Афонские святые и старцы о Пасхе Agionoros.ru публикует отрывки из поучений афонских подвижников, посвящённых Светлому Воскресению Христову. 6 мая, 2013 Agionoros.ru публикует отрывки из поучений афонских подвижников, посвящённых Светлому Воскресению Христову. Agionoros.ru публикует отрывки из поучений афонских подвижников, посвящённых Светлому Воскресению Христову. Святой Равноапостольный Косма Этолийский Некоторые (у кого диавол живёт в сердце) говорят, что нет воскресения и никто никогда не видел воскресших мертвецов. Но не все ли присутствующие здесь до своего рождения были мёртвыми? Как Бог смог возвести нас из чрева матери, так возведёт нас и из чрева земли. Чрево матери в этом смысле разве чем-то отличается от гроба? Разве не видим явно воскресение? Когда мы спим, разве не походим на умерших? Что такое сон? Маленькая смерть. А смерть? Большой сон. И как пшеничный колос, падающий на землю, не прорастёт, если не размякнет и не разложится под дождём, так и мы, умирая и ложась в гроб, не воскресли бы, если бы сам Христос первым не сошёл во гроб, даровав нам жизнь вечную. Разве не видите, как Господь каждый день возводит из земли травы? Знания нам нужны, христиане, чтобы мы понимали, что нам даровал Бог. Накануне святой Пасхи мы красим яйца. Яйцо символизирует мир (такой же круглый и бренный), а красный цвет – честную Кровь Христову, пролитую Им за весь мир, чтобы освободить его из рук диавольских. Следует нам радоваться и благодарить Христа, ставшего человеком, пострадавшего за нас и вырвавшего из рук диавола. Но в то же время надо плакать и скорбеть непрестанно о наших грехах, из­-за которых столько страданий претерпел наш Спаситель. Мы же, несчастные, не делаем самой малости ради любви к Нему. Горе нам! Какой ответ мы дадим перед Богом? Косма Этолийский «Слова» Старец Софроний (Сахаров) До пришествия Христа, Еврейская Пасха — в воспоминании исторического события: перехода чрез Чермное море Израильского народа, избавленного от египетского рабства, прототипа всех прочих рабств. Христианская же Пасха есть избавление от рабства греху и смерти; переход от частных и ограниченных положений к универсальным, Божественным; восхождение от земных форм бывания к небесным, к бессмертию. И заповедано нам совершать её в Его воспоминание (Лк. 22, 19), во Имя Его. Он — истинный центр всего мироздания — является сосредоточием нашего внимания: “Все произошло чрез Него, и без Него не начало быть ничто, что произошло” (Ин. 1,3). В этом радикальное изменение характера нашего Пасхального торжества. Вся Литургия в её существенном содержании есть не что иное, как воспоминание о Нем, а не о каком-либо историческом факте. “Воспоминание”, понимаемое как живое вхождение в сферу Духа Христа, в Его Божественном и земном измерениях. Он — смысл и свет Христианской Пасхи.

http://pravmir.ru/afonskie-svyatye-i-sta...

Афонские святые и старцы о посте и воздержании Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста 14 марта, 2014 Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста Отрывки из поучений афонских подвижников, посвящённых посту, молитве и воздержанию. Святитель Григорий Палама Святитель Григорий Палама Кто воздержанием очистит свое тело, силои Божиеи любви сделает свою волю и свое желание опорои добродетелеи, а ум в просветленнои молитве отдаст Богу, тот получит и увидит в самом себе благодать, обещанную всем, кто чист сердцем. Тогда он сможет сказать вместе с апостолом Павлом: “Бог, велевшии из тьмы воссиять свету, воссиял в наших сердцах, чтобы просветить нас познанием славы Божиеи в лице Иисуса Христа”. “Это сокровище”, говорит апостол, “мы носим в скудельных сосудах” (2 Кор. 4, 6–7) Равноапостольный Косма Этолийский Равноапостольный Косма Этолийский Да будет препрославлен Бог, даровавший нам три способа борьбы с диаволом: исповедь, пост и молитву. Когда срезаешь дерево, его ветви сразу засыхают, а если поливаешь его корень, – ветви наполнены силой. Так и вас, родителей, можно уподобить дереву: вы корень ваших детей, и когда вы «поливаете» себя постами, молитвами, милостыней и добрыми делами, Бог хранит и ваших чад. А если вы «засыхаете» от грехов, Бог умерщвляет и ваших детей, отправляя вас в ад вместе с ними. если яблоня даёт кислые яблоки, кто виноват: яблоня или яблоки? яблоня. Итак, поступайте правильно вы, родители, чтобы и ваши “яблоки” становились сладкими. Преподобный Никодим Святогорец Некоторые, соблюдая положенные посты, не отказываются, однако ж, удовлетворять желание поесть вдоволь и сладко, чем вполне уничтожается достоинство поста. Преподобный Никодим Святогорец Согласно святому Григорию Синаиту, существует три степени удовлетворения голода: воздержание — когда после еды остается еще чувство голода, доволь — когда не испытываешь голода и не отягощаешься, и сытость — когда отягощаешься немного. Так что если ты не в состоянии соблюдать первые две степени, то хоть не объедайся, помня слова Господа: Горе вам, насыщеннии ныне, яко взалчете (Лк. 6, 25) и того богатого, который каждый день пировал. Бойся его участи, ведь ради довольства, воспринятого им в сей временной жизни, он лишился лона Авраамова и молил, чтобы ему прохладили гортань смоченным в воде пальцем. Святитель Василий Великий советует юным не только не насыщаться вдоволь, но и не есть досыта.

http://pravmir.ru/afonskie-svyatye-i-sta...

В Греции почтили память святого равноапостольного Космы Этолийского Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. 3 сентября, 2014 Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. В этом году исполняется 300 лет со дня рождения и 235 со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского. 24 августа (день памяти святого по новому стилю) торжественные богослужения прошли во всех епархиях Элладской Православной Церкви. AgionOros.ru расскажет о наиболее заметных событиях. Эпицентром торжеств стал монастырь Космы Этолийского в Мегало Дендро (селении где в 1714 году родился Святой). Вечером 23 августа была отслужена Вечерня. Её возглавил митрополит Гортинский Иеремия, которому сослужили митрополиты Навпактский Иерофей и Этолийский Косма. В своей проповеди митрополит Иеремия призвал православных “изучать житие и учение великого Святого, и на их основе строить свою жизнь”. Утром 24 августа в соборном храме монастыря Космы Этолийского была отслужена Божественная Литургия. Со словом к собравшимся обратился митрополит Навпактский Иерофей (Влахос). Он охарактеризовал святого Косму как “носителя подлинного афонского духа”. Владыка провёл паралели между святым Космой и современными афонскими старцами: преподобным Порфирием Кавсокаливитом (как и Косму Этолийского его отличала любовь к Богу, пророческий дар и прозорливость), Паисием Святогорцем (чистое сердце, аскетическая жизнь и любочестие), Моисием Святогорцем (апостольское рвение, проповедь Евангелия в миру). 25 августа в Этолийском городе Фермо прошёл традиционный Крестный ход с чудотворной иконой равноапостольного Космы Этолийского. Крестный ход начался в монастыре Космы Этолийского в Мегало Дендро. По пути была сделана остановка в храме великомученика Димитрия Солунского, где митрополиты Гортинский Иеремия, Навпактский Иерофей и Этолийский Косма отслужили Вечерню. Следующая остановка была сделана в храме Успения Пресвятой Богородицы, после чего на центральной площади Фермо была совершена лития.

http://pravmir.ru/v-gretsii-pochtili-pam...

Пророчества святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца об освобождении Балкан и Константинополя Преподобный Косьма Этолийский В 1-м послании к коринфянам апостол Павел перечисляет дары Святого Духа Церкви Христовой: «Каждому дается прояв­ление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». (1 Кор. 12: 7–10). Всеми этими дарами Господь щедро наградил Своих учеников и апостолов: неграмотные рыбаки стали богословами, пророками и учителями. Они проповедовали Евангелие правды во всем мире, совершали удивительные чудеса, а в конце жизни удостоились принятия мученического венца. Святая Церковь называет равноапостольным и святого Косму Этолийского не случайно. Будучи пламенным и искренним проповедником, он еще при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины. Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Косма Этолийский оставил множество поразительных по точности пророчеств о будущем всего человечества (о научных изобретениях, войнах, экологических катастрофах). Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые еще ожидают своего исполнения. Это не выдумки в духе лже-пророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в диавольские сети и сохранить в чистоте веру православную. Каждый город, каждое селение, где был святой Косма, хранят его пророческое слово. Многие предсказания святого дошли до нас не только в письменном виде, но и как устные рассказы. Люди с детства воспитывались по заветам святого, поэтому даже сегодня нет в Греции человека, незнакомого с пророчествами Космы Этолийского. Многие его предсказания связаны с конкретными областями, и не могут быть поняты без знания местных реалий и исторического контекста. Некоторые, напротив, связаны с судьбами вселенского Православия и современного мира. Большинство пророчеств святого Космы сохранилось до наших дней. Что-то из предсказаний известно уже по книгам, рукописям и кодексам XVIII–XIX веков. Во время Второй мировой войны учитель одной из школ Северного Эпира нашел сборник из 72 пророчеств, записанных в Коране на албанском языке. Пророчества святого были столь жизненно необходимы, популярны и важны для народа, что люди не хотели расставаться с его словами даже в период жестоких гонений и «спрятали» пророчества великого православного святого в священной книге мусульман.

http://pravoslavie.ru/1391.html

Равноапостольный Косма Этолийский: Притчи Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым. 8 сентября, 2014 Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым. Притча об Ангеле — Притча о духовнике — Притча о фальшивых монетах и настоящем алмазе 1. Однажды некий подвижник попросил Господа даровать ему знание многих откровений и тайн. По дороге к одному селению он встретил Ангела, но принял его за простого человека. Они нашли дохлую лошадь. Аскет зажал нос руками, Ангел – же нет. Прошли немного и увидели дохлого быка. Отшельник вновь закрыл нос, а Ангел – нет. Наткнувшись на дохлую собаку, подвижник снова схватился за нос, а Ангел – нет. У самого села путники увидели прекрасную деву в дорогих нарядах с украшениями. Тогда уже Ангел зажал нос руками (крылами). Видя это, отшельник спросил: «Кто ты, Ангел, человек или диавол? При виде дохлых, смердящих лошади, быка и собаки, ты не отворачивал свой нос от них, а теперь, когда мы встретили прекрасную девушку, ты закрываешь его руками? Тогда Ангел открыл себя отшельнику и сказал ему: «Ничто так не противно Богу, как гордость». Произнеся эти слова, он тотчас стал невидимым. Аскет же устремился назад в свою келью, где стал плакать о своих грехах, прося Бога хранить его от западней диавола, не давать ему впасть в гордость и погубить свою душу. 2. Некий человек исповедался пятнадцать лет у одного духовника. Однажды он пришёл к нему на исповедь и застал его за грехом блуда. – Горе мне, я столько лет ему исповедовался – теперь меня ожидает ад, – воскликнул тогда он. Всё, что он мне простил, осталось непрощённым. Сказав это, он тотчас ушёл. По дороге его начала мучить жажда. Неподалеку он увидел текшую там воду, которая была такой чистой, что он воскликнул: – Если эта вода столь чиста и прозрачна, то насколько чище её источник! Наклонился и стал пить. После этого он дошёл и до источника этой воды, которая текла из пасти одного пса. Человек тяжело вздохнул и сказал:

http://pravmir.ru/ravnoapostolnyiy-kosma...

Преподобный Евгений Этолийский Память 5/18 августа Святой Евгений родился в 1595 году в этолийской деревне. В том же селении впоследствии появился на свет новый апостол святой Косма, ставший его учеником. Совсем молодым Евгений убежал из дома от притеснений мачехи и нашел убежище во Влохском монастыре, где воспитывался у иеромонаха Арсения. Впоследствии Арсений взял ученика с собой в небольшой монастырь Божией Матери в Тровате для завершения монашеского воспитания. Через некоторое время они прибыли на Святую Гору Афон. Учитель, желая отправиться паломником по святым местам, оставил Евгения, незадолго до того рукоположенного в диакона, в Ксиропотамском монастыре у Харалампия, епископа на покое. Под его руководством Евгений совершенствовался в греческом языке, а когда узнал, что духовный отец убит арабами, вернулся в Троватский монастырь. Во время паломничества в Святую Землю он остановился в Александрии. В этом городе в 1619 году Евгений принял сан священника от патриарха Кирилла Лукариса, который по достоинству оценил его добродетели и высокий культурный уровень. Свою первую литургию святой Евгений отслужил на горе Синай, а затем несколько месяцев был клириком церкви святого Константина в Иерусалиме. Вернувшись на родину (1622) и вновь обретя товарищей по подвигу, он захотел дополнить свое образование, что в те годы было сложным и дорогостоящим делом, поскольку Греция находилась под турецким игом. Он учился в школах Трикалы и Кефалонии, а затем на Закинфе у знаменитого учителя Феофила Коридалевса, который увидел в Евгении избранную душу и поселил у себя. Через восемь лет Коридалевс был призван в Константинополь Кириллом Лукарисом, который был в пятый раз избран патриархом, и взял с собой ученика. Евгений, однако, обличал Коридалевса в его заблуждениях относительно таинства Евхаристии и в приступах гнева. Страдая от гонений, обрушившихся на Кирилла Лукариса и приведших к его казни (1638), видя Церковь, разрываемую политическими интригами и подчиненную чуждым ей интересам, Евгений решил посвятить жизнь защите Православия. Такая позиция навлекла на него ненависть нового пролатински настроенного патриарха Кирилла Кондариса. Тот распорядился провести у Евгения обыск в поисках службы в честь Кирилла Лукариса, которого он почитал как мученика. Приведенный в Патриархат, Евгений защищал память своего благодетеля перед патриархом, который, впав в ярость, лишил его священнического сана и выгнал. Вскоре сам Кондарис впал в немилость и был убит турками.

http://pravoslavie.ru/55498.html

Пророчества святого Космы Этолийского о современном кризисе Это не выдумки в духе лжепророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Господа Иисуса Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в дьявольские сети и сохранить в чистоте веру православную. 14 июня, 2012 Это не выдумки в духе лжепророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Господа Иисуса Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в дьявольские сети и сохранить в чистоте веру православную. AgionOros.ru начинаеет цикл публикаций пророчеств афонских святых и старцев. Первая статья посвящена предсказаниям святогорского подвижника Космы Этолийского (1714-1779). Этот святой, прославленный Церковью в равноапостольном чине, был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой Косма Этолийский оставил уникальные, поразительные по точности пророчества о будущем развитии человечества. Это не выдумки в духе лжепророчеств пресловутого Нострадамуса, имеющие целью увести человека от Господа Иисуса Христа, а подлинные свидетельства Святого Духа, призванные помочь нам не попасть в дьявольские сети и сохранить в чистоте веру православную. Святой своим пророческим взглядом видел, с какими глобальными проблемами столкнется современное общество. Многие из них сейчас только зарождаются, и, вероятно, со временем будут приобретать еще больший размах. Быть может, говоря о непереносимых налогах, невозможности получить правдивую информацию и крахе образовательной системы, Святой имел в виду какие-то события будущего. Тем не менее, уже сегодня, в нашей повседневной жизни мы вполне можем проследить тенденции, о которых Святой Косма неоднократно упоминал. Некоторые пророчества святого Космы напрямую связаны с греческим экономическим кризисом. По крайней мере так утверждают многие церковные и общественные деятели, экономисты и политологи. Слова пророчеств активно обсуждаются в греческой прессе, по телевидению и в интернете.

http://pravmir.ru/prorochestva-svyatogo-...

28 октября в Москве откроется конференция, посвященная Паисию Святогорцу и св. Косме Этолийскому Москва, 24 октября 2014 г. Во вторник 28 октября в Москве пройдет конференция, посвященная Паисию Святогорцу и св. Косме Этолийскому. В конференции, которая пройдет в день греческого национального праздника Дня “Охи”, примут участие священнослужители, богословы, ученные из ведущих российских вузов, деятели культуры и представители общественности. Напоминаем, что вход на концеференцию свободный (при наличии документа, удостоверяющего личность).      В 2014 году исполняется 300 лет со дня рождения и 235 со дня мученической кончины равноапостольного Космы Этолийского , а также 90 лет со дня рождения и 20 лет со дня преставления старца Паисия Святогорца . Организатором международной научно-богословской конференции, приуроченной к этим юбилейным датам, выступил Издательский Дом «Святая Гора» . Содействие в проведении конференции оказывает Фонд сохранения духовно-нравственной культуры " ПОКРОВ " . В конференции примут участие священнослужители, богословы, ученые из ведущих российских вузов, деятели культуры и представители общественности. Выступит московский хор византийского церковного пения «Псалтика». Кроме того, состоится премьерный показ видеоматериалов, содержащих воспоминания людей, близко знавших старца Паисия Святогорца (съемки 2014 года).      Также будут исполнены фрагменты концерта-реквиема «Исповедники Православия после гибели империи» (режиссер К. Харалампидис): известными актерами будут прочитаны отрывки из поучений Космы Этолийского и Паисия Святогорца. Программа конференции: 1. Петруня О. Э., доцент кафедры Философии и социальных коммуникаций МАТИ им. Циолковского. «Современное информационное общество в свете пророчеств равн. Космы Этолийского и старца Паисия». 2. Бородаев В.А., профессор, доктор исторических наук (Исторический ф-т МГУ имени Ломоносова). «Православная и инославная миссия в Латинской Америке». 3. Священник Александр Шумский, клирик храма святителя Николая в Хамовниках, член союза писателей России. «Косма Этолийский и современность».

http://pravoslavie.ru/74592.html

     «Вокруг творится какой-то ад», – говорят многие. Ты смотришь новости и просто заболеваешь Когда мы смотрим новости, слушаем радио и т.д., то видим, что наша жизнь становится всё труднее и труднее. «Вокруг творится какой-то ад», – говорят многие. Ты смотришь новости и просто заболеваешь. Слышишь о событиях, происходящих совсем рядом с твоим домом, поражаешься и говоришь: «Куда же мы катимся? Почему у нас такая жизнь? Неужели она не могла быть другой, неужели она не могла быть раем?» Она могла бы быть раем. Бог создал нас на радость, а не на страдание. Бог привел нас в этот мир не для того, что делать нашу жизнь сущим адом, а чтобы мы жили мирно, тихо, радостно, созидательно. Чтобы проводили активную, но в то же время смиренную и спокойную жизнь. Чтобы у нас были свои повседневные дела, хорошие занятия, семья, близкие, приятели, что-то созидательное, скромное, с любовью… Кто же не мечтает об этом? Однако наша жизнь не такова, наоборот – она крайне напряженная, трудная, полностью выматывающая, тленная. То есть она приносит нам болезнь, старит раньше времени, и мы не знаем, чем это всё кончится. Из Евангелия и Откровения нам известно, что пока Христос принимает нас, мир будет идти от плохого к еще более худшему. Для нас это очевидно. Но мы, несмотря на это, ищем других объяснений событиям – научных, политических, геофизических, магических, да, даже магических, оккультных, и только Божественных, таких, которым учат нас Церковь и Христос наш, мы не принимаем.      Половина Греции полыхает в пожарах, но сколько людей принимает этот призыв к покаянию? Всего несколько христиан. Остальные действуют по-мирски, что, конечно же, неплохо – в том смысле, что человеку, у которого горит дом, ты действительно должен предоставить новый дом, а голодному дать еду. Это так, но ты знаешь, что говорит святой Косма Этолийский ? «Когда кормишь ребенка, поставь перед ним икону Христа, чтобы он научился связывать еду с Богом, и скажи ему: “Дитя мое, то, что ты ешь, оно не мое, это Бог мой дает мне! Бог дал мне здоровье, и я работаю. Бог дает нам еду, и мы кушаем. Мама приготовила тебе поесть, но это Бог послал дождь, и земля дала плод…»

http://pravoslavie.ru/87121.html

Архив Пн Предстоятели Русской и Элладской Православных Церквей совершили Божественную литургию в храме великомученика Пантелеимона в Афинах 2 июня 2013 г. 18:30 2 июня 2013 года, в неделю пятую по Пасхе, о самаряныне, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Иероним II совершили Божественную литургию в афинском храме святого великомученика и целителя Пантелеимона Ахарнон. Предстоятелям Русской и Элладской Церквей сослужили члены официальной делегации Московского Патриархата: председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов , секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук, помощник председателя ОВЦС протодиакон Владимир Назаркин. В числе иерархов Элладской Православной Церкви, сослуживших за воскресной Литургией, — митрополит Филиппский, Неапольский и Фасосский Прокопий, митрополит Этолийский и Акарнанийский Косма, митрополит Сисанийский и Сиатистийский Павел, митрополит Коринфский Дионисий, епископ Христианупольский Прокопий и епископ Диавлийский Гавриил. В алтаре молились глава Автономной Синайской Архиепископии архиепископ Синайский, Фаранский и Раифский Дамиан, архипастыри Элладской Церкви. В храме присутствовали председатель Комитета Государственной Думы по регламенту и организации работы,  президент Межпарламентской ассамблеи Православия С.А. Попов , глава Сергиево-Посадского муниципального района В.Н. Коротков, президент Международного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев. Богослужение, за которым молилось множество верующих, совершалось на греческом и церковнославянском языках. Святейший Патриарх Кирилл произносил некоторые возгласы на греческом языке. За Литургией пели византийский хор святого Дионисия под управлением г-на Папандопулоса и сводный русский хор Панагия Сумела (регент — Ангелина Соху).

http://patriarchia.ru/db/text/3014578.ht...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010