Парфений, архиепископ Воронежский и Задонский (Чертков или Васильев-Чертков Павел Васильевич) Родился 10 августа 1782 года в городе Москве в семье диакона. С 1790 года обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1803 году, по окончании курса академии, оставлен в ней преподавателем. 28 октября 1810 года пострижен в монашество и определен проповедником духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1811 году назначен префектом Московской духовной академии и в том же году 17 декабря возведен в сан архимандрита Московского Крестовоздвиженского монастыря. 14 октября 1813 года переведен в Московский Знаменский монастырь. С 12 августа 1814 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря. С 30 июля 1817 года – ректор Московской духовной семинарии, с 21 сентября того же года – настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1818 году избран членом конференции Московской духовной академии. С 17 июня 1819 года – настоятель Московского Донского монастыря и член Московской Синодальной конторы. 21 августа 1821 года хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 25 февраля 1850 года назначен архиепископом Воронежским и Задонским. Скончался 5 августа 1853 года, прослужив Церкви почти 50 лет. Погребен в Благовещенском соборе Митрофаниева монастыря в Воронеже. Преосвященный Парфений был известным проповедником, многие его проповеди были изданы в печати. За 28 лет святительства на Владимирской кафедре он очень много сделал для нее. Привел в блестящее состояние архиерейский дом и обеспечил его средствами содержания, заботился о приведении церквей в благолепный вид и о повышении нравственного уровня духовенства епархии. Московский митрополит Филарет (Дроздов , † 1867; память 19 ноября/2 декабря), хорошо знавший и ценивший преосвященного Парфения, так отзывался о владимирском периоде его деятельности: «Прежде здесь, то есть во Владимире, долго не сильно действовал, но привлекал к себе добродушием покойный преосвященный Парфений».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Астрахань. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Нарышкинский Год постройки:Между 1720 и 1734. Год утраты:Не установлен. Адрес: Астраханская область, город Астрахань, улица Калинина Координаты: 46.349413, 48.049101 Проезд:Церковное место находится к востоку от Благовещенского монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Астрахани уже в начале XVII века имелась церковь с таким названием. Первое упоминание о ней восходит к 1628 году, а побывавший в Астрахани в 1703 году голландский путешественник Корнелий де Бруин оставил для нас её описание. По его словам, Воздвиженская церковь была главной после соборной (или самой значительной). Она вся была сделана из оштукатуренного кирпича, купол на ней позолоченный, так же как и крест величиною в три сажени, внизу окрашенный зелёной краской. Храм этот, вероятнее всего, находился в Белом городе, но точное место его до сих пор не известно. Одноимённый ему храм появился намного позже – в первой половине XVIII века. Выстроен он был в Земляном городе, за Вознесенскими воротами, близ Благовещенского девичьего монастыря. Но до Крестовоздвиженского храма находился на этом месте другой – Благовещенский, история которого тоже очень интересна. Впервые о Приходской Благовещенской церкви упоминается в конце XVIII века. Стояла она тогда в Садовой слободе. У Н.Б. Голикова говорится, что «в юго-восточной части Западного города, за Армянской слободой, на Скакольном бугре лежала Садовая слобода, сложившаяся в районе созданных в начале XVIII века садов, виноградников и огородов, юго-восточным концом она выходила к валу, шедшему по берегу Кутуму». Действительно, ещё в конце XVI века к востоку от новоустроенного Вознесенского монастыря, «на реке Кутумове» располагался государев сад. Возможно, поэтому и стала возвышенность между Вознесенской обителью и рекой Кутум называться Садовым бугром. В 1617 году строитель обители иеромонах Мисаил доносил в Москву царю Михаилу Фёдоровичу, что «к ним же в монастырь прибегают из полону из Нагай и из Крыму выходцы – русские люди и хотят селиться подле монастыря, а иные-де поселились и дворы поставили». Государь разрешил селиться возле монастыря бывшим полонянникам, отчего здесь образовалась особая монастырская слободка. Она и стала основанием для будущей Садовой слободы Земляного города. Храма при этой слободке долгое время не было, её жители были приписаны к монастырю и окормлялись у монастырских священников.

http://sobory.ru/article/?object=41495

В день памяти святителя Николая Чудотворца Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря 19 декабря 2015 г. 16:20 19 декабря 2015 года, в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил  Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь  в селе Лукино городского округа Домодедово Московской области. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения главного храма обители — возрожденного собора Вознесения Господня и Божественную литургию в новоосвященном соборе. Центральный престол был освящен в честь Вознесения Господня, северный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, южный — в честь святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Копылова)  во епископа Семилукского, викария  Воронежской епархии . Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Воронежский и Лискинский Сергий ;  архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , наместник  Троице-Сергиевой лавры , председатель  Синодального отдела по монастырям и монашеству ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Россошанский и Острогожский Андрей ;  епископ Валуйский и Алексеевский Савва ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Петр Петров, настоятель Никольского храма г. Воронежа; клирики  Воронежской митрополии , Свято-Троицкой Сергиевой лавры и г. Москвы. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдел по монастырям и монашеству, настоятельница  Зачатьевского ставропигиального женского монастыря   игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря  игумения Екатерина (Чайникова) , настоятельница  Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  игумения Викторина (Перминова), настоятельница  Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря  игумения Елисавета (Жегалова), настоятельница Князь-Владимирского архиерейского подворья в Нарва-Йыэсуу (Эстония) монахиня Флавиана (Пономарева), насельницы Крестовоздвиженской Иерусалимской обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4301933.ht...

Свято-Троицкий Ионинский мужской монастырь (Киев) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий Ионинский монастырь (Ионинский монастырь, Ионовский монастырь) — православный мужской монастырь в Киеве. Находится на Зверинце. Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора. Содержание История [ править править код ] Основан в 60-е годы XIX века архимандритом Выдубицкого монастыря Ионой на землях княгини Е. А. Васильчиковой, вдовы киевского генерал-губернатора. К 1918 году насчитывал более 800 монахов и послушников. Действовал до 1934 года, когда был закрыт по распоряжению советских властей. До Первой мировой войны в обители велось строительство самой высокой в Российской империи колокольни (проектная высота 110 метров). С 1935 года монастырь оказался на территории новооснованного Ботанического сада АН УССР. В 1991 году возвращён Православной церкви. К началу 2000-х годов был отреставрирован главный храм монастыря — Свято-Троицкая церковь, колокольня, башня с часами, отстроены братские корпуса. С 1997 года братией Ионинского монастыря началось восстановление пещер и храма Зверинецкого монастыря. В 2009 году Зверинецкий скит выделился в самостоятельный монастырь. Подробная история обители Описание [ править править код ] Храм [ править править код ] Храм во имя Живоначальной Троицы был построен в 1871 г. преподобным Ионой на высоком холме. Главный престол во имя Живоначальной Троицы был освящен 23 июля 1872 г. Обширный двухпрестольный каменный храм первоначально имел крестовокупольную форму с небольшим правым приделом во имя иконы Божией Матери «Троеручица». В 70-е годы XIX в. храм был расписан художником Зайцевым. Вскоре храм уже не вмещал всех богомольцев. В 1897 г. храм был расширен (архитектор В. Николаев). К крестовокупольному объему храма был достроен северо-восточный угол правого придела и пристроен левый придел во имя Всех Святых. В результате здание приобрело прямоугольную форму. В дополнение к большому куполу храма был устроен небольшой декоративный купол над центральным входом, а также были выстроены две главки по углам западного фасада. Постройка выдержана в характерном для XIX в. эклектичном стиле.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

Тригорье. Спасо-Преображенский Тригорский мужской монастырь. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1854—1873 гг., КЕЛЬИ, 1782 гг., ТРИГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ Расположены на краю обрывистого скального мыса излучины р. Тетерев. Монастырь основан в XV в. житомирским князем Владимиром. В 1613 г. отстроен в дереве. Занимал по значимости второе место после Почаевского монастыря. С 1839 г. в монастыре начинается строительство кирпичных церквей (вместо прежних деревянных), в том числе Преображенской. Памятник построен в упрощенных русско-византийских архитектурных формах «тоновского» направления. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, с полуциркульной апсидой, пятикупольное (боковые главы поставлены по углам центрального объема), с колокольней над притвором, завершенной шатром. Корпус келий построен (а по другим сведениям — капитально перестроен) И. Шнейдером. Корпус кирпичный, расположен на косогоре (с юга — двухэтажный, с севера — одноэтажный), Г-образный в плане, с коридорной (с двусторонним размещением комнат) планировкой. Перекрытия — полуциркульные своды с распалубками и плоские Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 150-151, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Тригорский Преображенский монастырь, 2 класса, общежительный (с 1911 года), в селе Тригорье, в 25 верстах от города Житомира. Основан в конце XVI века князем Владимиром Житомирским, в XVIII веке отпал в унию, в 1839 году возвращен в православие. В нем находится почитаемая икона Божией Матери. При монастыре школа с общежитием. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» История Тригорского монастыря разделяется на 4 периода. В первом периоде Т.М. является строго православной обителью (1613-1723 гг.), во втором – жертвой унии (1723-1839 гг.), третий период – возвращение монастыря в недра родного Православия (с 1839 по 1917 гг.), четвёртый – современный период (с 1917 г. по наше время). Источник: более подробная статья об истории монастыря на сайте Житомирской епархии

http://sobory.ru/article/?object=14502

Arhiva În cadrul Lecturilor de Crciun s-au desfurat lucrrile direciei „Continuitatea tradiiilor sfinilor prini în monahismul Bisericii Ruse” 24 ianuarie 2015 16:21 22-23 января 2015 года в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре Москвы состоялась работа направления «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений. В первый день работы направления в президиуме присутствовали: митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; председатель направления архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, глава Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря Москвы; сопредседатель направления архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы; ответственный секретарь направления — игумения Иулиания (Каледа), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы. Архиепископ Феогност передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и выразил благодарность архимандриту Тихону от лица всех собравшихся за воссоздание храма Новомучеников и исповедников Российских на месте массового расстрела священнослужителей в годы советской власти. Пленарное заседание началось с доклада «Наши предшественники в добре. Современное русское монашество между разрывом и неразрывностью традиции» схиархимандрита Гавриила (Бунге), игумена Крестовоздвиженского монастыря Русской Православной Церкви в Лугано (Швейцария). В своем докладе схиархимандрит Гавриил напомнил, что монашество в истории Церкви существовало, прежде всего, не как церковный институт, а как духовное движение, как старчество. В России же монашеская традиция в ХХ веке была прервана на уровне институций, но продолжилась на духовном уровне, и закрытие монастырей не означало конец старчества. По мнению докладчика, настоящего разрыва с традицией в России не было и носители Духа «сохранили горящим факел монашеской жизни».

http://patriarchia.ru/md/db/text/3963362...

Афанасий, архиепископ Астраханский и Енотаевский (Дроздов Александр Васильевич) Родился в 1800 году в селе Умриненково Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. По окончании курса Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию. 18 декабря 1823 года пострижен в монашество. 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха и оставлен при академии бакалавром. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии. С 16 сентября 1828 года – архимандрит Краснослободского Крестовоздвиженского монастыря Пензенской епархии. С 17 июля 1829 года – ректор Костромской духовной семинарии, а с 27 июля того же года – настоятель Костромского Богоявленского монастыря. В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Спасского монастыря. С 4 апреля 1840 года – ректор Херсонской духовной семинарии и архимандрит Одесского Успенского монастыря. 29 ноября того же года назначен настоятелем Одесского Успенского собора. С 14 апреля 1841 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и управляющий Ростовским Богоявленским монастырем. 15 августа 1842 года хиротонисан во епископа Винницкого, викария Подольской епархии. С 13 января 1847 года – епископ Саратовский. С 15 апреля 1856 года – епископ Астраханский. 23 марта 1858 года возведен в сан архиепископа. 6 апреля 1870 года уволен на покой в Астраханский Болдин монастырь, а впоследствии переведен в Московский Данилов монастырь. Скончался 7 декабря 1876 года. По выражению архиепископа Никанора (Бровковича) , «этот иерарх был если не чудо по учености, по громадности смысла, то явление феноменальное, в своем роде исключительное». В период ректорско-преподавательской деятельности он отличался порывистостью в своих действиях, ум имел острый, способный врываться в глубь предметов, обладал небывалой памятью, без устали и перерывов занимался изучением классической светской и духовной литературы. Он в совершенстве знал несколько языков: еврейский, латинский, греческий, французский, немецкий, основательно английский, занимался изучением итальянского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Метеоры (Μετωρα). Варвары великомученицы, монастырь. Монастырь Руссану Карта и ближайшие объекты Время создания монастыря Русану или Арсани и происхождение его названия доподлинно неизвестны. По одной версии основателем монастыря был некий Русанос, выходец из местечка Росана. По другим неподтвержденным источникам монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. Точно известно, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Великого Метеора выходцы из Эпира - братья иеромонахи Иоасаф и Максим, построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь, который действовал в форме общежительного. Монастырь неоднократно расхищался. Те его реликвии, которые дошли до наших дней, хранятся сейчас в Преображенском монастыре (Великий Метеор). Во время турецких гонений 1797 года и греко-турецкой войны 1897 года в стенах обители укрывались жители окрестных селений. В 1897 году к монастырю были подведены два деревянных моста, заменившие верёвочные лестницы, которыми пользовались монахи прежде (в 1930 году эти мосты были заменены современными). В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих насельников. С 1950 года старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря; после смерти старицы в 1971 году монастырь закрыли из-за плохого технического состояния. В 1980-х годах силами Греческой Археологической службы монастырские сооружения были восстановлены, и в настоящее время в них действует женский монастырь, получивший свое второе название в честь святой Варвары. Кафоликон монастыря - церковь Преображения с нетипичным алтарем, обращенным к северу, представляет собой двустолпное крестовокупольное сооружение с притвором. Церковь была расписана в 1560 году неизвестными иконописцами критской школы. Эти росписи не были записаны в последующие века и сохранились в хорошем первоначальном состоянии. Исключительную ценность представляют собой фрески притвора - страдания святых и «Восшествие на престол» - многофигурная композиция с ангелами, душами усопших и огненной рекой ада. Также большую ценность представляет деревянной резьбы с позолотой иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=10323

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1156. Ссылки:   Адрес: Россия, Псковская область, г. Псков, Мирожская набережная Координаты: 57.805167, 28.329288 Проезд: Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из М ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Проезд на поезде до Пскова — с Ленинградского вокзала Москвы или Витебского вокзала Санкт- Петербурга. От вокзала до монастыря можно пройти пешком (около полутора километров) или доехать на автобусе 2 до остановки «Мирожский монастырь». У владельцев личного автотранспорта, едущих в Псков из Москвы, есть выбор — добираться ли до Пскова по трассе М -10 (через Новгород и Лугу), либо по трассе М-9 (через Ржев и Великие Луки). Трасса М-10 находится сейчас в лучшем состоянии. Расстояние от Москвы до Пскова — 722 км. У автомобилистов Санкт-Петербурга альтернатив нет: ехать придется в любом случае по трассе М-20. В Пскове вам нужен мост в Завеличье. Лучше воспользоваться не Ольгинским мостом, а мостом им. 50-летия Октября. Он выведет вас прямо к Мирожскому монастырю. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль Спасо–Мирожского монастыря. 12–19 вв. Ольгинская набережная, 2, 3 Архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники. Собор Спаса Преображения. сер. 12 — нач. 20 вв. Древнейший монастырский храм — центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине 12 века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И. Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковскую школу в дальнейшем. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые — в 1887 г. под руководством В. В. Суслова, в 20 веке — А. И. Анисимова, Д. Е. Брягина, Г. В. Алферовой, В. Д. Сарабьянова). Храм используется как музей.

http://sobory.ru/article/?object=00264

Сергиев Посад. Троице-Сергиева Лавра. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры Карта и ближайшие объекты Троицкий собор (1422-1423 гг.) - один из немногих сохранившихся образцов раннемосковского белокаменного строительства. Традиционный крестово-купольный четырехстолпный храм отличается небольшими размерами и скромным резным декором. Своеобразие постройке придает многоярусное завершение, образованное системой закомар и кокошников. Троицкий собор – главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря. Он был воздвигнут в 1422 г. преподобным Никоном «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия – главная святыня обители. Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425–1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным, к сожалению, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора – его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в 1-й трети XV b. преподобным Андреем Рублевым и мастерами его круга. По материалам официального сайта Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Дом Живоначальной Троицы Белокаменный Свято-Троицкий собор был построен в 1422-1423 гг. по заказу игумена Никона вместо сгоревшего деревянного постройки 1412 г. Средства на строительство были пожертвованы Великим князем Московским Василием I Дмитриевичем и его младшим братом, крестником Преподобного князем Юрием Дмитриевичем Звенигородским. В собор были перенесены обретенные в том же году мощи преподобного Сергия. Росписи и иконы храма " могуще зрящих удивить и поныне " были исполнены в 1425-1427 гг. прп. Андреем Рублевым и Даниилом Черным " с товарищи " . С XVI в. облик здания начинает меняться: в 1510 г. сделана новая металлическая, в 1556 г. позолоченная глава, с юга пристроены придел над гробом прп.Никона (1548) и палатка над могилой новгородского архиепископа Серапиона, бывшего до епископской хиротонии архимандритом Троицкого монастыря (ск.1516) (1559); с запада паперть (до 1584). В XVIII-XIX вв. у собора появилась четырехскатная кровля и северная паперть. Начатая в 1925 г. Д.П. Суховым реставрация внешнего облика здания в основном завершена в 1966 по проекту В.И. Балдина.

http://sobory.ru/article/?object=03960

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010