Спустя пять лет по смерти Аврелиана, в течение которых сменилось пять императоров, верховная власть досталась Диоклетиану (284 г.). Войны шли в ту пору на всех границах империи, и так как император был, по необходимости, главнокомандующим своей армии, то Диоклетиан пришел к мысли разделить империю. Он избрал себе товарища, которому предоставил равную с собою власть с тем же титулом. Сохранив за собой Восток, он отдал ему Запад. Двух августов во власти знала империя и раньше. Так было при Марке Аврелии во II веке, при Гордиане и Филиппе – в III. Но замещение трона двумя лицами не вело тогда к территориальному делению империи на две части, как случилось теперь в силу неблагоприятных внешних условий. Непрерывные войны на границах побудили Диоклетиана дать новую организацию преемства верховной власти. Не имея мужского потомства, он избрал своим цезарем, т. е. наследником, чужого человека и заставил сделать то же самое своего товарища. Оба цезаря были избраны из людей, имевших уже военные заслуги, и получили самостоятельное командование в отведенных им территориях. Одновременно с тем Диоклетиан провел новое административное деление империи на префектуры и целый ряд реформ в сфере государственного управления. Блестящие военные успехи Диоклетиана и Максимиана подняли престиж империи и обеспечили ее единство. Отпраздновав 20-летие своей власти, Диоклетиан сложил свой сан и заставил сделать то же самое Максимиана (1 мая 305 г.). Прежние цезари, Галерий и Констанций Хлор, сделались августами, и Галерий назначил двух цезарей. Но система преемства верховной власти, отрицавшая принцип кровного родства, не удержалась в силе. У Максимиана был сын Максенций, а у Констанция ХлораКонстантин. Оба они приняли титул августов, вернулся к власти и Максимиан. Начались междоусобные войны и жестокое кровопролитие. Константин устранил Максенция и, оказавшись в обладании западной половиной империи, вступил в соглашение с августом Востока, Лицинием. Упрочив свою власть, Константин резко выдвинул принцип кровной наследственности тем, что объявлял цезарями своих малолетних сыновей. Соглашение с Лицинием, скрепленное браком последнего с сестрой Константина, продержалось недолго. В 323 году началась между двумя августами междоусобная война, закончившаяся битвой при Хрисополе, в которой победа досталась Константину. Единство империи было вновь восстановлено.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Уже во II-I вв. до Р. Х. И. географически разделяли на Паннонию (область к северу от р. Савы) и Далмацию (южнее Савы). Территории И. изначально не имели собственного наместника, а управлялись непосредственно сенатом. После раздела провинций на имп. и сенатские И. первоначально остался под упр. сената. Однако в I в. по Р. Х., вслед. успехов имп. Тиберия и существенного увеличения территории под рим. контролем, были образованы 2 имп. провинции Верхний Иллирик (позднее Далмация, куда изначально входила и Верхняя Мёзия) с центром в Салоне и Нижний Иллирик (позднее Паннония) с центром в Петовионе (ныне Птуй, Словения). Обе провинции управлялись одним императорским легатом в ранге пропретора, который пребывал в Петовионе. Новое разделение Паннонии было предпринято имп. Траяном между 105 и 107 гг., когда были образованы Паннонии Верхняя (центр Карнунт) и Нижняя (центр Аквинк). Т. о. на территории И. были выделены 4 провинции: 2 Паннонии, Далмация и В. Мёзия. Процесс романизации в этом регионе шел медленно и сталкивался в восточных областях с греческим влиянием. К концу античной эпохи романизация И. так и не завершилась; значительная часть населения И. сумела сохранить свой язык. В местных муниципальных куриях и в юридической практике продолжали господствовать автохтонные обычаи. Уже при Цезаре в И. начали создаваться рим. колонии, к-рые располагались преимущественно в Паннонии и на побережье Далмации (Салона, Нарона и др.). Тем не менее мн. рим. императоры III-IV вв. происходили именно из римских колоний И.: Деций, Клавдий II, Аврелиан, Проб, Диоклетиан, Максимиан Геркулий, Максенций, Галерий, Лициний, Флавий Север, Констанций I Хлор, Константин I Великий, Максимин Дайя, Валентиниан I, Валент. Подобное провинциальное деление сохранялось до адм. реформы имп. Диоклетиана. В кон. III в. была создана префектура И. с центром в Сирмии во главе с префектом претория И. Она охватила огромную территорию прежних иллирийских провинций - Дакии Прибрежной (образована в 275), Норика, сев.

http://pravenc.ru/text/389433.html

Это компромиссное решение не привело к примирению тетрархов, и вскоре началось открытое политическое соперничество между группами сторонников К. и Галерия, причем последнего активно поддерживал Максимиан Геркулий. Летом 305 г. К., сославшись на ухудшающееся здоровье, потребовал от Галерия отправить к нему Константина, который до этого находился в Никомидии и оказался там в явной опасности. Константин спешно переехал в Августу Треверов. В кон. 305 - нач. 306 г. К. совершил еще одну экспедицию из Галлии в Британию, уже в сопровождении Константина, где добился победы над пиктами и получил титул Britannicus Maximus. Последние месяцы своей жизни (нач. 306 г.) К. провел в Эбораке, планируя продолжать войну на севере Британии. Находясь на смертном одре, он призвал свою армию провозгласить Константина своим преемником. В соответствии с его пожеланием незадолго до или сразу после смерти К. в Эбораке Константин был провозглашен императором. По мнению большинства совр. исследователей, К. не поддерживал в своих диоцезах гонения на христиан в Римской империи, начатые Диоклетианом и Галерием на Востоке империи с 303 г. ( Piganiol. 1932; Alfoldi. 1948; Jones. 1949; Barnes. 1981). Однако эта оценка нуждается в существенных уточнениях. Свидетельства писателей-христиан IV в. Лактанция и еп. Евсевия Кесарийского о поведении К. во время гонений противоречивы. Лактанций в кн. «О смертях преследователей» говорит, что К. позволял разрушать храмы, оставляя нетронутым «истинный храм веры в сердцах людей» ( Lact. De mort. persecut. XV 6), т. е., по-видимому, в Галлии и Британии в этот период проводились конфискации и сносы помещений, где проходили собрания христиан, но арестов или осуждений самих верующих не было. Следует предполагать, что свидетельства Лактанция, работавшего в 10-х гг. IV в. и бывавшего на Западе, гораздо более достоверны, чем информация Евсевия, написавшего «Жизнь Константина» после 337 г. Представления еп. Евсевия о роли К. в гонении христиан сформировались во многом под влиянием позднейшей пропаганды Константина, к-рый, с 10-х гг.

http://pravenc.ru/text/2057134.html

Евангелия повествуют нам о святынях страстей Господних — Терновом Венце, Хитоне и Погребальных Пеленах Господа . Новая жизнь святынь в Европе Сейчас эти святыни обретаются в Европе. Терновый венец — в Париже, Погребальные пелены – в Турине, и хитон Господа – в городе бывшем когда-то одной из четырех столиц Римской Империи – Трире . Именно к ним несколько раз в столетие совершается высокое паломничество, когда святыня открыто предстает перед молящимися. Хитон Спасителя в Трире В 2012 году такое паломничество будет в Трире к Хитону Господа, история которого начинается в Евангелии и продолжается в житие Св. Равноапостольной Царицы Елены – матери императора св. Равноапостольного Константина. В 306 году Константин становится правителем Западной Галлии — Белгики. Столицей этой части империи был Аугуста Треверорум – ныне Трир. Этот большой, красивый римский город давно был самым значимым в Галлии, при Диоклетиане за ним официально закрепляется статус одной из столиц империи. До Константина здесь правил его отец Констанций Хлор.(293-306). В Трир часто приезжает и подолгу живет святая Елена, мать будущего единоличного императора Римской империи. Из Трира в 312 году Константин идет на Рим, с галльскими легионами против Максенция и, накануне решающей битвы, видит знамение Креста и слышит во сне голос Господа, повелевающий начертать крестное знамение на щитах легионеров. Свободу христианам! В 313 году, находясь в Милане, Константин издает эдикт, дарующий христианам возможность открыто исповедовать свою веру. Святые епископы трирские — Евхарий и Валерий II — III век После этого события, в корне поменявшего положение Церкви, начинают строиться христианские храмы. Первые три — непосредственно по указу Святого императора Константина. Происходит это после описанного в житие паломничества св. Елены на Святую Землю. Закладываются: храм Рождества Христова в Вифлееме, храм Гроба Господня и собор во имя святого апостола Петра в Трире. Последний строится для благочестивого сохранения Хитона Господа, который царица обрела на Святой Земле.

http://pravmir.ru/xiton-spasitelya-neoby...

Его столица — в Никомидии, в прекрасной Вифинии, на малоазийском берегу Мраморного моря. Здесь он обдумывает реформы — множество реформ, отсюда руководит поделенной на две части империей, которой правит теперь императорская четверица — особая, чрезвычайно эффективная форма правления. Император и при нем кесарь, правая рука. Таких императоров двое, и двое кесарей. На Востоке — Диоклетиан и Максимиан, на Западе — Констанций Хлор, женатый на Елене. Римский мир затих, благословляя богов, даровавших земле покой. Диоклетиан не начинает гонений на христиан — напротив его дворца в Никомидии высится христианский храм. На этот храм взирает из заточения молодой узник-заложник, сын Констанция Хлора и Елены — Константин, поклонник таинственного культа Митры, бога-победителя страшного быка. Он не должен стать императором — не таковы законы Диоклетиана. А чтобы отец — соправитель Диоклетиана на Британских островах — вел себя посмирнее, ко двору вызван сын. Но ко двору в это время представлен и другой юноша, сверстник Константина. Он — ученик врача Евфросина, сын патриция Евсторгия. Если Константину будущее не обещает ничего, то Пантолеону открыт путь на высокие придворные должности. Ему около двадцати семи лет — возраст, когда молодые люди из знатных семей могли быть представлены вниманию императора. Император — прежде всего воин. Еще более касается это Диоклетиана. Личный врач императора — это военный врач, который будет делить с ним и тяготы похода, и боль ран. «Прекрасно, если врач — не просто врач, но друг твой» — говорили мудрецы Сенека, Плутарх и Цицерон. История помнит много великих врачей — спутников императоров. Октавиана Августа спас его врач Марк Арторий, которому во сне было видение. Проснувшись, он кинулся к палатке императора и почти силком вывел его и этим спас. Другой врач, раб, Антоний Муза, ученик Асклепиада Вифинского, исцелил императора, прописав ему ванны — и император, освободив его, сделал его своим личным врачом и дал ему — бывшему рабу — право носить на пальце золотое кольцо.

http://pravmir.ru/voennyj-vrach-pantoleo...

В самом начале своего сочинения он разъясняет символическое значение даты 25 марта, играющей центральную роль в александрийской хронологии: на этот день, приходятся начало творения, Боговоплощение (Благовещение) и Воскресение Христово. Отождествив 25 марта с 1 нисана, Георгий считает нужным предупредить читателя: «Началом каждого года в этой хронике всякий обращающийся к ней пусть считает 1-е число первого еврейского месяца нисана, – а не по-египетски первое тота, или по-римски первое января, или иное начало у какого-либо иного народа: ведь у разных народов по разному согласованы месяцы и начала месяцев и лет, и незнание этого для желающих точно выяснить что-либо о днях, месяцах и годах приводит к немалому заблуждению». 10 В дальнейшем Георгий Синкелл последовательно придерживается александрийской эры мартовского стиля (эпоха – 25 марта 5492 г. до н.э.). В высшей степени показательно, что традиционный византийский сентябрьский стиль не удостоен Георгием даже упоминания. Ответ на вопрос, где находится начало года у Феофана Исповедника , далеко не столь однозначен. Для решения этой проблемы следует сопоставить даты в его «Хронографии» с принятыми в науке историческим датами, известными с точностью до месяца. В этом отношении у Феофана теоретически возможны следующие датировки: I) верные по индикту и году с неясной границей (нерелевантны в отношении стиля); II) верные по индикту и сентябрьскому году (сентябрьский стиль); III) верные по индикту и мартовскому году (мартовский стиль); IV) верные по мартовскому году, но неверные по индикту (результат смешения стилей); V) неверные. В ходе обработки данных «Хронографии» Феофана нами получена следующая таблица: Событие Диоклетиан, царь ромеев сентябрь 284 Констанций (Хлор) и Галерий май 305 Константин, царь ромеев июль 306 1-й Вселенский Собор в Никее 20 мая 325 Констанций (II), царь ромеев май 337 Юлиан, царь ромеев ноябрь 361 Иовиан, царь ромеев июнь 363 Валентиниан (I), царь ромеев февраль 364 Валент, царь ромеев ноябрь 375 Феодосий (I), царь ромеев январь 379 Аркадий, царь ромеев январь 395 Феодосий (II), царь ромеев май 408 Маркиан, царь ромеев август 450 Лев (I), царь ромеев февраль 457 Зинон, царь ромеев ноябрь 474 Анастасий, царь ромеев апрель 491 Юстин (I), царь ромеев июль 518 Юстиниан (I), царь ромеев август 527 Юстин (II), царь ромеев ноябрь 565 Тиверий, царь ромеев октябрь 578 Маврикий, царь ромеев август 582 Фока, царь ромеев ноябрь 602 Ираклий, царь ромеев октябрь 610 Ираклона, царь ромеев весна 641 Констант, царь ромеев осень 641 Константин (IV), царь ромеев ил./сент. 668 Юстиниан (II), царь ромеев сентябрь 685 Леонтий, царь ромеев конец 695 Апсимар (Тиверий II), царь ромеев лето(?) 698 Юстиниан (II), царь ромеев, осень 705 снова Филиппик, царь ромеев декабрь 711 Анастасий (И) Артемий, царь ромеев июнь 713 Феодосий (III), царь ромеев осень 715 Лев (III) Исавр, царь ромеев 25.3.717 Константин (V), царь ромеев июнь 741 Лев (IV), царь ромеев 14.9.775 Константин (VI), царь ромеев, с матерью

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

(При Галиене и Клавдии, 261–268, было свободно христианам). 9. Аврелиана. Сначала благосклонный к христианам, он под конец царствования подписал указ против христианства, но прежде исполнения указа был убит 27 . 10. Диоклитиана. В его время, за 18-летнею тишиною, следовала самая ужасная, 10-летняя, буря гонения, которого главным виновником был суеверный и жестокий соправитель Диоклитиана, Галерий, сын жрицы. В одной Никомидии, где гонение началось, сожжено 20 тысяч христиан вместе с храмом; в Египте в один месяц умерщвлено 17 тысяч. Кровь христиан лилась по всей империи, кроме Галлии, где правительствовал Констанций Хлор, благосклонный к христианам. Гонение свирепствовало до тех пор, пока сын Констанция, Константин Великий , не сделался Императором Римским. После победы над Максентием, он вместе с Ликинием, издал указ, позволяющий всем свободу вероисповедания 28 (313 г.). Чудодейственный промысел §6. При столь многих опасностях со стороны Иудеев и язычников, при великой силе развращения и предрассудков языческой мудрости и религии, при чрезвычайных усилиях самого духа тьмы, необходимы были чудесные действия Божие для утверждения и распространения христианской Церкви. И такие действия, в первые времена христианства, были столь обильны и часты, что подобных не находим ни в каком другом времени. Божественные чудесные дела Иисуса Христа были бесчисленны 29 . Подобные силы Божии действовали во весь век апостольский, торжествовали над всеми силами человеческими, посрамляли мудрых, заставляли умолкать языческие оракулы и побеждали все противные усилия языческих царей, жрецов, философов, и самих демонов, а юной Церкви Христовой подавали большую крепость, открывали большее пространство и умножали ее славу. Сюда относятся: а) Богоявления и явления Ангелов. Дух Святой сошел на Апостолов в виде огненных языков 30 ; Иисус Христос видим был первомучеником Стефаном в отверстых небесах 31 ; явился Савлу, на пути в Дамаск, в свете и гласе с неба 32 ; ему же являлся во храме и в нощных видениях 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

39 Интересно, что для античных историков возвеличивание своего труда в сочинении являлось почти правилом, Евсевий же открывает другую форму, впоследствии также ставшую традиционной в византийской историографии — традицию указания на недостаток должного умения при описании столь значительных событий и рассмотрения своего труда как религиозного долга. Интересно, что при этом он сохраняет (в завуалированной форме) и античную форму, в своем своеобразном вступлении или прологе вознося похвалы Константину и указывая на его неповторимость и величие он продолжает традицию «Истории» Фукидида и других античных историков, прославляя избранный для повествования предмет. 40 Клавдий Нерон Тиберий — римский император с 54 по 68 г. от Р.Х., один из немногих римских императоров, в оценке которых сошлись и языческие, и христианские авторы. Первый, осуществивший гонение против христиан за якобы поджог ими Рима. В среде языческих историков, его имя стало примером императора жестокого, безнравственного и бездеятельного. Под «ревностными писателями» Евсевий скорее всего имеет в виду Тацита и Светония. 41 Все это рассуждение Евсевия по ходу мысли тождественно рассуждению Платона в Государстве о пользе и вреде мифов («Государство», II. 337—338). 42 Трофей — первоначально сооружение из вражеского оружия, посвященного богам в честь победы и сооружаемый на поле боя. Здесь — уже просто захваченное вражеское оружие. Когда далее в тексте Евсевий называет трофеем знамя Константина, то слово это, чаще всего победный трофей или спасительный трофей, следует понимать только как эпитет знака победы. 43 Евсевий вспоминает широко известный в древности рассказ о Солоне, обратившемся с этими словами к Крезу, который, в свою очередь пересказал их своему победителю — Киру. (Геродот, «История», I, 29—33; Плутарх, «Солон», 37—38.) 44 См. Исх. 1—3. 45 Евсевий имеет в виду гонение Диоклетиана, открытое им в 303 г. и подписанное именами всех тогдашних тетрархов — Диоклетиана, Максимиана Геркулия, Констанция Хлора и Максимиана Галерия. Гонение это было одним из самых страшных, как по всеобщности, так и по последовательности, с которой оно проводилось. После отречения от власти Диоклетиана и Максимиана Геркулия, с 1 мая 305 г., августом на Востоке стал Максимин Галерий, а на Западе Констанций Хлор. После этого на Западе гонение прекратилось, а на Востоке вспыхнуло с новой силой. Евсевий подробно описывает это гонение в 9 книге своей «Церковной истории».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2859...

Долгое средневеко­вье, включающее в себя столь разительно отличающиеся друг от друга эпохи по обе стороны от хронологического перевала между первым и вторым тысячелетием от Р. X., изобретено было и охот­но подхвачено западной исторической наукой, а затем ввиду ее монополии стало едва ли не общепринятым, чтобы уклониться от признания гегемонии Константинополя в европейской циви­лизации на протяжении целой эпохи ее истории. Есть насущная необходимость в коррекции оси исторических координат. Итак, новый период в истории Европы, продолжавшийся в течение нескольких столетий до переходной эпохи Карла Вели­кого, открылся правлением святого Константина. 2. Биография Константина до начала его правления Гай Флавий Валерий Константин родился 27 февраля 274 г. в городе Наиссе (ныне сербский Ниш) в семье Констанция, рома­низованного иллирийца, состоявшего в отдаленном родстве с императором Клавдием II, и его первой супруги святой Елены. Мать Константина появилась на свет около 244 г. Хотя в средне­вековье в Англии возникла романическая версия о том, что она дочь короля бриттов Коула Колчестерского, ее действительное происхождение было несравненно более прозаическим и зау­рядным. Отец святой Елены, судя по древним, в том числе аги­ографическим, источникам, был трактирщиком в сицилийском Дрепане, где и могло произойти ее знакомство с офицером или уже генералом Констанцием Хлором, взявшим ее в жены. Елена была христианкой, и снисходительное отношение Констанция к христианам в той части империи, которой он правил в период тетрархии, могло проистекать от влияния его жены, впрочем в ту пору уже бывшей. По указанию Диоклетиана Констанций Хлор должен был оставить ее перед назначением его цезарем, чтобы породниться с августом Максимианом, помощником которого он становился, женившись прежде на его падчерице Феодоре. Разлученная с мужем, Елена пребывала в скромном положе­нии, обстоятельства которого неизвестны документально, пока ее сын, став правителем империи, не возвысил ее, удостоив титу­лом августы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

И в фигуре самого императора Константина воплотились все пережитые противоречия времени, светлые и слабые стороны переходной эпохи. Внебрачный сын иллирийского воина Констанция Хлора и Елены, которая впоследствии будет прославлена вместе с сыном как святая и равноапостольная, сам воин, без особого образования, но решительный и смелый политик, Валерий Флавий Константин родился скорее всего в 285 г. (хотя ученые спорят о дате его рождения: она точно не известна), т.е. в тот самый год, когда началось самостоятельное правление Диоклетиана, чья система власти - доминат - стала предтечей византийской системы власти - самодержавия. Ведь до того Римская империя жила в атмосфере нескончаемой смены императоров, попыток узурпации власти, появления самозванцев, - всего того, что современные историки называют " кризисом III в. " . Путь Константина к власти лежал через женитьбу на Фаусте - дочери Максимиана, который был одним из четырех соправителей империи. Тетрархия, т.е. " четырехвластие " представляла собой систему правления двух кесарей и двух августов. Но когда 1 мая 305 г. возвышавшийся над тетрархами император Диоклетиан решил уйти на покой, удалившись от государственных дел и занимаясь в своей " столице " Никомидии больше своим садом и огородом, в Риме началась жестокая борьба за власть, в которой сцепились даже ближайшие родственники. Непосредственными наследниками власти стали зять и ближайший помощник Диоклетиана - Галерий на востоке империи и Констанций Хлор, отец Константина, - на западе. Но последний вскоре умирает, и Константин как бы " наследует " удел отца на западе - он владычествует в Галлии: войско провозглашает его " августом " в британском городе Эбораке (совр. Йорк). Его соправителями были Максимин и его сын Максенций, правивший в Риме, а также Ликиний, - в Малой Азии. Хитросплетения борьбы за престол сложились так, что путь Константина к венцу лежал через гибель своих соправителей-соперников. Решающей стала борьба Константина с Максенцием. И вот, весной 312 г.

http://sedmitza.ru/text/1202735.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010