Значение полемики новогреческих Просветителей и православных традиционалистов для дальнейших судеб греческого государства трудно переоценить: идейные споры конца восемнадцатого – начала девятнадцатого века во многом определили как идеологический и духовный облик, так и политическое устройство нового греческого государства после успеха антитурецкого восстания 1821 года. Это обусловлено тем, что в центре полемики Просветителей и традиционалистов фактически стоял вопрос о выборе дальнейшего пути развития не только греческого, но и других балканских народов. Столкновение идей европейского Просвещения с традицией происходило сразу на нескольких уровнях: образования и идеологии, национальных ориентиров, общественном и социальном, «оно выражалось в оспаривании традиционных ценностей и принятии новой системы ценностных координат и установок, столкновении с господствующими классами и тенденции к созданию национального государства, а также борьбе за социальное переустройство и освобождение» 488 . Дискуссия шла преимущественно на уровне национальной элиты, без участия широких народных масс. Носителями идей новогреческого Просвещения стали, в основном, выходцы из фанариотской среды и представители греческой эмиграции. Их восхищение перед прогрессом западной цивилизации было практически абсолютным, более того, у некоторых из них появился некий дух «провинциализма», который, в свою очередь, привёл к пренебрежению собственным культурным наследием. На наш взгляд, такой подход и система взглядов обусловлены, прежде всего, образованием, полученным в западной Европе: возвращаясь в Грецию, вместе со знаниями, приобретёнными в западноевропейских университетах, ученики привозили и новую систему ценностей. О проникновении этих идей мы находим много свидетельств в источниках: «Безбожествуют те, которые учатся во Франции и после своего возвращения вводят в безбожие и других»; «Если кто из восточных едет во Францию либо для учёбы, либо для торговли, когда возвращается назад, становится другим, с растлившимися либо умом, либо нравами, либо и тем и другим» 489 . Традиционалисты же, как правило, были выходцами из церковной среды, в основном монастырей (в частности, Афона). Естественным носителем традиционных ценностей также было крестьянство. Постепенно из-за воздействия идей новогреческого Просвещения, мировоззрение интеллигенции и простого народа становилось всё более отличным друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Его наследие особенно актуально сейчас, когда современные правители Греции действуют вопреки его заветам. В стране проходят праздничные мероприятия в год 300-летия со Дня рождения святого — научные конференции, выставки, концерты духовной музыки и другие мероприятия. 9 марта в городе Фермо состоялась презентация новой почтовой марки, выпущенной Почтовой службой Греции, сообщает AgionOros.ru . «Все мы испытываем благодарность святому. Косма Этолийский духовно возродил наше Отечество, спас нас от гибели. И сегодня он даёт нам идеалы и ценности. Святой Косма несет Свет Христов обществу, семьям, юношеству. Его наследие особенно актуально сейчас, когда современные правители Греции действуют вопреки его заветам», — подчеркнул во время выступления митрополит Этолийский Косма. Председатель общественного совета Почты Греции подчеркнул — наследие Космы Этолийского продолжает оставаться актуальным и сегодня, ведь святой не опустил руки в условиях давления внутренних и чужеземных врагов и пожертвовал собой «за други своя». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 августа, 2023 1 марта, 2023 24 января, 2021 1 ноября, 2020 30 октября, 2020 22 сентября, 2020 2 сентября, 2020 24 августа, 2020 29 апреля, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить!

http://pravmir.ru/v-grecii-vypustili-poc...

Митрополит Этолийский Косма о почившем старце Георгии (Капсанисе) Мы просим отца Георгия, имеющего дерзновение перед Богом, исходатайствовать для нас искреннее покаяние и духовное преуспеяние. 11 июня, 2014 Мы просим отца Георгия, имеющего дерзновение перед Богом, исходатайствовать для нас искреннее покаяние и духовное преуспеяние. Митрополит Этолийский Косма хорошо знал архимандрита Георгия. В связи с тем, что знаменитый афонский старец и богослов отошел ко Господу, владыка выступил со специальным заявлением: «Отцы и братия, с каждым днем мы становимся беднее. Люди святой жизни, сохранившие живую православную веру и предание, совершившие богоугодное, поучительное и жертвенное приношение были призваны Господом покинуть этот тщетный и преходящий мир и отправиться на небеса. Недавно почил о Господе достойный всяческого уважения старец Моисей Святогорец, ушел от нас неутомимый борец и защитник Предания монах Никодим (Билалис), почил пламенный проповедник о. Каллистрат (Лиракис). И вот теперь нас оставил столп Православия, современный святоотеческий голос, отец Георгий Капсанис. Я не достоин произнести похвалу в адрес великого Старца о. Георгия. Но я признаюсь, что вижу и чувствую, что православное воинство борцов за Истину и исповедников Православия понесло огромную потерю. Уходят отцы и столпы нашей Церкви, полные пламенной любви и уважения к Православной Догматам и Преданию. О. Георгий, игумен афонской обители Святого Григория, был человеком святой жизни, кристально чистого и сверкающего православного духа, святоотеческого и мученического исповедничества веры. Он любил, жил, учил и засвидетельствовал Истину Православия, сохранив многих от погибельных ловушек и отступничества. Совсем не случайно то, что Господь призвал его в этот великий праздник – день Пятидесятницы. Призвал к себе того, кто преданно служил Церкви. Смиренно и с великой благодарностью, я хочу поблагодарить его за любовь и духовную помощь, которую он оказал мне лично. Мы просим отца Георгия, имеющего дерзновение перед Богом, исходатайствовать для нас искреннее покаяние и духовное преуспеяние.

http://pravmir.ru/mitropolit-etoliyskiy-...

В Лектории «Правмира» Афанасий Зоитакис расскажет о святом Косме Этолийском Святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. 5 февраля, 2015 Святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. 9 февраля в лектории «Правмира» состоится лекция историка Афанасия Зоитакиса «Равноапостольный Косма Этолийский (житие, пророчества, учение, иконография и народное почитание)». Имя священномученика равноапостольного Космы Этолийского мало известно в России. Между тем, масштаб этого святого поистине вселенский. Недаром Церковь почитает его в равноапостольном чине. По божественному призванию он вышел в мир с проповедью к народам порабощенных турками Балкан, открывал школы, проповедовал Евангелие, укреплял народное единство. Кроме того, святой оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем человечества. Он по праву считается великим пророком нового времени. Афанасий Георгиевич Зоитакис — кандидат исторических наук, в 2004 г. окончил Исторический факультет МГУ по кафедре Новой и Новейшей истории стран Европы и Америки. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец» (научный руководитель – доц. О.Е.Петрунина). Участник международных научных и церковных конференций. Область научных интересов – история Церкви, история Греции и Балкан, новая и новейшая история, история монашества и монастырей, православный традиционализм, исихазм, старчество. Дата и время начала мероприятия: 9 февраля , 19.00 Место проведения: Культурный центр «Покровские ворота», Москва, ул. Покровка, д. 27, стр. 1. ( на карте ).Телефон для справок +7-495-223-58-10 www.dbiblio.org . Вход платный. Цена билета 170 р. Билеты можно приобрести при входе.  Доступны абонементы на полгода (цена 1000 рублей). Просветительский лекторий портала «Правмир» работает с зимы 2014-го года. За это время прочитано более 20-ти лекций. Среди лекторов – преподаватели духовных и светских вузов, учёные и популяризаторы науки. Видеозаписи и тексты всех лекций публикуются на  сайте .

http://pravmir.ru/v-lektorii-pravmira-af...

Митрополит Сиатистский Павел (Элладская Церковь): Современные школы – это пытка для детей 29 августа, 2011. Новостная служба Митрополит Сиатистский Павел (Элладская Церковь) высказался о современных тенденциях в образовательной системе и в социальной жизни в целом. 29 августа. ПРАВМИР. Митрополит Сиатистский Павел (Элладская Церковь) высказался о современных тенденциях в образовательной системе и в социальной жизни в целом. Он заявил, что сейчас все стремятся изменить нашу историю. Митрополит сослался на Косму Этолийского, и сказал, что наверняка святой хотел бы, чтобы в школах дети узнавали правду, и если бы он увидел, что сейчас происходит в современных школах, то снес бы их. Также епископ Павел выразил мнение, что многие молодые люди разрушают свою жизнь, принимают наркотики, и все это – последствия неправильных действий образовательных учреждений, которые не могут объяснить детям, для чего они живут. Современная школа – это пытка для детей, заявил митрополит. Когда-то турки хотели искоренить христианскую веру в стране, а теперь глобализация, пришедшая в Грецию, грозится превратить греческий народ в безликую массу без веры и без любви. Архиерей заявил, что сейчас все глобализационные силы стремятся к тому, чтобы заставить греков забыть свою историю. И что он видит перед собой войну греков с ужасом современности, пытающимся сокрушить греческую нацию раз и навсегда. В заключение своей речи митрополит сказал, что покойный архиепископ Афинский Христодул предупреждал о том, что все силы поднимутся в ближайшее время, чтобы бороться с Церковью. Нынешний кризис – это один из знаков начинающейся борьбы, заключил митрополит Павел. Справка: Равноапостольный священномученик Косма, в миру Константин, был родом из Этолии. До 20 лет не знал алфавита. Жаждущий знаний, он обучался сначала на родине под руководством архидиакона Анании Дервишана, а затем завершил своё образование на Святой Афонской Горе, в Ватопедском училище. Оставшись на Афоне в Филофеевской обители для преуспевания в духовных трудах, он был пострижен там в иноческий чин с именем Косма, а затем рукоположен в иеромонаха.

http://pravmir.ru/mitropolit-siatistskij...

Афон (θως). Монастырь Филофей. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Монастырь Филофей – один из старейших на Святой Горе. Его летопись повествует, что в 973 году «на месте, где теперь стоит соборный храм, существовало прежде идольское капище». Монастырь был основан современником и ближайшим сподвижником прп. Афанасия Афонского св. Филофеем. В честь него и названа обитель. Первое упоминание монастыря встречаем в рукописи, датируемой 1015 годом, а к XII веку Филофей разрастается и становится одним из наиболее известных афонских монастырей. Император Андроник II Палеолог после знакомства с игуменом обители Макарием назначает его духовником дворца. Он оказывает монастырю большую помощь и жертвует ряд земель за пределами Святой Горы. В XIV веке в Филофее подвизалось много сербских и болгарских иноков. В этот период обитель получала поддержку у византийских, сербских и грузинских правителей. Соборный храм Филофея был построен в 1746 году на месте существовавшего здесь ранее храма X века. В 1752 году он был расписан мастерами Константином и Афанасием. Фрески литийного притвора относятся к более позднему периоду (1765). Иконостас в кафоликоне из старого храма и паломникам стоит обратить на непривычно большие иконы двунадесятых праздников XVI века. Пожар 1871 года уничтожил все монастырские постройки, кроме собора, библиотеки и трапезной. На следующий год началось восстановление обители. 1973 год – время возвращения Филофеу к общежительному уставу. В обители подвизалось много подвижников. В лике святых прославлены игумены Филофея: Феодосий (+1410), Симеон и Дионисий Олимпийский (XVI в.), сщмч. Дамиан (+1568) и его сподвижник, преподобный Дометий. В Филофее принял постриг великий святой Нового времени равноапостольный Косма Этолийский. С Филофеем связаны имена известных современных подвижников Иосифа Исихаста и его ученика старца Ефрема. Последний основал более десяти православных обителей в США и Канаде. Отцы Филофея духовно окормляют три женских монастыря: Архангелов на острове Фасос, Одигитрии в Пилио и Иоанна Предтечи в городе Серрес.

http://sobory.ru/article/?object=42050

В Греции состоялось Всеправославное совещание по вопросам ересей и парарелигий 24 ноября 2016 г. 11:03 С 31 октября по 2 ноября 2016 года в городе Агринио (Греция) состоялось XXVIII Всеправославное совещание уполномоченных Поместных Православных Церквей и митрополий Элладской Православной Церкви по вопросам ересей и парарелигий на тему «Еретические и оккультные представления о человеке и права человека». Конференция, организованная Комитетом Священного Синода Элладской Православной Церкви по вопросам ересей под эгидой Блаженнейшего Архиепископа Афинского Иеронима , проходила под руководством председателя этого Комитета митрополита Ларисского и Тырнавского Игнатия при участии митрополита Этолийского и Акарнанийского Космы. На совещании присутствовали: архиепископ Критский Ириней, митрополиты Кидонийский и Апокоронский Дамаскин ( Константинопольский Патриархат ), Птолемаидский Эммануил ( Александрийский Патриархат ), Неврокопский Серафим ( Болгарский Патриархат ), Глифадский Павел, Левкадский и Ифакийский Феофил, Никопольский и Превезский Хризостом, Артский Игнатий, Коринфский Дионисий, архиепископ Лиддский Димитрий ( Иерусалимский Патриархат ), представители светских властей города. С приветственным словом участникам конференции выступил губернатор Агриниона Георгий Папанастасиу. В совещании участвовали десять уполномоченных Поместных Православных Церквей — Константинопольской, Александрийской, Иерусалимской, Русской, Сербской , Румынской , Болгарской, Кипрской , Польской , Элладской, а также более ста представителей митрополий Элладской Православной Церкви, профессора Афинского, Фессалоникийского и Софийского (Болгария) университетов. В качестве уполномоченного представителя Русской Православной Церкви в конференции участвовал игумен Феофан (Лукьянов) , заведующий Сектором протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. После молебна, который возглавил митрополит Этолийский Косма, были оглашены послания Предстоятелей Поместных Православных Церквей. От имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла послание участникам направил митрополит Волоколамский Иларион , председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/4697834.ht...

В Москву в дар Церкви принесена с Афона икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта 24 января, 2012. Новостная служба Принесение иконы в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения». Организаторы акции имеют целью рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников. 24 января. ПРАВМИР. В Москву доставлена икона новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв, написанная на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru . В аэропорту Домодедово икону встретили представители Издательства Московской Патриархии, Посольства Греции, российской греческой общественности. Принесение иконы в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции «От Рождества до Воскресения». Организаторы акции имеют целью рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников. На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, исповедник Иоанн Русский и другие святые. Мемориальная акция «От Рождества до Воскресения» пройдет в течение 2012 года в Москве, Ростове-на-Дону, Алма-Ате и на Святой Горе Афон. В ней примут участие афонские монахи, представители епископата и духовенства Константинопольской, Элладской и Кипрской Церквей, общественности России, Греции, Кипра, дипломатического корпуса стран православной традиции и греческой диаспоры Казахстана, где живут потомки погибших за веру во времена оттоманского правления. Центральным событием мемориальной акции в Москве станет посвященный святым мученикам и исповедникам Христовым Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX веков концерт-реквием «Исповедники Православия после гибели империи», который состоится в рамках церемонии закрытия XX Рождественских международных образовательных чтений 25 января в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя.

http://pravmir.ru/v-moskvu-v-dar-cerkvi-...

Встреча иконы в московском аэропорту " Домодедово " 23 января 2012 г. 04:36 В Москву принесена икона новомучеников и исповедников Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта, пострадавших в период оттоманского владычества Икона новомучеников и исповедников Христовых Эллады, Кипра, Малой Азии и Понта XV-XX вв, написанная на Святой Горе Афон в дар Русской Православной Церкви, прибыла в Москву в воскресенье. Принесение этого образа в Россию открывает программу российско-греческой мемориальной акции " От Рождества до Воскресения " . Как заявил ЦВ монах Симеон (Манакос), представитель монастыря Дионисиат в Священном Киноте Святой Горы Афон, сопровождающий святыню, " организаторы акции «От Рождества до Воскресения» взяли на себя важную миссию – рассказать как можно большему числу людей в России и в Греции о подвиге греческих новомучеников " . На иконе изображены равноапостольный священномученик Косма Этолийский, новомученик Ахмет Краснописец Константинопольский, новомученик Дука, портной Митилинский, новомученик Михаил Смирнский, а также исповедник Иоанн Русский и другие святые. " Икону мы планируем передать Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу вместе с аудиокнигами рассказов о тайных христианах и новых мучениках греческих и будем просить помощи Его Святейшества, чтобы о греческих новомучениках узнали больше в Русской Церкви. После падения Константинополя многие ромеи погибли защищая свою веру. Множество людей в Элладе, Кипре, Понте стали теми, кого мы называем греческими новомучениками. Есть аналогия с российскими мучениками и исповедниками в советский период, в России многие тысячи явили великие подвиги и отстояли веру для современных поколений. Это наше общее духовное наследие и мы в нем живем и молимся " , - также рассказал отец Симеон. В свою очередь один из организаторов мемориального форума Павел Илларионов, пояснил ЦВ: " До революции в России сохранялась память о мужестве православных народов, находившимся под турецким владычеством. Русская Церковь почитала греческих, сербских и болгарских святых, погибших за веру. Эта память даже во многом определяла восточную политику Российской Империи. Теперь мы возрождаем эту традицию. Инициатором этого являются потомки тех греческих переселенцев, которые сегодня живут в странах бывшего СССР. Это продолжение духовного общения наших православных народов " .

http://e-vestnik.ru/news/v_moskvu_prines...

До недавнего времени русскому читателю было доступно только одно сравнительно информативное и достоверное описание жизни и трудов преподобного Никодима Святогорца : Климент (Зедергольм) , иером. О жизни и трудах Никодима Святогорца. СПб., 1998. Позднее была переведена на русский язык пространная биография, написанная известным писателем-афонитом: Феоклит Дионисиатский, мон. Преподобный Никодим Святогорец . Житие и труды/Пер. с греч. и примеч. О.А. Родионова. М., 2005. К сожалению, в этом труде содержатся многочисленные неточности (их был призван частично компенсировать аппарат примечаний, отличающий русское издание), а кроме того, большое место занимают рассуждения автора – подчас в ущерб информативности. Тем не менее это наиболее широко распространенное в греческом мире жизнеописание святого, откуда на протяжении десятилетий черпают сведения о нем другие исследователи его творчества. Информацию о жизни и издательской деятельности святого Никодима русский читатель может также почерпнуть из книги: Зоитакис А.Г. Традиционное просветительство в Греции в XVIII веке: Косма Этолийский и Никодим Святогорец . М., 2008 (см., особенно, с. 16–24, 96–118). Житие преподобного Никодима, составленное его собратом – иеромонахом Евфимием Ставрудасом, доселе не издано в русском переводе (греч. издание текста этого Жития, а также Краткого жития, написанного сподвижником преподобного Никодима монахом Онуфрием Ивиритом: Νικοδημο πιλαλη (εκδ.). О πоωτοτνπο Вιο τον Αγοειτον (1749–1809). O ποωτοτνποι Bιoι τον Aγιου, ητοι Ενθνμον «Στανονδα» και οναχον Oνουφιον Ιβηιτου/Кιτικο κεμενo, εισαγωγη, σχολια, σημειωσει. Αγιον Оос – Αθηνα, 2007). Из других значимых описаний жизни и творений преподобного Никодима заслуживают упоминания следующие: Citterio Е. Nicodemo Agiorita//La theologie byzantine et sa tradition (XIII–XIXs.). Turnhout, 2002. P. 907–978; Georges Marnellos, archipretre. Saint Nicodeme l’Hagiorite (1749–1809) maitre et pedagogue de la Nation Grecque et de l " Eglise Orthodoxe. Θεσαλονικη, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010