На всё воля Божия У нас как-то стали портрет митрополита Корнилия (Якобса), ранее управлявшего Эстонской кафедрой, писать, смотрим на образ: – Да он же из дореволюционной России! Точно с полотен П. Корина «Русь уходящая»… Духовные сестры Георгия и Варвара Вот так же и матушка Георгия, матушка Варвара. Это совершенно другие люди. Да, мы все помним их радушие, но за их плечами столько всего пережитого, вся их жизнь – исповедничество, выстаивание. Пюхтицкий монастырь и спасся-то от закрытия, потому что Эстония до 1940-х годов не входила в состав Советского Союза, то есть их формировало совершенно другое, не советское воспитание, хотя потом и довелось многое уже при советской власти претерпеть. Я однажды прочитал, почему митрополит Лавр и Святейший патриарх Алексий II торопились с подписанием Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей с Русской Православной Церковью Московского патриархата: да просто понимали, что они «уходящие», они-то еще люди одного воспитания, а потом уже разделение станет критическим. А у того поколения даже мышление было какое-то совершенно другое, глубина молитвенного опыта. Матушка Георгия и Варвара со Святейшим Алексием II У нас в свое время сразу после революции служил архиепископ Нарвский и Изборский Евсевий (Гроздов). Когда он умер в 1929 году, его сначала погребли в нарвском Спасо-Преображенском соборе. А после разрушения собора в 1944 году прах архиерея перезахоронили на Ивангородском кладбище. Но потом и это кладбище пришло в запустение, лес там вырубили, и тогда митрополит Корнилий написал Святейшему патриарху Алексию II прошение о перезахоронении. Патриарх благословил. Перезахоронили мы его за кладбищенской церковью в Пюхтице, они там с самой матушкой Варварой сейчас рядом упокоены. А тогда матушка вдруг и призналась: – А мне ведь сколько раз говорили: «Что это у вас склеп пустует? Туда бы надо кого-нибудь похоронить». А я и не понимала, почему я не даю благословения… Эти люди прислушивались к воле Божией Вот так они и жили. Не то, чтобы какие-то явные пророчества высказывать, как, например, блаженная Екатерина Пюхтицкая, но эти люди прислушивались к воле Божией. Постоянно искали ее. Ездили к старцам за советами. «Есть ли воля Божия сделать это, есть ли воля Божия сделать то…». Кто об этом сейчас так задумывается? А для них это был самый важный вопрос в отношении всего происходящего в жизни.

http://pravoslavie.ru/144448.html

Правда, приехала я именно в тот момент, когда отца Вячеслава Якобса – будущего митрополита Корнилия – арестовали... Причем мне дали место делопроизводителя и машинистки, которое только-только освободила его замечательная матушка Татьяна Петровна, которая, уволившись, уехала с двумя дочерьми в Таллин к своей матери. Неисповедимы пути Господни. Когда через несколько лет отец Вячеслав досрочно вернулся из ссылки, я как раз оказалась в Эстонии, куда приехал, сам будучи коренным эстонцем, к матушке Татьяне Петровне и он. Меня с ним познакомил его соученик по гимназии, отец Владимир Залипский, с которым мы переписывались, однажды встретившись, когда я паломничала в Пюхтицах. Там же, в Пюхтицах, я, между прочим, от одной монахини услышала, что в Эстонии очень большая потребность в чтецах, псаломщиках, – тех, кто разбирается в службе. А поскольку в Вологде мне на себе пришлось испытать то, что пережил несколькими годами ранее отец Вячеслав, и меня опять нигде не брали на работу, я и поехала в Эстонию... Представляете, псаломщик там оказался нужен именно отцу Вячеславу Якобсу! Боже мой, я о нем так много была наслышана по Вологде! Также ему нужен был человек, умеющий печь просфоры, а на его вологодском приходе его же прихожане меня как раз и подготовили к этому служению их любимому духовнику... Отец Вячеслав Якобс с прихожанками храма Рождества Богородицы. Вологда. 1955 г. Причем четко помню, что когда я слушала о нем еще вологодские рассказы, мое воображение рисовало образ умудренного старца, я знала, что отец Вячеслав пострадал за веру, все вокруг говорили о нем с большим трепетом и почитанием. Каково же было мое удивление, когда в Таллине я увидела совсем еще молодого человека с проницательными голубыми глазами, внимательно смотревшими на тебя. Он тут же принял меня на работу в Иоанно-Предтеченский храм, расположенный в пригороде Таллина Нымме, куда он был назначен настоятелем. Вставал он, помню, раньше всех. Неустанно шел на молитву. Служил он и утром и вечером. Богослужения были неопустительны.

http://pravoslavie.ru/112420.html

С 23 июня, завершив все дела по вселению в московскую рабочую и загородную резиденции, Святейший вновь начал совершать богослужения. В Елоховском соборе, в Донском монастыре, побывал в Новгородской епархии, а в начале июля отправился в Эстонию. Отслужил панихиду на могиле у родителей, ведь он должен был приехать к месту их упокоения в новом своём патриаршем обличии. Много общался со своим старым другом священником Вячеславом Якобсом, фамилия которого недолго уже будет оставаться без скобок — в августе в Псково-Печерском монастыре Вячеслава Васильевича постригут в монахи под именем Корнилий. С 1974 года он был вдовцом, дочери Елена и Мария стали взрослые, можно и принимать монашество. Далее Святейший совершил пастырскую поездку в Киев, Чернигов, Житомир, Луцк, Ровно. Его патриаршее служение началось с улаживания дел на Украине и окончится тем же. С той разницей, что в 1990 году Украина стремительно убегала от России, а в 2008 она стала медленно возвращаться. Тогда, летом 1990-го в многочисленных беседах с украинскими пастырями Патриарх убеждался в необходимости придания Украинской Церкви особого статуса автономии. В середине сентября Святейший вновь побывал в Эстонии, где в своём родном таллиннском соборе Александра Невского рукоположил архимандрита Корнилия (Якобса) во епископа Таллинского, с назначением его патриаршим викарием. Хороших, задушевно своих людей он оставлял в покидаемых епархиях — Иоанна в северной столице, Корнилия — в Эстонии. А в Новгороде поставил епископом архимандрита Льва (Церпицкого), бывшего некогда личным секретарём митрополита Никодима (Ротова) и остроумно прозванного в те годы «аэромонахом», поскольку постоянно летал с поручениями из Ленинграда в Москву и обратно. В его присутствии на приёме у папы Римского митрополит Никодим и скончался. В 1990 году владыке Льву исполнилось сорок четыре года. 23 сентября состоялось новое знаменательное событие. Впервые после марта 1918 года ожил Кремлёвский Успенский собор — главный храм Московского государства. Святейший Патриарх Алексий II совершил в нём божественную литургию — то, ради чего, собственно говоря, и строятся храмы по заповеди Христа Спасителя. С этого дня Успенскому собору возвращён статус Патриаршего кафедрального.

http://pravoslavie.ru/57900.html

В 1938 году по благословению отца Сергия в Калининской области он был тайно рукоположен во иерея епископом Мануилом (Лемешевским) . После захвата Орла немцами семья Поведских с пятью детьми (младшей было всего 5 месяцев) бежала по направлению отступления советских войск, но безуспешно. Из записки иерея Валерия (без даты): «Прошел около 12 километров и там, а селении Хутор Степь, утомленный, ночевал и уже больше не смог двигаться, не имея сил и средств тащить дальше детей, а главное – потеряв ориентацию относительно расположения тех и других войск. Так оказались мы во временной оккупации. Все родные остались за линией фронта». И далее из анкеты (1945 год): «Похоронили годовалую дочь Екатерину, умершую 2 августа 1942 года от недоедания на второй день после моего официального открытого служения в церкви села Посолово Орловской области. 24 июля 1943 года вместе с населением был угнан отступающими немцами. Шли пешком более месяца. Были во временных лагерях (Почеп и Си- незёрки), 28 августа 1943 года поездом привезены в лагерь Клоога в ЭССР. Опять по какому-то подозрению я с семьей был переведен в барак лагеря 12 Пыльюола, находившийся под особым надзором и в изоляции от других». В эти годы отец Валерий пережил и арест немецкой полицией, и трагическую гибель при бомбежке шестилетнего сына Николая, и заключение в лагере для перемещенных лиц. В ноябре 1943 года заботами священника Михаила Ридигера, отца Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, иерей Валерий Поведений был вызволен из лагеря и в январе 1944– го назначен настоятелем Скорбященской церкви прихода Ситси- Таллин; в 1947 году переведен во Введенскую церковь подворья Пюхтицкого Успенского женского монастыря в Таллине, но еще два года продолжал окормлять и приход Ситси-Таллин. С октября 1959 года и до самой своей кончины отец Валерий был настоятелем церкви Святителя Николая Чудотворца в Таллине. По словам митрополита Таллинского и Эстонского Корнилия (Якобса), отец Валерий Поведений был пастырем всего города Таллина. Его любящее сердце принимало в себя скорби и радости всех обращавшихся к нему. На похоронах протоиерея Валерия Никольский храм был переполнен молящимися, как на Пасху. «Я беру на себя ответственность утверждать, что жизнь отца Валерия – это жизнь в святости. У каждого свой характер, свои изъяны и недостатки. А в нем этого вовсе не ощущалось – только сердечная чистота. Он был и навсегда останется в моем сердце и в памяти как пастырь с „чистым сердцем”, который „узрел Бога”». Сам отец Валерий в одном из писем так сказал о маросейских пастырях и о себе: «Отец Алексий – это был профессор, отец Сергий – врач, остальные – фельдшеры, санитары и т. д. К этим „и т. д.» принадлежу и я грешный». Иерей Константин Апушкин (1898, по другим источникам, 1899–1965)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Силламяэ (Sillamäe). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Новый придел в храме Казанской иконы Божией Матери освящен в честь священномученика Иоанна Кочурова, 95-я годовщина трагической кончины которого отмечалась 13 ноября. Сооружен престол по благословению митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия (Якобса). Это первый в Русской Православной Церкви престол, освященный во имя святого Иоанна Кочурова, пастырское служение которого было связано с Россией, Эстонией и Америкой. Православная церковь в г. Силламяэ была построена в 1898 году по проекту гражданского архитектора А.К. Монтага (в то время это место называлось деревня Капука Вайварской волости, Везенбергского уезда, Эстляндской губернии). Строительство церкви было вызвано желанием местных православных жителей иметь свой храм,так как ближайшая церковь находилась довольно далеко, в 13 км в Мерекюла. Проект предполагал строительство каменнной церкви на 150 человек и был утвержден губернским инженером Р.О. Кнюпфер, губернским архитектором Э. Бернгардт, а также на проект была наложена одобрительная резолюция губернатором Эстляндии князем Сергеем Шаховским. Церковь была построена и освящена 12 июля 1898 года. Здание церкви находилось на развилке шоссе Таллинн-Санкт-Петербург и дороги к станции Вайвара.. Настоятели храма: 1898 по 1917 годы настоятелем храма служит иерей Алексей Беллавин; 1917 по 1920 годы настоятелем является Григорий Горский; 1920 по 1937 годы настоятелем становится иерей Алексей Тихомиров; 1937 по 1941 годы служит протоирей Евгений Яхонтов. Также с 1912 по 1917 годы усердно несет службу в летний,свободный от основной работы, период и является членом Попечительского Совета храма, причисленный в 1993 году к лику святых, протоирей Иоан Кочуров. Церковь была полностью разрушена во время Второй Мировой войны. Спустя почти 50 лет, в 1990 году в городе Силламяэ была зарегистрирована деятельность православной церкви Казанской Божьей Матери, настоятелем которой назначается протоирей Александр Пидвысоцкий. Здание, которое получили прихожане - это небольшой одноэтажный финский домик по улице Речной, который находится на самом берегу реки Сытке. Разобрали внутренние перегородки домика, отгородили алтарь, установили купол с крестом.

http://sobory.ru/article/?object=14590

В большом по эстонским меркам городе Пярну на приходе и благочинным был протоиерей Николай Бежаницкий, являвшийся настоятелем Преображенского храма. Он окормлял еще три небольших прихода своего благочиния, и когда в 1986 г. мы в епархии отмечали 35-летие его настоятельства в Преображенском храме, то на этот же год пришлись и еще две даты – 20– и 30-летия окормления им приходов в Йыыпре. Сложная судьба была у протоиерея Христофора Винка, служившего настоятелем Иоанно-Предтеченской церкви в Таллинне до назначения на этот приход в ноябре 1960 г. протоиерея Вячеслава Якобса, нынешнего архиепископа Таллиннского и всей Эстонии Корнилия. В годы эстонской схизмы Христофор Винк возглавлял так называемый Синод, но именно он в 1945 г. вместе с теми, кто не покинул родную землю и не отправился в эмиграцию в военное время, принес покаяние от имени Эстонской Церкви и был с любовью принят в единение с Матерью-Церковью, в Иоанно-Предтеченском храме отец Христофор служил с самого его основания, когда этот приход был в 1920-х гг. создан русскими людьми в тогдашнем пригороде Таллина Нымме. Пастырь был очень скромный, музыкальный. Он перекладывал на эстонский язык православные песнопения и сам гармонизировал их. Настоятелем таллиннской Никольской церкви был протоиерей Валерий Поведский. Москвич, последователь и ученик отца Алексия Мечева , он оказался в Эстонии не по своей воле, а был вывезен немцами в лагеря под Таллином. Он был очень хорошим духовником, к которому приходили люди, открывая свое сердце, и он становился для своих духовных чад истинным отцом и наставником. Столь же любимым пастырем был протоиерей Иоанн Кукк. Он прошел через сталинские лагеря и вернулся, чтобы совершать священнослужение на эстонских приходах Пярнуского благочиния. Пройдя через все испытания, отец Иоанн сохранил доброту и любовь к людям. Сталинские лагеря не сломили и протоиерея Иоанна Юмарика, который во время моего настоятельства в Успенском соборе в Тарту был настоятелем тартуской Александро-Невской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

-- Кстати, название храма выбрано не случайно,-- говорит отец Борис.—До 1959 года  в Таллине был храм подворья Пюхтицкого монастыря. Затем его  закрыли и разрушили, а икона Божией Матери «Скоропослушница», находившаяся на подворье, оказалась у священника Вячеслава Якобса, нынешнего митрополита Корнилия. Так она у него и хранилась, более полувека. И когда был поднят вопрос о названии храма, митрополит предложил назвать его в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», тем более, эта икона символизировала связь Таллина с Пюхтицким монастырём. В конце сентября 2013 года, когда храм был открыт для богослужений, митрополит Корнилий торжественно внёс эту икону в новый храм, с немалым волнением— всё же она для него стала большой святыней, проведя в его келии больше 50 лет. Храм: новшества техники и электронная колокольня Храм в Ласнамяэ открыт для прихожан почти два года. К слову, на строительство храмового комплекса было затрачено 7,5 млн. евро, из них значительную часть пожертвовал фонд св. Андрея Первозванного.  Церковь поражает своими размерами и масштабом. Это второй по величине храм в Эстонии; он уступает только Александро-Невскому кафедральному собору в Таллине. В церкви множество технических новинок: многие из них я ранее нигде не видел. Возможно, такие новшества есть в больших храмах крупных российских городов, но для Эстонии они уникальны. Например, здесь автоматизирован колокольный звон -- звонарю вообще не нужно подниматься на 19-метровую колокольню. Вместо этого звонари на специальном компьютере в храме набирают с помощью клавиатуры необходимый звон (обычный, красный, московский, погребальный, на вынос плащаницы и т.п.), проверяют его, записывают, а затем «отправляют» на колокольню. После этого прихожане слышат знакомые удары колоколов. По сути, здесь устроена электронная колокольня (хотя девять колоколов, конечно, самые настоящие). Такая система снижает вероятность ошибки и почти нивелирует человеческий фактор. С другой стороны, многие привыкли к «живому» присутствию звонаря на колокольне и для кого-то электронная система выглядит непривычно.

http://radonezh.ru/analytics/tallinnskay...

Создание в 1943 году в СССР Совета по делам Русской Православной Церкви — отдельного ведомства, занимавшегося исключительно церковными вопросами, — привлекло внимание иностранной общественности. Представители Русской Православной Церкви заграницей настойчиво утверждали, что Русская Церковь подвергается гонению на территории СССР; им вторили и Католическая, и Англиканская церкви. Поддержанием имиджа Советского Союза за рубежом призван был заниматься Совет по делам Русской Православной Церкви. Его деятельности в период с 1943 по 1946 годы посвящена статья Александра Борисовича Онищенко, которую мы вспоминаем. Читателям портала «Богослов.Ru» предлагается автобиография епископа Романа (Танга) из личного дела епископа, которое хранилось в Совете по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР. Этот материал проливает свет на прежде неизвестные аспекты жизни владыки, а также является документом, характеризующим его как образованного иерарха Русской Православной Церкви и человека, имеющего большой жизненный опыт. Годовщине епископской хиротонии митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия (Якобса) посвящается отзыв Александра Онищенко о книге «О моём пути», мемуарах Владыки. Читателям предлагается рецензия Александра Онищенко на статью священника Димтирия Конюхова, посвященную вопросам православного образования в России. Рецензент высказывает ряд пожеланий и критических замечаний к тексту публикации, а также расставляет на его взгляд нужные и не проставленные автором акценты. В публикации Александра Онищенко представлен реферативный обзор некоторых любопытных статей, посвященных изучению истории Церкви, опубликованных в научных журналах из перечня ВАК по специальности «История». Нетрудно проследить отношение государства к Церкви в СССР на основе архивных данных. Однако выявить церковную позицию в отношении Советского государства представляется задачей гораздо более сложной. Связано это с недоступностью церковных архивов. Трудностям, сопровождающим исследователей Новейшего периода истории Русской Церкви, посвящена аналитическая статья Александра Онищенко.

http://bogoslov.ru/person/1257148

Кроме того, книга митрополита Корнилия буквально испещрена описанием исторических событий, так или иначе касающихся возрождения церковной жизни после войны и присоединения Эстонии к Советскому Союзу. Вячеслав Якобс, будущий митрополит Таллиннский, был свидетелем Архиерейского собора 1945 года, а также интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия (Симанского). Мемуары – это не только литературное произведение, но и исторический источник. Благодаря памяти об исторических событиях и лицах, мы можем восстановить картину целого фрагмента истории. Таким образом, опираясь на открытые архивные документы, а также читая воспоминания очевидцев, историческая канва видна гораздо четче и яснее. Страницы воспоминаний похожи на кусочки смальты, и только пытливый ум посредством кропотливого труда может сложить эти кусочки так, чтобы получилась мозаика. Одним из таких кусочков, открывающих пока еще малоизученную часть истории Русской Церкви, является глава об аресте священника Вячеслава Якобса, а также о годах, проведенных в лагерях Мордовии. Активный вологодский священник был арестован в годы так называемых хрущевских гонений на Церковь, которые были не такими кровавыми, как сталинское время, но внутренняя жизнь Церкви контролировалась гораздо жестче, чем до 1953 года. Священника Вячеслава арестовали 27 февраля 1957 года, обвинением послужила сфабрикованная статья о клевете на советскую действительность, а также антисоветская агитация. Священника подвергли заключению, несмотря на то, что на иждивении у него находилась супруга и двое детей. На основании статьи 58-10 ч.1 УК РСФСР иерей Вячеслав был подвергнут заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет. Владыка пишет о заключенных в лагере, об униатском духовенстве Украины, в том числе и о митрополите Иосифе Слипом, который позже был депортирован за пределы СССР прямо из заключения. Удивительная атмосфера царила в лагере, в который попал Владыка за активную пастырскую позицию и за выполнение своего христианского долга. Все узники старались жить мирно, в лагере господствовал, как бы мы сейчас сказали, своеобразный дух экуменизма. Начальником цеха, где трудился о. Вячеслав, был пятидесятник, мастером – католик, а бригадиром – сам отец Вячеслав.

http://bogoslov.ru/article/1945984

Из воспоминаний митрополита Корнилия (Якобса): «В 1938-м году епископом Мануилом (Лемешевским) тайно, где-то в лесной глуши под Калинином, Валерий был рукоположен во диакона, а на следующий день – во священника. По совершении хиротонии епископ Мануил, видя горячую слезную молитву ставленника, сказал: А тебе будет труднее всех”. Слова эти оказались пророческими – чашу скорбей отец Валерий испил в полной мере». После хиротонии новорукоположенный иерей Валерий возвращается к своей семье в Орёл и продолжает работать на заводе, ничем не обнаруживая своего священнического сана. Служить он может только у себя на дому, да еще на квартирах таких же, как он, рассеянных по городам и весям маросейковцев. В следующем, 1939-м, году счастливые родители отпразднуют рождение второго сына – Серафима. Они окружат любовью своих детей, воспитывая их в вере словом и собственным примером. Перед самой войной, в мае 1941 года, в семье рождается пятый ребенок, дочка, ее назовут Екатериной. Могли ли родители маленькой Кати знать, что она станет последним ребенком в семье и что будет радовать их так недолго?.. Счастье и скорбь служения Война ворвется в семью Поведских так же внезапно и вероломно, как и в сотни тысяч других семей, не оставив шанса на скорый возврат к мирной жизни. Третьего октября 1941 года Орёл захвачен немцами. Отец Валерий с семьей, как и многие другие орловчане, пытаются уйти из города вместе с отступающими войсками Красной армии, но не успевают. Из автобиографии: «Бежал с семьей по направлению отступления наших войск, но неуспешно, и в 20 км от Орла оказался на оккупированной немцами территории. Десять месяцев не работал, терпя голод и другие лишения вместе с семьей. Так оказались мы во временной оккупации. Все родные остались за линией фронта». С отцом Валерием были тогда матушка Надежда и все пятеро их детей – Любовь (9 лет), Татьяна (7 лет), Николай (4 года), Серафим (2 года) и Екатерина (5 месяцев). Как видно, положение стало угрожающим для всей семьи, особенно для маленькой Кати: у матери пропало молоко.

http://pravoslavie.ru/120349.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010