И ныне, глас 2: Преблагословенна Ты, Богородица Дева,/ибо Воплотившимся от Тебя ад пленен,/Адам из него возвращен,/проклятие лишилось силы,/Ева освобождена, смерть умерщвлена/и мы исполнились жизни. / Потому, воспевая, взываем:/«Благословен Христос Бог, так благоволивший, слава Тебе!» Славословие великое; после пения Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с плащаницей и Евангелием. Затем у Царских врат настоятель возглашает: Премудрость! Станем благоговейно! Тропарь, глас 2 Благородный Иосиф,/с древа сняв пречистое тело Твое,/чистым полотном обвив и помазав благовониями/в гробнице новой положил. Тропарь пророчества, глас 2 Держащий всего мира концы,/благоволил Ты быть удержанным гробом, Христе,/чтобы от поглощения адом/избавить человеческое естество/и, обессмертив, оживить нас,/как Бог бессмертный. Слава: И, обессмертив, оживить нас, как Бог бессмертный. И ныне: Держащий всего мира концы: Прокимен, глас 4 Восстань, Господи, помоги нам,/и избавь нас ради имени Твоего. Стих: Боже, мы ушами нашими услышали, и отцы наши возвестили нам. Пс 43:27, 2а Пророчества Иезекииля чтение Была на мне рука Господня, и вывел Он меня в Духе Господнем и поставил меня посреди поля, и оно было полно костей человеческих, и обвел меня со всех сторон вокруг них, и [вот] весьма [много] их на поверхности поля, и вот, они сухи весьма. И сказал мне: «Сын человеческий! Оживут ли кости сии?» И сказал я: «Господи Ты знаешь это». И сказал мне: «(Сын человеческий,) изреки пророчество на кости сии; и скажешь им: Кости сухие! Выслушайте слово Господне! Так говорит (Адонаи) Господь костям сим: Вот, Я введу в вас дух жизни, и наложу на вас жилы, и подниму на вас плоть, и простру по вам кожу, и введу Дух Мой в вас, и оживете, и узнаете, что Я – Господь». И изрек я пророчество, как заповедал мне Господь. И произошел шум, в то время, как я пророчествовал; и вот, землетрясение, и сблизились кости, (кость к кости,) каждая с суставом своим. И я увидел: и вот, (появились) на них жилы, и плоть вырастала, и возникла (и простиралась) на них кожа сверху, а духа не было в них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

от Бога родились " (Ин 1. 15). В первом чуде - в Кане Галилейской вода становится вином (гл. 2). Уже древние Отцы и толкователи видели в этом чуде указание на то, что " земное " может стать " небесным " , низшее может быть возведено на более высокую ступень, стать носителем Божественного. " Кто верует в Меня, у того... из чрева потекут реки воды живой " (7. 37). Что-то иное, Высшее, вошло в нашу земную жизнь, в нашу историю, но во всей живой конкретной реальности исторического бытия. Плоть стала живым обиталищем Божественного Слова, " скиниею " Его личного, конкретно осязаемого Присутствия (κα σκνωσεν ν μν— " и вселися в ны " — Ин 1. 14; " и что руки наши осязали " — κα χερες ημν ψηλφησαν — 1 Ин 1. 1). Он — Владыка мира, вошедший в мир и освятивший мир. Поэтому хлеб и вино могут стать Его истинными Плотию и Кровью, носителями не только Его страданий ( " Хлеб, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира " - Ин 6. 51), но и Его вечной жизни: " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, имеет жизнь вечную " - 6. 54. Ибо самое страдание Его есть уже прорыв в мир Его Божественной Славы: " Ныне прославился Сын Человеческий и Бог прославился в Нем " (13. 31). Эти слова Он произносит в решающий момент — когда все теперь, после ухода Иуды с вечери, уже пущено в ход для предания Его на смерть, когда начинается уже крестный подвиг. Ибо Иуда ведь для того и вышел, чтобы сообщить последние сведения о Нем — куда Он собирается пойти, и чтобы через какие-нибудь 2-3 часа быть проводником тех, которые должны были силою схватить Его. Парадоксальная, покоряющая, превозмогающая безмерность откровения - не " Пустоты " (как в некоторых буддийских учениях), а Вечной Жизни даже в самой смерти на кресте — вот основоположная черта христианской проповеди. Созерцание Несказанного, Неисследимого, Невообразимого, Невозможного, и вместе с тем - умилительного в своей потрясающей Истинности и Правде. Комментарием к этому единому центральному факту — откровению Любви в смерти, в отдании Себя и в победе — является 1-ое Послание Иоанна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Но злой дух продолжал искушать Христа. Он возводит Его на высокую гору и показывает Ему во мгновение ока все царства мира сего и славу их. Затем, обращаясь ко Христу, диавол как бы так говорит Ему: «Ты отказался превратить камни в хлебы и отказался, конечно, потому, что не мог совершить это чудо: не в Твоей это было власти. Хотя Ты и веришь в Писание, однако побоялся положиться на помощь Божию и броситься с кровли храма вниз к стоящему там народу. Теперь я вижу, что Ты – не Сын Божий! А если так, то яви Себя в блеске земного величия, как Царь Вселенной! Ведь евреи такого-то Мессию ждут! Смотри, вот у ног Твоих все царства мира! Всмотрись в них и рассуди: кому послушен, кому подвластен этот мир? Богу или мне? Кто правит им? Из всех людей одни забыли Бога, другие и не знали Его; а меня все чтут, все делают то, чего я хочу; все порабощены мне. Здесь все – мое, здесь – власть моя! Но я готов разделить с Тобой эту власть, я готов отдать Тебе все царства мира, если Ты будешь служить не Богу, а мне. Ты будешь тем мессией, которого ждут евреи, Ты будешь владыкой мира, великим царем Израиля. И как легко Тебе достигнуть этого. Стоит лишь послушаться меня, вступить в союз со мною, поклониться мне... только поклониться! Итак, все это, все царства Вселенной, все будет Твое! Только подчинись мне! Поклонись...». «Отойди от Меня, сатана – ответил Христос духу ненависти и противления, – ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Так победоносно закончились испытания Христа. Два духа, две силы встретились в Иудейской пустыне, споря о человеческой судьбе. Один – добрый, Божественный, другой – демонически злой. Один готов был отдать жизнь Свою за спасение падшего человека, другой – пылал злобой и ненавистью ко всему творению Божию. Диавол хотел извратить крестный путь Мессии и направить ход истории по иному пути – по пути трех искушений, по которому впоследствии пойдет Антихрист – человек греха. Но Христос победил диавола и остался верным Своему Отцу Небесному. Он знал, что только путем жертвенной Любви, только через Голгофу можно вернуть человеческий род в лоно Отца Небесного. И Он непоколебимо избрал этот жертвенный путь, так что вся земная жизнь Христа была путем, ведущим к Голгофе. Возвращение Христа на Иордан. Первые Его ученики. Ин. 1: 19–51

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Pushk...

Видел пожилого приземистого мужичка, больше всего похожего на привычного деревенского пьянчужку, который весь крестный ход - несмотря на тяжесть пути для него самого - неустанно полагал всю свою энергию на заботу о немощных, голодных и жаждущих: всех задыхающихся от жажды матушек и отцов (а днем температура стояла до 30 градусов при 100%-ной влажности, что уже тяжело переносить жителям Урала) поил ключевой и святой водой, каждому находил по доброму слову в поддержку духовных сил, заботился на привалах о пище и питье детям и всем оголодавшим... смотреть на это было удивительно, хотя вроде бы и Евангелие читал, и сам (думал, что) стремился к такому образу жизни. Ведь здесь-то это видишь не одиночными героическими моментами, а полнокровным и всеобщим образом жизни, которым живут в крестном ходу все поголовно! И изумляет простого обывателя большей частью именно это: здесь видишь множество Христиан - фотографически точно такими, какими они предстают в Деяниях и посланиях Апостолов. Тело Христово! Совсем разные; непохожие; но братья и сестры одной нераздельной семьи. Откровение, восприняв которое, уже не сможешь стать опять развинченным и формальным " захожанином " . Здесь воочию наблюдаешь, что " Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит " (1-е Кор. 13: 4-7). Это ошеломляет, когда вдруг осознаёшь, что вся теоретическая, " идеальная " модель поведения христианина - воплощена реально и множественно вокруг тебя. Что не только отдельные " православные чудики " , но общество в массе может, оказывается, жить именно так, как и описано в Новом завете, в точном и полнокровном духе заповедей Христовых, и наиболее точно именно по главной заповеди, Новой: " Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин., 13: 34)...

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

До праздника старые ветки вербы сжигают, а новые ставят в красный угол рядом с иконами. Прощаются ли при соборовании забытые грехи? иеромонах Иов (Гумеров) Таинство Елеосвящения (соборование) – одно из семи таинств, в котором совершается врачевание души и тела через молитвенное призывается на больного благодати Божией и семикратное помазание святым елеем. Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом ( Мк. 6:13 . О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак. 5:14 . В этом же Послании говорится и о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему( Иак. 5:15 . О прощении грехов в таинстве соборования пишут святые отцы: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80). Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи? иеромонах Иов (Гумеров) Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком ( Лк. 2: 30–31 ). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слава промыслу Твоему, Боже, по которому Ты, предавшись Полному покою, даровал нам на веки Твое всесвятое воскресение из мертвых»”. После великого славословия при пении: «Снятый Боже..«совершается крестный ход вокруг храма с плащаницею. Прокимны перед паремией, гл. 4:. Восстань, Господи, на помощь нам и избавь нас ради милости Твоей». Стих: «Боже, мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам». (Пс. 43; 27. 2). 2. гл у: «Восстань, Господи Боже мой, вознеси руку Твою, не забудь угнетенных Твоих до конца». Стих: «Буду славить Тебя, Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои»(Пс. 9; 33. 2) Аллилуиарий: 1. Да воскреснет Бог и рассеются враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его». 2. «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня». 3. «Так нечестивые да погибнут от лица Божия, а праведники да возрадуются» (Пс. 67; 2–4). Литургия Василия Великого соединяется с вечернею. Стихиры воскресные на «Гоосподи воззвах»гл. 1 (стр. 48) и гл. 8: «Сегодня ад со стоном вопит: «Лучше мне было бы не принимать Родившегося от Марии, ибо, пришедши ко мне, Он уничтожил мою власть, сокрушил медные врата, а души, которыми владел я раньше, Он, как Бог, воскресил». «Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему». 2. «Сегодня ад со стоном громко взывает: «Уничтожилась моя власть: я принял Мертвого, как одного из умерших, но совершенно беспомощен удержать Его и теряю с Ним тех, над которыми царствовал; я имел мертвых от века, а вот Он всех воскрешает, Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему». 3. «Сегодня ад со стоном вопит: «Уничтожена моя власть. Пастырь был распят и Адама воскресил; я лишился тех, над которыми царствовал, и извергнул всех, кого поглотил, будучи в силе. Распятый опустошил гробы: власть смерти бессильна. Слава, Господи, Твоему Кресту и воскресению Твоему». После чтения 6 паремий (без прокимнов)–Первая песнь, стр. 256, с припевом: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся». После же остальных паремий 8 песнь (стр. 264,), с припевом: «Господа воспевайте и превозносите Его во все веки».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=781...

Словами этого священного песнопения хотелось бы мне начать свое посильное пастырское слово, свою беседу, сейчас при виде этой церковной трезвенной дружины, со всех концов нашего города в таком множестве собравшейся и шествующей к благодатным источникам нравственного одушевления и молитвы. Как показатель народного движения против пьянства, движения, которое все больше и больше приливает к стенам церковным и здесь ищет для себя помощи в борьбе с нашим современным недугом, наш торжественный многолюдный крестный ход должен радовать всякого, кому дорого благо церкви и отечества. Он говорит о том, что дело борьбы с пьянством стоит на верной дороге, что оно имеет под собой не зыбкую и вязкую почву, а самую твердую и надежную, каковой является вера и вообще религиозно-нравственные начала. «Пусть другие общества ищут помощи для борьбы с пьянством в разного рода светских развлечениях, а мы будем искать ее в молитве к Господу Богу». Эта помощь самая верная. А потому, по слову Псалмопевца Давида, будем восхвалять Господа, доколе живы, будем петь Богу нашему, доколе есмы ( Пс.145:2 ). «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения... Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его... Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных, Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает» ( Пс.145:5–9 ). Да и наш русский православный обычай требует не только начинать всякое доброе дело молитвой, но и продолжать, укреплять его постоянным молитвенным обращением к Господу Богу. Только при помощи Вышнего мы можем победить пьянство, которое делает нас своими узниками, разрушает экономическое благосостояние населения, губит его здоровье и нравственно растлевает отдельных его членов. Кто не знает, какое великое бедствие представляет пьянство, широкой волной разлившееся по всему необъятному пространству нашей родины? Кто не видит, что этим страшным пороком заражены все слои общества? Кто не знает, что во всепоглощающем пьяном море гибнет все народное состояние – и внешнее, и внутреннее, и материальное, и духовное.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

И вот пускай он получает от матери только положительные энергии, божественные: её молитву, её сердечное воздыхание, её чтение Священного Писания, таких благочестивых книг, её разговоры – все они поступают в плод и сказываются. Вот кто? И вдруг слышат: не он, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии]. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в Я – свет Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» ( Ин. 9:2–7 ). Это купальня или резервуар с водой, – это не та купальня Вифезда, имевшая крытый ход, и там лежали под этими крышами люди больные, – это у подножия храмовой горы был источник. И вот оттуда брали воду для богослужебных целей и воду для того, чтобы возливать на жертвенник в праздник Кущей в благодарность Богу, чтобы Он дал и на будущий год урожай. Вот они за этой водой и сходили, а Христос стоит в стороне и говорит – посмотрите 7-ю главу, 37-й стих: «В последний же великий день праздника [Кущей] стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. [Не на источник Силоамский иди, а иди, сказано, ко Мне] у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой, [из чрева, значит, из сердца. И сказано: это] сказал Он о Духе [Святом] ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» ( Ин. 7:37–39 ). А, скажет опять, а славой он называет Его крест. Чем Иисус-то прославил Себя? Крестной смертью. Вот так слава! – Позорным орудием казни! А это – Божия слава. – Вот у Господа всё иначе, чем у людей! Так вот очевидно, что человек начинает грешить ещё во чреве матери. И заниматься его воспитанием по рождении уже считают многие поздно – надо тогда, когда он ещё не появился на Божий свет заниматься его воспитанием. «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» ( Ин. 9:4 ). Да. Вот изъятие Христа, изъятие Его из равносильно вот этой ночной тьме: Мне должно делать дела, доколе Я в Я – свет Он бы мог его исцелить просто вот так, прикосновением.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

– Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя. – Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня. – Скорбь и болезнь обретох, и имя Господне призвах. – Я встретил тесноту и скорбь; тогда призвал я имя Господне ( Пс. 114:1–4 ). Антифон второй. Гл. 2. Веровах, темже возглаголах: аз же смирихся зело. – Я веровал и потому говорил: я сильно сокрушен. Припев. Спаси ны, Сыне Божий, возседый на жребя, поющыя Ти: аллилуйя. – Сыне Божий, восседший на молодого осла, спаси нас, поющих Тебе: аллилуйя. – Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? – Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? – Чашу спасения прииму, и имя Господне призову. – Чашу спасения прииму и имя Господне призову. – Молитвы моя Господеви воздам, пред всеми людьми Его. – Обеты мои воздам Господу пред всем народом Его ( Пс. 115:1, 3–5 ). Прокимен, гл. 4. Благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам. – Благословен грядущий во имя Господне! Бог – Господь и осиял нас ( Пс. 117:26. 27 ). Ап. Флп. 4:4–9 . Ев. Ин. 12:1–18 . Вместо Достойно есть – Ирмос 9 п. канона (л. 161). Песнопения Страстной седмицы см. л. 75 – 114. Святая и Великая неделя Пасхи. 115 Светлое Христово Воскресение Пред утренею – крестный ход при пении: Воскресение Твое, Христе Спасе (см. л. 11). Начало утрени в притворе или в преддверии храма. По возгласе: Слава Святей, Единосущней... Тропарь. Гл. 5. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав – (3-жды). – Христос воскрес из мертвых, поправши (поразив, уничтожив) (Своею) смертью смерть (в роде человеческом) и находящимся во гробах (всем умершим) даровавши жизнь (вечную). И далее со стихами: Да воскреснет Бог (см. ниже, л. 169). По великой ектеньи – Ирмосы и тропари канона. Гл. 1. П. 1. Воскресения день, просветимся людие: пасха, Господня пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас преведе победную поющыя. Воскресения день (настал)! Просветимся люди! Пасха! 116 Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос Бог перевел нас, поющих (песнь) победную (Ему).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В знак радости о победе Христовой над смертью христиане приветствуют друг друга троекратным поцелуем, говоря: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» Вопросы: 1. В чем смысл христианского праздника Пасхи? 2. Что дает людям Воскресение Христово? 3. Что означает пасхальный крестный ход? 4. Что означает открытие церковных дверей после крестного хода? 5. Что символизирует пасхальное яичко?   49. Восхождение в мир Небесной славы Божией Христос Воскрес! Смерть побеждена! Но Иисус Христос не возвращается в Свои родные места, в город Назарет, где прошли Его детство и юность. Как Единородный1 Сын Божий и Творец всего мира Он по Своему Божеству имел всю власть на небе и на земле. После Своего Воскресения Господь уже по Своей человеческой природе получает всю эту власть как Спаситель мира. Поэтому теперь Он посылает Своих учеников идти в мир с вестью о победе Христовой над адом и смертью. Иисус сказал Своим ученикам: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 18–20). Иисус Христос после Воскресения не остается на земле телесно. Со Своей человеческой природой Он восходит в мир Божией славы. Он делает это для того, чтобы потом, на пятидесятый день после Пасхи, вернуться духовно в земной мир и действовать в этом мире через Свою Святую Православную Церковь и через Своих учеников. На сороковой день после Воскресения Иисус Христос вывел Своих учеников из Иерусалима и, дойдя с ними до селения Вифания, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 50–51). Господь… вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16, 19–20). Какая же природа Богочеловека вознеслась в небесный мир и воссела одесную Бога? Воссесть одесную, то есть справа, — значит получить такую же честь и славу, как Бог Отец. Божественная? Но ведь Бог есть Дух, не ограниченный в пространстве. Сын Божий Своим Божеством не покидал Небесного мира. В данном случае мы говорим о Его человеческой природе. Возносится прославленная Воскресением плоть Христова. Его Человечество взошло на небо и воссело одесную Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010