Говоря о жизни равноапостольного Константина, не можем умолчать и о матери его св. царице Елене, много потрудившейся для славы имени Христова. Святая царица Елена была дочь содержателя гостиницы. Не за одну красивую наружность, но и за высокие душевные качества император Констанций Хлор, будучи еще военачальником, избрал ее своею супругою. Но впоследствии времени политические обстоятельства империи были причиною семейного несчастия Елены. Император Диоклетиан, разделив империю между двумя императорами и двумя кесарями, хотел, чтобы эти правители были соединены между собою родственными узами. Констанцию Хлору с титулом кесаря предложена была и новая супруга из царского рода – падчерица императора Максимиана Геркулия. Елена была принесена в жертву расчетам политики и удалена от двора. С потерею любимого супруга, она должна была разлучиться и с единственным своим сыном, одиннадцатилетним Константином, который, в качестве заложника, отправлен был на Восток ко двору Диоклетиана. Пятнадцать лет провела Елена в удалении от двора, в глубоком уединении, лишенная радостей семейных, и, весьма вероятно, это несчастие, между прочим, расположило ее душу к принятию Христова учения, столь отрадного для несчастных, обремененных тяжкими горестями. С воцарением Константина Елена снова является при дворе, пользуется императорскими почестями и приобретает влияние на сына. Не вмешиваясь в дела политические, она посвящает свое время воспитанию пасынков – детей Констанция Хлора от второй супруги. Но особенную любовь свою она сосредоточила на внуке своем Криспе, старшем сыне Константина, рожденном от 1-го его брака, который, подобно браку Констанция Хлора, был также расторгнут по политическим причинам. В несчастной судьбе матери Криспа Елена видела совершенное сходство с своею судьбою; это, вероятно, и было причиною, что сын первой супруги Константина сделался предметом особенной любви Елены. Но и этой глубокой сердечной привязанности Елены нанесен был жестокий удар. Любимец ее Крисп, одаренный блистательными качествами, успевший приобрести славу искусного полководца, по интригам второй супруги Константина, Фавсты, был осужден на смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гонения эти начались с войска. В 298 году вышел указ, предписывающий всем войскам совершить жертвоприношения. В результате начался массовый уход христиан с военной службы. В Тингисе (Африка) воин Марцел , когда до него дошла очередь принести жертвоприношение, сбросил с себя оружие и отказался служить императору. Он был казнен. Соправитель Диоклетиана Максимиан приказал истребить целый легион воинов, отказавшихся принести жертвы. Это так называемый Фиваидский (Фиванский) легион, возглавляемый св. Марцием 271 . (По другим источникам, среди военачальников этого легиона на первом месте назван св. Маврикий ). См. Приложение к теме 3. В 303–304 гг. издается ряд эдиктов, лишающих христиан всяких гражданских прав, предписывающих заключать в тюрьму всех представителей клира и требовать от них отказа от христианства через принесение жертв. Последний эдикт 304 г. предписывал всех вообще христиан повсеместно принуждать к принесению жертв, добиваясь этого любыми пытками. Мученичество в эти годы было массовым, но в разных провинциях преследования производились с различной интенсивностью. Наиболее жестокими гонения были на востоке империи 272 . Так, в Никомидии (Малая Азия) в праздник Рожества Христова 303 г. Максимиан велел сжечь до 20 тыс. христиан (память Никомидийских мучеников 28 декабря). Исключение составляли Британия, Галлия и Испания, которыми управлял благоволивший к христианам кесарь Констанций Хлор, отец Константина Великого 273 . К периоду гонений Максимиана относится подвиг святых мучеников Адриана и Наталии . Адриан был замучен в Никомидии Вифинской на глазах у супруги. После казни мужа Наталья скончалась, изнуренная душевными страданиями. Гонения со стороны римских властей прекращаются после издания в 311 г. эдикта, в котором христианство признается дозволенной религией, и в полной мере после Миланского эдикта 313 г., провозгласившего полную веротерпимость 274 . Мученики периода правления Юлиана Отступника и императоров-ариан Но история мученичества на этом не закончилась. Слова св. ап. Павла о том, что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» ( 2Тим.3:12 ) продолжали подтверждаться и в последующие века. Христиане претерпевали гонения от самых разных преследователей: еретиков, язычников, атеистов, вероотступников. Большей частью гонения были обусловлены религиозными причинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Декий был убит на войне, и тело его съедено хищными зверями и расклевано птицами. Валериан был взят в плен персами и там ему назначено было исправлять самую унизительную должность: он обязан был изгибать свою спину и подставлять ее вместо ступени персидскому царю всякий раз, когда тот садился на коня. А когда помер Валериан, то с него содрали кожу и повесили на позор римлянам. Диоклитиан впал в жестокую болезнь, которая еще более усилилась от огорчения и своеволия народа, ниспровергшего его статуи, наконец он лишился разсудка и уморил себя голодом. Максимин Геркулий, отказавшись от престола отравил себя ядом. Главный виновник десятого и поледнего гонения Галерий был поражен неисцелимою болезнию, которая, несмотря на все старания и всё искусство врачей, усиливалась всё более и более, так что наконец и врачи не могли близко подходить к нему – от нестерпимого смрада, выходившего из его ран. Среди таких ужасных мучений он познал могущество Бога христианского, вспомнил все свои жестокости против христиан и издал указ о прекращении гонения. Но так как обращение гонителя было неглубокое, то смерть прекратила его мучения. Споспешник и преемник жестокостей Галерия Максимиан имел смерть не менее мучительную. Оставленный всеми своими приближенными, он решился на самоубийство – принял яд и четыре дня терпел ужаснейшие мучения, не только в теле, но и в душе; ибо ему представлялся в болезни Сам Судия небесный и грозил ему Своим правосудием; наконец с жесточайшими мучениями, как бы среди пытки, нечестивый Максимиан изверг свою душу. Таким образом почти все ожесточенные гонители христиан испытали на себе заслуженный ими гнев правосудного, нелицеприятного Бога, тогда как Констанций Хлор, покровительствовавший христианам, мирно и благополучно управлял своею страною и мирно скончался. В лице его сына, Константина Великого , Господь готовил Своего избранника, который должен был даровать мир и свободу церкви Христовой (прот. Г. Д-ко). 9. Вне церкви нет спасения Вот относящийся сюда разсказ. Однажды к пр. Кириаку, спасавшемуся в тесной келлии близ Иордана, пришел один инок Феофан, державшийся несторианской ереси (унижавшей достоинство Сына Божия и Богоматери). Узнав об этом, пр. Кириак убеждал и молил его оставить свои заблуждения и обратиться к святой, соборной и апостольской церкви. «Един путь к нашему спасению, – говорил преподобный, – есть тот, чтобы мыслить и веровать так, как мыслили и веровали святые отцы». Феофан отвечал: «Все ереси тоже говорят, что, если с ними не будешь иметь общения, не спасешься. Что же мне делать? Мой разум так слаб, что не может постигнуть истины и различить ее от заблуждения. Помолись о мне Богу, чтобы Он каким-либо откровением свыше вразумил меня!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Его отец, Констанций Хлор, принадлежал к числу тех многих людей того времени, которые, стоя по своему умственному развитию выше крайностей грубого паганизма, удовлетворения своих религиозных потребностей искали в своеобразном монотеистическом миросозерцании, выработанном под влиянием восточных религий и неоплатонизма и легко уживавшихся как с национальной религией, так и с христианством. При дворе Констанция было немало христиан; они не только пользовались полной религиозной свободой, но, если верить Евсевию, имели здесь своих «служителей», то есть пресвитеров, и открыто совершали богослужения 64 . Его дочь от второго брака носила христианское имя Анастасии 65 , и есть основания предполагать, что и мать ее, вторая жена Констанция Феодора, была христианкой 66 . Взятый еще в отроческих летах в качестве заложника ко двору Диоклетиана, Константин и здесь дышал той же насыщенной христианством атмосферой, к какой он привык у себя дома. Приступая к рассказу о царствовании этого императора, Евсевий не находит слов, чтобы в должной мере изобразить то благоденствие, каким наслаждались христиане в первые 20 лет его правления. «О, сколь великим благоговением и вниманием и дружеским обращением пользовались правители каждой церкви у всех префектов и консулов! Кто опишет эти многочисленные обращения ко Христу, эти многолюдные собрания в каждом городе и стечения в молитвенных домах?.. А что сказать о царских придворных, что о начальствовавших над всеми правителях? Домашним, женам, детям (?) и слугам они попускали открыто и свободно следовать слову и христианской жизни, едва не дозволяли им хвалиться дерзновением в вере и считали их более достойными любви, чем остальных сослужителей» 67 . И действительно, в своей собственной семье Диоклетиан терпел двух христианок – жену Валерию и дочь Приску 68 , а в числе его придворных было много высокопоставленных христиан, имена которых сохранились отчасти у Евсевия, отчасти в мученических актах. Находясь при дворе Диоклетиана, Константин лично наблюдал это торжество христианства на Востоке; он мог видеть и эти «многочисленные обращения ко Христу», и эти «многолюдные собрания в каждом городе», о которых говорит Евсевий, когда, сопровождая императора, он вместе с ним объезжал Палестину и малоазийские города 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

За год до Миланского соглашения произошли события, о которых рассказывает церковный историк, епископ Евсевий Кесарийский , в своей «Жизни Константина». В 312 году, у правителя Галлии и Британии Константина возникла борьба с Максенцием, правителем Италии. Константин двинулся с войском из Галлии через Альпы к Риму и подошел к нему 27 октября. В этот день ему и его свите было чудесное явление «Креста над солнцем». Ночью Константину явился во сне Спаситель и приказал начертать знамение креста на щитах и шлемах воинов. На следующий день Константин разбил Максенция и вступил торжественно в Рим. С этой поры, по словам еп. Евсевия, он твердо уверовал во Христа и всю свою жизнь посвятил служению Ему. Имп. Константин принадлежал к благочестивой языческой семье и вырос в обстановке веротерпимости. И его отец, Констанций Хлор, и он сам, были поклонниками солнца, но современное им язычество их не удовлетворяло, и они стремились к более возвышенному идеалу. Мать Константина – Елена, по происхождению британка, обратилась в христианство. Поэтому Константин так легко стал сам защитником новой веры. В ней он видел свой идеал, к которому стремились все лучшие люди Империи. Но все же посягнуть на Рим с его древними языческими святынями было для него святотатством, и он решился на это лишь после видения креста над солнцем, когда он понял, что есть символ, который превосходит все, во что веровали его предки. Имп. Константин стал с 312 года покровителем христиан, но сам принял крещение только перед смертью в 337 году. Он передал римскому епископу свой Латеранский дворец и базилику. В ней был устроен храм Христа-Спасителя. Он же заложил в Риме храмы на месте мученической кончины апостолов Петра и Павла и в Палестине, на Голгофе и в Вифлееме. Имп. Константин был человеком глубоко религиозным и верил в свое призвание, но он одновременно хотел водворить через новую веру мир и порядок в Империи. С самого начала на этом пути у него возникли трудности. В Африке произошел раскол донатистов (последователей епископа Доната), не признававших иерархии, которая во время гонений была, по их мнению, недостаточно стойкой. Возникли две параллельных иерархии. Донатисты обратились к императору, вмешивая его в церковные дела, в которых он не мог разобраться.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

ЗЛОЙ КОНЕЦ: (сп2 смртныи ) в соот. с δσμορον «(злая) судьба, жребий» и «смерть». В пер. производное, более сильное значение основы, с усилением значения приставки. Получился семантический плеоназм. РИМСКАЯ ЖИЗНЬ: гречьсти жизни в соот. с ωμαων πολιτεα «Римское государство». ПОСЛЕ ДИОКЛЕТИАНА И ГЕРКУЛИЯ. Эти двое отреклись от власти 1 мая 305 г. Гл. 41 у де Боора отсутствует. Есть в Вен. [Истр. II, 73]. ЗЕЛЕНЫЙ: – перевод прозвища χλωρς «зеленовато-бледный», «изжелта- бледный». Констанций Хлор – рим. имп., кесарь Галлии (292–306), умер в июле 306 г. в Иорке, 56-ти лет. И331 КАК ГОВОРИТ ЕВСЕВИЙ – в [Евс. Церк 8. XIII]. ЧЕСТНОГО: ч с тна на месте Αγουστος из лат. Augustus «священный». См. комм. к И10 СЕВАСТОМ НАРЕЧЕН. И332 СИЛЬВЕСТР – еп. Константинопольский (314–335), глава христианской церкви в период утверждения христианства как государственной религии. ИКОНОПИСЦА: иконописцемь И332 7 на месте ζωγραφις Б486 18 «живописания, изображения» – свободный пер. (В Лет точная калька: живописаннмь ЛМ213 23 .) Осовременивание рассказа отразилось и в появлении вставки видвъ ... ч с т иконъ И332 10 . «Изображение» (Константина) εκνος род. Б489 6 тоже передано словом иконою И333 15 . СТИФАРЫ: στηθρια – поясные портреты. КРЕСТИЛ ЦАРЯ. По рассказу Евсевия [Евс. Конст 4.62], Константин Великий принял христианство на смертном одре от рук Евсевия Кесарийского – историка и ближайшего советника царя. На расхождение версий Евсевия и ХГА обращал внимание И.С.Чичуров [Чичуров 1983, 109–110]. ПОВЕЛЕНИЯ – в греч. «(христианского) учения»: το δγματος Б487 18 . НЕСЛЫХАННЫХ; в Тр змстьна – утрачена часть приставки: безмстьна . ТУТ ЖЕ: абь на месте αθις «опять, снова» – по обычному смешению αθις и εθς «тут же, тотчас». См. комм. к И51, И80 и др. И333 МОГИЛУ: гробъ на месте λκκον вин. «яму, погреб». Для λκκος в слав. было три лексемы: ма, ровъ , гробъ . В данном стихе Пс. 7:16 в древнейшей Синайской псалтири ровъ (βθρον) и ископа въпаде вь мж (λκκον) [СтСл, 583]. Те же лексемы в Геннад. В СтСл гробъ для λκκος отмечен как ошибочный.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И в это тяжелое для Церкви время при дворе императора Диоклетиана уже находился и возрастал Константин, будущий император, прекративший гонения на Церковь , а затем сам принявший христианство. Престарелый и больной Диоклетиан отказался от верховной власти в мае 305 года. Однако гораздо раньше он реформировал управление обширной Империей. Так, поселившись в малоазийском городе Никомидии, который стал фактической имперской столицей, он в 286 г. назначил себе соправителем Максимиана, который с титулом Августа 1 стал управлять западной частью Империи. В 293 г. в помощь себе и Максимиану Диоклетиан назначил двух Цезарей – Галерия и Констанция Хлора (отца будущего императора Константина). В дальнейшем именно Галерий стал инициатором и главным проводником того страшного гонения на христиан, которое в истории связано с именем верховного правителя Диоклетиана. В 304 г., когда последний был при смерти, именно Галерий выпустил от его имени последний и самый страшный эдикт против христиан, открывавший дорогу прямому террору, осуществлявшемуся с необычайной жестокостью. Став в 305 г. Августом на востоке Империи, Галерий продолжал жестоко преследовать христиан. С особой силой гонения развернулись в Малой Азии, Сирии, Палестине и Египте. В этом его всячески поддерживал его племянник и соправитель Цезарь Максимин , получивший в 309 г. титул Августа. Однако эти гонения так и не привели к уничтожению Церкви Христовой. И в апреле 311 г., незадолго до своей смерти от рака, Галерий вместе с соправителями Августами Лицинием и Константином подпишет эдикт, которым впервые в отношении христиан объявлялась веротерпимость. Однако еще по-прежнему под страхом смерти запрещался переход в христианство язычников. Кроме того, в восточных провинциях Империи еще продолжались гонения со стороны Максимина, пока последний не был убит в мае 313 г. в битве со своим соперником за власть Лицинием. В свою очередь на западе Империи, где в 305 г. Августом стал Констанций Хлор, гонения на христиан были повсеместно прекращены. После его смерти в июле 306 г. ставшие соправителями в западных частях Римской Империи Лициний и Константин продолжили его политику терпимости в отношении христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

И конечно, в таком же виде получили litterae и все praesides, а не один вифинский. В миланском эдикте Константин определяет христианское общество, как corpus christianorum. По общему гражданскому праву, такие корпорации пользовались правом приобретать имущество 1) посредством покупки, 2) через дарение (donatio) и 3) по завещанию. Право приобретения имущества церковью посредством покупки не подлежит сомнению. Правом donatio (=подарок) церковь пользуется с 321 г., хотя положение, занятое церковью с конца 312 и начала 313 г., давало ей возможность уже и тогда пользоваться этим правом. Специальное законодательство по этому вопросу касается лишь подробностей. Римское право не считало достаточным простого заявления о том, что я дарю известному лицу некоторое свое имущество. Этот факт должен был быть облечен еще в юридическую форму – при свидетелях у подлежащего начальника провинции. Если эти формальности не были исполнены, то по закону 316 г. donatio не имело силы (nullam firmitatem habere). Но собственно запись – один акт, исполнение – другой акт. Кроме бумаг, полученных от начальника провинции, требовалось еще занести этот акт donatio в надлежащие документы города (in actis inserta). Распоряжение об этом сделал еще Констанций Хлор, а Константин Великий оставил его в полной силе. Смягчение этого закона было сделано при Феодосии Младшем (428 г.), который распорядился, чтобы donationes, не превышающие суммы в 200 солидов, совершались без составления актов. Получение имуществ по завещанию в римском праве было осложнено более, чем donationes. По исконным римским воззрениям, существенным пунктом для твердости завещания был вопрос об определенном наследнике, и юрист Ульпиан объявил, что нельзя назначать наследниками ни целые города, ни всех граждан города, и даже богов. Впрочем, для богов были сделаны некоторые исключения (через senatus consulta и constitutiones principum); например, Jupiter tarpeianus и Марс галльский имели право получать по завещаниям. Мы видим, что для корпорации получить имущество по завещанию было очень трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Как благоразумный политик, стремив-шийся успокоить свое государство, волнуемое внутренними смутами, и, может быть, еще по чувству человеколюбия, признаки которого были заметны в нем, страшился начать кровопролитие христиан, тем более что их было слишком много. Максимиан Геркул, грубый солдат, не входивший в политические соображения Диоклетиана, готов был преследовать христиан, особенно находившихся в его войске и нарушавших военную дисциплину отказом в принесении языческих жертв. Напротив, помощник Геркула, кесарь Констанций Хлор, человек добросовестный, уважаемый деятель, смотрел на христиан без предубеждения, даже уважал их за твердость в вере, основательно предполагая, что они также твердо должны быть преданы государю. Злейшим же из всех правителей врагом христиан явился зять Диоклетиана, жестокий кесарь Галерий. Диоклетиан, пока был в силах и не состарился, сдерживал вредные для империи порывы Галерия к уничтоже-нию христианства; кроме эдикта об удалении христиан из военной службы, он долгое время не соглашался издать какой-либо общий закон относительно их. Наконец, в 303 г. Галерий достиг своей цели. Он приехал в Никоми-дию, что в Вифинии, местопребывание Диоклетиана, и, поддерживаемый жрецами и другими фанатиками, настоятельно требовал издания общего закона против христиан. Старый, больной и тяготившийся делами правления, Диоклетиан подчинился влиянию своего зятя и допустил преследование. Никомидийские христиане прежде других испытали нападение: их «великолепная церковь » была разрушена до основания, священные книги были отняты и сожжены. Вслед за этим последовал общий эдикт следующего содержания: все богослужебные собрания христиан запрещаются, христианские храмы должны быть разрушены, списки Священного Писания должны быть отбираемы и сожигаемы; все исповедующие христианство лишаются своего достоинства и гражданских прав, у христиан-рабов отбирается навсегда надежда на освобождение; при суде над христианами дозволяется употреблять пытки, без принятий от них жалоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Максимиан Геркул, грубый солдат, не входивший в политические соображения Диоклетиана, готов был преследовать христи­ан, особенно находившихся в его войске и нарушавших воинскую дисциплину отказом в принесении языческих жертв. Напротив, помощник Геркула, кесарь Констанций Хлор, человек добросовестный, уважавший добродетель, где бы ее ни находил, смотрел на христиан без предубеждения, даже уважал их за твердость в вере, основательно предполагая, что они также твердо должны быть преданы государю. Но злейшим из всех правителей врагом хрис­тиан является зять Диоклетиана, жестокий кесарь Галерий. Происходя из низшего сословия и находясь под влиянием своей матери, Ромулы, грубой и суеверной язычницы, он суеверно предан был языческой религии и был страшным ненавистником христиан. В нем фанатическая партия язычников нашла сильную поддержку своей ненависти к христианам; он стал во главе ее и готов был истреблять христиан огнем и мечом, если бы вся власть была в его руках. Но как подчиненный кесарь он не мог произвести открытого и всеобщего гонения на христиан; поэтому на первых порах ограничился только частными преследованиями: удалением их от своего двора, изгнанием из военной службы и тому подобное. Вообще же Диоклетиан, пока был в силах и не состарился, сдерживал вредные для империи порывы Галерия к уничтожению христианства; кроме эдикта об удалении христиан из военной службы, он долгое время не соглашался издать какой-либо общий закон относительно их. Наконец, в 303 году Галерий достиг своей цели. Он приехал в Никомидию, что в Вифинии, местопребывании Ди­оклетиана, и, поддерживаемый жрецами и другими фанатиками, настоятельно требовал издания общего закона против христиан. Старый, больной и тяготившийся делами правления Диоклетиан подчинился влиянию своего зятя и допустил преследование. Никомидийские христиане прежде других испытали нападение: их «великолепная церковь » была разрушена до основания, святые книги были отняты и сожжены. Вслед за этим последовал общий эдикт следующего содержания: все богослужебные собрания христиан запрещаются; христианские храмы должны быть разрушены; списки Священного Писания должны быть отбираемы и сожигаемы; все содержащие христианство лишаются своего достоинства и гражданских прав: У христиан-рабов отнимается навсегда надежда на освобождение; при суде над христианами дозволяется употреблять пытки, без принятий от них жалоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010