страны. С дек. 1918 по окт. 1921 г., согласно условиям перемирия по окончании первой мировой войны, К. была оккупирована войсками Франции и Великобритании. За это время в К. под защиту войск Антанты вернулось более 170 тыс. армян, ранее бежавших от геноцида. В К. был образован Армянский национальный союз, к-рый претендовал на роль неофиц. правительства региона. По Севрскому мирному договору (1920) в К. предполагалось образование нового арм. гос-ва под протекторатом Франции. Однако договор реализовать не удалось из-за противодействия Турции. В окт. 1921 г. в К. вновь вошли тур. войска. Большинство армян и др. христиан покинули К. вместе с франц. войсками, отступившими в Сирию и Ливан. Памятники христианской архитектуры Многочисленные завоевания и разрушения привели почти к полному уничтожению исторического и культурного наследия христ. К. Сохранившиеся архитектурные комплексы являются предметом изучения археологов и историков архитектуры. Крупнейшие памятники светской архитектуры К.- средневек. замки в Каставале, Муте, Корике, Малве и др. Большинство из исследованных христ. храмов были построены в К. в IV-VI вв. преимущественно в крупнейших городах. Однако городская архитектура сохранилась плохо, т. к. города и крепости всегда подвергались перестройкам и разрушениям интенсивнее др. объектов. Нек-рые остатки древних христ. храмов существуют в Адане, Аназарве, Тарсе, Селевкии, Мопсуестии, Корике, Сисе, Ромкле (подробнее см. в статьях об этих городах). Лучше сохранились храмы, монастыри и паломнические центры, построенные в сельской местности. Среди них наиболее известны паломнический комплекс св. Феклы Аятекла (см. Мериемлык ), а также Алахан-манастыр . Далее представлен краткий обзор памятников, наиболее сохранившихся или важных для истории христ. архитектуры К. Алакилисе Небольшое горное поселение ранневизант. эпохи в 33 км к северо-западу от Силифке (Селевкии); древнее название неизвестно. До нач. XX в. здесь сохранялась греч. деревня, и в сер. XIX в. был построен храм на месте атриума древней базилики кон.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬБОВ Михаил Павлович (17.08.1844, с. Богоявленье-Раменье Солигаличского у. Костромской губ.- после 1915), прот., богослов. Род. в семье священника. Закончил Костромскую ДС, в 1869 г.- СПбДА. В 1870 г. рукоположен во священника. В 1872 г. защитил магистерскую дис. «Апокрифические евангелия». Преподавал церковное право и психологию в Военно-юридической академии, с 1884 г.- в Павловском военном уч-ще. С 1887 г. профессор богословия в Лесном ин-те С.-Петербурга. Магистерская диссертация А.- первый на рус. языке обзор апокрифических евангелий (см. Апокрифы новозаветные ), в к-ром рассматривались история понятия «апокриф», причины возникновения и распространения новозаветных апокрифов, содержание апокрифических евангелий. По мнению исследователя, апокрифы являются простонародной переработкой евангельских сюжетов и важны как источник по истории раннехрист. благочестия. Анализируя содержание апокрифов и работы исследователей, А. делал выводы о среде и времени возникновения апокрифических текстов - Протоевангелия Иакова, Евангелия Фомы, Евангелия Псевдо-Матфея о рождении Марии, Истории о рождении Марии и детстве Спасителя, араб. Евангелия детства, Истории Иосифа плотника, Евангелия Никодима. А. пришел к заключению, что псевдоевангелия хотя и сохраняют в себе немало исторически достоверных преданий, сообщений о верованиях и обычаях древних христиан, в целом искажают представление о личности Иисуса Христа, Его Божественном учении и чудотворениях. А. считал, что существование апокрифов является дополнительным доказательством Божественного величия и чистоты канонических Евангелий, к-рые не могут быть произведением обыкновенного человеческого пера. Такой вывод был направлен прежде всего против учения нем. теолога Д. Ф. Штрауса о том, что канонические и апокрифические Евангелия являются лишь двумя стадиями одного процесса развития христ. мифов. В лекциях по основному богословию А. рассматривал теории о происхождении религии, критически оценивая философские концепции XVIII-XIX вв. (Д. Юма , Т. Гоббса , И. Канта , Г. В. Ф. Гегеля , Ф. В. Й. Шеллинга , Л. Фейербаха и др.); доказывал генетическое развитие религий и понимал христианство как вершину религ. генезиса, особенно подчеркивая его богооткровенную сущность. Исследуя основные идеи христианства (понятие Бога, происхождение мира и человека, бессмертие души и т. д.), он старался дать им философское обоснование. В работах А. содержатся элементы сравнительного религиеведения и философии религии , однако его научная деятельность ограничилась изданием лекционных курсов. Соч.: Апокрифические евангелия: Магист. дис. СПб., 1872; Краткий курс лекций по церковному праву. СПб., 1882; Лекции по основному богословию. СПб., 1888; Очерк христианской апологетики. СПб., 1902, 19082. Лит.: Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 471. Э. П. Р. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/116036.html

В 60-е гг. XIX века видное место в разработке православно-католической проблематики принадлежало профессору СПбДА А. Л. Катанскому (1836−1919). Проф. А. А. Катанский уделял большое внимание вопросу воссоединения Западной и Восточной Церквей; он начал разрабатывать его еще при написании в 1862−1863 гг. своего курсового сочинения под названием «Обозрение предприятий и попыток к соединению Церквей Восточной и Западной» 48 . В дальнейшем он продолжал работу над этой темой и в 1867−1868 гг. опубликовал в «Христианском чтении» исследование под названием «Вопрос о соединении Церквей Восточной и Западной (в первый его период) на греческом Востоке и латинском Западе (1054−1453)» 49 . В 1868 г. он издал труд «История попыток к соединению Церквей греческой и латинской в первые четыре века по их разделении» (СПб., 1868), за который был удостоен степени магистра богословия. Обзор попыток к соединению Западной и Восточной Церквей был продолжен А. Л. Катанским в его публичном чтении в Обществе любителей духовного просвещения на тему «Краткий очерк истории и характеристика попыток к соединению Церквей Греко-Восточной и Римско-Католической за весь восьмивековый (XI−XIX вв.) период разделения Церквей» 50 . Важное место в научной деятельности А. Л. Катанского занимало изучение литургического наследия Западной Церкви. Ему принадлежит «Очерк истории древних национальных литургий Запада» 51 . Труды А. Л. Катанского были по достоинству оценены в СПбДА, и в 1877 г. он был утвержден в степени доктора богословия и в должности ординарного профессора. На протяжении двух последующих десятилетий, вплоть до своей отставки в 1896 г., проф. А. Л. Катанский неизменно уделял внимание диалогу с инославием. Под влиянием А. Л. Катанского в СПбДА активизировалось исследование католичества, сказавшееся в появлении большого числа печатных учебных трудов в этой области. Некоторые из этих трудов, в свою очередь, стали основой для разработки отдельных направлений в православной богословской науке. Так, например, профессор СПбДА Евграф Иванович Ловягин († 1909 г.) продолжил труды А. Л. Катанского по изучению литургического наследия Римско-Католической Церкви и опубликовал чииопоследования западных национальных литургий – галльской, мозарабской, медиоланской, испано-готфской и ряда других, сопроводив их пространными комментариями 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Философский пантеизм и онтологический монизм Спинозы оказали значительное влияние на развитие пантеистических и панентеистических концепций в нем. классическом идеализме XVIII-XIX вв. Ориентируясь на складывавшийся в Новое время идеал научной рациональности, а также на базовое представление о том, что структуры человеческого сознания и познания точно отражают бытийное устройство мира, представители этого философского направления - Фитхе, Шеллинг, Гегель и др.- стремились построить законченные философские системы на основе аксиоматически вводимого единого метафизического или логического принципа. Все эти системы были монистическими и тяготели к пантеизму вслед. постулирования единства первопринципа и демонстрации его последовательного развертывания в многообразие сущего. Вместе с тем их создатели как по внешним (критика со стороны христ. теологов), так и по внутренним (необходимость выработки убедительного обоснования реальности множественности и действительности свободы) причинам отходили от чистого пантеизма в духе Спинозы, создавая разные варианты сближавшегося с пантеизмом П. Хотя формально создатели идеалистических систем с теми или иными оговорками заявляли о верности христ. вероучению, фактически в этих системах снималось закрепившееся в христ. теологии теистическое представление о свободном творении Богом мира как отделенной от Бога области бытия, вслед. чего в них на новом уровне и в новых понятиях была повторена смысловая логика неоплатонического учения об эманации Единого. Отношение единого и многого последовательно интерпретируется в духе П. в неск. вариантах выведения системы онтологии из единого начала, представленных Шеллингом (краткий обзор см.: Cooper. 2006. P. 94-105). Наиболее значимой с т. зр. присутствующих в ней панентеистических интуиций и влияния на дальнейшее развитие П. исследователи считают схему среднего периода творчества, отраженную в соч. «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809). Различая «сущность в ее существовании» и «сущность как основу существования», Шеллинг отмечает, что Бог не может иметь основы существования вне Себя, и отождествляет эту основу с природой Бога (см.: Шеллинг Ф.

http://pravenc.ru/text/2578803.html

1876/77 г. К., 1878. С. 23). В 1879/80 уч. г. при 3 лекциях в неделю Ястребов добавил в свой курс еще и сведения «о восточных церковных сообществах - несторианских и евтихианских» (Отчет о состоянии КДА в уч. 1879/80 г. К., 1881. С. 18). Устав 1884 г. внес новые коррективы в учебную программу академий. Во-первых, сравнительное богословие было преобразовано в историю и разбор зап. исповеданий. Во-вторых, этот курс был отнесен ко 2-й (т. н. исторической) группе предметов, изучавшихся студентами по выбору. Т. о., новый предмет трактовался как историческая, а не богословская дисциплина. В 1897 г. указом Синода история и разбор зап. исповеданий были переведены в разряд общеобязательных предметов. После введения в КДА нового устава прежний преподаватель сравнительного богословия проф. Ястребов перешел на кафедру догматического богословия. В течение 1884/85 и 1885/86 уч. годов история и разбор зап. исповеданий не преподавалась. Для занятия вакантной кафедры в КДА был оставлен в качестве профессорского стипендиата выпускник 1885 г. С. А. Булатов. К лету 1886 г. он выработал программу нового предмета, в к-рой стремился соединить темы, изучавшиеся ранее в курсе сравнительного богословия, с материалом по «новой церковной истории». Его программа охватывала историю западного христианства от времени Карла Великого и до 1-й пол. XIX в. с особым вниманием к развитию инославных вероучительных систем. Эта программа была одобрена Советом КДА, и с сент. 1886 г. Булатов приступил к преподаванию. Однако уже в нояб. 1888 г. он покинул КДА, перейдя на гражданскую службу. А. И. Булгаков, проф. КДА. Фотография. Нач. ХХ в. А. И. Булгаков, проф. КДА. Фотография. Нач. ХХ в. С янв. 1889 г. кафедру истории и разбора зап. исповеданий занимал проф. А. И. Булгаков. На изучение предмета теперь отводилось 2 года - 3-й и 4-й курсы. На 3-м курсе после введения в науку излагалась история католич. Церкви в XI-XV вв. «с подробным разбором важнейших пунктов римско-католического учения». На 4-м курсе преподавалась история Реформации в Германии, Швейцарии, Англии и др. странах с разбором основных положений лютеран. и реформатского вероучений. Затем следовал обзор истории католицизма со времени Реформации до XIX в. В заключение курса предлагался «краткий обзор западных миссий вне Западной Европы» (Годичный акт в КДА 26 сент. 1893 г. К., 1893. С. 30). Т. о., к нач. 90-х гг. XIX в. сложилась та концепция курса истории западных исповеданий, которая в общих чертах сохраняется и в нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/1684525.html

«Хотелось дать им слово сегодня, потому что в нынешнем процессе воссозидания церковного бытия они тоже полноправные участники, ведь у Бога мертвых нет. Многие из них стали мучениками, закончили свою жизнь исповеднически. Тем более важным представлялось донести их опыт, мысли, которым не суждено было при жизни как-либо реализоваться, до сегодняшнего времени, когда такие возможности вдруг открылись», — свидетельствовал отец Николай. По его словам, за прошедшие годы произошло много событий: реализуется проект последовательного научного издания документов и материалов Поместного Собора, наследие которого перестало быть забытым в церковном обществе, оно более не сводится лишь к важнейшему акту избрания Патриарха. «Последний том серии — самый объемный и посвящен по существу главному, потому что приход, который является первичной христианской общиной, — это и есть место, где совершается изо дня в день церковная жизнь», — отметил отец Николай. «Книга дает яркий срез жизни общества и жизни Церкви того времени, потому что нет другой темы, в которой так полно проявлялись бы все коллизии и проблемы церковного и общественного бытия, как приходская жизнь», — сказал в заключение отец Николай. Затем автор монографии А.Л. Беглов рассказал собравшимся об основных темах и проблемах своего научного исследования, а также ответил на вопросы присутствующих. На основе обширного архивного и статистического материала в монографии А.Л. Беглова рассматриваются история православного прихода в его главных аспектах, все проекты преобразований православного прихода, выдвинутые в межреволюционный период различными общественными силами (в том числе, синодальными чиновниками и депутатами Государственной Думы), а также реконструируются все этапы горячих дискуссий вокруг этого важнейшего звена церковной жизни. Вводная глава книги содержит краткий обзор истории прихода в допетровской Руси и описание его трансформаций в конце XVII – начале XIX вв., а в заключительном параграфе дается обзор истории прихода в советский период. Впервые в научный оборот вводится обширный архивный и статистический материал. Книга адресована как специалистам, так и всем интересующимся отечественной и церковной историей XIX-XX вв.

http://patriarchia.ru/db/text/5901516.ht...

В то время как перечисленные сочинения II-IV вв. сочетают заимствования из предшествующей ересиологической традиции с уникальными свидетельствами и выдержками из оригинальных гностических текстов, описания гностических систем и истории Г. у более поздних ересиологов в основном воспроизводят сведения, уже известные по трудам более ранних авторов. Таковы «Краткий обзор бредовых еретических басен» (Αρετικς κακομυθας πιτομ) блж. Феодорита Кирского, трактат «О ересях» блж. Августина и 2-я ч. «Источника знания» прп. Иоанна Дамаскина . Однако антиманихейские трактаты блж. Августина и Феодора бар Кевани содержат важные сведения о связанных с Г. движениях манихеев и мандеев. Нек-рые данные об истории Г. и о церковной полемике с ним приводит Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» ( Euseb. Hist. eccl. IV 7, 10-11, 21, 23-24, 27-28; VII 31). Дополнением к свидетельствам о Г. христ. полемистов служат трактат Плотина «Против гностиков» ( Plot. Enn. II 9), а также нек-рые высказывания его ученика и биографа Порфирия ( Porphyr. Vita Plot.). Гностическая литература До кон. XIX в. основным источником научных представлений о Г. были перечисленные сочинения христ. ересиологов. Содержащиеся в них цитаты из писаний гностиков представляют собой небольшую часть обширной лит-ры Г., возникшей во II-III вв. и значительно превосходившей по объему церковную письменность того времени ( Поснов. С. XX; Rudolph. 1990. S. 30). Впервые более или менее полные тексты гностических трактатов попали в поле зрения исследователей только в XIX в., когда были изданы копт. рукописи - Аскевианский и Брукианский кодексы. Аскевианский кодекс (Codex Askewianus) был приобретен в кон. XVIII в. Британским музеем у наследников некоего доктора Аскью, от имени к-рого и получил свое наименование. Содержащийся в нем текст - копт. перевод написанного изначально по-гречески гностического трактата «Вера Премудрость» (Pistis Sophia) - был подготовлен к изданию М. Г. Швартце и издан в 1851 г. уже после его смерти. Кодекс датируют IV в.

http://pravenc.ru/text/165189.html

А. Егоров. Особенности функционирования форм причастия в Новом Завете (17) А. Г. Кравецкий. Библейские переводы и языковая ситуация в России первой четверти XIX века (23) иерей Сергий Кузьмин. Концептуальный анализ в практике преподавания богословских дисциплин в высших учебных духовных заведениях (31) С. Кульпинов. Консонантное склонение в церковнославянском языке (38) Е. Ю. Липилина. Изучение древнерусской агиографии в отечественном литературоведении XIX – начала XX вв.: краткий обзор (50) иерей Феодор Людоговский. Акафисты в их соотнесении с богослужебными циклами (60) С. И. Меречина. Особенности формообразования претеритальных форм глагола в XVI веке (на примере произведений Максима Грека ) (65) О. И. Митрофанова. Сакральное содержание некоторых базовых концептов русской ментальности (72) Г. А. Николаев. «Шестоднев» в «Мериле Праведном» (77) М. О. Новак. О цитировании Апостола в текстах Евхология (84) Е. В. Плисов. Молитва праведного Симеона Богоприимца в контексте немецкого православного богослужения (94) Н. А. Свердлова. Составные наименования в жизнеописаниях святых (101) А. Ю. Чернышева. Рече-поведенческие тактики поучения в православной культуре (104) 53. Православный собеседник 2012 год Выпуск 1 (22) Секция богословия и философии митрополит Иларион (Алфеев) . Богословие и светские науки: проблема соотношения (5) О. Д. Агапов. Ситуация «пост» и развитие этнокультурных и межконфессиональных отношений в современном российском обществе (14) М. Б. Балакирев. Этические принципы православной модели в отношении труда и богатства как основа ведения современной предпринимательской деятельности (27) М. Р. Бургете Аяла. Евлампий Андреевич Будрин как историк философии (31) М. Н. Громов. Типологическая интерпретация отечественной культуры (36) М. Н. Громов. Духовное и светское в истории российского образования (45) В. И. Курашов. Деревянная архитектура и проблемы антропологической соразмерности городской среды обитания (54) Н. А. Куценко. Философско-богословское наследие профессоров духовных академий в XIX в. Святитель Иннокентий (Борисов) (59)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Резниченко Е. Б., Степанова П. В . Певческая культура Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря конца XIX — первой четверти XX в. (по воспоминаниям современников)//Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2023. Вып. 49. С. 121–141. В статье Е. Б. Резниченко и П. В. Степановой представлен опыт научной реконструкции фрагментов богослужебно-певческой жизни Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря с конца 1880-х гг. до закрытия обители в 1927 г. В связи с утратой архива богослужебных книг и нот при разорении Дивеевского монастыря основной источниковой базой для исследования послужили воспоминания паломников и насельниц монастыря, а также сведения о сохранении клиросной традиции дивеевскими монахинями после закрытия монастыря. Авторы статьи предпринимают попытку воссоздать образ дивеевского пения в конце XIX — начале XX в., анализируют дошедшие до нас сведения о репертуаре, намечают периодизацию истории богослужебного пения Дивеевской обители. Серафим (Максимов С. В.), иером . Краткий очерк о феномене старчества в истории монашества//Ипатьевский вестник. 2023. 2 (22). С. 152–160. Статья иером. Серафима (Максимова) представляет собой очерк истории института старчества с целью раскрытия сущности старческого служения. Автор статьи описывает возникновение и расцвет старческого служения в восточном монашестве IV–VII вв., его упадок после арабских завоеваний на Востоке и иконоборческого движения в Византии, возрождение древних иноческих традиций на горе Афон во второй половине Х в., старческую практику в монашеской традиции прп. Сергия Радонежского. В качестве выводов автор статьи отмечает, что именно в институте монашества феномен старчества достиг наивысшего развития, после чего прошел несколько ступеней от расцвета к упадку. Скорб Г. В., свящ . Теолинский Спасо-Преображенский женский монастырь по материалам Холмск-Варшавского епархиального вестника//Ипатьевский вестник. 2023. 1 (21). С. 127–133. В статье о. Георгия Скорба описывается история Теолинского Спасо-Преображенского женского монастыря, существовавшего на территории современной Гродненской области с 1894 по 1914 г. Как пишет автор, главной целью существования монастыря являлась миссионерская деятельность среди католического и униатского населения. Статья содержит информацию о возникновении монастыря, его образовательной и благотворительной деятельности, о финансовой поддержке монастыря св. прав. Иоанном Кронштадтским, о пожертвованиях будущего св. патриарха Тихона (Беллавина) и св. императрицы Александры Феодоровны, а также об обстоятельствах прекращения существования обители в ходе Первой мировой войны.

http://bogoslov.ru/article/6195860

В Даниловом монастыре проходит конференция, посвященная 25-летию возрождения обители 5 сентября 2008 г. 13:02 Церковно-научная конференция, посвященная 25-летию возрождения московского Свято-Данилова монастыря , открылась 4 сентября в гостинице «Даниловская». Патриаршее приветствие к участникам конференции зачитал архиепископ Орехово-Зуевский Алексий . Затем он вручил наместнику обители архимандриту Алексию (Поликарпову) памятную медаль в честь празднования 1020-летия Крещения Руси. Архимандрит Алексий в своем слове рассказал о современной жизни монастыря. Он упомянул, что сейчас в обители подвизаются 70 насельников, среди них есть старцы и схимники. Хозяйство Данилова монастыря развивается на земле двух подворий — в Подмосковье и Рязанской области. Монастырь ведет активную издательскую и просветительскую деятельность, работая с детьми, молодежью, в армии, на флоте. Затем выступили архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий и ученые: сотрудник Российского государственного архива древних актов (РГАДА) Светлана Долгова рассказала о составе архивного фонда Данилова монастыря и проанализировала социальное происхождение насельников обители в XVIII-XIX вв. Археолог Леонид Беляев, который с 1983 г. ведет на территории Данилова монастыря раскопки, представил краткий обзор новых археологических находок. Он, в частности, говорил об обнаружении следов городища 1 тысячелетия до н.э. на месте обители, а также о раннем славянском селище, которое ученый датирует X и даже концом IX в. Особое внимание в докладе было уделено важной находке 2007 г. — обретению погребения архиепископа Никифора (Фетокиса) (1800 г.). О том, как проходила идентификация останков этого подвижника, подвизавшегося в Даниловом монастыре, рассказал судмедэксперт, доктор медицинских наук Сергей Звягин. Далее слово получили представители недавно образованного «Даниловского общества любителей духовного искусства и культурного наследия». Его председатель Марина Коростелева говорила о задачах общества, главной из которых является сохранение и приумножение культурных и духовных богатств, относящихся к «корневой системе» русской культуры. Руководитель французского отделения «Даниловского общества», президент Ассоциации мастеров прикладного искусства Франции Жан Клод Гийемо выступил с докладом о влиянии традиций на развитие современного прикладного искусства.

http://patriarchia.ru/db/text/455598.htm...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010