Рубрики Коллекции О чем говорит Евангелие Лазаревой субботы 4 мин., 26.04.2024 Поделиться Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек . (Ин 11:25–26) Лазарева суббота. Сегодня Господь Иисус Христос являет последнее и самое грандиозное из Своих чудес — воскрешает не просто умершего, но уже начавшего тлеть человека. У этого события множество свидетелей, весть о нем скоро доходит до самого Иерусалима… И для всего народа это момент истины. Больше нет никаких оправданий колебаниям: нужно или признать Христа Мессией, или отвергнуть Его, несмотря ни на что. Церковь празднует день воскрешения Лазаря накануне Входа Господня в Иерусалим, меньше чем за неделю до Крестных страданий Христа. В действительности времени между этими событиями прошло, очевидно, несколько больше: в Евангелии от Иоанна говорится, что, воскресив Лазаря в Вифании (предместье Иерусалима), Иисус Христос не сразу двинулся оттуда в Иерусалим, а сначала пошел… в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими  (Ин 11:54). Но события эти, конечно же, тесно связаны между собой. Ведь причиной радостной и многолюдной встречи Господа в иудейской столице — той самой встречи, которую мы и вспоминаем в праздник Входа Господня в Иерусалим, — было именно воскрешение Христом Лазаря. Чудо из чудес, явленное при многих свидетелях (такое бывало нечасто), в непосредственной близости от Иерусалима (примерно в 3 км восточнее городских стен) и не оставлявшее никаких шансов для скептиков. Это действительно было воскрешение мертвого. Лазарь умер четыре дня назад, и тело его, как сказано в Евангелии, уже смердело, то есть начало разлагаться и издавало трупный запах. Собираясь идти в Вифанию и зная о болезни Лазаря, Господь намеренно задержался. Если Он знал, что Его друг умирает, почему же Он не поспешил? Потому, что намеревался явить людям самое поразительное из чудес воскрешения, когда, по человеческим расчетам, все сроки были уже упущены. Отныне вмешаться в ход событий мог только Бог.

http://foma.ru/o-chem-govorit-evangelie-...

Книгоиздание при Святейшем Патриархе Кирилле 8 февраля 2024 г. 15:37 В статье председателя Издательского Совета  Русской Православной Церкви  митрополита Калужского и Боровского Климента , опубликованной на сайте Издательского Совета, рассказывается о книгоиздании в период 2009-2024 гг. Книга на протяжении всей истории христианства имела непреходящее значение для Церкви. Священное Писание Ветхого Завета, написанное пророками и бережно сохранявшееся богоизбранным народом, было утверждено словами Спасителя: «Истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф. 5:18). Жизнь Иисуса Христа, его проповедь и чудеса, его страдания, Крестная смерть и Воскресение, а также его явления ученикам и Вознесение описаны в Четвероевангелии и составили канон Нового Завета, в который также вошли деяния и послания святых апостолов. Приверженность книжности была свойственна христианству с первых веков его существования. Сам Спаситель указывает на необходимость чтения и научения вере через книгу: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Уже в первые века христианства было создано множество трудов, составляющих фундамент христианской письменности. К этим книгам добавились свидетельства о подвиге христианских мучеников. В последующие эпохи развитие христианской традиции сопровождалось бурным развитием книжной культуры: созданием богослужебных текстов, богословских трудов, аскетической и духовно-назидательной литературы. Русь с момента принятия христианства развивалась на фундаменте христианской книжности, воспринятой от Византии. До нас дошли «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона, великолепный памятник апологетической письменности, и «Повесть временных лет» преподобного Нестора Летописца, отразившая не только события на Руси до и после Крещения, но и ход мировой истории. Особая роль в развитии книжности на Руси принадлежит Русской Церкви. Начиная с первого митрополита Киевского Михаила, пришедшего на Русь из Константинополя с богослужебными и учительными книгами, каждый Предстоятель Русской Церкви заботился о создании библиотек, переписывании книг и распространении просвещения. Так продолжалось веками, так происходит и сейчас.

http://patriarchia.ru/db/text/6101455.ht...

Скачать epub pdf Седмица 3-я по Пасхе О безрассудной верности Неделя 3-я по Пасхе Мк. 15:43–16:8 Третье воскресение по Пасхе Святая Церковь посвящает тем, кто первый сподобился узнать о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа и первым увидеть Его Воскресшим. Церковь называет их женами-мироносицами. Среди них и Пречистая Матерь Господа, и Мария Магдалина, и другие женщины, которые оставили все, чтобы, когда Господь был жив, всюду быть с Ним. Когда же Он был убит и погребен, они сочли своим долгом следовать за Ним и за мертвым, следовать до куда возможно, и служить Ему, чем только возможно – и мертвому… И вот, словно навсегда умершие для всего, идут мироносицы ко гробу. Они знают, что там огромный камень, с которым им не справиться; знают, что все уже безнадежно кончено; знают, и все-таки отправляются в путь, едва начался день, следующий за субботой. Так и мы, когда в ночь Светлого Христова Воскресения начинаем крестный ход, это еще не есть победное, торжественное шествие; это мы еще с мироносицами выходим в путь ко гробу, чтобы обрести там смерть и тление, чтобы отдать последний долг любимому Учителю и навсегда расстаться с Ним. Мы идем в самый безнадежный, в самый отчаянный путь, не будучи уверенными даже, что сможем отвалить огромный камень, и что, хотя бы мертвым, увидим нашего Господа. Так шли мироносицы. И вдруг – как первый удар колокола в ночной тишине: «и взглянув, видят, что камень отвален». Они входят внутрь темной пещеры, ожидают увидеть мертвое тело, и вдруг – второй удар: «И вошедши в гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду, и ужаснулись». И тут вдруг удар за ударом – слова Ангела: «не ужасайтесь… Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Что тут они пережили? Какой пасхальный благовест поднялся в их сердцах! «И вышедши, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись…». В Евангелии от Матфея говорится, что они побежали «со страхом и радостию великою» ( Мф. 28:8 ). Когда приближается Бог , когда отворяется рай, тут все: и страх, и ужас, и радость великая, и «неизреченные слова, которые человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Глава 2. «Полнота времен» Пришествие в мир Спасителя. Из четырех Евангелий – согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну – мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего – Господа нашего Иисуса Христа, с Его жизнью на земле, с Его учением, крестной смертью и Воскресением из мертвых. Перед Своим Вознесением на небо Он заповедал Своим ученикам: – Идите, научите (т.е. обратите в число Моих учеников) все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19–20 ). Как могли эти простые и неученые люди осуществить такое задание, «научить все народы»? «Полнота времен». Воля Божия исполняется не только в жизни отдельных людей, но и в жизни целых народов, и в жизни всего мира. Апостол Павел так пишет о явлении Христа миру: «Когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего» ( Гал.4:4 ). И, действительно, вдумываясь в ход мировой истории, мы увидим, как многие события и обстоятельства подготовляли человечество к принятию проповеди Христа. Политическое единство Римской Империи. К началу нашей эры, то есть ко времени явления в мир Господа Иисуса Христа, завоевания римлян были почти закончены. Все Средиземное море стало как бы их внутренним озером. Все прибрежные страны были завоеваны. Римские легионы проникли и в южную часть Англии, и в лесные глубины Западной Европы. Римские правители управляли Сирией, римские крепости строились по берегам Рейна. Северная Африка тоже была римским владением. Только Индия и Китай оставались закрытыми для остального мира и не думали о нем. Персидская империя была неизменным противником Римской, и между ними велась непрекращающаяся война. Сеть дорог. Вся Римская Империя была покрыта сетью дорог и водных, морских путей. Никогда еще в истории человечества не было так просто добираться от Иерусалима до Рима или от Гибралтара до Черного моря. Даже в наше время, с современными возможностями пользоваться авиацией, поездами, теплоходами, для путешествий из страны в страну требуются паспорта и визы... Тогда же границы между государствами были прозрачными. И это обстоятельство давало возможность проповедникам христианства свободно передвигаться по миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Тот же самый народ через 6 дней в Великую пятницу вместо этих слов «Благословен Грядый во имя Господне» будет кричать: «Распни, распни его!». Но там не будет кое-кого, кто с радостью бежал и встречал Христа Спасителя в этот день входа Господня в Иерусалим. 5 апреля 2015 года — Вход Господень в Иерусалим Праздник входа Господня в Иерусалим. Это вход довольно долгий. Потому что Христос Спаситель идет через всю святую землю. Это Его крестный ход начинается. Он идет с учениками, Он останавливается в одном месте, где виден Иерусалим, и начинает плакать над Иерусалимом. Оплакивает его, оплакивает и говорит: «Как Я хотел собрать вас всех, как наседка собирает своих птенцов, но вы не захотели». Плачет над всеми этими людьми. Господь входит в храм. Входит в храм, и что же первое, что Он видит, и что Он делает? Он видит, до чего опустилось все в храме духовно. До чего дошли люди, стали вместо того, чтобы быть проповедниками Царства Божия и Спасения, торгашами земными. Использовали храм в основном как самоцель для того чтобы как можно больше прибыли земной получить. И тогда Христос Спаситель оказывается впервые грозным судьей. Тем, которым Он станет в конце веков, когда уже придет на страшный Суд, когда все мы будем разделены. Вот Он уже сейчас начинает быть таким судьей и изгоняет этих торгующих из храма. И тогда к Нему приступают книжники-фарисеи, первосвященники, и говорят : «Какой властью Ты это делаешь?». А Он говорит: «Если бы вы знали какой властью Я это делаю, вы бы не делали то, что вы делаете сейчас». И вот это был момент полного расхождения между Ветхим и Новым заветом. Между старым, уже уходящим миром и новым — приходящим, который несет с собой свет Евангелия и Евангельского нового светлого благодатного закона и новой благодатной жизни, которая ведет ко спасению. Придет момент, когда те же люди, которые пели «Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», когда Христос взял молодого осленка и мать его и на осле въехал торжественно, как царь в Иерусалим — Царь небесный, но все же в Иерусалим, то вот тот же самый народ через шесть дней в Великую пятницу вместо этих слов «Благословен Грядый во имя Господне» будет кричать: «Распни, распни Его!».

http://pravmir.ru/dolgij-vxod-v-ierusali...

Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в храме Петра и Павла в Лефортове Москва, 13 июля 2005 г . 12 июля 2005 года, в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении архиепископа Истринского Арсения и клириков Московской епархии совершил Божественную литургию в храме во имя святых апостолов Петра и Павла в Лефортове, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Первоначально храм в Солдатской слободе, освященный 5 мая 1613 года в присутствии царя Михаила Феодоровича Романова, был возведен во имя Святителя Николая Чудотворца. В XVIII веке церковь, находившаяся в саду Франца Яковлевича Лефорта – первого полковника Московского полка и любимца царя Петра I, была перестроена. Освящение храма во имя святых апостолов Петра и Павла с приделами во имя святого апостола Иоанна Богослова и во имя Преподобного Сергия Радонежского состоялось 1 июня 1711 года, о чем свидетельствует надпись на кресте храма. После Божественной литургии Его Святейшество возглавил молебен, после которого был совершен крестный ход вокруг храма. После окончания молебна настоятель храма протоиерей Василий Свиденюк поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с днем святых апостолов Петра и Павла и преподнес Его Святейшеству икону с изображением Собора двенадцати апостолов. Поблагодарив отца Василия, Патриарх Алексий поздравил всех прихожан храма с престольным праздником и, в частности, сказал: " Сегодня мы с особым чувством обращаемся к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу, прося их молитвенного предстательства за нас пред Господом Богом. Слова сегодняшней проповеди напомнили вам о жизненном подвиге апостолов, которым мы должны подражать в вере и в любви Христовой. Я же хочу лишь напомнить слова апостола Павла: " Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? ...Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8.35, 38-39).

http://pravoslavie.ru/14039.html

< >< назад > Торжество православия На другой день захотел Он идти в Галилею и находит Филиппа. И говорит ему Иисус: следуй за Мною. Был же Филипп из Вифсаиды, из города Андрея и Петра. Находит Филипп Нафанаила и говорит ему: Того, о Ком написал Моисей в Законе и Пророки, мы нашли: Иисуса, сына Иосифа, из Назарета. И сказал ему Нафанаил: из Назарета может ли быть что доброе? Говорит ему Филипп: иди и посмотри. Увидел Иисус Нафанаила, идущего к Нему, и говорит о нем: вот воистину израильтянин, в котором нет притворства. Говорит Ему Нафанаил: откуда Ты меня знаешь? Ответил Иисус и сказал ему: прежде чем позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя. Ответил Ему Нафанаил: Раввй, Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Ответил Иисус и сказал ему: оттого что Я сказал тебе: Я видел тебя под смоковницей, — ты веришь? Увидишь больше этого. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: увидите небо отверстым, и ангелов Божиих восходящих и нисходящих на Сына Человеческого. (Ин. 1. 43-51) Перевод епископа Кассиана (Безобразова) Весной 843 года в Константинополе крестный ход, возглавляемый патриархом, с крестами и иконами, подошел к самому главному храму империи – Святой Софии. Этим торжественным действом было отменно восстановление иконопочитания, догматически утвержденное еще Седьмым Вселенским Собором в 787 году. Число «семь» в символике Священного Писания и церковного учения означает полноту (за семь дней сотворил Господь Бог мир, семь Таинств соединяют человека с Богом) и Семь Вселенских Соборов в истории определили полноту православного вероучения. А в центе всех споров, происходивших с IV по VIII век, стояла Личность Господа Иисуса Христа. Ведь Господь, по слову Писания, есть «камень преткновения и соблазна». Сначала споры велись о Божестве Спасителя, затем о Его человечестве и вот, как кульминация и итог, – вопрос иконопочитания. Иконобрцы вели борьбу с православием не на уровне богословских тезисов – это была настоящая война против Христа: разорялись монастыри, уничтожались памятники церковного искусства, появились жертвы и среди защитников икон. Икона есть свидетельство о православии, о том что Бог вочеловечился! В Рождестве от Девы Марии Невидимый становится видимым и значит изобразимым. И, поклоняясь иконам Спасителя, мы поклоняемся Тому, Кого они изображают: «честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу», восходит к Господу нашему Иисусу Христу, в Единой Личности Которого «неслитно», но и «нераздельно» пребывают две природы: невидимая Божественная и видимая человеческая. А почитая иконы Богородицы или святых, мы также прославляем «Дивного во Святых своих Бога» благодать которого освящает человека. И тропарь праздника Торжества православия, тот же, что и в день прославления Нерукотворного образа Спасителя: «Пречистому образу Твоему покланяемся Владыко, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия, тем же благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся Спасе наш, пришедший спасти мир».

http://zavet.ru/b/braverman/euangelium/0...

Патриарший наместник Московской епархии возглавил престольный праздник Свято-Духовского храма подмосковного села Шкинь 19 июня 2019 г. 12:54 17 июня 2019 года, в день Святого Духа, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Свято-Духовском храме села Шкинь Коломенского городского округа Московской области. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный церквей города Коломны и Коломенского округа Московской областной епархии епископ Луховицкий Петр , настоятель Свято-Духовского храма села Шкинь священник Иоанн Новиков, духовенство благочиний города Коломны и Коломенского округа. В храме молились заместитель министра культуры Российской Федерации, председатель попечительского совета по восстановлению Свято-Духовского храма Н.П. Овсиенко, глава Коломенского городского округа Д.Ю. Лебедев, члены попечительского совета по восстановлению храма. Богослужебные песнопения исполнял хор благочиния церквей Коломны под управлением Д. Базанова. За Литургией Патриарший наместник совершил диаконскую хиротонию чтеца Константина Черню. По заамвонной молитве состоялся крестный ход, по окончании которого митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Ваше Преосвященство, глубокоуважаемый Николай Павлович, дорогой отец Иоанн, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы с радостью духовной отмечаем престольный праздник этого храма. И мне хотелось бы обратить ваше внимание на прочитанное Евангелие, где Господь говорит: " Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного " (Мф. 18:19). И дальше сказано: " Где двое или трое будут собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф. 18:20). Поэтому сегодня в этом церковном собрании Господь пребывает среди нас, и мы имеем дерзновение просить обо всем, что необходимо нам для нашей временной, земной жизни, и для нашего спасения. Мы отмечаем Пятидесятницу, Сошествие Святого Духа, основание Церкви Христовой, которая через века ведет народ ко спасению.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Итак, наш Господь страдал, нуждался, уставал, скорбел так же как и мы. В этом смысле Тело Его испытывало «тление». И умер, так же как умираем и мы. И Его тело было отделено от души в этот период времени, но оно не испытало тления, так как было подвержено действию Духа Божьего и преобразилось, вероятно, подобно тому как это было на горе Фавор во время Преображения. «…И преобразился перед ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». (Мф. 17:2). По воскресении тело Его уже не испытывало никакого тления, а было преображено, обрело нетление - особое состояние полной свободы, независимости от воздействия окружающей среды, и более того - возможность управлять её законами, возможность преобразить её. Возможно ли, что бы тело Христа было подвержено старости и болезням? По-всей вероятности, нет. Ведь старость и болезни - следствие греха, греховного плода Адама и Евы. Как у всякого плода есть семена или семя, передающего свои свойства по наследству, так и грех и его последствия это удел всех, рожденных от семени. Тайна рождения Христа- это рождение не от семени, а от «другого» источника, от Духа Божьего. « Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется сыном Божиим». (Лк. 1:35) Немыслимо представить Христа старым и больным, хотя и мудрым, сильным духом. Это удел старцев православной веры, мужам, совершившим подвиг веры. Но удел Христа -это Его крестная смерть и славное воскресение; не заповеданная мудрость, не учение, не книга правил и общечеловеческих законов для потомков, чтобы усовершенствовать мир, но Он Сам. « Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (Мф.28:20). Мудрая старость и смерть на одре в кругу семьи и учеников не были уготованы Сыну Человеческому, но страшная и мучительная смерть на кресте, к которому никого не подпускали. Его смерть - еще и свидетельство смирения перед Отцом Небесным, предопределившим её Своей личной победой над смертью, т.е. воскресением, Христос предоставил возможность всем без исключения людям пользоваться плодами этой победы: каждый может воскреснуть из мертвых также, как это сделал Христос. Ведь свидетельством этого является качественная однородность всех человеческих тел с земным телом Христа. До Своей крестной смерти Христос имел такое же тело, как и остальные люди. И если это Его тело воскресло, тот могут воскреснуть и другие человеческие тела. Таков ход мыслей уже у апостола Павла: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1Кор.15:20).

http://zavet.ru/b/orlov/sm/02.htm

Двери играют важную роль и в событиях Пасхи. Камень оказывается отвален от входа в пещеру; воскресший Христос является собравшимся ученикам, пройдя сквозь затворенные двери. Аналогичная роль отводится и дверям в храм. Всякому стучащему отворят (Мф. 7: 8), говорит Господь, и вообще нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы (Лк. 8: 17). Нам не всегда понятно, зачем и для чего нужны двери, но Пасха повелевает нам осознать это. Вот известный образ: Адам и Ева сидят по ту сторону райских врат и рыдают об утраченном. А Христос переворачивает этот образ наоборот — и Сам оказывается по ту сторону дверей. Се, стою у двери и стучу, — говорит Он нам. — Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3: 20). Пасха двери отверзает и сокрушает. В пасхальном богослужении некоторых православных Церквей сирийского обряда есть такой момент. Совершив крестный ход со свечами вокруг храма, священник и прихожане встают перед его затворенными дверями, священник стучит по ним и громко возглашает строки из Псалтири: Возмите врата , князи , ваш а, и возмитеся врата вечная, и внидет Ц арь славы ( «Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!» ; Пс. 23:7). В славянских странах церковная традиция утратила эту особенность. Но сам обычай сохранился: священники и прихожане подходят к закрытым дверям, встают перед ними и громко поют стихи из псалма 68: Да воскреснет Бог , и расточатся врази его . После этого двери распахиваются, и народ Божий входит в храм под пение пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!» Заметим, что с самого начала пасхального богослужения открываются и врата в алтарь — и остаются открытыми целую неделю. Двери потому имеют для нас такое важное символическое и эмоциональное значение, что отражают реалии нашей сердечной жизни. Нам не нравится, когда дверь закрыта: ведь это значит, что от нас нечто скрывают. Подобные ситуации могут восприниматься нами как унизительные, возникает ощущение, что с нами что-то не так, и это что-то держит нас запертыми «по ту сторону» от остальных. Когда святая Мария Египетская почувствовала, как некая невидимая сила преграждает ей вход в храм Гроба Господня, она тут же поняла, что причиной тому — ее греховность. Она могла бы в гневе развернуться и уйти, захлопнуть двери собственного сердца. Но поступила иначе — встала и начала плакать, просить Богородицу о заступничестве.

http://foma.ru/sluchitsja-li-pasha-esli-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010