Кежма. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Казанской иконы Божией Матери , Иоанна Предтечи Год постройки:Между 1785 и 1790. Год утраты:2012 (территория села, находившегося на берегу Ангары, была затоплена Богучанским водохранилищем) Адрес: Россия, Красноярский край, Кежемский район, поселок Кежма Координаты: 58.967839, 101.12328 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Одним из малоизвестных произведений архитектуры Центральной Сибири XVIII века является Спасская церковь в поселке Кежма – бывшей Кежемской (Нижнекежемской) слободе, основанной в 1665 году. Свое развитие этот населенный пункт получил, благодаря расположению на берегу Тунгуски (Ангары) — важнейшем в XVII-XVIII веках водном пути, по которому проходило активное движение товаров из европейской части России в Кяхту. Каменная Спасская церковь с южным придельным храмом Казанской богоматери была заложена в 1785 году, незадолго до вхождения Кежемского села в состав Енисейского уезда. Здание строилось на средства енисейского купца Ивана Артемьевича Тулунина. В 1792 году строительство здания было завершено. Работы по оборудованию интерьеров холодного Спасского храма затянулись до конца 90-х годов XVIII века. Известно, что в августе 1798 года купцом И.А. Тулуниным был заключен договор с енисейским цеховым Василием Петровичем Бутусиным и его сыном Прокопием. В договоре значилось: «Мне Бутусину со своим сыном Иркутской Епархии Енисейской округи в Кежемском селе в каменной Спасской холодной церкви резной наподобие зделаннаго Христорождественской верхней церкви ломининой иконостас вышины 10 аршин 7 верхов ширины 10 аршин 1 верх в котором составляет четыре става, в кой написать святые образа… и покрыть лаком, а резьбу вверху резные образа и царские врата лица размалевать и вызолотить одинаковым золотом по всему иконостасу из его Тулунина золотом, а между резьбою гладкие места по серебру его Тулунина прикрыть…» После завершения этих работ престол холодной церкви был освящен старым антиминсом, выданным более ста лет назад на освящение деревянной предшественницы.

http://sobory.ru/article/?object=33414

Кома (акватория Красноярского водохранилища). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:1852. Год утраты:1964 (взорвана при расчистке ложа водохранилища) Адрес: Россия, Красноярский край, Новосёловский район, залив Красноярского водохранилища в устье реки Комы (бывшее село Кома) Координаты: 55.040751, 91.329127 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Комский Покровский приход открыт в 1855 году. Он выделился из Анашенского прихода. Название село носит по речке Коме. Село Комское стоит на реке Енисее, в гористой местности. Место положение прихода красивое, но нездоровое. (Население страдает лихорадкой.) От епархиального и уездного города село Комское находится в 200 вер., от пароходной пристани в 8 вер., от Новоселовского почтового отделения - в 15 вер. Волостное правление и врачебный пункт имеются в селе Комском. В приходе четыре деревни - Кульчек, Безкиш, Черно-Комка и Ивановка. Д. Кульчек отстоит от с. Комского на 22 вер. Носит название по ключу " Кульчек " . Население старожильческое. Д. Безкиш в 15 вер., по речке Безкиш. Население старожилы и переселенцы-новики. Д. Черно-Комка в 12 вер., название имеет по речке " Черная-Кома " . В настоящее время население мирное, а лет 15 тому назад были частые разбои и грабежи, за что много семей выехало из д. Черно-Комки. Д. Ивановка (Анакчуль) в 12 вер., названа по имени основателя, первого переселенца, - Ивана Толстолыткина. Существует 13 лет, жители исключительно переселенцы из Курской и Черниговской губ. Церковь в приходе каменная, построена в 1852 г., довольно благоустроенная. Библиотека церковная скудна. Молитвенный дом основан в дер. Безкиш в 1914 году. В селе Комском есть одна двухклассная церковно-приходская школа, помещающаяся в собственном весьма хорошем здании. Министерские школы имеются во всех деревнях: в Кульчеке и Безкише в собственных зданиях, хороших, в в дер. Черно-Комской и Ивановской в наемных помещениях, обставленных плохо. При Комском храме существует попечительство; есть волостная богадельня, врачебный пункт и волостное правление. Причт состоит из священника и псаломщика, жалования священнику 412 р., псаломщику 182 руб., руга не получается, жалования от прихожан нет, дохода по кружке около 1000 р. Причтовых домов три (один бывший диаконский), находятся в невозможно-плохом состоянии. Церковной земли отдельно нет, причт имеет только сенокосную землю.

http://sobory.ru/article/?object=49375

Норильск. Кафедральный собор иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Собор. Действует.   Престолы: " Всех скорбящих Радость " иконы Божией Матери Год постройки:1997. Адрес: Россия, Красноярский край, г. Норильск, ул. Пушкина, 11 Координаты: 69.343441, 88.223889 Проезд:от аэропорта " Алыкель " на маршрутном автобусе до центра города, далее по ул. Пушкина от центра вниз Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Официально приход Русской Православной Церкви зарегистрирован в администрации города Норильска 21 июня 1991 года. И уже 7 июля этого же года Преосвященнейшим Антонием, Епископом Красноярским и Енисейским (ныне - Архиепископ) совершается освящение места и закладка храмов в честь образа Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и крестильного - во имя Рождества Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна. Церковь была заложена на том самом месте, где еще каких-то сорок лет назад располагались бараки для политзаключенных и административные здания НорильЛАГа, одного из самых грозных форпостов Сталинской репрессивной машины. Стараниями Горнометаллургического комбината и усилиями самоотверженного людского труда кирпичное здание малого крестильного храма было воздвигнуто в рекордные сроки. Уже в 1993 году в храме на Святую Пасху было совершено первое Богослужение, а через несколько месяцев Высокопреосвященнейший Владыко Антоний совершает Великое освящение новосооруженного храма и Алтаря. Вскоре, после освящения места начинается и строительство Собора во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 1997 году в Соборе на престольный праздник проходит первое Богослужение. К 2003 году храм украшал город Норильск во всей своей красе. 27 июля 2003 года Великое освящение храма совершает Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Антоний. По ходатайству Владыки Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II присваивает храму статус Собора.  В Соборе особо чтится образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость», который расположен в правом киоте в центре храма. Также в алтаре храма хранится ковчежец с 13 частицами Святых мощей угодников Божиих, среди которых мощи святителя Николая Чудотворца, св. благоверного князя Александра Невского, святителя Феодосия Черниговского, прав. Феодора Ушакова и др.

http://sobory.ru/article/?object=08531

поиск:   разделы   рассылка Красноярцы просят Владимира Путина о выделении земли под строительство нового храма Источник:  Наш Край (Красноярск) В Красноярске, возможно, появится новый православный храм. С такой инициативой вышли жители одного их самых многочисленных микрорайонов Красноярска – Северного. Уже на протяжении трех лет горожане неоднократно обращались в красноярскую епархию с просьбой построить в этом районе православный храм. Однако никаких откликов на эту просьбу найти не получилось. – В этом районе нет своего храма, – с нескрываемой грустью рассказывает отец Андрей Дорогов, настоятель одного из красноярских храмов. – Есть на Взлетке, и то небольшой. Мы пытались найти место под храм, обращались в администрацию города, но, к сожалению, по нескольким инстанциям прошли, а место нам так и не нашли. Посоветовали обращаться напрямую к застройщикам, которые взяли в этом районе участки под строительство (напротив ТРЦ " Планета " ). Застройщики нам отказали, аргументируя тем, что будут строить на этом месте деловой центр и якобы храм туда никаким образом не вписывается. Обращения горожан о строительстве нового храма красноярская епархия дальше игнорировать не могла. Поэтому было принято решение с просьбой посодействовать в выделении участка под строительство обратиться к премьеру РФ Владимиру Путину. – Там получилась такая ситуация. По улице Армейской (территория открытых стоянок техники неприкосновенного запаса военного городка 33) расположены бывшие склады военной техники. Они принадлежат Министерству обороны РФ. Соответственно, земля под ними находится в федеральной собственности. Мы обратились в Министерство обороны. Нам пришел ответ, что они не могут распоряжаться этой землей, посоветовали обратиться напрямую к премьер-министру России Владимиру Путину, – сообщил отец Андрей. До 30 августа во всех красноярских храмах шел сбор подписей от прихожан, которые очень хотят, чтобы новый храм все же появился. Сколько горожан высказались за, в епархии еще подсчитать не успели: слишком много человек, сейчас идет обработка данных. Как только все обращения будут документально зафиксированы, управляющий красноярской епархией архиепископ Антоний направит обращение председателю Правительства России Владимиру Путину с просьбой оказать помощь в решении этого вопроса. Письмо премьеру предположительно уйдет уже в конце сентября.

http://religare.ru/2_88673.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Туруханский Свято-Троицкий мужской монастырь Россия, Красноярский край, пос. Туруханск, ул. Партизанская, д. 2. Свято-Троицкий Туруханский монастырь был основан в 1660 году по указу царя Алексея Михайловича, к которому обратились с челобитной жители Новой Мангазеи. Монастырь при основании не получил никаких земельных пожалований. Но путем вкладов, купли и захвата монахи сосредоточили в своих руках значительное количество земельных угодий в Енисейском уезде и различных промыслов в Мангазейском. В 1668 году монастырь имел 3 заимки в верховьях Нижней Тунгуски. С 1669-го по 1724 год он скупил у «промышленников» 12 зимовий в низовьях Енисея и вдоль побережья Ледовитого океана. В середине XVIII b. монастырь владел уже 23 зимовьями на севере Енисейского края, что составляло около 50 % всех зимовий района. Значительное место в хозяйственной деятельности монастыря играла соляная промышленность. В конце XVIII b. ежегодно монастырь отправлял на продажу в Томск соли до 2 тыс. пудов. В 1792 году монастырь продал в казну свыше 5360 пудов соли на 414 руб., а в 1763 году только в Енисейске 6650 пудов соли на 471 руб. Опальный священнослужитель Тихон был сослан из Енисейска в Мангазею. В Туруханские пределы игумен Тихон (в миру – Тимофей) бежал от преследований неправедного воеводы Максима Ртищева. Перед уходом на север Тимофей принял в Енисейском монастыре монашеский постриг и испросил благословение на пустынножительство. Но уединение его продолжалось недолго, вскоре вокруг подвижника стали собираться ученики. Священно-игуменство Тихон принял против воли, уступая желанию собравшейся братии. Тихон привез в основанную им обитель редкие рукописные книги, жития святых, летописи, царские грамоты, положив начало богатой монастырской библиотеке. Обитель благоустраивалась с помощью Енисейского Спасского монастыря, насельником которого был Тихон, и, разместившись гораздо севернее, на Нижней Тунгуске, в 30 верстах от Новой Мангазеи (Туруханска), стала играть значительную роль в освоении северного приенисейского края с 30х годов XVIII beka.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) марта Священномученик Александр Лихарев Священномученик Александр родился 22 января 1876 года в селе Синьково Софьинской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Лихарева. В 1896 году Александр окончил Московскую Духовную семинарию и поступил учителем в церковноприходскую школу в селе Иславском Звенигородского уезда Московской губернии. 5 мая 1899 года он был рукоположен во диакона к Тихвинской на Бережках церкви в Москве, а 26 июня 1920 года – к той же церкви священником. 24 августа 1928 года отец Александр был назначен настоятелем этой церкви. 22 июля 1930 года он был переведен в Богоявленский собор в Дорогомилове, и 25 марта 1932 года возведен в сан протоиерея. 23 ноября того же года отец Александр был назначен священником в Богородице-Владимировскую церковь в город Мытищи, а 22 октября 1935 года переведен в Николаевскую церковь в поселке Подсолнечное Солнечногорского района. 27 ноября 1937 года протоиерей Александр был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и допрошен. – Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели контрреволюционную деятельность, – заявил следователь. – В контрреволюционной деятельности я себя виновным не признаю, – ответил священник. Следователь допросил свидетелей; один из них, священник, показал, что отец Александр говорил ему, что советская власть выпустила сталинскую конституцию и, казалось бы, должна быть полная свобода, но получается наоборот, и в особенности это касается религии. Священников гоняют из района в район, нигде их не прописывают, одного батюшку послали в пятнадцатое место, – и получается большевистское пустословие, а не конституция. 3 декабря 1937 года следствие было завершено, и 5 декабря тройка НКВД приговорила отца Александра к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 11 декабря всем подследственным, многие из которых ожидали после столь краткого следствия освобождения или по крайней мере ссылки, было объявлено, что они приговорены к десяти годам каторжного труда; после этого их погрузили в вагоны и отправили в Красноярский край. 9 января 1938 года они прибыли на станцию Суслово Красноярского края, и часть священников, в том числе и отец Александр Лихарев, были направлены на работу на свиноферму Бамлага НКВД.

http://fond.ru/foto/301/Aleksandr/

Рыбное. Церковь Петра и Павла. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла , Николая Чудотворца Год постройки:не позже 1798. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Красноярский край, Рыбинский район, с. Рыбное Координаты: 55.780911, 94.790101 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Рыбинский Петро-Павловский приход открыт ранее 1796 года, но когда именно, неизвестно, как неизвестно и то, из какого прихода он выделился. В состав прихода прежде входили деревни: Глубокова, Кильчугская, Уярская, Ключинская, Балайская, Онжинская, Чуринова, Нойская, Кучинская, Бородинская, Перовская, Верхне-Рыбинская и Саламатовская, но потом дер. Онжинская отошла к Агинскому приходу, а дер. Глубокова - к Троицко-Заозерновскому, остальные деревни выделились в самостоятельные приходы: Уярский (1874), Перовский, Ключинский, Балайский, Толстихинский (1900), Бородинский (1904), Кильчугский (1905) и Верхне-Уринский (1909). С 1796 по 1902 г. в Рыбинском прих. был двухштатный причт, а в 1902 второй штат - в составе священника и псаломщика - упразднен. С 1825 г. в приходе открыта штатная должность диакона. Рыбинский приход расположен в степной местности по реке Рыбиной, правый берег которой возвышен и образует невысокие горы; в низменностях много болот и оттого здесь развита лихорадка. Доброкачественной питьевой воды нет, в виду отсутствия ключей и загрязнения воды в реке частыми мельничными запрудами. С. Рыбинское находится в 134 в. от Красноярска, в 80 в. от Канска, в 22 в. от жел.-дор. станции Заозерновской, почтово-телеграфное отделение, волостное правление и врачебный пункт есть в самом селе. Приход состоит из села и деревни Татьяновки в 10 в., переименованной в 1897 г. из участка Васильевского в честь Е. И. В. Великой Княжны Татианы Николаевны. Церквей в приходе две, обе в селе.

http://sobory.ru/article/?object=51624

Тасеево. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1794 и 1804. Год утраты:1930 (снесена) Адрес: Россия, Красноярский край, Тасеевский район, с. Тасеево Координаты: 57.215846, 94.893067 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Тасеевский Богоявленский приход открыт неизвестно когда. Расположен на правом берегу реки Усолки, впадающей в реку Тасей, на земском тракте из Канска в Троицкий солеваренный завод. Местность таежная и здоровая. Тасеево отстоит от Красноярска в 368 верстах, от Канска, где находится и ближайшая железнодорожная станция, в 172 вер., от пароходной пристани в селе Казачье Енис. у. в 135 вер. В приходе есть одна деревня Глинная - в 5 вер. и два участка: Плодбищенский в 5 вер. и Щекатуровский в 10 вер. Пути сообщения с участками во время весеннего разлива реки Усолки неудобны. В приходе церковь одна, каменная, с двумя престолами, главным в честь Богоявления Господня и придельным во имя св. Николая Чудотворца. Постройкой эта церковь начата в 1794 году, а окончена и освящена в 1804 году. Пожар, в 1849 году, уничтоживший село Тасеево, настолько повредил церковь, что в 1852 году был устроен и освящен только один придел во имя св. Николая, главный же престол в честь Богоявления Господня был освящен уже в 1866 году, по благославлению Никодима, епископа Енисейского и Красноярского. Летописи в полном смысле этого слова нет, а есть памятная книга, веденная с 1862-1897 г. г. Библиотека при церкви имеется в количестве 452 томов. В приходе имеется двухклассное училище министерства нар. просвещения. В училище обучалось в 1914 году 108 человек. Из приходских учреждений есть: церковно-приходское попечительство, открытое в 1913 г., общество трезвости в 1914 г. и общественная богадельня (волостная). Из гражданских учреждений в Тасееве: больница (врач, 2 фельдшера и фельдшерица), камера мирового судьи 4-го участка Канского у., почта, почтовая сберегательная касса, волостное правление, кредитное товарищество и канцелярия завед.

http://sobory.ru/article/?object=51880

Указом Святейшего Синода от 29 июля 1911 г. А. был назначен епископом Михайловским, викарием Рязанской епархии, хиротония состоялась 31 июля 1911 г. в Александро-Невской лавре . Во время служения на Рязанской кафедре исполнял обязанности председателя совета епархиального братства свт. Василия, еп. Рязанского, являлся также председателем епархиального Училищного совета. 6 мая 1913 г. награжден св. блгв. кн. Владимира орденом 3-й степени. С 26 мая 1917 г. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии. Являлся членом Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг ., заместителем еп. Орловского Серафима (Остроумова) . 6 июля 1918 г. после обыска, произведенного в орловском архиерейском доме, А. был арестован. С 1921 [кон. 1920?] г. епископ Брянский и Севский. В 1921 г. арестован в Брянске (?), в июле того же года освобожден. Не ранее авг. 1922 г. арестован за противодействие обновленчеству и выслан в Москву, где проживал без права выезда. В 1923 г. епископ Рязанский (15 нояб. того же года уволен на покой), с 1925 г. епископ Сергиевский, викарий Московской епархии. Служил в московской ц. во имя свт. Николая Чудотворца у Яузских ворот. 12 апр. 1925 г. А. подписал акт о передаче высшей церковной власти митр. Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому) . 5 июня 1926 г. арестован в Москве, 22 сент. 1926 г. осужден ОСО при коллегии ОГПУ СССР, приговорен к 3 годам ссылки. В 1926-1928 гг. в ссылке в Усть-Сысольске (ныне Сыктывкар) в Коми (Зырян) АО. С 25 апр. 1928 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 28 нояб. 1928 г. назначен на Вологодскую кафедру и возведен в сан архиепископа. В 1931 г. А. вновь подвергся аресту и был приговорен к 3 годам заключения, к-рое отбывал в Мариинских лагерях. С 26 апр. 1934 г. архиепископ Пугачёвский, викарий Саратовской епархии. 14 мая 1934 г. назначен архиепископом Муромским, викарием Нижегородской епархии, но в 1935 г. в г. Пугачёве снова был арестован. Виновным себя не признал. 19 нояб. 1935 г. ОСО при НКВД приговорило А. к 3 годам ссылки в Красноярский край. 25 марта 1938 г. А. был арестован и заключен в тюрьму г. Енисейска, на допросах признал себя виновным в возводимых на него обвинениях в контрреволюционной деятельности и подготовке вооруженного восстания. Расстрелян по приговору тройки УНКВД Красноярского края от 14 апр. 1938 г.

http://pravenc.ru/text/114414.html

Хатанга. Церковь Богоявления Господня (старая). Богоявленская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Богоявления Господня Год постройки:не позже 1905. Год утраты:1971 (снесена) Адрес: Россия, Красноярский край, Долгано-Ненецкий муниципальный район, пос. Хатанга, на месте памятника первопроходцам Севера Координаты: 71.982755, 102.468529 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первый храм был построен из местной тонкоствольной лиственницы еще в 16 веке, когда в район ясачного поселения Хатанга пришли первые поселенцы – казаки. Храм неоднократно обновлялся и полностью перестраивался, последнее обновление храма и его освящение было в 1905 г., когда отмечалось 200-летие Свято-Богоявленского храма. Храм был на берегу реки Хатанга - сейчас на этом месте стоит памятник первопроходцам Севера. Иконостас обновленного храма, подсвечники, алтарная утварь были изготовлены из серебра и позолоты. Местные купцы, промысловики и местные жители из долган считали для себя почетным пожертвовать своему храму. Последним настоятелем храма был иеромонах Макарий (Суслов), который носил звание " особый миссионер по Туруханскому краю " .  В период советской власти здание храма было разграблено полностью и использовалось под жилье, а в алтаре была устроена парикмахерская. В начале 1970-х гг. было принято решение перенести здание храма и устроить там музей села и района, но в 1971 г. храм был снесен полностью. История Свято-Богоявленского храма прервалась на земле, но оставалась в памяти людей, молитвами и трудами которых и был восстановлен новый храм в селе Хатанга в 1993-2001 гг. http://taymir.blagochin.ru/xramy/ В период бурного освоения восточной части Таймыра землепроходцами происходила христианизация местного населения, которая, правда, носила внешний характер и служила прежде всего упорядочению отношений присоединённых народов с государством. Вместе с тем, принятие христианства было и шагом вперёд в культурном развитии кочевых народностей, способствовало этнокультурному сближению с русскими поселенцами. В конце XVII – начале XVIII вв. в Хатанге была построена церковь Богоявления, отличавшаяся богатым внутренним убранством (церковь Богоявления существует в Хатанге до сих, но та, которую мы видим сегодня, построена практически заново после того, как прежняя сгорела).

http://sobory.ru/article/?object=45990

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010