10 всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. Т.е. и чистые, и нечистые животные (Лев., гл. 11). 10 заколи и ешь. Петр, правоверный иудей, был голоден, но не мог нарушить ветхозаветные указания Божий относительно употребления в пищу нечистых животных (ст. 14). 10 что Бог очистил. Посредством этой образной картины Бог сообщает Петру, что изменил установления о ритуальной чистоте. 10 трижды. Видение повторилось, чтобы оно запечатлелось у Петра. Троекратное повторение это признак абсолютной истинности явления (ср., напр., Ис. 6,3 : «Свят, свят, свят»). 10 В следующий день. Путники прошли пятьдесят километров, разделяющие Иоппию и Кесарию, за два дня. 10 Когда Петр входил. Степень духовного возрастания Петра была уже такой, что он мог войти в дом язычника (ст. 28). поклонился, пав к ногам его. Корнилий преисполнился благоговейного почтения к Петру, поскольку Сам Бог повелел ему призвать апостола. 10 мне Бог открыл. См. ст. 15 и ком. 10 Бог нелицеприятен. Евангелие обращено как к иудеям, так и к язычникам (1,8; Рим. 1,16 ). 10 боящийся Его и поступающий по правде. Страх Божий ведет к вере в Бога и доверию к Богу, а также к праведной жизни. 10 благовествуя мир чрез Иисуса Христа. Т.е. примирение с Богом кровью Иисуса ( Еф. 2,13.14 ). Сей есть Господь всех. Иисус Господь и иудеев, и язычников. 10 Дух Святый сошел на всех. Т.е. получили спасение через возрождение Духом ( Тит. 3,5.6 ). 10 верующие из обрезанных... изумились. Правоверные иудеи, которые не были свидетелями видения Петра, не могли осознать, что Бог дарует спасение нелицеприятно. 10 креститься водою. Подлинное возрождение, покаяние, вера и исповедание естественно приводят к крещению явному знаку внутреннего спасительного действия Святого Духа. 10 во имя Иисуса Христа. Прощение грехов даруется посредством имени Иисуса (ст. 43), т.е. через принятие Христа как Спасителя. Глава 11 11 обрезанные. Христиане из иудеев. 11 к людям необрезанным. Имеются в виду необрезанные язычники Корнилий и его домашние.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1. Корнилий был не иудей и не жил по закону (иудей­скому), но уже следовал нашему образу жизни. Обрати вни­мание на двух уверовавших, которые оба были сановниками, – на евнуха из Газы и этого, – и на то, как велико было об них попечение (Божие). Но не подумай, чтобы это – за их сан. Нет, не за то, – да не будет! – но за благочестие. Для того и замечено о сане, чтобы более явно было их благочестие. Когда кто бывает таким среди богатства и власти, то это более до­стойно удивления. Великая похвала первому, что он предпри­нял такое путешествие, что на пути, когда время не благоприят­ствовало, занимался чтением, что, сидя на колеснице, пригла­сил к себе Филиппа, и за весьма многое другое; великая (по­хвала) и последнему, что он творил милостыни и молитвы, и был благочестив при такой начальственной должности. По­этому естественно (писатель) упоминает и о должности этого мужа, чтобы кто-нибудь не сказал, что повествование Писаний не точно. " Из полка " , говорит, " называемого Италийским " . " Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим " .  Говорит  это для того, чтобы ты не подумал, будто случившееся с ним сделано ради (его) сана. Когда нужно было обратить Павла, то является не ангел, но сам Господь; и посылает его не к кому-либо из двенадцати, но к Анании. А здесь, напротив: посылает верховного (апостола), подобно тому, как Филиппа к евнуху, снисходя к их слабости и научая, как должно поступать с такими (людьми). И Христос часто сам приходит к тем, которые страдают тяжко и сами не могут приступить (к Нему). Заметь, прошу, также и здесь новую похвалу милостыне, как там (в сказании) о Тавифе. " Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим " (ст. 2). Да услышат это те из нас, которые не заботятся о домашних. Он же заботился и о вои­нах и " творивший много милостыни народу " . Так были благоустроены у него и понятия, и жизнь. " Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! " (ст. 3). Для чего он видит ангела? Это – для удостоверения Петра, или лучше – не его, но остальных слабейших.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1. Корнилий был не иудей и не жил по закону (иудейскому), но уже следовал нашему образу жизни. Обрати внимание на двух уверовавших, которые оба были сановниками, на евнуха из Газы и этого, и на то, как велико было об них попечение (Божие). Но не подумай, чтобы это за их сан. Нет, не за то, да не будет! но за благочестие. Для того и замечено о сане, чтобы более явно было их благочестие. Когда кто бывает таким среди богатства и власти, то это более достойно удивления. Великая похвала первому, что он предпринял такое путешествие, что на пути, когда время не благоприятствовало, занимался чтением, что, сидя на колеснице, пригласил к себе Филиппа, и за весьма многое другое; великая (похвала) и последнему, что он творил милостыни и молитвы, и был благочестив при такой начальственной должности. Поэтому естественно (писатель) упоминает и о должности этого мужа, чтобы кто-нибудь не сказал, что повествование Писаний не точно. " Из полка " , говорит, " называемого Италийским " . " Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим " . Говорит это для того, чтобы ты не подумал, будто случившееся с ним сделано ради (его) сана. Когда нужно было обратить Павла, то является не ангел, но сам Господь; и посылает его не к кому-либо из двенадцати, но к Анании. А здесь, напротив: посылает верховного (апостола), подобно тому, как Филиппа к евнуху, снисходя к их слабости и научая, как должно поступать с такими (людьми). И Христос часто сам приходит к тем, которые страдают тяжко и сами не могут приступить (к Нему). Заметь, прошу, также и здесь новую похвалу милостыне, как там (в сказании) о Тавифе. " Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим " (ст. 2). Да услышат это те из нас, которые не заботятся о домашних. Он же заботился и о воинах и " творивший много милостыни народу " . Так были благоустроены у него и понятия, и жизнь. " Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий! " (ст. 3). Для чего он видит ангела? Это для удостоверения Петра, или лучше не его, но остальных слабейших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1678...

—41— обрезания и вообще Моисеева закона 512 . Почему Господь устраивает это принятие язычников в лоно христианской церкви чудесным образом? Зачем нужно было послание Ангела Корнилию? Зачем – троекратное чудесное видение Апостолу Петру и Господне истолкование сего видения? Все это потому и с той целью, чтобы сильнее подействовать на окрепшее среди иудео-христиан убеждение о невозможности язычникам принимать христианство без посредства Моисеева закона. Особое божественное повеление касательно принятия в церковь Корнилиева дома, обставленное чудесными явлениями, должно было говорить за истинность и, так сказать, согласие с волей Божьей этого события. Однако спутники Ап. Петра, хотя они, конечно, и были осведомлены об особом божественном велении о сем, однако, когда увидели, что в конце проповеди Апостола дары Духа Святого излились на язычников необрезанных, т. е. – иначе, что они видимо стали истинными христианами без посредства Моисеева закона, то – изумились (ξστησαν). Они изумились необычности и неожиданности подобного явления. Оно никак не мирилось с их убеждениями. Изумление их было так сильно, что они даже хотели своими советами воспрепятствовать св. Петру совершить над уверовавшими таинство крещения; в ответ на это именно сопротивление св. Петр и говорил: кто может запретить крестится водой тем, которые, как и мы, получили Св. Духа? 513 и замечательно: Ап. Петр в этом своем ответе ссылается единственно только на божественное веление, по которому совершилось это событие. Во всяком случае, если не сам он, то его спутники, могли помириться с совершившимся фактом, но только никак не на почве человеческих убеждений. – Но вот весть об обращении в христианство Корнилиева дома без посредства Моисеева закона дошла до других Апостолов и христиан; услышали Апостолы и братия бывшие в Иудеи, что и язычники приняли слово Божие 514 . И что же? Обрезанные христиане так были смущены этим —42— фактом, что, когда Петр пришел в Иерусалим, они упрекали его (διερνοντο πρς ατν) 515 . Их совесть не мирилась далее с самой возможностью обратиться Ап. Петру с проповедью к необрезанным язычникам. Как же это могло произойти, спросили они Петра, что ты ходил к людям необрезанным и ел с ними? 516 Св. Петр подробно передал им, как сам Бог повелел ему обратиться с проповедью к Корнилию, и как дары Святого Духа излились на уверовавших еще до окончания проповеди; итак, заключил он, если Бог дал им такой же дар, как и нам (т. е. обрезанным), уверовавшим в Господа Иисуса Христа, то кто же я, что бы мог воспрепятствовать Богу? 517 Последние слова Апостола предполагают, что если бы не было особого божественного указания, то он, быть может, и воспрепятствовал бы креститься необрезанным. И немощная совесть обрезанных христиан помирилась с этим событием, видя в нем участие самого Господа: видно и язычникам дал Бог покаяние в жизнь 518 – говорили они.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4) Приведенный пример апостола Петра, не принявшего поклонения от Корнилия, по воззрению сектантов служит будто бы неопровержимым доказательством, что святых не нужно почитать. Но в Библии существует не мало примеров, откуда видно, что святые люди не отвергают поклона, воздаваемого им. Так прор. Елисей не отвергает поклона ему до земли пророческих учеников, когда они увидали, что дух пророка Илии опочил на Елисее ( 4Цар. 2:15 ). Елисей также не отверг поклона ему вдовы Сонамитянки ( 4Цар. 4:37 ). Пророк Илия не отверг поклона, ему Авдия, вельможи Ахава ( 3Цар. 18:7 ). Апостолы Павел и Варнава не отвергли поклона им темничного стража ( Деян. 16:29 ). Значит, и ап. Петр если не принял поклона от Корнилия, то видимо были особые обстоятельства, при которых Корнилий поклонился ему. Сотник Корнилий был язычником, а язычники боготворили и людей, некоторых из них признавали за богов. Яркий пример этого видим в Деян. 14:11 : «Народ же, увидев что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря поликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам». Потому то св. апостол Петр, чтобы не допустить такого почитания, и сказал Корнилию сотнику: «встань, я тоже человек». Когда же поклонение было только проявлением почитания св. угодников Божиих, а не обоготворением, то такого почитания св. апостолы никогда не отрицали. «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его» ( Деян. 20:37 ) – говорится о прощании христиан в Милите со св. апостолом Павлом. Из Ветхого Завета знаем, что ветхозаветные праведники не запрещали такого почитания, какое проявляли пред ними другие люди ( 3Цар. 18:7 ; 4Цар. 2:15, 4:37 ). ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Православная Церковь , оказывая почитание Марии, Матери Иисуса, поступает так же, как поступали в древности язычники, кадившие богине неба. «Но непременно будем делать все то, что вышло из уст наших, чтобы кадить богине неба и возливать ей возлияния, как мы делали, мы и отцы наши, цари наши и князья наши, в городах Иудеи и на улицах Иерусалима; потому что тогда мы были сыты и счастливы и беды не видели " ( Иер. 44:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

5), который, придя, « скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой » (ст. 6). Вот, дела не могли спасти. Если, благодаря тому, что возвещает Петр, спасается и сам Корнилий, и дом его, то Корнилий еще не имел спасения по причине дел, пока вера не водворилась в нем — рядом с его делами. Поэтому и Петр, блаженный и чтимый Христом апостол, придя из Иоппии и увидев Божию благодать, излитую на тех, которые тогда считались иноплеменниками, проникнув в Божие определение, говорит: « истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе поступающий по правде приятен Ему » (Деян. 10:34–35). Не сказал: « во всяком народе поступающий по правде » спасается, но: приятен Ему, то есть, делается достойным того, чтоб быть принятым. Поэтому должно, чтоб вера блистала прежде дел и чтоб за верою следовали дела. И никто да не поносит веры из–за ее бесплодия, ни бесчестит дел из–за неверия. Сделайся плодоносной маслиной, но в доме Божием. Прекрасные дела выражают то, что разумеется под плодоносной маслиной, а слова: в доме Божием — указывают на веру. Какие же дела Божии? Все мы их знаем, если пожелаем совершать, и ничто не скрыто. То, что касается догматов, подвергается сомнению, а то, что касается дел, не скрыто, потому что природа диктует законы. Мы знаем от нас самих о том, что — прекрасно и что — дурно; Бог вложил в природу неписанный закон, озаряющий наши мысли. Никто пусть не говорит: я не прочитал закона, я не знаю того, что относится к закону, потому что, если ты отвергнешь общий закон, то закон природы изобличит тебя. Хочешь узнать, что Бог в природе утвердил законы, различающие что — хорошо и что — дурно? Спроси нашу обиходную жизнь о том, как все те, кто делает зло, уклоняются от наименования злыми; как именно, послушай: прелюбодей прелюбодействует, но краснеет от стыда, если его называют прелюбодеем. Скажи явному прелюбодею: прелюбодей! — и чему он, совершая это, радуется, о том слыша стыдится. Итак, если ты думаешь, что грех — нечто хорошее, то зачем избегаешь наименования? Скажи клятвопреступнику: клятвопреступник! — и наименование своих собственных дел он сочтет за оскорбление.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   В законе Моисеевом, собственно, нет запрещения еврею входить в общение с язычником, но позднейшее раввинство, под влиянием фарисейства, развило учение о том, что для еврея войти в дом язычника считается уже осквернением. Из слов Петра видно, что он понял смысл бывшего ему видения. В ответ на вопрос Петра, Корнилий просто передал о бывшем ему видении. Тогда Петр начал свою проповедь о Христе.    В речи Петра ясно различаются три составных части:    1) Вступительное изречение о принятии в Царство Божие людей добродетельных и набожных из всех народов без различия (ст. 34—35);    2) Краткое изображение деятельности Иисуса Христа до Его смерти (36—39) и по воскресении (40—42) и    3) ссылка на пророческие изречения о спасении всех во Христе (43). Деян.10:45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников,    Речь святого Петра внезапно была прервана поразительным и неожиданным для всех явлением: Дух Святой сошел на всех слушавших. Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Святой сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их и без всякого видимого посредства — обычного возложения апостольских рук. Это было особенным знамением от Бога для вразумления тех иудеев, которые считали язычников нечистыми и недостойными быть членами Царства Мессии, по крайней мере, без предварительного принятия иудейства. Больше подобного чрезвычайного дарования Духа Святого в истории христианства мы не встречаем. Деян.10:46. ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: Деян.10:47. кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? Деян.10:48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.     «Верующие из обрезанных, пришедшие с Петром изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» — знамение оказало свое действие: факт сошествия Духа Святого был несомненен, ибо явления, сопровождавшие его, были те же, что в день Пятидесятницы (ст. 46). Тогда Петр, правильно понявший значение этого знамения, сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?» — то есть: нет никаких препятствий присоединиться к христианскому обществу через крещение, без всяких Иудейских обрядовых установлений, тем, над которыми Сам Бог совершил такое чудо Своей милости, Своего благоволения. По крещении их, святой Петр, по их просьбе, пробыл у них еще несколько дней, конечно, наставляя и утверждая их в вере христианской. По церковному преданию, Корнилий потом был епископом в Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и окончил свою жизнь мученической смертью. Память его 13 сентября (26 сентября н. с.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

   В эти минуты вдруг раздался у ворот дома голос: «Здесь ли Симон, называемый Петром?» А Святой Дух внушил Петру: «Вот три человека ищут тебя: встань, иди с ними, нимало не сомневаясь». Оказалось, что посланные были от Корнилия, римского сотника в Кесарии. Это был человек благочестивый и богобоязненный со всем домом своим, творил много милостыни и усердно молился Богу. Около девятого часа Корнилий ясно видел ангела, который сказал ему: «Корнилий, молитвы твои и милостыни пришли на память пред Богом. Итак, пошли и призови Симона, называемого Петром; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой». Тогда Петр понял, что Господь не велит ему пренебрегать язычниками, и отправился в Кесарию.    В доме Корнилия между тем собрались родственники и друзья его. Апостол начал проповедовать им о Господе Спасителе и заметил, что еще во время проповеди Святой Дух сошел на них, так как они стали говорить разными языками. Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?». И велел им креститься.    Спустя несколько времени по обращении Корнилия дошел до иерусалимских христиан слух, что в Антиохии Сирийской, богатом и многолюдном городе, появились христиане из язычников. Апостолы для утверждения Церкви послали туда Варнаву, а Варнава пригласил Савла. В течение целого года они проповедовали в Антиохии и основали здесь великую и славную Церковь. Здесь в первый раз верующие стали именоваться христианами.    В конце года пришли в Антиохию христиане из Иерусалима, обладавшие даром пророчества. Один из них, по имени Агав, предсказал о наступлении повсеместного голода, который действительно и был при императоре Клавдии. При этом предсказании возгорелась любовь христиан антиохийских к иерусалимским. Каждый из них пожертвовал по своему достатку, и послали в Иерусалим пособие с Варнавою и Савлом (пример общения Церквей). По возвращении же их Дух Святой внушил некоторым учителям Церкви Антиохийской: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я их призвал». Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки (в знак любви и благожеланий), отпустили их. Вместе с ними пошел племянник Варнавы Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

   Вообще, при рукоположениях, как сами Апостолы, так и рукополагаемые постились. «Рукоположивше же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Котораго уверовали»  (Деян. 14:23).    Обращенный св. Апостолом Петром ко Христу Корнилий-сотник о видении им ангела говорит так:«Четвертаго дня я постился до теперешняго часа и в девятом часу молился в своем доме, и вот стал предо мною муж в светлой одежде и говорит: Корнилий, услышана молитва твоя» (Деян. 10:30—31).    Полагаем, что и этих немногих мест достаточно для утверждения нас в той истине, что святые посты вполне согласны с учением Слова Божия, душеспасительны и Богу приятны.    Как же можно после этого отвергать посты?    Но вот, что замечательно, так это данные современной медицины, свидетельствующей, насколько посты полезны не только для души, но и для тела.    В современной медицине может считаться вполне установленным фактом, что большинство наших телесных болезней происходит от невоздержания - от того, что мы злоупотребляем пищей и питием — едим и пьем гораздо больше, чем это нужно для подкрепления нашего тела и его сил, а часто едим и пьем то, что приносит нашему телу несомненный вред, едим для услаждения вкуса (грех гортанобесия) или для наполнения нашего чрева (греха чревобесия, или чревоугодия), а не для утоления естественного чувства голода, и для укрепления сил. Вся эта излишняя, потребляемая нами пища и питие, служат причиной самых разнообразных болезней нашего тела, вызывает преждевременное одряхление и приводит к смерти. Не говорим уже о пище и питии, которые кажутся нам приятными на вкус, но приносят явный вред, служат как бы отравой для нашего телесного организма и медленно, но верно нас убивают.    Весьма интересна ставшая в последнее время модной система лечения голоданием, причем голодание продолжается 40 дней, как наши многодневные посты.    Один из выдающихся русских врачей засвидетельствовал, что гигиена и медицина вместе с медицинской статистикой не только не относятся отрицательно к христианскому посту, но напротив того — вполне подтверждают его величайшую пользу в отношении телесного здоровья человека. Статистика показывала, что в прежней дореволюционной России наибольшим здоровьем и наибольшей продолжительностью жизни отличалось именно духовенство и монашество, как наиболее строго выполнявшие все посты, установленные Церковью («Голос Истины» 4 за февраль 1913 г. статья Др. Пясковского).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

   Пусть он сейчас и рассердится, все равно ничем не сможет тебе повредить, — а потом и благодать тебе вменится. Даже если он и станет твоим врагом — Бог будет твоим другом, потому что поступая так, мы и братию спасем, и себе приобретем прощение согрешений и великое дерзновение пред Богом, и награду получим, чем просто молящийся: ведь он только о себе заботится, тот же, кто останавливает бесчинствующих, заботится о многих — прежде всего о тех, которые хотят предстоять Господу со страхом и работать Ему со смиренным сердцем, а потом и о тех, которые хотят бесчинствовать. Потому мы и получим сугубую пользу, и Сам Владыка будет посреди нас, подавая венец каждому из благочинно молящихся.    Итак, мы сказали о благочинии церковной молитвы.    Но если рядом нет церкви — не говори: «Я не могу молиться без церкви». Тот, кто с чистым сердцем и делами подобающими призывает Бога, будет услышан на всяком месте, и молитвы его послушает Господь, с усердием внимая, хотя место и кажется неподобающим: важно не место молитвы, но образ.    Иеремия находился в пропасти, однако умолил Бога (Иер. 38:6—13; Плач. 3:53—57). И три отрока были в пещи — и умолили Бога (Дан. 3:21—94). И Даниил был во рву львином — и умолил Бога (Дан. 6:16—23). Иов сидел на гноище — и умолил Бога и получил сугубое богатство. Моисей был на море, но Бог услышал его и сказал: «Что взываешь ко Мне»? (Исх. 14:15) Разбойник висел на кресте, но отверз рай (Лк. 23:40—43).    Так и ты, возлюбленный, где бы ты ни был: на море, на дороге или в доме, идешь ли ты, или сидишь, или спишь — на всяком месте непрестанно молись с чистой совестью, говоря так: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». И Бог услышит тебя, ведь земля и все концы ее принадлежат Ему.    Хорошо и полезно молиться и воздыхать о грехах на всяком месте. Так и к Корнилию молящемуся пришел ангел и сказал: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян. 10:4). Разве повредила Корнилию домашняя молитва? Разве помогло фарисею предстояние в церкви, исполненное самомнения и гордости? (Лк. 18:10—14) Великое благо — молитва, произносимая со смиренным сердцем, сокрушенным духом и благодарной мыслью.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010