Скачать epub pdf Св. Корнилий сотник Св. Корнилий был сотником в городе Кесарии. Хотя он был язычник, но, искренно желая обрести истину, он обращался с молитвой к Богу, творил дела милосердия и был человеком благочестивым. Видя духовное томление Корнилия, Бог милостиво воззрел на него. Однажды во время молитвы ему явился Ангел и сказал, что молитвы и милостыни его услышаны Богом, и велел позвать к себе апостола Петра, который укажет ему истинный путь спасения. Петр в то время проживал в городе Иоппии, у некоего Симона, по ремеслу кожевника. Однажды во время молитвы апостол увидел, что отверзлось небо и с него сошло что-то вроде большого сосуда. Петр заглянул в сосуд и увидел в нем всяких четвероногих зверей и пресмыкающихся, и птиц небесных. В то же время он услыхал голос: «Встань, Петр, заколи и ешь». – «Нет, Господи, – отвечал смущенный Петр, – я никогда не ел ничего скверного или нечистого». Тогда в другой раз был голос к нему: «Что Бог очистил, того не почитай нечистым». Это было трижды, и сосуд поднялся на небо. Когда Петр недоумевал, чтобы значило это видение, у ворот послышались голоса, спрашивавшие: «Не здесь ли Симон, называемый Петром?» Дух Божий внушил Петру сойти и идти к спрашивающим его, нисколько не сомневаясь. Сошедши к ним, Петр узнал, что это были посланные от кесарийского сотника Корнилия. Получив перед тем откровение, что не должно считать нечистым то, что Бог признал чистым, Петр беспрекословно последовал за звавшими его. Пришедши к Корнилию, св. апостол возвестил ему, что единственное средство спасения есть вера в Иисуса Христа, и когда Петр проповедовал, Дух Святой сошел на всех слушавших слово. Верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа снизошел и на язычников. Тогда Петр сказал: «Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Духа Святаго», и крестил Корнилия со всем домом его (см.: Деян.10 ). Обратившись ко Христу, Корнилий оставил дом свой и имение и последовал за Петром, который вскоре рукоположил его в сан епископа. После этого они вместе обходили много городов и селений, и Корнилий везде разделял со св. апостолом проповеднические труды. Встретившись в Ефесе с апостолом Тимофеем, они узнали, что в городе Скепсии особенно много идолопоклонников, и бросили жребий, кому туда следует отправиться для проповеди Евангелия. Выбор пал на Корнилия, который немедленно отправился в путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового. Григорию же сказал: – А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, на Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако, отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете. Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому 932 и постучались у ворот с молитвою Иисусовою. Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им: – Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: – Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради – причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: – Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь , постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:29–30 ). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория – Геннадий. Наконец сказал: – Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

" А на другой день, встав, пошел с ними, и некоторые из братий " (ст. 23). Не один он, но и другие идут с ним; и это с тою предусмотрительностью, чтобы впоследствии были свидетели, когда Петру нужно будет оправдываться. " Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей " (ст. 24). Таково свойство друга, таково свойство благочестивого (человека), чтобы, прежде всего, делать участни­ками таких благ близких друзей. Естественно он созывает тех, кому всегда доверял, особенно рассуждая о таких предметах, о которых еще излишне было говорить с другими. Мне кажется, что и друзья, и родственники им же были назидаемы. " Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек " (ст. 25, 26). Делая это, (Корнилий) проявляет свое смирение, научает прочих, благодарит Бога и показывает, что хотя он и получил повеление, однако, и сам в себе имел великое благочестие. Что же Петр? " Встань; я тоже человек " . Видишь ли, как он, прежде всего, научает их не думать слишком много о самих себе? " И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником " (ст. 27, 28). Смотри: тотчас же начинает беседо­вать о человеколюбии Божием, и показывает, что Он даровал им великие блага. Но здесь достойно удивления не только то, что он беседует о таких предметах, но и то, как он говорит о предметах высоких и вместе соблюдает смирение. Не сказал: мы – люди, не удостаивающие никого своего общения, пришли к вам; но что? " Вы знаете " . Бог, говорит, запретил (нам) входить в общение или обращаться с иноплеменником. Потом, чтобы не показать пристрастия к нему, продолжает: " но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым " (ст. 28). Присовокупляет это, чтобы не подумали, что он льстит ему. " Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно " (ст. 29). Чтобы не подумали, что хотя дело было и противозаконное, но он послушался потому, что (Корнилий) был начальник, а чтобы все приписывали Богу, для того говорит, что не дозволено не только " сообщаться " , но даже и " сближаться " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Верующие называли друг друга братьями. Священный писатель в этом месте употребляет это прекраснейшее именование; как мы уже видели, они также называли себя святыми, напоминая тем ту святость, которая должна быть целью всей нашей жизни в этом мире. На следующий день, когда пришли они в Кесарию, то Корнилий уже ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда же Петр входил, то Корнилий поспешил ему навстречу и поклонился, падши к ногам его. Петр же поднял его, говоря: «встань; я тоже человек». Беседуя с ним, вошел в дом, где нашел многих собравшихся и сказал им: «вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником: по мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Таков был смысл его видения. Три рода животных, ему показанных, обозначали три племени человеческие, среди которых не следовало ни одного считать нечистым, потому что к Новому Завету призывалось все человечество. «Получив такое откровение от Бога, продолжал Петр, и будучи позван, я пришел беспрекословно. Итак, спрашиваю для какого дела вы призвали меня?» Корнилий рассказал ему свое видение, прибавив: «ты хорошо сделал, что пришел, теперь все мы предстоим перед Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога». – «Истинно познаю, начал тогда говорит Петр, что Бог зрит не на лица, но что во всяком народе боящимся Его и поступающий по правде приятен Ему». Затем благовествовал он Иисуса Христа, чудеса Его, благодеяния, смерть Его и воскресение. Петр объяснил, что все пророчества совершились над Ним, как над действительным Мессией, истинным Сыном Божиим. Когда Петр еще продолжал сию речь, Дух Святый видимым образом сошел на всех слушавших слово. Это было чудом пятидесятницы для язычества. Корнилий и ближние его начали величать Бога, и хотя говорили на своих национальных наречиях, но Иудеи, пришедшие с Петром понимали их, потому что сами, подобно апостолам, получили дар разумения языков. Но спутники Петровы, еще пропитанные своими народными предрассудками, изумлялись, что язычники получили дар Святого Духа; тогда Петр сказал: «кто может запретить креститься водой тем, которые, как и мы, получили Святого Духа». Тогда приказал он спутникам своим крестить их во имя Иисуса Христа. По просьбе новых христиан Петр пробыл у них несколько дней и потом возвратился в Иерусалим. 319 Возвращение Петра в Иерусалим и его оправдание в общении с язычниками

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Никто не жил без веры; разбойник же, уверовав только, был оправдан ( Лк.23:40–43 ). И не говори мне: он не имел времени жить праведно, потому что и я не оспариваю этого, но указываю на то, что вера сама по себе спасла. Если бы он с верой остался в живых и пренебрег делами, то лишился бы спасения. Рассматривается же теперь и расследуется то, что и вера сама по себе спасла, а дела сами по себе никогда не оправдывали совершителей. И желаем тщательно увидеть, что дела без веры не животворят? Имел доброе о себе свидетельство Корнилий из-за дел милостыни и молитв ( Деян.10 ); но он не знал Христа, веруя Богу, но еще не узнав Слова Божия. И так как дела были прекрасны и удивительны, то они были угодны Раздаятелю благ и любвеобильному Богу; но так как великий глаз правды и истины, нелицеприятный и праведный Судия видел, что хотя дела прекрасны, но мертвы, потому что не имеют веры, то послал божественного ангела, раздающего награды за дела, чтоб прекрасного борца увенчать верой; тот говорит ему: Корнилий, «молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» ( Деян.10:4 ). Поэтому, если была услышана молитва , говорит он, и были приняты милостыни, то чего мне недостает для праведности? «Итак, пошли людей в Иоппию, – говорит ангел, – и призови Симона, называемого Петром, который, придя, скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.10:5–6 ). Вот, дела не могли спасти. Если, благодаря тому, что возвещает Петр, спасается и сам Корнилий, и дом его, то Корнилий еще не имел спасения по причине дел, пока вера не водворилась в нем – рядом с его делами. Поэтому и Петр, блаженный и чтимый Христом апостол, придя из Иоппии и увидев Божию благодать, излитую на тех, которые тогда считались иноплеменниками, проникнув в Божие определение, говорит: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе... поступающий по правде приятен Ему» ( Деян.10:34–35 ). Не сказал: «во всяком народе... поступающий по правде» спасается, но: приятен Ему, то есть, делается достойным того, чтоб быть принятым.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Новости Старообрядческий митрополит Корнилий призвал защитить верующих от кощунств 10.09.2012 11:32 Москва, 10 сентября. Предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий призвал защитить верующих от кощунств, сообщает " Интерфакс-Религия " . " Недавно благочинный Московской области РПСЦ о. Леонтий Пименов предложил органам власти дополнить Уголовный кодекс РФ статьями, осуждающими духовный и нравственный ущерб верующих от действий, оскорбляющих их религиозные чувства " , - пишет владыка в статье, опубликованной на сайте " Религия и СМИ " . Прибегая к аллегории, он отметил, что для пресечения зла, охраны законного порядка " и устрашения делающих злые дела апостол позволяет носить меч мирским властям " .  Митрополит Корнилий привел цитату из Библии: " Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро и получишь похвалу от нее, ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое " . " Наше общество должно быть надежно защищено от нетерпимости и агрессии по отношению к представителям тех или иных религиозных убеждений " , - подчеркнул он. Духовный лидер старообрядцев напомнил, что в свое время небрежение к святыне храма побудило Христа взять бич в руки и изгнать осквернителей. Давая оценку " панк-молебну " в храме Христа Спасителя, автор констатировал, что " опять Иродиада беснуется и, наученная дьяволом, посылает своих скверных дочерей - плясуний - осквернять, соблазнять и разделять " .  " Высокомерное презрение к религиозным традициям и моральным ценностям, желание посеять неприязнь между верующими и неверующими, между государством и Церковью - вот мотивы, которые двигают " либеральную оппозицию " и сторонников западных " свобод " оправдывать преступные действия кощунниц " , - говорится в статье. Как пишет автор, сегодня осквернением и надруганием над святынями христианам брошен вызов. 

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Петр в Кесарии Кесария Приморская (Caesaria maritima), находившаяся на берегу Средиземного моря 295 , была основным форпостом римского присутствия в Палестине: в городе располагались резиденция прокуратора и дворец царя Иудеи, здесь же были расквартированы солдаты 296 . Приход Петра в этот город означал серьезное отступление от традиционных для членов апостольской общины маршрутов, пролегавших преимущественно через города и деревни, населенные иудеями. Корнилий подготовился к приходу высокого гостя и встретил его как Божьего посланника: В следующий день пришли они в Кесарию. Корнилий же ожидал их, созвав родственников своих и близких друзей. Когда Петр входил, Корнилий встретил его и поклонился, пав к ногам его. Петр же поднял его, говоря: встань; я тоже человек. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся. И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? ( Деян. 10:24–29 ). Если исходить из того, что Петр со спутниками покинули Иоппию на рассвете и шли пешком со средней скоростью 5 километров в час, они могли дойти до Кесарии часов за 10–12. Если они передвигались на лошадях (что менее вероятно, учитывая количество людей в группе), то времени на преодоление расстояния ушло значительно меньше. И в том, и в другом случае у них было достаточно времени, чтобы прийти засветло. К девятому часу они уже были в доме сотника 297 . Корнилий хорошо подготовился к приходу Петра. Он решил не только сам познакомиться с ним и представить ему своих домочадцев, но и созвать родственников, проживавших в других домах, а также друзей. Наличие у Корнилия многочисленных родственников в городе свидетельствует либо о том, что он был его коренным жителем, либо о том, что он был женат на уроженке Кесарии. Римские офицеры нередко брали себе жен из местного населения. Если жена Корнилия была иудейкой, этим отчасти может объясняться его благочестие и тот авторитет, которым он пользовался у местных иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

После видения Петр пребывал в недоумении, не зная, как истолковать его. Тем временем дом Симона кожевника разыскали посланники Корнилия-сотника. Подойдя к дому, они спросили: Здесь ли Симон, называемый Петром? (Деян. 10, 18). Одновременно с этим апостолу Петру вновь был глас – Дух Святой сказал: Вот, три человека ищут тебя; встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (Деян. 10, 19–20). Петр тотчас же спустился вниз и сказал: Я тот, которого вы ищете; за каким делом пришли вы? (Деян. 10, 21). Посланные ответили ему так: Корнилий сотник, муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским, получил от святого Ангела повеление призвать тебя в дом свой и послушать речей твоих (Деян. 10, 22). Петр пригласил слуг и воина к столу и угостил их. На следующий день Петр и несколько иоп-пийских христиан вместе с посланниками Корнилия отправились в Кесарию. Там их уже ждал Корнилий. Он собрал родственников и друзей, дабы и они могли выслушать проповедь о спасении. Увидев Петра, Корнилий, приветствуя его, упал на колени, но Петр поднял его и сказал: Встань; я тоже человек (Деян. 10, 26). Когда же Петр вошел в дом Корнилия, он неожиданно оказался перед большим собранием язычников, пришедших послушать проповедь. До этого Петр, проповедуя о Христе, обращался только к своим соплеменникам, поэтому он сказал: Вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня? (Деян. 10, 28–29). В ответ Корнилий рассказал о своем видении и прибавил: Теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что повелено тебе от Бога (Деян. 10, 33). Ответ Корнилия убедил Петра, что позвавшие его язычники действительно жаждут услышать слово Божие. Кроме того, для него самого было откровением, что язычники, живущие праведно, не менее дороги в очах Божиих, чем сыны закона.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Просите же сего святого мужа, чтобы он вывел нас отсюда и чтобы мы здесь не погибли. Ибо мы видим дивные чудеса его Бога и слышим голоса ангелов, которые поют: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» ( Лк.2:14 ). Услышав се от Варвата, князь быстро побежал со всеми своими приближенными к рабу Божию в темницу и нашел его там свободно ходящим: ангел Господень разрешил его от уз. И припал князь к ногам Корнилия, говоря: – Велик, Корнилий, твой Бог, Который хранит мою супругу и моего сына в упавшем храме. Итак, молю тебя, раб Бога Вышнего, приди и выведи их оттуда: я со всеми моими приближенными верую во Христа Распятого, Коего ты проповедуешь. Святой Корнилий пошел с ними к упавшему идольскому храму и, возведя на небо очи свои, сказал: – Господи Боже сил, Который «призирает на землю, и она трясется» ( Пс.103:32 ), от лица Твоего тают горы и высыхают бездны! Услыши, Господи, моления заключенных, изведи из развалин Еванфию и не отврати лица от сына ее, но внемли им ради имени Твоего. Когда он молился так, внезапно открылось место, где между павшими стенами была заключена Еванфия с сыном, и оба вышли оттуда невредимы, восхваляя Бога. Все же бывшие там и видевшие сие преславное чудо восклицали: – Велик Бог христианский! Димитрий крестился с женою, сыном и со всем домом своим; крестились с ним и двести семьдесят семь других граждан. Святой же Корнилий прожил в том городе довольно долго, искореняя терние неверия из сердец человеческих и рассеивая семена благочестия. В скором времени он обратил ко Христу весь город и одного уважаемого мужа, по имени Евномия, поставил там пресвитером. Дожив до глубокой старости и приблизившись к смерти, о коей узнал заранее, он усердно молился, приготовляя себя в путь к Господу. Собрав к себе всех, кого он обратил из язычества в христианство, он научил их пребывать в вере и любви и упражняться во всяких добродетелях, преуспевая в исполнении заповедей Господних. Много поучив их, он услышал голос с неба: – Корнилий! иди ко Мне, ибо приготовлен тебе «венец правды» ( 2Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тогда Петр попросил всех покинуть горницу, где лежала Тавифа, и, приклонив колени, начал молится. Получив ответ на свою молитву, апостол Петр обратился к усопшей: Тавифа! встань (Деян. 9, 40). Умершая женщина ожила – она открыла глаза, а затем села на кровати. Апостол помог ей подняться, призвал всех присутствующих в доме членов общины и передал им Тавифу. Вскоре этот случай стал известен всей Иоппии. Как и незадолго до этого в Лидде, здесь начались массовые обращения. Апостол Петр решил задержаться в этом городе, остановившись в доме кожевника Симона. Обращение Корнилия В то время как Петр был в Иоппии, одному человеку – сотнику Италийского полка, расквартированного в Кесарии, Корни-лию – было видение. Сам Корнилий был человек благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу (Деян. 10, 2). Однако при всем своем благочестии Корнилий оставался язычником. Однажды, когда он молился, ему явился Ангел Божий. Видение ошеломило и напугало Корнилия. Но Ангел сказал ему: Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром. Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (Деян. 10, 4–6). Едва видение окончилось, Корнилий тут же призывает к себе двух слуг, а также некоего благочестивого воина из своего полка – вероятно, они разделяли воззрения своего господина и командира. Корнилий рассказал им о видении и просил их пойти в Иоппию и привести Петра. Когда на следующий день они подходили к Иоппии, апостолу Петру также было видение. Около шестого часа он отправился на крышу – помолиться в уединении. Внезапно он почувствовал сильный голод, а вслед за этим: видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь (Деян. 10, 11–13). Петр пришел в изумление – он, будучи религиозным человеком, старался никогда не нарушать иудейских дие-тарных правил. Поэтому он ответил так: Нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого (Деян. 10, 14). Но вновь слышит он Божий глас: Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым (Деян. 10, 15). Видение повторилось три раза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010