Хрисанф не только был связан тесной дружбой с Никодимом, но и оказал определяющее влияние на формирование его мировоззрения и педагогической концепции. В некоторых произведениях 290 святого Никодима отразились его знания философии, медицины, астрономии и военного дела. Но в «Евангельской школе» Смирны, где Никодим завершил своё обучение, таких предметов не было. Можно предположить, что в совершенстве владевший этими науками Хрисанф Этолийский передал свои знания Никодиму, тем самым, повлияв на его последующую писательскую деятельность. Но главным итогом трёхлетнего обучения святого на Наксосе (1773–1775) стало «системное знание греческого языка и филологии» 291 , также ставшее заслугой его учителя Хрисанфа Этолийского. Хрисанф приобрёл общегреческую известность и авторитет ещё в период, когда возглавлял Патриаршую Академию в Константинополе, поэтому и малоизвестная до этого школа на Наксосе вскоре стала знаменитым на всю Грецию духовным и образовательным центром. «Хрисанф очень заботился об образовании своих учеников» 292 , для нужд школы им была собрана большая библиотека. Он хотел, чтобы его ученики после окончания школы на Наксосе продолжали своё образование. Работал с молодёжью острова, проповедовал Евангелие, причём делал это, как правило, бесплатно. Мы полагаем, что представление о возможности безвозмездной работы по просвещению сограждан Хрисанф передал и своим ученикам Косме Этолийскому и Никодиму Святогорцу . Он старался вдохновить учеников собственным примером, так, многие традиционалисты впоследствии на практике применяли его идею о поддержке талантливых учеников, предоставлении им жилья и стипендии. Хрисанф также на практике применил принцип долговременного вклада: в своём завещании оставил на обучение двух одарённых учеников 300 грошей, положив их под 8 процентов годовых. Впоследствии этой практикой пользовались и многие традиционалисты, в том числе и брат Хрисанфа Косма Этолийский , положивший под проценты большие суммы денег на обеспечение созданной им системы образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Косма, равно как и другие традиционные просветители, сначала был признан народом 728 и только потом официально прославлен Православной Церковью. В пользу того, что почитание традиционалистов было не просто частным мнением отдельных лиц, а общепринятой точкой зрения, говорит найденное нами в архиве Дохиара стихотворение, посвящённое Косме Этолийскому . Написанное сразу после его мученической кончины, оно не только называет его святым, «неустроенный мир украсившим словами своих поучений», но и по форме похоже на церковный тропарь, содержа в себе краткое описание его жизни и подвигов 729 . Включение этого документа в программу современных ему учебных заведений говорит о том, что точка зрения о святости Космы была воспринята и на массовом народном уровне. И в наше время, помимо вещественных источников, сохраняются и другие свидетельства популярности Космы Этолийского . День его памяти объявлен на его родине выходным днём 730 . Его жизнь и подвиги нашли отражение во многих народных балладах и стихах 731 , многие из которых стали гимном восставших против турецкого владычества греков 732 . В деревне Арнеа многие жители были под таким впечатлением от встречи с проповедником, которая изменила всю их жизнь, что в качестве фамилии брали себе его имя. Сегодня в Арнее более пятнадцати семей носят эту фамилию. Во многих других районах Греции фамилия «Космас» также получила очень широкое распространение. Практически в каждом населённом пункте, через который прошёл со своей проповедью святой Косма, сохраняется собственное предание или легенда, связанная с его именем 733 . Почитание Никодима Святогорца началось на Святой Горе сразу после его смерти, долгие годы в афонских монастырях благоговейно хранились личные вещи и рукописи святого. Сегодня день его памяти широко отмечается по всей Греции. Так, на его родине – острове Наксос – празднование памяти святого Никодима ежегодно продолжается более недели. В 1977 году было основано общество « Никодим Святогорец », развернувшее активную деятельность по популяризации Никодима и его книжного наследия. В частности, общество бесплатно распространяет житие Никодима Святогорца и некоторые его произведения – суммарный тираж этих изданий приближается к одному миллиону экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Ведь критерием назначения стипендии были: способность ученика и его стремление к знаниям, соответствие возрастному цензу (исключались взрослые ученики) и, наконец, его бедность 226 . Святой удовлетворял всем этим условиям. Более того, из его биографии мы узнаем, что он прибыл на Афон с другими одарёнными детьми со всей Греции. В Афониаде было своё общежитие – трёхэтажное здание, состоявшее из ста семидесяти комнат, в которых одновременно могли проживать свыше пяти сотен учеников. Там, вероятно, и жил святой Косма в ходе своего обучения в Афонской Академии. Курс обучения в Афониаде носил очень интенсивный характер. «Мы, прикладывая непередаваемые усилия, переписывали, изучали, не имея возможности отдохнуть хотя бы пять часов в сутки» 227 , – писал об обучении в Афонской Академии однокурсник Космы Иосиф Моисиодакс. Полный курс обучения в Афониаде длился девять лет: первые четыре года ученики проходили начальный курс обучения, называвшийся грамматикой, следующие пять лет были посвящены изучению математических и философских дисциплин 228 . В круг философских дисциплин входили логика, введение в философию и метафизику. В круг математических дисциплин – арифметика, геометрия, физика, космография. Параллельно шло обучение латинскому языку. Языком обучения Афониады был древнегреческий. Его знание впоследствии позволило Косме изучить Священное Писание и Предание, работать с древними рукописями, помогло наладить контакт с патриархами и видными учёными своего времени, стало серьёзным подспорьем в его просветительской деятельности. Мнение, в соответствии с которым «Косма больше не верил ни учителям, ни сложным философским концепциям, которые они преподавали своим ученикам, наполняя их умы множеством ненужных и непонятных простому народу (о котором он всегда думал) вещей... Он разочаровался в учёной традиции. Он также не разделял взглядов своих преподавателей в отношении языка, который простой народ отвергал и считал иностранным» 229 , не соответствует действительности. Святой не раз с благодарностью вспоминал своих наставников, полагая, что время, проведённое в Афонской Академии, стало важным этапом в его подготовке к просвещению соотечественников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

– Во времена Космы Этолийского во второй половине XVIII века наблюдался кризис образования, следовательно – понижение культурного и нравственного состояния народа и массовая исламизация, когда сотни тысяч православных становились мусульманами. Можно сказать, что проповедь Космы Этолийского повлияла на политическую обстановку в мире, ведь турки хотели его казнить, считая агентом России? Святои равноапостольныи Косма ЭтолиискииКосма Этолийский сосредоточил свою деятельность в областях, где шла исламская экспансия, и смог ее остановить. Как жившие в эпоху святого, так и современные ученые сходятся во мнении, что, если бы не этот подвижник, «не оставалось бы в этих местах ни одного православного христианина» (Житие и пророчества Космы Этолийского), а «Греция сегодня была бы страной, где ислам был бы преобладающей религией» (Монах Никодим. О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, Афонских старцах и Паисии Святогорце). Если бы православная вера была утрачена – сегодня на Балканах сложилась бы совершенно другая геополитическая конфигурация. Многие албанские националисты называют деятельность святого Космы главным препятствием, не позволившим создать так называемую «Великую Албанию». Святой Косма считал православную веру основой духовного возрождения и выступал за объединение православных народов. Вместе со своими соратниками – православными традиционалистами – он успешно противостоял распространению идеалов европейского Просвещения. В условиях экспансии западной рационалистической и антропоцентричной идеологии сохранение православной идентичности зависело от ситуации в сфере образования. Молодежь, учившаяся на Западе, «безбожествовала, а после возращения на родину вводила в безбожие и других». Благодаря святому Косме православные получили возможность учиться на родной земле и воспитываться в духе православных ценностей. Это спасло Балканы от духовной ассимиляции западным мировоззрением. – Каковы были особенности школ, созданных Космой Этолийским? В своих лекциях вы упоминаете, что святой создал около тысячи школ и четыре высших учебных заведения.

http://pravoslavie.ru/91234.html

Однако, чтобы не быть голословными, обратимся к проблеме происхождения его поучений, их записи и достоверности. Проблема, получившая в историографии название «проблема поучений», заключается не в установлении их подлинности, которая ни у кого не вызывает сомнений. Вопросы и самые противоречивые оценки вызывает определение того, насколько сохранившиеся тексты поучений близки к устным проповедям святого. Перед исследователями всегда стоял вопрос, кем и когда были записаны поучения Космы Этолийского . От ответа на него во многом будет зависеть и решение «проблемы поучений». До недавнего времени многие учёные полагали, что нет оснований говорить о прижизненной записи и распространении поучений, одобренных самим святым Космой 13 . Тем не менее, ряд свидетельств, собранных нами, позволяет предположить, что прижизненные записи существовали. Итак, обратимся к источникам: «во время оно сказал святой Косма это поучение в Каламбаке в год 1774 и записал её господин Папастамос... как напоминание для потомков» 14 ; «данное поучение было записано неким христианином, специально находившимся там во время проповеди в окрестностях города Яннина» 15 . Как же происходила запись? Утверждение некоторых исследователей о синхронной с проповедью записи поучений следует признать маловероятным. Ещё менее правдоподобным представляется утверждение С. Саккоса 16 о том, что его поучения записывались стенографистами. Наиболее вероятны два варианта: постепенная запись поучений учениками святого, многократно слышавшими его поучения, или запись под диктовку. И. Менунос делает предположение о некоем «смешанном типе диктовки и проповеди» 17 . В соответствии с православной традицией, очевидно, что все варианты были возможны только с благословения Космы Этолийского , одобрившего письменное распространение своих проповедей. Как известно, на Афоне существовала традиция размножения рукописей посредством диктовки, и проповедник мог просто ей воспользоваться. Сам святой Косма не мог охватить своими проповедями все, зачастую труднодоступные, районы и посылал туда своих учеников, «проповедовавших своими словами или читавших или зачитывавших их учителем сказанное» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На наш взгляд, заслуга Космы Этолийского проявилась не только в выработке новых образовательных методик, но и в результативном использовании существовавших ранее наработок и возрождении находившегося в глубочайшем кризисе школьного образования. Система церковного образования, ответственности архиереев и священников за создание новых школ и просвещение соотечественников существовала и до Космы Этолийского . Однако к моменту начала его деятельности, большинство архиереев и священников не принимало никакого участия в образовании соотечественников. Коррупция и нехватка достойных пастырей нанесла по системе школьного образования серьёзнейший удар, о просвещении простого народа уже мало кто заботился: не было денег на основание новых школ, закупку и издание литературы, оплату труда достойных квалифицированных преподавателей. В этой ситуации участники православного просветительского движения фактически взяли на себя функции, за которые традиционно отвечала Патриархия, епископат и клир. При этом их действия отличались подчёркнуто позитивным подходом: они не вступали в конфронтацию с Патриархом и епископами, а старались сотрудничать с достойными представителями высшей иерархии, не осуждали неграмотных и пассивных священников, а объясняли им их долг перед соотечественниками, не ограничивались критикой и констатацией образовательного кризиса, а предпринимали конкретные действия по его преодолению. Для восстановления роли священства в греческом обществе Косма Этолийский старался поднять его авторитет: «Миряне, почитайте ваших священников» 357 , «...И если вдруг тебе придётся встретить священника и царя, посади священника выше царя. А если священника и ангела, поприветствуй сначала своего батюшку, ибо священник по должности своей выше ангелов» 358 . Со своей стороны, священники должны были быть достойными своей должности и всю свою жизнь посвятить спасению мирян: «Святые отцы, заботьтесь о мирянах, чтобы они спаслись и вы вместе с ними» 359 . Священник, «прочитав закон, должен осознать свой долг» – проповедовать Евангелие, учить христиан, как жить в соответствии с православной верой и традицией, сплачивать и консолидировать соотечественников, следить за мирным функционированием общины 360 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Записывали слова Святого, с одной стороны, люди необразованные или полуграмотные, внося в текст свои орфографические и смысловые ошибки, с дру­гой – учёные, старавшиеся «подправить» то, что, по их мнению, было недостаточно литературно и логично. 5. История публикации Поначалу поучения святого Космы существовали только в форме рукописей. Их систематическая пуб­ликация началась во второй половине XIXb. Впер­вые одно из поучений было опубликовано в 1863 году на острове Керкира (Корфу) под заголовком «Поуче­ние святого и славного равноапостольного Космы Но­вого» (это была публикация проповеди Святого, произнесённой в 1779г. в одном из храмов города Янина). Впоследствии это и другие поучения неоднократно переиздавались. Долгое время исследователи обходили стороной решение проблемы подлинности поучений. Публи­куя тексты рукописей, учёные не проводили их всестороннего источниковедческого анализа, не иссле­довали их происхождения, а всего лишь перепеча­тывали тексты поучений из старых публикаций и рукописей. Среди этих изданий наибольшей популярностью пользовался труд епископа Августина Кандиотиса « Косма Этолийский » (первое издание осуществлено в 1950 году). Эта книга выдержала более десяти переизданий и помимо поучений также содержит письма и пророчества Космы Этолийского . По признанию самого автора, «поучения Святого публикуются без из­менений по предыдущим изданиям» 79 . Действительно, все собранные Кандиотисом тексты издавались ранее. Заслуга составителя в том, что он собрал эти материа­лы вместе, и таким образом они составили наиболее полное на тот момент издание. Подлинный прорыв в сфере исследования и пуб­ликации поучений Космы Этолийского совершил из­вестный греческий филолог и историк И.Менунос. Он не только смог собрать все рукописи вместе, но и провёл их сравнительный анализ. В результате он опубликовал восемь поучений Святого, притчи (неболь­шие тексты дидактического характера), а также дру­гие сохранившиеся отрывки, тематически и по содер­жанию относящиеся к проповедям. Автор справед­ливо отказался от реконструкции единого исходного текста 80 , полагая, что, хотя все поучения и содержат некую общую основу или план, тем не менее мы име­ем дело не с одним исходным поучением, а с несколь­кими проповедями, произнесёнными в разных местах. 6. Влияние поучений Космы Этолийского на его слушателей

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Доклад на богословской конференции “Учение Церкви о человеке» (Москва, 5–8 ноября 2001 г.) http://www.kiev-orthodox.org/tneology/horuzhiy_ asket_antrop.htm С. 2. 653 Киреевский И. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России.//Киреевский И. Разум на пути к истине. М., 2002. С. 183. 657 Хоружий С. Насущность подвига. Феномен православной аскезы как междисциплинарная проблема. http://www.mtunet.ru/orthodoxypsych/Home/002 htm С. 4. 659 Хоружий С. Насущность подвига. Феномен православной аскезы как междисциплинарная проблема. http://www.mtunet.ru/orthodoxypsych/Home/002 htm. С. 4. 661 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 127. 664 Β отличие от католиков, допускавших совершение Таинства путём окропления или частичного погружения. 666 Καραισαρδη Κ. Ο γιος Νικδημος ο Αγιορετης και το λειτουργικ του ργο. Αθνα, 1998. Σ. 109. 669 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος I. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 51–52. 670 Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Καντιτου Α. Μητροπολτου Φλωρνης. Κοομς ο Αιτωλς (Συναξριον – Δηδαχα – Προφιτεια – Ακολουθα). Αθνα, 1988. Σ. 201. 671 Συμβουλευτικ εγχειρδιο.//Θεοκλητο Διονυοιτη. Αγιονικοδημικν Ανθολγιον. Εκδσεις Σπηλιτη. Σ. 202. 673 Большинство традиционалистов известны как делатели непрестанной молитвы. (Αρχιμ. Νικλαος Μπαρουσης. Η θσις των κολλυβδων ναντι των μυστικν ευχν.//Πρωττον. 83). 674 Παπαδπουλος Σ. Αγιος Μακριος Κορνθου. О γενρχης του φιλοκαλισμο. Αθνα, 2000. Σ. 31; Διδαχς Κοσμ του Αιτωλυ.//Μενονος Γ. Κοσμ του Αιτωλυ διδαχς και βιογραφα. Αθνα, 2002. Σ. 48–49. 679 Никодим использовал для обоснования своих построений и рациональные аргументы. В частности, он цитирует Гиппократа, говоря о том, «сколь полезен пост для здоровья». (Νικοδμου Αγιορετου. Πρς Θωμν.//Πσχου Π. ν ασκσει και μαρτυρω. Αθνα, 1996. Σ. 61). 681 Μεταλληνου Г. Н πατερικ παρδοση στα αγωνιστικ ργα του Αγου Αθανασου Παρου.//Η Εκαντοπυλλιαν και η Χριστιανικ Προς. Πρακτικ επιστημονικο συμπσιου. Προς, 1998. Σ. 410–411. 684 Τριανταφλλου Г. О Αγιος Αθανσιος о Πριος.//Ορθδοξος φιλθεος μαρτυρα. 65–67. Απρλιος – Δεκμβριος 1996. Σ. 101. 686 Τριαντφυλλου Г. О Αγιος Αθανσιος о Πριος.//Ορθδοξος φιλθεος μαρτυρα. 65–67. Απρλιος – Δεκμβριος 1996. Σ. 101. 688 Αντιφνησις προς τον παρλογον ζλον των απο της Ευρπης ερχμενων φιλοσφων... Παρα Ναθαναλ Νεοκαισρεως. Εν Τριεστω, 1801 Εργο Αθανασου Πριου. 689 Μεταλληνου Γ. Η πατερικ παρδοση στα αγωνιστικ ργα του Αγου Αθανασου Παρου.//Η Εκαντοπυλλιαν και η Χριστιανικ Προς. Πρακτικ επιστημονικο συμπσιου. Προς, 1998. Σ. 418. Читать далее Источник: Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец/Афанасий Зоитакис. - Москва : Святая гора, 2008. - 287 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

В этой главе мы продолжим использование «метода участия», позволяющего интерпретировать действия традиционалистов и выявить многие до сих пор скрытые черты их мировоззрения. Для ответа на вопрос о возможности отнесения Космы и Никодима к какому-либо идейному течению второй половины XVIII b., на наш взгляд, необходимо охарактеризовать их взгляды по ключевым пунктам полемики между Просветителями и традиционалистами: образованию, идеологии, национальным и социальным ориентирам. 3.2. Косма Этолийский, Никодим Святогорец и новогреческое Просвещение Перед тем как мы перейдём к рассмотрению основных особенностей новогреческого Просвещения в сравнении с концепциями Космы Этолийского и Никодима Святогорца , следует сделать несколько общих вступительных замечаний, необходимых для правильного и более предметного понимания этого идейного направления. Хотя споры относительно характера греческого Просвещения продолжаются в греческой историографии до сих пор, на большинство ключевых вопросов, на наш взгляд, ответили авторы классических монографий по Просвещению Пасхалис Китромилидис и Константинос Димарас 493 . Их взгляды на характер и особенности греческого Просвещения разделяют большинство современных исследователей. Димарас справедливо подчёркивает, что «в действительности. Просвещение не было просто философской системой, но выражало образ мышления, который может быть выражен многими, различными между собой способами» 494 . Новогреческое Просвещение представляет собой часть европейского Просвещения и укладывается в хронологические рамки с 1774 по 1821 годы. В его основе лежали представления о рационализме как об основе политической и социальной деятельности человека в обществе. Своего наибольшего размаха новогреческое Просвещение достигло к 80–90-м годам XVIII b., когда большая часть мыслителей оказалась под воздействием западноевропейской философии Локка, Гоббса и Лейбница, а также трудов французских энциклопедистов. Стоит отметить, что у этого движения на греческой почве были определённые особенности, отличавшие его от аналогичных движений на Западе. В то время как Просвещение в Европе обратилось к социуму, гражданскому обществу и несло социально-политическую направленность, на Балканах Просветительские движения отличало преимущественное внимание к проблемам нации. Для греческого Просвещения были характерны «резко политизированные подходы к вопросам национального самосознания, соотношению исторического прошлого и настоящего, развитию языка и образования» 495 Поэтому его программными документами на первом этапе стали «не столько литературные и философско-этические произведения, сколько исторические работы, посвящённые прошлому и настоящему греческого народа, его месту и роли в мировой истории» 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Неслучайно Косму называют равноапостольным. Есть очень интересные свидетельства о количественном составе аудитории, о том, сколько у него было слушателей, причем эти свидетельства порой приходят из независимых источников. Например, в венецианских архивах сохранились такие данные. Венецианцы очень скрупулезно подходили к исследованию Космы и его аудитории. Они внедрили шпионов – от пяти до шести человек, которые все время сопровождали Косму, когда он пребывал в венецианских владениях, и контролировали каждый его шаг, записывали содержание проповедей, докладывали, сколько у него слушателей, кто его сопровождает и т.д. Это очень ценный источник. Косму сопровождали на острове Кефалония шесть тысяч человек. На его проповедь в одном селении пришло пятнадцать тысяч слушателей. Среди его почитателей, которые его посещали на материке в Албании, было много мусульман. Из-за многочисленности аудитории он никогда не проповедовал в храме, потому что ни один храм не мог вместить всех желающих, он проповедовал прямо в поле. На месте своей проповеди он ставил деревянный крест или небольшие металлические кресты, которые он тоже иногда использовал, в зависимости от рельефа местности, и деревянные кресты он потом оставлял в напоминание о своей проповеди. По свидетельству венецианцев, люди неотрывно следили за поучением Космы, и на протяжении всей многочасовой проповеди стояла абсолютная тишина. Тот же информатор венецианцев докладывает: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего Спасителя, даже преступники, кто находился вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно». Повторюсь, что это свидетельства не из православных кругов, а от людей независимых, это, в общем-то, отчеты полицейских агентов, которые были заинтересованы в описании точной картины, и тем они особенно ценны. Косма Этолийский стремился включить свои проповеди в богослужебный цикл, призывал христиан исповедоваться и молиться и побуждал всех, кто имел материальную возможность, покупать святоотеческую литературу и сам раздавал эти книги тем, кто знал грамоту или обещал учиться.

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010