У штундистов существует ясное и определённое с догматической стороны вероучение, совершенно отрицающее вероучение православной церкви. Мы приведём довольно редкую редакцию вероучения штундистов, известную под именем „Правил вероисповедания новообращенного русского братства», и не вошедшую ни в одно из известных нам исследований о штунде. Она была открыта при полицейском обыске у М. Ратушного в потаенном месте – в стене. Вот как об этой находке доносил 11 февраля 1873 года за 54 Одесский исправник Херсонскому губернатору: „Исправляющий должность пристава 2-го стана Одесского у. при рапорте от 28 минувшего января за 3 представил мне книги, печати, фотографические карточки и разного содержания бумаги и письма, найденные им в доме (в секретных местах, сделанных в стене) крестьянина д. Основы Михаила Ратушного, пресвитера штундов.... Донося об этом вашему превосходительству, имею честь доложить, что все вышесказанное проверено мною лично и вполне подтвердилось» 114 . Кто был составитель этих „Правил « – русский ли штундист, или кто-либо из немецких пособников штундистов, владевший свободно русским языком, этот вопрос не имеет для нашей цели существенной важности: важно то, что названные „Правила» для русских штундистов служат символической книгой; что на них штундисты обосновывают доводы своего отпадения от православной церкви, что они (т. е. „Правила») служат гранью, разделяющей штундистов от их православных соотечественников, – а потому эти „Правила» мы можем рассматривать, как изложение вероучения южнорусских штундистов. Вот подлинный текст „Правил“: 1-й член. О Боге. Мы веруем и исповедуем, что существует один только истинный и вечный Бог: Отец, Сын и Святой Дух, Которые в своём естестве совершенны, вечны и нераздельны, так что Отец есть истинный, вечный Бог, и Сын есть истинный, вечный Бог, и Святой Дух есть истинный вечный Бог . К познанию этого Бога человек может доходить только посредством Божественного Откровения: Св. Писания и Св. Духа (I Корин. I, 21; 11, 14. Ев. Иоанна гл. XIV и XXVI).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Для нас очень важно, что 22 апреля 1900 года в наш храм приезжал поклониться гробницам Пересвета и Осляби царь Николай II и его супруга Александра Федоровна вместе с генерал-губернатором Москвы великим князем Сергеем Александровичем и его святой супругой Елизаветой Федоровной. Это событие подробно отражено в книге настоятеля этого храма протоиерея Иакова Остроумова. В память об этом событии был установлен памятный знак — в книге отмечено, что он находился за левым клиросом Сергиевского придела. Храм имеет тяжелую историю. В течение 60 с лишним лет он был цехом завода " Динамо " . Когда на завод пришел знаменитый художник Павел Корин, собрал рабочих и сказал им, что они находятся рядом с великой святыней, связанной с предстоявшим в то время 600-летием Куликовской битвы, никто не мог понять, о чем говорит Павел Дмитриевич. Но молитвами великих угодников Божиих — Сергия Радонежского, Кирилла Белоезерского, покровителя нашего храма, Федора Симоновского, Царственных страстотерпцев — в храме началось возрождение. Он стал одним из первых храмов, открывшихся в Москве после длительного безбожного периода. В июле 1989 года был подписан указ о передаче этого храма Церкви. Завод " Динамо " в то время действовал во всю свою мощь, и попасть в церковь было очень трудно. Но с тех пор народная тропа к этой святыне уже не зарастает и лампада над мощами героев Куликовской битвы уже не гаснет. Сегодня мы просим Ваше Высокопреосвященство освятить знак в память о посещении Царской семьей нашего древнего храма и в память 400-летия Дома Романовых, к которому они принадлежали. Этот знак восстановлен на том же месте, где он находился в начале XX века, тщанием и трудами Императорского православного палестинского общества, основателем которого и был посетивший наш храм в начале XX века великий князь Сергей Александрович. Хотя наш приход — мы его называем Старосимоновской дружиной — находится в промышленном районе, но это место, благословленное преподобным Сергием, и место особого присутствия Божией Матери. Недаром в нашем храме получил видение преподобный Кирилл Белоезерский, недаром в нашем храме находятся две древние чудотворные иконы — Влахернская и Тихвинская.

http://patriarchia.ru/db/text/3251376.ht...

Все они обратятся, наконец, к Богу; всеми ими «возобладает» некогда единый согласный праздник, «на котором всем предлежит одно и то же веселие». А это будет тогда, когда по прошествии длинных вековых периодов «испразднится, как говорит Апостол, последний враг ( 1Кор. 15:26 ) и, по совершенном устранении зла от всех существ, во всех снова воссияет боговидная красота, по образу которой были мы созданы в начале» 841 . Подобный же смысл, по мнению Григория Нисского , имеют слова ап. Павла, что некогда будет Бог всяческая во всех (1 Корин. 15:28). «Этим, мне кажется, говорит св. Григорий в пояснение приведенных слов, Писание научает совершенному уничтожению порока (τν παντελ τς κακας φανισμν); потому что если во всех существах будет Бог, то без сомнения порока не будет в существах ( κακα δηλαδ ν τος οσιν οκ σται). А если предположить, что порок будет, то как сохранится в своей силе сказанное, что во всех Бог ? Ибо исключение порока делает недостаточным понятие слова: все» 842 . Мы должны, однако сказать, что рядом с вышеуказанными воззрениями св. Григория, в которых весьма ясно проводится мысль о совершенном уничтожении зла и всеобщем восстановлении тварей в первобытное состояние, – в творениях Григория есть и такие места, где прямо признается вечность адских мучений. Мест подобного рода, правда, немного, но они все же настолько, по–видимому, определенны, что представляется затруднительным примирить их надлежащим образом с мнением св. отца о всеобщем восстановлении. Приведем эти места. 1) В слове «против отлагающих крещение», увещевая последних не откладывать принятия св. таинства, Григорий Нисский , между прочим, говорит: «лучше, удостоившись спасительного крещения, впасть опять в грех, нежели кончить жизнь непричастным благодати; ибо грех, может быть, получит и прощение по человеколюбию Божию, на которое великая надежда у добрых, а тому совершенно отказано в спасении (τ – παντπασιν πηγορευμνην χειν τν σωτηραν) по точному определению, так как, когда слышу, что неложный голос говорит: аминь, аминь, глаголю тебе, аще кто не родится свыше, не может видети царствия Божия ( Иоан. 3:3 ), то ничего не могу ожидать доброго для неомытых водой крещения» 843 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

В 1926 году, когда властями была закрыта Мар- фо-Мариинская обитель, именно П. Д. Корин хо­дил и писал во все инстанции и в результате спас от уничтожения храмовые росписи и иконостас, а в тридцатые годы отстоял приговоренный к сно­су Покровский собор обители. Главным делом жизни художника стал гранди­озный замысел огромного полотна «Русь Уходя­щая», к которому он создал целую галерею образов будущих новомученников и исповедников. Боль­шинство портретов духовных лиц для «Руси Ухо­дящей» он смог написать благодаря архиепископу Трифону (Туркестанову) , который первым из мо­нашествующих дал согласие позировать молодому художнику. Те, кого Павел Дмитриевич приглашал в мастерскую, соглашались позировать лишь после того, как узнавали о благословении почитаемо­го всеми архиерея. Что касается портрета самого владыки Трифона, то он — один из самых запо­минающихся. В самом центре композиции сразу привлекает внимание маленькая фигурка владыки в ярко-красном пасхальном облачении, с горящим молитвенным взором. От репрессий художника хранило покровительство «главного советского писателя» того времени — Максима Горького. Понятно, что при богоборческом советском режиме скорбей у Корина было много, особенно после смерти Горького, когда началась настоящая травля художника, что весьма пагубно отразилось на его здоровье. Как пригодились теперь Прас­ковье Тихоновне медицинские знания и навыки, полученные в обители! На долгие годы удалось ей продлить жизнь художника. Четырежды воз­вращала она его к жизни, умело выхаживая после каждого очередного инфаркта. «Моя Прасковья терпела, радовалась, мучилась и страдала вместе со мной» — с любовью рассказывал Павел Дмит­риевич в конце жизни. Страна признала его заслуги, он стал действи­тельным членом Академии художеств, Народным художником СССР, Лауреатом Ленинской и Ста­линской премий. Супруги Корины никогда не забывали Марфо-Мариинской обители и её Великой матушки. В разговорах с близкими они постоянно подчер­кивали, как многим они обязаны Елизавете Фёдо­ровне, как чтут её память. На столе в мастерской Павла Дмитриевича всегда стояла фотография Великой княгини. Ведь это благодаря её поддер­жке молодой художник из подмосковного Пале­ха, у которого в Москве не было ни пристанища, ни родных, смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Спустя годы, став знаменитым, не раз отмечал: «У Великой княгини я в неоплатном долгу. Она дала мне возможность начать и окончить Училище живописи». А ещё он вспоминал, как в далёком 1915 году, наблюдая, как юный художник работает, Матушка не раз говори­ла ему:

http://azbyka.ru/deti/matushka-velikaja-...

II. О единении с Господом Иисусом Христом так говорит Святитель Тихон: «истинные христиане со Христом, яко тело с главою, духовне соединены; о каковом соединении прекрасно и утешительно св. Златоуст беседует так: смотри, Христос есть глава; мы же тело. Может ли убо быть какое между телом и главою разстояние? Той основание, мы же здание. Той лоза, мы же рождие. Той жених, мы же невеста. Той пастырь, мы же овцы. Той путь, мы же идущие. Мы Церковь , Он же всельник. Той первенец, мы же братия. Той наследник, мы же сонаследницы. Той живот, мы же живущие. Той воскресение, мы востающие. Той свет, мы просвещаемые. Сия вся соединение являют. (Бесед. 8 на 1-е послание к Корин.). Вопр. Что из сего последует? Отв. §452. 1) Превеликая честь, слава и радость христиан. 2) Видим, что естественного тела члены повинуются главе своей и ничего противного ей не творят: руки ничего не делают, ноги не ходят, язык не говорит и пр., когда голова не помыслит и не захочет; а когда захочет, то всякий член отправляет дело свое: очи смотрят и, куда хочет, обращаются; язык говорит то и столько, что и сколько хочет голова... Такое послушание и повиновение должны оказывать христиане Христу – Главе своей. 3) Члены своей главе повинуются; но другого тела главе не повинуются, напр. Петрова тела члены не делают того, чего захочет и задумает Павлова голова, потому что Петровы члены не соединены с Павловою головою. Так, который христианин не творит послушания Христу, свидетельствует о себе, что он отторгнулся от Христа и не есть истинный и живой член Церкви Его святыя, но член мертвый, и как розга иссохшая и отсеченная от лозы. 4) Христианин с братом своим обходиться должен, как сам с собою, т. е. нелестно, нелицемерно, но просто и искренно; чего себе не хочет, того ему не желать; и чего себе хочет, того и ему делать; что языком ему говорить, то и в сердце иметь. Ибо сего требует соединение членов, в одном теле находящихся... (См. Слова Св. Макария Египетского ). Вопр. Как блаженный Тихон говорит о благодати, совершающей окончательно духовную жизнь?

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Пантелеймон, говорил в таких случаях блаженный своему келейнику, затвори дверь. Сейчас наш враг придет... Пантелеймон ведал уже, что это за " враг " такой, и спешил задвинуть клямку в дверях как можно прочнее. Тогда Иов, чтобы еще более досадить блаженному и доказать свои права и власть, переместил старца вниз большого корпуса, поближе к своему дому, и хотя здесь было четыре вместительных комнаты, блаженный был этим крайне недоволен, так как подобная перемена в жилье и местности препятствовала старцу творить все то, к чему призвал его Господь. Когда же, на беду, был прислан из Лавры иеродиакон Феодосии Тупицын, требовавший особого присмотра по болезненному состоянию своих умственных способностей, и был помещен со старцем во вторую переднюю комнату, то блаженный не выдержал и немедленно удалил его от себя. Раздраженный таким своеволием начальник пустыни Иов вторично привел присланного и, входя в дверь к Феофилу, тихо произнес: Отец Феодосий! С преподобным преподобен будеши и со избранным избран будеши... Благословись у отца Феофила, он тебя наставит, и живите в мире... Но блаженный, выскочив из внутренней комнаты, снова удалил Феодосия, а Иову кричал: Ты грамоте знаешь, знаешь?.. Кабы не знал, начальником не поставили бы, с улыбкой отвечал Иов. И библейские книги читал? А? Не только читал, а и на память многое знаю. За что Каин убил своего брата Авеля? Скажи! Отвечай! За что? И проводив Иова из комнаты, захлопнул за ним дверь. Оскорбленный до глубины души начальник немедленно рапортовал о том митрополиту Филарету и, перечисляя все неблаговидные юродственные выходки Феофила, просил удалить его из мирной и уединенной Китаевской пустыни. Из этой жалобы1 видно, как мало понимали тогда Феофила окружающие его люди. Да и не мудрено: тот, кто не познал собственной души, едва ли может познать душу ближнего своего. Ибо когда мир своею мудростию не познал и Бога в премудрости Его (1 Корин. 1, 21), то едва ли возможно людям этого мира познать и верного слугу Господня. Да еще такого великого избранника и слугу, как блаженный старец Феофил, которому еще от чрева матери своей суждено было стать светильником веры Христовой и вся жизнь которого, начиная с раннего детства, была сплетена из разных чудес и необычайностей и своим течением напоминает нам детство одного их величайших угодников земли Русской святителя и чудотворца Николая.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1982...

Святитель Тихон назначил настоятелем Воскресенского храма другого известного московского священника. Так у храма появился свой небесный ходатай о нем – протоиерей Илия Громогласов, причисленный к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года. Выдающийся ученый, он был рукоположен в священный сан святителем Тихоном в том же трагическом 1922 году в храме мученика Антипы на Волхонке, а затем служил в Воскресенском храме до ареста, последовавшего в 1925 году. Его сердцу настолько полюбился замоскворецкий храм, что о нем мученик писал из ссылки своим прихожанам: Я вспоминал далекий край – Души моей заветный рай – Москву священную, и там Прекрасный, дивный Божий храм, Богослуженья чинный ход И многочисленный народ, Могучий всенародный хор, Повязки белые сестер, Пред алтарем ряды детей, – Весь милый облик Кадашей… Вернуться в Москву священнику не позволили. Последние годы он служил в Твери в Неопалимовском храме и после очередного ареста за «контрреволюционную агитацию» был расстрелян 4 декабря 1937 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. «Конечно, такая кончина, свидетельствующая, что он вошел в храм небесный, знаменательна. Это само по себе свидетельство святости, свидетельство о том, что его кончина была блаженной», – говорил в проповеди протоиерей Александр Салтыков, нынешний настоятель храма Воскресения в Кадашах. Поскольку кончина новомученика пришлась на великий праздник, по благословению патриарха Алексия II память священномученика Илии Громогласова празднуется 20 ноября/3 декабря. Сам же храм был закрыт в 1934 году. Иконостас, по одним данным, уничтожили, по другим, перенесли в Троицкую церковь в Останкино, а в Кадашевском храме уцелел только его нижний ярус. Две иконы конца XVII века – Боголюбскую и Спаса Вседержителя – отправили в Третьяковскую галерею, уникальные колокола – в Большой театр, поминальную часовню закрыли и потом превратили в голубятню. Прихожане перешли в Скорбященскую церковь на Ордынке, когда она вновь открылась в 1948 году. В самом же Воскресенском храме сначала устроили клуб колбасной фабрики, а с 1964 года здесь разместился Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И. Э. Грабаря. Внутри были устроены различные лаборатории, необходимые для работы реставраторов, но губительные для старинного храма, о чем предупреждал еще художник Павел Корин.

http://pravoslavie.ru/491.html

Конечно, в нашей церковной и научной среде икону ценили всегда. Но настоящий поворот начался, когда после войны в Германии вышла книга Конрада Онаша «Иконы». А потом и наш Солоухин появился. И тогда спохватились! Оказывается, икона — это величайшая ценность! С одной стороны отправлялись экспедиции московских, петербургских и других музейщиков спасать иконы из полуразрушенных домов в заброшенных деревнях. С другой стороны это явление перешло и в область криминала — начался грабеж, ажиотаж вокруг иконы. Малопрофессиональные охотники шарили в старых домах, где доживали свой век русские старообрядцы, оттуда мешками выносили иконы. Сейчас в любой лавчонке на Западе вы увидите русскую икону — она прямо–таки заполонила западный мир. Когда стал иссякать запас оригиналов, пустили в ход подделки. Современные иконы, будучи в основном копиями, редко передают глубину оригинала. Конечно, нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Сколько певцов подражало Шаляпину, а повторить его все равно никто не мог. Однако я знаю две великолепных, исключительно точных копии: Владимирскую Богоматерь из Новодевичьего монастыря и Троицу Рублева из иконостаса Троицкого собора лавры, выполненные одним из Чуриковых. Это была знаменитая династия художников–реставраторов. А вот Корин был представителем совсем иного направления: он был прежде всего оригинальный художник, а не копиист. К сожалению, иконы, и вообще священные предметы, нередко воспринимаются только как материальная ценность. Приходит ко мне однажды — еще в советское время — человек, развязный такой, раскрепощенный. И предлагает мне серебряный потир. Я говорю: «Торговать–то такими вещами не полагается!» — «А, ничего! — говорит он. — Но как хотите. Я вот думаю: может, мне ее себе оставить, для интерьера. Пепельница из нее хорошая получится!» — Тут у меня уже, что называется, взыграло: «Знаешь, бери деньги и уходи!» Через некоторое время пришел ко мне следователь, стал выяснять, кто чашу продал, кто купил. « А ведь это не полагается!» — говорит. «Знаю. Но делал так, — говорю, — и буду делать!» — «Дайте нам ее!» — «Не дам. Чаша церковная, я ее немытыми руками не беру». Ну, как быть? Прислали мне фотографа, сфотографировали ее во всех проекциях, но, Слава Богу, не отобрали. Когда иконы и церковную утварь приобретают «для интерьера» — это находится где–то между невежеством и кощунством. 4. О церковном пении

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

18 марта 1910 г. В. по болезни был уволен на покой и назначен настоятелем московского Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . По поручению Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) В. председательствовал на 5-м Всероссийском съезде русских людей (С.-Петербург, 1912). В 1913 г. Московский митр. св. Макарий (Невский) назначил В. в помощь своему 1-му викарию Дмитровскому еп. Трифону (Туркестанову) в делах епархиального управления и совершении торжественных богослужений. В. возглавлял комитет по возведению собора в честь св. Александра Невского на Миусской пл. в Москве (заложен в 1913, строительство не было завершено). В 1918 г. В. полтора месяца находился под арестом. После закрытия осенью 1919 г. Андроникова мон-ря жил в бараке возле собора Александра Невского. В 1921 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, к месту служения уехал после ареста Патриарха в 1922 г. В 1924 г. был выслан из Екатеринослава в Москву без права выезда. 29 апр. следующего года В. вновь был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен «в распространении непроверенных слухов о притеснении со стороны Советской власти Тихоновской церкви». Виновным себя не признал. Находясь в тюрьме, дважды просил допустить к нему для исповеди сщмч. Василия Надеждина , оба раза ему было отказано. По постановлению Коллегии ОГПУ от 3 июля 1925 г. освобожден под подписку о невыезде из Москвы, 10 сент. дело в отношении В. было прекращено. В янв. 1926 г. В. примкнул к григорианскому расколу , был назначен на Днепропетровскую кафедру. В июне того же года принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) . Пребывая на покое, служил во Всехсвятской ц. в с. Всехсвятском (ныне Москва, близ станции метро «Сокол»). В этот период П. Д. Корин писал портрет В. для картины «Русь уходящая» (этюды и эскиз картины с портретом В. хранятся в Доме-музее Корина в Москве). В. погребен у алтаря Всехсвятской ц., могила не сохранилась. Чин отпевания совершил митр. Сергий в сослужении викариев Московской епархии Подольского еп. Иннокентия (Летяева) , Волоколамского еп. Иоанна (Широкова) и Дмитровского еп. Питирима (Крылова) .

http://pravenc.ru/text/159076.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2021 31 мин., 06.08.2021 На обложке: Павел Корин. «Александр Невский». ГТГ. Фрагмент. Фоторепродукция О. Игнатович/РИА Новости. Внизу страницы поверх репродукции надпись - НЕВСКИЙ — и уточнение темы: ПОЧЕМУ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ НЕ ПРИНЯЛ ПОМОЩЬ ЗАПАДНЫХ ПАРТНЕРОВ И НЕ ПОКОНЧИЛ С ОРДОЙ? (см. одноименный материал в разделе «Культура», С.58-65). Пролог : Давид Самойлов. Летний день ( «Наполнен яблоневым светом...»).Стихотворение, 1987//Фома. - – июль 2021. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2021. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 28 июля. День крещения Руси. [Существует миф о крещении Руси «огнем и мечом». Однако, как рассказал «Фоме» доктор исторических наук Сергей Алексеев, «ни один ранний источник о насильственном крещении не говорит. “Огонь и меч” нам известны только из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Но во-первых, “Иокимовская летопись” сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода. Во-вторых, “Иокимовская летопись” - источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения...»]. Ил.: Крещение Руси. Виктор Васнецов. 1885-1896. - С.4; 6 июля. День Владимирской иконы Божией Матери. [Икона в XII веке была прислана киевскому князю Мстиславу Владимировичу в подарок из Константинополя. Название - Владимирская - она получила после того, как ее перенесли во Владимир. В 1395 году икону снова перенесли, на этот раз - в Москву, которой угрожал монгольский завоеватель Тамерлан. По преданию, Матерь Божья явилась ему во сне, и хан увел свои войска от Москвы без боя. Знаменитый Сретенский монастырь назван так потому, что был построен на месте «сретенья» иконы — там, где москвичи встречали святыню из Владимира. Сейчас икона находится в храме-музее при Третьяковской галерее в честь свт. Николая в Толмачах]. Ил.: Владимирская икона Божией Матери. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-219-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010