило гробничной часовней, в которой могли собираться верующие для проведения мемориальных служб, молитв. Главным образом, атрибут монастырских церквей. Крисейский залив – он же Коринфский залив, залив Ионического моря, глубоко впадающий в Балканский полуостров между средней Грецией и Пелопоннесом. Крискеллон – железный сошник от аротрона-плуга. Крит – 1) дословно с греч. «судья». Так в Византии именовали наместников провинций (эпархий). В XI в. в связи с реорганизацией провинциального управления роль наместников значительно возросла, иногда в их ведении находилось не только гражданское, но и военное управление; 2) самый большой и значительный остров на юге Эгейского моря длиной 260 км и шириной от 12 до 57 км. С 67 г. до н. э. был захвачен римлянами и стал провинцией Рима. С 767 г. – византийская фема с одноименным названием. Географически К. представляет лесистые горы, возвышающиеся над плодородными холмами и плоскогорьями. Объект нападений испанских арабов, в итоге захвативших остров в конце первой четверти IX в. и основавших там свою столицу Хандак (Кандия). После нескольких неудачных попыток отвоеван византийцами в 961 г. После взятия Константинополя в 1204 г. на К. с 1211 г. прочно обосновались венецианцы, угнетавшие греческое население. Особенно богаты материалами архивы Критской канцелярии, переданные в Венецию в 1669 г. по окончании длительной войны между венецианцами и османами за владение островом. Они хранятся отдельной секцией в Государственном архиве Венеции (Архив герцога Кандийского и нотариальные записи – Notai di Candia). См.: Кириния,Левкусия. Крифолог – приемщик зерна, которое в ранней Византии свозилось в Александрию для отправки в Константинополь. Крум – хан болгар (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нуредин приказал капитану-резервисту турецкой армии Рустену Беи Вашицу привести приговор народного суда в исполнение. Но когда Вашиц стал спускаться по лестнице вместе с тремя приговоренными к смерти – Хризостомом и двумя старейшинами, то не успел он выйти во двор, как на лестничной площадке неожиданно появился разъяренный Нуредин, который вытащил свой револьвер и выстрелил в митрополита. Однако бешенство его было настолько велико, что рука его дрожала от гнева, и вместо того, чтобы попасть в Хризостома, пуля смертельно ранила старосту Климаноглу. При звуке выстрелов и при виде Хризостома, выходящего во двор, толпа завелась. Взбешенные турки схватили святителя. Они набросились на него, стали бить кулаками, металлическими прутьями, палками, затем потащили в парикмахерскую, где заставили надеть белую рубаху. Потом они стали вырывать ему бороду, потащили в турецкий квартал, издеваясь и плюя на него по дороге. Там они приготовили для него медленную и мучительную смерть, нанеся ему ножевые ранения во многие части тела, выколов глаза, отрезав уши и нос. Всего в крови, молчащего, преисполненного достоинства, не умолявшего о пощаде и не склонившегося перед врагом, толпа таскала его по земле, а он в продолжение этих мучений повторял: «Господи, помилуй». Один из критских турок (греки, обращенные в ислам), участвовавших в издевательстве над владыкой, не выдержав, выстрелил в него, положив тем самым конец мучениям. Святитель испустил дух со словами: «Боже мой!». Подлинное свидетельство этого турка приводит выдающийся академик Г. Милонас. «В последние дни сентября 1922 года я с группой студентов международного колледжа Смирны был посажен в заключение в отвратительном подвале одной из тюрем смирнского губернаторского правления. Она была набита греческими пленниками, скорее всего осужденными на смерть. В вечерние часы охранники во главе с одним турком забирали жертвы, которых потом расстреливали. В пять вечера последнего дня печального сентября турок приказал мне идти за ним во двор.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ничто не предвещало, что выходец из богатой семьи Одиссеас (в греческих православных семьях дают и античные имена) Алепуделис, юрист по образованию, почитатель Пикассо, ученик французских сюрреалистов, станет создавать христианский эпос ХХ в. Но сама ситуация в Греции подталкивала Элитиса к тем решениям, которые он не принял бы, равняйся он только на советы европейских друзей. Так, сопротивление Греции агрессии фашистской Италии было запечатлено в поэме “Песнь героическая и скорбная погибшему в Албании лейтенанту”. Герой поэмы – “другое я” самого автора, героизм его – не просто мужество перед лицом опасности, но особый жизненный настрой, готовность уподобиться солнцу в его щедрости и горячности, и услышать в звуке волн поучения древних греческих героев. Он сам воспевает собственную смерть – именно так было в ходе освободительной войны 1821 г., когда восставшие греки брали благословение на мученичество, идя на бой под знаменем Креста, вместе с духовенством. И он же слышит панихиду о самом себе: панихида понимается не как просто прощание, но как бессонная служба, бдение, в котором участвует вся природа, и мысль соотечественников достигает необычайной ясности и прозрачности. Подвиг состоит не в том, чтобы бросится в пучину событий, но в том, чтобы, не доверяя врагам, научиться доверять Богу, товарищам и себе – вот урок поэмы. В годы оккупации и в позднейшие годы смут поэт создает и потрясающие лирические стихи, которые можно назвать притчами без героев. Обычно мы привыкли, что любовь, дружба, любование природой и другие традиционные темы лирики требуют персонажа, лирического героя, который и берет на себя всю смелость отчаянных утверждений, довольствуясь потом счастьем сочувствия к нему, счастьем “любви пространства”. Но Элитис делает совсем другое: о дружбе говорит у него ропот олив, любовь воспевают сирены, вырезанные на притолоке крестьянского дома, а настоящие кони встречаются не в природе, а лишь на фресках критского письма. Это вовсе не платонизм в расхожем смысле, когда за отдельными вещами и явлениями пытаются найти прекрасные отвлеченные сущности, а напротив, участливое отношение к живой жизни. Вода только тогда становится водой, когда она освящена библейским словом о послушных вышнему велению стихиях, а конь только тогда конь, когда истолкован вдумчивым иконописцем.

http://pravmir.ru/machta-i-krest-100-let...

Спроси себя, душа христианская, ревнуешь ли ты о стяжании тех достолюбезных качеств, за которые пастыри сподобились того, что первыми увидели Христа? Не походишь ли, напротив, на хитрых, лукавых, гордых фарисеев и книжников и подобных им, в сердцах которых учение Христово не нашло себе почвы? Если совесть обличит тебя в этом, то горе тебе, внегда будеши судитися! Младенец множества показа мученики. Множество младенцев (14 тысяч) было убито в Вифлееме и его окрестностях по повелению Ирода, который искал смерти новорожденного Иисуса и надеялся в их числе погубить Его. Младенцы невинно пострадали за Христа, но через свою неповинную и преждевременную смерть они если не все, то большая часть, избавились от опасности быть со временем в числе врагов Того, за Кого невинно пострадали. Быть может, они, если бы дожили до последних дней земной жизни Христовой, вместе с другими кричали бы: «Распни, распни Его!» Таким образом, их преждевременная и невинная смерть послужила им же во благо, и они теперь только благодарят и славословят Господа, сподобившего их за неповинную смерть Царствия Небесного. Пример столь вожделенной участи невинно пострадавших за Христа поучителен и утешителен для всякого невинно страдающего. Пусть он утешает себя надеждой, что за временное страдание Господь воздаст ему вечными радостями; пусть благодарит Господа, дающего ему возможность заслужить их. К сожалению, не так смотрят на свои скорби и страдания многие из тех, кто подвергается им. Они впадают в малодушие и ропщут на Бога не только тогда, когда не знают за собой вины, заслуживающей наказания, но и тогда, когда кругом виноваты и по своим делам терпит достойное. Спроси себя, душа христианская, не принадлежишь ли ты к числу таких малодушных и дерзких пред Господом Богом людей? Если так, то горе тебе, внегда будеши судитися! И здесь, на земле, тебе горько, но и на том свете не сладко будет, если не смиришься пред Богом и не скажешь Ему: «Лучше, Господи, дай мне здесь потерпеть скорби, даже невинно, только не лиши меня Твоей милости в жизни будущей. За временные скорби пошли мне вечное утешение на небесах и для этого помоги мне Твоею благодатью переносить их с терпением и преданностью святой Твоей воле».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Тогда она сказала: – Поверь мне, отец Зосима, что семнадцать лет прожила я в этой пустыне, борясь со своими безумными страстями, как с лютыми зверями. Когда я принималась за пищу, то желала мяса и рыбы, которые ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слезы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню. Иногда я мысленно становилась перед иконою поручительницы моей, Пречистой Богородицы, и с плачем умоляла отогнать от меня мысли, смущавшие мою душу. Когда же довольно я так плакала, крепко ударяя себя в грудь, тогда как бы свет разливался вокруг меня, и я успокаивалась от волнений. Как признаться мне, отец, в блудных вожделениях, овладевавших мною? Прости, отец. Огонь страсти загорался во мне и опалял меня, понуждая к похоти. Когда на меня находил такой соблазн, то я повергалась на землю и обливалась слезами, представляя себе, что передо мною стоит Сама моя Поручительница, осуждает мое преступление и грозит за него тяжелыми мучениями. Поверженная на землю, я не вставала день и ночь, пока тот свет не озарял меня и не отгонял смущавшие меня мысли. Тогда я возводила очи к Поручительнице своей, горячо прося помощи моим страданиям в пустыне – и, действительно, Она мне давала помощь и руководство в покаянии. Так провела я 17 лет в постоянных мучениях. С тех пор и до сего дня помощница моя Богородица во всем руководит мною. Тогда Зосима спросил: – Не было ли тебе нужды в пище и в одежде? Святая отвечала: – Окончив хлебы, семнадцать лет я питалась растениями; одежда, какая была на мне при переходе через Иордан, истлела от ветхости, и я много страдала, изнемогая летом от зноя, трясясь зимой от холода; так что много раз я, как бездыханная, падала на землю и так долго лежала, претерпевая многочисленные телесные и душевные невзгоды. Но с того времени и до сего дня сила Божия во всем преобразила мою грешную душу и мое смиренное тело, и я только вспоминаю о прежних лишениях, находя для себя неистощимую пищу в надежде на спасение: питаюсь и покрываюсь я всесильным словом Божиим, ибо не о хлебе едином жив будет человек! И совлекшиеся греховного одеяния не имеют убежища, укрываясь среди каменных расселин .

http://predanie.ru/book/217218-velikiy-k...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010