«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православие и русская литература. Часть II (I том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть II содержит осмысление творчества М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также обзор литературного процесса середины XIX столетия. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии. Рецензенты: кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В. А.Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. I - II. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Христианская литература. 2001.— 736 с. ISBN 5-900988-08-2 Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч.I посвящена краткому обзору русской литературы XVII-XVIII вв., творчеству писателей начала XIX в, творчеству А.С.Пушкина. Ч.II содержит осмысление творчества М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, а также обзор литературного процесса середины XIX столетия. Представляет интерес для всех не равнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-08-2 (4.I-II) ISBN 5-900988-14-7   Часть II Глава 5.  Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 — 1841)   Как часто силой мысли в краткий час Я жил века и жизнию иной, И о земле позабывал. Не раз Встревоженный печальною мечтой, Я плакал; но все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных. О нет! всё было ад иль небо в них

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Немалый интерес вызвал доклад И. Ю. Максимовой (МГУ) «Кра­ков­ский каноник Ян Длугош о проблеме второго крещения “схиз­­матиков”». Исследовательница показала, что столь популярная сейчас идея перекрещивания инославных зародилась в средние века на окраинах католического мира как выражение агрессивной националистической политики прежде всего польских и венгерских католиков. Перекрещивание “схизматиков” было распространенной практикой на территории Великого княжества Литовского уже в XIII в. В XIV–XVI вв. оно воспринималось как норма, и польские священнослужители раздраженно реагировали на периодические протесты римских пап против перекрещивания. Сами папы в это время принимали переходивших из Православия через исповедание веры, а не крещение, но они же поддерживали агрессивный дух польского и венгерского духовенства, которое отрицательно восприняло известие о Флорентийской унии, так как отказывалось принять саму идею не-латинского обряда в ограде Католической Церкви. Отказ Москвы от унии и изгнание митрополита Исидора вызвали ликование среди польского духовенства. Летопись Яна Длугоша исключительно характерна для самосознания польского клира той поры, в котором, как показала И. Ю. Максимова, этничность преобладала над конфессиональностью, а последняя была подчинена националистической позиции. Поэтому, например, династическая уния между Польшей и Литвой предстает в летописи Длугоша не как союз с христианским (право­славным) государством, а как “крещение язычников”. И даже перекрещенный “схизматик” предстает в его писаниях как человек второго сорта, не столь чистый, как истинный католик. Между тем и в Православной Церкви получила распространение и возобладала аналогичная практика. Если в Константинопольской Церкви в XV–XVI вв. принимали переходящих из католичества через миропомазание, то в Московском царстве в XVII в. под непосредственным влиянием польской практики уже перекрещивали. Проблемы влияния христианских традиций на законодательство и судебную практику Великого княжества Литовского XV–XVI вв. коснулась в своем сообщении И. П. Старостина (ИРИ РАН). Исследовательница из Петербурга Л. А. Герд (Санкт-Пе­тер­бургский институт истории РАН) дала в своем выступлении краткий обзор канонико-правовых проблем, которые возникали в отношениях Русской Церкви и Константинопольского Патриархата в конце XIX — начала XX вв.

http://pravmir.ru/hronika-nauchnaya-konf...

Ковнировский корпус и типография. Неподалёку от Успенского собора привлекает внимание изысканными фигурными фронтонами двухэтажный Ковнировский корпус - памятник XVII- XVIII вв. Его северная часть предназначалась для книжного магазина, в южной содержались хлебопекарня и проскурня. Корпус назван в честь выдающегося лаврского строителя Степана Ковнира. В годы Второй мировой войны здание было повреждено, а в 1963 г. восстановлено. Теперь в Ковнировском корпусе расположен Музей исторических драгоценностей Украины. К Ковнировскому корпусу прилегает здание типографии Киево-Печерской Лавры. Сначала сооружение было деревянным, а 1701 г. на его месте возведено каменное одноэтажное. В 1721- 1722 гг. надстроен второй деревянный этаж. Корпус стоит на взгорье, поэтому он часто подвергался повреждениям из-за сдвигов почвы. В середине XVIII в. с южной стороны для упрочения стен пристроены оригинальные опоры-аркбутаны. В 60-х гг. XIX в. после пожара вместо деревянного второго этажа надстроен каменный. Сооружение оформлено в стиле барокко. Типографию учредил известный учёный и просветитель архимандрит Лавры Елисей Плетенецкий в 1615 г., и с этого времени она начала регулярно печатать книжки. Первым ее изданием был " Часослов " (1616-1617) - учебник для обучения грамоты. Среди других изданий - " Лексиконъ " Памви Беринди (1627) - первый в славянском мире словарь церковно-славянского языка на 7000 слов и имен с переводом и объяснением на старорусском языке. Очень популярным был " Синопсис " (1674) Инокентия Гизеля, в котором подан краткий обзор отечественной истории с древних времён до XVII в. С начала XIX в. " Синопис " переиздавался около 30 раз и использовался как школьный учебник. Всего в типографии в течение её более чем 300-летнего существования увидели мир около 100 тисяч экземпляров разнообразных изданий. Лаврские книги выделялись высокохудожественным оформлением, красивым шрифтом, оригинальными гравюрами. В годы Второй мировой войны здание было разрушено. Восстановлено оно в 1952 - 1954 гг. Ныне в доме бывшей типографии разместился Государственный музей книги и книгопечатания Украины.

http://sobory.ru/article/?object=00330

Содержание Об авторе Введение 1. Краткий Обзор Аскетики Сущность «внутреннего делания» Последовательность в Духовном Восхождении Борьба со Страстями Молитва Древность и непрестанность Иисусовой молитвы Строение души Нисшествие ума в сердце Духовные Созерцания Созерцание в Библии и язычестве Прелесть Старчество Значение старческого окормления Откровение помыслов Характерные свойства старца Старчество и духовничество в истории Святость 2. Древнее Восточное Монашество Введение Иерархичность духовного мира и место в нем монашества Зарождение Монашества по Святым Отцам Краткий Обзор Истории Древневосточного Монашества Исихазм Григорий Синаит и Григорий Палама 3. Связь с Востоком Домонгольский период Московская Русь Южнославянское литературное влияние Болгарские церковные деятели Связь с Сербией Московские митрополиты – паламисты Непосредственное общение с Востоком 4. Русское Монашество (X-XVII века) Характер эпохи Преподобный Антоний Печерский Преподобный Феодосий Печерский Московская Русь Вступление к XIV веку Великий печальник земли русской Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Павел Обнорский Характеристика XV века Преподобный Кирилл Белозерский († 1429) Преподобный Нил Сорский († 1508) XVI и XVII века Преподобный Корнилий Комельский († 1537) XVII век Старец Нектарий Оптинский: Как надо благодарить Обзор Последующей Эпохи (XVIII-XX вв.) Период гонения монашества (XVIII в.) Возрождение в XIX в. и Оптина Пустынь Антропология и гносеология философии И.В. Киреевского Приложение. Древнерусское Искусство Об авторе Концевич Иван Михайлович (1893–1965). Родился 19 октября в Полтаве в семье податного инспектора. Брат епископа Нектария (Концевича). Учился на математическом факультете Харьковского университета. В 1916 г. посетил Оптину Пустынь и с тех пор находился под духовным руководством старцев. Участвовал в гражданской войне. Окончил военно-инженерное училище в Галлиполи. В 1930 году окончил физико-математический факультет Сорбонны, одновременно зарабатывая физическим трудом. Стал специалистом по электрификации. В 1948 г. окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Написал кандидатскую диссертацию на тему «Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси». В 1952 году переехал в США. Некоторое время преподавал патрологию в Свято-Троицкой семинарии в г. Джорданвилль. Скончался в Сан-Франциско 6 июля. Некролог в «Православном Пути» (Джорданвилль, 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Александр Б. (Бровкович А., Никанор). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Ч. 1: Сочинения исторические. – СПб., 1861. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории: Исторический очерк. – СПб., 1870. Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. – Вильнюс, 2005. Барское Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. Барсов К.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв. – М., 1890. Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. – СПб., 1874. Безгодов A.A. Христиане-поморцы Украины: краткий обзор и постановка вопроса//Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Материалы 11 Всеукраинской научно-практической конференции; 1–3 октября 2004 года, г. Киев. Киев, 2004. – С. 82–86. Безгодов A.A., Михайлов С.С. Подмосковная «Патриаршина»: страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. – М., 2003. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. доп. и испр. – СПб., 1900. Боченков В.В. П.И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. – Ржев, 2008. Бубнов Н.Ю. Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриархе Никоне . СПб., 2006. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. – СПб., 1995. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. – М., 1992. Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы во второй половине XIX – начале XX века: Мировоззрение. Быт. Культура. – Великий Новгород, 2008. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. – М., 1996. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сборник научных статей и материалов. – СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

«Хотелось дать им слово сегодня, потому что в нынешнем процессе воссозидания церковного бытия они тоже полноправные участники, ведь у Бога мертвых нет. Многие из них стали мучениками, закончили свою жизнь исповеднически. Тем более важным представлялось донести их опыт, мысли, которым не суждено было при жизни как-либо реализоваться, до сегодняшнего времени, когда такие возможности вдруг открылись», — свидетельствовал отец Николай. По его словам, за прошедшие годы произошло много событий: реализуется проект последовательного научного издания документов и материалов Поместного Собора, наследие которого перестало быть забытым в церковном обществе, оно более не сводится лишь к важнейшему акту избрания Патриарха. «Последний том серии — самый объемный и посвящен по существу главному, потому что приход, который является первичной христианской общиной, — это и есть место, где совершается изо дня в день церковная жизнь», — отметил отец Николай. «Книга дает яркий срез жизни общества и жизни Церкви того времени, потому что нет другой темы, в которой так полно проявлялись бы все коллизии и проблемы церковного и общественного бытия, как приходская жизнь», — сказал в заключение отец Николай. Затем автор монографии А.Л. Беглов рассказал собравшимся об основных темах и проблемах своего научного исследования, а также ответил на вопросы присутствующих. На основе обширного архивного и статистического материала в монографии А.Л. Беглова рассматриваются история православного прихода в его главных аспектах, все проекты преобразований православного прихода, выдвинутые в межреволюционный период различными общественными силами (в том числе, синодальными чиновниками и депутатами Государственной Думы), а также реконструируются все этапы горячих дискуссий вокруг этого важнейшего звена церковной жизни. Вводная глава книги содержит краткий обзор истории прихода в допетровской Руси и описание его трансформаций в конце XVII – начале XIX вв., а в заключительном параграфе дается обзор истории прихода в советский период. Впервые в научный оборот вводится обширный архивный и статистический материал. Книга адресована как специалистам, так и всем интересующимся отечественной и церковной историей XIX-XX вв.

http://radonezh.ru/2022/02/17/v-moskve-p...

Разделы портала «Азбука веры» 18 Апр 2023 В номере 11 исследований по богословию и истории Церкви и археографии и др. ЕКАТЕРИНБУРГ. Опубликован новый номер «Вестника Екатеринбургской семинарии». В новом номере журнала Екатеринбургской духовной семинарии 11 исследований по богословию и истории Церкви и археографии, а также публикация писем отца Саввы (С.А. Шимкевича) Е.В. Спекторскому и свидетельства современников о Спасо-Преображенском монастыре на острове Валаам в начале ХХ века. Номер и его краткий обзор доступен для чтения  на сайте семинарии . Ниже — полное содержание выпуска. Раздел I. Исследования БОГОСЛОВИЕ — С.А. Парахин. Критика форм и критика редакций: возможные параллели в святоотеческом наследии и богослужебной традиции. — иером. Давуд (Пасилиос). Богословская проблематика в Литургии апостола Марка Коптской Церкви. — С.С. Коняев. В.И Несмелов: персоналистический спиритуализм или неолейбницианство? — А.Р. Макаев. Биомедицинские технологии продления жизни в сотериологической перспективе (социальные и духовные риски). — Н.В. Парфентьева, Н.П. Парфентьев. Образно-смысловые связи поэтического и музыкального содержания стихиры «Отче преблаженне» царя Ивана Грозного из певческого цикла в честь святителя Петра. — В.О. Яковлев. Чертежи Суздальского Покровского монастыря рубежа XVII–XVIII вв. из фондов Государственного архива Владимирской области: к вопросу о технике составления. — Н.И. Петров. Сакральные архитектурные доминанты Санкт-Пе­тербурга конца XVIII в.: храм Екатерины II и замок Nabлa I. — А.В. Полетаев. Новые поступления в коллекцию старопечатных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии: книги XVII — начала XIX вв. (часть 3). — С.С. Сингх. Учёт церковного имущества пароходов Доб­ро­воль­ного флота в конце XIX века (на примере служения иерея Георгия Левитского). — В.Ю. Быстрюков. Сборник «Россия и латинство» в истории евразийского движения. — прот. А.Н. Марченко. Обновленческие «архиереи» в переписке епис­копа Молотовского и Соликамского Александра (Толстопятова) с патриархом Сергием (Страгородским) за 1943–1944 гг. Раздел II. Публикации — П.А. Трибунский, С.И. Михальченко. Письма отца Саввы (С.А. Шим­кевича) Е.В. Спекторскому (1927–1939). — А.К. Клементьев. Спасо-Преображенский монастырь на острове Валаам в свидетельствах Наталии Стаценко и княжны Александры Оболен­ской (1916 и 1933 годы). Раздел III. Ретракция Сообщение об отзыве (ретракции) публикации. Источник: Седмица.RU Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 3  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/news/vyshel-novyj-nomer...

Однофигурные изображения В. известны на иконах XIX - нач. XX в. В святительских, орнаментированных золотом одеждах, высокой митре, именословно благословляющий, с Евангелием в руке, В. стоит фронтально на орлеце, в проеме царских врат, по сторонам массивные колонны (2-я пол. XIX в., ЦМиАР; этой иконой, по надписи на обороте являвшейся «копией с оригинальнаго Образа св. Святителя и Чудотворца Варсонофия», архиеп. Тверской Григорий благословил кимрского купца И. П. Малюгина). В нач. XX в. существовали иконы с поясным изображением именословно благословляющего В. с массивным Евангелием в руке, на золотом канфаренном фоне, с орнаментом на полях, имитирующим цветные эмали. Лик В. исполнен в академической манере с влиянием неорус. стиля (ЦМиАР). В медном литье изображения святителей Гурия и В. в молении помещены на левой створке складней (на правой - Иоанн Предтеча и свт. Николай) со «Спасом Смоленским» или Богоматерью Одигитрией (оба XVIII в., ЦМиАР), Казанской или Страстной Богоматерью в центре (XVIII, XIX вв., ЦМиАР); на отдельных иконках в молении Богоматери «Знамение» (XVIII в., ЦАК МДА). Сохранилась крышка серебряной позолоченной раки, изготовленная в Казани в 1834 г., с рельефным изображением святого в фелони, омофоре и митре (ГОМРТ; фотография (ок. 1941) самой раки, находившейся в Спасо-Преображенском монастыре, также хранится в ГОМРТ). Лит.: Николаева Т. В. Древнерус. живопись Загорского музея. М., 1977. Кат. 222, 287, 314; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Пробл.: Кат. выст. М., 1991. Кат. 98, 99, 108; Пречистому образу Твоему поклоняемся…: Образ Богоматери в произв. из собр. ГРМ. СПб., 1994. Кат. 166. Ил. на с. 266; Уральская икона: Живописная, резная и литая икона XVIII - нач. XX в. Екатеринбург, 1998. Кат. 60; Завьялова М. К. , Каргалова Т. А. Краткий обзор памятников древнерус. лицевого шитья XVI-XVII вв. в собр. ГОМРТ//Древнерус. художественное шитье. Мат-лы и исслед. М., 1995. С. 79. Ил. 9; Опись церковной утвари и ризницы москов. Казанского собора 1771 г./Публ., вступ. ст. С. А. Смирнова//Культура средневек. Москвы, XVII в. М., 1999. С. 390, 398-399, 407; Гнутова С. В. , Зотова Е. Я. Кресты, иконы, складни: Медное художественное литье XI - нач. XX в. из собрания ЦМиАР. М., 2000. Кат. 208, 210.

http://pravenc.ru/text/154327.html

В XVI в. чешские и словацкие земли оказались в составе многонациональной обширной империи Габсбургов. Гнет со стороны Габсбургов и отмена в 1617 г. привилегий чехов и словаков, сохранявших еще некоторую независимость в составе монархии, привели в 1618 г. к восстанию в Чехии. В 1620 г. оно было подавлено во время кровопролитного сражения при Белой Горе, под Прагой, между чешскими войсками и армией Католической Лиги. В результате Белогорского поражения ок. 36 тыс. чешских семей покинули родину. Вплоть до 1918 г. Чехия была лишена политической самостоятельности и превращена в австрийскую провинцию Богемию. Здесь победила католическая контрреформация. В Чехию возвратились иезуиты-католики. На протяжении XVIIXVIII вв. здесь проводилось насильственное и систематическое окатоличивание населения. 15.2. Православие в Чехии в XIX-haчaлo XX в. Уже с XVIII в. начался период чешского национального возрождения, так как за предыдущий период чешская государственность была полностью ликвидирована, шляхта германизировалась, в страну прибыло множество немцев. Появилась идеология земского патриотизма, предполагавшая особое положение Чехии в рамках монархии Габсбургов, хотя о суверенитете речи не шло. В XIX в. у чехов начало возрождаться и Православие. В 1848 г. в Праге состоялся Славянский съезд, на котором сербский священник совершил под открытым небом литургию на славянском языке. Хотя присутствовавшие на съезде чехи принадлежали тогда к Католической Церкви, православное богослужение им очень понравилось. Вскоре начали раздаваться голоса о былых временах, когда их предки были свободны политически и религиозно, и первоначально их вера был Православной. Тем не менее, все попытки восстаний под знаменем политической и религиозной свободы в XIX в. заканчивались поражением. В 1870 г. произошло присоединение к Православной Церкви российских чехов. Дело в том, что в 1870 г. состоялся Первый Ватиканский Собор, на котором был провозглашен догмат о непогрешимости Римского папы. Часть немцев, не признав этого догмата и отделившись от Римско-Католической Церкви, основала свою Старокатолическую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1812 г. вышло 5-е, отредактированное и дополненное издание книги; оно стало образцом для многочисленных последующих переизданий, включая репринты рубежа XX и XXI вв. Наконец, в том же 1803 г.- но не в Москве, а в Венеции - вышла еще одна правосл. работа по Л., остававшаяся популярной на протяжении всего XIX в.- «Εγχειρδιον χριστιανικν Περιχον μαν σντομον ξγησιν το Θεου Ναο, τν ν ατ ερν Σκευν κα Αμφων, κα τν συνθων Ακολουθων, τς Θεας κα ερς Λειτουργας, κα τν Αγων Μυστηρων τς Εκκλησας» греч. филолога Димитрия Дарвариса († 1823). В 1837 г. опубликованы румын. и болг. переводы этой книги, выполненные Димитрием Струдзой и Райно Поповичем соответственно (пер. «Εγχειρδιον χριστιανικν» стал 1-й специальной публикацией по Л. на болг. яз.). Книга представляет собой краткий (ок. полусотни страниц) общедоступный обзор основ православного богослужения, составленный в форме вопросов и ответов. В Греции книга переиздается доныне. Православная Л. как самостоятельная дисциплина Развитие литургической науки в правосл. традиции в XIX в. неразрывно связано с историей духовного образования. В Русской Церкви в XVIII в. программа духовных школ ориентировалась на католич. систему XVII в., преподавание велось на лат. языке, Л. в программе отсутствовала. Богослужение буд. священники осваивали исключительно практически (показательно содержание учебного пособия «Четверочастный дар юным Курской епархии священно-церковнослужительским детям» (М., 1806) - фактически 1-го опубликованного рус. учебника по Л.,- автор к-рого архиеп. Курский Феоктист (Мочульский) († 1818) просто объединил 3 свои изданные ранее брошюры, посвященные соответственно навыкам определения дат церковных праздников по пасхалии, самым базовым понятиям устава богослужения, начальным сведениям из области церковного пения). При этом богословие таинств подробно рассматривалось в курсе догматического богословия. Впосл., с выделением Л. в отдельную учебную и научную дисциплину, наличие обширного сакраментологического раздела в курсе догматики вызвало нек-рый дисбаланс в русских пособиях по Л.: тема богословия и истории чинопоследований Божественной литургии и таинств, основная для христ.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010