В дневнике Эли, матушки Евфросинии, много записей смертях: «22 ноября 1967 года в Москве умер художник Павел Корин. Его торжественно отпевали 24 ноября, задержав тем гражданскую панихиду. У нас, в домовой церкви, служилась заупокойная Литургия по нему. Совершал ее Владыка, прислуживал Владимир Михайлович Ершов. Пели о. Игорь, я, Анна Григорьевна Ершова, матушка Евгения Волощук, Матрона Гавриловна Комарова». Такое внимание к художнику не случайно. Павел Корин был на особом счету у православных верующих. Автор знаменитого полотна «Русь уходящая», засвидетельствовавший в своем творчестве верность русского народа Христу, золотыми буквами вписал свое имя в историю Русской Православной Церкви двадцатого столетия. Матушка Евфросиния отмечала в своем дневнике и необычные кончины, имеющие духовный смысл. Записывала даты смерти не только церковных, но и государственных деятелей. «…Некто, уже пожилой человек, по имени Иоанн, на Крестном ходе нес хоругвь. Обойдя храм, он, как и положено, остановился у церковных дверей и так умер. …6 декабря состоялись похороны Климента Ефремовича Ворошилова. Накануне было прощание с народом. По телевизору передавали «Реквием» Верди. Дирижер – венгр держал себя очень молитвенно. …9 января 1970 года скоропостижно на руках у Сергея Никифоровича скончался наш повар Иван Павлович. Перед похоронами, в ночь на 11 января, Иван Павлович приснился Сергею Никифоровичу, сказав ему: «Проводи меня». Поэтому Сергей Никифорович вместе с Ниной Михайловной поехали на кладбище и проводили Ивана Павловича в последний путь. …В пятницу, 17 апреля 1970 года, в 9 часов вечера, накануне Лазаревой субботы, скончался Святейший Патриарх Алексий. Погребение совершилось во вторник 21 апреля в Лавре. Божественную Литургию Преосвященных Даров совершили члены Синода во главе с местоблюстителем Патриаршего Престола – митрополитом Пименом. Все служившие архиереи были в белых ризах, что создавало особенное впечатление на Страстной неделе. К отпеванию в Успенском соборе вышли все архиереи, в том числе и Владыка Иоанн. Святейший погребен в подвале Успенского собора, где, еще со времен Владыки Гурия, устроена церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Всей земли в погосте было: поместной 57 двор. 91 челов. 89 ½ об. т. е. 63% своеземцевой монастырской Погост состоял из следующих деревень: Байково за лугом, Бережок, Березниче (2), Большое Озеречно, Борыня, Быслав, Веряжкино, Витково, Волкино, В Носу, Горыни сц., Гривско, Заполье на Горке, Камык, Камык Меньшой, Карпово, Клиньско (3), Красилово, Кубола, Лутско, Любишие, Митрошкино, Непотребово, Озеречно (2), Олховец, Олшична, Офимковичи, Песочно, Печково, Поддубье, Почап, Рдици, Реутово, Рыдно, Сверчино, Смушкино, Солоки, Тутици, Часща, Шляг Бережной – Горний, Щокотово. Сц. Горыни – на р. Оредежи, Большое Озеречно, Озеречно, Олховец, Песочно – на р. Кромене. Копорский уезд Погост Каргальский, на северо-западе прилегавший к финскому заливу, на юге граничил с Ямским уездом. Погоста, как центрального пункта округа, мы не видим, почему можем предполагать, что центральным пунктом для погоста – округа был гор. Копорье, занимавший на территории погоста срединное положение. – На территории погоста, кроме Копорья с его церковью и монастырями, находилось еще: «Селцо Удосол, а в нем церковь велики Михаил Арханьил… А непашенных в том селе: дв. поп Марко, дв. Пахомко сторож, дв. вдова Ульянка, дв. Иен Строй» (III, 535–536). В Каргальском же погосте – «Пречистые манастыря Елисеева пустынь, что на реце на Систи, повыше устья Сумского» (III, 551; у Зверинского III, 1601), кажется – отделение монастыря Пречистые из Копорьи. По своим размерам (769 двор., 978 чел., 700 ½ об. ) – Каргальский погост один из больших погостов, имевший земли всех родов владений. Были здесь земли а) оброчные, б) поместные, в) своеземцевы, г) купцов и д) монастырские. Помещиками погоста были: Иван-Кобыла и Федко Александровы дети Сухова (88 дв., 110 чел., 85 об.), Олешка и Шипение Елизаровы Хвостовы (61 дв., 87 чел., 60 об.), Микита Михин Беклемишев (48 дв., 56 чел., 38 об.), Саул Вышеславцов (30 дв., 39 чел., 30 об.), Кузьма Александров Воронин (27 дв., 29 чел., 30 об.), Андрей Иванов Воронин (на сохранившихся листах 26 дв., 30 чел., 30 об.), Гаврило Белосельский (45 дв., 53 чел., 36 об.), Пуща Олуновский и его дети Булгак и Ондрейко (36 дв., 45 чел., 32 об.), Русин, Михаль и Ивашко Муравьевы Олуповские (40 дв., 43 чел., 32 об.), Гаврило Федоров Корин (36 дв., 43 чел., 34 об.), Олфер Федоров Корин (30 дв., 37 чел., 29 об.), Костя и Ивашко Федоровы Загозкины (34 дв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Олег тоже ушел из Грузинского храма и стал посещать Петровский монастырь, который тогда был в храме преподобного Сергия на углу Большой Дмитровки и Козицкого переулка. Руководил жизнью прихода епископ Варфоломей (Ремов) , профессор Духовной академии, воспитанник старцев Зосимовой пустыни. Он сыграл решающую роль в жизни моего старшего брата. Епископ Варфоломей благословил Олегу для руководства в духовной жизни обращаться к отцу Никите 91 , человеку, проходившему все степени духовного восхождения в Зосимовой пустыни и приобретшего главное – истинное смирение и любовь к людям. Вскоре Олег стал послушником, а в 1929 г. он был пострижен в монашество самим епископом Варфоломеем. При постриге ему было дано имя Феодор в честь преподобного Феодора Студита . (Думаю потому, что Олег стремился к просвещению так же, как этот просвещенный святой). После пострига отец Феодор жил на колокольне. В то время была введена карточная система, “служители культа” были “лишенцами” и карточек не имели. В 1932 г. известный художник Павел Корин написал портрет отца Феодора как этюд “Молодой монах” к картине “Русь Уходящая”, к сожалению, оставшейся незаконченной. В 1933 г. брат был арестован. Такой человек, искренне и твердо исповедующий христианство, был уже опасен. Тогда мало кто среди властей разбирался в степенях священнослужителей: носит человек рясу – значит “поп”, хотя он был тогда только иеродиаконом. Павел Корин. Молодой монах. 1932. Этюд к картине “Русь Уходящая”. Очевидно следователи, встретившись на допросе с политически образованным человеком, который, что называется, может их бить их же оружием, решили сломать его. Конечно, людей, принявших такое решение, нельзя судить за это. “Не ведают, что творят” (см. Лк 23:34 ), – говорил брат и только жалел их. Он не имел против них даже обиды, не то чтобы осудить их. Эти по глупости атеисты были, как правило, в высшей степени невежественными и примитивными людьми. Они, поистине, как попугаи, повторяли все то, что им внушали, и совершенно не были способны к самостоятельному мышлению. Они не в состоянии были понять, представить себе, чтобы молодой образованный человек мог быть искренне верующим человеком, а не преступником, состоящим в контрреволюционной организации. В то время священников “судили” по 58-й статье за контрреволюцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Подписи-этикетки не оставляют места сомнениям: их в качестве эскизов использовал для своего «Реквиема» (также известного как «Русь уходящая») знаменитый художник Павел Корин. Увы, детальные обстоятельства создания этой серии неизвестны. Трудно также сказать, почему Корин решил использовать в своем полотне именно высоко-петровских старцев. Можно лишь с большой долей уверенности предположить: живописец на протяжении нескольких лет был допущен к внутренней жизни этих общин. Так, «Молодой монах», в качестве которого предстает иеромонах Феодор (Богоявленский), и «Схимник отец Агафон» увидели свет в 1932 году, а «Архимандрит отец Никита» — в 1936-м. Реквием. Время и верность В агрессивном окружении настроенного на массовые репрессии силового аппарата Советского государства расцвет общин, пришедшийся на конец 1920-х годов, не мог продолжаться долго. В 1929 году петровское братство было изгнано из стен родной обители и перешло в храм Преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке. Осенью 1933-го их попросили и оттуда: церковь была приговорена к сносу. Прихожане, тайные иноки и остававшиеся на свободе священники (архимандриты Зосима и Никита, монахи Феодор, Герман и Косьма уже находились в заключении) пристали к храму Рождества Богородицы в Путинках. Но над всеми ними уже висела угроза неминуемых репрессий. В феврале 1935 года по обвинению в измене Родине арестован архиепископ Варфоломей, его ближайшие духовные чада и еще несколько отцов Высоко-Петровского монастыря (настоятеля расстреляли 10 июля того же года). В апреле берут под стражу архимандрита Игнатия (до того больше года находившегося под домашним арестом) с несколькими духовными чадами. Пораженный болезнью Паркинсона и пеллагрой, отец Игнатий обвинялся карательными органами в том числе в... искусной имитации юродства, «искусственном дрожании конечностями и туловищем». Из чувашского лагерного лазарета обездвиженный старец направил около сотни писем своим духовным чадам — это ли не подлинный подвиг арестанта страшных 1930-х годов?!

http://e-vestnik.ru/history/podpolnye_mo...

4-й член. О Таинствах. Таинства Христовы, как-то: крещение и приобщение учреждены исключительно для верующих. По примеру и учению нашего Спасителя и учеников Его нам должно крестить истинно покаявшихся людей в залог (sic) их веры во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Крещение в воде не только есть обещание доброй совести, но имеет также и другие значения: а) оно есть символ (sic) очищения от грехов. Подобно тому, как мы при крещении обмываем водою тело от нечистоты, так И. Христос обмыл нашего греховного человека от всей греховной нечистоты своею драгоценною кровью, крещение есть символ гробоположения и воскресения И. Христа, на что ап. Павел ясно показывает, говоря: и так, мы с Ним погреблися крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и мы ходили в обновлённой жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Puм. VI, 4 – 5 ). Не обращая внимания на возраст, крестнику, однако, должно быть столько лет, дабы он мог получить посредством проповеди и самопознания истинную веру во Иисуса Христа и исповедовать доброе исповедание пред многими свидетелями ( I Tuм. VI, 12 ). И так как нам о крещении грудных детей ничего не упомянуто в Св. Писании, равно и о крестных отцах и матерях, то мы исповедуем, что их вовсе не следует крестить, ибо И. Христос велел верующих крестить, а детей благословил и сказал ученикам: „пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство небесное» (Ев. Mamф. XIX, 14 ). О причащении. Св. Причастие имеет это значение: как мы все участники одного хлеба, так мы и все члены тела Христова, которое есть общество святых, и как мы пьём из одной чаши, то мы все свидетели в крови очищающей вас от грехов наших, как написано: „чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение телу Христову»? (Корин. X, 16). Руководящие слова при совершении Тайн Христовых мы берём из 1 Корин. XI, 23 – 26, где ап. Павел говорит: „ибо я от Господа Самого принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан, взял хлеб, и возблагодарив преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое, сие делайте в воспоминание обо Мне“. Также и чашу после вечери, и сказал: „сия чаша новый завет в Моей крови, сие делайте когда ни будете пить, – в воспоминание обо мне“. Ибо всякий раз, „когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, вы возвещаете смерть Господню, доколе Он приидет“. Мы принимаем Тайны Христовы в воспоминание страдания и смерти Христа, в знак (sic) общения со Христом и в знак общения верующих между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В пользу рассуждений Б.Шергина и А.Карташева можно было бы привлечь пример Палеха, где иконописная традиция и декоративно-прикладное искусство теснейшим образом связаны, а декоративно-иконописный стиль позволяет облагораживать, преображать любые явления жизни... Но не преобладает ли здесь, в самом деле, декоративность над вероучительными задачами, не вытесняет ли их на периферию красочного обрядоверия, которому «метафизика в красках» не столь уж важна? Павел Корин: психологизм против декоративности Если у Гончаровой, собственно, «Руси» как таковой, конкретной, исторической - нет вообще, то у Павла Корина (1892-1967) в качестве доминанты - «Русь уходящая». Пусть это название и предложено было А.М. Горьким (первоначально картину предполагалось назвать «Реквием»), все- таки это конкретная, историческая Русь (и ей по духу уже подходит не Requiem, а «Вечная память»...). Но, коренной палешанин, П.Корин ни к «декоративности», ни к ремеслу изографа большой тяги не чувствовал. Его этюды к задуманной картине психологичны и религиозны. Все они свидетельствуют о внутреннем духовном мире, имеющем опору в трансцендентном... Обращаясь к этим портретам после декоративных затей Н.Гончаровой, ощущаешь себя как после балагана - в храме. И первая мысль - упаси Бог, чтобы балаган не пришел в храм. Критический настрой поначалу даже не пробуждается... Внутренний стержень личности чувствуется во всех этих этюдах, он не может не вызвать нравственного уважения. Правда, при дальнейшем рассмотрении создается впечатление, что отдельные полотна этой серии не обязательно свидетельствуют о духовном просветлении. Иные создают впечатление внутренней ожесточенности, характерной для широко известного типа русского обрядоверия... За коринскими портретами порой просматривается суриковская «Боярыня Морозова»... Конечно, в годы тяжких гонений на Церковь увидеть и запечатлеть на лицах верующих «радость о Господе» особенно сложно. Но ее все-таки не хватает, хотя в образе, скажем, протодьякона М.К. Холмогорова просвечивает уверенность в духовной победе...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

Причисленный к лику святых, благоверный князь, естественно, изображался на иконах, но его личность всегда вдохновляла и светских художников, писателей, композиторов, режиссеров. В 1757–1758 годах Михаил Ломоносов создал мозаичный портрет Александра Невского — это было одно из первых неиконных изображений князя. Его писали на своих полотнах многие известные художники: Григорий Угрюмов, Василий Шебуев, Генрих Семирадский, Петр Басин, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов, Николай Рерих, а в советское время — Павел Корин, Илья Глазунов. Из современных художников князю посвятили свои ­работы Павел Рыженко, Вячеслав Рожков, Сергей Присекин и другие. Самое, пожалуй, яркое и выразительное воплощение этого образа мы находим у Павла Дмитриевича Корина (1892–1967). В 1942 году праздновалось 700-летие Ледового побоища, и Комитет по делам искусств обратился к художнику с просьбой написать картину, посвященную Александру Невскому. Корину как бывшему иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но, приняв предложение, художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси. Этот триптих писался в самое тяжелое для страны время — в разгар войны. На центральном полотне, на фоне тревожного неба стоит Александр Невский, опершись на меч. Его лицо сурово, взгляд сосредоточен. Князь облачен в военные доспехи, на нем шлем и красный плащ. За левым плечом развивается стяг с ликом Спаса Нерукотворного: под такими знаменами древнерусские князья шли «за родину и веру» против неприятеля. Вдали виден Великий Новгород с храмом Святой Софии. На правой части триптиха изображены два человека с булавами — это городское ополчение, которое во время нашествий и войн присоединялось к княжеской дружине. А в глубине, на фоне фрески со святителем Николаем Мирликийским, стоит старая женщина — символ народа, который, уповая на заступников небесных, ждет помощи и от земных. Правую часть картины Корин назвал «Старый сказ», а левую — «Северная баллада». На левой части изображена молодая княжна и воин княжеской дружины, простирающий руку вдаль и словно указывающий, откуда идет на Русь неприятель.

http://e-vestnik.ru/culture/obraz_aleksa...

Да! Там еще был художник Павел Корин. В черной косоворотке, худой, задумчивый, настоящий нестеровский отрок. Ему страшно понравилась вещь Листа “Благовещение” из сборника “Годы странствий”. Он все повторял, что как будто видит картину перед собой. Горький принял очень большое участие в братьях Кориных. Они жили очень плохо, голодали. Горький на свой счет послал Павла Корина в Италию. Помогал им, выдвигал. Павел Корин начал писать картину “Русь уходящая”. Он искал типы среди нищих, среди монахов. Одного бедного нищего он донес на руках на свой третий этаж. Рисовал князей церкви. Удалось их уговорить. А его потреты! Игумнова и другие. Гениальный художник, но не ко двору пришелся. Вечером пили чай и слушали музыку. У Алексея Максимовича была радиола. О ней тогда еще не слыхивали. Это был большой полированный комодик. Пластинки дивные! Шаляпин, “Всенощная” Бортнянского и др. Потом Алексей Максимович ушел к себе. Стали ставить фокстроты, я танцевала с Максимом. Он произвел впечатление очень милого, деликатного человека. Потом нам показали наши комнаты, у каждого своя комната и отдельная ванна! Мы, по правде сказать, были немного подавлены всем этим великолепием, мы всем этим были так удивлены, наши знакомые в Ленинграде почти все жили так стесненно, так бедно. И мы перебрались в одну из комнат. Утром, мы проснулись, привели себя в порядок, и когда вышли в вестибюль, то увидели, что там на лестнице перестилают ковер, и всем этим распоряжается военный, в чине майора! Опять завтракали, потом гуляли с Алексеем Максимовичем по великолепному парку. С горы открывался дивный вид! Алексей Максимович был в хорошем расположении духа, был очень рад видеть Николая Евгеньевича, все время с ним разговаривал. Потом опять что-то ели, пили чай, Алексей Максимович ушел к себе. Андрей стал играть вальсы Штрауса в переложении знаменитых композиторов. У Надежды Алексеевны начали блестеть глаза, она очень оживилась. Потом мы распрощались и уехали опять в Москву, на зимнюю квартиру Горького. Это был дом богатейшего купца Рябушинского. Построен он был в начале века в стиле модерн, в духе Мира Искусств. Например, лестница была сделана в виде волн (перила) и там были изображены наяды.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-b...

В.С. Да, даже в годы богоборческого режима, именно Церковь сохраняла живоносные источники, родники великой Русской культуры, сохраняла чистыми, незамутненными. Многие творческие люди приходили в Церковь в те годы, чувствовали благодать богослужений. Многие художники обрели веру изучая древнерусское искусство, русскую икону. Я помню глаза людей в Третьяковке перед Владимирской иконой Матери Божией, перед «Троицей» преп. Андрея Рублева. Вспомним музыку Георгия Васильевича Свиридова..Об этом можно говорить бесконечно. Н.Б. Полотна П.Корина... В.С. Павел Дмитриевич Корин, великий русский художник, его музей сейчас закрывают на ремонт к сожалению. В те годы люди припадая к произведениям искусства великой Русской культуры обретали для себя Христа. Н.Б. В 1946 году, когда возрождалась Троице-Сергиева Лавра, руководство Церковно-археологического кабинета приглашала для встреч со студентами семинарии многих выдающихся деятелей Русской культуры и науки. Приезжал тогда читать лекции к нам в академию и семинарию студентам и Павел Дмитриевич Корин. Студентов приобщали к великой, истинной мировой культуре, а не «перформансам». В.С. Николай Владимирович, да ведь для нормального человека все просто и ясно, окончил ли он Суриковский, или простую школу - есть свет, солнце, радость бытия сотворенного Богом мира, красота, а есть мрак, грязь, есть болезненное состояние души. И не надо искусствоведам и критикам, живущим на деньги всяких соросов, пытаться доказать нашему народу, что ему необходимо «дорасти» до этого «элитарного» искусства. Все настолько просто - есть Господь, есть Свет, детский смех, радость общения с красотой Божиего мира, а есть мрак и сатанизм. Тем более, как художник, зная своих собратьев, могу сказать, что заигрывать с ними, гладить их по головке не стоит. О. Максим, и некоторые наши слушатели возможно помнит выставки «Двадцатки» на Малой Грузинке. Линицкий стоял у своих работ, исповедовал свою веру во Христа, рассказывал посетителям выставки о церковных праздниках, многих приводил в Церковь. Из «Двадцатки» стал священником о. Сергий Симаков, начинал с тяжелых мрачных, но бесспорно мастерских работ Проваторов, затем обрел веру, стал писать Христа Спасителя, сейчас он священник - о. Владислав. Много священников-художников.

http://ruskline.ru/analitika/2010/06/09/...

М. Васнецов, П. Е. Мясоедов, А. М. Корин, А. А. Киселев, Н. А. Бруни, В. Д. Болотнов. Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики, (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде. С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле. Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг., самый маленький - около 16 кг., звон колоколов слышен за 30 км. В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев, профессор А. Митов, профессор Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.

http://sobory.ru/article/?object=11800

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010