Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера. Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники. Источник: Сайт " Глобус Беларуси " Кресто-Воздвиженский собор – крестообразный в плане, белокаменный, увенчанный пятью шлемообразными куполами с позолоченными крестами – был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским. Собор построен в 1897 году по проекту витебского губернского архитектора В.Ф. Коршикова при настоятельнице монастыря игумении Евгении (Говорович) на добровольные пожертвования, собиравшиеся в течение десятилетий. В Спасо-Евфросиниевской обители давно ощущалась нужда в обширном вместительном храме не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни. Особенно такой храм был необходим в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь прибывали тысячи богомольцев из самых отдаленных уголков России. Игумения Евгения не щадила своих сил для достижения святой цели храмоздательства: ее усердием был построен самый большой храм обители в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный собор, ставший венцом строительной деятельности игумении Евгении, «вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел». В благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении в 2000 году в соборе был помещен барельеф с памятной надписью к столетию со дня ее блаженной кончины, последовавшей 24 марта 1900 года.

http://sobory.ru/article/?object=04903

После окончания учебы в семинарии в июле 1864 года правление семинарии предлагало ему отправиться на казенный счет продолжать образование в Московской Духовной Академии. Целый год трудился молодой выпускник на поприще приходского служения. Весной 1865 года он приехал в Тулу к ректору семинарии архимандриту Андрею, который, надо заметить, в то время был настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря. Михаил надеялся получить от него ободрение и поддержку в своем стремлении к получению академического образования. К величайшему удивлению, он услышал от архимандрита Андрея настойчивое предложение оставить мысль об академии и поступить на место приходского священника в город Белёв. «В этом деле мы видим особенный Перст Божий. Неизвестно, что стало бы с ним, если бы он отправился в Академию, — писал священник Белёвского Крестовоздвиженского монастыря Владимир Введенский. — Здоровье его тогда было очень слабым. Быть может, его давно уже не было бы в живых». Особенный Перст Божий в поступлении на священническое место в Белёв видел и отец Михаил. «В Белёве, — говорил он, — я сразу же нашел любовь и расположение со стороны духовенства и белёвцев. Уж если Господом назначено мне трудиться в скромной доле пастырского служения, то, значит, я здесь именно должен сделать всё, что только могу, для блага родной епархии». И он, действительно, начал трудиться с любовью, до самопожертвования, не покладая рук. Он избирает путь священника Воскресенской церкви г. Белёва, в сан которого был рукоположен в июне 1865 года. Но не только и, может быть, даже не столько по состоянию здоровья, он ступил на стезю приходского священника. По его же собственному позднейшему признанию, пастырское служение «...казалось нам (выпускникам семинарии) самым священным, самым важным из всех служений, самым дорогим для нас русских, православных христиан, а вместе и самым трудным из всех, потому именно, что мы ощущали в себе присутствие какой-то особенной, благодатной, неодолимой силы, которая звала нас именно к этому служению от дней младенчества нашего и теперь влекла нас к нему...». С 1865 года и до конца жизни он служил священником Воскресенской церкви (находилась на бывшей Воскресенской, ныне улица Софьи Перовской).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/

Предисловие Сказание о новой ереси новгородских еретиков: Алексея протопопа, Дениса попа, Федора Курицына и других, то же исповедующих Слово первое Слово второе Слово третье Слово четвертое Слово пятое Слово шестое Слово седьмое Слово восьмое Слово девятое Слово десятое Слово одиннадцатое Глава 1 Глава 2 Глава 3 Глава 4 Слово двенадцатое Слово тринадцатое Слово четырнадцатое Слово пятнадцатое Слово шестнадцатое Послесловие Творение святого преподобного Иосифа Волоцкого (1440–1515) «Просветитель» сложилось в борьбе с ересью жидовствующих, потрясшей Россию на рубеже XV – XVI вв. Этот емкий свод православного богословия объединяет в стройной системе фрагменты Священного Писания и святоотеческих творений, эпизоды из житий святых и истории Церкви. Полемически острая, богословски глубокая, живо и ярко написанная, книга эта на протяжении веков оставалась живым явлением русской культуры и оружием идейной борьбы. Нападки на православное вероучение, которые приходилось отражать преподобному Иосифу в XVI веке, повторяются в наши дни с новой силой со стороны бесчисленных сект, ересей и «новых» религиозных и безрелигиозных учений, поэтому «Просветитель», впервые полностью переведенный с церковнославянского на русский язык, актуален и сегодня. Предисловие Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины. Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению. В двадцать лет, презрев мирскую суету, Иоанн избрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он удалился в Боровск, в обитель преподобного Пафнутия († 1478; память 1 мая), который постриг его в иночество с именем Иосифа. Постриг и последующие монашеские подвиги преподобного Иосифа дали благодатные плоды в жизни всей его семьи. Вскоре после ухода преподобного из мира отец его, Иоанн, был поражен тяжелой болезнью – парализован. Преподобный Пафнутий немедленно принял и его в свой монастырь, постриг в иночество с именем Иоанникия и поручил заботам сына, который покоил его в течение 15 лет, до самой кончины. Матери своей преподобный Иосиф написал увещательную грамоту, советуя избрать иноческий чин; она приняла постриг во Власиевской женской обители Волока Ламского (в схиме Мария). Вслед за родителями ушли в монашество и братья преподобного Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Преподобный Иосиф Волоколамский 1 Преподобный Иосиф Волоколамский родился 1440 г., ноября 12-го, в селе Язвище, близ города Волоколамска. Испрошенный у Бога молитвами своих благочестивых родителей, Иоанна и Марины, 2 он при рождении назван был Иоанном. Семи лет отдан был Иоанн учиться грамоте в Волоколамский Крестовоздвиженский монастырь старцу Арсению. Пример иноков, самое место жительства и особенно благодать Божия возбудили в юной душе Иоанна сильное стремление к благочестивой и добродетельной жизни. В часы церковного богослужения, он с любовью и усердием посещал храм Божий; дома не занимался детскими играми, но большую часть времени проводил в молитве и чтении священных книг. С юности возлюбил он пост, и, почувствовав суетность мирских удовольствий, обратил свою мысль и сердце к вечному. Из Крестовоздвиженского монастыря Иоанн перешел в монастырь Пресвятой Богородицы на Возьмище. Здесь он жил в особой кельи, приготовляясь молитвою и безмолвием к иноческой жизни, любовь к коей уже созрела в душе его. Сходство мыслей и единство желания сблизили его с другим юношей знатного рода Борисом Кутузовым. 3 Вместе они начали трудиться на поприще благочестия, намереваясь принять сан иноческий. Так жил Иоанн до двадцатого года своего возраста. Желание принять иноческий сан укрепилось; но, опасаясь вступить на это поприще без руководителя, он молил Бога указать ему мудрого наставника. Тогда славился своею добродетельною жизнью и духовною мудростью священноинок Варсонофий, живший в пустыне близ Саввина Тверского монастыря. 4 Слух о его подвигах достиг до Иоанна. Положив обет – беспрекословно исполнять повеления старца, он тайно ушел в Обитель Саввы, чтобы удобнее пользоваться наставлениями Варсонофия. Игумен пригласил его с прочими посетителями Обители в трапезу. Здесь Иоанн услышал нескромные разговоры; с юности ненавидя сквернословие, он выбежал из трапезы и спешил к старцу Варсонофию. Открыв ему и свое желание иноческой жизни, и свой обет – беспрекословного повиновения, он просил у Варсонофия наставления для последующей жизни. Старец предложил ему идти к преподобному Пафнутию в Боровский монастырь. Иоанн повиновался, и с благословением старца и надеждою на Бога отправился в указанный ему путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

прот. П.Т. Мегорский В Олонецкой губернии, Повенецком уезде, есть местечко Данилово, которое еще очень недавно, и именно не позже 1851 года, составляло в Олонецкой губернии центр беспоповщинской пропаганды, под именем Выговского Даниловского монастыря. Ровно за два столетия перед этим инок Корнилий, бывший на известной сходке московской, вместе с учеником своим Захарием, поселился в восточной части Повенецкого уезда, посреди болот, простирающихся вдоль реки Выга. Сначала беспоповщинский раскол, проповедуемый Корнилием, состоял из общего всем раскольникам порицания церкви и ее таинств и из проповеди об иноческой и безженной жизни, о необходимости вновь принимать крещение всем, кто подвергся еретическому «понурению» и избежания всякого общения с никонианами. – К этим первым поселенцам вскоре примкнули соловецкие беглецы: черный дьякон Игнатий, игумен Досифей и дьячек шунгского погоста Данила Викулин; после чего учение их быстро распространилось между жителями Шунгского, Толвуйского, Челмужского погостов и вообще во всем, так называемом, «Повенецком рядку». В 1667 г. была выстроена первая часовня для богомоления, а вслед за тем, в 1694 г., был основан и первый выгорецкий монастырь Даниловский, в котором киновиархом был признан тот же Викулин. Но выгорецкое общежительство стало возрастать и особенно усиливаться с того времени, когда, в 1697 г., присоединились к Викулину два брата – Андрей и Семен Денисовы. Получив образование в киевской академии, Андрей Денисов обладал, кроме того, умом, выходящим из ряда обыкновенных, необыкновенной силой воли и громадной начитанностью, так что в самое короткое время занял первенствующее положение между всеми выгорецкими старшинами и еще при жизни Викулина разделял с ним власть киновиарха и принял название судьи и правителя. В 1706 г. он основал еще два монастыря: Лексинский, в 22-х верстах от Данилова, и женский Крестовоздвиженский, в самом Данилове, в коем первой большухой (настоятельницей) была Соломония, родная сестра Денисовых. Кроме обоих выгорецких монастырей, по инициативе же Денисовых, был устроен тихвинским уроженцем Геннадием Тихвиноборский скит, при речке Геннадиевке, посреди дремучих лесов, куда набралось множество беглецов из Тихвина, Ярославля, Каргополя, Толвуи, Ребол.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Приутружденный старец Вассиан (из Оптинского Патерика) Крепостной крестьянин помещицы Филатьевой (Жиздринского уезда Калужской губернии) Василий Гаврилов был старостой в одном из ее сёл и вел свои дела очень хорошо и разумно. Кроме того, он был богомолен. У него была уже взрослая дочь, когда скончалась его жена. Они с дочерью решили поступить в монастырь и стали просить барыню выдать им отпускной документ. Она же, сама будучи благочестивой женщиной, одобрила их намерение и отпустила их вовсе на волю. Василий три года пробыл послушником в Калужском Архиерейском доме при владыке Антонии, а в 1812 году по его благословению вступил в Оптину Пустынь, где настоятелем был игумен Авраамий. Дочь его в то же время стала послушницей в Белёвском Крестовоздвиженском монастыре. 13 ноября 1814 года указом Консистории он был зачислен в братство. Через четыре года последовало его пострижение в мантию с именем Варлаам. В эти года, ревнуя о подвигах, он много постился, вообще усердно занимался телесным деланием и носил вериги. В Оптиной он стал учеником иеромонаха Феофана, замечательного подвижника духа, который пришел в Оптину в 1800 году из Нямецкого молдавского монастыря, где долгое время пребывал под руководством великого наставника монахов о. Паисия (Величковского) . В 1810е годы оба они, отцы Феофан и Варлаам, посещали пустынников, живших в потаенных местах Рославльских и Брянских лесов, и там познакомились со старцем Афанасием, отшельником, давним оптинским постриженником, пришедшим в обитель в 1796 году вместе с о. Авраамием, настоятелем тогдашним, из Пешношского монастыря. В 1805 году начал он своё лесное житие. В 1812 году пришел к нему рясофорный монах Моисей (Путилов), а затем и его родной брат Александр (в монашестве Антоний). Жизнь их была сурова, но Господь всё покрывал Своею благодатью. У них совершался полный дневной молитвенный круг, они читали и переписывали книги православных отцов-аскетов, и послушание старцу соблюдалось строго.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 20 апреля (3 мая) Священноисповедник Феодосий (Ганицкий), епископ Коломенский, викарий Московской епархии Священноисповедник Феодосий родился 30 июля 1860 года в селе Руда Васильковского уезда Киевской губернии в семье священника Феодора Ганицкого и в крещении был наречен Иоанном. По окончании Киевской Духовной семинарии Иван Федорович был назначен преподавателем Закона Божия при АкШенхском народном училище в Перекопском уезде Таврической губернии; он преподавал здесь с 20 февраля 1882 года по 25 августа 1890 года, когда поступил бухгалтером в Казенную палату, где работал до 17 апреля 1899 года. 17 апреля 1899 года в крестовой церкви таврического архиерейского дома Иван Федорович был пострижен в монашество и наречен Феодосием. 19 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона и на следующий день – во иеромонаха и назначен настоятелем церкви при таврическом епархиальном свечном заводе. 5 мая 1900 года иеромонах Феодосий был назначен экономом таврического архиерейского дома, 15 августа того же года – настоятелем Бахчисарайского Успенского скита; кроме того, 13 октября – благочинным второго благочиннического округа Таврической епархии и 7 ноября – временно благочинным всех мужских и женских монастырей Таврической епархии. 17 декабря 1900 года иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена и 28 декабря назначен настоятелем Балаклавского Георгиевского монастыря. 6 мая 1902 года он был награжден за усердную службу наперсным крестом. 11 августа 1903 года игумен Феодосий был зачислен в братство Московского Покровского миссионерского монастыря. 10 апреля 1904 года он был откомандирован в качестве настоятеля походной церкви отряда Общины Святой Евгении Красного Креста на театр военных действий во время Русско-японской войны. За проявленное в условиях боевых действий мужество и за усердную службу в войсках игумен Феодосий был награжден множеством наград. 10 ноября 1905 года он возвратился в Московский Покровский монастырь.

http://fond.ru/kalendar/386/feodosiy/

Ростов. Авраамиевский Богоявленский монастырь. Собор Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты В 1552 году, перед военным походом на Казань, в Авраамиев монастырь прибыл Иван Грозный – заручиться поддержкой небесных покровителей, получить благословение и укрепить боевой дух. Братией монастыря в царские руки была торжественно передана главная святыня обители – жезл святителя Авраамия, по легенде чудесным образом вручённый ему самим Иоанном Богословом, с помощью которого Авраамию удалось повергнуть главного языческого идола Велеса, показав, таким образом, мощь и силу новой православной веры. Символический смысл этой легенды для Ивана Грозного стал сакральным – покорение Казанского ханства, помимо завоевательной миссии, преследовало целью ”обращения в истинную веру” татар-мусульман. Тогда перед прощанием царь дал обет – поставить каменный храм в случае успешного исхода военной операции. Казанский поход, как известно, завершился победой русской армии (и практически тотальным разрушением Казани, сопровождавшимся огромными жертвами среди осажденных защитников города, после которого появилось выражение ”сирота Казанская”). А царь вернулся в Ростов в 1553 году и сдержал слово – на пожалованные им средства в тот же год было начато строительство каменного собора, завершенное в 1555 году. Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом – трехпридельный, пятиглавый, крестовокупольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. Изначально (в южной апсиде) существовал и четвертый придел Введения во храм Богородицы, не сохранившийся до наших дней, ибо его престол спустя полтора века был перенесен в построенную при ростовском митрополите Ионе в 1650-х годах Введенскую церковь – в 20 метрах к юго-востоку от собора. Два придела (Иоанна Предтечи с северо-запада и Иоанна Богослова с юго-запада) симметрично расположены с западной стороны четверика, между ними – притвор с пристроенным крыльцом (разобрано, отсутствует). Третий юго-восточный придел святителя Авраамия вплотную примыкает к южной апсиде, два придела по южной стороне соединялись галереей (перестроена).

http://sobory.ru/article/?object=05699

Святые места Подмосковья. Южное направление. Часть 3 Каширский Никитский монастырь, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, монастырь Четырех Церквей, Саввина пустынь, монастырь Всеволож Пречистыя Богородицы, Соколова Богородицкая Каширская пустынь, Спасо-Казанская женская община   КАШИРСКИЙ НИКИТСКИЙ МОНАСТЫРЬ (женский монастырь) Каширский Никитский монастырь. Литогафия 1908 г. До революции Кашира находилась в Тульской епархии. Долгое время здесь не было ни одного монастыря. На западной окраине города стоял древний деревянный кладбищенский храм св. вмч. Никиты. В первой половине XIX в. благочестивый купец Федор Руднев на месте древнего выстроил новый, каменный храм с колокольней. Здесь в 1843 г. и было положено начало будущему монастырю. Первая настоятельница общины, мон. Фомаида, происходила из бедной крестьянской семьи и подвизалась в знаменитом Горицком монастыре. Одна тульская помещица решила открыть в своем имении общину под началом матушки Фомаиды. С этой целью она представила монахиню московскому свт. Филарету (Дроздову). Прозорливый пастырь сразу же оценил смиренную старицу и по его совету матушка обратилась к Тульскому архиерею с прошением о создании общины. Между тем помещица неожиданно скончалась. И тогда Тульский еп. Дамаскин благословил открытие богадельни при Никитском храме. Указом Св. Синода от 13.03.1862 г., здесь была утверждена женская община. Мать Фомаида скончалась 17 декабря 1868 г. в возрасте 90 лет. Ее сменила монахиня Белевского Крестовоздвиженского монастыря Макария, которая ревностно занялась обустройством обители. На месте деревянных домиков были возведены каменные корпуса, ограда, колокольня, собор и др. постройки. Но главной заботой Макарии было духовное устройство обители. Еще при матушке Фомаиде было введено неусыпное чтение Псалтири. Теперь же и богослужения стали совершаться ежедневно и полностью. В 1884 г. община была преобразована в общежительный монастырь, а настоятельница стала игуменьей. В неурожайный 1892 г. в обители находили приют окрестные бедняки, здесь была построена школа для девочек, а в русско-японскую войну открыт госпиталь для раненых. В 1894 г. мать Макария отошла ко Господу, прожив 83 года.

http://pravoslavie.ru/1879.html

Скачать epub pdf Жизнеописание святителя Иннокентия, митрополита Московского 562 Будущий святитель Иннокентий родился 26 августа 1797 года в селе Ангинском Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова. Отец много занимался с мальчиком, так что к шести годам он уже бойко читал и даже исполнял в храме обязанности чтеца. На седьмом году мальчик лишился отца и перешел под опеку родного дяди – диакона Димитрия Попова. Дядя взял его к себе в дом и дал ему возможность продолжить образование, отдав в Иркутскую семинарию. В семинарии Иоанн Попов сначала числился как Попов-Ангинский, чтобы как-то отличаться от других Поповых, а затем за личные достоинства ректор семинарии предложил ему именоваться Вениаминовым, в честь недавно почившего Иркутского святителя Вениамина. Уже в семинарии Иоанн отличался от сверстников: уклонялся от бесшабашных игр, а большую часть времени проводил за книгами. Свободное время отдавал занятиям механикой, начальные знания о которой получил от своего дяди, впоследствии иеродиакона крестовой Иркутской церкви. Так продолжалось до 1817 года. Ректор семинарии рассчитывал направить способного ученика в академию, но неожиданно получил известие, что Иоанн Попов вступил в брак. Сам святитель позже так описывал это событие: «Ректор, архимандрит Павел, имел в виду послать меня в академию, как об этом высказывал мне после. Что же касается того, почему он не остановил моей женитьбы, на это причиною был весьма редкий и даже необыкновенный случай, именно: река Ангара, разделяющая город с семинариею от монастыря, в котором жил ректор, каждодневно приезжавший оттуда во все учебные дни, в этот год (1817) при вскрытии своем на многие дни прекратила всякое сообщение монастыря с городом... В это время мне пришла мысль жениться, и я подал просьбу без дозволения ректора получить вид на женитьбу. Не будь этого случая, конечно, ректор не позволил бы мне подовать просьбу о женитьбе...» 563 13 мая 1817 года Иоанн Вениаминов вступил в брак и был рукоположен в сан диакона в городскую иркутскую Благовещенскую церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010