Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Безплотных жительство в плоти преходящи, благодать, преподобная, к Богу велию воистинну прияла еси, верно о чтущих тя предстательствуй. Темже молим тя, от всяких напастей и нас молитвами твоими избави. [Имея во плоти образ жизни бесплотных, преподобная, ты воистину получила величайшую благодать от Бога; за почитающих тебя ты верно ходатайствуешь; посему молим тебя, молитвами твоими избавь нас от всяких искушений.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси, но востекла еси помыслом лучшим к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши. [В глубину великих пороков впавши, неудержима была ты, но востекла ты мыслию лучшею к совершенной деяниями являемой добродетели, преславно ангельское естество, Марие, удививши.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее, отеческая похвало, молитвами твоими не престай, моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию предстателя тя Божественного, всеблаженне, призывающии, Криту удобрение. [Андрее, отеческая похвало, молитвами твоими не престай моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию тя Божественного Всеблаженне призывающи, Криту удобрение.] Слава: Нераздельное Существом, Неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубо песнословимую. [Нераздельным по существу, неслитным по Лицам богословлю Тебя, Троическое Единое Божество, соцарственное и сопрестольное, возглашаю Тебе песнь великую, в вышних троекратно песнословимую.] И ныне: И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет. [И раждаешь, и девствуешь, и пребываешь вместе с естеством Дева: рожденный/Тобою обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая, там, где хочет Бог, побеждается естества чин: ибо творит что хочет.].

http://predanie.ru/book/218264-velikiy-p...

Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. [Истуканом сам себя я сотворил, страстями душе моей повредил, Милосердный, но в покаянии меня приими и в разумение призови, да не буду приобретением ни снедью противника, о Спаситель, Сам умилосердись надо мною.] Не послушах гласа Твоего, преслушах Писание Твое, Законоположника, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри. [Не послушал голоса твоего, преступил Писание твое, Законоподателя, но в покаянии меня приими и в разумение призови, да не буду приобретением ни снедью противника, о Спаситель, Сам умилосердись надо мною.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Безплотных жительство в плоти преходящи, благодать, преподобная, к Богу велию воистинну прияла еси, верно о чтущих тя предстательствуй. Темже молим тя, от всяких напастей и нас молитвами твоими избави. [Имея во плоти образ жизни бесплотных, преподобная, ты воистину получила величайшую благодать от Бога; за почитающих тебя ты верно ходатайствуешь; посему молим тебя, молитвами твоими избавь нас от всяких искушений.] Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Великих безместий во глубину низведшися, неодержима была еси, но востекла еси помыслом лучшим к крайней деяньми яве добродетели преславно, ангельское естество, Марие, удививши. [В глубину великих пороков впавши, неудержима была ты, но востекла ты мыслию лучшею к совершенной деяниями являемой добродетели, преславно ангельское естество, Марие, удививши.] Преподобне отче Андрее, моли Бога о нас. Андрее, отеческая похвало, молитвами твоими не престай, моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию предстателя тя Божественнаго, всеблаженне, призывающии, Криту удобрение. [Андрее, отеческая похвало, молитвами твоими не престай моляся, предстоя Троице Пребожественней, яко да избавимся мучения, любовию тя Божественнаго Всеблаженне призывающи, Криту удобрение.]

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

Видите, священнейшие архиереи? Такой страшнейший суд постигает недостойно совершающих священнослужение. Блажен час, если то будет только смерть тела. Тогда случится лишь небольшая беда, а временное наказание не станет обручением нескончаемого мучения. Не думайте, что если сейчас не происходят таковые суды Божии и мучения плоти, то вы избежите смерти безсмертной души. Нет, скорее вы будете еще хуже наказаны на будущем Судище, потому что вы слышали и видели такие чудесные дела, и не поверили им, – но любите славу людскую больше, чем славу Бога; дружелюбны к золоту больше, чем к Христу, а Его вы, как Иуда, продаете за серебро. Вам кажется малым грехом рукополагать недостойных из-за денег, или из-за страха перед князьями, или под каким другим предлогом. Но симония – величайший грех, едва ли не больший из всех, как нас сообща учат отцы. Как вы дерзаете продавать дар Святаго Духа? Не выдумывайте предлогов, что, мол, для власти нужны деньги, а мы, дескать, если не выполним «долг», то нам не на что будет существовать. Знай, этот предлог не поможет тебе в страшный день. Никто тебя не принуждал быть архиереем, но ты обрел архиерейство по тщеславию и сребролюбием. Если бы не было соперничества иеромонахов, то избирали бы без серебра того, кого пожелал просветить Господь. Но ты, чтобы получить славу, употребил столько денег, что увы тебе будет, когда ты попадешь в руки Знающего тайное сердец, ибо страшно впасть в руки Бога Живаго. Я желал сказать и другое, подходящее к нашему предмету, но умолчу, чтобы не стыдить высочайшее достоинство священнослужения. То немногое, что я сказал, Господь знает, было от великого желания принести пользу братьям, а не для какой иной цели. Пусть каждый исследует свой образ жизни и исправится теперь, когда слезы приносят пользу, чем станет безутешно горевать там, где нет покаяния. Если вы найдете в себе какой-либо грех, препятствующий священнодействию, то попроситесь за штат и не стыдитесь людей, и не бойтесь бедности. Лучше, чтобы вы были презираемы здесь, лишены плотских удовольствий в малое время вашей краткой жизни, чем будете испытывать страшную боль позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

2-й тип (Б: святые обителей): преподобных Глинских старцев (9 сентября), преподобных жен Дивеевских (14 июня), Дионисиатских преподобных (3-я неделя по Пятидесятнице), Киево-Зверинецких преподобных (5-я неделя Великого Поста), Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах (28 сентября) и в Дальних пещерах (28 августа), преподобных Оптинских старцев (11 октября), Псково-Печерских преподобных (4-я неделя по Пятидесятнице), Радонежских святых (6 июля), Соловецких святых (9 августа), преподобных обители Хилендарской (13 июля). В особую подгруппу типа 2 А можно выделить памяти, установленные в честь не просто святых какого-либо региона, но конкретно новомучеников этого региона: Бутовских (4-я суббота по Пасхе), Дамасских (10 июля), Запорожских (1 ноября), Егорьевских (23 февраля), Ивановских (10 ноября), Критских (23 июня), Крымских (19 ноября), Орехово-Зуевских (6 ноября), Слободских (19 мая), Соловецких (10 августа), Черкасских (13 мая), Шатурских (1-я суббота сентября). Аналогично для типа 2Б выделяются новомученики той или иной обители: Оптинских (22 ноября), Радонежских (27 ноября). 2-й тип (В: святители одной кафедры): святителей Великопермских (29 января), святителей Московских (5 октября), святых архиепископов и патриархов Константинопольских (5-я неделя по Пасхе), первосвятителей Сербских (30 августа). 3-й тип (А: святые с общим признаком): святых праотец (неделя пред-пред Рождеством Христовым), святых отец (неделя пред Рождеством Христовым), святых Апостолов от 12-ти (30 июня), святых Апостолов от 70-ти (4 января), святых бессребреников (ближайшая неделя после 1 ноября), Трёх Вселенских святителей (30 января), Трёх Новых святителей (ближайшая неделя после 1 ноября). 3-й тип (Б: место + время): новоявленных мучеников, при взятии Цареграда пострадавших (29 мая), новоявленных мучеников, по взятии Цареграда пострадавших (3-я неделя по Пятидесятнице), преподобных отцов колливадов (Светлая Суббота), Сербских просветителей и учителей (4 ноября). Пожалуй, самая яркая общая черта соборных служб – перечисление имён святых в каноне. Порой это приобретает совершенно гипертрофированные черты, когда канон большей частью из имён и состоит. Например, в каноне Тульским святым 4-й тропарь 5-й песни звучит так: «Терпением и молитвою во обителех святыя горы Афона, Киева, Венева, Сарова, Валаама, Анзера, и иных подвизалися есте, преподобнии отцы: Поликарпе, Ефреме, Авеле, Симеоне, Нафанаиле, Афанасие, Парфение, Арсение, Макарие, Иакове и Варнаво, Тульския земли прозябение, монахов радование и похвало». Восприятие подобных текстов (как чтеческих, так и певческих) на слух очевидно затрудняется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Да не дерзает никто подходить к Престолу (Трапезе), не совершив то, что повелевает Господь, когда говорит: Если ты приносишь свои дар на жертвенник, и вспомнишь, что брат твой с тобой поссорился, оставь свой дар, пойди сперва, восстанови любовь с ним, а затем принеси свой дар. Именно так, подготовившись, и подходи к Небесной Трапезе, если не хочешь, чтобы прежде нее Господь тебе сказал: Друг, что ты вошел в это место без брачной одежды, – то есть любви, покрывающей (как одежда) множество грехов. Если у тебя не будет ответа, ты услышишь страшное решение Владыки: Свяжите его по рукам и ногам и бросьте во тьму кромешную (внешнюю). Второй грех против Таинства – любого рода безобразие поведения и нечистота тела. Этот святой Хлеб заключает в себе чистейшую и девственную Плоть, которую породила Приснодева непорочная Пречистая Мария. Ты должен быть чист и незамаран душой и телом, если желаешь причаститься. Если во сне случится какая тень или представление плотской услады, то Закон повелевает воздержаться в этот день от священного Причащения и от любой другой святыни. Если в Ветхом Законе действия во сне отлучали человека на весь день от шатров и сопровождения народа Божия, то сколь более от священного Причащения и причастия самому Богу?! Не только от смертных грехов должен отойти тот, кто будет причащаться, но и от малых, охлаждающих тепло благоговения. Ибо такое благоговение есть самая большая подготовка к Таинству. Необходимо воздерживаться сколь можно, чтобы увеличивалось желание и благоговение. Да не дерзнет кто есть Небесный Хлеб прежде исповеди, особенно совершив смертный грех, – ибо в душу несчастного войдет огонь и пламя, и он унаследует вместе с предателем Иудой вечное мучение. Пусть устрашатся те, кто причащаются без исправления, чтобы понравиться людям, чтобы перед ними благоговели, что они, мол, добродетельны. Особенно замужние женщины, которые изменяют мужьям, а потом идут, мерзкие, и все в грязи причащаются, чтобы мужья их ни в чем не подозревали. О, трижды несчастна такая женщина! Первый грех – измена, просто мелочь в сравнении с грехом недостойного Причащения. Если тогда ты преступила только одну заповедь Закона, то теперь презираешь и распинаешь вместе с теми иудеями самого Бога, а это самое великое нечестие. Лучше с благоговением воздержаться от Причащения, а причаститься, когда будет воля духовника, чем принять отлучение вместо благословения. А если ты не можешь рассказать все своему мужу, то пусть лучше бы он убил тебя (что жестоко и безчеловечно), чем причаститься недостойно. Лучше принять временную смерть, чем скорбное и нескончаемое мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Чтобы ты понял силу этой ненависти, подумай о страшных отмщениях, посланных Господом за грех всему миру. – в Потопе захлебнулись все грешники! Я даже опускаю справедливое наказание Денницы и всех впавших в превозношение духов, изгнанных с Неба, опускаю наказание Адама и его наследников, истребление Содома и другие различные наказания, которые я сейчас не перечисляю по порядку, потому что ты слышал о них прежде. Я напоминаю тебе только величайшее отмщение, чтобы ты в страхе начал ненавидеть грех. Грех есть причина распятия Сына – Безсмертного Слова Божия. Это и было величайшим наказанием из всех, ибо убили Безгрешного, чье достоинство и благородство неизмеримы. Отсюда ты поймешь причину строгости Господа к Божией справедливости; поймешь ненависть ко греху, которая есть у Благости. С этим размышлением в сердце твое войдет Божественный страх и боль при совершении греха. Четвертое вразумление. Об адских наказаниях Ты можешь подвигнуть себя к болезненной скорби и слезам, когда вспомнишь о дне Судном и страшных возмездиях нескончаемого мучения. Там все члены и чувства будут ощущать несравненную боль: очи – плач, зубы – скрежет, обоняние – зловоние, слух – корчи и крики от боли, вкус – жажду, желудок – голод. Говоря просто, все члены будут иметь соответствующее возмездие и мучение, как ясно сказано в конце Писания. Скорбнее всего то, что наказание будет вечным, поэтому грешники впадут в отчаяние: они будут вспоминать прежние бывшие у них удовольствия и ощутят свое стеснение, что теперь у них нет никакого утешения, а только безконечный конец и безсмертная смерть. Всякий грешник скажет себе: «О, душа моя, пришел конец превозношению и бездумству твоему, пришел конец плотских наслаждений, которые ты любила и желала больше, чем Бога. Где вы теперь? Чем стали мои наслаждения и удовольствия? Какую пользу вы теперь мне можете принести? Из-за вас я лишился небесного наслаждения и вечных благ, а унаследовал нескончаемое мучение». Раз все это совершенно истинно, о грешник, и черви будут глодать твою душу без всякой пользы, не полезнее ли тебе теперь осудить себя со слезами и рыданиями прежде того праведного Суда, чтобы избежать вечного осуждения? Пятое вразумление. О благодеяниях нашего Спасителя

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Что ты выберешь? Конечно, лучше будет многолетняя неволя со всеми стеснениями, чем час того наказания. Но почему, безумец, ты не презираешь наслаждения плоти и всякое временное вкушение, чтобы быть освобожденным от нескончаемого пламени? О, бездумство! Ты не можешь переносить жару в летний зной, ты сразу бежишь в прохладную тень; не вставая с кровати, лежишь, ничем не накрытый, – и это всего лишь, когда подул жаркий южный ветер. Едва живой, ты вертишься туда и сюда. А как ты там будешь переносить неугасимый пламень? Второе наказание – лед и холод. Бесы извлекают грешников из огня, чтобы бросить их в тартар (бездонную пропасть), где великое озеро, полное холоднейшего льда. Это и есть то, что Евангелие называет скрежетом зубов. Не думай, что мороз – малое наказание. Кому случалось в холодное время попадать в открытую воду, знает, как это больно, что превышает всякие слова. Плоть становится черной (отмораживается), исчезает красота, кровь уходит и собирается во внутренних членах с невероятной болью, а сердце на пределе от множества собравшейся крови. Третье наказание – вонь. В аду собраны нечистоты и грязная мерзость со всего мира. Тела издают зловоние, и особенно торжествуют бесы, стесняющие грешников обонянием безмерной вони этого нечистого места. В аду такой дурной запах, что если бы один из мучимых грешников смог придти в мир, то воздух бы испортился от его вони, а все на земле умерло бы. Кто в этом сомневается, пусть прочтет книгу «Зерцало примеров», – тогда он поверит в истину. В книге ясно повествуется, как двое родных братьев оказались на проповеди одного священника, который как раз говорил об отмщениях ада. Один из братьев испугался и ради спасения стал монахом. А другой, не веря в эти слова, остался в мире и жил в различных грехах. Через несколько лет он умер. Брат монах упросил его явиться посмертно и сказать, где он. Однажды ночью умерший явился брату монаху и сказал, что он в безмерной боли. Монах ему задал вопрос: «Скажи мне правду, в аду мучения такие страшные, как нам рассказывают книги? Или учители церковные это написали, чтобы нас испугать?» Умерший сказал: «Они в тысячи раз больше, чем написано, ибо и всех языков у людей недостаточно, чтобы поведать о тех болях».

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Во второй части мы пишем вразумления об исповеди и священном Причащении, приводя страшные и потрясающие примеры. Затем, в конце второй части, мы подробно поведали пять весьма душеполезных слов о «четырех последних»: о смерти безпредельной, о страшном дне Суда, о неизглаголанной славе рая, о жесточайших казнях вечного мучения и о покаянии. В третьей части мы записали немногие чудеса из многих и безчисленных, совершенных в разных местах Всесильной Владычицей в помощь всем нам, христианам. Все это изложено в книге с такой любовью и усердием, что вводит в великое умиление слушателей и дарует им великую пользу. Невозможно читать это творение без сокрушения сердечного, особенно 21 главу второй части, и не покаяться в грехах. Неужели есть такой великий грешник, который, услышав о погибели, доставляемой грехами, не отвратился бы от зла и не совершил покаяния?! Кто, увидев столькие похвалы за перенесенные скорби, не возблагодарит Христа и не простит, не уступит теснящим его и искушающим? Найдется ли какой человек плотский и любящий мир сей настолько, что умножает все его заблуждения, пороки и обманы, который, усовестившись, не станет их презирать? Кто не поймет великой пользы, которую получает благодаря священному Причастию, и не придет тогда к исповеди и покаянию, чтобы удостоиться таких величайших дарований, благодати и радости? Кто, услышав про горькие кары вечного мучения и несказанное сияние небесного блаженства, не совершит любезное Богу, чтобы быть искупленным от печалей и достичь великой благодати? Кто, прочитав о стольких чудесах Пресвятой Владычицы нашей, показавшей неизглаголанную к грешникам милость и благое расположение в жалости, не умилится сердцем и не источит из своих очей потоки светлых слез? Читайте по порядку эту книгу, молодые и старые, оставив всякую другую службу. Ибо здесь вы найдете путь к спасению души, а ничего желаннее и угоднее его нет. Отнеситесь с презрением ко всем другим книгам: историям (романам), комедиям (юмористическому чтению) и прочим душевреднейшим словам литераторов, которые никакой пользы вам не даруют, но бывают подобны наказанию, ибо вселяют злобу.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

(И) руки свои она открыла бедному, плод же их протянула нищему. Не беспокоится о том, что в доме, муж ее, когда где-то замедлит: ибо все, кто вокруг нее – одеты. Двойные одеяния она сделала мужу своему, а из виссона и пурпура – себе одежды. Заметен же бывает муж её во вратах, когда сядет в собрании со старейшинами [и] жителями земли. Полотна она сделала – и продала Финикийцам, и пояса – Хананеям. Крепостью и благолепием она облеклась и возвеселилась во дни последние. Уста свои открывает осмотрительно и законно, и порядок установила языку своему. Узки тропы к дому ее, и не вкусила она хлеба лености. (Уста свои открыла мудро и законно, милостыня же ее) подняла детей ее, и обогатились, и муж ее похвалил её. Многие дочери проявили силу, многие приобрели богатство, но ты превзошла и превысила всех. Ложной угодливости и суетной красоты женской нет в тебе, – ибо жена благоразумная благословляется, и страх Господень она да хвалит. Дайте ей от плода уст её, и да восхваляется во вратах муж её! Притч 31:8–31 Ведомо буди, яко от днесь ниже мученичен, ниже Богородичен, ниже Осмогласник поется, даже до субботы святаго Фомы. Да будет известно, что с этого дня ни мученичен, ни Богородичен, ни Октоих не поется до субботы святого Фомы. В ПЯТОК ВАИЙ НА ВЕЛИКОМ ПОВЕЧЕРИИ В ПЯТНИЦУ НА ВЕЛИКОМ ПОВЕЧЕРИИ На Повечерии поем настоящий канон, творение святаго отца господина Андреа Критскаго, Иерусалимиты. Глас 1. На Повечерии поем следующий канон, творение преподобного Андрея Критского, глас 1. Песнь 1. Ирмос: Песнь победную поим вси Богу,/сотворшему дивная чудеса, мышцею высокою,/и спасшему Израиля,/яко прославися. Песнь 1 Ирмос: Песнь победную/все воспоем Богу,/сотворившему дивные чудеса/мышцею высокою/и спасшему Израиля:/ибо Он прославился. Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Припев: Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. Мертва четверодневна воскресив Спасе мой Лазаря,/тли изменил еси мышцею высокою,/и показал еси яко сильный власть Твою. Воскресив, Спаситель мой,/четыре дня бывшего мертвым Лазаря,/Ты от тления освободил его мышцею высокою,/и показал, как сильный, власть Твою.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/subbota-s...

Он, несмотря на их беззакония, подвигает их к обращению через добродетельных мужей, через божественные просвещения и откровения, через различные благодеяния. И покаявшихся Он сразу принимает. Напротив, Он показывает строгость правосудия к неблагодарным и нечестивым, презиравшим Его великое благоутробие, после их смерти. Такие люди, как говорит божественный апостол в Послании к Евреям, попирают Сына Божиего, а Кровь Христову считают нечистой и издеваются над Духом благодати. Каждый раз они собственными руками распинают Сына Вышнего и презирают Его величие. Подобным же образом и Он гневается на них, наказывая их вечно, чтобы они страдали нескончаемо от своей неблагодарности. Эта неблагодарность, отсутствие признательности, лишила их славнейшего и всежеланнейшего блаженства, и они унаследовали кару и мучение. Августин говорит, что если бы мучимый плакал столько лет и проливал все время слезы, что наплакал бы целое море, то и тогда не было бы пользы, и он не изгладил бы даже один свой грех. О, безполезный плач! О, бездейственные слезы! О, неисцелимая боль, неизлечимая рана! О, жестокое и несокрушимое сердце! Тебе не поможет эта боль, ибо сейчас ты не скорбишь, раскалываемый сокрушением покаяния в грехах. О, очи маленькие и безстыжие! Почему вы сейчас не извергаете горячие слезы, чтобы не скорбеть там без результата? О, душа безчувственная и не знающая покаяния! Почему ты ненавидишь саму себя. Ты не предвидишь великой опасности? Не исправляешь своих дел? Плачьте, слушатели, и скорбите сейчас, когда больше полезна одна капля слез, чем тогда целое безпредельное море. Рыдайте безутешно и проливайте столько слез, сколько было воды, когда вы крестились, и сколько было не знающей скверны Крови, которую пролил щедрый Бог ради нас. Ибо за Крещение и Причастие мы дадим ответ в час Суда! Еще будем плакать о грехах, совершаемых ежедневно, ежечасно и ежесекундно. Не думайте, что мы пишем сказки, но верьте в сказанное, как в правдивое и истиннейшее. Делайте то, что делали бы мучимые, если бы Бог дал им благодать вернуться обратно в наш мир, восстать телом и быть в борении, чтобы искупить ужасное и неизреченное мучение.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010