Закрыть itemscope itemtype="" > «Пресвятая Владычице Богородице, Царице небесная, спаси и помилуй нас»! В столице Татарстана прошёл крестный ход к месту явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери… 23.07.2018 806 21 июля 2018 г. - в День явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани - в столице Татарстана прошли традиционные церковные торжества, приуроченные к престольному празднику богохранимой земли Казанской. Накануне главного события - 20 июля - в Крестовоздвиженском соборе Богородицкого монастыря, на территории которого в 1579 г. произошло явление чудотворного образа, было совершено всенощное бдение, которое, помимо митрополита Феофана (Ашуркова), возглавили епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий (Зайцев), епископ Краснослободский и Темниковский Климент (Родайкин) и епископ Волжский и Сернурский Феофан (Данченков). Утром следующего дня митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), в сослужении многочисленных архиереев и сонма духовенства, отслужил Божественную литургию в Благовещенском соборе Казанского Кремля, куда заранее из Крестовоздвиженского собора Богородицкого монастыря был доставлен «Ватиканский» список Казанской иконы Божией Матери. В церковных торжествах, помимо представителей республиканской и муниципальной власти, принял участие заместитель Министра финансов Российской Федерации Андрей Иванов. С самого начала службы на территорию Кремля подходили и располагались рядом с Благовещенским собором крестные ходы из местных приходов, а также многочисленные паломники, в том числе из Малороссии. По её окончании - около одиннадцати часов дня - духовенство и верующие вышли из Благовещенского собора с «Ватиканским» образом Казанской иконы Богородицы и проследовали крестным ходом вокруг Кремля к месту обретения чудотворного образа, расположившись на площадке между Крестовоздвиженским собором и воссоздаваемым собором Казанской иконы Божией Матери. Следует отметить при этом, что нынешние торжества по случаю Дня явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани оказались более многолюдными, чем в прошлом году: участие в них приняли около пяти тысяч человек. Помимо православных верующих, в крестном ходе традиционно участвовали также представители духовенства, монашествующие и прихожане Римско-католического прихода «Воздвижение Святого Креста» города Казани во главе с его настоятелем о. Андреем (Старцевым).

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/23/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Саратовские крестоносицы: имена на плитах 06.11.2020 518 Время на чтение 17 минут В номере 2 (63) журнала «Православие и современность. Ведомости Саратовской митрополии» мы рассказывали о судьбах игумении и монахинь саратовского Крестовоздвиженского монастыря после его закрытия; в этом номере журнала — завершающая часть рассказа о судьбах насельниц уничтоженной обители. Прихожане Казанского храма в Петровске, откликнувшись на наши публикации, сообщили о дальнейшей судьбе монахини Ксении (в миру Ксении Петровны Орловой, иноческое имя предположительно также Ксения), о репрессиях в отношении которой мы писали. В 1931 году Коллегией ОГПУ по Саратовской области она в числе 25 бывших насельниц монастыря была осуждена за антисоветскую агитацию к трем годам высылки. Отбыв наказание, вернулась в Саратов, работала в прачечной. Второй раз была вновь арестована вместе с игуменией Антонией (Заборской) и другими сестрами и 16 июня 1942 года приговором Саратовского областного суда осуждена к лишению свободы на 10 лет с последующим поражением в правах на 5 лет и конфискацией всего лично принадлежащего имущества. Дальнейшая судьба сестры Ксении (Орловой) складывалась следующим образом. Спустя три года после приговора с июня 1945 года она стала служить алтарницей (следить за порядком в алтаре) в Казанском храме Петровска. Обстоятельства ее освобождения, к сожалению, нам не известны. Храм, закрытый советской властью, в котором размещался военный склад, был возвращен петровским христианам в 1944 году. Так выяснилось, что сестра Ксения, несмотря на шесть лет в ссылке и в заключении, осталась верна Богу и вернулась к служению в Его храме сразу, когда такая возможность появилась! Известно, что за хорошую работу в 1945 году ко дню Святой Пасхи она была премирована тремя килограммами пшеничной муки. Это говорит о том, что помогать храму она стала еще не будучи штатной работницей. Сохранился документ от 28 июня 1947 года, согласно которому Орловой К. П. было выдано из кассы Казанского храма на приобретение монашеской одежды 300 руб. Неоднократно сестра Ксения награждалась денежной премией. Трудилась она в храме вплоть до октября 1959 года. Ей было уже 77 лет, когда она покинула алтарь Казанского храма — вероятно, по состоянию здоровья. Более о ней информации пока не найдено.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/06/sarato...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Я радуюсь тому, что являюсь участником события исторического значения...» Первосвятительский визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Татарстан и закладка памятного камня в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря 12.02.2018 501 Время на чтение 66 минут Из книги: Развитие православия в Татарстане в 2015 - 2017 годах (Татарстанская митрополия Русской Православной Церкви)/Авт.-сост. канд. ист. наук И.Е. Алексеев, А.В. Климин. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - С. 43 - 70.(1) За весь «постсоветский» период истории состоялось три патриарших визита в Татарстан. 31 августа - 2 сентября 1997 г. и 21 июля 2005 г. республику дважды посещал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (А.М. Ридигер). 20 - 21 июля 2016 г. в Татарстане с визитом находился Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (В.М. Гундяев). При этом два последних приезда Предстоятелей Русской Православной Церкви (РПЦ) были непосредственным образом связаны с Казанской иконой Божией Матери и Казанским Богородицким монастырём (КБМ). Основной целью визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 21 июля 2005 г. стала передача в г. Казань почитаемого списка Казанской иконы Божией Матери, подаренного (в официальной церковной трактовке - возвращённого) в 2004 г. Московскому Патриархату Папой Римским Иоанном Павлом II (К.Ю. Войтылой). При этом постоянным местом пребывания образа, за которым в связи с этим закрепилось название «Ватиканского», был определён Крестовоздвиженский собор КБМ. Первосвятительский визит в республику нынешнего Предстоятеля РПЦ, проходивший 20 - 21 июля 2016 г., стал первым за всё время его патриаршества. Главным пунктом программы Патриарха Московского и всея Руси Кирилла стала закладка памятного камня (капсулы) в основание воссоздаваемого собора Казанской иконы Божией Матери КБМ. Это значимое церковное и общественное событие ознаменовало собой окончание подготовительного этапа реализации проекта, осуществляемого в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан (РТ) Р.Н. Минниханова от 4 ноября 2015 г. УП-1066 «О создании Болгарской исламской академии и воссоздании Собора Казанской иконы Божьей Матери».

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/13/...

Звенигород. Саввино-Сторожевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Собор сооружен из белого камня в 1405 г. на средства князя Юрия Дмитриевича. Крестовокупольный четырехстолпный одноглавый храм - один из немногих уцелевших памятников московской архитектуры рубежа XVI-XV вв. Фасады, верх апсид и барабана декорированы поясами белокаменной резьбы. Порталы перспективные с килевидным верхом. Завершение с тремя ярусами закомар в XVIII-XIX вв. было заменено четырехскатной кровлей, восстановлено в результате реставрации в 1972г. Луковичная глава относится к XVII в. В интерьере стены столбы и своды покрывают фрески 1656 г., выполненные группой царских мастеров во главе со Степаном Рязанцем и очищенные в 1970-1971 гг. от поздних записей. Иконостас и часть икон относятся к XVIIb. В 1650-х гг. к собору с южной и западной сторон были пристроен одноглавый Саввинский придел, перекрытый сомкнутым сводом, две паперти и западное крыльцо. Над южной папертью расположена ризница, первоначально соединявшаяся крытым переходом с царским дворцом. Раньше существовало южное крыльцо с наружной лестницей, арки южной паперти были открытыми. Хотя летописных сведений о строительстве в Саввино-Сторожевском монастыре каменного Рождественского собора не сохранилось, чаще всего в литературе называется вполне " безусловная " дата освящения храм - 1405 год. В 1389 году Дмитрий Иоаннович завещал своему сыну Юрию " Звенигород со всеми волостми, и с тамгою, и с мыты, и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами " . В Звенигородском княжестве он затеял великое строительство. Уже в 1390-х годах здесь вырос удивительный Успенский собор на Городке. Следом настал черёд " собственного " монастыря. В это время в осиротевшей после кончины преподобного Сергия Радонежского Троицкой обители настоятельствовал Сергиев ученик и постриженник преподобный Савва Сторожевский. Князь Юрий Звенигородский, крестник " игумена земли Русской " , часто бывал в монастыре и, поражённый святостью жизни преподобного Саввы, выбрал его, как обычно утверждается, в качестве духовного отца, пожелав иметь святого всегда рядом с собой. Князь молил преподобного, " да пребудет у него, и да созиждает монастырь в отечестве его близ Звенигорода, идеже есть место, зовомо Сторожи " . Старец внял мольбе честолюбивого князя и, покинув Троицкую обитель, в 1398 году пришёл в Звенигородский удел, основав в нём обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Вскоре в новом монастыре срубили деревянный храм. Однако князя Юрия, щедро благотворившего Саввину монастырю, не устраивала маленькая, неприметная обитель; в " его " монастыре, по княжьему мнению, должна была красоваться каменная церковь. Учитывая, что преподобный Савва отошёл ко Господу в 1407 году и, согласно ряду свидетельств, был погребён уже в новом каменном храме, исследователи " выводят " 1405 год как наиболее вероятную дату освящения Рождественского собора Саввинской обители.

http://sobory.ru/article/?object=11788

Иванищи (Иваниши). Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Успения в селе Иваниши - соборный храм бывшего Иванишского мужского монастыря - возведена в 1534-1542 года на средства боярина Ивана Шигоны (Поджогина), которому и принадлежало село в XVI веке. Трехглавый монументальный храм сложен из кирпича, детали декора выполнены из белого камня. Расположенный на холме, он доминирует над окружающей местностью. Мощный прямоугольный в плане объем прорезан узкими окнами-бойницами, фасады членятся на три части и завершаются закомарами, массивные главы-луковицы венчают украшенные аркатурой барабаны. Центральная глава - световая, две другие - глухие, декоративные. С востока примыкает трехчастная апсида. Собор выполнен в традициях московского зодчества. Архитектура сооружения отличается ясностью форм, строгим и лаконичным силуэтом. Это один из лучших памятников древнерусской архитектуры на Тверской земле. В XVIII веке монастырь был упразднен. Храм перестраивается: появилась теплая трапезная с приделами Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, колокольня с шатровым завершением; утрачиваются шлемовидные главы, кокошники, позакомарные покрытия, частично растесываются оконные проемы и порталы. Долгое время памятник стоял без кровли. В 1974 году была проведена консервация и исследовательские работы. Здание нуждается в тщательной реставрации и бережной охране. Внешность Успенского храма Иванишинского монастыря вполне соответствует русским архитектурным традициям второй четверти XVI века. В наши дни мы видим собор перестроенным, но его центральная древнейшая часть всё ещё хранит облик эпохи Поджогина-Шигоны. Храм является четырёхстолпным, он почти квадратный в плане, основание собора - мощный подклет, четверик завершается тремя главами. Кроме главного престола, между северной и центральной апсидами находится ещё один престол, освящённый в честь святителя Николая, чудотворца Мирликийского. Вход в глубокий подклет оформлен с южной стороны в виде дополнительного помещения с широким белокаменным лестничным маршем. В западной стене лестничного помещения располагается большой оконный проём с переломом в верхней части. Первоначальный облик собора лучше всего угадывается с северной и восточной сторон. С запада и юга он " оброс " поздними пристройками. Оконные проёмы имеют пирамидальное размещение на фасадах с резким понижением уровня окон в боковых пряслах. В эту композицию включается киот в центральном прясле. Такая композиция из окон с киотом в тверском зодчестве XVI века приобретает устойчивость и становится местной традицией. Трёхглавие собора создаёт ощущение зрительной ассиметрии, которая нечасто наблюдается в русских крестовокупольных храмах.

http://sobory.ru/article/?object=00009

К Дубровке примыкало село Крестовоздвиженское, в котором находилась церковь. 6 сентября 1860 года по прошению Надворного Советника Константина Ильина московское епархиальное начальство разрешило образовать самостоятельный приход из деревень Зуево и Дубровки по причине их отдаленности (12 и 9 верст) от Вырковской церкви (церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Нестерово) и неудобства сообщения, и в деревне Дубровке построить новую каменную церковь. Но так как сумма, необходимая для строительства каменной церкви, не могла быть собрана сразу, то с 1860 до 1872 года при деревне Дубровке существовала деревянная Крестовоздвиженская церковь (при ней постоянно проживало 1425 прихожан), построенная стараниями Коллежского Советника Константина Ильина. Он, как имеющий право на звание архитектора, безвозмездно наблюдал за строительством храма. В Указе о постройке каменной церкви в деревне Дубровке сказано: «Дозволено приобрести покупкой и перенести на избранное для новой церкви место существующую при Богородицерождественской у речки Вырки церкви особым зданием Крестовоздвиженскую деревянную церковь». Бездействующая деревянная церковь с Вырки была выкуплена и перенесена в Дубровку, где вскоре на пожертвованных Н. Г. Рюминым 33 десятинах земли образовался Крестовоздвиженский погост, а позднее и село с тем же названием. Для продовольствия причта при новообразовавшемся приходе помещик деревни Зуево тайный советник Николай Гаврилович Рюмин и Надворный Советник Константин Ильин пожертвовали 33 десятины земли и к приходу определен трехчленный причт. Действительному статскому советнику Н. Г. Рюмину, владельцу с. Зуево принадлежали также деревни Зуевской волости: Алексунино, Дубровка, Нажицы, Никулино,Ожерелки, Семерино. Именно от него выкупился основатель купеческой династии Морозовых – крестьянин Савва Васильевич Морозов. В связи с ростом населения деревни Зуевой (5537 человек на тот период) количество прихожан Крестовоздвиженской церкви резко возросло. В 1871 г. после кончины Н. Г. Рюмина его вдова Елена Фёдоровна в память о муже совместно с игуменом Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря Парфением исходатайствовали о выдаче разрешения на постройку в деревне Зуево собственного каменного храма. Вдова Н.Г. Рюмина Елена Фёдоровна Рюмина и Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря игумен Парфений писали в прошении Епархиальному начальству о том, что церковь в Зуеве нужна по многочисленности фабричного и раскольничьего населения, для возвышения нравственности и распространения Православия, которое ослабляется тем, что раскольники имеют в Зуеве до 10 моленных домов. 30 декабря 1871 г. за 266 последовал Указ о построении церкви с припиской к Крестовоздвиженской церкви в Дубровке.

http://sobory.ru/article/?object=09380

Маврикия, игуменья Горицкого монастыря, в схиме Мария (Память 18 июля). В день св. Пасхи, 8 апреля 1778 года, при звоне колоколов, возвещавших радость Воскресения Христа Спасителя, у небогатого, но набожного и добродушного помещика Белозерского уезда, Матвея Ивановича Ходнева, родилась дочь Мария. Когда девочка стала приходить в возраст, родители утешались добрыми ее свойствами: кротостью, смирением, безответным послушанием. Она на восьмом году выучилась церковной грамоте, любила читать Четий-Минею святителя Димитрия и Псалтирь, много псалмов знала наизусть. Но при попытках к мирскому образованию встретились неодолимые препятствия: малютке Марии не только не давался французский язык, но и русской грамоте по так называемой гражданской печати она едва-едва могла научиться. Девочка охотно ходила в церковь , молилась усердно, и без рассеяния (что так редко в детском возрасте), строго соблюдала посты, по примеру родителей, и любила помогать нуждающимся; даже лакомство, какое ей давали, раздавала бедным детям в деревне. Никто не слыхал от нее праздного слова; никогда не занималась она детскими играми, разве только для забавы сестры своей, которая была старше ее двумя годами. Так протекли первые годы жизни Марии в уединенном селении родителей ее, вдали от шума и соблазна мирского! В 18-летнем возрасте было послано чистой душе, уготовляемой на служение Богу, первое испытание. Мария лишилась отца, которого горячо любила, и мать ее, спустя год, вступила во второй брак. Нарушен был прежний порядок жизни; отчим был человек вспыльчивый, суровый и самовластный. Непривыкший к воздержанию, он требовал, чтобы и все семейство питалось скоромной пищей во все посты. Юная Мария не могла выносить такого нарушения уставов св. Церкви; она испросила у матери дозволение жить отдельно. Для благочестивой девицы началась новая, самостоятельная жизнь. Мария веселилась душой, живя в крестьянской избе; все время ее было посвящено молитве, богомыслию и трудам. Заметив, что крестьянские женщины, когда уходят на работу в летнее время, оставляют детей без присмотра, барышня-труженица стала собирать ребят к себе и надзирать за ними, в отсутствие матерей; сама, бывало, приготовит теплой воды, вымоет их, вычешет, накормит, переменит белье, ею же самою вымытое. Это она делала в простоте души, из сострадания и любви к ближним. Ко всем была ласкова, всем готова помочь, словом и делом, для всех готова служить, а, если кто чем послужил ей, отслуживала вдвое. Так заблаговременно готовила себя Мария к подвигам, чувствуя влечение к иноческой жизни. Ей хотелось вступить в Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь, где заводилось тогда общежитие. Там надеялась она трудиться не по своей воле, не для себя самой, а по долгу послушания, для общей пользы. Но мать не согласилась отпустить ее в дальнюю сторону, и дочь, всегда покорная воле родительской, поступила в 1801 году, в соседний Горицкий монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРУНО АСТИЙСКИЙ [Солерийский; лат. Bruno Astensis] (между 1045-1049, Солеро, близ Асти, Ломбардия - 18.07.1123, Сеньи, Папская обл.), св. католич. Церкви (пам. 18 июля), еп. Сеньи, экзегет. Учился в Болонье и Сиене, там стал каноником при кафедральном соборе. В 1079 г. присутствовал на Соборе в Риме, где вступил в диспут о Евхаристии с Беренгаром Турским , чем и обратил на себя внимание папы Григория VII , к-рый поставил его епископом г. Сеньи (1080). В 1095-1096 гг. Б. А. сопровождал папу Урбана II в поездке по Франции, присутствовал на Соборах в Клермоне и Туре, способствовал распространению идей 1-го крестового похода . По возвращении в Италию он был заключен в тюрьму светским правителем г. Сеньи Айнульфом, однако в 1103 г. Б. А., не снимая с себя сана епископа, удалился в бенедиктинский мон-рь Монте-Кассино , а в 1107 г. стал его настоятелем. Папой Римским Пасхалием II в 1105 г. он в качестве легата был отправлен к гр. Рожеру I на Сицилию, также ему было поручено сопровождать кн. Боэмунда Антиохийского во Францию, на Соборе в Пуатье (1106) от имени папы он выступил с призывом оказать военную и финансовую поддержку крестоносцам на Востоке. Отношения между Б. А. и Пасхалием II ухудшились после 1111 г., когда папа вынужден был уступить право на инвеституру герм. имп. Генриху V. Б. А., сторонник сильной папской власти, осудил уступчивость понтифика. Папа же со своей стороны послал легата в Монте-Кассино с требованием к Б. А. немедленно покинуть мон-рь и вернуться на свою кафедру. В 1112 г. Б. А. не явился на проходивший под председательством папы Собор, но впосл., узнав, что на нем было отменено и осуждено принятое годом раньше папское решение, подписал соборное постановление. Принял участие в Соборе в Риме в 1116 г., осудившем передачу инвеституры императору. Канонизирован папой Луцием III в 1181 или 1183 г. Через 20 лет после смерти Б. А. мон. из Монте-Кассино Петр Диакон написал его краткую биографию и поместил ее в своем соч. «О знаменитых мужах монастыря Монте-Кассино», неск. более подробные сведения приведены в «Хрониках монастыря Монте-Кассино» Льва Остийского. Уже после канонизации Б. А. анонимным каноником из Сеньи было составлено его подробное житие.

http://pravenc.ru/text/153491.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 41. Отец Досифей (Чучурюкин). Жизнь архимандрита Исаакия в Белёве. Его арест вместе с группой единомышленников и расстрел Последний настоятель старой Оптиной архимандрит отец Исаакий жил в Козельске на улице Малое Заречье. Оптинские монахи и шамординские монахини (а также белёвские из Крестовоздвиженского монастыря и другие) постоянно обращались к нему по всяким вопросам. Отец Никон даже из тюрьмы писал ему, прося благословения идти назначенным этапом на Соловки. С каждым годом монашеская община в Козельске уменьшалась. Власти старались... Из оптинцев в 1929 году оставалось тут лишь несколько человек. Все они теснились вокруг отца Исаакия и отца Досифея (Чучурюкина). В 1929 году после Преображения Господня в городе были закрыты семь церквей. Осталась одна – Благовещенская. Произошли массовые аресты священнослужителей и прихожан. Арестована была и мать Амвросия, и отцы Исаакий и Досифей. Всех держали в тюрьме, пока шло следствие – до января 1930 года. Архимандриту Исаакию было предложено покинуть Козельск, – он поселился в Белёве. Конечно, он знал, что отпустили его ненадолго и в покое не оставят. Но Белёв, как и Козельск, был для оптинцев «свой» город: здесь были два монастыря – мужской Спасо-Преображенский и женский Крестовоздвиженский, многие монашествующие которых были духовными чадами оптинских старцев. Здесь еще действовали храмы, но почти все они были обновленческими. Поселилась в Белёве и бывшая заведующая оптинского музея монахиня Августа (Л.В. Защук). Всех прибывших сюда козельских иноков и инокинь радушно принял владыка Никита (Прибытков), епископ Белёвский, Тульский викарий 636 . К 1930 году монастыри белёвские были закрыты. Но иноки жили в городе, кое-как зарабатывая себе на хлеб. Собирались тайно, завешивая окна... Здесь с осени 1929 года находился отец Кирилл (Зленко); в 1930 году власти приказали ему покинуть город, и он поселился в Козлове, в Тамбовской губернии. Отец Досифей до ареста 1929 года жил в Козельске и был духовником многих иноков и мирян. Его считали старцем, тем более что он был духовником отца Нектария, к которому ходил пешком в Холмищи. Чтобы не вызывать подозрения властей, одевался деревенской бабой, заматывая бороду платком. Его нередко сопровождала монахиня Анастасия. Власти так и не узнали, что он бывал у старца Нектария, исповедовал и причащал его 637 . Он был очень скромен. Вновь обращавшимся к нему он говорил: «Да вы найдите кого-нибудь поопытнее». Но слух о его рассудительности и прозорливости продолжал привлекать к нему людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Муром. Спасский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Среди дошедших до нашего времени памятников архитектуры 16 века заслуживает внимания Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря. Несмотря на то, что архитектура собора в значительной мере пострадала после сделанной в 1839 году пристройки с западной стороны, замены шлемовидных куполов на луковичные, увеличения оконных проёмов, в своей основе собор сохранил первоначальные формы. Подобно Богородицкому, Спасо-Преображенский собор - четырёхстолпный, фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, соответствующие организации внутреннего пространства. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро, собор завершается пятиглавием, барабаны которого опираются на килевидные кокошники. В барабанах прорезаны узкие окна, освещающие внутренне пространство храма. Источник: Беспалов Н.А. " Муром " . 1990 Ещё одна страница истории связана с царем Иваном Грозным. В 1552 г. царь Иван Грозный пошел на Казань. И один из путей его многочисленной рати лежал через Муром. В июле того года Муром походил на военный лагерь: на улицах стояли шатры под боевыми флагами, взад и вперед сновали ратники, а с берега Оки раздавался стук топоров: готовились плоты и струги для переправы. Предание гласит, что в Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Отсюда же войско пошло на Саканский лес и далее. И в его рядах навстречу бою шла и муромская дружина. В те времена Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань - поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1565 г. в городе был воздвигнут Спасо-Преображенский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. История собора, насчитывающая несколько строительных периодов, существенно отразилась на внешнем облике дошедшего до нас памятника. Изначально это был четырехстолпный храм с крестово-купольной системой сводов, позакомарным покрытием и пятью главами шлемовидной формы. Имел типичные для архитектуры XVI в. щелевидные оконные проемы, перспективные порталы с северного, южного и западного фасадов. Стены вертикально членились плоскими пилястрами на три части, отделялись от закомар карнизом, украшенным рядом поребрика. Карнизы барабанов также были орнаментированы двойным рядом зубчиков, а основание центрального барабана - восемью кокошниками. К одному из фасадов примыкала «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проемами для колоколов). Всего в местном ряду иконостаса Преображенского собора в 1636-37 гг. было десять икон.

http://sobory.ru/article/?object=04955

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010