[Богородице, Надежда и Помощь всем воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое бремя греховное и, как Владычица Непорочная, прими меня кающегося.] Песнь 2 Ирмос: Вонми, Небо, и возглаголю, и воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго. [Внемли, небо, я буду возвещать и воспевать Христа, пришедшего во плоти от Девы.] Сшиваше кожныя ризы грех мне, обнаживый мя первыя боготканныя одежды. [«Кожаные ризы» сшил мне грех, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.] Обложен есмь одеянием студа, якоже листвием смоковным, во обличение моих самовластных страстей. [Облекся я одеянием стыда, как листьями смоковницы, во обличение самовольных страстей моих.] ( Быт. 3:7) Одеяхся в срамную ризу и окровавленную студно течением страстнаго и любосластнаго живота. [Оделся я в одежду, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотой страстной и сластолюбивой жизни.] Впадох в страстную пагубу и в вещественную тлю, и оттоле до ныне враг мне досаждает. [Подвергся я мучению страстей и вещественному тлению, и оттого ныне враг угнетает меня.] Любовещное и любоименное житие невоздержанием, Спасе, предпочет, ныне тяжким бременем обложен есмь. [Предпочтя нестяжательности жизнь, привязанную к земным вещам и любостяжательную, Спаситель, я теперь нахожусь под тяжким бременем.] Украсих плотский образ скверных помышлений различным обложением, и осуждаюся. [Украсил я кумир плоти разноцветным одеянием гнусных помыслов и подвергаюсь осуждению.] Внешним прилежно благоукрашением единем попекохся, внутреннюю презрев Богообразную скинию. [Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренней скинией, устроенной по образу Божию.] Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав, обрящи. [Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму, Ты взыщи и найди.] ( Лк. 15:8) Согреших, якоже блудница вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы. [Согрешил, и, как блудница, взываю к Тебе: один я согрешил пред Тобою, приими, Спаситель, и от меня слезы вместо мира.]( Лк. 7:37-38)

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Глава 19 О четырех «последних вещах» и, прежде всего, – о памяти смерти Ты земля, и в землю отойдешь, – сказал Бог Адаму, потому что Адам преступил Его Божественное и спасительное веление. По причине греха в мир вошла смерть. Ей подлежим мы все, родившиеся от Евы. Мы должны всегда быть готовы, потому что не знаем ни дня, ни часа нашей кончины. Кто думает о смерти всегда, не решится поступить плохо по отношению к Богу, боясь наказания, которое следует за грехом. Соломон нам дает дивный и полезный душе совет в Екклесиасте: Поминай последняя твоя, и во веки не согрешишь. Помни о том, что у тебя будет в конце, и ты не сможешь согрешить. «Последняя» – последние вещи. Их четыре. Первая – смерть. Вторая – Второе Христово пришествие. Третья слава рая, и последняя – возмездие нескончаемого мучения. Кто продолжительно помнит о них и стремится размышлять умно, тот будет вести добрый и доблестный образ жизни. Мы тогда возненавидим грех и будем настойчивы в добродетели, сколь хватает сил. Потому я пишу это в конце второй части книги, чтобы ты, о слушатель, запомнил, как должен бояться нескончаемого наказания души. Скажем сперва о смерти, а потом отдельно напишем и об остальном. В древние времена египтяне имели обычай на дружеском пире ставить посреди стола деревянную раскрашенную скульптуру, изображавшую смерть. Все приглашенные смотрели на нее и ели чинно и умеренно. Тот, кто ее принес, говорил; «Видьте ее, гости, ешьте и вкушайте от стола, думая и о своем конце». О, мудрейшие египтяне, какое искусство и способ вы изобрели, чтобы сохранять воздержание и избегать безчиния, часто случающихся на пиршестве! Поистине, они не могли найти более полезного средства – в постыжение и осуждение нас, христиан, что мы не заботимся и не думаем о смерти, но ведем себя за столом неподобающим образом. В Византии, когда там было христианство , в тот день, когда собирались венчать царя на царство, ему приносили четыре различных по цвету камня и велели выбирать, из какого камня будет его надгробие. Подобным образом и в Риме есть обычай, выбирая нового Папу, проносить перед ним кусочек пакли и поджигать со словами: «Так проходит мирская слава» [Sic transit gloria mundi]. Иоанн Милостивый повелел, когда он стал Патриархом Александрийским, построить для него усыпальницу и не закрывать ее, но чтобы на каждый праздник тот раб, который поддерживал архиерейское облачение, говорил ему: «Владыко, повели закончить усыпальницу, ибо не знаешь день, когда умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

– Это твои речи? – Да, – ответил владыка с достоинством человека, знавшего, что означают вопросы турецкого генерала. Тогда Нуредин " приказал взять святителя и отдать народу для удовлетворения жажды мести " , владыку отдали на растерзание разъяренной толпе, состоявшей из 1500 турок. Нуредин обратился к собравшимся с такими словами: " Если он поступал с вами хорошо - отплатите ему за это, а если плохо - то и вы поступайте с ним так же! Я отдаю вам эту свинью " . Едва они завидели митрополита Хризостома, как стали  поносить его, дергать за бороду и рясу, плевать в него. Смирнские старейшины, повинуясь долгу, попытались было защитить своего святителя, но турки связали их, чтобы те видели мучения и издевательства, которым подвергают их духовного вождя. Турецкий преступный суд вынес решение: " Да будет распят… Да будет распят, подобно их Христу " . Священномученик Хризостом (Калафатис) митрополит Смирнский. Нуредин приказал капитану-резервисту турецкой армии Рустену Беи Вашицу привести приговор народного суда в исполнение. Но когда Вашиц стал спускаться по лестнице вместе с тремя приговоренными к смерти – Хризостомом и двумя старейшинами, то не успел он выйти во двор, как на лестничной площадке неожиданно появился разъяренный Нуредин, который вытащил свой револьвер и выстрелил в митрополита. Однако бешенство его было настолько велико, что рука его дрожала от гнева, и вместо того, чтобы попасть в Хризостома, пуля смертельно ранила старосту Климаноглу. При звуке выстрелов и при виде Хризостома, выходящего во двор, толпа завелась. Взбешенные турки схватили святителя. Они набросились на него, стали бить кулаками, металлическими прутьями, палками, затем потащили в парикмахерскую, где заставили надеть белую рубаху. Потом они стали вырывать ему бороду, потащили в турецкий квартал, издеваясь и плюя на него по дороге. Там они нанесли ему ножевые ранения во многие части тела, выколов глаза, отрезав уши и нос. Всего в крови, молчащего, преисполненного достоинства, не умолявшего о пощаде и не склонившегося перед врагом, толпа таскала его по земле, а он в продолжение этих мучений повторял: " Господи, помилуй " . Время от времени, когда у него получалось, он как-то поднимал правую руку и благословлял своих мучителей. Один из мучителей узнал благословляющий жест, взбесился и большим ножом отсек владыке обе руки. Один из критских турок (из греков, обращенных в ислам), участвовавших в издевательстве над владыкой, не выдержав, выстрелил в него, положив тем самым конец мучениям. Святитель испустил дух со словами: " Боже мой! " .

http://drevo-info.ru/articles/21922.html

Скачать epub pdf События в девятом столетии третьего тысячелетия Гражданская история Первый на земле царь Неврод, имевший свой престол в Вавилоне, царствовал довольно продолжительное время и «погибе с шумом» ( Пс. 9, 7 ). О его кончине передают следующее: некая часть от остатка сооруженной под его руководством башни была отторгнута бурею и ветром и пала на него, и убила его. Так Бог судил, чтобы согрешивший столпотворением от того же столпа (башни) и казнь принял. Другие же передают, что он был похищен из среды живых бесами. И первое, и второе сказания можно считать вероятными, ибо за свое богопротивство и за свои бесчисленные злодеяния он имел получить место не иное какое-либо, как только с бесами. Богом он был поражен, а бесами похищен в ад. О бывших после кончины Неврода наследниках Вавилонского царства историки сильно разногласят. Для известности мы здесь о сем вспомянем вкратце. Георгий Кедрин в «Синопсисе истории» полагает, что Неврод был тот же первый языческий бог Сатурн. Его он еще называет Орионом и говорит, что он имел жену из своего племени, именем Семирамиду, которую называют богиней Реей; от нее он имел трех сыновей. Первый сын, по имени Пикос, прозывается еще Юпитером, или Иовис; он же Зевс, или Дий. Второй сын был Вил, а третий Нин. Его дочь была Юнона. Нин создал град Ниневию и будто бы имел мать свою Семирамиду женою. Далее, Неврод, он же Сатурн и Орион, будто бы сыном своим Иовисом был изгнан из своего царства и удалился в Италию. Однако из произведений греческих стихотворцев можно видеть, что изгнанный сыном Сатурн был не Неврод, а другой человек, позднейший летами и царствовавший не в Вавилоне, но в Крите, как это ясно изложено в житии святого мученика Понтия (5 августа). И относительно дня (Юпитера или Иовиса) говорится, что он был рожден на Крите от жены Сатурна Реи (о сем смотри в страданиях святых десяти мучеников критских, 23 декабря). Разве только в том смысле может быть Неврод назван Сатурном, как говорит историк Ксенофонт, что в те древние времена сильных царей, которые основывали великие города и царства, вообще называли Сатурнами, а первородных сыновей их – Иовисами и дочерей – Юнонами? Думается, что по этому обычаю и Неврод у Кедрина и других назван Сатурном. Кроме того, думается, что и Семирамида не была женою Неврода, но разве только внучкой, как потом будет выяснено.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Я это говорю, ибо некоторые думают, что, мол, Бог человеколюбив и не позволит никому быть мучимым по Своему благоутробию. Но раз неверные и многие из христиан, не соблюдающих заповеди Господни, предаются мучениям, то можешь мучиться и ты, грешник. Как ты смеешь говорить, что спасешься, не делая благо, а только по благоутробию Божию? Знай, что этот предлог («благоутробие Божие») тебе не принесет пользы. При всем Его благоутробии с Небес были изгнаны отступившие ангелы, ставшие бесами. Праотцы были осуждены со всем нашим родом на смерть. При всем Его благоутробии Он послал страшный Потоп и скрыл весь мир, так что за грех потонули все люди. Позже Он же разрушил Содом и Гоморру, Иерусалим, Вавилон и другие страны и царствия. И не только чуждых и грешных Бог наказывал за грех, но, чтобы устыдить род людской, Он и Своего Сына любимого, без всякого Его собственного прегрешения,– чтобы только заплатить наш долг, – послал на землю. Ибо Бог – праведнейший Судия. Если бы Он прощал человека, не наказывая грех, Он был бы милостивым, но не правосудным. Если Невинного предали наказанию за наше падение, чтобы людской грех не остался без возмездия, то что претерпим мы, виновные, всякий раз преступающие Божественные заповеди? Если плодовитое и услаждающее Древо пошло на Крестную смерть, то что потерпит сухое и безплодное? Так что убойся, грешник. Не дерзай говорить, что только за исповедание Христа Богом ты удостоишься Царствия Его. Нет, только если сохранишь Его заповеди, как Он Сам сказал: Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи, – войдет в Царствие Мое, но творящий волю Моего Отца. И сам бес под заклятьем воспел Его Сыном Божиим, – но бес не исполняет Его заповедей, и поэтому исповедание это не принесло ему никакой пользы. С ним ты и будешь, безумец, если не оставишь свою суетную надежду, исполнив достаточно церковное правило и сотворив достойное покаяние. Это не надежда, а самонадеянность. Ведь надежда состоит в вере, что если ты отойдешь от зла и сотворишь достаточное покаяние, то благоутробный Бог простит тебе совершенные грехи. Но не дерзай думать, что, находясь в грехе, ты спасешься по причине Его великого благоутробия. Ты заблуждаешься. Это не надежда, а безстыдная самоуверенность. Поэтому ты должен оставить небрежность и не выгадывать время, а тотчас обратиться к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Подумай над своим прошедшим жительством, и ты увидишь, как ты был неблагодарен к Своему Творцу. Ты – христианин, возрожден водой Божественного крещения. Бог – твой Отец. Ты питаешься Евангельским Небесным Хлебом, то есть священным Причащением. И при всех благодеяниях жительствуешь столь безсовестно, будто ты – язычник и идолопоклонник, никогда не знавший Бога! О, твое неразумие! Какого рода есть грехи, которые ты бы не совершил? Что бы ты не увидел, ты насыщал свое развращенное устремление зрением! Сколько беззаконий ты совершил на деле! Что же еще будешь делать, если настолько лишен веры, что не боишься вечного мучения? Всю свою жизнь ты растратил в преслушании Божественного веления, делал то, что тебе хочется. Ты ценил сребролюбие, превозношение, блуд – как блаженство; ты хранил их законы, будто они – твои боги. А на заповеди истинного и настоящего Бога ты не обращал внимания, будто это выдумки и сказки. О, достойный адского мучения, где же червь совести? Где разумная часть души, рассудительное знание и способность различать? Ты очень похож на животных. Ты не боишься великой опасности? Если бы тебе на стол поставили прекраснейшее блюдо, а кто-то сообщил, что оно отравлено, то осмелился бы ты его попробовать? Все пророки, евангелисты, проповедники, учителя и Сам Христос взывают, говоря, что в этой пище греха живет смерть. О, бедный, во время этого кратчайшего наслаждения и малого удовольствия в тебя входит диавол. Как же ты добровольно принимаешь смерть, бездумно пьешь адское мучение? Где же вера? Почему ты не слушаешь Божественных слов, не чувствуешь своей беды? О, сколь бы лучше было тебе не родиться в мир, не принимать крещения, не знать веры, ибо все это не поможет на общем Суде, но даже, напротив, сделает непростительным твой грех. Свет разумного начала не дал прощения философам, ибо они знали Бога, но не прославили Его и не служили Ему, как говорит великий Павел. Сколь более осудится тот, кто принял свет веры и воду Божественного крещения, кто открывал свои оскверненные уста и принимал Самого Бога, каждый раз слыша Его учение, а добродетели творил не более язычников!

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Говорю об этом потому, что лукавый и прелюбодейный мир превратил все части дома в блудилища и не может соблюдать никаких границ уже и в календарном году. Если же кто начнёт пробовать следовать написанному совету, то, уверен, ему станет гораздо проще жить, соблюдая церковные уставы. 17 марта 2021, г. Тюмень, 23:20–00:07, преимущественно пасмурно (хотя днём было солнечно), –5°C, среда первой седмицы Великого поста. В православном богослужении повсеместно и многократно повторяется, что Христос Бог обновил и освятил человеческое естество. Вот и в Великом покаянном каноне Андрея Критского на 9 песни читаем: «Беземеннаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества». Многократно в Священном Предании говорится о том, что всё, принятое Господом нашим Иисусом Христом, освятилось. Господь постился сорок дней и ночей — и Собою довёл до совершенства и освятил пост. Господь ступал по земле — и освятил землю Своими ногами. Господь вкушал пищу — дал и нам благословенно вкушать вместе с ним. Говорил — и освятил человеческое слово. Спал — и сон не только не отринул, но и благословил Собою. Слушал страждущих — и слух, способность человека слушать и слышать — благословил. Имел вселюбящее сердце — и сердце человеческое в Себе освятил. Благоволил алкать — и алкал. Страдать — и страдал, и Собою мученичество как совершеннейший путь указал нам и Собою освятил. Даже крест — орудие казни — освятил Собою и сделал Животворящим Крестом. Принял человеческое тело, душу, дух — и всех их освятил Собою и не единожды, а (подумать только!) навечно! Мужчиною родился в мир — и освятил в Себе Собою мужское естество. Плотью и Кровью Девы Марии облёкся и освятил Собою всё женское естество. Утробу, ложесна, даже роды в Ней и Материнство Ея благословил и освятил Собою. Почтил брак в Кане Галилейской Своим присутствием и чудом и тем показал Своё благоволение к нему. Всё, с чем Господь благоволил соприкоснуться и иметь дело, Он освятил Собою, потому что имел святость в Себе Самом. По этой же причине на Него не распространялись в сущности своей предписания Закона об очищении, потому что какое очищение требуется Богу, ведь Он имеет святость и чистоту в Самом Себе? Он мог прикасаться, воскрешая, умерших и позволил кровоточивой женщине коснуться краёв Своей одежды всё по той же причине — потому что имел святость в Себе.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Пост начинается 1 августа и оканчивается 14 августа; впрочем, если праздник Успения случится в среду или пятницу, то на мясо, сыр и яйца не разрешается. Празднование успению Богоматери установлено с давнего времени. Этот праздник находится в IV и не позднее V века в одном римском календаре под 15 августа; на востоке в начале VII века на этот праздник говорил слово Модест, патриарх иерусалимский. В этом же веке или в начале VIII века св. Андрей критский очень ясно говорит о торжественном праздновании этого дня в трех словах на этот праздник. Этот праздник находится в самом древнем, дошедшем до нас, праздничном евангелии 715 года и во всех других календарных памятниках VIII и последующих веков. Без сомнения, вера христиан в восшествие Богоматери на небо в прославленной плоти истинна. Если Енох из мира допотопного и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотью, то ужели пречистая плоть честнейшей херувимов и славнейшей серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывшие безызвестными, после немало временного пребывания в земле, открыты для почитания через видения и чудеса, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, разве где-либо скрывается в земле в безызвестности? Нет ни в одном углу христианского мира части мощей Богоматери; это потому, что вера в восшествие на небеса с пречистою плотью весьма древня, современна апостолам и мученикам. Пояс Богоматери и свв. одежды Ее открыты для чествования христианскому миру. Хранимые с благоговением, разделяемые по лицу земли на части, они творили и творят чудеса. Многочисленные иконы Ее повсюду изливают токи исцелений и знамений, а св. тело Ее неизвестно где в земле? Свв. мощи прославленных угодников Божиих с течением времени иногда подвергаются, по грехам живущих на земле, общей участи земного: действию огня, наводнений, землетрясений, поруганию от варваров. Это не допущено в отношении к Пречистому телу Богоматери, не оставлено случайным переменам преходящего мира, но и не унижено пред телами святых безвестным сокрытием в земле; оно несравненно более возвышено над нами преславным вознесением на небеса (Месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таже глаголем припев: воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука твоя: И поем самогласен триоди, глас 1: Приидите делаим: Слава, паки тойже. И ныне: Преблагословенна еси: Славословие. великое, и отпуст. и исхождение в притвор, Слава, и ныне, стихира евангельская, и оглашение, и прочее последование, яко обычно. На Литургии, блаженна гласа: Прокимен гласа, и преподобнаго: Восхвалятся преподобнии во славе: Апостол дне, ко евреем, зачало 314: Аврааму обетовая бог: И святаго, ко ефесеем, зачало 229: яко чада света ходите: Аллилуиа гласа, и святаго. Стих: Насаждени в дому господни: евангелие марка, зачало 40: Человек некий прииде ко Иисусу: И преподобнаго, матфеа, зачало 10: По Иисусе идоша народи мнози: Причастен: Хвалите Господа: Другий: В память вечную: На трапезе учреждаемся, якоже предызъявися в мимошедших неделях.     В туюжде неделю вечера. На Господи воззвах, ставим стихов 10: и поем октоиха гласа покаянны 4, писаны в неделю на стиховне, два, и в понедельник на Утрени на стиховне 2. и триоди подобны 3: и минеи святаго 3. Вход, прокимен великий, глас 8. Не отврати лица твоего: со стихи. и прочая служба, якоже предписася. Службу минеи прилучившагося святаго в четверток великаго канона поем во вторник на повечерии. указ о кафисмах 5-я седмицы великаго поста, како глаголати, предписася.     В среду пятыя седмицы вечера: Звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни.     В среду вечера, Стихословим кафисму рядовую седмую. На Господи воззвах стихиры триоди: самогласен дне, дважды, глас 8: Моими помышлении: и мученичен: и подобны 3. И посем ины стихиры по алфавиту, 24, великаго канона: творение кир андреа критскаго. И творим на кийждо стих по 3 поклоны, глас 4. Подобен: Хотех слезами омыти: Начинаем же припевы: от Падут во мрежу свою: егда же скончаются припевы: припеваем к прочим: Слава тебе Боже наш, слава тебе. На последнем же поем вышшим гласом: Слава: о неизреченнаго твоего: И ныне, богородичен: о неизреченнаго снизхождения: Вход. Свете тихий: прокимен, паремии, и чтение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Непосредственно за псалмами следует чтение великого славословия. После канона и «Достойно есть», Трисвятого по «Отче наш» хор поет: «Господи сил, с нами буди» (на 6 глас) со стихами. Затем читается «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время», «Честнейшую Херувим». И молитва святого Ефрема Сирина.    После Трисвятого по «Отче наш» — «Господи, помилуй» (12), «Нескверная, неблазная», «И даждь нам, Владыко» и прочее. Затем творится отпуст.    Устав великого повечерия во Святую Четыредесятницу излагается в Часослове, Следованной Псалтири и в Типиконе, гл. 49 («Последование 1 седмицы» под 25 марта ), а также в храмовых главах. ПОСЛЕДОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОВЕЧЕРИЯ    1 часть. Священник в епитрахили перед царскими вратами при закрытой завесе творит начало: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный» по «Отче наш», «Господи, помилуй» (12), «Приидите, поклонимся» и псалом 69 «Боже, в помощь мою вонми».    Псалом 69 читается здесь только в первые четыре дня первой седмицы Великого Поста, и после него читается канон святого Андрея Критского, разделенный на четыре части, читаемые соответственно в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы. Псалом этот читается также в начале третьей части Великого повечерия, а здесь, в начале, после «Приидите, поклонимся» читаются только 6 псалмов (читаются всегда).    Псалмы 4,6,12,24,30 и 90. «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (3). «Господи, помилуй» (3). Хор: «С нами Бог, разумейте языцы» («громко и со сладкопением») со стихами и припевом: «Яко с нами Бог» (в Киево-Печерской Лавре «С нами Бог» читалось). Чтец: «День прешед, благодарю Тя, Господи», «Верую». Священник (перед царскими вратами): «Пресвятая Владычице Богородице» (с поклонами). Хор повторяет тропари. Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; тропари — в понедельник и среду: «Просвети очи мои» и прочее, во вторник и четверг: «Невидимых враг моих» и прочее.    Субботнее великое повечерие (совершается в пятницу вечером) имеет свои особые тропари.    На повечерии в пятницу вечером 1 седмицы читается тропарь мученика «Велия веры исправления».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010