Когда Патриарх вернулся, отец Сергий подал ему письмо. Святейший прочитал, поцеловал и положил на грудь, под подрясник: " С этим письмом, Сережа, и на суд Божий предстать не страшно " . Потом прошелся несколько раз по комнате и протянул письмо отцу Сергию со словами: " Возьми, Сережа, сохрани, подшей в мое личное дело. Когда я умру, многие будут осуждать меня, не зная всех трудностей, выпавших на мою долю. Сохранить Таинства, сделать их доступными для православных прихожан, защитить от гонений не только священнослужителей, но и молящихся, которые за посещение храмов и почитание праздников подвергаются преследованиям, — как на работе, так и от квартирного окружения, не скупящегося на доносы. Все вместе взятое неотделимо от общей задачи сохранить существование Церкви " . Через несколько месяцев архиепископ Филипп (Гумилевский) был застрелен следователем во время допроса...». По другим сведениям, он скончался в Ивановской тюрьме 22 сентября 1936 года «от паралича сердца и крайнего истощения». 25-летний иеромонах Пимен неисследимым Промыслом Божиим оказался изображенным на картине Павла Корина «Русь уходящая». Этюд к картине подписан автором: «(епископ Антоний и иеромонах Пимен) Павел Корин 1935 г.» Художник совершил подвиг, создав выдающееся в истории русской живописи полотно — выдающееся своим вольным и невольным прозрением церковной и отечественной истории, своим явным и недвусмысленным пророческим духом. Когда Павел Корин решил написать большую картину, которой было предназначено увековечить уходящую старую Русь, он говорил: «За всю Церковь нашу переживал, за Русь, за русскую душу. Тут больше меня, чем всех этих людей; я старался их видеть просветленными и сам быть в приподнятом состоянии... Для меня заключено нечто невероятно русское в понятии " уходящее " . Когда все пройдет, то самое хорошее и главное — оно все останется». О том, как трудно и даже смертельно опасно было для него осуществление этого замысла, свидетельствует сохранившийся с 1936 года донос одного из «коллег по цеху» в адрес лично товарищу Сталину. Я приведу строки из этого документа еще и потому, что они служат красноречивой иллюстрацией официального духа того времени:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1227643...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Капризные иконы» Наталии Гончаровой и религиозные портреты Павла Корина 20.10.2014 887 Время на чтение 14 минут В прошлом году в Третьяковской галерее одновременно проходили две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. " Реквием " . К истории " Руси уходящей " ». Впечатлениями от увиденного, рожденными контрастом работ двух художников, делится с читателями портала профессор Московской духовной академии Николай Константинович Гаврюшин. В прошлом году в залах Третьяковской галереи встретились нежданно-негаданно две выставки: «Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом» и «Павел Корин. " Реквием " . К истории " Руси уходящей " ». Первая выставка - громкая и «кассовая», вторая - задвинутая в дальний угол, так что ее немудрено было и мимо пройти... Поэтому сразу обе экспозиции посмотрели совсем не многие. Между тем, эмоциональный заряд от контраста велик, и необходимо время, чтобы о нем поведать беспристрастно . Религиозные сюжеты - отнюдь не центральная тема творчества Наталии Гончаровой (1881-1962), и не их трактовкой она завоевала известность. Гончарова - художник-авангардист декоративного направления, тонкий колорист. Но полотна на религиозные темы - заметная часть ее наследия, и именно собранные вместе они заявляют о себе достаточно громко. Собственного стиля, устойчивых установок в трактовке религиозных сюжетов у Гончаровой нет - как нет у нее вообще единого узнаваемого стиля: всё увлечения, иногда минутные, всё эксперименты... Диапазон трактовки иконописных мотивов у Гончаровой широк. В бессарабских эскизах (росписи церкви с. Кугурешты) ей удается каким-то образом, сохраняя аллюзии на свои примитивистские опыты, избежать конфронтации с привычной иконописной стилистикой своего времени, тогда как другие работы (в частности, кажущиеся ироническими или саркастическими иллюстрации к Книге Бытия, лубочная «Троица») смотрятся как откровенно эпатажные... В отношении того, что в ее конкретную эпоху считалось «церковной выразительностью», что так или иначе связывалось с понятиями священного, сакрального, многие полотна Гончаровой volens-nolens оказываются некоторым вызовом, даже формой десакрализации почитаемых образов и вероучительных смыслов. Не приходится удивляться, что когда Гончарова в Москве выставила в 1912 году своих «Евангелистов», выставку тут же закрыли... И это решение можно понять. Возмущались ведь не только синодальные чиновники...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Вероятно, рукою епископа Порфирия все листы рукописи перенумерованы внизу арабскими цифрами. У нас нижс приводятся два параллельных столбца, из которых в одном листы следуют друг за другом, как теперь, в другом – как должны бы следовать, и следовали: теперь: должно: КВ лист 153 КВ лист 153         »     154         »     157 r         »     155         »     157 v КГ   »     156         »     158         »     157 r         »     159         »     157 v         »     160         »     158         »     161         »     159         »     154         »     160         »     155         »     161 КГ   »     156         »     162         »     162 За листом 153 прямл следовал л.157, и, таким образом, соединяются Дeяh. I, 1–7 Дeяh. I, 7–12 , две половины апостольского чтения на Вознесение Господне. После л. 161 сразу следовал л. 154, и этим опять соединяются в целое Ebp. II, 2–3 Ebp. II, 4–10 , половины апост. чтения на день архан. Михаила. После л. 156 (который теперь получает правильную отметку КГ, как первый после 8-ми предыдущих с отмеченнымъ КВ сразу следовал л. 162, и так восстановляется цельность третьего разорванного чтения: 1Kop. I, 18–25 Кор. I, 25–29, на Воздвижение св. Креста. Листы 157 v , 158, 159 и 160, писанные другою рукою, так и стояли между лл. 153 и 161. Первый копиист видел эти листы и считал, и, вследствие, именно, их присутствия здесь, отметил свой 156 лист буквами КГ. Но упорядочение листов не решает всех затруднений. Неизвестно, почему второй копиист отмечал у себя дыхание и ударение, когда первый нигде этого не делал раньше и после. Мефологическая часть остается не вполне стройною, так что: 1) неделя Всех святых стоит пред 50-цею (лл. 157. 158) 99 . 2) после 24 июня следуют 1 и 8 ноября (лл. 159. 160. 161), за которыми 6 и 15 августа; 3) 29 августа остается по прежнему после великой субботы (л. 169). Вообще мефологическая часть производит впечатление как бы ранее заготовленной рамки, в которой не все отвечает вставленному в нее. Напр., есть четыре случая, где оглавления апостольских чтений иные, чем самые нижеследующие чтения. Это – под 4 декабря (названо послание к Евреям, а нужно – к Галатам), под 24 июня (к Евр.; нужно – к Римл.), под 1 ноября (к Евр.; нужно – к Корин. 1) и после 29 августа погребальное апостольское чтение (к Корин.; нужно – к Фессал. 1). §2. Характер письма рукописи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

38 чел. 30 ½ об.), Иванец Костин Бормосов (5 дв., 7 чел., 5 об.), Ивашко Федко Федоровы Тулубьевы (7 дв., 6 чел., 6 об.), Салтык Ододуров (27 дв., 28 чел., 25 ½ об.), Лукаша и Гришеня Ивашковы Федосовы и их зять Ивашко Конанов (4 дв., 4 чел., 5 об.) Кроме того за служилыми людми за Иваногородци 119 дв., 168 чел., 93 об. – Ив. Сухово жил в с. Кумолове, Фед. Сухово – в сц. Арболе, Хвостов – в сц. Помошье, Беклемишев – в сц. Карпине, Вышеславцов – в сц. Воронкине, К. Воронин – в сц. Нежнове, А. Воронин – в сц. Закерновье Белосельский – не в деревне ли Сельцо? Пуща Олуповский – в сц. Урмизно, Рус. и Ив. Олуповские – в сц. на Сойкиных горах, Мих. Олуповский – в д. на Сойкиных Горах, Г. Корин – в сц. Иванкове, Олф. Корин – в д. Юрьеве, Загозкины – в сц. Горбовском, Фед. Тулубьев – в сц. Ломоха и Салт. Ододуров – в сц. Удосол. – Из монастырей имели свои земли в погосте – Елисеева пустынь монастыря Пречистые, монастыри – Спасский из Копорьи, Пречистые с посада и Рождества Христова с посада. – На своей полосе жил диакон Спасский Иван. Всех земель в погосте было: оброчных 5 двор. 7 челов. 6 ½ обеж поместных своеземцевых купцов монастырских Выражая обжы %-ми – оброчных 0,8%, поместных – 85,8%, своеземцевых 6,1%, монастырских – 2,8%, купца – 4,2%. В состав погоста входили: Арбала сц., Боровичи, Бор (Бродкино у моря (3), Валгуша у моря сц., Валгуша Меньшая у моря, Варьевалда (3), Васокара, Веретея, Вистино сц., Вонялици сц., Воронкино сц., Водской Конец сц., Глобоницы, Глубокое, Головкино, Горбовское сц., Горка (4), Гостилово, Дубовое, Евахино (2), Жирково, Жудово (2), Заболотье, Закерновье сц., Заозерье, Заозерье сц., Заполье Воблучье, Иванково сц., Изори, Изоринское, Ирогоще, Ичяпово Пиккуевы Горы, Карпино сц., Кербикула село, Климятино село, Кокорино, Копаница (4), Костивцово, Кумолово село, Ломоха сц., Ломошка, Луг, Люботня сц., Моклоково, Мышьи Горки, На Койдоме, На Подоле, На Сининых Горах, На Сойкиных Горах сц. (2), На Сойкиных Горах (2), На усть Систи, Нахкуево, Непуево, Нос село, Нежатино, Нежново сц., Онаньино, Онисимово Сиденье, Осиновая Лука (2), Осиновый Лог, Панютино, Переличье, Петрино, Петровичи, Петровичи у большово камени, Поддубье Ласуни, Подмошье сц., Прикупля сц., Райково сц., Ручяй, Сельцо, Симанова, Скорятино, Спирково, Стромление село, Удосол сц., Урмизно сц., Фалелеево, Ходобжа (2), Шейкино сц., Ширяково, Юрьево, Фоминское, Фроловичи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

8-й член. О браке. О браке мы веруем и исповедуем, что брак Богом утверждён (Бытия II, 24) для взаимного вспомоществования между мужем и женою, для умножения рода человеческого и для избежания блуда (I Корин. VII, 2); а именно муж должен иметь одну жену, а жена одного мужа (Еван. Mф. XIX, 4 – 6 ). Обряд бракосочетания совершается согласием родителей под благословением церкви и рукоположением духовного наставника. 9-й член. О государственном порядке. Мы веруем и исповедуем, что высшая власть в государстве Богом установлена, каковой власти мы обязаны покоряться, где это не противоречит заповедям Царя Царей ( Рим. 13:1–2 ). Так на правительство возлагается власть для наказания преступников и поощрения делающих добро ( 1Петр. 2:13–4 ). Мы считаем обязанными отдавать каждому должное, кому страх – страх, кому подать – подать, кому оброк – оброк, кому честь – честь, ибо они Божии служители, которые тем самым и занимаются ( Рим. 13:5–7 ). 10-й член. О втором пришествии. Мы веруем в пришествие Господа нашего И. Христа в силе и славе Своей одесную Бога всемогущего ( Деян. 1:10–12 и ев. Мф.25:31). Мы почитаем этот день Его откровения за венец спасения ( 1Кор. 1:7–8 ), ибо в этот день увидят все народы всю истину и чудесное величие Его и с Ним невесту Его, т. е. собрание святых (Αпοκ. XIX, 6 –10), ибо умершие во Христе воскреснут в нетленной славе и увидят Его, как Он есть, будут подобны Ему и с Ним будут царствовать (Фес. 4:13–18; 1Кор. 15:16–20, 23, 42, 43, 53 и пр. Αпοк. 20:4–6; 22:5; 5:10); мы веруем также в воскресение неправедных и в страшный суд, на который всем должно явиться, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал живя в теле, доброе или худое (2 Корин. V. 10). Неправедным будет вечное осуждение, а праведным вечное блаженство. После смерти для осужденных не предстоит никакого спасения, т. е. перехода из вечной погибели в вечную блаженную жизнь (Ев. Лyku XVI, 24 и 26). Воспоминая слова Господа нашего: „ей, гряду скоро! и с Духом и невестою», мы как действительные члены её восклицаем: „Аминь, ей гряди Господи Иисусе».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Важно и то, что мальчик родился в селе Палех, в семье потомственных русских иконописцев. Издавна жители этого села, палешане, оставаясь все-таки крестьянами, земледельцами, были и художниками-иконописцами. И прапрадед, и прадед, и дед, и отец Корина писали иконы. Писал их в молодости и он сам. Детство – фундамент, основа будущего человека, будущей жизни. В детстве все уже посеяно в душе человека. Потом это будет расти и расцветать. Конечно, пои влиянием последующих лет и событий одни ростки могут заглохнуть, а другие расцвести пышным и даже махровым цветом, и не обязательно заглохнет худшее, а расцветет лучшее, но посев состоялся, и состоялся он в детстве. Разве не имеет значения для будущего человека, что его окружало в детстве, какие предметы, заботы, разговоры, какая, короче говоря, атмосфера? Пусть это ничего еще окончательно не решает. Сын уфимского купца становится художником Нестеровым, а сын холмогорского крестьянина – Михаилом Ломоносовым. Речь идет не об окончательном приговоре судьбы, но лишь о ее благосклонности. Все-таки будущему художнику благоприятнее родиться и вырасти в избе, где не одни только хомуты да грабли, но краски, кисти, левкас (грунт), понятия о сюжетах, композиции, рисунке, линии… Начало биографии у Корина было традиционное, палехское. Учение иконописи, в частности– казенная иконописная школа и получение звания мастера-иконописца. Потом был один неудачный приезд в Москву, было возвращение в Палех, была вторая попытка зацепиться в Москве, на этот раз более удачная, в иконописной палате Донского монастыря… Но подробности биографии Корина можно прочитать в любой монографии о нем. У нас на уме рассказать о главном, что он успел сделать, а также о том, чего не успел. Третье благоприятствование судьбы состояло в том, что Корин был одарен на протяжении десятилетий дружбой и духовной близостью с Михаилом Васильевичем Нестеровым. В точном смысле этого слова Корин не был учеником Нестерова, как Нестеров не был учителем Корина. Нестеров был для Павла Дмитриевича не учителем в живописи, а наставником, идейным, если хотите, наставником, духовней опорой, образцом служения искусству. В живописи Корина нет ничего от Нестерова, от его религиозного романтизма, от (по расхожему выражению) «нестеровских» женшин и «нестеровского» пейзажа . Совсем другая манера, другой колорит, другой мазок. Но духовным наставником Нестеров для Корина был, но друзьями они были, но единомышленниками были, и это тоже был для Корина дар судьбы.

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

Корин показывает князя как фигуру военную, полководца. Доспехи и меч, шлем и красный плащ указывают на его роль военачальника. Образ излучает стойкость, решимость и готовность к бою. Александр, кажется, загораживает своим телом страну позади него. Указание на святость Александра на этой картине отсутствует. Тем не менее на полотне проявляются многочисленные религиозные черты. Страна, простирающаяся за фигурой Александра, посредством куполов Святой Софии обозначается как сакральное пространство, а войско, которым он предводительствует под характерного вида знаменем, — как христианское боевое сообщество». Фритьоф Шенк замечательно улавливает, что Корин " воспроизводит светский образ русского военного героя и князя, который бесстрашно защищает от врагов народ, изображенный на триптихе, как священное сообщество и священное пространство родной страны " .   " Ледовое побоище " Константина Симонова Надо подчеркнуть, что знаменитый сталинский разворот к русской истории, разрыв с русофобской политикой " пламенных революционеров " , обращение к героям русского народа в середине 30-х годов можно заметить и в литературе. В 1937 г. Константин Михайлович Симонов  пишет поэму «Ледовое побоище». Симонов говорил: «Желание написать эту поэму у меня явилось в связи с ощущением приближающейся войны. Я хотел, чтоб прочитавшие поэму почувствовали близость войны и что за нашими плечами, за плечами русского народа, стоит многовековая борьба за свою независимость». Позднее Симонов писал о том, как понимал свою задачу поэта и писателя в предвоенные годы: «Думая о предстоящей вооруженной схватке с фашизмом, некоторые из нас обращали взгляды в русскую историю, и прежде всего в военную историю нашего отечества. Размышлениям на эту тему были посвящены в предвоенные годы мои поэмы “Ледовое побоище” и “Суворов”… Работа над ними была тогда существенной частью моей нравственной жизни» . Известный социолог и противник большевиков П.А. Сорокин заметил, что в годы войны Советском Союзе произошли поразительные изменения. В годы очистительного огненного испытания в жизнь общества возвращалась правда о великой истории России.

http://radonezh.ru/2021/11/01/aleksandr-...

5-й член. О церкви. Посредством крещения мы принимаем в видимую церковь Христову на земле; каковая церковь должна состоять из истинно верующих членов по образу Апостольской церкви, которая должна, строится, как живые камни, быв утверждена на основании Апостолов и Пророков, имея Самого И. Христа краеугольным камнем, на Котором все здание слагаясь стройно в святой храм во Господе, на котором мы устрояемся в жилище Божие Духом ( Eфec. II. 20 – 22 ). 6-й член. О наставниках. Для наставления и утверждения братства, мы выбираем из среды себя способных на то лиц, пресвитеров, учителей и диаконов, к совершению святых для созидания Тела Христова, дабы мы не были более младенцами, колеблющимися всяким ветром учения по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все более возрастали в Того, Который есть глава, Христос, от Которого все тело составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для назидания самого себя в любви (Ефес. , 11–16). 7-й член. Об управлении. Братство, а во главе его духовные наставники обязаны наблюдать за порядком, чтобы по постановлениям Св. Писания исключать из среды своей тех лиц, которые окажутся непослушными и непокорными заповедям Основателя Церкви И. Христа, как Он их дал: „если погрешил против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним, если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного, или двух, чтобы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое дело. Если не послушает их, объяви церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь“ (Ев. V. Матф. XIII, 15 – 16). Апостол Павел пишет: „я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, есть блудник, или прелюбодеец, или идолослужитель, или злоречив, или пьяница, или хищник; с таковым даже не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас (I Корин. V, 11 – 13). Также – 2 Фессал. III, 6, и 1Tuм. I, 19 – 20 ). Принятие исключенных из Церкви лиц происходит тогда, когда они сотворят плоды достойные покаяния, и попросят прощения у церкви. Для такого довольно сего наказания от многих, так что лучше простить его и утешить, дабы таковой не был поглощён чрезмерною печалью (2 Корин. II, 6 – 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Второе послание к солуня- Послание Иуды нам (фессалоникийцам) Послание к колоссянам Первое послание к Тимо Первое послание к корин Второе послание к Тимо Второе послание к корин Послание к Титу Евангелие от Луки Послание к Филимону Евангелие от Марка Послание к филиппийцам Чины святости: святой мученик святые мученица святитель великомученик Сщмч. – священномученик великомученица блаженный апостол преподобный Целит. – целитель Блгв. – благоверный Бесср. – бессребреник Прав. – праведный исповедник Наименования священного сана: Прот. – протоиерей Митр. – митрополит Архиеп. – -архиепископ игумен Прочие наименования: остров Государственный Русский ЦМиАР.– – Центральный музей древне русской культуры и искус ства имени Андрея Рублева Совр. – современный Названия месяцев. – ян., фев., мар., Государственная ап., м., ин., ил., авг., сен., Третьяковская галерея окт., н., дек. список источников И ЛИТЕРАТУРЫ 1 . Основные источники, использованные при подготовке книги Acta Sanctorum. Vol. 1–67. Bruxelles, Venezia, Paris, 1643–1940. Adrian, Archim. Heiligenjaar Heiligenlevens voor elke dag. Vol. 1–13. Den Haag, 1985–1995. Anal. Boll. – Analecta Bollandiana. Revue critique d’hagiographie. Bruxelles, 1882-. Baudot J., Chaussin L. Vies des Saints et des Bienheureux selon lordre du Calendrier par les RR. PP. Benedictins de Paris. Vol. 1–13. Paris, 1931–1959. Bovon E, Geoltrain P. Ecrits apocryphes chretiens. Vol. I–II. Paris, 1997, 2005 (Bibliotheque de la Pleiade, 442, 516) Butler C. The Lausiac History of Palladius. Cambridge, 1904 (Texts and Studies, 6/2). Bibliotheca Sanctorum/Ed. Amore A. etc. Vol. 1–13. Roma, 1961–1970. Bibliotheca Sanctorum Orientalium: Enciclopedia dei Santi. Le Chiese orientali. Vol. 1–2. Roma, 1998–1999. Clavis Patrum Graecorum/Cura et studio M. Geerard. Vol. I-VI. Turnhout, 1983–1998. Doukakis D. (ed.) Μγας Ζυναξαριστς πντων τν γων. T. 1–12. Athenai, 1889 – 1896. Dubois J. (ed.) Le Martyrologe d’Usuard. Bruxelles, 1965 (Subsidia Hagiographica 40). Eusebe de Cesaree. Histoire ecclesiastique/SC 31,41, 65,73.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Посему сначала приучи ум различать греховныя мысли, всеваемыя врагом спасения, и прогоняй их молитвою. 9 . Если случится влечение какой страсти, прилежно ищи причины. Найдя ее, смири себя, и страсть отойдет. Отчего многие обуреваются страстями? Оттого, что не искусны в познании причины приходящих страстей. 10 . Когда страсти молоды, не пустили корней в уме и в сердце, легко побеждаются, а после без посторонней помощи их не одолеешь. 11 . Труден путь спасения и тесны врата в Царствие для неимеющих добраго произволения, для порабощенных страстями, но для ревнующих ничего нет тягостнаго, им: иго Господа благо и бремя Его легко. 12 .Где согласие и повиновение друг другу о Господе, там радость, мир, любовь и всякое благо. 13 . Благоустроенные монастыри сохраняют и умножают (богоугодным житием иноков) благодать Божия в русской Церкви. Истинные монахи из глубины своего уединения светят миру простым образом богоугоднаго жития своего и живым действенным словом спасительной истины. 14 . Монашеская мантия – образ смирения словом и делом. И много таковых есть, которые мнятся быти невежды словом, но не разумом (2 Корин. 11, 6). 15 . При встрече, друг друга предупреждайте поклоном, не останавливайтесь на монастыре для разговора и празднословия, а с молитвою и вниманием спешите по послушанию или в келью свою. 16 . Кто совершенно покорит себя воле Божией (чрез послушание старцам и старшим), тот свою волю во всем оставит, тому и не бывает скорби, ибо врагу места там нет. Своевольным же и непокорным враг никогда не дает покою и будет всегда наводить смущение. Что сделается не так, как хочется, что не так сделается, как хочется, все Богу неугодным вмени (т.е. свое хотение и желание) и мирен будешь, и враг не будет тревожить. В сем понудь себя и узнаешь душевную пользу: мир и благодать Господня управит твою жизнь во спасение. 17 . Понуждай себя считать меньшим и худшим всех в добродетелях и недостаточным в познании духовнаго делания. Не показывай ума своего, особенно пред старшими. 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010