Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание К. Кеньон. Фотография. 1962 г. [англ. Kenyon] Кэтлин Мэри (5.01.1906, Лондон - 24.08. 1978, Эрбисток, близ Рексема, Уэльс), английский археолог, исследователь Палестины. Старшая дочь Ф. Дж. Кеньона (1863-1952), папиролога, директора и ведущего библиотекаря Британского музея. Окончила Школу для девочек св. ап. Павла в Лондоне и Сомервилл-колледж в Оксфорде (1929) по специальности «историк». Затем приняла участие в первых раскопках в Юж. Родезии (ныне Зимбабве) под рук. Г. Кейтон-Томпсон, ученицы У. М. Ф. Питри . 1930-1935 годы стали определяющими для дальнейшей деятельности К.: она стала участницей экспедиции, проводившей раскопки в Веруламии, римском поселении на севере от Лондона (руководители - Р. Э. М. Уилер и Т. В. Уилер), а в межсезонье, когда раскопки прерывались, участвовала в экспедиции Дж. У. Кроуфута в Самарии (1931-1935). В Веруламии М. Уилер познакомил К. с принципами и техникой нового стратиграфического (послойно-квадратного) метода раскопок, который начали использовать еще до первой мировой войны. К. стала его лучшей ученицей и последовательницей в применении этого метода, который впосл. получил имена их обоих. Кроуфут, напротив, производил в Самарии раскопки традиционным для большинства палестинских археологов методом, сочетающим разрезы и широкие расчистки площадей с выделением слоев путем анализа керамики. Кроуфут позволил К. в Самарии впервые опробовать новый метод (см. в. ст. Археология библейская ). По возвращении в Великобританию К. стала соосновательницей (вместе с Уилерами) Ин-та археологии при Лондонском ун-те (формально открыт в 1937) и 1-м секретарем ин-та; в годы войны была временно исполняющим обязанности директора. До и после второй мировой войны (во время которой она служила в Красном Кресте) К. проводила раскопки на объектах в Великобритании. С 1948 по 1962 г. читала в Ин-те археологии лекции по палестинской археологии, участвовала в полевых работах в Саттон-Уолс (Великобритания), в Сабрате (Ливия), в Иерихоне и Иерусалиме (тогда на территории Иордании ). В 1951-1962 гг. К. была почетным директором Британской школы археологии в Иерусалиме, это позволило ей привлечь новые средства для раскопок на Св. земле.

http://pravenc.ru/text/1684203.html

Поэтесса Надежда Александровна Павлович (1895–1980) оказалась в Оптиной в 1921 году. Здесь впервые видит она преподобного Нектария. В течение трех дней пытается поговорить с ним, но старец отказывается принять молодую женщину, представительницу столичной литературной богемы. Потрясенная, она уезжает в Петроград, но мысль о старце («я видела настоящего святого»), о единственно возможном для нее пути исцеления не покидает ее. Через полгода она вновь возвращается в монастырь. С этого дня жизнь ее навсегда соединяется с Оптиной. По благословению преподобного Нектария она остается жить в Оптиной, становится сотрудницей первого Оптинского краеведческого музея, которым заведовала его основательница Лидия Васильевна Защук (впоследствии она приняла схиму с именем Августы и была расстреляна вместе с оптинским архимандритом Исаакием в 1937 году в Туле). Два года прожила Надежда Александровна в Оптиной в послушании у старца. Но музею и самому монастырю уже грозила беда. Сбывалось предсказание отца Нектария о том, что «скоро монастыри закроют и ходить в монашеском по улицам будет нельзя». В Вербное воскресенье 1923 года Оптина пустынь была закрыта. Тяжелобольного старца Нектария сперва положили под арестом в больницу, а затем в Великий Четверг отвезли в тюремную больницу в Козельске, большинство духовных отцов и монашеской братии также были арестованы. Выдав в ЧК батюшку Нектария за своего дедушку, Надежда Александровна добивается замены расстрела (отца Нектария обвинили в контрреволюции) поселением. Она увозит батюшку в село Холмищи (65 км от Козельска), навещает его там, привозит продукты, теплые вещи. Перед кончиной в 1928 году батюшка Нектарий благословил свою духовную дочь Надежду Павлович помнить Оптину, всегда заботиться о ней и делать все возможное для ее сохранения. Она и выполняла завещанное как могла в те страшные для Православия годы: в конце 20-х перевезла и таким образом сохранила для нас ценнейший архив и библиотеку Оптиной пустыни, сдав все материалы в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве. Работая в Красном Кресте, помогала родственникам и друзьям передавать вести и посылки заключенным (среди которых много было и Оптинцев); совершила духовный подвиг, навестив находящегося в заключении отца Сергия (Мечева). Ее стараниями в 1974 году Оптина пустынь получила статус памятника культуры и была поставлена на государственную охрану.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/besedy...

Псков. Церковь Богоявления Господня с Запсковья. Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления с Запсковья. 1495 г. — 19 в., ул.Герцена, 7. Замечательный памятник псковской школы зодчества. Кончанский храм на «Богоявленском красном кресте», т.е. на красивом перекрестке. Церковь великолепно поставлена на высоком берегу Псковы, над Бродами. На противоположной стороне в старину было еще две Богоявленских церкви, образующих своеобразный «святой треугольник» в месте традиционного крещенского водосвятия. Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. на месте раннего, как главный храм Богоявленского конца (района) на Запсковье. Реставрации 1948–1953 гг. (архитектор — Ю.П. Спегальский) и 90-х гг. (архитектор — А.К. Богодухов). Ныне реставрационные работы продолжаются. Архитектурная композиция — сложная, живописно–асимметричная: одноглавый, трехапсидный четверик с притвором, галереями, двумя приделами (во имя Трех Святителей и Усекновения главы Иоанна Крестителя). К северо-западному углу примыкает крупная палатка на подклете с четырехпролетной звонницей (16 века). Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арочками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Богоявленская церковь — подлинный шедевр псковской архитектуры. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко «Храмы Пскова» Церковь Богоявленья с Запсковья (1496) стоит на холме, открытая всем ветрам. Её как бы прикрывает высокая четырехпролетная звонница с проемами разной ширины, предназначенными для колоколов разных размеров. В 17–18 векахцерковь подверглась реконструкции. В годы Второй мировой войны она лишилась всех деревянныхчастей. Но в 1948–1953 гг. её частично отреставрировал Ю.П. Спегальский. Правда, южный придел остался не восстановленным. Сейчас церковь снова реставрируется. От церкви Боговленья к Пскове ведет дорожка, переходящая в пешеходный мостик.В старину это место называлось Бродами: река здесь была мелкой, и ее переходили вброд. Поэтому народ называл храм «Богоявленьем на Бродах».

http://sobory.ru/article/?object=01934

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.6 из  5) Глава V. Тюремная жена Они познакомились в «Крестах», куда Грин попал вскоре после приезда в Петербург и окончательного разрыва с Бибергаль. Это был совершенно случайный и тем особенно досадный арест, но более всего подвело Грина то, что у него был опять подложный паспорт и полиция этот подлог быстро раскрыла, вынудив сознаться арестованного во время облавы 7 января 1906 года мещанина Николая Ивановича Мальцева в том, что никакой он не Мальцев, а дворянин Александр Степанов Гриневский. Поначалу Грина навещала и носила передачи в темницу его сводная сестра Наталья, та самая, которую взяли в младенчестве из приюта родители Грина, а потом вынуждены были отдать в чужие руки, и которая, как видно, не держала зла на их семью. (В «Автобиографической повести» Грин отмечает, что во время заключения в севастопольской тюрьме его посетила, проезжая из Анапы, сводная сестра: «Оставила мне рубль, просидела с час и ушла».) В мае Наталья Степановна должна была уехать, и ей посоветовали найти для Грина «тюремную невесту» – девушку, приходящую на свидания к заключенным, у которых в Петербурге не было ни родных, ни знакомых. Этой невестой Грина стала Вера Павловна Абрамова, дочь богатого чиновника, сочетавшего успешную карьеру и награды с либеральными убеждениями, выпускница Бестужевских курсов, идеалистка, сочувствовавшая революционному движению и работавшая на общественных началах в «Красном Кресте», при котором и существовала «ярмарка» подобных невест. Во время второго тюремного заключения Грин был совсем не тот, что два года назад. Тогда ему было понятно, за что он сидит, он был полон ярости и ненависти, отказывался от сотрудничества со следствием и строил планы побега – теперь же писал покаянные письма правительству и просил об одном: его выпустить. «Ни при мне, ни на квартире моей не было найдено ничего, что могло бы дать повод к такому несправедливому заключению меня в тюрьму. Если раньше, до амнистии, мое заключение и могло быть оправдываемо государственными соображениями, общими для всех политических преступников, то теперь, после амнистии, не имея ничего общего ни с революционной или с оппозиционной деятельностью, ни с лицами революционных убеждений – я считаю для себя мое настоящее положение весьма жестоким и не имеющим никаких разумных оснований, тем более что и арестован я был лишь единственно по подозрению в знакомстве с лицами, скомпрометированными в политическом отношении. На основании вышеизложенного честь имею покорнейше просить Ваше высокопревосходительство сделать надлежащее распоряжение об освобождении меня из тюрьмы, с разрешением проживать в г. С.-Петербурге».

http://azbyka.ru/fiction/aleksandr-grin-...

«Могу поругаться, если говорят, что русские — плохие». Как парень из Гамбии помогает людям в Удмуртии Он играет на барабанах в реабилитационном центре и преподает английский 20 января, 2021 Он играет на барабанах в реабилитационном центре и преподает английский Эбрима Мбенга из Гамбии играет на африканских барабанах для детей в реабилитационном центре в Ижевске и бабушек в удмуртских деревнях. Он учится в университете, работает на стройке, помогает старикам и преподает детям английский. Эбрима недавно женился и стал отцом. Как четыре года в России перевернули его жизнь — в интервью Ольге Кожемякиной. В Гамбии я зашивал раны в больнице Мы встречаемся в съемной квартире, куда семья переехала три дня назад. Трехлетний сын спит, а Ксения — супруга Эбримы — готовит ужин. Мой собеседник хорошо говорит по-русски, но если нам трудно понять друг друга, помогает его жена. — Эбрима, в Ижевске вы за короткое время стали своим — создали семью, организовали шоу барабанщиков. Как вы это делаете, откуда такая открытость? — Все зависит от человека, его души. Я волонтер, прекрасно чувствую людей, много для них делаю. В Гамбии тоже был волонтером. Учился в четвертом классе, когда пришел в Красный Крест. Уже тогда начал помогать людям. — Вы же тогда были ребенком? — Погружение в волонтерство на моей родине происходит постепенно. При Красном Кресте был детский лагерь. Туда мы ходили каждый выходной — пели, играли, танцевали — это детские занятия. Параллельно там объясняли, как помогать людям. Например, что делать, если человеку стало плохо. Со временем обучают, как оказать первую помощь. После занятий в Красном Кресте мы шли в мечеть или на рынок. Там наводили чистоту. Иногда приводили в порядок кладбище. Когда идут дожди, там сильно растет трава, ее нужно убирать.  Я закончил 12 классов. Первым моим рабочим местом стала поликлиника, хирургическое отделение. Я там тоже волонтерил — работал бесплатно. Постепенно меня научили даже раны зашивать. И пусть я не стал врачом, делать это умею до сих пор. Там же я научился обрабатывать раны, накладывать бандаж.

http://pravmir.ru/mogu-porugatsya-esli-g...

Радость «Белого цветка» Такого количества детей и молодежи, какое пришло 25 сентября 2011 года в Марфо-Мариинскую обитель милосердия, здесь, кажется, еще никогда не было. Впрочем, и людей взрослых было тоже немало. Все они пришли, чтобы поучаствовать в празднике с красивым названием «Белый цветок», который впервые прошел в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и других городах России в 1911 году. Немного истории С идеей проведения «Дней цветков» выступила в начале XX века Европейская лига борьбы с чахоткой при Красном Кресте. Чтобы справиться с эпидемией туберкулеза, на улицах городов за благотворительные пожертвования раздавали листовки о профилактике заболевания и букеты белых ромашек. Так ромашка стала эмблемой борьбы с туберкулезом, символом антитуберкулезных кампаний. Впервые праздник с романтическим названием «Белый цветок» был организован в Швеции, но сразу же завоевал популярность в России и уже в 1911 году был устроен во многих городах страны. Еще его называли «Днем ромашки» или «Туберкулезным днем», поскольку туберкулез был тогда одним из самых распространенных заболеваний. И нет ничего удивительного в том, что праздник этот проводился в те годы и в Ялте – «всероссийском госпитале» для лечения больных туберкулезом. Ялтинский «Белый цветок» был особым, ведь в нем участвовали члены царской семьи. Особенно красочно и торжественно праздник проходил весной 1912 и 1914 годов в Ливадии – любимом южном имении императорской семьи, которая во время пребывания здесь была активным организатором и участником праздника. «Представим себе теплый апрельский день в Ялте: сверкающее море, бездонное голубое небо, цветущие глицинии, фиалки, сирень, – рассказывается в книге «Романовы и Крым». – Но в этот день главным цветком стала маленькая ромашка, гирляндами которой увиты высокие шесты в руках молодых женщин и детей, одетых во все белое. Венчают шесты зеленые пышные банты и маленькие щитки с крестом и надписью “На борьбу с чахоткой”… Плата за ромашки добровольная и посильна для каждого – от копеек до десятков рублей».

http://pravoslavie.ru/48973.html

XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) Декретом сената Нерва внесен в число богов. Апостол Иоанн дожил до времен Траяна, как пишет епископ Ириней; после Иринея его знаменитыми слушателями были: Папий епископ Иерапольский, Поликарп Смирнский и Игнатий Антиохийский . Епископство Римской церкви принял IV епископ Еварист, управлявший 9 лет. Траян одерживает победы над даками и скифами. Траян, победив царя Децебала, сделал Дакию провинцию; принял под покровительство иберийцев, осроснов, арабов, жителей Босфора и Колхиды; занял Селевкию, Ктезифонт, Вавилон и удержал их за собою; в Красном море учредил флот, чтобы им опустошать пределы Индии. В Риме сгорел золотой дом. Землетрясением разрушены четыре города в Азии: Елея, Миррина, Питаны. Кимы и два в Греции: Опунтия и Орит. …………. ..……….. Во время воздвигнутого Траяном гонения на христиан, Симон сын Клеопы, бывший епископом в Иерусалиме, распинается на кресте. Ему наследует Юст. Поставляется IV епископ Александрийской церкви, по имени Прим, бывший епископом 12 лет. И Игнатий, епископ Антиохийской церкви, приведенный в Рим, отдается зверям, после которого третьим епископом поставляется Ерон. Плиний Второй, когда управлял одною провинцию и во время своего управления предал смерти весьма многих из христиан, то, изумленный их множеством, спросил у Траяна, что ему делать, сообщая ему, что кроме упорного сопротивления приносить жертвы и бывающих пред рассветом собраний для славословия некоего Христа как Бога, у них ничего не находится; что кроме того для упрочения дисциплины они избегают убийств, воровства, прелюбодеяния, грабежа и тому подобного. Траян в ответ на это писал, что народ этот разыскивать не должно, но привлеченных к суду должно наказывать. Так пишет Тертуллиан в Апологетике. Пятый епископ римской церкви Александр управлял 10 лет. Славится оратор и историк Плиний Второй Новокомский, ума которого существуют весьма многие произведения. В Риме от молнии сгорел Пантеон. После Юста IV епископом иерусалимской церкви был Закхей, после которого V Товия, которому наследовал VI Вениамин, и потом VII Иоанн, ΥΙI Матфей, на место которого поставляется IX Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мч. Аполлоний. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ) (III в.), мч. Иконийский (пам. 10 июля). Род. в г. Сарды (Лидия), жил в правление имп. Деция . А. добровольно пришел в Иконий, чтобы исповедать себя христианином, и предстал перед правителем Перинием. Отказавшись воздать божественные почести императору, А. был распят на деревянном кресте. Краткие жития А. содержатся в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 812) и Минологии Василия II (PG. 117. Col. 533-534), память указывается в Типиконе Великой ц. IX- X вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 310) и ряде греч. календарей (напр., в Петровом Синаксаре XI в. - Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208). По мнению нек-рых исследователей, А., возможно, тождествен апологету мч. Аполлонию , пострадавшему в Риме при префекте Переннии в кон. II в. (СДХА. С. 390). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог (РГАДА. Син. тип. 174. Л. 113об.- 114, 1-я пол. XIV в.). Согласно этому житию, А. был повешен, а не распят. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба проложных жития ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен синаксарь без стихов (Μηναον. Ιολιος. Σ. 81). Изображения А. представлены в настенном минологии (под 11 июля) ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- оплечно на миниатюре в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 121, XV в.) - в голубом хитоне и красном гиматии с крестом в правой руке, средовек с темными вьющимися волосами и короткой бородой. Ист.: SynCP. Col. 812; ЖСв. Июль. С. 285-286. Лит.: Kirsch J. P. Apollonius (5)//DHGE. T. 3. Col. 1011; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1129; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 51. А. Ю. Виноградов

http://pravenc.ru/text/75660.html

Николай Сергеевич (16.05.1888, Стокгольм - 18.12. 1977, Сиклифф, США), рус. религ. писатель, публицист, культуролог. Род. в семье дипломата. В 1910 г. окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. Большую роль в становлении взглядов А. сыграли философские кружки и об-ва, к-рые он активно посещал: Об-во памяти кн. С. Н. Трубецкого (по собственному признанию А., сам он был под сильнейшим влиянием книг Трубецкого), «Кружок ищущих христианского просвещения» («душой» к-рого был В. А. Кожевников ), Религиозно-философское об-во памяти Вл. Соловьёва и др. Продолжил учебу в Германии, получил степень д-ра философии в Кёнигсбергском ун-те. С 1914 г. приват-доцент кафедры западноевроп. лит-ры Московского ун-та. В 1914-1916 гг. служил в Красном Кресте на сев.-зап. фронте. В революции 1917 г. А. видел болезненный разрыв культурной преемственности и в неск. брошюрах призывал соотечественников к духовной и гражданской ответственности. С нояб. 1917 по февр. 1918 г. находился в Белой Армии. В 1918-1920 гг. профессор кафедры сравнительной истории религий Саратовского ун-та. В эти годы А. дважды подвергался аресту, в 1920 г. эмигрировал. Преподавал историю рус. культуры и духовной жизни на философском фак-те Кёнигсбергского ун-та (1920-1944) и богословские дисциплины на правосл. фак-те Варшавского ун-та (1926-1938). А. стал одним из членов-учредителей Софии Св. братства , основанного прот. С. Булгаковым (Прага, 1923), живо интересовался церк. и культурной жизнью рус. эмиграции, особенно молодежи, присутствовал на съездах рус. студенческого христ. движения (РСХД). А. участвовал в конференциях Албания св. и прп. Сергия содружества и экуменическом движении (конференции в Лозанне (1927) и Эдинбурге (1937)). Являлся постоянным автором ж. «Путь» . В 1945 г. А. выехал из Германии в Париж. Преподавал в различных учебных заведениях. В 1948 г. переехал в США, куда был приглашен в качестве профессора Владимира св. семинарии в Нью-Йорке , где одновременно с А. работали Н. О. Лосский , прот. Г. Флоровский , Г. П. Федотов . В этот же период А.- почетный д-р богословия Православного Богословского ин-та прп. Сергия Радонежского в Париже (1960), приглашенный профессор в Монреальском ун-те и профессор истории культуры в Русско-Американском ин-те в Нью-Йорке (1963). В 1971-1977 гг. председатель Рус. академической группы в США. А. читал лекции в ун-тах и христ. орг-циях европ. стран, был принят на аудиенции папой Иоанном XXIII (1959), в качестве почетного гостя присутствовал на Ватиканском II Соборе .

http://pravenc.ru/text/76338.html

Урожденная принцесса Датская Дагмара (до принятия православия - Мария София Фредерика Дагмара) - дочь датского короля Кристиана IX и королевы Луизы. Принцесса вначале была помолвлена с наследником русского престола, великим князем Николаем Александровичем, но вскоре потеряла своего жениха, умершего от туберкулеза. Выполняя последнюю волю скончавшегося Николая Александровича, его брат, второй сын Александра II, великий князь Александр Александрович, обручился в 1866 году с молодой датской принцессой. 1 сентября 1866 года Дагмара на датском судне " Шлезвиг " в сопровождении царской яхты " Штандарт " покинула Данию. Огромное количество людей провожало в копенгагенском порту свою любимую принцессу, среди них был знаменитый сказочник Ханс Кристиан Андерсен. В Кронштадте Дагмару встречали император Александр II, царица Мария Александровна и все царские дети. На рейде выстроилась военная эскадра из 20 судов. Перед венчанием принцесса приняла православие и получила новое имя - Мария. 15 лет спустя после восшествия на престол Александра III она стала императрицей. " По своему уму и политическому чутью Мария Федоровна играла заметную роль в делах империи " , - отмечал князь Феликс Юсупов. Граф С.Ю. Витте говорил о дипломатических способностях императрицы как об одном из ее главных достоинств. Однако императрица напрямую не вмешивалась в политику. Посвятив себя не только семье, но и общественной деятельности, Мария Федоровна возглавила организацию, которая занималась медицинским образованием и благотворительностью, - Ведомство императрицы Марии, а также Российское общество Красного Креста. Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов Мария Федоровна стала сестрой милосердия, привлекая своим личным примером к благородному делу сотни русских аристократок и дворянок. В 1868 году в императорской семье появился первенец - Николай, будущий император российский Николай II. Затем родились и другие дети: Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). 20 октября 1894 года в Ливадии на руках у Марии Федоровны скончался ее муж, император Александр III. Будучи сторонницей конституционной монархии и здравого смысла, вдовствующая императрица пыталась предостеречь сына - императора Николая II от мистицизма и влияния Распутина. В годы первой мировой войны Мария Федоровна продолжила свою благородную миссию в Красном Кресте. Проведя в России более 50 лет, принцесса Дагмара пережила революцию, отнявшую жизни двух ее сыновей и пяти внуков. Революция и отречение ее сына от престола в 1917 году застали императрицу в Киеве, откуда она переехала в Крым. 11 апреля 1919 года 72-летняя Мария Федоровна с дочерьми Ксенией и Ольгой отплыла от крымских берегов на борту британского крейсера " Мальборо " , специально присланного ее сестрой, английской королевой Александрой, и остаток жизни провела в родной Дании. Скончалась она в 1928 году и была похоронена в Роскильдском соборе - усыпальнице датских королей.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010