Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Николая Чудотворца     Икона Николая Чудотворца Афон         Икона Николая Чудотворца.   Афон . Григориат Согласно житию, святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара в римской провинции Ликия во времена, когда регион был эллинистическим по своей культуре и внешнему облику. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Считается, что он был рождён в семье состоятельных родителей-христиан в Патаре, Ликия, где и получил начальное образование. Будучи покровителем моряков, святитель Николай, как считают, сам был моряком или рыбаком. Возможно также, что одним из занятий его семьи было управление рыболовецким флотом. Когда его родители умерли, святитель Николай унаследовал их состояние, однако он отдал его на нужды благотворительности. Начальный период деятельности святителя Николая в качестве священнослужителя относят к правлению римских императоров Диоклетиана (годы правления 284—305) и Максимиана (годы правления 286—305). В 303-м году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. После отречения обоих императоров 1-го мая 305-го года произошли изменения в политике их преемников по отношению к христианам. В западной части империи, Констанций Хлор (годы правления 305—306) положил конец систематическим гонениям после своего восшествия на престол. В восточной части, Галерий (годы правления 305—311) продолжил преследования до 311-го года, когда он выпустил эдикт веротерпимости, находясь на смертном одре. Гонения 303—311 годов считаются наиболее продолжительными в истории империи. После смерти Галерия, его соправитель Лициний (годы правления 307—324) в основном относился к христианам терпимо. Как результат, христианские общины стали развиваться. Очевидно, к этому периоду относится епископство святителя Николая в Мире (древняя Ликии Римской империи; современное название города — Демре, расположен в провинции Анталия в Турции). Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома — не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности.

http://isihazm.ru/?id=490&c_pid=84

равноапостольный Константин Великий (272–337) История Древней Церкви Послания Речи равноапостольный Константин Великий Византийский император, выдающийся политический деятель древности, первым из римских императоров официально провозгласил себя покровителем христианства и Церкви. Жизнь Константина Великого до провозглашения им Миланского эдикта Константин, названный Великим за выдающиеся исторические заслуги, родился в эпоху гонений на Церковь Христову (предположительно около 280-285 годов). Его отец, цезарь Констанций Хлор, был властителем в Галлии и Британии. Мать, Елена, вела христианскую жизнь (впоследствии она была прославлена в лике святых). В отличие от других представителей высшей титулованной знати, отец Константина относился к христианам более чем сдержанно. В той части империи, которой он руководил, не осуществлялось гонений на Церковь, как в прочих областях. После смерти Констанция Хлора, в 306 году Константин, при содействии армии, был провозглашен императором. Ко христианам он относился не менее терпимо, чем его отец. По свойственному ему складу мышления он хорошо понимал, что среди них есть честные и доблестные люди, и что принадлежность ко христианству не означает враждебности по отношению к властям. Взойдя на престол, Константин столкнулся с противодействием могущественных противников: Максимиана и Максентия. Руководствуясь личными и политическими интересами, он вынужден был вести с ними брань. Став единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, вошедший в историю под названием «Миланский». Согласно этому (исключительному по важности) документу, деятельность Церкви переставала артикулироваться как противозаконная и больше не подлежала преследованию. Разумеется это не значило, что христианство тут же переходило в статус государственной религии. Вместе с тем это факт ознаменовал торжество высшей справедливости: христиане получили выстраданное право исповедовать свою веру открыто. Кроме того Константин запретил своей властью казнь через распятие и наделил Церковь особыми гражданскими правами.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Vel...

В.Л. Задворный (католик) Хронологическая таблица Римские императоры Понтификаты Август 27 до н.э. – 14 н.э. Тиберий Калигула Клавдий ум.  67 Гальба Вителлий Веспасиан Анаклет Домициан Климент I Эварист 97–105 98–117 Александр I 105–115 Адриан 117–138 Сикст I 115–125 Телесфор 125–136 Антонин Пий 138–161 136–140 140–155 Марк Аврелий 161–180 Аницет 155–166 166–175 Коммод 180–192 Элевтер 175–189 Пертинакс Дидий Юлиан Септимий Север 193–211 Виктор 1 189–199 Каракалла 211–217 Зефирин 199–217 Макрин 217–218 Каликст I 217–222 Элагабал 218–222 Александр Север 222–235 Урбан I 222–230 Понциан 230–235 Максимин 235–238 235–236 Гордиан 238–244 Фабиан 236–250 Филипп Аравитянин 244– 249 249–261 Корнелий 1 251–253 Галл Требониан 251–253 Валериан 253–259 Луций I 253–254 Стефан I 254–257 Сикст II 257–258 Галлиен 259–268 Дионисий I 259–268 Клавдий Гот 268–270 ФeлukcI 269–274 Аврелиан 270–275 275–276 Евтихиан 275–283 276–282 282–283 283–296 Нумериан 283–284 Диоклетиан 284–305 Марцеллин 296–304     I тетрархия во главе с Диоклетианом Запад: Максимин (соправитель Констанций Хлор) 293–305 Восток: Диоклетиан (соправитель Галерий) 293–305 II тетрархия Запад:  Констанций Хлор (соправитель Север) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) 305–306 III тетрархия Запад: Север (соправитель Константин) Восток – Галерий (соправитель Максимин Дайя) Гражданская война 306–312 Марцелл I 308–309 Запад: Константин (Галлия, Испания, Британия) 306–312 Евсевий Максенций (Италия, Африка) ум. 312   Восток: Галерий ум. 311   соправители Лициний (Балканы, Испания) Мильтиад 311–314 Максимин Дайя (Египет, Малая Азия, Сирия) Запад: Константин 312–324 Сильвестр I 314–335 Восток: Лициний Константин   ум. 324 324–327   Запад Восток Понтификаты Константин II 337–340 Констанций 337–351 337–352 Констант 340–350 Констанций 351–361 Либерий 352–366 361–363 Иовиан 363–364 Валентиниан I 364–375 Валент 364–378 Дамас I 366–384 Грациан 375–378 Грациан 378–379 Грациан 379–383 Феодосий I 379–387 Валентиниан II 383–387 Сириций 384–399 Феодосий I 387–395 Гонорий 395–423 Аркадий 395–408 Анастасий I 399–402 Феодосий II 408–450 Иннокентий I 401–417 417–418 Бонифаций I 418–422 Валентиниан III 423–455 Целестин I 422–432 Петроний Максим Сикст III 423–440 455–456 Майориан 457–461 Марциан 450–457 440–461 Либий Север 461–465 Антемий 467–472 457–474 461–468 Олибрий Глицерий 473–474 Симплиций 468–483 474–475 475–476 474–491 Читать далее Источник: История римских Пап/В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-./Т. 1: От св. Петра до св. Симплиция. - 343 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история по периодам. Античный мир ЗЕНОБИЯ [Зеновия] (ок. 240 - после 274), Юлия Аврелия, 2-я жена царя Пальмиры Публия Септимия Одената (ок. 250-266/7), царица Пальмиры (до 272) КЛАВДИЙ (I) (Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик) (10 г. до Р. Х. - 54 г. по Р. Х.), рим. император (с 26 янв. 41), ученый КОММОД Луций Элий Аврелий (31.08.161 - 31.12.192), рим. император (с 17 марта 180) из династии Антонинов КОНСТАНЦИЙ I ХЛОР (ок. 250 - 306), рим. император (цезарь с 293; август с 305), основатель династии Флавиев (Константинов) КОНСТАНЦИЙ II [Флавий Юлий Констанций] (317-361), рим. император (с 337), 2-й сын имп. св. равноап. Константина I Великого (306-337) КОРИНФ одна из столиц Древнего мира; важный центр античного и средневек. христианства; памятник античной новозаветной и христ. археологии ЛАОДИКИЯ античный и визант. город в области Фригия (или Кария; юго-запад М. Азии); ныне городище в 10 км к северу от совр. г. Денизли (Турция); древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви ЛИДИЯ древняя страна в М. Азии, историческая область и провинция Римской и Византийской империй, один из древнейших центров распространения христианства, митрополия К-польской Православной Церкви (КПЦ) ЛИКАОНИЯ историческая область и позднерим. провинция в Центр. Анатолии; древняя митрополия К-польской Православной Церкви с центром в Иконии ЛИКИЯ древняя историческая область и рим. провинция в Южной Анатолии (ныне Турция); древняя митрополия К-польской Православной Церкви МАКСИМИН II ДАЙЯ [Даза; Гай Валерий Галерий Максимин Дайя] (270-313), рим. император (с 1 мая 305 цезарь, с мая 309 август) МАКСИМИН I ФРАКИЕЦ [Гай Юлий Вер Максимин] (ок. 173 - 238), 1-й рим. имп. (20 марта 235 - 11 марта 238) «полуварварского» происхождения НЕРОН Клавдий Цезарь Август Германик (37-68), рим. император (с 13 окт. 54), последний представитель династии Юлиев-Клавдиев, традиционно считается 1-м правителем Римской империи, организовавшим офиц. преследование христиан ПАФЛАГОНИЯ историческая область на севере М. Азии (совр. Турция); рим. провинция, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви (КПЦ)

http://pravenc.ru/rubrics/122982_2.html

В антиарианской среде возникло твердое представление о том, что святитель пострадал исключительно за веру, а осудил его «нечестивый епископ» Евсевий Никомидийский. Однако такую версию событий мы читаем только в очень поздних «источниках», написанных уже после смерти всех участников тех событий. Во-первых, осудивший Евстафия Антиохийский собор проходил летом 327 года, а сам Евсевий Никомидийский сразу после окончания I Вселенского собора (май-июнь 325 г.) был отправлен в ссылку за то, что отказался подписать решения Собора. Из ссылки он вернулся только осенью 328 г. — подписав Символ Никеи, но не подписав личного осуждения Ария. Во-вторых, святителя Евстафия судили не за вероучение, а по какому-то темному делу «оскорбления величества» (т. е. неоказание чести или прямое оскорбление высшим лицам государства). Самые первые источники по этому делу намекают, что оно касалось матери императора Константина — августы Елены. Выше мы уже отметили, что в то время Антиохия была фактически культурной столицей Востока Империи (ставка и военные чиновники находились в Никомидии, а вот вся знать, включая императрицу-мать, жила чаще в Антиохии, чем в Никомидии). Так в чем же было то оскорбление, которое не решаются озвучить ни судьи, ни современники Евстафия? Святитель Евстафий известен был не только как бескомпромиссный защитник единосущия, но и как ригорист в области морали. В частности, как раз в вопросах, связанных с браком. Церковь в это время сильно сужала «коридор возможностей» для сексуальной жизни христиан, пытаясь ограничить сексуальную жизнь исключительно браком. Многие епископы в то время уже высказывались довольно резко о внебрачных сожительствах, включая конкубинат. И вот тут следует остановиться на биографии императора Константина I. Его отцом был Констанций I Хлор, кесарь-соправитель (293–305 гг.) римского императора августа Максимина Геркурия. На падчерице Максимина Феодоре был официально женат Хлор. От этого брака было 6 детей. Но еще до своего брака с Феодорой (заключенного аккурат в начале своего кесарства, т. е. в 293 г.) Хлор уже имел в качестве конкубины Елену — свободную гражданку, дочь трактирщика из Вифинии. Она- то и родила Хлору Константина еще в 272 году. То есть Константину, когда его отец «оставил конкубину» и женился на Феодоре, был 21 год.

http://blog.predanie.ru/article/svyatite...

Раскаяние Галерия было едвали искреннее. Указ 311 года был, так сказать, вырван у него грозным призраком приближавшейся к нему смерти, а не сознанием истинности христианства; поэтому он, прекратив гонение, не обезпечил христианам полной свободы исповедания своей веры и права на безпрепятственное распространение в мире, так что положение его оставалось неопределенным, а во многих провинциях востока гонение даже не прекращалось. А главное – Галерий слишком поздно пришел к сознанию своей неправоты. Уже назревал полный переворот в отношениях греко-римского законодательства к христианской религии – переворот подготовленный периодом многочисленных гонений на христиан и совершенный св. равноапостальным императором Константином Великим . § III Константин был сын Констанция Хлора и царицы Елены. Унаследовав от отца кротость к подчиненным, любовь и внимание к христианам, которых Констанций не преследовал в своей области, не смотря на свирепствовавшее в остальных частях империи гонение против них, а он своей матери искреннее внутреннее благочестие, Константин уже в детстве познакомился с христианами и их учением. Особенно содействовало этому знакомству пребывание его при дворе имп. Диоклитиана, вызвавшаго Константина к себе в Никомидию, вероятно, в качестве заложника со стороны его отца. Во время гонения Диоклитиана, Константин был свидетелем жестокостей гонителей и благороднаго мужества христиан. Он понял всю несправедливость римских правителей и «стал чуждаться их потому, как он сам впоследствии говорил, что видел дикость их нравов». Правда, он не был еще в это время христианином, но его симпатии, очевидно, склонялись в пользу христиан, тем более, что к ним так благоволил и его отец. Незадолго до своей смерти Констанций Хлор вызвал к себе сына в Галлию. После смерти Констанция молодой Константин был провозглашен императором. На западе, в Италии, в это время происходила большая смута; вместо одного императора здесь было три: старый Максимиан Геркул, его сын Максенций и Север. Они вели между собою борьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Vel...

25 Александр прожил 32 года и 8 месяцев, царствовал 12 лет и 8 месяцев. 26 Незадолго до смерти Александра умер его ближайший друг Гефестион. 27 Александр умер в Вавилоне, его сын от Роксаны Александр родился уже после его смерти. 28 После смерти Александра ближайшие сподвижники его — диадохи разделили его царство: Антипатру досталась Македония и Греция, Антигону — Фригия, Ликия и Памфилия, Птолемею — Египет, Селевку — Вавилония и Сирия, Лисимаху — Понт и Фракия. 29 См. кн. 4, 19—21. 30 Евсевий имеет в виду пиктов и скоттов, во время похода против которых умер Констанций Хлор, отец Константина. Видимо, после смерти отца он сам закончил этот поход. Возможно также, что Константин прибыл к отцу еще в самом начале похода, до переправы в Британию и тогда участвовал во всем отцовском походе — см. прим. 66 31 Имеется в виду война с готами в 322 г. Евтропий упоминает о нескольких сражениях, в которых Константин разгромил готов. («Краткая история от основания Города», X, 7, 1.) Также Секст Аврелий Виктор упоминает о победе над полчищами готов и сарматов («О цезарях», XLI, 13—14). Фотий, пересказывая Филосторгия, также упоминает о переселении готов в Мизию в правление Константина. («Краткое изложение «Церковной истории» Филосторгия», II, 5.) Иордан сообщает при этом, что вспомогательный отряд, выставленный готами против Лициния стал одной из причин победы Константина. После войны этот отряд (40 000 чел.) был оставлен императором на службе и получил впоследствии название федератов. (Иордан. «О происхождении и деянии гетов», 111—112). Выражение «вся Скифия», которое позволило Э. Гиббону чрезвычайно резко отозваться об исторической ценности сочинения Евсевия, конечно, не стоит понимать буквально, но во-первых, оно вполне приличествует панегирику, писавшемуся в то время, когда память о походах Константина была еще жива и никакой речи о попытке фальсификации быть не могло, а во-вторых, такое обобщение было вполне распространено в исторической традиции античности. Цезарь в «Записках о Галльской войне» позволяет себе подобное же выражение о завоевании «всей Германии».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Максимин Геркулий, отказавшись от престола, отравил себя ядом. Главный виновник десятого и последняго гонения Галерий был поражен неисцелимою болезнию, которая, несмотря на все старания и все искусство врачей, усиливалась все более и более, так что наконец и врачи не могли близко подходить к нему – от нестерпимого смрада, выходившего из его ран. Среди таких ужасных мучений он познал могущество Бога христианского, вспомнил все свои жестокости против христиан и издал указ о прекращении гонения. Но так как обращение гонителя было не глубокое, то смерть прекратила его мучения. Споспешник и преемник жестокостей Галерия Максимиан имел смерть не менее мучительную. Оставленный всеми своими приближенными, он решился на самоубийству – принял яд и четыре дня терпел ужаснейшие мучения, не только в теле, но и в душе; ибо ему представлялся в болезни Сам Судия небесный и грозил ему Своим правосудием; наконец с жесточайшими мучениями, как бы среди пытки, нечестивый Максимиан изверг свою душу. Таким образом почти все ожесточенные гонители христиан испытали на себе заслуженный ими гнев правосудного нелицеприятного Бога, тогда как Констанций Хлор, покровительствовавший христианам, мирно и благополучно управлял своею страною и мирно скончался. В лице его сына Константина Великого Господь готовил Своего избранника, который должен был дать мир и свободу св. церкви. г) И здравый разум убеждает нас, что только в союзе с церковию можно получить спасение, а вне сего союза вечная и неизбежная гибель. Прежде всего нужно признать, что всякий человек рождается с Адамовым (или прародительским) грехом и после того весьма много совершает различных грехов. Между тем в свящ. писании сказано, что «ничто скверное не может войти в небесное царство». А совершая грехи, он чувствует в совести своей тяжесть и беспокойство, которые делают его несчастливым. Кто же может снять с него эту тяжесть и успокоить его совесть? Кто вообще может очистит его от греховной скверны, которая закрывает ему вход в небесное царство? Не другой кто, как только церковь в таинствах крещения и покаяния, установленных Господом для христиан. Кроме церкви никто и ничто не в силах сделать этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Со вступлением на престол Деция (249–251) разразилось над христианами такое гонение, которое по систематичности и жестокости превосходило все предшествовавшие, даже гонение М. Аврелия. Император, заботясь о старой религии и о сохранении всех древних государственных порядков, сам руководил гонением; провинциальным начальникам были даны обстоятельные на этот счет инструкции. Было обращено серьезное внимание на то, чтобы никто из христиан не укрылся от розысков; число казненных было чрезвычайно велико. Церковь украсилась многими славными мучениками; но много было и отпадших, особенно потому, что предшествовавший долгий период спокойствия усыпил у некоторых героизм мученичества. При Валериане (253–260), в начале правления снисходительном к христианам, им пришлось вновь вытерпеть жестокое преследование. Чтобы расстроить христианское общество, правительство обращало теперь особенное внимание на христиан из привилегированных сословий и прежде всего на предстоятелей и руководителей христианского общества, епископов. В Карфагене пострадал еп. Киприан, в Риме папа Сикст II и диакон его Лаврентий, герой между мучениками. Сын Валериана Галлиен (260–268) прекратил гонение, и христиане около 40 лет пользовались религиозною свободой – до эдикта, изданного в 303 г. императором Диоклетианом. Диоклетиан (284–305) сначала не предпринимал ничего против христиан; некоторые христиане занимали даже видные места в войске и в правительстве. Перемену в настроении императора некоторые приписывали соправителю его Галерию (см.). При съезде их в Никомидии был издан эдикт, в котором предписывалось христианские собрания запретить, церкви разрушить, священные книги отобрать и сжечь, христиан лишить всех должностей и прав. Гонение началось с того, что разрушили великолепный храм никомидийских христиан. Вскоре после этого случился пожар в императорском дворце. В этом обвинили христиан; явился второй эдикт, гонение запылало с особенною силою в разных областях империи, кроме Галлии, Британии и Испании, где управлял благосклонный к христианам Констанций Хлор.

http://azbyka.ru/goneniya-na-xristian-v-...

Сторонники религиозности Сталина могут, конечно, ухватиться за оговорку " духовно " , но приведенный словесный ряд убедительно показывает, что духовная сила понималась правителем совсем не в духе христианского смирения. По Сталину духовно сильный человек – это человек, способный перешагнуть для достижения цели через жизни других людей, что он сам неоднократно и делал. В этом смысле показательна ремарка вождя народов после просмотра второй серии фильма " Иван Грозный " . В 1947 году (расцвет религиозной " оттепели " ) в беседе с Сергеем Эйзенштейном и Николаем Черкасовым Сталин сказал: " Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал.... Нужно было быть решительнее " .10 Глава государства упрекает Ивана IV в недостатке решительности, хотя речь шла об ужасах опричнины в самом ее " расцвете " . Даже после этого свидетельства все разговоры о том, что Сталин был тайно верующим человеком лишены основания. Однако мы можем привести и более явное свидетельство того, что вождь относился к Церкви и верующим крайне цинично. Вот данные статистики Совета по делам РПЦ в " благополучный " для верующих 1946 год. Сталин активно использует Церковь на международной арене, хочет превратить Москву в новый Ватикан и готовит грандиозный церковный Собор: " В первую половину 1946 года верующими было подано 8092 ходатайств об открытии церквей, из них 6268 было отклонено, не рассмотрено 832, разрешено 992, что составило всего 12,25 % от общего числа ходатайств " .11 Вряд ли тайный христианин удовлетворит лишь 12 процентов ходатайств своих единоверцев. Мы знаем примеры правителей III века. Сочувствующий христианам Констанций Хлор (отец Константина Великого), не будучи христианином, не допускал на своей территории гонений на христиан, хотя оно было объявлено указом Диоклетиана. Получается, что сторонники версий о православности вождя народов сами считают его хуже императора-язычника. Примечания: 1 Святослав Рыбас. Сталин (Серия ЖЗЛ). М.: " Молодая гвардия " , 2009. С. 269-270

http://religare.ru/2_99653.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010