Вот человек приглашен на богатейший царский пир. А он наполняет свое чрево желудями, рожковыми плодами и прочей презренной едой и теряет аппетит, и больше не может есть прекрасные блюда благородной трапезы. Так случается с теми, кто приглашен на чудную и щедрую небесную трапезу, а здесь пытается насыщаться, как свинья, отбросами и плодами сорняков. Поэтому им неприятны отборные небесные блага, и грех кажется сладостнее добродетели. Но увы им, потому что ложная и временная сладость обратится в горькую желчь и нескончаемое мучение. Даже если ты завладеешь всем миром, о человек, ты не сможешь изгладить своим богатством в час Суда даже самое малое прегрешение. Как говорят Притчи: Не полезны сокровища беззаконнику, а праведность сбережется от смерти. Богатые обеднели и обнищали, и ищущие Господа не лишатся всякого блага. Духовное богатство очень отличается от временного. Первое приглашает нас в рай, а второе в мучение. Духовное богатство увеличивается, когда сообща раздается другим; а временное уменьшается, когда его раздают. Но и когда его сохраняют, оно не приносит пользы, а вводит нас в обман и заблуждение. Его и долго нельзя носить, ибо оно не насыщает вожделений нашей души. Нет. Истинно и полезно богатство, наполняющее нас всяческой добродетелью. Моли Господа, чтобы Он очистил твой ум, да познаешь более ясно недостоинство благ, к которым стремишься, и тогда совершенно их возненавидишь и будешь вожделеть небесных вечных. Как Господь и сказал в Священном Евангелии: Не собирайте сокровищ на земле, где моль и гниль истребляет их... Не собирайте сокровищ, где моль и черви их портят, ржавчина разрушает, а воры разграбляют. Но собирайте сокровища на Небе, где они не тлеют, и воры не могут их забрать. Безумен и лишен соображения тот человек, который идет лесом и несет с собой много золота и серебра, зная, что в лесу спрятались разбойники и убийцы, обирающие и убивающие путников. А ведь тот человек мог бы переслать свое богатство легко и безопасно другим способом. Смерть – переход, когда богатые совлекают все свое имущество. Поэтому глупы и несообразительны собиравшие сокровища здесь, на земле, и скрывавшие их, а не отправившие свое имущество вместе с нищими на Небеса. Еще более безумны те, кто стесняют себя и во всем ограничивают, чтобы скопить здесь богатство, – после их смерти его расточат другие, быстро рассеяв понапрасну. Господь сотворил все создания, чтобы они нам служили и помогали в наших нуждах. Земля дает нам деревья и траву, вода – рыбу, воздух – птиц, небо – сиянье светил... Только ты, неблагодарный человек, не помогаешь своему брату в нужде. Ты скрываешь и увеличиваешь сокровище, хотя тебе оно даром дано Всемилостивым Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Господи и Владыко Иисусе Христе, Боже многомилостивый и многоблагоутробный. Врач душ и тел наших, Распятый и передавший нам непорочные сии Таинства Тела и Крови Твоей, в которых Ты истинно пребываешь. Днесь молюсь со страхом и трепетом пред этой ужасной и священной Трапезой, да причащусь Божественного Твоего Тела. Но робею и боюсь, да не приду я неготовым и неисправившимся, и да не раздражу и не подвигну на негодование Владыку Всемогущего, Его же трепещут все умные Силы и все творения, и да не стану повинным тяжелейшему мучению. Как я дерзну, ничтожный червь, нечистый сосуд, презренная вещь, делатель беззакония, чадо диавола по делам, наследник ада, презирающий Божественные заповеди, и, говоря просто, недостойнейшее творение, непричастное никакому благу, приятелище всякой нечистоты, – как я дерзну принять Всемогущего Бога всех? Как соединится с надменным Смиренный? С гневливым – Кротчайший? С помраченным – Ярчайший Свет? С нечистым и отягощенным грехами – Всесвятой и Незнающий скверны? Ангелы дрожат, и все стихии содрогаются. Святейший из всех людей не дерзал осязать рукой Твою непорочную главу и исповедовал, что недостоин и развязать ремень Твоей сандалии. Глава апостолов говорил Тебе: Отойди от меня, ибо я человек грешный, Господи. Верный и благоговейный сотник исповедовал, что он недостоин, чтобы Ты вошел под кров его дома. А как я дерзну, отягощенный грехами, принять Тебя в дому моем? Если те хлеба предложения, которые были только тенью и преобразованием этого Хлеба, никто не ел, – только чистый и нескверный, – как дерзну причаститься я, повинный и весь в мерзости? Если великим беззаконием было приблизиться к Ковчегу Завета, являвшемуся только прообразом Хлеба, по этой причине священник Зан был наказан внезапной смертью, то как не убоюсь я, недостойный, принимая Тебя, Бога всех, что могу потерпеть более тяжелое мучение? Вефсамитам только за то, что они смотрели неблагоговейно, была дана страшная болезнь, так что умерло пятьдесят тысяч. О, поражающее повествование, дрожит всякое сердце! Те несчастные не презирали Ковчег, не поносили, но с радостью его принимали. Однако только за то, что они думали с безстыдством, столько людей умерло! Где было слышано когда, чтобы Ты, милостивый и многоблагоутробный, давал такое мучение за столь малое падение?

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Послания обращены к возлюбленным друзьям и ученикам апостола 988 , которым он передает свое полномочие над целыми христианскими обществами; цель же посланий очевидно та, чтобы научить получивших эти послания, как они должны были поступать в данных обстоятельствах в их служении, как сотрудники в насаждении и распространении Евангелия. Наставления, какие сообразно с этим Павел дает Титу и Тимофею, касаются проповедания чистого учения и поражения лжеучителей, избрания и замещения церковных должностных лиц и наблюдения за добрым воспитанием и нравами в обществах. При этом лжеучители во всех трех посланиях описаны довольно сходно, совершенно так, как нельзя было иначе ожидать в эти самые поздние лета жизни Павловой, после того, как была окончена борьба апостольского века против иудейско-фарисейских и потом иудейских мистико-спекулятивных заблуждений, а теперь еще и языческий гносис грозил примешаться к иудейским заблуждениям 989 . Что Павел говорил теперь своим верным друзьям и сотрудниками, обо всем этом, о необходимости противодействуя лжеучителям, равно как о возвещении чистого учения вообще, о замещении церковных должностей и устроении целых обществ, в приложении к временным и местным обстоятельствам, – это конечно большею частью не могло быть совершенно новым для них; тем не менее, с одной стороны для них должно было быть важно по лучить письменное об этом напоминание и учение из уст апостола, а с другой стороны нельзя сомневаться, что Тимофею и Титу, при их великом полномочии в обществах, эти послания, написанные и назначенные исключительно для них, могли служить некоторого рода официальным апостольским подтверждением их власти и значения. Впрочем из трех посланий послание к Титу надобно считать самым ранним. Будучи писано в Крит ( Тит. 1, 5 и дал.) 990 , хотя под поражаемыми в нем лжеучителями некоим образом нельзя разуметь только критских, оно излагает общий всем им предмет проще, короче и доступнее для понимания, чем два другие 991 . В первом послании к Тимофею индивидуальные стороны, дидактические элементы и практические основоположения первохристианского строя церковной жизни глубоко сопоставлены между собою 992 ; в нем излагаются весьма разнообразные предметы и нередко поставляются без видимой связи, и, кроме того, почти везде нити связи прерываются полемическими замечаниями, сообразно с главною целью апостола 993 . Наконец второе послание к Тимофею, сравнительно с двумя другими пастырскими посланиями, есть по преимуществу писания, носящее на себе ясные следы личных отношений апостола, устремляет взор несомненно на последние дни жизни апостола 994 , непосредственно предшествующие его мученической кончине, и есть последнее послание апостола Павла 995 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Если вы вожделеете, христиане мои, вкушать великое блаженство, то выдерживайте всякое приходящие притеснение и ненавидьте суетное богатство, ибо больше прославится малейший раб Божий, чем величайший царь этого мира. О, невежественное сребролюбие любителей мира! О, слепота, достойная рыдания! О, бездумность сегодня большинства людей, что они предпочитают временное и тленное нетленному и вечному! Ради навоза и отбросов они отнимают у себя безценное сокровище. О, умалишенность, достойная плача! Много людей, которые не для того, чтобы завладеть царствами, или начальственными должностями, или сокровищами века сего, – но только для приобретения виноградника, или поля, или немногих денег, – отнимают у себя Царствие Небесное! Что я говорю! Некоторые ради мерзости и зловония плоти лишают себя такого блаженства! Безумцы не сознают, что, вожделея земного, они не только теряют небесное, но и наследуют нескончаемое мучение. О, любители наслаждений и мира, соберитесь с умом и желаниями, отсеките все хотения плоти, чтобы не лишиться великого радования ради кратчайшего вкушения. Сколь океан превосходит каплю воды, столь небесное ликование превышает все радости, которые могут быть найдены в мире, или о которых можно услышать. В том Царствии нет скорби, тягот, стенаний, но – тишина без смятений, радость без печали, здоровье без болезни, жизнь без смерти, изобилие без упущений, весна без бурь, наслаждение невыразимое и красота немыслимая. Говоря просто, радование всяким благам и вкушение неизреченное. Это есть Царствие Небесное, Царствие царств, Царствие всех веков. В нем горы истекают молоком и медом, и все сладко. Рай есть жилище блаженных, жизнь которых и Царь Бог Безсмертный. Венки их сделаны из драгоценных камней, жемчуга и золота. Их братья светлые Ангелы. Их гимны нескончаемы, со сладчайшей мелодией, усладительным благоуханием и невыразимым торжеством. О, чада Адама, сыны человеческие, род слепой и невежественный, блуждающие и рассеявшиеся овцы. На Небе ваше отечество и жилище. За какими другими вещами вы гонитесь? Какое другое богатство и достоинство вы ищете? Неужели вы потерпите лишиться такого блага, даруемого за малый труд и временную скорбь? Если вы столько трудитесь здесь, в вашем изгнании, чтобы получить малую недолговечную радость, почему вы не трудитесь ради истинного блаженства? Оно безмерное и высочайшее благо, и будет у вас всегда, его никто не может вас лишить. Не тяготись временными скорбями, потому что за них ты удостоишься великого вознаграждения и воздаяния. Не ленись, но принуждай себя, чтобы вкушать великое блаженство. Ради любви к нему возненавидь все плотское и земное. Твоя часть – в земле живущих вечно. Там сокровище и богатство твое. Там тебя примет Владыка, чтобы почтить тем большей славой, чем больше явилось твоей теплой любови к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

— Мама сама должна решать, в чем ограничивать ребенка? — Я предоставляю ребенку право сделать это самостоятельно. И поддерживаю любое его доброе произволение. И если сегодня не получилось, это не значит, что теперь всё пропало и можно сдаваться. Хорошо бы в подобной ситуации ребенка не стыдить, а поддержать и сказать: «Ну да, чуть-чуть не получилось, но это не значит, что завтра не надо попробовать снова». ПОСТ — ЭТО О ПОНЯТНОЙ МОЛИТВЕ — А стоит ли водить ребенка на Великий канон, к примеру? — Смотря какого ребенка. Есть дети, которые рождаются с очень тонкими настройками, а есть «непробиваемые». Всё индивидуально. Что касается канона, то мы, во-первых, читаем, кто такой Андрей Критский, и проходимся по темам, которые в его каноне поднимаются. Достаточно поверхностно, но чтобы дать ребенку понять, что этот канон призван настраивать человека на нужный мысленный лад, на более сдержанное настроение, на пусть малые, но настоящие труды по «удобрению» своей души. А еще сейчас можно дома включить онлайн-службу. Это, конечно, фоновый процесс, но он всё равно погружает в нужную атмосферу, и дети выхватывают отдельные слова: «Мам, кто такой Мельхисидек?», «Кто такие Каин и Авель? Мам, повтори нам эту историю». А поставить всех перед телевизором слушать молитвы, которые они пока не в состоянии понять, — это профанация, которая мне не близка.      — На какие службы Страстной вы ходите с детьми? — На службу Великой Среды, Четверга. Причащаемся всей семьей, вспоминаем события Тайной вечери. Страстные Евангелия слушаем дома — просто потому, что это очень скорбная служба, требующая тишины и внутреннего сосредоточения, и дети своим копошением отвлекают окружающих. Если есть возможность пойти в храм и стать так, чтобы никому не мешать или же трансляция выведена на улицу, отлично. Но идти в давку обычного спальнорайонного храма с тремя детьми на такую напряженную службу, где люди плачут, — это просто неуважение к окружающим. Можно ведь вдумчиво послушать и почитать дома. Не знаю, насколько оправдан этот педагогический метод, но в каком-то году я показывала детям отрывки из протестантского фильма о мучениях Христа на Кресте. Такие яркие образы лучше запоминаются детьми и сильнее входят в их сердце, чем слова службы. Дети сразу становятся тише и серьезнее — знают, что Господь умирает ради них.

http://pravoslavie.ru/138439.html

Ты принесешь такую пользу и самому себе, соединившись с Богом по Причастию, не оставляя бытие человека. Как железо, встречаясь с огнем, само становится огнем по причастию, таков и закон природных вещей: многое обращает немногое в свою природу. Так, если капля воды попадет в бочку с вином, то вода станет вином, потому что капля мала, и она будет побеждена количеством вина. И наоборот, если ты выльешь вино в море, то оно станет морем, ибо безмерная пучина победит его. Так и ты, человек. Когда ты соединяешься в священном Причащении с безпредельным морем Божества, то ты не превращаешь Бога в твою природу, ибо ты ничто в сравнении с Его величием, но соединяешься с Богом по Причастию и освящаешься Божественной благодатью. Если так и есть, то почему ты не приходишь каждый воскресный день на дивную Трапезу? Во времена апостолов благоговейные причащались обычно каждый день, а более ленивые – раз в неделю. А теперь большинство причащается один раз в год, или два. Увы, увы! Те истинные рабы Христовы Святыми Дарами совершали знамения и чудеса. А мы, безумцы, по небрежности не можем продвинуться к лучшему. Мы дерзаем говорить, что теперь не то время, не нужно так часто причащаться. О, безумие! Разве Господь не желает, чтобы мы были так же спасены, как и они? Теперь – время наград и венков. Теперь- момент благоприятный, теперь – день спасения. Сейчас, когда мы много чаще уклоняемся к лукавству, Господь хочет нам показать Свои чудеса, сделать нас святыми во славу Его. Мы должны только быть готовы принять Дар, отказаться от сатаны и мира, как и установили в святом крещении. Так поступали первенцы в вере. Они отдали имущество апостолам и каждый день причащались. От этого в них так разгоралась вера, настолько усиливалась любовь, что они не боялись смерти, но предавали себя от всей души на мучение. Они целиком были движимы благодатью и силой Хлеба жизни, который принимали каждый раз. А те, кто говорят, что достаточно причащаться раз в год, потому что, мол, мир полон греха, и мы недостойны принимать Тело и Кровь часто, не знают, что болтают. Ведь тот, кто недостоин этого каждый месяц, – разве достоин причащаться каждый год? Если грехи за месяц препятствуют тебе причаститься, то ясно, что грехи за год делают тебя еще более недостойным. Ибо чем больше проходит времени, тем худшие грехи ты совершаешь!

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Какое отмщение, как ты думаешь, чувствует такой человек? Что может быть более жалким и достойным слез? Поистине, даже если бы ты увидел не единого тебе по душе человека, но пусть и животное, что оно так лежит и страдает, твоя душа скорбела бы до боли. Таким образом и в сто раз хуже караются в аду грешники – всеми чувствами и членами, которыми они отвращались от Бога. Всякий член и чувство, здесь вкушавшие усладу греха, там чувствуют боль возмездия. Те, кто совершили больше грехов, имеют различные мучения в том безрадостном месте, где будет всякая скорбь, печаль и стенание. Жарчайшее жжение огня, холоднейший лед, огненный дым, взгляды бесов, мерзкие и страшнейшие, скрежет зубов, непрекращаемая жажда, несравненное ни с чем зловоние, неусыпающий червь, всякая нечистота и мука... Но большим из всех названных мучений будет лишение Бога – это стесняет сильнее всего. Но о том мы скажем ниже, а сначала покажем менее страшные мучения. Мы находим в Писаниях, что грешники подпадают под девять кар. Первая – жжение огня, как записывает святой Матфей слова из уст Господа: Идите от меня, проклятые, в огонь вечный. Не думай, что это тот огонь, которым мы пользуемся здесь, в мире. Нет, он также мало жжет, как настоящий огонь отличен от нарисованного. Блаженный Августин говорит, что насколько страшнее жжет пламя настоящее, чем пламя, изображенное на стене, настолько больше опаляет пламя мучения, чем пламя обычное. Пламя мучения отличается от обычного в трех вещах. (1) Оно мрачное, не имеет света, а дает только жжение. (2) Оно не принадлежит никакой материи, но жжет нематериально и потому сильнее давит. (3) Оно неугасимо, никогда не уменьшается. Представь, что ты видишь большую печь, она вся исходит искрами, как та печь в Вавилоне. Посреди огня лежит связанный по рукам и ногам железными путами, он опаляем, но не может умереть или сгореть. Так страдают в очаге пламени осужденные, без всякой надежды выйти из этого неугасаемого огня, и никогда и никто их не развяжет. Представь, власть приговорит тебя за какое-нибудь преступление к наказанию на выбор: провести всего один час в горящей печи или всю жизнь на каторге в цепях.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Нелегко поставить себя в такое отношение к миру, нелегко, живя в мире, не увлечься его соблазнами, не пристраститься к его благам и радостям; но как ни обольстительны блага и радости этого мира, как ни велики соблазны мирские, истинный христианин не даст себя увлечь миру в виду опасности поплатиться за временную сладость греха вечным блаженством. Он помнит слова Спасителя: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? ( Мф.16:26 ). Он крепко борется с мирскими соблазнами, зная, что увлекающийся соблазнителями подвергается опасности попасть в геенну огненную ( Мф.18:8–9 ). Он никогда не пристрастится к благам мира, ибо знает, что мир преходит и похоть его, а творяй волю Божию пребывает во век ( 1Ин.2:17 ). Он не забывает, что мы не вечные жильцы этого мира, что мы призваны к участию вместе с Авраамом в присноживотном наследии Земли Обетованной, то есть в благах Царства Небесного. Земля Ханаанская, текущая медом и млеком, в которую Авраам пришел из Харрана, была только предызображением Небесного Царства, в котором он, как отец верующих, блаженствует вместе с возлежащими на лоне его праведниками. К достижению этого блаженства и ты, душа христианская, стремись с таким же послушанием и преданностью воле Господа, призывающего тебя в Свое Царство и славу ( 1Сол.2:12 ), какое проявил Авраам, услышав повеление Божие уходить из Харрана. Горе тебе, если пристрастием к миру и его благам закроешь для себя вход в это Царство. Бойся участи миролюбца, который после раздольной жизни в мире попал на место вечного мучения и напрасно просил Авраама послать к нему Лазаря, да омочит конец перста своего в воде и прохладит язык его, сгорающий от мучительной жажды в адском пламени ( Лк.16:24 ). От тебя зависит избежать этой участи. Тебя никто не гонит из мира в пустыню – живи в мире, занимайся сколько угодно делами житейскими, но в то же время не забывай о небе, воздыхай о потерянном рае, все, что ни делаешь, делай во славу Божию, и тогда мир будет для тебя только путем к Царству Небесному.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Безначальный Отец, Сын Собезначальный, Утешитель Благой Дух Правды; Слова Божьего Родитель, Отца Безначального Сын, Дух Живой и Творящий, Троице Единице, помилуй меня. И ныне и присно и во веки веков, аминь. Словно из нити пурпурной, Пречистая, духовная багряница – плоть Эммануилова соткалась во чреве Твоем; посему воистину Богородицею Тебя почитаем. Песнь 9 Безсеменнаго зачатия Рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен Плод, Божие бо Рождение обновляет естества. Темже Тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ум изранен, тело в болезни, дух изнемог, слово обессилело, жизнь омертвела, конец у дверей; что же ты, душе моя окаянная, сотворишь, когда придет Судия испытать тебя? Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Моисеево привел тебе, душе, сказание и все Завета Писание, поведавше тебе о праведных и неправедных – вторым же из них, о душе, подражала ты, а не первым, согрешая пред Богом. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Закон изнемог, тщетно Благовестие, все Писание у тебя в небрежении, пророки бессильны и все слова праведных; раны твои, о душе, умножились, и нет врача исцелить тебя. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Нового Завета привожу тебе указания, приводящие тебя, душе, в умиление: праведным подражай, от грешных же отвращайся, и умилостиви Христа молитвами, постом и непорочностью. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Христос вочеловечился, призвав к покаянию блудниц и разбойников; покайся, душе: открылось Царство уже, и первыми обретают его фарисеи и мытари и прелюбодеи кающиеся. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Христос вочеловечился, плотию мне приобщившись, и все в естестве моем, принял, кроме греха, возвещая тебе, о душе, подобие и образ Своего снисхождения. Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Христос волхвов спас, пастухов призвал, младенцев множество явил мучениками, старцев прославил и вдовиц; им не подражала ты, душе, ни делом, ни жизнию, но горе тебе, когда будешь судима. Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

И ныне: Словно из пурпурной нити, Пречистая, внутри чрева Твоего соткалась мысленная багряница — плоть Эммануила, потому мы истинной Богородицей Тебя почитаем. Восхваляем, благословляем, поклоняемся Господу, воспевая и превознося Его во все века. Песнь 9-я Ирмос . От бессеменного зачатия рождение неизъяснимое: у Матери безмужной нетленный Плод. Ибо Бога рождение обновляет законы естества. Потому Тебя все роды как Богоневесту и Матерь православно величаем. Ум изранен, тело недвижимо, дух в болезнях, слово изнемогло, жизнь омертвела, конец жития у порога. Что же сделаешь ты, несчастная душа моя, когда придёт Судия испытать дела твои? Моисеево сказание о бытии мipa предложил тебе, душа. За ним и обоих Заветов Писание, повествующее о праведных и неправедных. Но ты, душа, последним подражала, а не первым, против Бога согрешая. Закон изнемог, не действует Евангелие, всё Писание для тебя бесполезно, пророки бессильны и всякое слово праведников. Раны твои, о душа, умножились, и нет врача, исцеляющего тебя. Из новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, влекущие тебя к раскаянию. Подражай же праведным, отвращайся от грешных, и умилостивь Христа молитвами, и постом, и чистотою, и благоговением. Христос вочеловечился и разбойников, и блудниц призвал к покаянию. Покайся же, душа! Дверь Царствия уже отверста, и прежде тебя входят в неё фарисеи, и мытари, и прелюбодеи кающиеся. Христос Младенцем стал, приобщаясь мне плотью, и всё, свойственное естеству, добровольно испытал, кроме греха, показывая тебе, душа, пример и образ Своего смирения. Христос волхвов спас, пастырей к Себе призвал, множество младенцев удостоил мученичества, старца прославил и престарелую вдовицу. Но их делам и жизни не подражала ты, душа. Горе тебе, когда на Суд предстанешь! Постился Господь сорок дней в пустыне, после взалкал, показывая человеческое в Себе естество . Не унывай же, душа, если враг на тебя устремится, но молитвами и постом он от ног твоих да отразится. Христос был искушаем, а дьявол искушал Его, показывая камни, дабы их в хлеб превратить. И на гору возвёл Его, во одно мгновение показав все царства мipa. Бойся, о душа, обольщения, бодрствуй и молись во всякий час Богу.

http://blog.predanie.ru/article/molimsya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010