Апраксина взяла в руки пачечку небольших бумажек, скрепленных канцелярской скрепкой: это были почтовые квитанции на бандероли, отправленные в Ленинград, СССР. — Знаете, сколько нам дают на карманные расходы? Восемьдесят марок в месяц. И хоть приходится каждую «марковку» экономить, а вместо сигарет окурки под платформами собирать, но бабке своей я еще с Вены каждый месяц посылку или бандероль посылаю. Лучше бы, конечно, деньги посылать, но с этим пока не выходит. Деньги у меня в основном на почтовые расходы уходят. Зато с продуктами все гораздо проще… — Почему с продуктами проще? Они ведь тоже денег стоят. — Выключите на минутку ваш магнитофон. — Апраксина послушно нажала кнопку. — Нас в общежитии хорошо кормят. Основную еду выдают в готовом виде, в таких коробках из фольги, чтобы можно было у себя в комнате на плите разогреть. Это приходится самому съедать. А вот чай, кофе, сахар, разные джемы, масло, мед, печенье, плавленый сыр, иногда даже шоколад — это все выдают в коробочках, пакетиках, баночках. И я все эти пустяки никогда не ем, а коплю для бабушки. Да еще свои йогурты, колбасу, творог и молоко меняю у соседей на кофе, чай, печенье и шоколад. Ко дню выдачи карманных денег у меня скапливается продуктов примерно на одну небольшую коробку, я их в супермаркетах беру. В общем, остаются только почтовые расходы. Один раз я еще сумку шмоток ей послал с немецким туристом. Он работает в Красном Кресте, куда я ходил за ними. Рассказал ему откровенно, что мне нужна одежда не для себя, а для моей бабушки. Этот немец приличным оказался, не выставил меня и не заложил начальству, а наоборот, помог мне сумку новых вещей отобрать, все с этикетками, чтобы бабка плохого не подумала, и сам же вызвался отправить эту сумку со знакомым туристом. Так вы представляете, этот турист мне от бабки письмо привез и банку малинового варенья! А знаете, что она в письме написала? Самые нужные и дорогие для меня слова. Если хотите, мы можем в общагу потом вернуться, я вам ее письмо дам прочесть. — Какие же это были слова?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В рухнувших остатках ограды Лена нашла несколько больших кусков из трех-четырех кирпичей, скрепленных между собой известью. Носить такие обломки было нелегко, но Лена перетаскивала их к Юрочкиной могилке и укладывала как можно плотнее вокруг основания креста до тех пор, пока не стало ясно: крест будет держаться, даже если его с силой толкнуть. Она и толкнула его слегка ладонью, потом еще раз, сильнее – но крест даже не пошатнулся! Она отошла и полюбовалась работой. Белый крест на темно-красном кирпичном основании, в беленькой своей оградке смотрелся так, будто никогда и никуда не исчезал! «Цветочков бы еще посадить!» – радуясь, подумала Лена. Цветы, однако, можно было взять только с чужих могил, а на это она никогда не решилась бы. Но тут же вспомнила про белые цветочки за оградой кладбища – они же ничейные! Лена подобрала свое копье, пошла за ограду и принялась выкапывать белые цветы с корнями и складывать их на расстеленный носовой платок. Хорошо, что у нее всегда с собой два платка: один, большой, – в кармане пальто, а другой, поменьше, – в кармашке передника. Корешки у цветов оказались хрупкие, легко ломающиеся, похожие на красно-коричневые сучки, но Лена работала старательно и осторожно. Она накопала полный платок цветов, так что концы не сходились, снесла их к могилке и принялась сажать перед крестом. – Какая умница девочка, за могилкой сама ухаживает! – услышала она над собой чей-то голос и подняла голову. Перед ней стояла старушка в белом платочке в мелкие синие даже не горошки, а точечки, с плетеной соломенной кошелкой в одной руке и с палочкой в другой. Из кошелки торчало горлышко бутылки, заткнутой свернутой из газеты пробкой, а в бутылке было молоко. Одета старушка была в длинное черное пальто, тяжелое даже на вид. Она подошла ближе и, прищурившись, прочитала надпись на кресте. – Георгий, Юрик. Братик твой тут лежит? Младший или старший? – На пять лет старше меня, – сказала Лена, не отвечая на первый вопрос. Но старушка переспрашивать не стала. – Сама придумала цветочки посадить?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

…может быть, русская-то женщина и спасет нас всех… — Достоевский не раз высказывал эту мысль, см., например, «Дневник писателя» за 1877 г. (Сентябрь. Гл. 2, § III). 713 Корреспонденту, написавшему мне длинное письмо ( на 5 листах) о Красном Кресте… — Об этом корреспонденте см.: Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1983. Т. 25 С. 352. 714 Мой адрес остается прежним… — С середины сентября 1875 г. до середины мая 1878 г. Достоевский жил на Греческом проспекте, в доме А. П. Струбинского. Дом сохранился. 715 Издатель одной новой книги — «Восточный вопрос прошедшего и настоящего. Защита России. Сэра Т. Синклера, баронета, члена английского парламента. Перевод с английского»… — Книга вышла в переводе под ред. В. Ф. Пуцыковича (СПб., 1878). Издателем книги был В. Ф. Пуцыкович (1843–1909), в типографии которого она (так же, как декабрьский выпуск «Дневника писателя» за 1877 г.) и была напечатана. О том, что книга Синклера переводится на русский язык (вместе с развернутым изложением этой работы), сообщалось в газетах. В. Ф. Пуцыкович был секретарем редакции газеты-журнала «Гражданин» в пору ее редактирования Достоевским. После ухода Достоевского с поста редактора Пуцыкович занял это место. С 1877 по 1879 г. он — собственник этого издания. В 1879 г. Достоевский ищет способы помочь Пуцыковичу, оказавшемуся за границей и (как он уверял писателя) без денег, — в предпринимаемом им издании «Русский гражданин», который начал выходить в Берлине с конца 1879 г. (по 1881 г.). См. письма Достоевского Пуцыковичу от 3 мая 1879 г.; Н. А. Любимову и Пуцыковичу от 11 июня 1879 г.; Н. А. Любимову от 8 июля 1879 г.; А. Г. Достоевской от 24 июля (5 августа) 1879 г. и др. 716 Иван Сергеевич Аксаков — заявил с кафедры, что моя речь «составляет событие». — И. С. Аксаков выступал 8 июня после Достоевского во втором отделении юбилейного заседания. Вечером того же дня Достоевский писал А. Г. Достоевской: «Аксаков (Иван) вбежал на эстраду и объявил, что речь моя — есть не просто речь, а историческое событие!». Эти слова Аксакова были приведены во множестве газет (Голос. 1880. 9 июня. Молва. 1880. 10 июня. Нов. время. 1880. 11 июня. см. также свидетельства Н. Н. Страхова и Д. Н. Любимова (Достоевский в воспоминаниях. М., 1964. Т. 2. С. 352, 378). Аксаков заявил: «Все, что я готовился прочесть, потеряло всякое значение. Моя речь упраздняется речью Достоевского Если я и могу прочесть что-нибудь, то разве это отрывок из приготовленной речи» (Голос. 1880. 9 июня. «На это послышались крики: „всю речь, всю, читайте все#8220;,— говорилось в „Голосе“. — Г-н Аксаков начал чтение своей речи» (там же). Речь Аксакова см.: Русский архив. 1880. Вып. II. С. 467–484. 717

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Лента ордена - красная с желтой каймой, шириной 10 см - носилась через левое плечо (со знаком ордена 1-й степени у бедра). Знак ордена - золотой красный эмалевый крест, по краям креста - золотая кайма. До 1816 г. кресты изготовлялись из «рубинового» полированного стекла. Пространство между сторонами креста заполнено золотым орнаментом, украшавшимся до 1828 г. драгоценными камнями. После 1828 г. знаками с алмазами награждались только иностранные подданные. В середине креста, на медальоне, на белом поле, изображена св. Анна , пророчица; на кресте ордена, жалуемого нехристианам, вместо св. Анны изображался российский гос. орел. На оборотной стороне медальона, на белом поле,- вензель начальных букв девиза ордена синего цвета. Звезда ордена - серебряная, восьмиконечная - носилась на правой стороне груди. В центральном медальоне звезды, на золотистом поле,- красный крест, вокруг креста, на красном эмалевом фоне,- девиз ордена. С 1855 г. на знаках и звезде ордена, жалуемых за военные отличия, помещались скрещенные через середину креста и звезды мечи. В 1829-1874 гг. в качестве детали, повышающей значение награды, над крестами 1-й и 2-й степени и над медальоном звезды помещалась имп. корона. А. с. о. 4-й степени, предназначенный только для награждения за военные заслуги,- красный эмалевый крест на золотом поле, заключенном в красный эмалевый круг, над крестом - золотая имп. корона. Знак носился на эфесе военного холодного оружия: шпаги, сабли, полусабли, палаша, кортика. При награждении знаком 4-й степени за военные подвиги на дужках эфеса или поперечнике кортика гравировалась надпись: «За храбрость». К холодному оружию был положен темляк из орденской ленты. Звезда ордена св. Анны 1-й степени. Кон. XVIII в. (ГИМ) Звезда ордена св. Анны 1-й степени. Кон. XVIII в. (ГИМ) Орденская одежда: 1) красная бархатная епанча, подложенная тафтой желтого цвета, с золотым глазетовым крагеном (воротником) и золотыми шнурками и кистями. На епанче, на правой стороне, нашита орденская звезда; 2) супервест серебряный, глазетовый; 3) красная бархатная шляпа с перьями и нашитым на ней крестом.

http://pravenc.ru/text/115644.html

Стр. 432. У Лескова есть прокаженного… – Речь идет о герое рассказа Н. С. Лескова «Легенда о совестном Даниле». Впервые – «Северный вестник», 1892, январь (ценз. разр. 21 декабря 1891 г.), стр. 125–166. Подпись: Антон Чехов. Перепечатано изд-вом «Посредник» в серии «Для интеллигентных читателей» – М., 1893 (2-е и 3-е изд. М., 1894, 1899). Вошло в издание А. Ф. Маркса. Печатается по тексту: Чехов, т. V, стр. 232–284, с исправлением: стр. 479, строка 38: записки – вместо: записи (по «Северному вестнику» и «Посреднику»). Осенью 1891 г. центральные и поволжские губернии России были охвачены голодом. На помощь голодающим была направлена вся общественная деятельность Чехова этого времени – он принял участие в организации сборника «Помощь голодающим», помогал в сборе пожертвований, покупке скота, позже ездил в голодающие губернии. С событиями голодного года был связан и рассказ «Жена». Именно так определял его тему автор через несколько дней после завершения рассказа: «Я написал рассказ на злобу дня – о голодающих» (А. С. Суворину, 27 ноября 1891 г.). В «Жене» не были использованы старые сюжеты, замыслы, записи. Из всех материалов первой записной книжки, которая велась с марта 1891 г., была включена лишь единственная деталь (о скатертях в трактирах) и одно «редкое» словечко («чкнулся»). В основу рассказа легли самые недавние впечатления. Это видно, например, при сопоставлении рассуждений героя о комитетах, о недоверии к администрации с письмом Е. П. Егорову от 11 декабря 1891 г., где Чехов говорил о сентябрьских событиях: «Публика не верит администрации и потому воздерживается от пожертвований. Ходит тысяча фантастических сказок и басен о растратах, наглых воровствах и т. п. А между тем публике благотворить хочется, и совесть ее потревожена. В сентябре моск интеллигенция и плутократия собирались в кружки, думали, говорили, копошились, приглашали для совета сведущих людей; все толковали о том, как бы обойти администрацию и заняться организацией помощи самостоятельно. Я с полным сочувствием относился к частной инициативе, ибо каждый волен делать добро так, как ему хочется; но все рассуждения об администрации, Красном Кресте и проч. казались мне несвоевременными». Возможна связь рассказа с «Маленьким письмом» Суворина («Новое время», 1891, 19 октября), где, в частности, говорилось: «Обличение лености и пьянства оставим на урожайные годы». «Мысли все до одной верны, – писал Чехов автору 20 октября 1891 г. – Говорить теперь о лености, пьянстве странно и нетактично» (ср. слова героя во II главе: «чтобы хлеб был выдаваем не пьяницам, не лентяям…»).

http://predanie.ru/book/221178-rasskazy-...

Идея независимого бесцензурного исторического сборника сильно увлекла Д. М. Он с огромным интересом прочитал первый том «Памяти» и сделал ряд содержательных замечаний. А в последующих томах, он уже принял самое деятельное участие. Во втором томе он выступает, как публикатор одного из центральных материалов сборника 168 и автор двух небольших заметок 169 . В третьем, помимо уже, отмеченных мною выше, трех публикаций: «Из воспоминаний юности: Пречистенские рабочие курсы – Пречистенский практический институт; А. Н. Потресов», «Социал-демократическое движение молодежи 1920-х годов» и «Еще о Политическом Красном Кресте», – он совершенно определенно является автором одной мемуарной миниатюры 170 и, предположительно (за давностью лет мы не рискуем утверждать это категорически), еще двух публикаций 171 . Последняя, если она действительно принадлежит перу Д. М., не случайна: он интересовался современным самиздатом, а с автором «Моих показаний» познакомился (сначала через нас с Л. И. Богораз, также принимавшей участие в «Памяти», а затем и с А.Т. Марченко, ее мужем) и очень подружился. Было в них – «вечных зэках» разных исторических эпох – что-то очень общее, какие-то необычайные порядочность и твердость, то ли врожденные, то ли благоприобретенные в лагерях, тюрьмах и ссылках... Д. М. принимал участие в «Памяти» не только, как автор и публикатор. Он интересовался материалами других авторов, давал дельные советы по их подготовке и комментированию. Книжная и общекультурная образованность этого недоучившегося студента, была необычайно высока. Значительным был вклад Д. М. в работу по сбору биографических материалов о судьбах социалистов и анархистов после октября 1917 г. Этому способствовала та особая, неформальная роль, которую он с конца 1950-х гг. играл в «сообществе уцелевших» – бывших заключенных Пертоминского лагеря, соловецких политскитов, Верхнеуральского, Суздальского и Ярославского политизоляторов, ветеранов политссылки, а также, среди родственников погибших. К середине 1970-х, «уцелевшие» были разбросаны по разным городам Союза, но поддерживали между собой связь, чаще всего эпизодическую, но, иногда, довольно систематическую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вольтеровское кресло — глубокое кресло с высокой спинкой. 583 Филограневые, или филигранные. Филигрань — ювелирное изделие в виде кружева из тонкой крученой золотой, серебряной или иной проволоки. 584 Во время оно — в давнее время. 585 …поднесли злато, смирну и ливан волхвы древности. — По евангельскому преданию, новорожденному Иисусу Христу пришли поклониться волхвы (мудрецы) с востока, принесшие ему в дар золото, смирну (благовонная смола для курений) и ливан (ладан). 586 «Спящим человеком прииде враг и всея плевелы посреди пшеницы» — «Когда люди спали, пришел враг его и посеял плевелы между пшеницею» (евангелие от Матфея, XIII, 25). 587 …на князя Бисмарка за его неуважительные отзывы о моих соотечественниках…— Князь Отто фон Бисмарк (1815–1898) — выдающийся германский государственный деятель реакционного направления. Провел объединение Германии под главенством Пруссии. С 1871 по 1890 год — канцлер Германской империи. Высказывания его, на которые ссылается Лесков, не обнаружены. 588 Внятие — внимание. 589 Социабельность — гражданственность. 590 …славянский деятель, и в Красном кресте ходил… — Русская общественность оказывала помощь славянам в их борьба за освобождение от турецкой власти, в частности в войне Сербии и Черногории с Турцией 1876–1877 годов. 591 Экспонент — лицо, выставляющее что-нибудь на выставке. 592 …как муромцы, — сидим на земле…— Илья Муромец, по былине, прежде чем стать богатырем, тридцать лет «сиднем сидел». 593 …упорядочение наших славянских княжеств, которое повредил берлинский трактат…— Берлинский трактат, подписанный 13 июля 1878 года, завершил Берлинский конгресс великих держав, созванный по инициативе и заседавший под председательством Бисмарка. Конгресс пересмотрел условия мирного договора между Россией и Турцией, заключенного в Сан-Стефано 19 февраля 1878 года и завершившего русско-турецкую войну 1877–1878 годов. Конгресс изменил условия договора к невыгоде России и балканских государств: Болгария была расчленена, Босния и Герцеговина подчинены Австрии и т. д. 594

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

И как дивно, что между незримым (белым) Богом и красной землёй расположено синее небо – а синее является также и цветом Богородицы, послужившей таинству Боговоплощения! Но Бог воплощается в земное человечество, чтобы пролить на кресте Свою алую кровь. И посмотрите: на нормативных иконах Христа Его нижняя одежда (хитон) – красного цвета, верхняя одежда (плащ-гиматий) – синего. Приняв красную человеческую плоть, Христос явил нам небесное и божественное, явил Бога Отца. Соотношение земли и неба даёт символическую вертикаль, через небо ведущую к Богу. Именно так – красное внизу, синее над ним, и ещё выше белое – и расположены цвета на флаге России. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 29.10.2019 - 14:51 По-видимому, некоторые наши : По-видимому, некоторые наши знания являются откровенными. Лет десять назад мне почему-то тоже пришла в голову именно такая расшифровка цветов нашего флага, хотя Священное Писание тогда практически не знал, да и воцерковленным не был. Но читаю и слышу единомышленника :) Спаси Господи! 11.11.2019 - 18:38 Самая известная песня о : Самая известная песня о Российском флаге: " В белом сне... В синем сне... В красном сне бегут солдаты, те, с которыми когда-то был убит я на войне " . 14.11.2019 - 09:44 Согласна с рассуждениями о : Согласна с рассуждениями о белом и синем цветах, но вот красный - цвет огня и крови, как и Ерма в своем видении дает, а белый цвет - святые, будущий век. Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2019/10/28/simvolika-...

Ее зло превосходит то зло, против которого она направлена. На нее рассчитывать, на ней спекулировать, к ней призывать — преступление. Все сделать, чтобы предотвратить ее — наш долг. Так как, начиная восстание, хотя бы строго ограниченное в целях, никогда нельзя быть уверенным, что оно не приведет к гражданской войне, то это лишний раз обязывает к чрезвычайной осторожности в игре с оружием. Другой маленький практический вывод: не злоупотреблять словом революция, обращаясь к массам. Не оставлять никаких сомнений в том смысле, в каком мы употребляем это слово. Лучше совсем избегать его, чем вызывать предположение, что христианин призывает к гражданской войне. г) Если революция разразилась, вопреки нашей воле и вопреки нашим усилиям предотвратить ее, то перед фактом гражданской войны христианин свободен принять решения — одно из решений, полных трагизма и не обещающих никакого социального удовлетворения. Первое из них и, быть может, самое естественное — воздержание от борьбы. Так как исход ее, каков бы он ни был, не сулит ничего доброго, то законно отказаться от участия в пролитии крови и бесчисленных преступлениях, связанных с гражданской войной. Здесь позволительно вспомнить, что общественная жизнь не совпадает с жизнью вообще, что есть много возможностей выполнить свой христианский долг и вне обязанностей гражданина: хотя бы, например, в делах простой человечности, в Красном Кресте при одной или обеих армиях, в той простой жалости к человеку, в которой он всего более нуждается в эти страшные дни. Неизбежный минус этого воздержания в том, что, устраняясь от гражданской войны, мы временно выходим из гражданского общества как такового и теряем непосредственное влияние на судьбу нации. Не участвуя в войне, мы не участвуем и в победе, не сулящей, впрочем никаких надежд. Второе решение — примкнуть к одной из воюющих сторон, в которой видят наименьшее зло (отнюдь не добро). Это решение наиболее трагическое, потому что оно требует участия в несомненных преступлениях ради полезностей сомнительных.

http://predanie.ru/book/219979-i-est-i-b...

На небе чуть расчистило. На минуту показалось стиснутое тучами солнце. Оно садилось. Его лучи темной бронзою брызнули во двор, зловеще золотя лужи жидкого навоза. Ветер не шевелил их. Навозная жижа не двигалась от тяжести. Зато налитая дождями вода на шоссе зыбилась на ветру и рябила киноварью. А войско шло и шло по краям дороги, обходя и объезжая самые глубокие озера и колдобины. В захваченной партии лекарств оказалась целая банка кокаину, нюханьем которого грешил в последнее время партизанский начальник. Работы у доктора среди партизан было по горло. Зимой – сыпной тиф, летом – дизентерия и, кроме того, усиливавшееся поступление раненых в боевые дни возобновлявшихся военных действий. Несмотря на неудачи и преобладающее отступление, ряды партизан непрерывно пополнялись новыми восстающими в местах, по которым проходили крестьянские полчища, и перебежчиками из неприятельского лагеря. За те полтора года, что доктор пробыл у партизан, их войско удесятерилось. Когда на заседании подпольного штаба в Крестовоздвиженске Ливерий Микулицын называл численность своих сил, он преувеличил их примерно вдесятеро. Теперь они достигли указанных размеров. У Юрия Андреевича были помощники, несколько новоиспеченных санитаров с подходящим опытом. Правою его рукою по лечебной части были венгерский коммунист и военный врач из пленных Керени Лайош, которого в лагере звали товарищем Лающим, и фельдшер-хорват Ангеляр, тоже австрийский военнопленный. С первым Юрий Андреевич объяснялся по-немецки, второй, родом из славянских Балкан, с грехом пополам понимал по-русски. По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооруженно участвовать в боевых действиях воюющих. Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться. Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди – открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010