Торжок. Часовня Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская часовня Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня-ротонда на торговой площади, у берега Тверцы. Часовня, отличающаяся стройностью силуэта и законченностью форм, построена архитектором Н.А.Львовым в 1814г. на месте деревянной часовни Софии Премудрой. Позднее была перестроена и лишилась классической ясности. Первоначальный облик возвращен в результате реставрации. Часовня (колодец-ротонда) построена архитектором Н.А. Львовым в 1814 году на месте деревянной часовни Софии Премудрой. Часовня двенадцатиколонная. В часовне двойной купол: верхний - световой фонарь с большими арочными окнами; нижний - в центре имеет проем, через который мягкий рассеивающийся свет наполняет интерьер, в то время как окна скрыты от глаз. Часовня славилась святочтимым колодцем. Достопримечательностью ее был также восьмиконечный крест, высотою в 4 аршина, вмонтированный в камень-конгломерат, поэтому часовня имела и другое название: Животворящего Креста. В начале ХХ века часовню превратили в церковь, надстроив алтарь и колокольню. В 1929 году церковь была закрыта. В 1970-е годы была проведена реконструкция, восстановлен первоначальный облик ротонды. В 2001 году часовню передали Борисоглебскому монастырю. Наиболее ранняя публикация со сведениями об этой часовне приводится в книге «Историко-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря, составленное Новоторжского Борисоглебского монастыря иеромонахом Илиодором» (Тверь, 1861. С. 169). Там сказано, что по ходатайству архимандрита монастыря Никанора в 1807 году в ведение монастыря поступила часовня на берегу реки Тверцы, принадлежавшая до этого градской думе, а «в 1814 году, по разобрании сей деревянной часовни, была выстроена настоящая каменная, на другой стороне проезжей дороги». Эту же датировку мы встречаем и в книге И. М. Колосова «Новоторжский Борисоглебский монастырь» (Тверь, 1890. С. 52–53). В 1913 году вышла книга Ю. и З. Шамуриных «Калуга.

http://sobory.ru/article/?object=01142

1878–1884 гг. 183 Я иду. Но ведет меня Бог. Настал новый год 1878-й. Я встретил его не спокойно и не весело, ожидая указа о перемещении меня в Москву из Киева, в котором хотелось положить свои кости. В этом неприятном ожидании прошла неделя, прошла другая. Наконец 14 января, в субботу, в шесть часов пополудни, я получил перехожий указ и начал читать его в ту самую минуту, в которую мой хор в Крестовой церкви запел: аминь. Приидите поклонимся Цареви нашему Богу. «Да будет же воля сего Бога моего! Покорствую ей благодушно и радостно. Как орлу всякий воздух свой, так благородному мужу всякая страна отечество». Вот что я написал на этом указе и пошел в церковь молиться. Из этого дееписания видно, что Государь в 31 день минувшего декабря утвердил всеподданнейший доклад святейшего синода о бытии мне членом московской святейшего синода конторы сверх штата, с увольнением от чигиринской викарной кафедры и пребывании моем в московском ставропигиальном Новоспасском монастыре, который согласно синодальному определению 14 декабря 1877 года вверен моему управлению, и об отпуске мне прогонных денег на проезд от Киева до Москвы и сверх сего пятисот рублей в пособие на подъем и путевые издержки из суммы, ежегодно ассигнуемой на прогоны и пособия по духовному ведомству. В 16 день января киевская духовная консистория при своем докладе представила мне копию оного же указа, данного киевскому митрополиту Филофею, на которой изложена следующая резолюция его преосвященства: «Консистория имеет 1. о содержании настоящего указа объявить духовенству киевской епархии, 2. сделать распоряжение о приеме по надлежащему от преосвященного Порфирия все, что к передаче от него следовать будет по званию викария киевской епархии и по званию настоятеля Киево-Михайловского монастыря, 3. временное исправление должности настоятеля сего монастыря поручить наместнику оного под ближайшим наблюдением благочинного монастырей, архимандрита Смарагда, которому предписать, чтобы им, при члене консистории протоиерее Димитрии Жданове и при старшей братии монастыря освидетельствовано было монастырское имущество по приходо-расходным книгам и описям и чтобы о последующем донесено было консистории за общим подписанием лиц, бывших при освидетельствовании монастырского имущества».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Шкаровский М. В. Болгарские письма протоиерея Всеволода Шпиллера иеромонаху Клименту (Лялину) Состоявшееся в ноябре 2014 г. празднование столетия освящения русского храма свт. Николая Чудотворца в Софии привлекло повышенное внимание к истории русской церковной общины в Болгарии. В связи с этим значительный интерес представляет введение в научный оборот новых документов известных деятелей этой общины. Одним из наиболее ярких ее представителей был протоиерей Всеволод Дмитриевич Шпиллер, письма которого за период 1937–1948 гг. из Пазарджика и Софии насельнику католического Шеветоньского монастыря в Бельгии иеромонаху Клименту (Лялину) представлены в данной публикации. Публикуемые документы хранятся в архиве бенедиктинского Крестовоздвиженского монастыря (Archives Amay-Chevetogne), расположенного в селении Шеветонь в юго-восточной части Бельгии. Монастырь был основан в 1926 г. о. Ламбером Бодуэном в бельгийском городке Амэ-сюр-Мёз и с самого начала придерживался православного типикона. Кроме того, его насельники несколько десятилетий поддерживали активные связи с русскими обителями Святой Горы. Один из первых монахов монастыря о. Феодор (Теодор) Бельпер (Belpaire) вскоре после принятия им монашеского пострига 14 сентября 1927 г. был послан из Амэ на Афон и провел там 3 месяца. Эта поездка повлияла на всю его дальнейшую жизнь. Всем знавшим о. Феодора позднее в качестве настоятеля в монастырях Амэ и Шеветоне, он подавал пример своим смирением, молитвенной жизнью, личным нестяжанием и привязанностью к духовным традициям православной Церкви. Многие другие монахи общины в Амэ также совершали поездки на Святую Гору. Можно вспомнить в этой связи об о. Иринее Дунсе (Doens), который стал крупным специалистом по монашеской жизни на Афоне. Следует сказать и о секретаре о. Ламбера Бодуэна иеромонахе Давиде Бальфуре (Balfour), который встречался на Афоне со старцем прп. Силуаном (Антоновым) и его учеником о. Софронием (Сахаровым). Именно эти подвижники повлияли на переход отца Давида в православие с новым монашеским именем Димитрий.

http://sedmitza.ru/lib/text/6346355/

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Храмы монастыря: 1. Собор Феодоровской иконы Божией Матери Другие постройки и сооружения: 2. Восточный братский корпус с бывш. церковью Пантелеимона (1904-1905 гг.) 3. Южный братский корпус (1837-1838 гг.) 4. Ограда 5. Ворота ограды 6. Некрополь 7. Крест на месте захоронения останков, найденных при строительстве собора 8. Поклонный крест в память Александра Невского 9. Место монастырской колокольни (утрачена) 10. Место церкви Александра Невского (утрачена) 11. Здание районной больницы 12. Сквер Карта и ближайшие объекты Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске). Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. Предположительной датой основания называется 1154 год. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы. За время своего существования монастырь дважды уничтожался татаро-монгольскими полчищами (в 1238 году ханом Батыем, в 1408 году – ханом Едигеем), один раз горел, но всегда отстраивался вновь. Знаменательно также, что в стенах этой обители завершил свой земной путь великий полководец и патриот земли Русской князь Александр Невский. С того времени монастырь особо почитался православными верующими.

http://sobory.ru/article/?object=24204

До XVII века эта реликвия пребывала в Патриаршем храме древней столицы Грузии — городе Мцхета. В 1617 году после захвата Грузии персидским шахом Аббасом она была перенесена в пределы Персии. В 1624 году святыню преподнесли в дар царю Михаилу Романову. С этого времени было установлено празднование Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, которое совершается 23 июля. Риза была помещена в Патриарший Успенский собор Кремля . В 1918 году из алтаря Успенского собора святыня была перенесены в Крестовоздвиженский монастырь. Когда монастырь закрыли, святыни были конфискованы и переданы в фонды Музеев Московского Кремля. В рамках празднования 90-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви 19 ноября 2007 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и иерархов, прибывших на празднования, с президентом России В.В. Путиным. В ходе встречи президент Российской Федерации передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частью Ризы Христовой. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил В.В. Путина, отметив, что передаваемая Церкви святыня будет находиться в Храме Христа Спасителя , где все верующие смогут поклониться святыне. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа Жизнодавца, по милости Которого возвращена Русской Православной Церкви великая святыня — часть Ризы Господа Иисуса Христа. 2. Благодарить президента Российской Федерации В.В. Путина за свершенный акт. 3. С удовлетворением отметить важное значение состоявшейся передачи святыни для дела духовного возрождения нашего Отечества.   ЖУРНАЛ В заседании Священного Синода под председательством ПАТРИАРХА СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия о назначениях в женских монастырях Московской епархии . ПОСТАНОВИЛИ: 1. Настоятельницу Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района монахиню Филарету (Гречину) освободить от занимаемой должности; 2. Настоятельницу Московского Новодевичьего Богородице-Смоленского монастыря игумению Серафиму (Исаеву) назначить настоятельницей Спасо-Бородинского женского монастыря деревни Семеновское Можайского района с освобождением от занимаемой должности;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1206540...

Женский монастырь Казанской иконы Божией Матери (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани. Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм. От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль. Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода. Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков. Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы. С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов. Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги. Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти схиигумена Агафона (Чеснокова) 16 июня сороковины старца 15.06.2021 1633 Восьмого мая (на Светлой седмице) преставился схиигумен Агафон (Чесноков), бывший настоятель Свято-Николо-Тихоновского монастыря, а на Радоницу (11 мая) состоялось отпевание и похороны отца Агафона на старом кладбище города Луха Ивановской области. Родился о.Агафон (в миру Чесноков Алексей Георгиевич) 29 апреля 1940 года. Монашество принял в 1990 году. Назначен настоятелем Тихоно-Лухского монастыря Святейшим синодом Русской Православной Церкви в 1995 году. За годы настоятельства внутри обители восстановлены четыре храма: Крестовоздвиженский, Преображенский, Никольский, Смоленской Божией Матери с шестью престолами, в том числе с престолом в честь Святых Царственных мучеников. В монастыре были воссозданы трапезная, братские корпуса, четыре часовни. В районе монастырь дал вторую жизнь 11 храмам. Надо особенно отметить, что о. Агафоном по благословению архимандрита Амвросия, задолго до официальной канонизации Святых Царственных мучеников, был освящён храм в их честь. В монастыре была создана женская монашеская община, приют для детей-сирот… Всех добрых дел схиигумена Агафона и не перечислишь. Скажу только, что мои самые яркие впечатления связаны с крестными ходами, которые о.Агафон проводил 19 лет из Тихоно-Лухского монастыря в Ипатьевский монастырь города Костромы во искупление вины русского народа, предавшего своего святого Царя. Мы выходили 12 июля (на Петра и Павла, но строгий пост у нас, крестоходцев продолжался до окончания крестного хода). Протяжённость маршрута составляла 150 км. В день проходили около 30 км. Каждый день начинался с литургии, почти все причащались. На остановках служили молебны. Вовек не забыть, как обретены были в результате настойчивых поисков о.Агафона мощи преподобного Тихона Луховского, какая неописуемая по силе своей была при этом благодать… Я был свидетелем многих исцелений от мощей преподобного. Эти исцелённые люди готовы засвидетельствовать перед любой комиссией получение чудесной помощи...

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/15/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > Саратовские крестоносицы 19.02.2020 721 Время на чтение 24 минут Судьбы насельниц Саратовского Крестовоздвиженского женского монастыря в советское время Обитель Христовых невест Саратовский женский Крестовоздвиженский монастырь был основан в начале XVII века, когда еще город находился на левом берегу Волги. К началу XX века обитель занимала площадь, ограниченную четырьмя улицами — Московским взвозом, Миллионной (ныне — Набережная Космонавтов), Покровской (улица Лермонтова) и Царицынской (Первомайская). В обители тогда было три храма: Воздвижения Креста Господнего с приделами во имя святого пророка Илии и Смоленской иконы Божией Матери; больничная церковь во имя святого апостола Иакова, брата Господня, и преподобномученицы Пелагеи; новопостроенный храм во имя святителя Николая Чудотворца — правый придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и блаженного Иоанна Устюжского, чудотворца, левый во имя святого праведного Симеона Богоприимца, пророчицы Анны и мученицы Параскевы. Монастырь славился благолепием служб, трудолюбием и благочестием насельниц. Монахини и послушницы трудились в иконописной, золотошвейной, гарусной, башмачной и белошвейной мастерских, пекли просфоры для городских храмов. В школе каждый год бесплатно обучалось около ста учениц. По годовому отчету за 1917 год в монастыре было 17 монашествующих, 16 послушниц, 7 схимонахинь, 71 нештатная монахиня, 333 нештатных послушницы — всего 444 человека. При монастыре действовала школа для девочек, работали мастерские, сестры трудились на огородах Гусельского хутора. В штате монастыря на 1918 год состояли: протоиерей Павел Иоаннович Соколов, священник Владимир Семенович Захаркинский, диакон Евфимий Федорович Торяник, псаломщик-диакон Димитрий Михайлович Смирнов, псаломщик Тихон Яковлевич Полянский. В годы Первой мировой войны в обители был организован лазарет, изготовлялись защитные маски от отравляющего газа, применяемого неприятелем. После большевистского переворота, с введением в жизнь декрета об отделении Церкви от государства, монастырь потерял свои угодья и огороды на Гуселке. Постепенно стали отчуждаться и жилые постройки. Чтобы предотвратить закрытие монастыря, игумения Антония (в миру Антонина Станиславовна Заборская) в письме от 13 ноября 1918 года писала в отдел юстиции Губисполкома: «…в Саратовском женском монастыре корпуса заняты лазаретом и рабочими, а в остальных корпусах — 450 престарелых и больных монахинь. Они пекут хлеб, работают в лазарете и шьют. Монастырь составляет трудовую общину».

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

Игумения Крестовоздвиженского монастыря г. Севска Афанасия (Личаева) ЖМП 6 июнь 2019 /  24 сентября 2019 г. 10:59 Брянские сестры МОНАХИНИ РЕМОНТИРУЮТ МАШИНЫ, ПРИНИМАЮТ ПЕРЕСЕЛЕНОК ИЗ СОСЕДНИХ СТРАН И КОРМЯТ НЕИМУЩИХ Брянская епархия торжественно отметила четвертьвековой юбилей. За свою историю земли Брянщины находились под управлением и Черниговских, и Западнорусских (в составе Великого княжества Литовского), и Смоленских, и Мос­ковских, и Орловских преосвященных. Подобная кафедра в Церкви существовала и в советские годы — с 1921 по 1945 год. После юбилейных торжеств корреспондент «Журнала Московской Патриархии» навестил женские обители Брянщины — поздравил насельниц с праздником и посмотрел, в каких условиях они живут и молятся. PDF-bepcuя Преображенский Севский: подземные ходы под руинами истории Давно уже, кажется, смирившийся со своим уездным статусом провинциальный Севск был некогда городом кафедральным. Целых 24 года во второй половине XVIII века существовала Севская епархия, и резиденция управлявших ею архиепископов располагалась именно в Преображенском монастыре (тогда мужском) на берегу реки Сев. Действовала здесь и духовная семинария. В «архиепископский» период окончательно сформировался исторический ансамбль обители: тогда тут появились крепостная стена с внушительными башнями и боевыми амбразурами в пряслах (сказывалась близкая западная граница государства), колокольня и келейные корпуса. Несомненным бриллиантом в этой достойной оправе смотрелся соборный храм (возведенный чуть ранее, при игумене Игнатии в 1713–1717 годах) — кубовидный и бесстолпный. Неприятности у обители начались с пожара в 1824 году. Страна тогда залечивала раны Отечественной войны, и с возрождением монастыря решили повременить. Восстановление началось только в 1880-е годы, когда здесь было учреждено Преображенское архиерейское подворье Севского Троицкого девичьего монастыря. В 1921 году большевики разогнали обитель, вселив на ее территорию детский дом. Колоссальный урон монастырским постройкам нанесли сражения Великой Отечественной войны. После нее по иниациативе районного отдела народного образования тут была предпринята попытка реставрации. Но в те годы мало кто задумывался об историческом соответствии архитектурных деталей первозданному облику. В основном речь шла о приспособлении зданий под нужды сиротских учреждений, и нынешний внешний вид прясел крепостной стены у профессиональных зодчих, мягко говоря, вызывает вопросы. А некоторые башенки из числа отремонтированных в 1970-е годы и вовсе покосились до земли.

http://e-vestnik.ru/church/bryanskie_ses...

Историческое описание Белевского девичьего Крестовоздвиженского третьеклассного монастыря Предисловие Многие из мужских монастырей и пустынь уже имеют свои отдельные исторические описания, тогда как описание женских обителей, за весьма немногими исключениями, составляет предмет еще мало разработанный и будущий историк Русского Православного монашества с сожалением заметит этот немаловажный для его труда недостаток. Это обстоятельство служило не малым для меня поощрением в составлении исторического описания Белевского Крестовоздвиженского девичьего монастыря, по просьба его почтенной Настоятельницы Игуменьи Павлины. К тому же обитель эта, благодаря благодетельному влиянию на нее двух известных своею духовною опытностью и благочестием Старцев – Иеросхимонахов Леонида († 1841) и Макария († 1860) и благоразумному управлению; справедливо почитается одною из самых благоустроенных по своей внутренней духовной жизни из числа девичьих монастырей нашего отечества. История обители обнимает собою два с половиною столетия; но материалы для ее описания весьма скудны. Монастырский архив XVII и половины XVIII столетия уничтожился вовсе, частно по поводу упразднения обители в 1764 году, частно же но время пожара, бывшего в ней в 1801 году, который истребил и большую часть актов второй половины прошедшего столетия. Этот весьма чувствительный недостаток вознаграждают отчасти материалы, найденные старанием Игуменьи Павлины в Московском Архиве старых дел, благодаря обязательному вниманию его почтенного Начальника, Действительного Статского Советника Петра Ивановича Иванова. Внешняя история обители, от ее восстановления в 1768 году до настоящего времени, описана по уцелевшим в монастырском Архиве актам; история же ее внутреннего, духовного обновления и преуспеяния основана как на письменных документах, так и на устных сказаниях самой Настоятельницы, которая была свидетельницею и участницею всех замечательных событий в ее обители, в течение последних 30 лет. I. Местоположение обители Белевский Крестовоздвиженский третьеклассный девичий монастырь находится Тульской губернии в городе Белеве.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010